Каждый член семьи должен вносить вклад в воспитание детей
Любой успешный человек понимает, что никогда один человек не воспитает ребенка лучше, чем вся семья, ведь каждый ее член способен сделать свой вклад в подрастающую личность.
Кстати, принцип совместного вклада у миллиардеров нередко наблюдается и в бизнесе. Миру известная история богатого предпринимателя Ричарда Юнглинга, который в 1985 году выкупил у своего отца угасающий бизнес — пивоварню. Он лично разработал и запусти в продажу марку пива Yuengling Lager, благодаря чему дело снова стало процветать. Тем не менее он не остановился на достигнутом и предложил дочерям принять участие в развитии этого бизнеса. Не так давно старшая дочь миллиардера в своем интервью журналу Forbes рассказала о том, что этот бизнес держится на плаву и сегодня — все это благодаря способности четырех сестер делиться друг с другом новыми знаниями и воспринимать их. Сейчас они гордятся тем, что их бизнес растет, а они сплоченная команда, которую по-прежнему возглавляет мудрый отец.
«Метод от противного»
При выборе дополнительных занятий для ребенка вы можете использовать и «метод от противного»: предлагать ему то, что, казалось бы, никак не соответствует его типу темперамента. Некоторые психологи считают это наиболее действенной методикой формирования личности. Условно, меланхоликов они советуют отправлять на занятия по айкидо, чтобы смогли постоять за себя, а холериков — на курсы квиллинга (искусство изготовления композиций из скрученных в спиральки полосок бумаги), чтобы усмирить буйный нрав. Зерно истины в таком подходе есть, но попробуйте объяснить ребенку, почему он должен в свое свободное время заниматься тем, к чему у него не лежит душа. Скорее всего, ничего из этого не выйдет.
Главное, не старайтесь воплотить в ребенке свои несбывшиеся детские мечты, ведь у него свои желания, а ваша задача — суметь их услышать и облечь в правильную форму.
Больше интересного о развитии малыша и детском образовании — в нашем канале на .
Этапы формирования и развития способностей. Виды способностей
Конечно, каждому родителю хочется видеть своего ребёнка успешным и социализированным, развить все способности, заложенные в ребёнке генами и природой. Для этого нужно понимать, когда и какие способности формируются и развиваются.
Способности развиваются из склонностей. Склонность — это предпочтение к занятиям той или иной деятельностью, когда главным является не результат, а процесс. Во время занятия ребёнок испытывает удовольствие, интерес. Склонность имеет более настойчивый характер, чем просто интерес, т.е. ребёнок отдаёт предпочтение определённым видам деятельности в большинстве случаев.
Формирование и развитие способностей состоит из трёх основных этапов.
Первый этап — это этап подготовки, он начинается с рождения и длится до 6-7 лет. На нём формируются физиологические основы будущих способностей, нейробиологические задатки. Развиваются общие навыки — координация рук, развиваются отдельные зоны коры головного мозга, дифференцируется их работа. Организм готовится к взрослению и дальнейшему развитию способностей. Здесь выявляются склонности, которые можно начинать закреплять.
Второй этап — этап формирования специальных способностей. Начинается с 6-7 лет и может длиться до 14-16 лет. На этом этапе склонности преобразуются в способности. Идёт формирование «специализации», т.е. то, что было выявлено и проявилось на первом этапе, закрепляется и развивается. На этом этапе очень важна помощь в развитии памяти, внимания, пространственного мышления, мелкой моторики, координации, творческого воображения и пр. Это этап роста способностей.
Третий этап — это этап совершенствования тех способностей, которые уже в полной мере проявились в ребёнке. Здесь идёт и развитие, и закрепление специализированных способностей. На этом этапе дети, если они по-настоящему талантливы, значительно обгоняют в развитии своих сверстников и даже учителей. На этом этапе очень важна помощь родителей в поддержании интереса к областям, в которых проявляются способности, так как именно в этом возрасте растёт тяга к социализации и большему общению со сверстниками, а так же растёт зависимость от мнения друзей и окружения.
Конечно, существуют различные виды способностей. Для развития каждого вида нужны свои упражнения, о которых мы поговорим далее.
Какие виды способностей существуют:
- Художественные способности
- Музыкальные способности
- Литературные способности
- Спортивные способности
- Технические способности
- Математические способности
- Интеллектуальные способности
- Лидерские способности
Этапы развития способностей
Внешние факторы, влияющие на атлетизм
Есть и другие аспекты вашего ребенка, которые могут повлиять на то, будет ли он иметь навыки спортивного роста, например, его рост, который также может быть связан с генетикой. Это не только баскетбол, где обычно предпочитают более высоких игроков, поэтому независимо от вида спорта ваш ребенок может с большей вероятностью преуспеть в спорте, если он будет выше.
Еще один способ, которым родители могут помочь своему ребенку добиться успехов в спорте, отчасти связан с той поддержкой, которую они получают от семьи, тренеров и товарищей по команде, и это становится еще более важным в старшей школе. Пеп говорит перед большой игрой, и поддержка со стороны может оказаться большим подспорьем! Кроме того, наличие ресурсов может стимулировать и способствовать более спортивным успехам и развитию.
Кроме того, более профессиональные спортсмены, как правило, приезжают из Калифорнии, Техаса или Флориды, где климат теплый, чем в других штатах. Это не только дает им больше витамина D круглый год, но и дает возможность больше играть на свежем воздухе в течение всего года.
Хотите узнать больше о генетических особенностях, которые унаследует ваш ребенок? Вот 8 черт, которые младенцы унаследовали от матери.
Ищем занятие для ребенка
На многочисленных форумах мамочки интересуются: куда отдать ребенка в 4 года? Не рано ли? Разнообразие ответов поражает и восхищает! Сколько всего интересного есть, оказывается!
По мнению специалистов, возраст 3-5 лет является оптимальным для начала творческого развития. Именно в эти годы у ребёнка появляются склонности к тому или другому виду творчества. Дети талантливы: кого-то занимает пение, кого-то — лепка, кого-то — рисование… Для детей 4 лет это естественно. Как ни странно, некоторые психологи советуют: если вы заметили, что ваш ребёнок прекрасно рисует, оставьте это дело в покое. Отдайте его в спортивную секцию, например, или запишите на занятия по вокалу. Рисовать он и так не перестанет, зато будет разносторонне развит.
ЖЕЛАНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ
Отдавая ребенка в секцию, не стоит ставить первостепенной задачей борьбу за медали и мировые титулы. Любительский спорт и профессиональный имеют ряд нюансов. Более правильно с точки зрения развития ребенка до 6-7 лет заниматься с ним физкультурой, а не спортом, считает Елена Жукова. Если приступать к профессиональным занятиям раньше, это может навредить здоровью, так как спорт высоких достижений практически не обходится без травм. Для примера возьмем плавание: для укрепления здоровья школьник может проплыть 1-1,5 км за тренировку. Если это профессиональное плавание, нагрузка увеличивается до 4-5 км за тренировку, и риск получить травму значительно больше.
Чтобы определиться со спортивным направлением, помимо возраста ребенка, стоит учесть состояние его здоровья, физические данные, темперамент, личные предпочтения.
«Наблюдайте за тем, что любит ваш ребенок и что у него лучше получается. Активный, энергичный или, наоборот, пассивный и спокойный. В зависимости от этого выбирайте тот или иной вид спорта, – рассказала «АиФ» психолог Наталья СУХАНОВА
– Если, например, девочка хочет заняться футболом, а мальчик – фигурным катанием, важно, чтобы родители по возможности дали ребенку шанс проявить себя, не ориентируясь на необоснованные гендерные стереотипы в отношении этих видов спорта. Одно из важных правил для привития любви к спорту в младшем возрасте – минимум критики, максимум похвалы и гордость за достижения ребенка, даже незначительные
Положительная оценка результатов будет стимулировать ребенка добиваться еще больших успехов».
Материальный фактор тоже играет роль в выборе секции – часть занятий требуют затрат на специальную экипировку, инвентарь, оплату работы тренера. Среди самых дорогих видов спорта для занятий – хоккей с шайбой, теннис, фигурное катание, автоспорт и другие. В месяц за занятия можно отдать и несколько сотен рублей. Но во многие спортивные школы (ДЮСШ, СДЮШОР, ЦОР) набор в группы проходит на бесплатной основе.
Мышцы в тонусе. Каким видом спорта заняться весной?
Подробнее
Шаг 3. Составляем расписание, в котором совмещаем учёбу и спорт
Чтобы преуспевать и в спорте, и в учёбе не обойтись без тайм-менеджмента. Ребёнок должен чётко знать, когда время тренировок, когда — занятий и домашних заданий, а когда можно отдохнуть.
Необходимо составить подробный план с датами, таймингом и задачами, а затем объяснить ребёнку, как с ним работать, чтобы спорт не мешал учёбе и наоборот. Это можно сделать самому, но лучше пожалеть свои нервы и время и доверить планирование персональному наставнику. Это специалист, который сопровождает учебный процесс и помогает детям распределять нагрузку, а родителям — следить за успеваемостью. В «Экстернате Фоксфорда» персональное сопровождение, в том числе при обучении спортсменов, очень развито.
Примеры спортсменов, которые добились успехов во взрослом возрасте:
Дидье Дрогба
Легендарный нападающий «Челси» Дидье Дрогба не имел постоянного опыта игры вплоть до 15 лет. А свой первый контракт он подписал только в 21 год. Его тормозили недостаточное количество тренировок и целая череда травм.
В 2004 году Дрогбу он в «Челси», где он и провёл свои лучшие годы. За восемь лет в лондонском клубе Дидье Дрогба пять раз выиграл чемпионат Англии, четырежды становился обладателем кубка Англии, дважды получил Золотую бутсу, а также выиграл главный клубный европейский трофей — Лигу Чемпионов. Дрогба занимает 4 место по количеству голов за «Челси».
Тим Данкан
С самого детства Тим усиленно занимался плаванием, выиграл множество соревнований на дистанциях вольным стилем и поставил перед собой задачу принять участие в летних Олимпийских играх 1992 года в Барселоне. Но в 1989 году ураган Хьюго разрушил единственный 50-метровый бассейн на островах. Тогда Данкану было 13 лет. Тогда ему пришлось тренироваться в океане, но он боялся акул и к 14 годам перестал заниматься плаванием.
На замену пришел баскетбол. В 1997 году он был выбран под первым номером командой «Сан-Антонио Спёрс», в составе которой в дальнейшем он провёл всю карьеру в НБА. Данкан закончил играть в 2016 году, собрав коллекцию из 5 чемпионских перстней, двух званий MVP (самый ценный игрок сезона) и 15 матчей всех звёзд.
Николай Валуев
Первый в истории российский боксер, которому удалось стать чемпионом мира в супертяжёлом весе. Ему принадлежит рекорд как самому высокому и самому тяжелому чемпиону мира.
До бокса Валуев долгое время занимался баскетболом, причем достаточно успешно. Он стал чемпионом страны среди юношей младшего возраста. Со временем Николай ушёл из баскетбола и стал легкоатлетом. Он получил звание мастера спорта по метанию диска. Но и тут не пошёл дальше.
Валуев познакомился с боксом, когда ему было уже 20 лет, в 1993 году. Благодаря своим внушительным размерам и спортивной подготовке, он дебютировал в профессиональном боксе уже в октябре 1993 года. В 2004 году его заметили представители серьезной немецкой промоутерской компании Sauerland Event, а уже в 2005 году Валуев завоевал свой первый пояс чемпиона мира в супертяжёлом весе.
Морено Торричелли
Будучи 22-летним плотников, Торричелли в свободное время играл в футбол за любительскую команду «Каратезе». В товарищеском предсезонном матче его команда сходится с «Ювентусом». Тренер «Юве» замечает никому не известного защитника Торричелли и покупает его себе в клуб за $40 тыс.
Морено Торричелли провел за «Ювентус» шесть сезонов (1992 — 1998), за которые он вместе с командой трижды выиграл чемпионат Италии, кубок Италии, кубок УЕФА и Лигу Чемпионов. Помимо спортивных успехов, Морено удалось получить и любовь фанатов. Болельщики прозвали его «Турбо Торричелли» за высокую фланговую скорость.
После «Ювентуса» Морено продолжил играть на высоком уровне: сначала выступал за итальянскую «Фиорентине», а потом — в испанском «Эспаньоле». Карьеру футболист завершил в итальянском «Ареццо». Торричелли является участником чемпионата Европы 1996 года и чемпионата мира 1998 года в составе национальной сборной Италии.
Владимир Куц
Увлекшись спортом, в 1948 году Владимир Куц выиграл гарнизонные соревнования по кроссу. Затем он победил в соревнованиях по лёгкой атлетике, показав лучший результат на дистанции 5000 метров. Этот успех позволил ему попасть на первенство флота в Таллине, где он занял 3 место. На тот момент Куцу было уже 22 — возраст, в котором многие спортсмены уже ставят рекорды. К тому же, у Владимира не было наставника. Но в 1951 году его заметил один из лучших тренеров страны — Леонид Сергеевич Хоменков. Благодаря нему Куц начал активные тренировки, а через год, уже под началом другого тренера — Александра Чикина, Куц становится мастером спорта.
Владимир Куц неоднократно становился мировым рекордсменом в беге на 5000 и 10 000 м, а также 10 раз становился чемпионом СССР. Главные победы в карьере бегун одержал на Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне, когда ему было 29 лет. Куц стал олимпийским чемпионом в беге на своих коронных дистанциях — 5000 и 10 000 м.
(534)
6 практических советов
Давайте разберёмся, как вырастить чемпиона.
Позвольте решать самому
Необходим осознанный выбор вида спорта, в котором ребёнок будет развиваться. Достижения сына или дочери должны быть их собственной заслугой. Если у ребёнка нет желания переходить в профессиональный разряд, о чемпионстве не может идти и речи.
К сожалению, бывает, что мотивацией родителей растить чемпиона из ребёнка является стремление обеспечить своё будущее за счёт его спортивных успехов. Но если этот мотив — единственный, ребёнок не уйдёт далеко. Рациональная мотивация — физическое и эмоциональное развитие вашего сына или дочери.
У ребёнка должно быть искреннее желание завоевать титул чемпиона и добиться успеха.
<<Форма демодоступа>>
Не зацикливайтесь на победах
Многие из нас полагают, что главное в спорте — победа
Измените своё отношение к этой ситуации: важно участие в соревновании! Как ни странно, именно это даст ребёнку возможность победить
В психологии спорта доказано, что, когда спортсмен ориентирован не на достижение победы любой ценой, а например, на овладение новым техническим элементом, занятия спортом приводят к более эффективным результатам. Так шансы воспитать чемпиона куда выше.
Будьте примером
Взрослые являются образцами для подражания во всём. Ваша задача — помогать ребёнку поддерживать дисциплину
Для этого важно быть организованными родителями
Внедряйте спорт и в свою жизнь — пусть не на чемпионском уровне, но как минимум на любительском. Каждый день обливаться ледяной водой необязательно, но вносить умеренную физическую нагрузку в повседневную жизнь семьи можно и нужно. Устраивайте пробежки, турпоходы, лыжные прогулки.
Правильный семейный образ жизни сильно влияет на мотивированность ребёнка достигать высот.
Найдите наставника
Здорово, если у ребёнка будут не только примеры взрослых, на которых можно равняться, но и наставник, который занимается непосредственно его развитием, вдохновляет и помогает идти к цели.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть тьюторская программа, призванная помочь детям, в том числе и спортсменам, найти свой путь и придерживаться его. К ребёнку прикрепляется индивидуальный тьютор, который профессионально квалифицирован и точно знает, как воспитать спортсмена. Средний опыт тьюторской практики у тьюторов в «Фоксфорде» — 6 лет. Все обладают высшим психолого-педагогическим образованием.
Грамотный наставник знает, как поддержать ребёнка в трудную минуту, вдохновить на свершения и не позволить сдаться в случае проигрыша, как сделать спортивный путь легче и радостней.
Смените форму обучения
Если вашей целью является воспитание юного спортсмена, традиционная школа с ежедневными шестью-семью уроками, классными часами и горами домашки доставит массу неприятностей. Будущим чемпионам требуется соблюдать жёсткий график тренировок, а в период соревнований нередко приходится перемещаться с места на место. Как результат — большое количество пропусков занятий и падение успеваемости.
Перейдите на семейное обучение, чтобы совмещать профессиональный спорт и получение аттестата. Закон «Об образовании» разрешает обучение детей вне образовательных учреждений (статья 17). Можно не ходить в школу, а начать учиться дома. При этом необязательно учить ребёнка самостоятельно. Многие спортсмены прикрепляются к онлайн-школе, которая берёт на себя все хлопоты по составлению расписания с учётом индивидуального графика тренировок ребёнка.
Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учатся ребята со всего мира. Многие из них занимаются спортом на профессиональном уровне, регулярно участвуют в соревнованиях и завоёвывают кубки. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России, эксперты ОГЭ и ЕГЭ, члены жюри олимпиад. Во время онлайн-занятий работает чат, где можно задавать вопросы учителям и общаться с одноклассниками. Расписание гибкое, корректируется под индивидуальные запросы юного чемпиона. Семейная форма обучения позволит и идти к вершинам, и не забывать про учёбу.
<<Форма с консультацией>>
<<Форма бесплатного курса>>
Оставайтесь реалистами
Прежде чем ребёнок достигнет уровня Олимпийских игр, пройдёт немало тренировок, поражений и разочарований. Всё время будьте рядом, несмотря ни на что.
Если взрослые предъявляют нереалистичные требования (три жёстких тренировки в день, никакого отдыха и на международный чемпионат через пару недель), спортивная карьера может превратиться в пытку. Не требуйте быстрых и заоблачных результатов, это приведёт к противоположному эффекту — фрустрации, потере веры в себя и выгоранию. Помните, что у юного спортсмена впереди целый путь. Вы должны помочь пройти его.
Шаг 2. Организуем обучение спортсменов дома
Обучать детей самостоятельно трудно. Не всем хватает времени и терпения. Только энтузиаст семейного образования сможет погрузиться в государственные образовательные стандарты, изучить программы, подобрать методики и регулярно заниматься с ребёнком, чтобы не пришлось выбирать между спортом и учёбой.
Целесообразнее доверить организацию учебного процесса для спортсмена профессионалам: нанять репетиторов или подключить онлайн-школу.
Репетиторы по всем школьным предметам обойдутся недёшево. Средняя стоимость одного занятия по математике в Москве, например, 702 рубля, по русскому языку — 728 рублей, физике — 765. Даже если вы возьмёте пять основных предметов и будете заниматься по каждому трижды в неделю, на обучение с репетиторами в месяц будет уходить больше 42 000 рублей. Для сравнения: месяц в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» выйдет в разы дешевле.
Ещё одна проблема в образовании спортсменов (посерьёзнее денег) заключается в том, что сложно найти педагога, готового подстраиваться под расписание юного спортсмена. В онлайн-школах более гибкие условия. В «Экстернате Фоксфорда», например, просматривать занятия и делать домашние задания можно в любое удобное время, есть приложения, чтобы заниматься в дороге.
Что ребёнок должен знать и уметь в каждый период жизни и чем грозит подмена?
«Каждому возрастному периоду соответствует определённый вид ведущей деятельности. У дошколят это сюжетно-ролевая игра, у младших школьников — учебная деятельность, а в подростковом возрасте — общение, в основном, со сверстниками. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и преобразуются другие виды деятельности, благодаря которым перестраиваются основные психические процессы и тем самым происходит развитие личности.
При родительском напоре ребёнок львиную долю своего времени проводит на тренировках и репетициях, уроки делает в перерывах, идёт существенное ограничение игр и общения в социуме. Такие дети, как правило, через определённое время могут испытывать трудности в учёбе и при общении со сверстниками.
Хочется порекомендовать родителям разговаривать со своими детьми и прислушиваться к ним, чтобы понять, нужно ли им это увлечение. Если ребёнок сам хочет заниматься каким-то делом профессионально, он будет успевать параллельно делать уроки, находить время для друзей и хобби и быть физически здоровым. В случае детской утомляемости, хронической усталости и неудач в учебе взрослым стоит задуматься. Чрезмерные родительские амбиции чреваты тем, что драгоценное детство может быть потрачено на достижение абстрактных целей», — считает педагог-психолог ГБОУ «Романовская школа» Ирина Владимировна Стасенко.
Деньги дают свободу
Возможно, счастье за деньги не купишь, но они дают свободу и большие возможности — этому обучает каждый богатый родитель своего ребенка. С ранних лет в голове у малыша формируется понимание того, что богатство — это хорошо, это нормально.
Богатый человек не выбирает шалаш для своей семьи — он строит дом, причем именно такой, который нарисован в его фантазиях. Более того, он сам может выбрать место своего проживания. Будучи богатым, человек может быть кем угодно, а наличие денег позволяет устраиваться в жизни с максимальным комфортом. Неудивительно, что дети, воспитанные на такой философии, с молодых лет начинают сколачивать свои первые миллионы, получать образование и занимать желаемую нишу в обществе.
К большому сожалению, менталитет российского человека по-прежнему активно борется со всеми этими убеждениями, веря в то, что с милым рай и в шалаше, а также убеждая себя, что за деньги счастья не купишь. Да и вообще гнаться за деньгами в нашем обществе порой просто стыдно, а жаль, ведь у богатых все не так, и их убеждения дают свои плоды, которым другие люди порой сильно завидуют.
Что спортсмен должен сделать?
Спортсмен должен выделить конкретные проблемы, которые мешают ему получить победу. Именно над этими проблемами необходимо будет поработать. Таких проблем не должно быть больше двух. Если их больше, то это не повысит уверенность спортсмена в себе, а только ухудшит ситуацию.
Такие слова, как «Не повезло!» — это первый шаг к следующей неудачи. В таком случае, спортсмен будет ждать тех соревнований, на которых ему повезет. И это не правильная позиция. В спорте нет случайностей. Если проиграл, значит нужно признать свои ошибки и работать над ними.
Ошибки допускает каждый и спортсмен должен понимать то, что ошибки не означают его неспособность.
Признание собственных ошибок не является чем-то постыдным, это наоборот должно вызывать стимул к дальнейшей работе над собой.
Если спортсмен не находит ошибок, то это грозит остановкой творческого роста и развития
Поэтому очень важно во время поставить перед собой более сложную задачу
Результаты переживания неудачи, поражения приводят к тому, что спортсмен со временем перестает бояться негативных эмоций, проигрышей. Это увеличивает вероятность победы.
Автор статьи:
врач психотерапевт, психиатр, арт-терапевт Сопот Ольга Павловна . Проводит индивидуальное консультирование и психотерапию. Опыт работы 22 года.
Родители должны быть многофункциональными, и поварами, и воспитателями, и стилистами, и, конечно же, кладезем морали, а так же лучшими психологами и опорой для малыша. Ситуаций в жизни будет много, и радостных, и не очень, но только мама с папой, способны поддержать и оказать нужную психологическую помощь своему драгоценному крохе.
Вопрос, интересующих многих родителей, как поддержать ребёнка после поражения в спорте, так же актуален в любые времена и в любом возрасте
Очень важно уметь не только простимулировать ребенка, но и в нужный момент подставить своё надёжное плечо.
Почему не стоит зацикливаться на спорте
Расширение кругозора. Когда сфера интересов ограничена спортом, трудно найти друзей за пределами тренировочного зала. Нужно развивать общую эрудицию ребёнка, чтобы он легко общался с людьми на любые темы.
Не все становятся чемпионами. Мир спорта жёсток и порой жесток. Спортивная карьера может рухнуть из-за нелепой травмы
Важно, чтобы у ребёнка были знания и умения, с которыми он найдёт новый путь в жизни.
«Синдром аквариума». Биография многих спортсменов заканчивается забвением
Они не могут найти себя после спорта, потому что детство и юность провели как в аквариуме — одни тренировки да выступления, ни семьи, ни школы. У ребёнка должен быть запасной вариант, чтобы не впасть в депрессию, уйдя из спорта.
<<Параграф c цитатой>>
Что такое условная любовь и чем она опасна для ребёнка?
«Каждый родитель любит своего ребёнка, и этот факт неоспорим. Но любовь бывает безусловная и условная. Одни родители любят и при этом дают свободу в выборе интересов, направляют его, а не указывают, сдерживают собственные желания, воспринимая ребёнка как отдельную личность, уважая её. Такой вид любви называется безусловной.
Условная любовь свойственна амбициозным родителям. Они словно ставят ребёнку условие: «Если ты добиваешься моих целей, я тебя люблю и горжусь тобой!» Естественно, ребёнок сделает максимально возможное, чтобы добиться любви и внимания родителей. Но однажды он придёт к выводу, что добиться очередной грамоты можно не собственным трудом, а за счет другого, или не совсем честно.
Нездоровые амбиции родителей могут подтолкнуть детей ко лжи и изворотливости. Родители с амбициями идеализируют своего ребёнка, приписывают ему несуществующие достижения, замалчивают, а иногда и не замечают его неудачи, недостатки, несовершенства. Ребёнок учится у своих родителей, подражает им, его самооценка становится завышенной.
Детские коллективы жестоки, они тяжело принимают «звёзд». А если эта «звезда» ненастоящая, обязательно найдётся тот, кто укажет на недостатки, спустит с небес на землю и сделает это в весьма жёсткой форме. Результатом такого «падения», к сожалению, могут стать различные психические расстройства», — считает детский клинический психолог, эксперт клуба «ПравоНалево» Мария Левицкая.
Перинатальный психолог, директор многофункционального семейного «Центра родительства» Виктория Тимофеева также замечает:
«Истоки такого отношения, по данным последних исследований, — полное слияние ребёнка с родителями, чаще всего с матерью. Вербально такое слияние проявляется в выражениях с «мы»: «Мы поступили в вуз», «Общежитие для нас неприемлемо». Это значит, что у ребёнка отсутствуют границы с родителем.
Как следствие — потеря собственной индивидуальности, незнание своих интересов, непонимание своих желаний. В будущем это часто приводит к проблемам с противоположным полом, проблемам злоупотребления, социальным проблемам.
Как ещё условная любовь может повлиять на психику ребёнка? Вот несколько примеров:
- модель, когда любовь нужно заслуживать достижениями, будет перенесена на все межличностные отношения, что может вызвать проблемы с противоположным полом;
- потеря собственной индивидуальности, непонимание себя, своих чувств, желаний, переживаний;
- такой подход не предполагает чуткости и теплоты в отношениях с ребёнком, как следствие — отсутствие понимания между родителями и детьми, конфликты в семье;
- формируются эмоциональная чёрствость, отсутствие эмпатии. Как следствие — невозможность выстроить крепкие дружеские отношения с глубокой привязанностью;
- проблемы в коммуникации, социальные проблемы в будущем;
- ориентация исключительно на результат без оценки пути достижения приводит к лживости, двуличию. Более того, лживость при безнаказанности часто приводят к ощущению вседозволенности и нарушениям норм общества».