Полученные результаты коррекции дислексии
Улучшение чтения
Одним из основных результатов коррекции дислексии является значительное улучшение чтения у пациентов. Восстановление функции чтения обеспечивает лучшую устойчивость психического здоровья, а также повышает шансы на успешное обучение в школе и университете.
Увеличение словарного запаса
Дислексия часто является причиной ограниченности словарного запаса, что приводит к трудностям в коммуникации и социализации. В результате коррекции дислексии, пациенты восстанавливают свою способность запоминать и узнавать новые слова, что способствует развитию их коммуникативных навыков и социальной адаптации.
Снижение уровня тревожности
Дислексия может сопровождаться высоким уровнем тревожности, который может негативно сказываться на умственном здоровье пациента. Однако, благодаря коррекции дислексии, большинство пациентов испытывают снижение уровня тревожности, что в свою очередь способствует улучшению их общего состояния и улучшению качества жизни в целом.
Успешное взаимодействие в обществе
Коррекция дислексии дает пациентам возможность успешно взаимодействовать в обществе. Улучшение комплекса навыков чтения, письма и говорения повышает их социальный статус. В результате, они становятся более полноценными участниками общества, снижая риск психологических и социальных проблем в будущем.
Увеличение самооценки
Коррекция дислексии также может повысить самооценку пациента. После устранения недостатков, связанных с дислексией, пациенты могут подчеркнуть свои сильные стороны, чувствовать себя уверенно в себе и продвигаться вперед к успешной карьере в будущем.
Пять принципов быстрого чтения
Долгое просиживание за учебниками раздражает и малышей, и родителей. Взрослым кажется, что ребенок просто оттягивает момент и пытается увильнуть от выполнения задания. Школьник уверен: родители требуют от него невозможного. В этой ситуации нужно не только восстановить взаимопонимание, но и найти способ эффективного выполнения заданий.
Быстро проглатывать книжные страницы и превратить чтение в увлекательное занятие позволит овладение следующими пятью принципами:
Концентрация внимания. Сложно не заметить одну важную деталь: с интересной книгой ребенок справляется гораздо лучше и быстрее, чем со скучным учебником
Игра «Концентрация» позволит тренировать внимание малыша, чтобы он не отвлекался во время выполнения домашних заданий.
Подавление привычки проговаривать текст. Молчаливое чтение помогает быстрее справляться с книжными страницами.
Совершенствование способности держать несколько абзацев перед глазами
Научите малыша понимать структуру текста и читать его «по диагонали» – и ваш ребенок будет не только быстро проглатывать книжные страницы, но и успешно справляться с игровыми видами спорта, в которых нужен «зоркий глаз».
Управление информацией. Объясните малышу, что ему не нужно запоминать весь текст, слово в слово. Поиграйте с ним в детектива и разыщите полезную информацию во всем массиве напечатанных слов.
Развитие памяти. Скорочтение позволит вашему ребенку справляться с учебниками в 2-3 раза быстрее, чем его сверстники. Однако без способности запомнить прочитанное, навык будет бесполезным. Игры «Следопыт» или «Буквенный охват» помогут тренировать память, чтобы ребенку хорошо удавалось и чтение, и воспроизведение информации из текста.
Введите эти принципы в ваш ежедневный рацион питания новыми знаниями – и выполнение домашних заданий больше не будет долгим и изнурительным процессом для школьника.
С какого возраста учить ребёнка чтению
На рекламных плакатах, которые рекламируют развивающие центры, нередко предлагают сверхсовременные методы обучения детей чтению чуть ли не с пелёнки. Но давайте подумаем над тем, нужен ли младенцу подобный навык. Ответ очевиден – нет! В раннем возрасте малышам необходима забота мамы и папы, а не регулярные «развивашки».
Специалисты советуют ориентироваться не на возраст детей, а на их индивидуальные особенности. Некоторые малыши проявляют интерес к книгам и занятиям уже в 3 года, другие же начинают заглядывать в книгу и проговаривать слоги в пять лет. И это нормально, ведь каждый ребёнок развивается в своём собственном темпе.
Вот почему не стоит привязываться к определённому возрасту, гораздо важнее оценить, «созрел» ли ребёнок к чтению.
