Какие ошибки не стоит допускать при обучении чтению.
Недостаток знаний специфики обучения чтению, часто приводят родителей к множеству ошибок, которые не только затягивают процесс обучения, но и в какие-то моменты делает его просто невозможным. Все ошибки, наверное, можно условно разделить на системные и технические.
Пожалуй, главной системной ошибкой является отсутствие всякой системы. Нельзя заниматься «от случая к случаю». Нельзя увеличивать затягивать время занятий. 15 минут это максимум для занятий в один день.
Другой распространённой ошибкой является принуждение к учёбе. Пытаясь заставить ребёнка учиться силой, можно развить у него стойкую неприязнь к любым занятиям, что сильно затормозит вас на пути к образованию. Нельзя наказывать ребёнка чтением. Прямая угроза «Убери сейчас же игрушки, а то будем читать!» — явно не будет способствовать любви к чтению. Не прямая угроза «Вот дочитаем книгу и тогда можно будет играть» также не будет этому способствовать.
Самой распространённой технической ошибкой является обучение буквам, отделяя их от звуков которые они обозначают. В будущем, это создаёт большие проблемы для детей. Главное, что должны помнить родители — буква должна для ребёнка звучать одинаково со звуком. Букву «П» ребёнок должен называть как звук «П», если вы учите называть его «ПЭ», потом ребёнок будет пытаться прочитать слово «ПАПА» как «ПЭАПЭА».
Есть ещё одна распространённая. Это попытка ребёнка проговаривать буквы отдельно, а не складывать их в слоги. Например, «С-О-Б-А-К-А» вместо «СО-БА-КА».
Ещё одна ошибка – произношение отдельно звуков, а потом повторение их сложенных в слоги. Например, произносит «Н» и «О», а затем вместе «НО». Помогите ему сразу читать по слогам. Покажите как можно «тянуть» первый звук при чтении — «ННННО». Можно добиться хороших результатов, если пропевать слоги. Делайте это вместе, сводите обучение к игре.
Как выбрать методику?
Выбор методики обучения чтению – задача сложная даже для специалиста. Если вам кто-то говорит, что именно предлагаемая им методика работает у всех и всегда – бегите от такого советчика. Ни одна методика не может идеально подходить всем. Много зависит и от личности самого педагога, его умения найти общий язык с детьми. Учитывать надо и возраст ребенка. Причем не столько физиологический, сколько психологический. Важны особенности нервной деятельности, тип восприятия информации, развитие памяти и концентрации внимания.
С другой стороны, никто не мешает опробовать несколько разных методик: не подошла одна – попробуем по-другому.
Еще важно учесть, собираетесь ли вы заниматься с ребенком дома сами или планируете водить на занятия к педагогу-профессионалу. Обычно выбор вариантов групповых занятий достаточно ограничен даже для больших городов: вряд ли кто-то будет возить дошкольника даже к самому лучшему педагогу, если дорога будет отнимать больше времени, чем само занятие
Выбирая группу или индивидуальные занятия с педагогом, выпишите как можно больше реальных вариантов по месту расположения, цене, доступности. Узнайте, какие методики там используют. Пообщайтесь с преподавателями
Обратите внимание: не с администратором, менеджером, а именно с самим педагогом. Постарайтесь найти людей, которые уже ходили к этому педагогу – и выслушайте их отзывы
Что касается конкретной методики, то обычно групповые занятия по классическим методикам и их вариациям представляют собой почти урок: дети сидят за столами, педагог у доски. У детей есть рабочие листы или тетради с заданиями, которые они выполняют. Из описания понятно, что такой вариант отлично подойдет детям усидчивым, которые с удовольствием рисуют, раскрашивают. И очень мало подходят детям подвижным, легко отвлекающимся. Активному ребенку лучше начать обучение по кубикам Зайцева (если не пугают возможные трудности дальше, но они вполне преодолимы).
