4-5 лет
К 4-5 годам ребенок начинает изображать объект схематично, выделяя наиболее существенные признаки
Например, известный «головоног»: ребенок явно акцентирует внимание на наиболее важном для него: голова, лицо
В этом возрасте ребенок не стремится нарисовать похоже, визуально достоверно, зато с гордостью делится своими находками и визуальными обобщениями. Рисунки детей этого возраста максимально честны и свободны, и маленькому автору будут крайне неприятны вмешательства, а тем более исправления. Жалобы родителей, что ребенок забросил рисование после неудачного занятия в детском саду, часто связанны именно с этим.
Польза рисования: какие навыки развивает рисование и преимущества живописи
Рисование — это не только красивое и творческое хобби, но и деятельность, которая способствует развитию множества полезных навыков и принесет много преимуществ в повседневной жизни. Вот некоторые из них:
Развитие креативности: Рисование развивает фантазию, помогает выражать свои мысли и чувства на холсте или бумаге. Подбор цветов и создание уникальных композиций развивают креативное мышление и способность решать проблемы.
Улучшение мелкой моторики: Рисование требует точности и мастерства, поэтому регулярная практика помогает улучшить мелкую моторику и координацию движений. Это особенно полезно для развития у детей и профессионалов в области дизайна и искусства.
Стимуляция воображения: Рисование помогает расширить представление о мире и стимулирует воображение. Оно позволяет создавать уникальные образы и исследовать новые идеи, что может быть полезно для различных профессиональных областей.
Улучшение наблюдательности: Рисование требует внимательности к деталям и хорошего наблюдательного эго. Таким образом, практика рисования тренирует навык замечать мелочи и детали в повседневной жизни, что может быть полезно не только в искусстве, но и в других сферах.
Улучшение концентрации: Рисование требует сосредоточенности и терпения
Через практику можно научиться фокусировать внимание на задаче и находиться в присутствии, что может принести пользу в повседневной жизни.
Улучшение коммуникационных навыков: Рисование может быть способом коммуникации без слов. Визуальные образы и идеи могут быть переданы через рисунки, что помогает улучшить коммуникационные навыки и способность выражать свои мысли.
Рисование является отличным способом развить множество полезных навыков и преимущества живописи. Оно не только доставляет удовольствие, но и способствует развитию личности и культуры в целом.
История автора
Я родилась в очень креативной семье. Родители поощряли нас следовать за своей мечтой. Они говорили, что, возможно, мы не разбогатеем, но, занимаясь любимым делом, по крайней мере, не будем испытывать нужды. И будем счастливы. Страсть к искусству кипела в моей крови с тех пор, как я себя помню, поэтому по окончании школы я поступила в Техасский университет в Остине.
И разочаровалась в обучении искусству. Преподавателям было интереснее рассуждать о политике, чем о технических приемах в живописи. Я ни разу не попала на лекцию о тональности, композиции, теории цвета, не говоря уже о теме «Как продавать произведения искусства». В один прекрасный день я отправила письмо одному из своих любимых художников, Майклу Шейну Нилу, с просьбой дать мне совет. Я была потрясена, получив от него ответ, в конце которого Майкл написал:
Лучший способ отточить навыки живописи — заниматься ею каждый день
Художник Кэрол Марин, — источник.
Начав часто писать небольшие картины, я обрела свободу экспериментирования — каждый день начинала совершенно новый проект. Меня больше не угнетало огромное количество вещей — теперь я могла нарисовать их все, причем пятьюдесятью разными способами (а может, и больше). Если какая-то тема или стиль мне не совсем удавались, что ж, я не парилась. Ведь на каждую картину уходила лишь небольшая часть дня.
На первый взгляд, идея ежедневно рисовать может показаться невыполнимой. Но уверяю вас: здесь нет строгих правил. Немногие готовы уделять искусству много времени. Чтобы писать как можно чаще, надо забыть о перфекционизме, прокрастинации и несметном числе причин, из-за которых мы не можем приступить к работе.
У каждого есть творческая жилка, поддающаяся развитию, и тренировать ее нужно как можно чаще, чтобы она становилась сильнее, а результаты — лучше и стабильнее.
Что используют профессиональные художники?
Часто родители задаются вопросом, чем лучше рисовать? Инструментов для изобразительного искусства хватает. Все они имеют особенности нанесения на бумагу, одни простые, а другими придется научиться работать. Чем разрешается рисовать детям:
- Пальчиковые краски. Такой способ подходит для малышей, потому что не требуется использовать кисть и прочие инструменты. Они создаются на основе полностью безопасных составляющих и не принесут вреда ребенку, они густые и приятные на ощупь. Никакой кроха не откажется пошалить пальчиками на листочке, получив картину.
- Рисование карандашом. Это самый простой способ, он не пачкает руки, одежду и используется везде. Остается лишь подобрать верную форму инструмента, для удобства.
- Фломастеры. Это палитра цветов, помимо этого ширина носика дает возможность изображать любой шедевр.
- Песок. Это современное направление в искусстве, есть много школ для обучения. Ребенок делает рисунок по подсвеченному стеклу, получаются уникальные картины.
- Краски. Для дошкольников подойдет гуашь, а вот более опытные таланты могут использовать масло.
- Пластилин. Такой процесс используется в дошкольных учреждениях, так как малышам это нравится. Помимо простого интереса активно, развивается мелкая моторика, и кисти с пальчиками подготавливаются к письму.
Для творчества нет ограничений, и постоянно появляется что-то новое и особенное. Дети талантливы, нужно начинать развивать их способности как можно раньше. Маме или папе для этого многое не требуется небольшое количество внимания, и интерес разовьется сам. Хорошо посещать секции не только в школьном возрасте, но и в более юном.
Изотерапия?
Искусство используется не только для развития таланта, но и лечения людей, а также коррекции некоторых отклонений. И это имеет свое название – арт-терапия. Всё в основном используют психологи, чтобы различить состояние ребенка, начать воздействие в виде лечения. В такой процедуре выделяют и виды, один из которых это изотерапия, она на сегодня самая изученная и эффективная. Применяется в работе многими специалистами.
Не все мамы и папы понимают, для чего ребенку может потребоваться такое лечение? Всё это психологические понятия и внесения коррекций в состояние ребенка. Рисунок помогает малышу в некоторых проблемах:
- Избавиться от негативных эмоций.
- Убрать нервное напряжение.
- Избавиться от страхов и понять, откуда они появились.
Психотерапевт использует способ рисования, помогает ребенку воссоздать любую сложную картинку, проиграть её и сделать выводы. Часто врач достает те проблему у крохи, которые его беспокоят, но подсознательно. Часто родители могут не понимать, что происходит с малышом, а врачи «вытаскивают» из него все проблемы и помогают с ними бороться. Школьникам изотерапия помогает стать раскрепощенными, повысить самооценку, избавиться от агрессии в поведении и т.д. Для некоторых детей, это проблема, не дающая им полноценно развиваться в обществе.
Сами занятия проходят под различным направлением. Специалист использует краски, карандаши, пластилин и т.д. Но лучше доверять свое чадо только профессионалу, имеющему года практики за плечами. Потому что психика ребенка тонкая и сломать её легко. Когда чада делает свои шедевры на листе бумаги, то врач проводит оценку и понимает, что не так. После чего разрабатывается индивидуальная программа лечения или коррекция состояния.
Почему надо рисовать? Этот вопрос нашел ряд ответов: выявление способностей и таланта, увлекательное занятие, лечебная процедура и т.д. Заниматься искусством лучше как можно раньше каждый ребенок талантлив и это помогает верно, формироваться личности.
Оценка рисунка с психологической точки зрения
Интернет изобилует статьями о том, как можно трактовать детские рисунки, однако, не стоит доверять всему, что
Вы прочитаете об этом.
Например, считается, что использование негативных и мрачных цветов говорит о подавленности ребёнка, а ярких и светлых тонов о том, что он оптимист.
НО
Трактовать детские рисунки может только психолог при личной встрече с комментариями самого ребёнка.
Например, нарисованная маленькая фигурка ребенка на фоне больших взрослых не всегда будет означать, что ребенок чувствует себя униженным, возможно юный гений просто осваивает пропорции — он же видит себя рядом с родителями в зеркале.
Если что-то в рисунке ребенка Вам не нравится или вызывает опасения — лучше поговорить с детским психологом, а не надумывать разные ужасы.
Как рисуют мальчики и девочки
Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.
У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции
Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей
Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.
Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.
Как научиться рисовать?
Мы спросили наших экспертов, можно ли научиться рисовать? Они в один голос ответили: «Да!».
При этом Екатерина Кукушкина и Софья Чарина отметили, что научиться рисовать можно в любом возрасте, главное — желание или, как сказал Вреж Киракосян, «любовь к рисованию».
Итак, научиться рисовать может каждый. Но как? Вопрос, какие методики обучения выбрать, мы адресовали нашим экспертам.
Елизавета Ищенко посоветовала осваивать академическую школу и заниматься с преподавателем:
А Вреж Киракосян, напротив, считает видеоуроки весьма полезными:
Александра Мережникова также рекомендует учиться у профессионала, но отмечает, что, постоянно практикуясь, можно воспользоваться и самоучителем.
Рисовать с натуры — совет Софьи Чариной. Это кажется весьма правильным, если вспомнить исследование Ребекки Чемберлен.
Екатерина Кукушкина, исходя из своего опыта, дала следующие рекомендации:
- Заведите блокнот и рисуйте хотя бы по одному рисунку в день.
- Сходите на пару групповых занятий по рисованию — там потрясающая атмосфера.
- В свободное время ходите на выставки.
- Мониторьте информацию по рисованию в Интернете. Находите близких вам по духу художников, иллюстраторов, дизайнеров.
- Изучайте творчество известных художников.
Кроме того, Екатерина советует пробовать рисовать в разных техниках.
Чем рисуют современные художники
Инструментов для рисования очень много. Какие-то из них просты в применении, а какими-то придется учиться управлять. Поговорим об инструментах, которыми детям можно рисовать:
- Пальчиковые краски. Этот материал придется по нраву самым маленьким, так как не нужно напрягать руку, беря кисть или карандаш. Да и шире простор для шалостей. Пальчиковые краски для детей изготавливаются на основе безопасных материалов, они густые, не проливаются и имеют приятную фактуру. Редко можно встретить малышей, которые откажутся от рисования ручками.
- Карандаши. Это привычный детский инструмент для рисования, который не пачкает одежду, кожу рук и т.п. При выборе карандашей для ребенка лучше отдать предпочтение изделиям треугольной формы, так как именно их удобнее всего держать в руке.
- Фломастеры. Помимо цветового разнообразия, фломастеры выпускаются и с разной толщиной рисующего элемента. Тонкие – для контуров, толстые – для раскрашивания.
- Трубки с красками blow-pen. Если в такую трубку дунуть, направив ее на бумагу, то останется след в виде точки. Если дуть и вместе с этим водить над холстом, то будут получаться рисунки. Интересное средство для рисования, при помощи которого тренируется дыхательная система.
- Песок. Рисование песком сейчас популярно до такой степени, что открываются специализированные школы именно по этому виду творчества. В них детям дают рисовать песком по подсвеченному стеклу. При помощи такой техники создаются целые шедевры.
- Крупы. Из круп можно рисовать интересные объемные картины. Для основания используют плотный картон, который обильно промазывается клеем, а сверху насыпается материал в виде определенного изображения. При такой технике можно использовать разные крупы, но лучше всего ложится манка, которую после высыхания клея можно раскрасить красками.
- Краски. Для детского творчества лучше всего брать акварель или гуашь, а юными «профессиональным» художникам наверняка понравится работать с маслом.
- Пластилин. Рисование пластилином активно используется в детских садах. Такая техника развивает мелкую моторику и является очень полезной для подготовки рук ребенка к письменным занятиям.
Если вы позволите детям рисовать еще неизвестными для них материалами, то вызовите у них восторг и интерес.
Рисование как способ самовыражения
Рисование — это уникальный способ самовыражения, который позволяет каждому человеку выразить свои мысли, эмоции и внутренний мир. Через рисунки мы можем передавать свои впечатления от окружающего мира, выражать свои чувства и переживания.
Как способ самовыражения рисование позволяет нам выразиться там, где слова могут быть недостаточными. С помощью цветов, линий и форм мы можем передавать абстрактные идеи, визуализировать свои внутренние миры и создавать уникальные произведения искусства.
Рисование также помогает нам развивать наше воображение и креативность. Когда мы рисуем, мы придумываем свои сюжеты, создаем новые образы и транслируем свои идеи на бумагу или холст. Этот процесс стимулирует нашу фантазию и помогает нам мыслить нестандартно.
С помощью рисования мы можем выразить свой индивидуальный стиль и взгляд на окружающий нас мир. Каждый рисунок является уникальным и отражает внутренний мир автора. Через рисование мы можем поделиться с другими людьми своими мыслями, эмоциями и взглядом на жизнь.
5-6 лет
В 5-6 лет дети стараются воспроизвести действительный, правдоподобный вид предметов. В рисунках появляется рассказ о пространстве, появляются детали, назначения предметов. Некоторые объекты приобретают объемный контур, поворачиваются в ракурсе, изображаются в движении
Ребенок находит свои пути решения сложных пространственных задач, например, рисует предметы прозрачно, чтобы показать их пересечения, или разворачивает отдельные элементы лицом к зрителю при боковом ракурсе, чтобы можно было увидеть важное содержимое. Контуры становятся более сложными по графике, однако объем, светотень и оттенки чаще отсутствуют
Рисование в 3-4 года
В данном возрасте можно начинать освоение новых техник и постепенно приучать малыша к выполнению настоящих рисунков гуашью. Вот несколько способов творчества:
- примакивание – ставить кистью легкие пятна, из которых формируется изображение,
- мазки – при помощи линий, сделанных в разных направлениях, также получают оригинальные рисунки,
- капли – можно обмакивать кисть в краске, позволять ей капать на бумагу, после формировать причудливые узоры,
- мокрые рисунок – немного смочить лист, капнуть краски, посмотреть, как она растекается по бумаге,
- эскизы – к 4-м годам следует попробовать рисовать их простым карандашом, после их заштриховывать, закрашивать,
- девочки, мальчики из фигур – нужно показать ребенку, как из простейших контуров получаются очертания человека.
Также ребенку в 3-4 года доверяют работу с губкой. Можно даже ставить на бумаге красочные отпечатки пальцами, ладонями, а затем делать мазки губкой, чтобы придать рисунку законченный вид. В 3-4 года достаточно рисовать трижды в неделю по 10-20 минут. Это исключит пресыщение данным занятием, но и не позволит его забросить.
Подростковое воображение
Воображение — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений и идей.
Развитое воображение может влиять на всю познавательную деятельность подростка, эмоционально-волевую сферу и саму личность. Некоторым детям проще решать задачи, именно представляя сложные математические знаки, а не расписывая решение на бумаге. А другим богатое воображение в совокупности с теоретическим мышлением помогает развиваться творчески — писать стихи, рисовать, моделировать. Скованному, стеснительному ребенку образы в сознании помогают быть более уверенным в себе — сначала он «проиграет» ситуацию в воображении, чтобы в дальнейшем решительно действовать.
Ребенок в возрасте 12 лет уже умеет управлять своим воображением. Он четко видит разницу между вымышленным и реальным миром. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но гораздо богаче фантазий ребенка младшего возраста.
Несмотря на все «бонусы», которое дает воображение, к развитию воображения у подростка 13-15 лет стоит относиться с повышенным вниманием. Когда ребенок с головой погружен в мир переживаний и намеренно уходит из реального мира в свои фантазии, снижается его мыслительная деятельность
9 причин, почему в школе нужно изучать предмет «Изобразительное искусство»
23-10-2023
Изобразительное искусство — это один из важных предметов, которые помогают развивать творческий потенциал и воображение учащихся, считает педагог Светлана Крутихина.
Почему так высока значимость этого предмета в образовательном процессе?
1. Изобразительное искусство позволяет детям выразить свои мысли, эмоции и чувства через рисунок, живопись или скульптуру.
Это помогает им развивать свою индивидуальность и умение выразить себя, а также улучшает их коммуникативные навыки
Через искусство дети могут передать свои идеи и впечатления без слов, что особенно важно для тех детей, которые испытывают трудности в общении
Пример. Дети могут рисовать своих сказочных персонажей или создавать композиции из разных материалов.
2. Изучение изобразительного искусства способствует развитию визуального мышления и наблюдательности.
Ученики учатся анализировать и интерпретировать произведения искусства, а также различные виды форм, цветов, линий и текстур. Это помогает им становиться более внимательными к деталям и развивать свою эстетическую чувствительность.
Пример. Дети могут изучать различные виды линий и способы нанесения краски на бумагу или создавать объёмные формы из глины.
3. Изобразительное искусство развивает моторику и координацию движений.
Учащиеся учатся выполнять точные и аккуратные движения, чтобы создать желаемый эффект или форму.
Пример. Рисование кистью или карандашом требует точности движений и контроля над инструментом. Лепка из глины или создание аппликаций также требует умения контролировать движения рук и пальцев.
4. Изобразительное искусство изучает основы цветоведения и сочетание цветов.
Программа знакомит детей с основами цветоведения и учит их правильно сочетать цвета в своих работах.
Пример: Дети могут учиться смешивать основные цвета для создания новых оттенков или выбирать цвета, которые сочетаются между собой.
5. Знакомит с историей искусства.
Программа включает знакомство с произведениями известных художников и их стилями, что помогает учащимся понять историю и развитие искусства.
Пример. Дети могут изучать работы Пабло Пикассо или Винсента ван Гога и пытаться воспроизвести их стиль в своих работах.
6. Развивается самовыражение и выражение эмоций.
В процессе занятий по ИЗО дети развивают способность выражать свои эмоции и чувства через искусство.
Пример. Дети могут рисовать свои настроения или создавать композиции, которые отражают их эмоциональное состояние.
7. Развивается художественный вкус и эстетическое восприятие.
Программа способствует развитию у детей способности оценивать и ценить красоту искусства.
Пример. Дети могут анализировать и обсуждать поизведения искусства, выражая своё мнение о них.
8. Проявляются таланты и творческие способности.
Учащиеся имеют возможность проявить свои таланты и творческие способности через создание собственных произведений искусства.
Пример. Дети могут создавать свои собственные произведения искусства и представлять их на выставках или конкурсах.
9. Развивается способность к самооценке и самореализации.
Изобразительное искусство помогает учащимся развивать свою уверенность в себе, выражать свои мысли и чувства, а также находить своё место в обществе.
Пример. Дети могут рассказывать о своих работах и объяснять свои идеи, что помогает им развивать коммуникативные навыки и уверенность в себе.
В целом, изобразительное искусство играет важную роль в развитии детей, помогая им развивать творческий потенциал, выражать себя и наращивать эстетическое восприятие.
Польза рисования
Один использует рисование, чтобы расслабиться, другой ‒ чтобы выразить творческий потенциал, третий ‒ чтобы заняться на пару часов приятным делом.
Для взрослых
Во время рисования функционируют оба полушария мозга
Это важно не только для гармоничного развития мыслительных процессов, но и для поддержания здоровья мозга взрослого человека. Современный художник и педагог Марина Трушникова в статье «Секрет долголетия: почему нужно рисовать, чтобы быть здоровым и жить долго» утверждает, что рисование ‒ это профилактика старческого слабоумия и заболеваний мозга. Когда взрослый человек рисует, его мозг развивается и появляются новые нейронные связи
Когда взрослый человек рисует, его мозг развивается и появляются новые нейронные связи.
Самовыражение
Конечный продукт ‒ картина, которая демонстрирует творческий взгляд. Рисуя, мы выражаем индивидуальность и проявляем креативность. Не нужно преследовать цель создать шедевр: отразите внутренний мир через картину.
Исцеление
Создавая рисунки на определенную тематику и с заданной целью, человек способен выплеснуть негатив или переключиться на позитивное восприятие мира. Методику давно применяют психологи и психиатры в работе с пациентами. Благодаря лечебному эффекту, который оказывает рисование, появилось направление «арт-терапия».
Польза рисования в том, что оно успокаивает нервы, снимает напряжение, помогает расслабиться и улучшить настроение
Не важно, как работать с рисунком: проводить плавные разноцветные линии, образующие картинку, или создавать хаотичную абстракцию. Главное, почувствовать облегчение после работы. Развитие эстетического вкуса
Развитие эстетического вкуса
Когда человек берет в руки художественные принадлежности и начинает рисовать, он приобщается к искусству. Создавая и созерцая прекрасное, мы получаем эстетическое наслаждение и учимся отличать хорошую работу от плохой. Это умение формирует художественный взгляд и прививает любовь к изобразительному искусству.
Интересный досуг
Чтобы не изнывать от скуки в свободное время, можно заняться рисованием. Так время пройдет незаметно и с пользой.
Объединение
Ничто так не объединяет людей, как общие дела и увлечения. Рисование может выступить общим занятием, сплачивающим членов семьи или участников художественной студии. В результате творческой деятельности мы приобретаем не только новые знания и положительные эмоции, но и находим единомышленников.
Для детей
В детском возрасте мы впервые беремся за бумагу и карандаш. Если для взрослого рисование является дополнительным способом времяпрепровождения, то для ребенка это один из навыков, который он обязательно должен освоить.
Развитие сосредоточенности, памяти и воображения
Когда ребенок занят рисованием, он концентрируется на процессе, чтобы сделать нужный штрих. Малышу требуется быть внимательным, поскольку одно неловкое движение руки испортит рисунок. А в ходе срисовывания предмета ребенок учится запоминать и визуально передавать детали, что развивает память. В процессе подключается фантазия, ведь творческий процесс ‒ это создание нового, взятого из воображения.
Подготовка руки к письму
В дошкольном возрасте одной из основных задач для родителей и воспитателей является развитие мелкой моторики рук. С помощью рисования ребенка учат управлять движениями запястья и пальцев, правильно держать руку ‒ навыки пригодятся, когда ребенок будет учиться писать.
Если вы хотите научить ребенка работать с разными материалами и инструментами, то прочтите книгу Мэри Энн Ф. Колль «Рисование. Главное ‒ процесс, а не результат!». Автор рассказывает о 50 техниках для дошкольников.
Самосознание
В ходе рисования ребенок осознает себя художником, ответственным за конечный результат. Ведь от того, какие цвета и движения он будет применять, зависит итоговая картинка. Это формирует представление об ответственности. Происходит осознание себя участником, контролирующим процесс.