Критерии готовности следующие:
- умение выстраивать предложения;
- достаточно богатый лексикон, понимание сказанного и прочитанного родителями;
- чёткая и связная речь;
- произношение и различение звуков речи;
- умение различать созвучные слоги (ба-па, ва-фа) и буквы в сходно звучащих словах (плод-плот);
- способность ориентироваться в пространстве – право-лево, верх-низ (нужно, чтобы ребёнок умел следовать по тексту с левой стороны вправо и сверху вниз);
- умение концентрироваться на оном занятии в течение 15 минут;
- выраженный интерес к буквам и книгам.
Даже если малыш в чём-то не соответствует приведённым выше критериям, расстраиваться не стоит. Нужно больше заниматься с ребёнком: несвязная речь – больше и чаще разговариваем с ним; замена звуков – обращаемся за помощью к логопеду, проводим артикуляционную гимнастику и пр.
Пожалуй, самый важный критерий готовности с психологической точки зрения – заинтересованность ребёнка в чтении, книгах. Если он хочет научиться читать, нужно не упускать момент и удовлетворить этот запрос.
Методы коррекции
Почему ребёнка с дислексией сложно научить читать? Это связано с тем, что он плохо ориентируется не только в пространстве, но и в информационных потоках. Как правило, дислексия также сопровождается рассеянностью
Если родители вовремя обратят внимание на то, что ребёнок не может читать, проблему можно будет скорректировать. Полностью избавиться от лёгкой дезориентации, конечно, не получится
Однако коррекция позволит ребёнку нормально читать, он научится понимать словосочетания и тексты.
Если ребёнок не может читать, то специалистами используется комплексная помощь. Она включает:
занятия с педагогом. Они направлены на постепенное устранение дислексии. Сначала ребёнка учат понимать слова, потом фразы, предложения и целые тексты. Педагоги занимаются с малышом фонетикой, учат читать и писать, понимать разницу между звуками и буквами, различать графические образы букв, похожих по написанию;
работу с психологом. Специалист оценивает прогресс ребёнка и его эмоциональное состояние. Многие дети закрываются, потому что не могут читать в отличие от своих сверстников
Очень важно, чтобы ребёнок поверил в свои силы;
приём медикаментозных средств. Препараты прописываются детям, которые не читают из-за проблем работой центральной нервной системы
На сегодняшний день разработано множество методик, помогающих детям преодолеть дислексию и научиться читать
Важно правильно подобрать коррекционную программу. Если вы не знаете, почему ваш ребенок никак не освоит чтение, то доверьтесь опытным педагогам-логопедам центра «НЕАПЛ»
Не воспринимайте дислексию, как приговор. Множество детей добиваются успеха в жизни после грамотной коррекции. Например, Ганс Христиан Андерсен и Уинстон Черчилль были дислексиками. Не переживайте о том, что ребёнок не научится писать и читать. Квалифицированные педагоги обязательно помогут ему нормально развиваться.
Советы родителям
Безусловно, дислексия требует повышенного внимания со стороны не только специалистов, но и со стороны родителей. Помогите своему ребенку.
Прежде чем приступать к домашним заданиям по коррекции ныне модного недуга, запомните некоторые правила.
- Спокойствие и терпение. Даже, когда нервы на пределе. Помните, что дислексия – это не признак лени, это действительно нарушение, проблемы здоровья.
- Нельзя наказывать вяло читающего малыша за ошибки при чтении.
- Хвалите. Подчеркивайте достижения. Ситуация успеха окрыляет.
- Не делитесь своими переживаниями по этому поводу с другими людьми при ребенке, это может серьезно его ранить.
- Дислексия может проявляться в различных вариантах. Не будем углубляться, для этого есть специалисты.
Приступая к занятиям, помните, что они должны проходить не от случая к случаю, а регулярно. Чтобы малышу не наскучили ежедневные упражнения, старайтесь организовать их в увлекательной игровой форме, не перегружайте растущий организм.
Какие ошибки не стоит допускать при обучении чтению.
Недостаток знаний специфики обучения чтению, часто приводят родителей к множеству ошибок, которые не только затягивают процесс обучения, но и в какие-то моменты делает его просто невозможным. Все ошибки, наверное, можно условно разделить на системные и технические.
Пожалуй, главной системной ошибкой является отсутствие всякой системы. Нельзя заниматься «от случая к случаю». Нельзя увеличивать затягивать время занятий. 15 минут это максимум для занятий в один день.
Другой распространённой ошибкой является принуждение к учёбе. Пытаясь заставить ребёнка учиться силой, можно развить у него стойкую неприязнь к любым занятиям, что сильно затормозит вас на пути к образованию. Нельзя наказывать ребёнка чтением. Прямая угроза «Убери сейчас же игрушки, а то будем читать!» — явно не будет способствовать любви к чтению. Не прямая угроза «Вот дочитаем книгу и тогда можно будет играть» также не будет этому способствовать.
Самой распространённой технической ошибкой является обучение буквам, отделяя их от звуков которые они обозначают. В будущем, это создаёт большие проблемы для детей. Главное, что должны помнить родители — буква должна для ребёнка звучать одинаково со звуком. Букву «П» ребёнок должен называть как звук «П», если вы учите называть его «ПЭ», потом ребёнок будет пытаться прочитать слово «ПАПА» как «ПЭАПЭА».
Есть ещё одна распространённая. Это попытка ребёнка проговаривать буквы отдельно, а не складывать их в слоги. Например, «С-О-Б-А-К-А» вместо «СО-БА-КА».
Ещё одна ошибка – произношение отдельно звуков, а потом повторение их сложенных в слоги. Например, произносит «Н» и «О», а затем вместе «НО». Помогите ему сразу читать по слогам. Покажите как можно «тянуть» первый звук при чтении — «ННННО». Можно добиться хороших результатов, если пропевать слоги. Делайте это вместе, сводите обучение к игре.
5 важных советов о развитии навыка чтения у ребенка
Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами
Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.
Алфавит с раннего возраста
Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.
Ненавязчивое обучение
Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.
Занимайтесь каждый день
Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.
Заинтересовывайте чтением
Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.
Кроме книжек, появляются и качественные приложения и сервисы, обучающие чтению в интерактивной форме, способные заинтересовать ребенка и дать ему необходимую мотивацию для кропотливого изучения букв, слогов, слов. Они могут ни в чем не уступать книге по качеству иллюстраций, объему обучающего материала, но при этом привносить важный элемент игры, так необходимый для детей.
От простого к сложному
Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:
- изучайте звуки;
- переходите к чтению по слогам;
- научите ребенка слитию слогов.
Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.
Подробное видео с советами от педагога — учимся читать:
https://youtube.com/watch?v=EMkkUIgdY8U
Прогноз и профилактика
Дети с дислексией, которые начали получать необходимую помощь в детском саду или в первом классе, часто улучшают свои навыки чтения в достаточной степени, чтобы преуспеть в начальной и средней школе.
В то же время детям, у которых дислексия была выявлена в старших классах, намного труднее овладеть навыками, необходимыми для хорошего чтения. Они, вероятно, будут отставать в учебе и, возможно, никогда не смогут наверстать упущенное. При тяжелых формах дислексии улучшить навыки чтения до высокого уровня практически невозможно.
Важно отметить, что дислексия не является результатом нарушений интеллекта. Несмотря на наличие дефектов чтения, люди с таким диагнозом могут быть очень талантливы и добиваться значительных успехов, например в творчестве. . Профилактика дислексии основывается на правильной стимуляции необходимых навыков (речи, памяти, мышления, внимания) при помощи специальных упражнений, в том числе – с использованием развивающих игр
Важная роль при этом отводится коррекции дефектов звукопроизношения, лексико-грамматическому строению речи
Профилактика дислексии основывается на правильной стимуляции необходимых навыков (речи, памяти, мышления, внимания) при помощи специальных упражнений, в том числе – с использованием развивающих игр. Важная роль при этом отводится коррекции дефектов звукопроизношения, лексико-грамматическому строению речи.
Регрессии
Регрессии — это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток один из самых распространенных.
Если убрать регрессии, то скорость чтения автоматически возрастает.
Как избавиться от регрессий во время чтения?
Регрессии, прыжки назад, и длительность фиксации можно минимизировать, если использовать что-то, чтобы следить за текстом и задавать себе скорость чтения. Рука, карандаш, небольшая указка могут послужить вспомогательным средством, которое помогает следить за текстом и управляет эффективностью и точностью фиксации. Это позволяет не отвлекаться и лучше удерживать фокус.
Как тренироваться?
Пусть ребенок, во время чтения текста, пальцем или карандашом ведет под строкой, которую читает, стараясь при этом концентрироваться именно на том месте, где в данный момент находится указатель.
При этом обязательный контроль: нельзя останавливаться и возвращаться к прочитанным словам и предложениям. Читая таким способом, не нужно переживать насчет того, удается ли ребенку понять прочитанное. Эта техника рассчитана именно на скорость, а не на понимание.
С детьми, которые любят рисовать, вместо пальчика можно использовать кисточку. Развивая свое воображение, ребенок может мысленно раскрашивать «длинные» или малопонятные слова. Кисточка поможет и в том случае, если ребенок часто ошибается при прочитывании концовок слов. Можно кисточкой закрывать на 1 секунду в каждом слове текста последние 1–2 буквы.
Секрет данного упражнения прост: чем больше движется рука, тем меньше — глаза.
Что делать, если первоклассник не может научиться читать или читает плохо?
Ребёнок пошёл в школу. Событие радостное и тревожное одновременно. Начало учёбы – период важный и ответственный. Он во многом определяет, как сложится дальнейшая жизнь ребёнка в школе.
Одно из самых важных условий успешного обучения – овладение чтением. Если читает быстро и всё понимает – сможет хорошо учиться. Если читает медленно и забывает то, о чём только что прочитал – учёба не сложится.
С какой же скоростью должен читать ребёнок на выходе из начальной школы? К чему нужно стремиться уже с первого класса?
Как правило, отличниками становятся дети, которые в конце начального обучения читают со скоростью 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту.
Дети, которые читают на выходе из начальной школы со скоростью от 100 до 140 слов в минуту, то есть в среднем примерно 120 слов, учатся в основном на 4-5.
Дети, имеющие скорость чтения от 50 до 90 слов в минуту, становятся троечниками. Или неуспевающими.
Что же делать, если согласно учебному плану дети должны уже читать с определённой скоростью небольшие тексты, запоминая прочитанное, а ваш ребёнок всё ещё читает слова по слогам?
Ставим цели
Первое – как можно быстрее перейти к чтению слов и предложений, не застревая на этапе чтения слогов.Второе – нужно, чтобы ребёнок, добираясь до конца предложения, не забывал, что было в начале.В перспективе:— научиться читать текст с пониманием содержания.— научиться запоминать текст и пересказывать его содержание.
Соответственно поставленным целям подбираем способы их достижения
Нам нужны учебные пособия с упражнениями, которые позволят как можно быстрее добиться нужного результата.Для перехода от слогового чтения к чтению слов очень хорошо поможет книга Зотова Сергея Геннадьевича «Повышение скорости чтения». Упражнения, представленные в этой книге, способствуют не только развитию скорости чтения, но и развитию логического, образного и абстрактного мышления, то есть, именно то, что необходимо для успешной учёбы.
Очень полезно вперемешку с занятиями по этой книге использовать игры, направленные на тренировку умения видеть и читать всё слово целиком. То есть, серьёзные занятия чередовать с играми.
Для того, чтобы ребёнок, добираясь до конца предложения, не забывал, что было в начале, хорошо могут помочь зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко. Такие занятия (при условии, что проводиться они будут регулярно) могут способствовать не только формированию у детей навыков беглого чтения, но и развитию внимания, зрительной и оперативной памяти.
Также полезно использовать упражнения, направленные на развитие навыков работы с предложением и текстом, предназначенные для этого возраста.
С чего начинать обучение быстрому чтению?
Не следует сразу же хвататься за книгу и заставлять ребенка читать.
Для начальных занятий как нельзя лучше подходят игровые моменты.
Да и в целом мыслительные процессы ребенка во многом улучшаются благодаря творческим способностям и воображению.
«Запоминалки»
Ребенку показывают фотографию или картинку, он должен запомнить ее и как можно более подробно воссоздать по памяти.
Подобная игра позволяет взрослым развивать внимание малыша и его способность к концентрации внимания.
Чтение вслух
Самое лучшее обучение — личный пример. Следует часто читать, не обязательно ребенку, можно и для себя. Малыши любят подражать взрослым и, сами того не замечая, станут любителями домашнего чтения.
Таблица Шульте
Нахождение случайно расположенных чисел и/или букв позволяет проверять и развивать скорость определения различных объектов. У детей, регулярно занимающихся по таблице Шульте, автоматически улучшается периферическое зрительное восприятие.
Таблица Шульте — буквы
Устный счет
Математика — зарядка для ума
Цифры развивают смекалку и интеллект, улучшают внимание, логическое мышление, память и личностные качества малыша. Ребятишки, умеющие считать в уме, отличаются большей сообразительностью
Многократное чтение
Если ребенок плохо понял текст, то частое прочтение одного и того же текста приводит к улучшенному восприятию как самого материала, так и его запоминанию.
У обучающихся разные уровни восприятия уроков, по этой причине занятия следует проводить в индивидуальном порядке.
Методики быстрого чтения
Специалистами разрабатывается многочисленная методология быстрого чтения.
Родителям и взрослым, обучающим детей быстрому чтению, следует прочитать труды академика О. Андреева, И. Пельченко, И. Федоренко, Е. Заика и других.
Для детей младших возрастов подходят общеразвивающие техники, позволяющие раскрыть потенциал ребенка: Мария Монтессори, эйдетика, мнемотехника, кубики Николая Зайцева, логопедические методики Натальи Жуковой, Глена Домана, Вальдорфской школы и другие.
Нет определенного упражнения, с помощью которого ребенок стопроцентно начнет быстро читать. Все задания составляются специалистами и имеют комплексный подход, в процессе выполнения которых у детей улучшается зрительная, слуховая и смысловая память, концентрация внимания, повышается уровень интеллектуального развития и логического мышления.
Наилучшим возрастом для обучения скорочтению является возраст 10-12 лет. Грамотно подобранные упражнения позволяют научить ребенка эффективно читать за 20-25 занятий. Если в среднем взрослый человек читает за минуту приблизительно 300 слов, то дети разных возрастных групп, безусловно, имеют отличающиеся результаты.
Если ребенку 6-8 лет, то продолжительность занятий не должна превышать 15 минут. Десятилетние дети способны заниматься до получаса.
Советы для родителей
Обучение чтению – это кропотливый труд, требующий большого труда и терпения не только у ребенка, но и у взрослых. Ведь объяснять несколько раз одно и то же (вдруг малыш что-то не понял) спокойно сможет не каждый. Но при этом любое резкое слово, упрек, крик уменьшат заинтересованность ребенка, а значит, понизят качество усвоения материала.
Чтобы поддержать интерес ребенка и ускорить процесс запоминания, нужно придерживаться следующих правил:
- Подключать к запоминанию как можно больше действий: слово не просто визуально рассмотреть, а еще и составить из кубиков или написать, прочесть вслух, перемешать буквы и снова составить, или найти среди нескольких слов только что прочитанное.
- Занятия проводить каждый день, желательно в одно и то же время, чтобы придерживаться режима дня. Выбор времени можно предоставить ребенку, тогда он будет чувствовать ответственность, ведь сам так решил. Конечно, не забыть про выходной, ведь ребенок должен отдыхать от работы, как и родители.
- Не требовать от ребенка невозможного: когда он отдохнет, тогда сможет прочесть быстрее и больше.
- Занятия проводить в позитивном настрое, не ругать чадо, хвалить за все успехи, даже самые маленькие.
И еще: родителям нужно смириться, что малыш читает не лучше других, ведь он такой же человек, как и все. Значит, нуждается в понимании и поддержке.
Домашние упражнения при дислексии
С ребенком, испытывающим трудности при чтении, полезно отрабатывать следующие упражнения.
Попросите четко прочитать слоги: «ам, ат, ак», «от, ок, ом», «ла, ра, ма», «су, му, жу» и т.д. Распределите их по столбикам, попросите прочитать столбик сверху вниз, затем снизу вверх и т.д. Или четко и ясно читать слоги парами — «ар-ра», «ул — лу», «кро — орк» и т.д.
Попросите ребенка закрыть глаза, возьмите его ладонь и нарисуйте на ней букву. Ребенок должен ее «опознать».
Привлеките ребенка к «творческому» созданию букв: предложите дописать букву по пунктирным линиям, переделать ее, переставив элементы: «Что нужно сделать, чтобы из Л получилась И? Из Щ — Ц, из П — Г?»
Выложите перед ребенком ряд из 3-4 букв и попросите запомнить их последовательность. Ребенок закрывает глаза, а вы одну букву убираете или меняете буквы местами, или добавляете еще одну букву. Ребенок должен сказать, что изменилось, и воспроизвести первоначальный вариант. Можно выкладывать короткие слова, затем переставлять их местами, «терять» буквы из слова и просить ребенка слово восстановить.
Положите перед ребенком карточки со слогами, например: «ЛА, МА, КУ, ДА», попросите назвать лишний слог и объяснить свой выбор. В данном случае это «КУ», так как остальные слоги с гласной А.
Положите перед ребенком карточки со слогами, например: «ТА, НА, РА, СА». Произнесите слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен найти и прочитать конец слова. Например, «воро-ТА, ро-СА, кварти-РА».
Из перепутанных слогов попросите составить слово: КА-МУ (МУ-КА).