Если у ребенка проблемы с речью – говорит мало, плохо, не выговаривает много звуков – постарайтесь найти группу Монтессори
Развитие мелкой моторики, которой в этой методике уделяется особое внимание, дает неожиданный для многих родителей эффект – у ребенка наблюдается просто качественный скачок в развитии речи
Если же речь идет о домашних занятиях, то, несмотря на активную рекламу, я бы не советовала кубики Зайцева. Дело в том, что сама по себе методика требует достаточно серьезной подготовки, а у родителя далеко не всегда есть время и силы осваивать новые навыки. Кроме того, организовать активную игру один на один с ребенком тоже часто бывает для мамы сложно. А само по себе наличие кубиков – это еще не обучение чтению. И нередко набор служит строительным материалом, но никак не способствует чтению.
Все-таки в домашних условиях лучший вариант – это проверенная временем классика. Одно из лучших пособий – просто бери и делай – на мой взгляд, это книга Г. Глинки «Буду говорить, читать, писать правильно». Все приемы работы для родителей расписаны прямо на страничке с заданиями для ребенка. Удобное разделение на уроки. Параллельное развитие речи, фонематического слуха, многие навыки, которые впоследствии понадобятся в школе – все в одной книге.
Если ребенок уже знает буквы или их часть, но неуверенно, соединяет слоги, но неохотно, отличным вариантом будут пособия Буракова по слоговому чтению. Там довольно необычные задания, совсем непохоже на стандартную Азбуку или Букварь.
Причина №2: Взрослые недооценивают сложность обучения
Взрослые недооценивают грандиозность задачи
Обучение чтению – сложная задача, но из-за ее недооценки и нацеленности на быстрый результат, которые транслируют взрослые,
эта задача начинает казаться ребенку еще более сложной, чем она есть на самом деле. Неудивительно, что ребенок начинает избегать учиться читать, а потом и читать вообще.
Вы давно научились читать и скорее всего не помните, какие трудности при обучении чтению были у вас. Вам кажется, что научиться читать легко.
А ребенку трудно. Своим непониманием, скептическим отношением («Да меня вообще никто не учил, сам научился!») или давлением («давно пора уже читать, скоро в школу!»)
вы неосознанно обесцениваете усилия ребенка, тем самым демотивируя его и создавая отношение к чтению, как к чему-то непосильному и неприятному.
Неудивительно, что подсознательно ребенок начинает
не хотеть учиться читать и говорит: «скучно, неинтересно, не хочу».Наука, кстати, подтверждает, что научиться читать непросто. Ученые пришли к выводу, что
Скорость освоения чтения у детей определяется скоростью созревания отделов головного мозга. Это созревание происходит неравномерно (гетерохронно).
Такое неравномерное развитие – норма для ребенка. Как на плодовом дереве не распускаются все цветы и не созревают все плоды одновременно.
Гетерохронией развития, отчасти, объясняется, что часто дети в определенный период буквы знают,
а соединить их в слоги не могут или не могут прочесть слова – всему свое время.
Просто будьте гибкими и отнеситесь с пониманием к этим временным трудностям.
Стоит также добавить, что кроме гетерохронного развития отделов головного мозга, актуального для всех,
у вашего ребенка могут быть свои особенности в обучении. Равняться на других детей, на мнение специалистов, конечно надо,
но не стоит придавать этому слишком большое значение. Правильно будет не загонять своего ребенка в чужие рамки,
а заметить, найти его сильные и слабые стороны. И в дальнейшем использовать их для учебы, для раскрытия его потенциала развития.
Решение 2 Наберитесь терпения. Поддерживайте ребенка. Вместо акцента на том, что научиться читать легко, сделайте акцент на том,
что верите и не сомневаетесь, что он научится читать. Радуйтесь каждому достижению.
Если у ребенка не получается научиться читать быстро, если у него трудности – не обсуждайте с родственниками, особенно при ребенке.
Ведь он все слышит и подсознательно подстраивается под представления своих близких – мамы и папы. Верьте в потенциал ребенка и эта вера удивительно преобразит его, а ваши отношения только выиграют.
всякий раз, когда вам покажется, что «уже давно бы ему надо читать», «я-то в его возрасте сам научился…»,
вспоминайте про сложность задачи и про физиологические условия готовности ребенка.
Переключайтесь на процесс – и занимайтесь с ребенком в свое удовольствие.
Да-да, именно в свое удовольствие. Вам должны быть тоже интересны занятия с ребенком.
Сумейте увидеть в этих занятиях ценность для себя! Как? Посмотрите на ваши занятия под другим углом. Ваш ребенок осваивает сложный для него навык чтения…
А ведь вы в этот момент осваиваете не менее сложный навык: вы учитесь понимать его возможности и не спешить. Это умение понадобится и в школьный период, да и во взрослой жизни.
Наблюдайте за ребенком, узнавайте его особенности, преодолевайте вместе с ним первые учебные трудности. Так что у вас с ребенком в каком-то смысле одна цель.
Как помочь ребенку полюбить процесс обучения
Выяснить причину почему наши дети не испытывают желания учиться – это уже половина успеха. Нельзя нежелание учиться свести к одной какой-то причине, их довольно много. Среди основных, пожалуй, можно выделить несколько.
Нельзя заставлять ребенка делать что-то против его воли. Есть только один способ вовлечь его в учебу – заинтересовать его. Но не переусердствовать. Так уж устроена психика человека, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше родители заставляют ребёнка делать уроки, тем больше он начинает избегать этого.
Есть дети с избыточной энергией
Им тяжело долго сидеть на одном месте и концентрировать внимание. В связи с этим им трудно делать уроки и слушать не отвлекаясь
Таким детям необходимо дополнительно заниматься какими-то активными занятиями, например, спортом.
Поощряйте увлечения детей. Если вы видите, что ваш сын с большим удовольствием играет в машинки, купите книжки на соответствующие тематики, почитайте их вместе.
Если ребенку не хочется каждый день делать уроки на одном и том же месте, позвольте ему сменить это место. Стол в спальне, стол на кухне, иногда даже кровать или диван могут стать местом для чтения. Ведь главное — не место, где он делает уроки, а результат.
Различные гаджеты могут стать из ваших противников вашими союзниками в учебе ребенка. Привлекая современные технологии вы можете повысить интерес ребёнка к учёбе с помощью различных развивающих приложений на телефоне или компьютере.
Родители должны обязательно для себя уяснить, что ребенок не всегда и не всё будет делать идеально. И с этим нужно сразу смириться. Не нужно сразу же ругать за сделанную ошибку, лучше похвалите за то, что он сделал без ошибок, а потом уже потом попросите его самого найти свою ошибку.
Частые ошибки в обучении чтению
Пока рано читать
Каждый ребёнок уникален. Некоторые дети развиваются быстрее других. Но всё равно не следует стараться обучить детей чтению слишком рано. Добиться успехов получится и в 2 года, но ребёнок вряд ли поймёт, о чём читает. Это подтвердит простая просьба сделать короткий пересказ текста. Оптимально начинать учиться читать к 5 годам.
Будьте примером
Неважно, насколько рано ребёнок научился осмысленно читать. Интереса к данному занятию у малыша не будет, если он практически не замечает родственников с книгами
Дети склонны подражать старшим, поэтому побуждайте их к чтению собственным примером. Отличным вариантом станут литературные вечера, где книги читаются вслух, после чего обсуждаются в кругу семьи. Организовывать их можно до начала обучения чтению. Это послужит ребёнку дополнительным стимулом в предстоящих занятиях.
Многообразие методик
Существуют десятки технологий и методик обучения чтению. От многообразия выбора сложно понять, что лучше выбрать, поэтому некоторые начинают использовать одновременно несколько методик. Результат такого подхода оказывается минимальным. Попробуйте традиционную методику, постепенно добавляя современные техники по необходимости.
Используя альтернативные подходы, чётко объясняйте ребёнку разницу. Методика Зайцева демонстрирует различные варианты слогов, что может запутать ребёнка, поставив знак равенства между слогом и звуком. Тюленева и Домана превосходно пополняют словарный запас.
Читается и произносится
Первым делом родители разбирают с малышом отдельные буквы. Уже на данном этапе обучения могут возникать ошибки, запутывающие ребёнка. Несоответствие произносимого звука прочитанной букве является одной из наиболее распространённых. Буква «А» читается и воспринимается нами одинаково. Однако «Н», «Р» и другие мы называем «ЭН» и «ЭР». Для взрослого разница очевидна. Но ребёнок, запомнив предложенный вариант, продолжит использовать его при чтении: вместо «НОТА» и «КОРА» получится «ЭНОТА» и «КОЭРА».
Рекомендуем отказаться от картинок при изучении букв. Может показаться, что подобный вариант позволяет ребёнку быстрее запомнить буквы, привязать каждый символ к изображению. Однако в действительности всё становится запутаннее.
Также отметим, что читать нужно не по буквам, а по слогам. Для простых слов данная рекомендация не подходит, но как только ребёнок сталкивается с чем-то посложнее, то в процессе чтения он забывает о звуках, произнесённых изначально. Постарайтесь научить малыша не прерываться, протягивая буквы в слогах. Сами слоги можно не произносить, а петь, тем самым добиваясь лучших результатов.
Не заставляйте
Одна из серьёзнейших ошибок. Заставляя ребёнка учиться читать, родители формируют неприязнь к данному занятию. Использование чтения в качестве наказания заставляет детей считать его чем-то плохим
Если ребёнок хочет заняться чем-то другим, то не следует удерживать внимание фразами «сейчас закончим главу, затем пойдём поиграем». Также не нужно «платить» детям за чтение
Другими словами, поощрять ребёнка сладостями за каждую прочитанную книгу – не лучшая идея. В таком случае чтение будет только ради награды, а не ради книги.
Возрастные особенности, которые следует учитывать
Первая и самая важная особенность дошкольника, о которую спотыкаются старательные родители, когда пытаются сами готовить ребенка к школе, в том числе, и учить читать – это ведущая деятельность.
Дело в том, что до 6-7 лет, а у некоторых и позже, ведущим видом деятельности является игра. Не общение, не работа с информацией. И основные знания о мире, основные навыки, основное развитие ребенок получает, именно играя. Усадить его за книгу можно только насильно. Поэтому, если вам не удается научить ребенка читать – посмотрите в сторону игровых методик. Это не методика обучения в чистом виде – обычно используется одна из вышеперечисленных, а приемы создания интереса, часто – готовые игровые сюжеты или наборы игр, где ребенок незаметно учится читать. Здесь имеет смысл посмотреть сайты Лены Даниловой, О.Н. Тепляковой.
Самый простой способ создать обстановку игры – включить в процесс занятия игрушки. Пусть они наравне с ребенком выполняют задания, ошибаются. Это резко повышает интерес к занятиям в домашних условиях, когда нет компании других детей. Однажды, когда мой сын категорически отказался учиться, я сказала, «Ну и ладно, я буду заниматься с Мишкой и Питером!». И действительно начала с ними выполнять задания в книге, по которой мы в тот момент учились читать. Ох уж эти Мишка с Питером (кроликом)… Сколько ошибок они делали… Конечно, ребенок выдержал недолго. Должен же был кто-то им помочь!
Кроме того, психические процессы дошкольника сильно отличаются от взрослых и даже детей школьного возраста
Их внимание имеет непроизвольный характер, а произвольное внимание находится на стадии формирования. Именно поэтому в детских книгах много ярких картинок – они привлекают внимание
А вовсе не чтобы было красивее. Учитывать непроизвольное внимание следует, и организуя занятия с ребенком-дошкольником. Любые звуки, яркие образы, находящиеся в поле зрения, будут привлекать внимание, отвлекая от чтения.
Аналогичным свойством обладает и память дошкольника. Он не может усилием воли запомнить что-то, заучить. Запомнится то, что заинтересовало, удивило… Или то, что часто повторяется. С этой точки зрения, если занятия чтением не вызывают особого интереса, то лучше заниматься 2-3 раза в день по 5 минут, прочитывая по десятку слогов, чем один-два раза в неделю по часу.
Выбор книг
Важно, чтобы ребенок не просто читал что-то, а именно выверенную классическую литературу, и разумная цензура здесь необходима. Создавайте домашнюю библиотеку грамотно
Полное отсутствие пугающих сказок, кровожадных чудовищ и поедания колобков и козлят, если мы говорим о маленьких детях! Это особенно важно для впечатлительных и пугливых детишек со зрительным вектором, для которых чтение подобной литературы может обернуться реальным ударом по психике и, например, ночными кошмарами.
В досягаемости ребенка не должно быть книг или видео с порнографическим или насильственным сюжетом. Книги на сострадание, сопереживание героям с примерами самопожертвования, трудолюбия, смелости и подвигов подойдут всем. Если для вовлечения малыша идеально подходят красиво иллюстрированные книги, то после, когда он уже охотно читает сам, выбирайте произведения с минимальными иллюстрациями или вообще без картинок. Чем меньше ребенок, тем крупнее буквы. Хорошая бумага, плотный переплет, богатый выбор книг — залог того, что ребенок заинтересуется.
Игры для развития навыка чтения
Заинтересовать ребенка и помочь запомнить изученный материал можно с помощью игровой деятельности.
Игры на закрепление умения распознавать буквы:
- «Найди букву» — найти нужную букву в магнитной азбуке, потом – в написанных словах, и самое сложное – определить место буквы в произнесенном слове.
- «Какая буква лишняя» — найти лишнюю букву по какому-либо признаку. Малыш учится сравнивать буквы, выделять общий признак и формулировать свою точку зрения.
- «Назови буквы» — ребенок делает глубокий вдох, а на выдохе читает буквы в алфавитном порядке, стараясь назвать как можно больше.
- «На что похожа буква» — поиск «букв» в окружающем мире: «о» — солнце, «п» — арка.
Игры на развитие умения читать:
- «Составь слово» — нужно составить как можно больше слов из карточек со слогами.
- «Отгадай слово» — в записи слова отсутствует буква или слог ребенок определяет, что это за слово.
- «Найди слово» — ребенок ищет нужное слово в тексте, еще один вариант – среди списка слов он ищет то, которое есть в произнесенной фразе.
- «Пчела» — улучшить концентрацию внимания можно жужжащим чтением: ребенок читает, но вместо слов произносит звук «ж».
- «Скороговорки» — чтение на быстроту. Перед проведением конкурса, нужно несколько раз перечитать скороговорку разными способами (вслух, про себя, по слогам, быстро-быстро, выразительно), чтобы ребенок понял каждое слово. А потом уже провести конкурс: кто быстрее произнесет (прочитает) прочитанное предложение.
- «Найди ударение» — в прочитанных словах ребенок ставит ударение поочередно на каждом слоге, затем проверяет, произнося их, выбирает правильное.
- «Чтение по ролям» — при чтении соблюдать интонацию, соответствующую образу героев произведения.
- «Чтение про себя» — ребенок читает текст про себя, потом отвечает на вопросы по тексту.
Игры на развитие беглости чтения:
- «Перевернутое письмо» — когда малыш будет читать без ошибок, можно учиться читать перевернутый текст. Таким образом, он сможет научиться идентифицировать целостные образцы букв, сочетать смысловое окончание с буквенным анализом.
- «Чтение наоборот» — нужно прочитать строчки справа-налево как можно быстрее.
- «Слово в слове» — дети ищут слова, спрятанные в других словах (жеребенок — ребенок), или составляют новые слова из букв определенного слова.
- «Параллельное чтение» — у взрослого и ребенка одинаковые тексты, взрослый начинает читать, ребенок – следит. Когда первый останавливается, малыш продолжает.
- «Составь предложение» — составление предложений из набора слов.
- «Чтение половины строчки» — линейкой сначала закрывают нижнюю часть строки. Ребенок пытается прочитать слова по верхушкам. Когда этот навык отработается, он учится читать по нижним частям слов.
Зачем читать детям книги
Причина №1: Родители гонятся за результатом и не увлекают ребенка процессом
В погоне за результатом мы упускаем главное
Таким образом, большинство родителей стремятся научить ребенка читать, чтобы подготовить его к школе, и формулируют свою задачу примерно так:
При этом родители видят цель обучения чтению в следующем: ребенок знает буквы, соединяет в слоги, воспринимает слово целиком, читает предложения.
Как правило, добившись этого результата, родители останавливаются.
Часто останавливаются, когда ребенок пошел в школу, считая свою задачу выполненной.
Но существует вторая часть задачи «зачем я учу ребенка читать», которую родители обычно упускают из виду.
Это – долгосрочная цель, результат которой настолько далекий, что его можно не заметить. Вот она:
Ребенок, который полюбит чтение, будет читать много и с интересом, гораздо легче и быстрее научится извлекать информацию из текстов,
понимать разные тексты – художественные, научные, информационные, уметь их анализировать, выделять главное.
Не замечать в обучении чтению второй задачи все равно, что за деревьями леса не видеть.
Поэтому, кроме достижения непосредственного результата, важно сделать так, чтобы сам процесс обучения и чтения доставлял ребенку удовольствие. Вы читаете интересные книжки вместе (для дошкольников и начальной школы),
затем ребенок сам начинает читать книги, вы помогаете подобрать ребенку книги по возрасту и интересам, обсуждаете прочитанное
Формируете интерес к чтению до школы, поддерживаете его в начальной и средней школе.
Решение 1: Переключитесь на процесс.
Уберите контроль и проверки. Не стремитесь убедиться,
что ребенок усвоил, понял что-то в технике чтения – все это стремление зафиксировать результат,
акцент на котором сейчас для вас с ребенком вреден. Как можно больше читайте с ребенком интересные вам обоим книги, обсуждайте.
Ребенок должен почувствовать, что читать – интересно.
Высококвалифицированный специалист и ученый Татьяна Черниговская рассказывает о том, как правильно подготовить ребенка к чтению, чтобы он не только научился читать, но и всем сердцем полюбил книги.
Этапы обучения чтению по слогам
Последовательность обучения зависит от методики. Например, согласно методу Зайцева, детям сразу дают все кубики с буквами и показывают чтение слогов. Если у вас есть учебное пособие, по которому вы занимаетесь, то последовательность введения букв будет привязана именно к нему.
В целом можно рекомендовать следующие этапы:
- изучение гласных А, У (из них уже можно составить целых 2 слова);
- изучение одной из согласных, которые можно «тянуть» — С, Ш, В и др. Их легче соединять с последующей гласной. И сразу же обучение чтению открытых слогов «согласный + гласный»;
- добавление согласных и гласных (кроме Е, Ё, Ю, Я, И);
- чтение простых слов, состоящих из открытых слогов (Са-ша, во-да, ра-ма), можно здесь же вводить простые предложения и даже короткие рассказы из 2-3 простых предложений;
- вводятся закрытые слоги (сам, дом);
- вводятся слоги «согласный + согласный + гласный» (сто, шла);
- слова из 4 букв типа «стол» и «полк» — то есть, «согласный + согласный + гласный + согласный» и «согласный + гласный + согласный + согласный»;
- буква И – смягчение согласных (обязательно сразу начать работать над различением на слух мягких и твердых согласных);
- закрепление оппозиции Ы-И на примерах слов и слогов: «мыл — мил», «был – бил»;
- гласные Е, Ё, Ю, Я – сначала в открытых слогах типа «ме», «бе» и др., потом в начале слова, потом после гласных, обязательна проработка оппозиций аналогично ы-и;
- в конце изучают буквы Й, ъ, ь.
Все, ребенок умеет читать по слогам. Дальше идет тренировка, закрепление, и переход к чтению целым словом.
Ситуация 2. «Чтение и компьютер»
Пятилетняя Катя не хотела учить буквы, пока ее не пустили за компьютер. Оказалось, что она уже знала половину букв, занятия с бабушкой не прошли даром. Но — чудо! — за пару вечеров она выучила десяток компьютерных команд, чтобы играть в компьютерную игру. После этого трудно было обвинить девочку в слабых способностях и лени. Но читать она по-прежнему отказывалась. И тогда решено было запрещать играть до тех пор, пока Катя не прочитает сказку, сначала про «Машеньку и медведя», потом «Про трех поросят». Катя плакала, но читала… Пока у бабушки Кати не выдержали нервы, и она не пожаловалась психологу в детском саду на Катю, родителей и детский сад, в котором не приучают детей к культуре…
Комментарий.
Давайте, по-честному сравним преимущества работы за компьютером и чтения. О первом родители мало знают и поэтому мало думают, потому что этот опыт не знаком им по их собственному детству. Компьютер дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение
— это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку не удастся вмешаться. Если только вы не разыгрываете пьесы по мотивам сказки, не импровизируете во время чтения, не читаете по ролям и т.д.. Работа за компьютером дает ощущение легкости исполнения замысла, от идеи до исполнения
— буквально рукой подать, одно движение. Набирая буквы на клавиатуре компьютера, ребенок осуществляет по факту более сложную деятельность, чем складывая буквы в слова. И чем сложнее деятельность, тем она интересней. Парадокс, но это так. Слабая мотивация к обучению слишком простым для данного возраста действиям тоже может тормозить развитие навыков. И, наконец, компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус
— ребенок получает возможность играть. Читая, он получает, часто, только моральное поощрение взрослых. Интуитивно понимая это, взрослые начинают манипулировать ситуацией, выстраивать зависимости «чтение ( игра на компьютере» и т.д.. Обучение в игре в большей мере соответствует запросам дошкольного возраста, чем «школьное» обучение. Роковая разница в пользу чтения состоит в том, что читая, ребенок эмоционально вживается в роль. Играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций. Компьютерная игра закрепляет детский эгоцентризм и тормозит развитие произвольных («волевых») навыков.
Что делать, если первоклассник не может научиться читать или читает плохо?
Ребёнок пошёл в школу. Событие радостное и тревожное одновременно. Начало учёбы – период важный и ответственный. Он во многом определяет, как сложится дальнейшая жизнь ребёнка в школе.
Одно из самых важных условий успешного обучения – овладение чтением. Если читает быстро и всё понимает – сможет хорошо учиться. Если читает медленно и забывает то, о чём только что прочитал – учёба не сложится.
С какой же скоростью должен читать ребёнок на выходе из начальной школы? К чему нужно стремиться уже с первого класса?
Как правило, отличниками становятся дети, которые в конце начального обучения читают со скоростью 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту.
Дети, которые читают на выходе из начальной школы со скоростью от 100 до 140 слов в минуту, то есть в среднем примерно 120 слов, учатся в основном на 4-5.
Дети, имеющие скорость чтения от 50 до 90 слов в минуту, становятся троечниками. Или неуспевающими.
Что же делать, если согласно учебному плану дети должны уже читать с определённой скоростью небольшие тексты, запоминая прочитанное, а ваш ребёнок всё ещё читает слова по слогам?
Ставим цели
Первое – как можно быстрее перейти к чтению слов и предложений, не застревая на этапе чтения слогов.Второе – нужно, чтобы ребёнок, добираясь до конца предложения, не забывал, что было в начале.В перспективе:— научиться читать текст с пониманием содержания.— научиться запоминать текст и пересказывать его содержание.
Соответственно поставленным целям подбираем способы их достижения
Нам нужны учебные пособия с упражнениями, которые позволят как можно быстрее добиться нужного результата.Для перехода от слогового чтения к чтению слов очень хорошо поможет книга Зотова Сергея Геннадьевича «Повышение скорости чтения». Упражнения, представленные в этой книге, способствуют не только развитию скорости чтения, но и развитию логического, образного и абстрактного мышления, то есть, именно то, что необходимо для успешной учёбы.
Очень полезно вперемешку с занятиями по этой книге использовать игры, направленные на тренировку умения видеть и читать всё слово целиком. То есть, серьёзные занятия чередовать с играми.
Для того, чтобы ребёнок, добираясь до конца предложения, не забывал, что было в начале, хорошо могут помочь зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко. Такие занятия (при условии, что проводиться они будут регулярно) могут способствовать не только формированию у детей навыков беглого чтения, но и развитию внимания, зрительной и оперативной памяти.
Также полезно использовать упражнения, направленные на развитие навыков работы с предложением и текстом, предназначенные для этого возраста.