12 лучших игр для развития словарного запаса у дошкольников

Дидактические игры по развитию речи для детей и родителей

Упражнения и задания

Основными упражнениями и заданиями, которыми ежедневно необходимо заниматься дома, для активного развития связной речи, являются:

Артикуляционная гимнастика

Съешь варенье. Необходимо представить, что после съеденного пирожка на губах осталось варенье, которое нужно облизать. Языком плавно слизываем варенье с нижней и верхней губы. 

Язык-лопата. Необходимо представить, что язык – это лопата, которая должна пролежать на подставке (нижней губе) как можно дольше. Вытягиваем язык, располагая его на нижней губе, и удерживаем в данном положении в течение 10-15 секунд.

Язык-иголка. Необходимо представить, что язык – это тонкая иголка, которую нужно удержать навесу. Вытягиваем язык, пытаясь сделать его узким, и пытаемся удержать в течение 10-15 секунд.

Я лошадка. Малышу необходимо представить себя лошадкой, которая стучит копытцем и цокает языком. Топаем правой и левой ножкой по очереди, цокая при этом язычком.

Веселее выполнять артикуляционную гимнастику с детьми, рассматривая картинки и читая стишки.

Пальчиковые игры

Кошечка. Обе ладошки сжаты в кулачки и лежат на ровной поверхности. Необходимо одновременно выпрямить пальчики на обеих ручках, плотно прижимая к столу. Упражнение необходимо повторять 4-5 раз. После нескольких занятий задачу можно усложнить: сначала выпрямляются пальчики на одной руке, потом они сжимаются, а на второй выпрямляются.

Угостим кошечку молоком. Ладони, словно вычерпывают молоко.

Зайчик. Пальцы имитируют уши зайки, пальчики бегут по столу, сжимаются в кулак, кулачок в кулачке.

Собачка. Указательным палец показывает хвост собачки, пальцы сжимаются в кулачок, большой палец поднимается вверх, пальчики убегают.

Использование пальчиковых игр с параллельным разучиваем стишков может показать достаточно хорошие результаты, так как существует сильная взаимосвязь между человеческой рукой и речевым центром мозга. Малыш легко и более эмоционально воспринимает информацию и без проблем воспроизводит её в будущем.

Логоритмика

Логоритмика — это одновременное чтение стихов, сопровождаемое определенным набором движений на фоне тематической музыки. Изначально взрослый показывает все на своем примере, после чего малышу предлагается повторить только что увиденное.

Особое место в занятиях по развитию речи отводиться мультикам, которые дети так любят. Существуют специально-разработанные мультфильмы, направленные на закрепление букв азбуки, изучение цветов, обучение счёту и речевое развитие.

Выбор мультиков остается за родителями, но обязательным условием является его универсальность (и для мальчиков и для девочек), наличие положительных персонажей, высокое качество видео и звука.

Скороговорки

Скороговорки для детей представляют собой небольшие рифмованные фразы, зачастую с определенным сюжетом. Благодаря занятиям по скороговоркам эффективно вырабатывается четкость речи и пополняется словарный запас.
Различают следующие виды скороговорок, которые используются во время занятий по развитию речи:

  • Содержащие звук : «У ёЛки игоЛки коЛки, игоЛки коЛки у ёЛки» и др.
  • Содержащие звуки , , , : «Шесть мыШат в камыШах ШурШат» и др.
  • Содержащие звук : «Идут бобРы в сыРы боРы. БобРы добРы, добРы бобРы» и др.
  • Содержащие звуки и : «Зоиного Зайку все Зовут ЗаЗнайка» и др.

Если вовремя и со всей серьезностью не подойти к устранению проблемы развития речи детей, то в ближайшем будущем у них могут возникнуть трудности в обучении в школе и в общении с одноклассниками (из-за неправильного произношения звуков). Это чревато возникновением насмешек, снижением самооценки малыша, исчезновение желания к обучению и общению с окружающими. Поэтому развитие речи детей  в возрасте 4-5 лет должно стать приоритетной задачей самих родителей, которые активно могут заниматься со своими детьми дома, в игровой форме.

Развивающие игры

Придумать можно великое множество разных игр со словами, при этом весело играть в кругу семьи, укрепляя отношения. Для детей игра является  закреплением пройденного материала или познанием нового, еще неизвестного.

При обучении важно постепенно прививать навыки, адаптировать условия игры с учетом особенностей и возраста, переходить от простых игровых форм к более сложным, постепенно развивая мышление, речь, память

Тру ля ля

Задача на произношение вслух цифр от 1 до 100. Каждый игрок начинает счет и все по очереди называют числа. Но вместо числа 7 или чисел, которые делятся на 7 говорить слово — тру-ля-ля или любую иную смешную фразу. Кто ошибся, тот выбывает из игры. Остальные участники начинают счет вновь. Главные, считать быстро, чтобы чаще случались промахи, а игру превратить в азарт, веселое увлечение.

Земля воздух вода огонь

Развивает быстроту мышления. Правила: дети становятся в круг, водящий — в середину. Бросают воздушный шар или мяч каждому из игроков, называя одну из стихий: огонь воздух, земля. Если говорит – огонь, то поймавший мяч должен помахать руками. Если – вода, то поймавший мяч должен ассоциировать слово с плавающим животным (рыба). Если воздух – то с летающим объектом (насекомое, птица). Повторять игру на вылет, пока кто-то не ошибиться в названии.

На все вопросы один ответ

Игра вопрос-ответ для детей. Интересна будет даже для подростков и молодежи. Заранее подготавливаются карточки с вопросами и ответами. Затем распределяются между игроками карточки с ответами. Ведущий берет карточку с вопросами и задает его игроку, он вытаскивает любую из своих карточек и читает ответ. Получается весело.

Вопрос

Ответ

Ты слушаешься родителей? При каждом удобном случае.
Ты часто принимаешь душ? Жизнь заставляет.
Катаешься летом на коньках? Да и вам советую.
Ты хорошо поешь? Раз на раз не приходится.

Смешная и забавная игра в стиле вопрос-ответ подойдет для детей младше 5 лет.

Но ее нужно немного упростить. Делаются карточки с вопросами, вместо ответов – картинки (животные, овощи, предметы мебели). Правила игры те же.

Ведущий подходит к каждому и предлагает вытянуть из коробочки бумажку, на которой написан вопрос: «На кого ты бы хотел быть похож?», «Что ты любишь кушать?» и т.д. Игра начинается, когда все разберут карточки с бумажками.

Затем ведущий зачитывает вопрос и просит показать ответ, например: на вопрос « что ты любишь кушать» может выпасть какой-нибудь предмет мебели, ребятам будет смешно и весело.

Задом наперед

Озорная и подвижная игра. Ведущий задает участникам слова — названия предметов. Те в свою очередь должны попытаться быстро произнести слово задом наперед: ложка – акжол, кукла – лакук, книга — агинк.

Сосиска

Простая, но задорная игра. Ведущий начинает задавать по очереди игрокам. Те в свою очередь должны отвечать одинаково – Сосиска, но с серьезным видом. Кто засмеётся, тот вылетел. Побеждает самый серьезный, не поддающийся на провокации ведущего.

Шпионские шифровки

Словесная игра, при которой игрок называет существительное слово в единственном падеже. Второй должен его расшифровать, т.е. на каждую букву подобрать отдельные слова, соответствующие по смыслу. Детям помладше можно использовать короткие слова: кот, кит, мел, Маша ела лапшу.

Вот так зверь

Цель — образовать сложные слова из 2-ух простых. Это очень смешное занятие для детей. Например, слова сам и лед можно составить как самолет, дом и хозяйка – домохозяйка. Часто получаются инопланетные слова: головоног, елкозуб, чебургена и т.д.

Чей это звук

Звуковая игра подходит для малышей. Задача: угадать кому принадлежит издаваемый звук. Например, кукареку – петушку, мяу — кошке, кап-кап -дождику, шшшш — шелесту листьев.

Словесные игры на развитие речи для дошкольников должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей, возраста. Задачи педагогов и воспитателей — помочь в освоении форм логического мышления, научить классифицировать предметы по определенным признакам, подбирать подходящие слова по смыслу в ответ озвученным педагогом.

Дидактические игры на обогащение словаря

Важно: обогащение словарного запаса детей — главное, над чем должны поработать родители. Нужно помнить, что взрослые являются примером для детей, и в тех семьях, где разговаривают богатым литературным языком, у ребенка будет правильная, хорошо развитая речь

Не надо ждать какого-то определенного возраста, уже младенцу близкие могут рассказывать о предметах окружающего мира. Так накапливается пассивный словарь ребенка, который затем перейдет в активный.

В накопление пассивного словаря дошколенка должны войти слова, обозначающие объекты окружающего мира, их свойства, назначение, взаимосвязь. Кроме того, необходимо всеми средствами активизировать словарь, чтобы ребенок мог пользоваться большим количеством слов в разговорной речи. С этой целью для домашнего обучения подойдут развивающие игры на расширение количественного запаса, закрепление лексического значения слова.

«Мешочек слов»

Популярная игра по типу «чудесного мешочка» хорошо помогает накапливать словарный запас дошколят и учить их сопоставлять слово и предмет. Можно проводить с детьми всех возрастов, отличием в каждой возрастной группе будет усложнение словесного ряда. Младшие дети закрепляют названия предметов, старшие — больше внимания уделяют свойствам и назначению предметов, их взаимосвязи. Ведущий готовит красивый мешочек, куда складываются мелкие игрушки, знакомые детям. Ребёнок должен нащупать в мешочке предмет и назвать его, например, мячик, ложечка, веревочка, кубик. Затем предмет вытаскивается из мешочка и проверяется, правильно ли ребенок назвал.

В старшем возрасте правила усложняются: нужно нащупать и достать предмет по описанию. Например, ведущий дает задание: «Найди круглое, гладкое, похожее на баранку, можно надеть на пальчик (колечко)» или «Мягкий, пушистый комочек очень любит молочко (игрушечный котенок)», или «Длинная, тяжелая, металлическая (ложка)». Достав предмет, ребенок должен дополнить остальные свойства (цвет, форму, назначение). Если игра идет в подгруппе детей, выигрывает тот, кто правильно нашел и назвал все предметы.

«Это место называется…?»

Развивающая игра, которая учит ребенка понимать лексическое значение слова. Полезна тем, что можно играть в любой обстановке: во время прогулки, на даче, дома. Взрослый называет распространенное понятие, а ребенок дает ему название. Например, место, где учатся дети (школа); где малыши делают куличики (песочница); где выдаются книги для чтения (библиотека), куда приходят смотреть фильмы (кинотеатр). Обязательно поощрить ребенка, который понял и назвал все слова. Для малышей игра будет пока трудна, поэтому начинать можно со средних дошколят четырех или пяти лет.

«Как правильно?»

Шутливая игра, аналогична предыдущей по поставленной задаче: нужно выбрать правильное толкование слова, например, ложка — предмет для копки земли? для рисования? для еды? Стул — предмет для сна? для езды по дороге? для сидения? Лейка — предмет для питья? для полива цветов? для хранения пуговиц? Такие смешные понятия и позабавят ребенка, и помогут правильно понять лексическое понятие.

«Догадайся, что это?»

Задача игры — правильно узнать предмет по его частям. Например, ведущий говорит:«Кабина, винт, мотор, крылья, шасси (самолет); кузов, двигатель, колеса, руль, фары (автомобиль); стены, крыша, окна, фундамент, труба, дверь (дом); тротуары, проезжая часть, пешеходы, машины (дорога)». В игре для малышей можно использовать картинки для опоры на наглядный материал. Старшие ребятишки работают на слуховое восприятие.

«Что забыл художник?»

Игра помогает закрепить название частей предметов, активизировать словарь детей. Взрослый готовит картинки с изображением предметов, у которых не хватает каких-либо частей: у дома — окна, у кресла ножки, у чайника — крышечки, у сумки — ручки. Ребенок должен правильно назвать отсутствующую деталь и дорисовать ее. Для старших ребятишек можно постепенно усложнять сюжет картинок и увеличивать количество недостающих деталей, например, чайная посуда на столе.

Работа над речью через изучение алфавита

Дети в возрасте до 10 месяцев имеют способность запоминать буквы алфавита. Казалось бы, это не совсем логично, что дети понимают его, когда в месяц начинают гулить. Однако если вы проанализируете уникальные преимущества алфавита, успех в его понимании детьми становится понятен.

В русском алфавите 33 буквы, каждая из которых предлагает вашему малышу поэкспериментировать с упрощёнными звуками. К примеру, гласные содержат только один звук, в то время как короткое слово, состоящее из трёх букв, содержит уже три звука.

Хоть и шаги к достижению понимания алфавита маленькие, зато награда за это большая. Такое обучение влияет на малыша с разных сторон, хоть мы часто этого просто не осознаём. Естественно, это достижение способно поднять самооценку ребёнка и развить чувство самоуважения, положительно повлиять на развитие речи у детей

Важно ещё и то, что из-за этого не пропадает интерес, и развивается способность сосредоточиваться на уроке, как и то, что развивается чувство доверия к вам. Вы тот человек, который начал этот урок, и вы же объясните малышу, что у него всё получится

Ребёнок будет доверять вам.

И, наконец, самое большое преимущество алфавита заключается в том, что урок продолжается даже тогда, когда вы уже закончили. Буквы окружают ребёнка везде, раньше он их просто не замечал. И вдруг надписи на игрушках или на экране телевизора превращаются в возможности попрактиковаться в изучаемом вопросе. Такой урок может быть бесконечным.

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

«Составь слово»

Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.

Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению.

«Разгадай ребус»

Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки, На карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова- названия первые слоги, а затем из них сложить слово.

Карточки с предметными картинками для игры:

  1. Ухо, колокольчик, лыжи — уколы
  2. Ломы, шары, диван — лошади
  3. Гиря, тапочки, ракета — гитара
  4. Совы, лопата, машина — солома
  5. Огурец, пушка, карандаш — опушка
  6. Дома, ромашка, гиря — дороги
  7. Карандаш, тюлень, шары – катюша
  8. Оса, синица, наперсток — осина
  9. Орехи, совы, капуста — осока
  10. Ворона, роза, тарелка — ворота
  11. Оса, куры, нитки — окуни
  12. Банан, заяц, рыба — базары
  13. Сова, балалайка, карандаш — собака

«Из слогов — предложение»

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них — предложения.

Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.

Рекомендации по проведению развивающих игр

Дети с раннего возраста любят подражать взрослым. Именно этот механизм обучения стоит взять за основу: все обучающие элементы следует организовать в виде игры, показывать все на собственном примере. Игра должна быть интересна и вызывать у ребенка положительные эмоции, иначе он просто встанет и уйдет.

Необходимо понимать, что внимание у детей кратковременно и непроизвольно. Планировать занятие нужно так, чтобы избежать переутомления малыша и потери интереса к игре

Оптимальное время для каждой игры от 5 до 20 минут.

Отмечайте даже самые скромные успехи ребенка, хвалите его достижения

Если что-то не получается не заостряйте на этом внимание. В этот момент следует поддержать малыша, скажите: « В следующий раз все получится!», «Ты большой молодец-очень старался!»

Особое внимание следует уделять своей речи: слова и фразы должны быть простыми, речь чистая без нарушений, уменьшительно-ласкательных названий (не кошечка, а кошка), недопустимо повторение за ребенком неправильных слов. Артикуляция четкая, дети видят движение губ взрослого при произношении слов

Все действия необходимо сопровождать комментариями, описывая все этапы игры. Если используются стишки, потешки, выбирайте небольшие по объему тексты, которые содержат простые слова понятные для ребенка, легки для запоминания и заучивания.

Как помочь скучающему ребенку?

В первую очередь психологи советуют родителям отложить ненадолго свои дела и уделить внимание заскучавшему чаду. Если вы хотя бы пять-десять минут пообщаетесь, обнимите его, малыш успокоится и найдет себе занятие по душе.

Если вы хотя бы пять-десять минут пообщаетесь, обнимите его, малыш успокоится и найдет себе занятие по душе.

Если же скука не отступает, расскажите ребенку, что иногда можно просто отдохнуть, насладиться свободным временем и никуда не торопиться. В этом случае он сможет накопить силы для будущих свершений. О чем еще следует помнить взрослым?

Нет необходимости сразу же бросаться на помощь к скучающим детям

Важно, чтобы они самостоятельно научились планировать неурочное время, принимали решения. Если малыш опять говорит, что ему скучно, предложите самому найти себе занятие

Конечно, это касается подросших деток – от пяти лет и старше.
Вместе с ребенком напишите на листе бумаги перечень мероприятий, которые помогут «убить» скуку: раскрашивание картинок, пускание мыльные пузырей, гонки на велосипеде, рисование на тротуаре мелом. Малыш снова скучает? Пусть пройдется глазами по списку.
Если ребенку наскучили обычные развлечения, дайте ему материал для творчества. Пусть он сам создаст что-то новое: макет города из коробок и старых журналов, кормушку для птиц, куклы и декорации для силуэтного театра.
Пересмотрите все игрушки, которые есть у малыша. Вероятно, они не подходят ему по возрасту: он или слишком мал для них, или уже перерос подобные игрушки. Поиграйте вместе и при необходимости научите, как собирать пазлы, конструктор, как кормить куклу.
Не переживайте, если ваш отпрыск мало интересуется игрушками. Некоторых детей больше привлекают хозяйственные дела, которыми занимаются мама и папа. Привлеките любопытного ребенка к уборке, приготовлению некоторых блюд, уборке квартиры. Это поможет избавиться ему от скуки.
Замечательно, если ребенок любит играть в шахматы и шашки. Подобные настольные игры не только развивают логическое мышление, но и избавляют от любого намека на скуку. Если вы не можете проводить много времени за доской, начните партию и предоставьте малышу право следующего хода. Как только он начнет скучать, пусть задумается над шахматной партией.

Воздушный волейбол

Дома очень
часто не хватает подвижных игр. Соседи снизу не очень любят футбол и прыжки,
соседи сбоку не радуются стуку мяча об стену.  
То ли дело воздушный волейбол, когда можно и дыхание прокачать и вволю
наиграться. 

Правила
простые: нужно передавать друг другу воздушный шар без помощи рук и ног. Только
одним дыханием.  Есть конечно риск, что
дети будут носиться по комнате. Но оно того стоит.

Если же
очень хочется, чтобы игра была тихой, предложите поддерживать воздушный шар в
воздухе на время. Кто дольше сможет удерживать его на весу? Кстати, попробуйте
посоревноваться с детьми. Не факт, что вы выиграете.  

Кто быстрее принесет предметы?

Цель: уточнение и активизация словообразования у детей. Развитие навыков классификации лексических тем «Овощи-фрукты».

Оборудование: муляжи овощей и фруктов.

Описание игры:

Игроки садятся на стулья, напротив ставится 2 стула, на них кладутся 5-6 предметов из двух разных категорий: овощи – морковь, капуста, огурец; фрукты – яблоко, груша, вишня. На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды становятся возле стульев с предметами и по сигналу: один, два, три – овощи бери! – начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто вернее и раньше перенесет все предметы, которые относятся к названной категории, и назовет их.

Словесные игры на развитие речи и логического мышления

Дети с раннего возраста предрасположены к языку, без труда запоминают и усваивают несложные речевые лингвистические конструкции. Заниматься формированием речи необходимо, когда ребенку исполнится 1 год, иначе по мере взросления темп овладения языковыми нормами будет значительно снижен.

Речь и логическое мышление придает малышам уверенности в собственных силах. В помощь — игры со словами, звуками, музыкальным сопровождением. Постепенно, шаг за шагом, ребенок начинает осваивать традиции родного языка, приобретает навыки речетворчества и правильного использования грамматики.

Игры, направленные на развитие речи и мышления:

  1. Узнавание предметов по признакам. Занятие развивает внимательность, логику. Попросите ребенка назвать предмет, соответствующий признакам. Про кого можно сказать: белый, пушистый, мяукает? Или шоколадный, сладкий, вкусный?
  2. Собери слово из букв. Игра для детей, в которой ребенок собирает необходимые буквы для составления слова. Из специальных карточек с буквами (можно сделать самостоятельно) складывается слово из трех букв, для его выбора лучше использовать цветные картинки. Показать ребенку пример, как составляется слово, дать минуту на запоминание, попросить повторить.
  3. Лишнее слово. Игра для детей, позволяющая усилить мыслительные процессы. Называют 4 слова, 3 из которых объединены общими признаками. Попросить, исключить лишнее слово и объяснить свое решение. Например: стул, стол, шкаф, лимон. Лишнее слово «лимон», так как все остальное мебель.
  4. Очень хороши музыкальные игры, они помогают разучить новые движения с малышом, выучить новые слова. Включается любая музыкальная сказка, попросите ребенка «оживить» ее: покажи как идет мишка, как рычит волк и т.д. Такие занятия способствуют развитию образного мышления, памяти, слухового восприятия.
  5. Мышеловка. Игра для детей, обучающая согласовывать слова с движениями и развивающая физическую активность. Дети делятся на две команды. Одни встают в круг, другие находятся вне его. Игроки берутся за руки, изображая мышеловку, и ходят по кругу, припевая: « Как же мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь вы плутовки, доберемся мы до вас. Как поставим мышеловки и поймаем вас сейчас». Ребята останавливаются, поднимают руки вверх. Другие вбегают в мышеловку и выбегают из нее. Ведущий командует: «хлоп», дети опускают руки и приседают. Кто не успел выбежать из круга, считаются пойманными, они встают в круг, увеличивают размер мышеловки. Когда все будут пойманы, меняются ролями.

Преимущества словесных игр

Слово — основной элемент в словесных играх. Поводит их легко, ведь для проведения не нужны особые атрибуты. Достаточно подготовить ребенку мячик, бумагу, ручку, листок или разрезную азбуку с буквами, карточки с картинками. Так проводить различные занятия можно в любом месте: в дороге, в очереди, дома, на прогулке.

Дети — непоседы. Любят сочинять на ходу и преувеличивать, выражая свои эмоции, чувства, настроения

Словесные игры способствуют стимуляции, развитию познавательных процессов: речь, память, мышление, воображение, внимание и просто незаменимы в любом возрасте (дошкольном, школьном)

Игра в слова нравится всем детям, поэтому психологи уверяют, что даже учеба не станет помехой, если проводить правильно и своевременно. Речевые задания развивают языковую способность у дошколят. Учить же лучше с помощью картинок. Так дети усваивают новый материал гораздо легче.

Этапы развития речи у детей

Родители с нетерпением ожидают момента, когда их малыш начнёт разговаривать, ведь это событие является существенным скачком в развитии ребёнка. Однако активная тренировка речи начинается задолго до того, как вы услышите первое произнесённое ребёнком слово. Для каждого этапа формирования речи существуют специальные развивающие методики, по которым взрослые могут заниматься с детьми.

Грудной возраст

Новорождённые дети могут кричать и издавать простые гласные звуки, например, «ооо» или «ааа». Слушая, как вы разговариваете, они пытаются отвечать собственными звуками. Читайте им вслух, чтобы они могли слышать ритм речи. В возрасте 6-7 месяцев дети могут уже лепетать простые слоги, например «ба-ба» или «да-да». Повторяйте за ребёнком его звуки, чтобы своим примером побудить его продолжать «разговор».

В возрасте 8 месяцев рецептивный язык, то есть набор понимаемых ребёнком слов, развивается, поэтому важно произносить ему названия окружающих предметов. Специалисты по изучению речи, языка и слуха рекомендует играть в простые имитационные и пальчиковые игры, например, «Ладушки» или «Ку-ку»

1 год

В возрасте 1 года ребёнок уже может произносить 1-2 слова помимо «мама» и «папа». По данным Национального института изучения глухоты и других речевых расстройств, ребёнок формирует собственный «жаргон», то есть тип абсурдной речи, которая грамматически изменяется подобно языку взрослых. Разговаривайте с ребёнком о том, чем он занят в течение дня, потому что его словарный запас напрямую зависит от того, насколько часто родители разговаривают с ним.

Маленькие дети начинают использовать для общения различные жесты, например, указание. Стимулируйте ребёнка произносить слова и звуки вместе с жестами, поощряя попытки разговаривать. Даже если вы не понимаете детские слова, попытайтесь догадаться логически или задайте вопрос. Это стимулирует попытки ребёнка разговаривать.

От 1,5 до 2 лет

К 1,5 годам дети уже могут произносить много отдельных слов и даже пытаться складывать их в короткие фразы. Когда ребёнок указывает на предмет и произносит слово, вы можете развить сказанное им в предложение. Например, если ребёнок произносит «собачка», вы можете ответить: «Да, собачка коричневая», или на слово «молоко» спросите: «Ты хочешь молока?».

Продолжайте читать ребёнку книги, описывая картинки и задавая по ним вопросы. Дети способны находить и показывать предметы в книге, даже если не могут произнести ни слова.

2 года

С возраста 2 лет дети могут произносить короткие предложения. По мере усложнения предложений, дети пытаются экспериментировать с правилами грамматики, слыша речь вокруг себя. Например, ребёнок может сказать «бегил» вместо «бегал» или «человеки» вместо «люди». Не поправляйте его. Просто повторите предложение с правильными словами, так советуют специалисты по вопросам развития речи у детей.

Дошкольный возраст

К окончанию дошкольного возраста ребенок должен знать около 2000 слов, иметь четкое и точное звукопроизношение, уметь грамотно излагать свои мысли, пересказывать небольшие тексты, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

В дошкольном возрасте разучивайте с ребёнком детские стишки и пойте песенки, так как постоянное повторение ритмичных текстов помогает ребёнку развивать память. Кроме того, часто ребёнок сам находит понравившиеся истории и с радостью слушает их снова. Затем пусть он сам перескажет вам прочитанное. Эффективные и интересные задания по развитию речи для дошкольников широко представлены далее в статье.

Общению нужно учить

Поприветствуйте приближающегося к вам человека улыбкой и начните оживленный диалог, сохраняя пока определенную дистанцию. Дайте ребенку время и возможность рассмотреть незнакомца и прочесть счастливое выражение на вашем лице. Основываясь на вашей реакции, малыш будет формировать свое собственное представление об этом человеке. Если чужак приятен для вас, он будет хорошим и для ребенка. Затем возьмите инициативу общения в свои руки. Сделайте как бы вводное замечание: «Посмотри на тетю Нэнси, она такая милая». Однако тете Нэнси лучше при этом не приближаться к вам. Начинайте сами постепенно сокращать дистанцию. Когда вы достаточно сблизитесь, возьмите ручку малыша и погладьте ею лицо тети Нэнси. Все это время не забывайте следить за выражением лица ребенка и языком его телодвижений, чтобы вовремя понять, когда приближаться, а когда подождать. Разъясните свою стратегию тете Нэнси, чтобы она не набрасывалась в бурном восторге на малыша. Такое же подробное объяснение (как важен правильный подход к ребенку в этот период) нужно своевременно дать бабушкам и дедушкам. Им это позволит сохранить родственные чувства, а вам — избежать длинной лекции о том, как вы избаловали собственного ребенка. Помогает такой подход ребенку и в общении с врачом.
Как поступать в более сложных случаях. Если ваш малыш очень боится посторонних людей, сделайте подготовительный этап к встрече с ними более продолжительным и искусным. Предупредите друзей об особенностях поведения вашего ребенка, причем помните, что это — элемент нормального развития детей и не старайтесь, сглаживая первое неприятное впечатление, выгораживать малыша

(«На самом-то деле он очень хороший мальчик».) Договоритесь, чтобы ваш гость сначала, приходя к вам, уделял внимание одной из любимых игрушек вашего ребенка, например погремушке. Носите с собой эту игрушку и вытаскивайте при встрече, тогда малыш обрадуется ей, а заодно — и приближающемуся человеку.
Если малыш продолжает держаться отстраненно и по-прежнему обвивает вас, как плющ, посадите его к себе на колени и разговаривайте с посетителем, не привлекая к беседе ребенка и давая ему возможность освоиться, сидя на привычном для него месте.Из дневника Марты: «Когда подходит кто-нибудь из знакомых, Мэтью начинает приветливо размахивать ручками, улыбаться и жестикулировать

Когда же входит незнакомый, Мэтью задумывается, словно размышляет, как надо реагировать. Иногда он откликается на заигрывания гостя, начинает весело улыбаться и что-то лепетать. Иногда как бы выжидает, какую игру ему предложат. В то же время при виде близких (папы, мамы или братика с сестричкой) он как бы автоматически приходит в оживленное состояние. Недоверие Мэтью к чужим выражается в том, что он внимательно разглядывает их с озабоченным лицом и как бы на мгновение замирает, словно проверяя, стоит ли вступать в контакт. Иногда я помогаю ему вступить в общение с чужим, но при этом зорко слежу, когда он не захочет больше оставаться на руках у другого человека. Обычно, если я улыбкой и жестами показываю, что все в порядке, и тот, кто взял малыша на руки, испытывает от этого удовольствие, все проходит хорошо. Но если Мэтью какимто образом чувствует, что что-то здесь не в порядке, он начинает капризничать. Еще несколько месяцев назад он всех подряд одаривал ангельскими улыбками, вызывая восторг и радость у незнакомых встречных. Теперь он стал не столь расточительным. Это заставляет меня предположить, что он задумывается над тем, почему улыбается. Когда он отвечает на приветствие чужого человека, улыбка очень медленно появляется на его лице. Он изучает незнакомца, переводит взгляд с него на меня и обратно, как бы проверяя мою реакцию. Иногда он мельком улыбнется кому-нибудь, но тут же зарывается лицом в мое плечо и возобновляет общение только после моих поощрений».

Задания по развитию речи для детей 4-5 лет

Ниже представлены несколько вариантов таких заданий.

«Какое слово лишнее и почему?»

Цель игры — развитие слухового внимания и слуховой памяти, логического мышления. Игра также поможет автоматизировать навык речи. В некоторых случаях применяется для лечения заикания. В таком случае прибавляется рука для более плавной речи.

Логопед произносит четыре слова. Чадо их повторяет и говорит, какое слово лишнее. Затем он объясняет, почему выбрал именно это слово.

Например: стул, стол, диван, дерево. Лишнее слово- дерево, потому что всё остальное называет мебель, а дерево- растение.

Задания по развитию речи для детей 4-5 лет

«Скажи по-другому (учим синонимы)»

Это игра с мячом. Она развивает память, скорость мышления, логику. Воспитатель называет слово, кидает ребёнку мяч. Малыш должен поймать и придумать слово- синоним. Слова могут быть такими:

  • Высотный (дом),
  • Охранять (природу),
  • Ехать,
  • Знаменитый (человек).

Сами слова лучше всего произносить в словосочетаниях. Так ребёнок сможет лучше понять смысл слова.

Есть и второй вариант. В нём нужно назвать антоним того слова, которое слышит.

Вообще эта игра может видоизменяться по-разному. Например, воспитатель может ничего не говорить этому ребёнку. Малыш может увидеть или услышать какой- то предмет, загадать его и назвать его синоним или антоним — зависит от конкретного задания.

«Я начну говорить, а ты закончи»

У этой игры также может быть много вариаций: дополнять буквы или слоги, чтобы получились слова, а можно придумывать слова, чтобы получились предложение. Главное умение, которое развивает эта игра, — думать логично. Например:

  • «Летом трава зелёная, а осенью……(жёлтая)».
  • «Дорога широкая, а дорожка…..(узкая)».

Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают на них

Чтобы развить речь, нужно общаться. Но в условиях, когда родители постоянно работают, часто это делать сложно. В этом помогает детский сад (ДОУ). Воспитатели общаются с детьми и учат их общаться с другими. Но как спровоцировать их на разговор? Могут помочь мастер-классы по общению. Это также можно сделать с помощью вопросов.

Воспитатель

Но и тут существует несколько правил:

Легче всего общение проходит по теме того, что происходит вокруг. Например, если малыш играет с игрушками, его можно спросить, какого они цвета, размера, формы и т. д.
Вопросы должны быть чёткие, конкретные и лаконичные. Детская психика просто не воспринимает слишком длинные вопросы

Внимание моментально переключается на что-то более интересное и понятное.
В вопросах лучше придерживаться одной темы. Например, если воспитатель спрашивает об одной игрушке, а потом переходит на вопрос о родителях, ребёнок может просто неправильно его понять. Если уже начали говорить об игрушках — тему надо продолжить.

Если уже начали говорить об игрушках — тему надо продолжить.

Детская речь ещё недостаточно понятна

Её развитие, безусловно, очень важно. И не стоит им пренебрегать, даже если кажется, что у ребёнка всё хорошо. Чем лучше у дошкольника развито умение общаться, тем лучше пройдут процессы адаптации и социализации в школе

Эта задача ложится на плечи воспитателей

Чем лучше у дошкольника развито умение общаться, тем лучше пройдут процессы адаптации и социализации в школе. Эта задача ложится на плечи воспитателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: