Почему нужно рисовать и взрослым и детям

Раскраска — простое занятие и море пользы!

4-5 лет

К 4-5 годам ребенок начинает изображать объект схематично, выделяя наиболее существенные признаки

Например, известный «головоног»: ребенок явно акцентирует внимание на наиболее важном для него: голова, лицо

В этом возрасте ребенок не стремится нарисовать похоже, визуально достоверно, зато с гордостью делится своими находками и визуальными обобщениями. Рисунки детей этого возраста максимально честны и свободны, и маленькому автору будут крайне неприятны вмешательства, а тем более исправления. Жалобы родителей, что ребенок забросил рисование после неудачного занятия в детском саду, часто связанны именно с этим.

Польза рисования: какие навыки развивает рисование и преимущества живописи

Рисование — это не только красивое и творческое хобби, но и деятельность, которая способствует развитию множества полезных навыков и принесет много преимуществ в повседневной жизни. Вот некоторые из них:

Развитие креативности: Рисование развивает фантазию, помогает выражать свои мысли и чувства на холсте или бумаге. Подбор цветов и создание уникальных композиций развивают креативное мышление и способность решать проблемы.
Улучшение мелкой моторики: Рисование требует точности и мастерства, поэтому регулярная практика помогает улучшить мелкую моторику и координацию движений. Это особенно полезно для развития у детей и профессионалов в области дизайна и искусства.
Стимуляция воображения: Рисование помогает расширить представление о мире и стимулирует воображение. Оно позволяет создавать уникальные образы и исследовать новые идеи, что может быть полезно для различных профессиональных областей.

Улучшение наблюдательности: Рисование требует внимательности к деталям и хорошего наблюдательного эго. Таким образом, практика рисования тренирует навык замечать мелочи и детали в повседневной жизни, что может быть полезно не только в искусстве, но и в других сферах.

Улучшение концентрации: Рисование требует сосредоточенности и терпения

Через практику можно научиться фокусировать внимание на задаче и находиться в присутствии, что может принести пользу в повседневной жизни.
Улучшение коммуникационных навыков: Рисование может быть способом коммуникации без слов. Визуальные образы и идеи могут быть переданы через рисунки, что помогает улучшить коммуникационные навыки и способность выражать свои мысли.

Рисование является отличным способом развить множество полезных навыков и преимущества живописи. Оно не только доставляет удовольствие, но и способствует развитию личности и культуры в целом.

История автора

Я родилась в очень креативной семье. Родители поощряли нас следовать за своей мечтой. Они говорили, что, возможно, мы не разбогатеем, но, занимаясь любимым делом, по крайней мере, не будем испытывать нужды. И будем счастливы. Страсть к искусству кипела в моей крови с тех пор, как я себя помню, поэтому по окончании школы я поступила в Техасский университет в Остине.

И разочаровалась в обучении искусству. Преподавателям было интереснее рассуждать о политике, чем о технических приемах в живописи. Я ни разу не попала на лекцию о тональности, композиции, теории цвета, не говоря уже о теме «Как продавать произведения искусства». В один прекрасный день я отправила письмо одному из своих любимых художников, Майклу Шейну Нилу, с просьбой дать мне совет. Я была потрясена, получив от него ответ, в конце которого Майкл написал:

Лучший способ отточить навыки живописи — заниматься ею каждый день

Художник Кэрол Марин, — источник.

Начав часто писать небольшие картины, я обрела свободу экспериментирования — каждый день начинала совершенно новый проект. Меня больше не угнетало огромное количество вещей — теперь я могла нарисовать их все, причем пятьюдесятью разными способами (а может, и больше). Если какая-то тема или стиль мне не совсем удавались, что ж, я не парилась. Ведь на каждую картину уходила лишь небольшая часть дня.

На первый взгляд, идея ежедневно рисовать может показаться невыполнимой. Но уверяю вас: здесь нет строгих правил. Немногие готовы уделять искусству много времени. Чтобы писать как можно чаще, надо забыть о перфекционизме, прокрастинации и несметном числе причин, из-за которых мы не можем приступить к работе.

У каждого есть творческая жилка, поддающаяся развитию, и тренировать ее нужно как можно чаще, чтобы она становилась сильнее, а результаты — лучше и стабильнее.

Что используют профессиональные художники?

Часто родители задаются вопросом, чем лучше рисовать? Инструментов для изобразительного искусства хватает. Все они имеют особенности нанесения на бумагу, одни простые, а другими придется научиться работать. Чем разрешается рисовать детям:

  • Пальчиковые краски. Такой способ подходит для малышей, потому что не требуется использовать кисть и прочие инструменты. Они создаются на основе полностью безопасных составляющих и не принесут вреда ребенку, они густые и приятные на ощупь. Никакой кроха не откажется пошалить пальчиками на листочке, получив картину.
  • Рисование карандашом. Это самый простой способ, он не пачкает руки, одежду и используется везде. Остается лишь подобрать верную форму инструмента, для удобства.
  • Фломастеры. Это палитра цветов, помимо этого ширина носика дает возможность изображать любой шедевр.
  • Песок. Это современное направление в искусстве, есть много школ для обучения. Ребенок делает рисунок по подсвеченному стеклу, получаются уникальные картины.
  • Краски. Для дошкольников подойдет гуашь, а вот более опытные таланты могут использовать масло.
  • Пластилин. Такой процесс используется в дошкольных учреждениях, так как малышам это нравится. Помимо простого интереса активно, развивается мелкая моторика, и кисти с пальчиками подготавливаются к письму.

Для творчества нет ограничений, и постоянно появляется что-то новое и особенное. Дети талантливы, нужно начинать развивать их способности как можно раньше. Маме или папе для этого многое не требуется небольшое количество внимания, и интерес разовьется сам. Хорошо посещать секции не только в школьном возрасте, но и в более юном.

Изотерапия?

Искусство используется не только для развития таланта, но и лечения людей, а также коррекции некоторых отклонений. И это имеет свое название – арт-терапия. Всё в основном используют психологи, чтобы различить состояние ребенка, начать воздействие в виде лечения. В такой процедуре выделяют и виды, один из которых это изотерапия, она на сегодня самая изученная и эффективная. Применяется в работе многими специалистами.

Не все мамы и папы понимают, для чего ребенку может потребоваться такое лечение? Всё это психологические понятия и внесения коррекций в состояние ребенка. Рисунок помогает малышу в некоторых проблемах:

  • Избавиться от негативных эмоций.
  • Убрать нервное напряжение.
  • Избавиться от страхов и понять, откуда они появились.

Психотерапевт использует способ рисования, помогает ребенку воссоздать любую сложную картинку, проиграть её и сделать выводы. Часто врач достает те проблему у крохи, которые его беспокоят, но подсознательно. Часто родители могут не понимать, что происходит с малышом, а врачи «вытаскивают» из него все проблемы и помогают с ними бороться. Школьникам изотерапия помогает стать раскрепощенными, повысить самооценку, избавиться от агрессии в поведении и т.д. Для некоторых детей, это проблема, не дающая им полноценно развиваться в обществе.

Сами занятия проходят под различным направлением. Специалист использует краски, карандаши, пластилин и т.д. Но лучше доверять свое чадо только профессионалу, имеющему года практики за плечами. Потому что психика ребенка тонкая и сломать её легко. Когда чада делает свои шедевры на листе бумаги, то врач проводит оценку и понимает, что не так. После чего разрабатывается индивидуальная программа лечения или коррекция состояния.

Почему надо рисовать? Этот вопрос нашел ряд ответов: выявление способностей и таланта, увлекательное занятие, лечебная процедура и т.д. Заниматься искусством лучше как можно раньше каждый ребенок талантлив и это помогает верно, формироваться личности.

Оценка рисунка с психологической точки зрения

Интернет изобилует статьями о том, как можно трактовать детские рисунки, однако, не стоит доверять всему, что

Вы прочитаете об этом.

Например, считается, что использование негативных и мрачных цветов говорит о подавленности ребёнка, а ярких и светлых тонов о том, что он оптимист.

НО

Трактовать детские рисунки может только психолог при личной встрече с комментариями самого ребёнка.

Например, нарисованная маленькая фигурка ребенка на фоне больших взрослых не всегда будет означать, что ребенок чувствует себя униженным, возможно юный гений просто осваивает пропорции — он же видит себя рядом с родителями в зеркале.

Если что-то в рисунке ребенка Вам не нравится или вызывает опасения — лучше поговорить с детским психологом, а не надумывать разные ужасы.

Как рисуют мальчики и девочки

Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.

У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции

Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей

Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.

Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.

Как научиться рисовать?

Мы спросили наших экспертов, можно ли научиться рисовать? Они в один голос ответили: «Да!».

При этом Екатерина Кукушкина и Софья Чарина отметили, что научиться рисовать можно в любом возрасте, главное — желание или, как сказал Вреж Киракосян, «любовь к рисованию».

Итак, научиться рисовать может каждый. Но как? Вопрос, какие методики обучения выбрать, мы адресовали нашим экспертам.

Елизавета Ищенко посоветовала осваивать академическую школу и заниматься с преподавателем:

А Вреж Киракосян, напротив, считает видеоуроки весьма полезными:

Александра Мережникова также рекомендует учиться у профессионала, но отмечает, что, постоянно практикуясь, можно воспользоваться и самоучителем.

Рисовать с натуры — совет Софьи Чариной. Это кажется весьма правильным, если вспомнить исследование Ребекки Чемберлен.

Екатерина Кукушкина, исходя из своего опыта, дала следующие рекомендации:

  1. Заведите блокнот и рисуйте хотя бы по одному рисунку в день.
  2. Сходите на пару групповых занятий по рисованию — там потрясающая атмосфера.
  3. В свободное время ходите на выставки.
  4. Мониторьте информацию по рисованию в Интернете. Находите близких вам по духу художников, иллюстраторов, дизайнеров.
  5. Изучайте творчество известных художников.

Кроме того, Екатерина советует пробовать рисовать в разных техниках.

Чем рисуют современные художники

Инструментов для рисования очень много. Какие-то из них просты в применении, а какими-то придется учиться управлять. Поговорим об инструментах, которыми детям можно рисовать:

  1. Пальчиковые краски. Этот материал придется по нраву самым маленьким, так как не нужно напрягать руку, беря кисть или карандаш. Да и шире простор для шалостей. Пальчиковые краски для детей изготавливаются на основе безопасных материалов, они густые, не проливаются и имеют приятную фактуру. Редко можно встретить малышей, которые откажутся от рисования ручками.
  2. Карандаши. Это привычный детский инструмент для рисования, который не пачкает одежду, кожу рук и т.п. При выборе карандашей для ребенка лучше отдать предпочтение изделиям треугольной формы, так как именно их удобнее всего держать в руке.
  3. Фломастеры. Помимо цветового разнообразия, фломастеры выпускаются и с разной толщиной рисующего элемента. Тонкие – для контуров, толстые – для раскрашивания.
  4. Трубки с красками blow-pen. Если в такую трубку дунуть, направив ее на бумагу, то останется след в виде точки. Если дуть и вместе с этим водить над холстом, то будут получаться рисунки. Интересное средство для рисования, при помощи которого тренируется дыхательная система.
  5. Песок. Рисование песком сейчас популярно до такой степени, что открываются специализированные школы именно по этому виду творчества. В них детям дают рисовать песком по подсвеченному стеклу. При помощи такой техники создаются целые шедевры.
  6. Крупы. Из круп можно рисовать интересные объемные картины. Для основания используют плотный картон, который обильно промазывается клеем, а сверху насыпается материал в виде определенного изображения. При такой технике можно использовать разные крупы, но лучше всего ложится манка, которую после высыхания клея можно раскрасить красками.
  7. Краски. Для детского творчества лучше всего брать акварель или гуашь, а юными «профессиональным» художникам наверняка понравится работать с маслом.
  8. Пластилин. Рисование пластилином активно используется в детских садах. Такая техника развивает мелкую моторику и является очень полезной для подготовки рук ребенка к письменным занятиям.

Если вы позволите детям рисовать еще неизвестными для них материалами, то вызовите у них восторг и интерес.

Рисование как способ самовыражения

Рисование — это уникальный способ самовыражения, который позволяет каждому человеку выразить свои мысли, эмоции и внутренний мир. Через рисунки мы можем передавать свои впечатления от окружающего мира, выражать свои чувства и переживания.

Как способ самовыражения рисование позволяет нам выразиться там, где слова могут быть недостаточными. С помощью цветов, линий и форм мы можем передавать абстрактные идеи, визуализировать свои внутренние миры и создавать уникальные произведения искусства.

Рисование также помогает нам развивать наше воображение и креативность. Когда мы рисуем, мы придумываем свои сюжеты, создаем новые образы и транслируем свои идеи на бумагу или холст. Этот процесс стимулирует нашу фантазию и помогает нам мыслить нестандартно.

С помощью рисования мы можем выразить свой индивидуальный стиль и взгляд на окружающий нас мир. Каждый рисунок является уникальным и отражает внутренний мир автора. Через рисование мы можем поделиться с другими людьми своими мыслями, эмоциями и взглядом на жизнь.

5-6 лет

В 5-6 лет дети стараются воспроизвести действительный, правдоподобный вид предметов. В рисунках появляется рассказ о пространстве, появляются детали, назначения предметов. Некоторые объекты приобретают объемный контур, поворачиваются в ракурсе, изображаются в движении

Ребенок находит свои пути решения сложных пространственных задач, например, рисует предметы прозрачно, чтобы показать их пересечения, или разворачивает отдельные элементы лицом к зрителю при боковом ракурсе, чтобы можно было увидеть важное содержимое. Контуры становятся более сложными по графике, однако объем, светотень и оттенки чаще отсутствуют

Рисование в 3-4 года

В данном возрасте можно начинать освоение новых техник и постепенно приучать малыша к выполнению настоящих рисунков гуашью. Вот несколько способов творчества:

  • примакивание – ставить кистью легкие пятна, из которых формируется изображение,
  • мазки – при помощи линий, сделанных в разных направлениях, также получают оригинальные рисунки,
  • капли – можно обмакивать кисть в краске, позволять ей капать на бумагу, после формировать причудливые узоры,
  • мокрые рисунок – немного смочить лист, капнуть краски, посмотреть, как она растекается по бумаге,
  • эскизы – к 4-м годам следует попробовать рисовать их простым карандашом, после их заштриховывать, закрашивать,
  • девочки, мальчики из фигур – нужно показать ребенку, как из простейших контуров получаются очертания человека.

Также ребенку в 3-4 года доверяют работу с губкой. Можно даже ставить на бумаге красочные отпечатки пальцами, ладонями, а затем делать мазки губкой, чтобы придать рисунку законченный вид. В 3-4 года достаточно рисовать трижды в неделю по 10-20 минут. Это исключит пресыщение данным занятием, но и не позволит его забросить.

Подростковое воображение ​

Воображение — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений и идей.

Развитое воображение может влиять на всю познавательную деятельность подростка, эмоционально-волевую сферу и саму личность. Некоторым детям проще решать задачи, именно представляя сложные математические знаки, а не расписывая решение на бумаге. А другим богатое воображение в совокупности с теоретическим мышлением помогает развиваться творчески — писать стихи, рисовать, моделировать. Скованному, стеснительному ребенку образы в сознании помогают быть более уверенным в себе — сначала он «проиграет» ситуацию в воображении, чтобы в дальнейшем решительно действовать.

Ребенок в возрасте 12 лет уже умеет управлять своим воображением. Он четко видит разницу между вымышленным и реальным миром. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но гораздо богаче фантазий ребенка младшего возраста.

Несмотря на все «бонусы», которое дает воображение, к развитию воображения у подростка 13-15 лет стоит относиться с повышенным вниманием. Когда ребенок с головой погружен в мир переживаний и намеренно уходит из реального мира в свои фантазии, снижается его мыслительная деятельность

9 причин, почему в школе нужно изучать предмет «Изобразительное искусство»

23-10-2023

Изобразительное искусство — это один из важных предметов, которые помогают развивать творческий потенциал и воображение учащихся, считает педагог Светлана Крутихина.

Почему так высока значимость этого предмета в образовательном процессе?

1. Изобразительное искусство позволяет детям выразить свои мысли, эмоции и чувства через рисунок, живопись или скульптуру.

Это помогает им развивать свою индивидуальность и умение выразить себя, а также улучшает их коммуникативные навыки

Через искусство дети могут передать свои идеи и впечатления без слов, что особенно важно для тех детей, которые испытывают трудности в общении

Пример. Дети могут рисовать своих сказочных персонажей или создавать композиции из разных материалов.

2. Изучение изобразительного искусства способствует развитию визуального мышления и наблюдательности. 

Ученики учатся анализировать и интерпретировать произведения искусства, а также различные виды форм, цветов, линий и текстур. Это помогает им становиться более внимательными к деталям и развивать свою эстетическую чувствительность.

Пример. Дети могут изучать различные виды линий и способы нанесения краски на бумагу или создавать объёмные формы из глины.

3. Изобразительное искусство развивает моторику и координацию движений. 

Учащиеся учатся выполнять точные и аккуратные движения, чтобы создать желаемый эффект или форму.

Пример. Рисование кистью или карандашом требует точности движений и контроля над инструментом. Лепка из глины или создание аппликаций также требует умения контролировать движения рук и пальцев.

4. Изобразительное искусство изучает основы цветоведения и сочетание цветов.

Программа знакомит детей с основами цветоведения и учит их правильно сочетать цвета в своих работах.

Пример: Дети могут учиться смешивать основные цвета для создания новых оттенков или выбирать цвета, которые сочетаются между собой.

5. Знакомит с историей искусства.

Программа включает знакомство с произведениями известных художников и их стилями, что помогает учащимся понять историю и развитие искусства.

Пример. Дети могут изучать работы Пабло Пикассо или Винсента ван Гога и пытаться воспроизвести их стиль в своих работах.

6. Развивается самовыражение и выражение эмоций.

В процессе занятий по ИЗО  дети развивают способность выражать свои эмоции и чувства через искусство.

Пример. Дети могут рисовать свои настроения или создавать композиции, которые отражают их эмоциональное состояние.

7. Развивается художественный вкус и эстетическое восприятие.

Программа способствует развитию у детей способности оценивать и ценить красоту искусства.

Пример. Дети могут анализировать и обсуждать поизведения искусства, выражая своё мнение о них.

8. Проявляются таланты и творческие способности.

Учащиеся имеют возможность проявить свои таланты и творческие способности через создание собственных произведений искусства.

Пример. Дети могут создавать свои собственные произведения искусства и представлять их на выставках или конкурсах.

9. Развивается способность к самооценке и самореализации.

Изобразительное искусство помогает учащимся развивать свою уверенность в себе, выражать свои мысли и чувства, а также находить своё место в обществе.

Пример. Дети могут рассказывать о своих работах и объяснять свои идеи, что помогает им развивать коммуникативные навыки и уверенность в себе.

В целом, изобразительное искусство играет важную роль в развитии детей, помогая им развивать творческий потенциал, выражать себя и наращивать эстетическое восприятие.

Польза рисования

Один использует рисование, чтобы расслабиться, другой ‒ чтобы выразить творческий потенциал, третий ‒ чтобы заняться на пару часов приятным делом.

Для взрослых

Во время рисования функционируют оба полушария мозга

Это важно не только для гармоничного развития мыслительных процессов, но и для поддержания здоровья мозга взрослого человека. Современный художник и педагог Марина Трушникова в статье «Секрет долголетия: почему нужно рисовать, чтобы быть здоровым и жить долго» утверждает, что рисование ‒ это профилактика старческого слабоумия и заболеваний мозга. Когда взрослый человек рисует, его мозг развивается и появляются новые нейронные связи

Когда взрослый человек рисует, его мозг развивается и появляются новые нейронные связи.

Самовыражение

Конечный продукт ‒ картина, которая демонстрирует творческий взгляд. Рисуя, мы выражаем индивидуальность и проявляем креативность. Не нужно преследовать цель создать шедевр: отразите внутренний мир через картину.

Исцеление

Создавая рисунки на определенную тематику и с заданной целью, человек способен выплеснуть негатив или переключиться на позитивное восприятие мира. Методику давно применяют психологи и психиатры в работе с пациентами. Благодаря лечебному эффекту, который оказывает рисование, появилось направление «арт-терапия».

Польза рисования в том, что оно успокаивает нервы, снимает напряжение, помогает расслабиться и улучшить настроение

Не важно, как работать с рисунком: проводить плавные разноцветные линии, образующие картинку, или создавать хаотичную абстракцию. Главное, почувствовать облегчение после работы. Развитие эстетического вкуса

Развитие эстетического вкуса

Когда человек берет в руки художественные принадлежности и начинает рисовать, он приобщается к искусству. Создавая и созерцая прекрасное, мы получаем эстетическое наслаждение и учимся отличать хорошую работу от плохой. Это умение формирует художественный взгляд и прививает любовь к изобразительному искусству.

Интересный досуг

Чтобы не изнывать от скуки в свободное время, можно заняться рисованием. Так время пройдет незаметно и с пользой.

Объединение

Ничто так не объединяет людей, как общие дела и увлечения. Рисование может выступить общим занятием, сплачивающим членов семьи или участников художественной студии. В результате творческой деятельности мы приобретаем не только новые знания и положительные эмоции, но и находим единомышленников.

Для детей

В детском возрасте мы впервые беремся за бумагу и карандаш. Если для взрослого рисование является дополнительным способом времяпрепровождения, то для ребенка это один из навыков, который он обязательно должен освоить.

Развитие сосредоточенности, памяти и воображения

Когда ребенок занят рисованием, он концентрируется на процессе, чтобы сделать нужный штрих. Малышу требуется быть внимательным, поскольку одно неловкое движение руки испортит рисунок. А в ходе срисовывания предмета ребенок учится запоминать и визуально передавать детали, что развивает память. В процессе подключается фантазия, ведь творческий процесс ‒ это создание нового, взятого из воображения.

Подготовка руки к письму

В дошкольном возрасте одной из основных задач для родителей и воспитателей является развитие мелкой моторики рук. С помощью рисования ребенка учат управлять движениями запястья и пальцев, правильно держать руку ‒ навыки пригодятся, когда ребенок будет учиться писать.

Если вы хотите научить ребенка работать с разными материалами и инструментами, то прочтите книгу Мэри Энн Ф. Колль «Рисование. Главное ‒ процесс, а не результат!». Автор рассказывает о 50 техниках для дошкольников.

Самосознание

В ходе рисования ребенок осознает себя художником, ответственным за конечный результат. Ведь от того, какие цвета и движения он будет применять, зависит итоговая картинка. Это формирует представление об ответственности. Происходит осознание себя участником, контролирующим процесс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: