Буллинг под видом заботы: как любящая мама растит ребенка-жертву

Буллинг. как помочь ребёнку?

«Я поняла, что больше терпеть не могу, и схватила одну из девочек за горло»

История Марии, 20 лет

Когда мне было 13 лет, все люди «не от мира сего» — те, кто не реагировал на реплики в адрес своего внешнего вида, не хотел быть как все, не пытался примкнуть к какой-то компании — перевелись в другие школы. В таком возрасте детям, видимо, нужен козел отпущения, поэтому странной «назначили» меня. Каждую перемену после урока французского ко мне подходили две-три одноклассницы и доставали: искали странность. Увидят тетрадку с изображением военного — начнут обзывать мужеподобной, только в грубой форме (потому что военный на тетради был мужчиной). Или порвут тетрадь с надписью «Химия» — потому что «Ты что не знала, что химия не в седьмом, а в восьмом классе?» А я просто эту тетрадку купила, потому что мне химия всегда нравилась.

Французский был три-четыре раза в неделю. Я терпела, просила отстать, молчала. А через пару месяцев поняла, что больше не могу. Схватила одну из девочек за горло и начала душить. Это происходило молча: никто даже не попытался ей помочь. Все, кто был в классе, просто стояли и смотрели, а когда я ее отпустила, она убежала, а я ушла домой. В полной тишине. Я не думаю, что правильно тогда поступила. Но тогда мне стало лучше: после этого все закончилось — больше они ко мне и близко не подходили.

Joshua Hoehne / Unsplash

Мама спросила, что случилось, сказала, что нужно было не драться, а поговорить, нужно было рассказать ей. А я пыталась говорить. Пару раз спрашивала у тех, кто меня травил, зачем они это делают, почему выбрали меня. Они игнорировали или смеялись. Учительница тоже не реагировала — или делала вид, что не замечает происходящего, или правда не замечала. Иногда она выходила из класса. Честно говоря, я вообще не думала, что мне кто-то может помочь: тогда мне казалось, что ни классной, ни маме не о чем рассказывать, травля казалось мне чем-то само собой разумеющимся.

Спустя год одноклассник, с которым мы никогда не общались, чиркнул зажигалкой и поджег мне волосы. Они у меня были длинные и очень здорово горели. Хорошо, что у меня быстрая реакция — потушила сама. Учительница долго кричала на этого мальчика, его даже заставили извиниться. Об этом случае я уже рассказала маме: она возмущалась, но только при мне. Дальше ничего не было. Было ли мне обидно, что мама тогда за меня не вступилась? (Задумывается). Наверное, немного да.


Психо
Мне говорили: «А что ты хотела? Дети — это тяжело». Как женщины переживают послеродовую депрессию — и чем им можно помочь

Команда всероссийского образовательного проекта Травли.Net, который направлен на борьбу с буллингом в школах, разработала методическое пособие для учителей. В нем психолог Людмила Петрановская подробно разъясняет, почему школьная травля — это серьезно; почему жертва не может справиться с этой ситуацией в одиночку; как буллинг действует на всех, кто в него вовлечен. «Травля — это развращающий опыт для зачинщиков, — пишет Петрановская. — В будущем у них меньше шансов на успешную самореализацию и на хорошие отношения в семье, с друзьями и коллегами. Травля — это очень травматичный опыт для свидетелей, они испытывают мучительный внутренний конфликт, поскольку уже чувствуют, что происходящее — аморально, но еще не имеют сил осознать, что именно не так, и найти выход из ситуации. Кроме того, они боятся, что, заступившись за жертву, сами станут жертвой, поэтому подыгрывают агрессору, стараясь не чувствовать стыд и унижение».

В методичке подробно разъясняется, как должны действовать учителя, чтобы «работать на опережение», то есть не допустить травли в школе. Что нужно делать, если травля уже происходит — и чего не делать: например, не ждать, что ситуация разрешится сама, не искать объяснений и оправданий, не путать травлю с «непопулярностью» того или иного ребенка, не призывать агрессоров пожалеть жертву (гораздо эффективнее сместить фокус внимания с жертвы на само явление). Скачать методическое пособие можно
здесь.

Воздействие буллинга

Травля влияет на все аспекты жизни. Человек перестает спать, не может учиться, ему плохо, в том числе физически. Состояние психики тоже может пострадать, поскольку результатом буллинга могут быть низкая самооценка, тревожность, гнев или агрессия, депрессия.

Авторы книги «Дружелюбные» пишут о том, что у детей, ставших жертвами буллинга, могут развиться значительные нарушения душевного здоровья (например, тревожность, депрессия, низкая самооценка, а иногда и суицидальные наклонности); не исключены социальная изоляция и трудности с посещением школы.Дружелюбные

Негативные последствия травли распространяются и на детей, которые традиционно не рассматриваются как непосредственно вовлеченные в буллинг. Например, может быть нарушено психологическое равновесие тех, кто стал свидетелем издевательств, у них обнаруживается больше поведенческих проблем, чем у состоящих в группах с более здоровыми взаимоотношениями, а также ухудшается успеваемость.

«Взрослые и дети должны реагировать по-разному»

Психолог Елена Овечкина указывает на то, что реакция на буллинг у взрослых и детей должна быть совершенно разной. Взрослый может и должен не замечать агрессии, как это делает Надежда. Продуктивнее всего просто игнорировать угрозы и оскорбления. Так мы поступаем, например, когда нам нахамили в магазине. Блокировать хейтеров в соцсетях — самый простой и эффективный способ.

Для школьника, которого начали травить одноклассники, ситуация совершенно иная. Он должен сразу дать серьёзный отпор.

— Ребёнок должен дать на агрессию несоразмерно более жёсткий ответ. То есть при устном оскорблении ответить так, чтобы агрессор понял, что это не жертва, — говорит специалист. — При физическом воздействии тоже. Ребёнок не должен показывать, что готов терпеть какие-то унижения.

По словам Елены Овечкиной, если пропустить момент начала буллинга, подростка можно спасти переводом в другую школу и работой с психологом. Ребёнок должен побороть в себе ощущение жертвы и научиться себя защищать, иначе ситуация может повториться.

Психолог Наталья Степанова говорит, что чаще всего жертвами хейта и буллинга становятся подростки 12 — 14 лет. Пусковым механизмом является бездействие родителей. Когда ребенок не хочет идти в школу, замкнут, необщителен, это должно насторожить взрослых. Они должны разобраться в причинах неуверенности школьника в себе и научить его правильно реагировать.

Иногда более явными сигналами для родителей становятся психосоматические расстройства ребёнка. Сначала идет кожная реакция (сыпь, зуд), далее могут последовать боли в животе, отказ от еды, ком в горле, тошнота.

— У меня был случай: как только девочка подходила к школе, у нее начиналась тошнота, — приводит пример психолог. — Когда ситуация стоит остро, нужно менять окружение, школу. Последствия игнорирования проблемы могут быть очень серьёзными. Кто-то становится замкнутым и отстраненным, уходит в депрессивное состояние, а кто-то будет проявлять агрессию к себе (порезы, телесные увечья) или к родственникам.

Пользователям соцсетей, страдающим от хейтеров, Наталья Степанова советует не замечать агрессии, блокировать за любые оскорбления и чаще бывать на природе, чтобы давать сознанию отдохнуть.

Расстройства пищевого поведения

Самые распространенные нарушения приема пищи:

  • нервная анорексия;
  • булимия;
  • психогенное переедание.

Большинство расстройств пищевого поведения связаны с пережитыми в детстве издевательствами, суть которых – нападки на внешность жертвы

На фоне травли человек начинает уделять чрезмерное внимание к весу, форме тела

Неправильный режим питания, недоедание или обжорство наносит вред сердцу, пищеварительной и эндокринной системе, костным структурам, вызывает тяжелые метаболические нарушения.

На последствиях буллинга во взрослой жизни со стороны нарушений пищевого поведения остановимся чуть подробней:

Симптомы нервной анорексии

Данное заболевание представляет собой потенциально опасное для жизни состояние, характеризующееся аномально низким весом, сильным страхом набрать лишние килограммы, искаженным восприятием формы тела.

Больной анорексией прикладывает громадные усилия, чтобы удерживать вес в условной норме. Он ограничивает количество пищи, сокращает прием жидкостей, устраивает продолжительные периоды полного голодания. Для похудения субъект изнуряет себя непомерными физическими нагрузками, использует слабительные препараты, инициирует рвоту после приема пищи. Во взрослой жизни сильно выраженная анорексия может привести к летальному исходу.

Симптомы булимии

Данное расстройство проявляется длительными эпизодами значительного переедания, за которыми следуют периоды «очищения». В фазе обжорства человек ест слишком много, нередко не делая паузы между приемами пищи. Через некоторое время у него развивается навязчивая идея: очистить организм от съеденной пищи. В этих целях он стимулирует рвотный рефлекс, принимает в больших дозах слабительные и диуретики, использует сорбенты, ставит очистительные клизмы. Такие самоизнурения во взрослой жизни также могут быть последствиями буллинга, перенесенного в подростковом возрасте.

Симптомы компульсивного переедания

Данная проблема носит название «волчий голод». Основной признак компульсивного переедания – неутолимый аппетит, отсутствие чувства насыщения после трапезы. Больной быстро съедает большое количество еды. Однако чем больше он ест, тем сильнее аппетит.

Человек с «волчьим голодом» кушает в неподходящее время, часто просыпаясь ночью, чтобы перекусить. В его рационе – несочетаемые продукты, например он кушает селедку, затем пирожное, потом его тянет на острое, в завершении он потребляет несколько лимонов. Это также может быть неосознаваемым последствием буллинга.

Суицидальное поведение

Типичное следствие пережитого в детстве буллинга – суицидальное поведение, которое подразделяют на виды: демонстративное и истинное

Главный мотив действий «показного» самоубийцы – не причинение себе вреда, а манипуляция другими, стремление привлечь внимание

Истинные суицидальные действия обычно носит вдумчивый характер, они разрабатываются и готовятся заранее. «Подлинный» самоубийца готов попрощаться с жизнью, поэтому он скрывает намерения от окружающих, чтобы не допустить спасения.

Непосредственным участникам по манипуляциям суицидальной направленности выявить и опознать жертву буллинга во взрослой жизни трудно, поэтому необходима профессиональная помощь.

Признаки

Знаки, свидетельствующие о размышлениях и подготовке суицида:

  • Разговоры о бесполезности бытия, рассуждения о смерти. Человек делает заявления: «Я зря родился», «Жаль, что я не умер».
  • Приобретение средств для сведения счетов с жизнью, например, покупка больших объемов сильнодействующих медикаментов.
  • Отказ от социальных контактов, избегание общения, желание находиться в одиночестве.
  • Выраженная лабильность настроения, например, чрезмерный эмоциональный подъем сегодня, глубокая печаль завтра.
  • Озабоченность исследованиями способов умерщвления, просмотр сюжетов с насильственной смертью, естественным умиранием героев.
  • Увеличение потребления алкоголя, прием наркотиков.
  • Изменение обычного режима дня.
  • Умышленное совершение опасных действий, например, опрометчивое вождение, несоблюдение скоростного режима на дорогах.
  • Раздача личных вещей, генеральная уборка в доме, старательное срочное приведение дел в порядок, когда таким действия нет логического объяснения.
  • Прощание с близкими в манере, будто это последняя встреча.
  • Заметные изменения характера, поведения, настроения личности, не связанные с объективными причинами.

Если в вашем окружении есть такие человек, который во взрослой жизни проявляет суицидальное поведение, это может быть последствием буллинга. Чтобы помочь ему справиться с этим, постарайтесь убедить в необходимости психологической помощи.

Как помочь буллеру?

  • Буллера стоит пробовать понять. Иногда это ребенок, имеющий много лишней энергии, который не знает куда ее девать.
  • Лучшее лекарство от буллинга — развитие эмпатии. Помочь ребенку найти ответ на вопрос: «Почему мне хочется травить кого-то?». Предложить присмотреться ближе к тому, кого хочется обидеть, почему он отличается от других и что за этим стоит. Часто буллер — это ребенок который запутался и сам из-за отсутствия жизненного опыта еще не может понять себя, своих чувств. Дети с маниакальной злобой и желанием наносить боль сознательно, потому что чужие страдания для них наслаждение, встречаются не так часто, и нуждаются в профессиональной помощи. А вот дети не осознающие до конца того что творят, больше.

Можно ли перерасти возраст буллерства и осознать свои ошибки? Не всегда. Поэтому хорошо, когда рядом есть кто-то, кто может создавать рамки.

Фото: depositphotos

Стать агрессором может даже мама

Это женщина, которая воспитывает детей в условиях гиперопеки. Она придирчива, язвительна, вечно недовольна и все делает для того, чтобы из ребенка вырос «правильный человек».

Например, от природы сын полный, медлительный, застенчивый. Мать хочет в нем видеть стройного, решительного, смелого. Женщина диктует ему каждый шаг, не позволяя проявлять инициативу, не стесняется в выражениях, называя ребенка  «неудачником», «идиотом», «уродом». И мальчик с детства привыкает к ярлыкам. Он не видит в них унижения, начинает верить в собственную никчемность, без матери не решается сделать ни шагу.

Токсичная мать может «уничтожить» ребенка взглядом, неделями демонстрировать недовольство молчанием. Она создает тягостное эмоциональное давление, от которого маленькому человеку становится плохо физически. Эмоциональные манипуляции действуют на детей иногда пагубнее физического действия.

Каким вырастет этот ребенок

Ребенок, раздавленный молчанием матери, согласится на любое условие, чтобы вызвать ее расположение, чтобы стать «быстрее, выше, сильнее». Мать, не понимающая, что она манипулятор и преследователь, будет гнуть воспитательную политику, а ребенок — зарабатывать комплекс неполноценности, несамостоятельности, чувство вины перед матерью, страх перед обществом и будущим. Очевидно, что мать через ребенка пытается самореализоваться, не понимая, что запас психической прочности очень индивидуален. Кто-то неуязвим, а кто-то «ломается» быстро.

Как ребенок растет жертвой

Прожив в условиях внутрисемейных манипуляций, ребенок привыкает зарабатывать расположение и поощрение — «просто так его любить не за что». Он строит с окружающими созависимые отношения.

Жертва буллинга не может:

  • радоваться, не выслужившись;

  • быть смелым, не спросив разрешения;

  • быть личностью, не ожидая наказания.

Каждую критику воспринимает болезненно; понимает, что критика неизбежна; ненавидит себя за неуспешность. Поэтому эмоциональный буллинг чаще коварнее. Его невозможно быстро выявить. Деформация личности сохраняется с человеком навсегда.

Каждая вторая девочка-подросток с эпизодами аутоагрессии, суицидальными расстройствами, трудностями социальных контактов, депрессиями и так далее на приеме у психиатра называет причиной болезни «токсичные» отношения с матерью или семьей.

  • «Меня никогда не хвалили».  

  • «Я боялась быть собой».  

  • «Меня не понимали».

Почему возникает буллинг и как его приодолеть?

  • Буллинг чаще всего встречается в детских коллективах 11-13 лет — когда «бушуют гормоны», происходит половое созревание и подростки начинают чудить, потому что не в состоянии взять себя в руки.
  • Жертвами буллинга часто становятся те, кто не может себя защитить, дать достойный отпор. Те, кто по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив
  • Буллинг нельзя игнорировать. Безнаказанность порождает ложное чувство собственного всемогущества. Ненаказанное зло множится. Но работать стоит и с Буллер и с жертвой.
  • Учителя могут сами провоцировать буллинг, если противопоставляют ребенка коллективу — вы плохие, а он хороший. Этого нельзя делать ни в коем случае.
  • Буллинга можно избежать, если рядом с детьми есть авторитетные взрослые которые держат руку на пульсе, внимательны к коллективу, предупреждают конфликты и проговаривают все, что случается.

Ищем новых врагов

С учителями например. Вот историк явно занижает оценки одному из нашей «стаи». Устроим акцию протеста. И будем собирать подписи у учащихся из других классов! А трудовик? Ну какое он имеет право отправлять нас в подвал перебирать морковь? Должен же как минимум, предупредить, чтобы взяли перчатки и сменную одежду! А еще есть параллельный А-класс (что-то очень уж они зазнаются). А у нас ребята лучше в футбол играют. Надо устроить соревнования между классами.

Ребята пусть играют, а мы будем болеть и громко визжать. А еще, можно дразнить их вратаря, чтобы мяч пропускал. А своих мы не дразним. И другим не позволим.

Что же делать учителю?

  1. Поговорите с зачинщиками. Агрессоры уверены, что правы и их никто не видит. Поэтому даже не разговор в кабинете директора, а на начальных этапах обычный разговор даст понять — вы в луче прожектора и все ваши противоправные действия видны. Объясните детям, что их поведение недопустимо, может привести к суровым последствиям. Расскажите, что чувствует жертва.
  2. Проведите разъясняющий разговор в классе. Вы можете не называть имен, но и так все и все поймут.
  3. Не провоцируйте буллинг сами и не легализуйте его. Если учитель неоднократно высказывался осуждающе об одном и том же ученике, это даст детям повод думать, что это нормально. Исключите фразы типа «Из-за тебя, Семенов, мы не смогли снова пройти материал на уроке», «Опять, Иванов, ты не сделал домашнее задание. Ты подводишь весь класс», «Твои родители не занимаются тобой, я буду тебя воспитывать» и т.п.
  4. Проводите игры на сплочение в классе.
  5. Если это не единичный случай, то нужно подключать других специалистов — психологов, социальных педагогов и родителей. Тех, которые будут решать проблему практически в рамках своей компетентности. Возможно, это будут не только тренинги и консультации, но и беседы с родителями, выходы в семью.
  6. Самый лучший способ — профилактика. Включайте в классные часы информацию о конфликтах и способах их разрешения. Не знаете какие? Приходите на вебинар «Конфликты в классе».
  7. Смотрите фильмы с детьми, обсуждайте. Я предлагаю вам ниже вопросы для обсуждения классического российского фильма «Чучело» 1983, режиссер Ролан Быков. В фильме дети отстаивают свое понятие справедливости. Страх быть изгоем движет теми, кто подкладывает дрова в огонь и сжигает чучело. Принадлежность к группе снимает ответственность за поступки. Жестоки и взрослые, никто не вмешался, а классная руководитель наказывает, отменив экскурсию.

Как все изменилось

Все начало менялись в 7-8 классе. Так же внезапно мировосприятие стало меняться, эмоции утихать, желание сделать что-то бешеное — тоже. В тот период посмотрела фильм «Повелитель мух» и вдруг почувствовала отвращение к себе самой и ко всему тому, что делала наша стая. Грань, отделяющая человека от зверя очень тонкая, и если вовремя не остановиться, то можно превратиться в чудовище. Внимательнее присмотревшись к жизни наших изгоев, выяснила много такого, чего не замечала раньше.

Например, в Кате отец-тиран, видя, что девушка подрастает красавицей — (голубоглазая блондинка с очень женственными формами) решил, что она потенциальная проститутка и заставлял ее одеваться как чучело. Оттуда и допотопные юбки. И тут уж не Катю надо травить, а ее папашу проучить. А поскольку добраться до него мы не можем, то надо бы хотя бы подружиться с Катей, отпросить на школьную дискотеку, переодеть в туалете в свое платье. Пусть почувствует себя принцессой.

Макс? А его вместе с младшим братом вообще одна мама воспитывает, папа ушел из семьи. Видимо ей очень трудно, а он похоже, очень ее любит, раз так волнуется, чтобы не ругала ее школьная администрация лишний раз. А както встретила его вне школы в очень стильной рокерской черной кенгурушке с надписью «Металлика» и вдруг выяснилось, что у нас общие музыкальные предпочтение. А еще он оказался чертовски умным и интересным собеседником. Он так никогда и не пытался влиться в стаю, но мы оставили его в покое и позволили быть тем, кем он есть.

У Ани все вообще было грустно. Родители развелись, мама вышла замуж второй раз, оставив дочь на попечении бабушки и дедушки.

Вдруг стало заметно сколько горя в жизни каждого, сколько странных и несправедливых вещей вокруг происходит. Так в нашей стаи возникла мысль, зачем вообще воевать с одноклассниками? Мы же один коллектив, и как бы по одну сторону баррикад. Может воевать с кем-то другим?

Как сложились судьбы

С тех пор прошло много лет. До 11 класса мы эволюционировали в совершенно нормальный коллектив.

У Кати умер отец. И хотя это казалось бы печальным событием, но освободившись от домашней тирании они с матерью будто расцвели. Катя превратилась в настоящую красавицу, впоследствии очень удачно вышла замуж. Думаю, судьба так компенсирует ей травмы детства. И я искренне том радуюсь.

Макс так и остался человеком немного не от мира сего. Но стал неплохим программистом. А когда началась война — пошел воевать добровольцем и переквалифицировался в парамедика. В прошлом году посещала его тренинг по доврачебной помощи.

Аня вышла замуж, родила сына и ее инстаграм переполнен семейными фотками. А еще она всегда лайкает мои фотки.

Самое удивительное, что со многими одноклассниками отношения постепенно стали прохладными, но не с этой троицей. Мне до сих пор очень стыдно, что когда я портила им жизнь. И рада, что они простили и не держат зла.

Екатерина: «Внутри все рвалось в клочья, а снаружи я закрылась»

Началось все еще со двора, с раннего детства. Но там мы постоянно со старшей сестрой гуляли, она меня в обиду не давала особо. Самая жесть была в школе. Так как у меня есть нюансы во внешности, а дети такое не прощают, с первого класса были просто какие-то смешки, обзывания, из серии: «косая, косоглазая», и т.д. Кому на что фантазии хватало. Но это было по лайту все. И вот тут наступает пятый класс, и случается самое страшное.

У меня тогда была подружка Надя. А ее мама в нашей школе преподавала русский и была классным руководителем у семиклассников. И вот, Надина мама на зимние каникулы везет свой класс в Питер. И зовет меня с ними. Моя мама меня отпускает, мы едем. И в Питере что-то случается. Что именно, я не помню, сколько ни пыталась вспомнить. Мы с Надей почему-то ссоримся. И по возвращении в школу Надя начинает про меня рассказывать всем какие-то гадости. Якобы я там что-то у кого-то воровала, в Питере… Ну и после этого буллинг уже приобрел новые краски. Меня продолжали обзывать, в основном это были мальчики. Вся параллель. Толкали, иногда пинали. Могли отобрать портфель и спрятать куда-нибудь. Помню, больше всего боялась А-класс. Там были самые жестокие мальчишки.

В восьмом классе нас расформировали, я попала в математический класс, где были в основном мальчики из А-класса. Там был просто ад. Тряпка, которой с доски вытирают, брошенная в меня — это самые цветочки были. Могли что-нибудь вылить или засунуть гадость какую-нибудь в портфель, прятали мои вещи. Самая жесткая ситуация, которую помню: они меня зажали в плотное кольцо, не давали выйти. Обзывались, унижали и плевались в меня.

В девятом классе меня перевели в обычный класс, где в основном были мои старые одноклассники.

После девятого класса я ушла из школы и поступила в колледж. Там уже и подруги появились, и выровнялось все. В общем, все закончилось.

Что я чувствовала? Внутри все вдребезги, на клочки рвется. Хочется рыдать, орать и убивать. А снаружи я просто закрылась. Делала вид, что мне все равно — так было проще, так им быстро становилось неинтересно. 

После этого я очень долго боялась людей, мечтала вылечить все мои нюансы, особенно косоглазие. К сожалению, это невозможно. Когда узнала об этом, лет в 16-17, у меня была истерика. Сложно сходилась с людьми, боялась. И долго очень была зажатой и закрытой. А потом у меня появился мой Рома. Он даже не замечал моих недостатков. Долго — полгода, не меньше прошло. Мы как-то раз гуляли с ним, я что-то ему оживленно рассказывала, он внимательно слушал. А потом спросил: «Почему ты рассказываешь что-то мне, а смотришь всегда в другую сторону?». И я такая: «Чтооо? Ты реально не знаешь?». Это было страшно — я его тогда уже полюбила и жутко боялась, что вот сейчас скажу, и все непоправимо изменится. Но нет. Он это принял. Принял спокойно и до сих пор говорит, что я самая красивая.

А дальше меня просто жизнь забрасывала на такую работу, где я постоянно контактировала с огромным количеством людей (продавец-консультант, сотрудник кондитерской, потом вообще свой бизнес случился). И у меня это хорошо получалось. Постепенно и людей бояться перестала, но все равно была очень зажатой. Пряталась за свою челку. Сейчас мне 30 лет, буквально полгода назад я стала ходить без челки периодически. Все благодаря проекту «Особенная красота», а потом и моему психологу. Мы с ней проработали со всех сторон эту проблему. 

По сути, принятие и полная проработка этой проблемы началась именно с «Особенной красоты». Не знаю до сих пор, как я на это решилась. Нужно было рассказать толпе знакомых и незнакомых мне людей свой самый страшный секрет. Рассказать о том, что я так долго и старательно скрывала. И это помогло.

Keira Burton: Pexels

Мы — стая

Итак, нам по 11 и мы стая, хотя до 5 класса мы были милыми детьми. У нас была очень добрая первая учительница которая умело разруливала все конфликты, а порой и предупреждала их. Как-то мальчик из нашего класса во время урока замочил штаны. Нас быстро вывели в другое помещение, ему оказали помощь, вызвали родителей, чтобы те принесли сменную одежду и забрали его домой, класс убрали, а с нами провели беседу, чтобы о случившемся никто не вспоминал, не смеялся и не дразнил, потому такое может случиться с каждым. И мы так и сделали. Но в 5 классе нашим руководителем на два года стала учительница, которая считала дни до выхода на пенсию и нами особо не интересовалась. Вот здесь и начался трэш. Я не могла понять, что со мной происходит, но в то время как сто чертей вселились в душу. Почему у воспитанной вежливой девочки из порядочной семьи педагогов вдруг возникает непреодолимое желание материться? Или идя по коридору пнуть урну с мусором так, чтобы она перевернулась? Или разрисовать стены в туалете … Почему вы думаете, что я хорошая? А может как раз наоборот? Мои одноклассники чувствовали что-то подобное, и в то время мы начали превращаться в дикую стаю. Мы крутые, дерзкие, и мы уверены, что нам можно все. Мы готовы испытывать на прочность этот мир и нервы взрослых. И мы не потерпим тех, кто пойдет против нас.

Кто чаще всего становится жертвой школьной травли и почему

Те, кто не научился защищать себя

Фото: pexels.com/ru-ru/@max-fischer

Жертвой буллинга становятся люди, которые не знают, как постоять за себя, и не понимают, как отвечать на агрессию. В ответ на оскорбления у них возникает ступор. Все потому, что в семье им дают установку, что нельзя давать сдачи, реагировать на агрессию, что девочка не должна драться. Из-за этих установок, которые родители дают из хороших побуждений, дети оказываются в ситуации, когда их кто-то обижает, а они в ответ не могут ничего сказать. И во взрослом возрасте такие люди просто не могут защитить себя и выставить границы и поэтому оказываются в зоне риска, когда речь идет о травле уже в рабочем коллективе. 

Те, кто отличается от других членов коллектива

Также в зоне риска оказываются школьники, которые чем-то отличаются от одноклассников. Допустим, на 30% умнее, или, наоборот, на 30% медленнее схватывают материал. И вот эти 30% – это уже достаточное основание, чтобы человек выделялся из коллектива, и это вызывает агрессию в его адрес, провоцирует травлю. То же самое касается внешности, роста, веса, достатка родителей

У взрослых это менее критично, а в коллективе с детьми очень важно, чтобы они были похожи друг на друга

Те, у кого нет поддержки

Фото: pexels.com/ru-ru/@max-fischer

Буллингу подвергаются дети, за которых некому заступиться. Просто потому, что никто не хочет своим авторитетом поддерживать авторитет этого ребенка. И это же правило действует во взрослом мире: если какой-то руководитель придет и скажет, что сотрудника нельзя обижать, или если в школу придет мама и пригрозит обидчикам, то агрессоры чаще всего перестают приставать к ним. А если такой социальной поддержки сверху нет, то человек больше подвержен травле, чем другие люди. 

Как мне хочется ответить? Поступить? Сделать? Отреагировать?

И только тогда, когда определитесь с ответом, проявите в своем воображении эту реакцию во всю возможную силу. В терапевтическом процессе я активно подключаю тело к работе. Если человеку хочется кричать — он кричит, если драться — он дерется, высказаться — он высказывается. Здесь работает одно правило: “сколько болезненных, раздражающих стимулов пришло, столько человек должен выдать ответов и реакций на эти стимулы”. Достаточно скрупулезная и интенсивная работа.

Я с Вами поделюсь еще одной терапией, которая для меня на тот момент времени оказалась одной из самых сложных в профессиональном и личном плане:

Травма — и есть такой естественный процесс, в котором человек учится справляться с неожиданной, нестандартной и трудной для него ситуацией. Мой клиент ради того, чтобы выглядеть достойно, смог остановить душевную боль. Но даже глубоко спрятанная, она находила лазейки и проявлялась в виде головной боли.

Этот шаг на пути к исцелению травмы самый трудный. Никому я его не рекомендую проходить в одиночестве.  Но если вы все же решились, проживите в своем внутреннем мире свою травму грамотно, добавляя в свои воспоминания все те нюансы, которые я описала выше.  На самом деле я не прошу Вас менять воспоминания. Но я прошу дополнить их всем тем спрятанным, непроявленным, что родилось и имело место быть.. Какой бы глубокой и большой травма ни была, она всего лишь ваша часть, ваша меньшая часть. Вы всегда больше, а значит сильнее.

Дорогой мой читатель, порой, совсем не просто жить на этом белом свете. Я только лишь желаю Вам никогда не закрываться в себе, не отчаиваться и не отталкивать всех тех, кто рядом, кто любит и готов помочь. Не стыдитесь и не бойтесь принимать любую помощь от друзей и профессионалов. Ведь если сегодня не пережить свою боль, рискуешь в конце жизни осознать, что  только ею и жил, что только ее всю дорогу свою вкушал и смаковал! Не слишком ли высокая цена? Разве наша жизнь (и жизнь тех, кто связан с нами) не стоит хотя бы небольших усилий, чтобы разрешить  страдания, исцелить сердце и облегчить свою душу?!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: