Как распознать способности ребёнка и развить их

Признаки одаренности детей школьного периода

Итак, какие же признаки одарённости детей школьного периода бывают.

В школьном возрасте у ребёнка отмечаются желание коллекционировать что-нибудь. При этом ребёнок не просто собирает какие-либо предметы, но и интересуется их историей, появлением, характеристиками, особенностями.

Основными признаками и специфическими чертами одаренности в детском возрасте являются:

  • Лёгкость в обучении и быстрота усвоения материала.
  • Ребёнок обладает большим запасом слов, не всегда соответствующему возрасту.
  • Отлично развитое логическое мышление.
  • Схватывает материал «на лету» благодаря хорошо развитой памяти.
  • Дисциплинирован.
  • Отмечается педантичность в наведении порядка.
  • Отличается гибкостью ума.
  • Повышенное любопытство приводит к огромному количеству вопросов, иногда провокационного характера.
  • Имеет отличную успеваемость в школе.
  • Не тратит много времени на поиски ответов на поставленные вопросы и задачи перед ним.
  • Креативен.
  • Увлекается наукой.
  • Обладает абстрактным видением проблем.
  • Доминирует в общении с другими детьми такого же возраста.
  • Обладает здравым смыслом и в критических ситуациях не подвержен чувству паники.
  • Является реалистом и умеет адекватно оценивать ситуацию.
  • Имеет огромное количество увлечений и хобби.

Для того, чтобы определить одарённость ребенка необходимо просто понаблюдать за ребёнком, его поведением.

Мудрые мысли о воспитании

Воспитание человека начинается с его рождения, он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.

Жан Жак Руссо

французский писатель, мыслитель

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но необходимо принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Ян Амос Каменский

чешский педагог-гуманист

Быть бессмысленно добрым так же глупо, как и быть безумно строгим.

Алексей Писемский

русский писатель

Важность поддержки и стимуляции

Когда вы замечаете у своего ребенка особые способности и склонности, важно не оставлять его без должной поддержки и стимуляции. Вундеркинды нуждаются в особом внимании и руководстве, чтобы раскрыть свой потенциал и достичь высоких результатов

Одним из ключевых аспектов в поддержке вундеркинда является создание подходящей обстановки для его развития

Важно обеспечить доступ к качественным учебным материалам, поддерживать интерес ребенка к изучению новых предметов и предметных областей

Также важно предоставить ребенку возможность заниматься интересующим его хобби или занятием. Это может быть музыка, спорт, изучение иностранных языков или научные эксперименты

Родители могут поддержать своего ребенка, помогая ему найти специалистов в выбранной области и организовывая время для занятий.

Важным фактором в стимуляции вундеркинда является создание мотивации для его самостоятельного развития. Родители могут поощрять своего ребенка при достижении значимых результатов и поддерживать его в трудных моментах

Здесь важно найти баланс между поддержкой и необходимостью самостоятельности, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным и одновременно развивал навыки самостоятельности

Никогда не забывайте, что вундеркинды – это дети, которые нуждаются в любви и заботе так же, как и все остальные. Помогая им развиваться и преуспевать в своих уникальных способностях, вы даете своему ребенку возможность раскрыть свой потенциал и достичь великих высот.

Творческое мышление

Творческое мышление у вундеркиндов проявляется в раннем возрасте. Они могут изобретать новые игры, строить необычные конструкции, создавать оригинальные нарисованные истории и многое другое

Важно понимать, что творчество у вундеркинда может проявляться в разных формах, и это не обязательно должно быть связано с искусством или наукой

Для развития творческого мышления у ребенка рекомендуется создать условия, которые позволят ему экспериментировать, открывать новые области интересов и развивать свои способности

Важно поддерживать ребенка, ценить его творческие идеи и предложения, а также предоставлять ему возможность самостоятельного творчества

Творческое мышление вундеркиндов особенно важно в области науки и искусства. Они способны придумывать новые гипотезы, находить нестандартные подходы к решению научных задач, а также создавать уникальные произведения искусства

Один из способов развития творческого мышления у вундеркиндов — это предоставление им возможности заниматься различными видами искусства, такими как рисование, музыка, танцы и драматическое искусство. Такие занятия помогут развить воображение, креативность и способность к самовыражению.

В целом, развитие творческого мышления у вундеркинда — это процесс постоянного обучения и саморазвития

Важно поддерживать и стимулировать ребенка в развитии его творческих способностей, давая ему возможность осваивать новые техники и навыки, а также экспериментировать и пытаться новое

Признаки творческого мышления у вундеркиндов
• Способность думать нестандартно и находить необычные решения проблем
• Широкий круг интересов и активное исследование
• Способность к самовыражению и оригинальному творчеству
• Гибкость мышления и готовность к экспериментам

15 признаков одаренности ребенка

Возможно вы задаетесь вопросом, как определить одаренного ребенка

Если да, то вот 15 отличительных признаков, на которые вам стоит обратить внимание:

1. Они говорят, как профессора

Одаренные дети усваивают знания гораздо быстрее, чем среднестатистические дети. Осваивать языковые навыки им также проще. У одаренных детей обширный словарный запас, и они могут использовать в речи сложные предложения.

2. Они определяют паттерны

Навык определения паттернов (например, паззлы или время, когда мама приходит домой) довольно редко развит у маленьких детей. Если, конечно, ваш ребенок не является одаренным.

3. Они много читают

Как было сказано ранее, одаренные дети невероятно любопытны. Чтобы удовлетворить свое любопытство им нужно прочитать каждую книгу, которая попадает им в руки. Эта особенность наиболее ярко проявляется, если ребенок что-то сильно заинтересует.

4. Они невероятно талантливы в чем-либо

Одаренность – еще одно слово для выдающегося таланта. Некоторые дети от природы талантливы в спорте, науке или искусствах. Выдающийся талант – это явный признак одаренности ребенка.

5. Им нравится общество взрослых и детей постарше

Одаренным детям, в силу их высоко развитых умственных способностей, неинтересно общаться со сверстниками. Они их не понимают, либо же одаренным детям с ними просто скучно. Поэтому они будут пытаться общаться с детьми постарше, учителями и взрослыми для стимуляции.

6. Они невероятно сфокусированы

Тут стоит кое-что добавить: большинство одаренных детей обладает выдающейся способностью сосредотачиваться на том, что их интересует. На скучном уроке одаренный ребенок утратит эту способность. Из-за этого ошибочно можно решить, что у ребенка плохо получается сосредотачиваться.

7. Они зрелые

Одаренный ребенок может также обладать высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Если ваш ребенок одаренный, то вы можете заметить, что он с неодобрением относится к шалостям сверстников. Одаренные дети обычно не склонны к проделкам и озорству.

8. Они оригинальны

Одаренные дети также обладают навыками решения проблем. Такие дети не только по-другому подходят к повседневным проблемам, но и могут придумать способ улучшить что-либо.

9. Они лидеры

Благодаря своей зрелости, а также умению решать проблемы и мыслить нестандартно, из одаренных детей получаются хорошие лидеры. Конечно, эти лидерские качества наиболее ярко проявятся, когда ребенок будет находиться в подходящей обстановке.

10. Им не нужно указывать правильное направление

В то время как остальным детям нужно, чтобы родители или учителя говорили им, как правильно что-либо делать, одаренные дети сразу же берутся за дело и уже потом задают вопросы. Либо же вообще их не задают, если им удается самим во всем разобраться.

11. Они наполнены энергией

Одаренные дети всегда находятся в движении, вероятнее всего потому, что их мозг постоянно работает

Обратите внимание, что умные и одаренные дети зачастую очень быстро разговаривают. Так происходит потому, что они пытаются (безуспешно!) сделать так, чтобы их слова успевали за их мыслями

12. Им нужно проводить время наедине с самими собой

Как и большинство детей, одаренным детям нравится проводить время с другими людьми. Тем не менее, одиночество позволяет им остаться наедине со своими мыслями и развивать свою креативность. Одаренным детям нравится в одиночестве читать, писать и рисовать.

13. Им нравится природа

Некоторые одаренные дети, особенно те, у кого высоко развиты творческие способности, любят красивые виды и звуки природы. Их любопытство больше всего проявляются на природе.

14. Им иногда не удается реализовать свой потенциал

Да, вы все правильно прочитали. Умные и одаренные дети тратят почти всю свою ментальную энергию на те вещи, которые их интересуют. Нередко случается такое, что они преуспевают в одной области и терпят неудачу в другой. Одаренные дети иногда не могут реализовать все свои возможности из-за плохой концентрации внимания, небрежности, фрустрации и, чаще всего, обычной скуки.

15. Они считают, что учиться это весело

Одаренным детям настолько нравится учиться, что это становится их хобби. Благодаря своим умственным способностям и тяге к знаниям, ребенок может даже разделить несколько интересов со своими сверстниками.

Признаки вундеркинда

1. Раннее развитие. Вундеркинды часто начинают быстро достигать различных милестонов в развитии уже в раннем возрасте. Они быстро усваивают знания, развиваются физически и эмоционально на уровне, выше среднего для своего возраста.

2. Усидчивость. Дети с выдающимися способностями обычно имеют высокую степень усидчивости. Они готовы уделять много времени и энергии изучению предметов, которые им интересны, и не рассеиваются на несущественные вещи.

3. Широкий кругозор. Вундеркинды обычно обладают широким кругозором и интересуются различными областями знаний. Они могут легко увлечься искусством, наукой, спортом или музыкой, и их интересы могут меняться со временем.

4. Креативность и оригинальность мышления. Вундеркинды обычно проявляют креативность и оригинальность в своем мышлении. Они способны видеть альтернативные подходы к решению проблем и могут приходить к нестандартным выводам.

5. Высокая социальная и эмоциональная интеллектуальность. Вундеркинды обычно обладают не только высоким уровнем интеллекта, но и развитой социальной и эмоциональной интеллектуальностью. Они способны эмпатизировать с другими людьми и легко находят общий язык с разными группами людей.

Заметив данные признаки у вашего ребенка, может быть смысл обратиться к специалистам для дальнейшей оценки потенциала и поиска подходящих путей развития.

Как выявить одарённого ребёнка

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.

На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.

В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

  • Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
  • Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью.
  • Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
  • Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
  • Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий.
  • Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.

Проблемы одаренных детей

Одаренные дети не вписываются в общепринятые шаблоны. Им тесно в рамках обычной детсадовской или школьной программы. Но этим проблемы не ограничиваются. 

«Авторский» стиль. Одаренные дети предпочитают все делать по-своему, выбирают определенные стратегии действий. 

Свой тип обучаемости. Кто-то легко и быстро усваивает новое, кому-то удобнее обучаться в замедленном темпе, но по-своему структурировать знания и умения. 

Одержимость. Юные гении могут настолько увлечься какой-то деятельностью или школьной дисциплиной, что теряют интерес к чему-то другому. 

Проблемы в общении. У одаренных детей иные интересы: им нравятся сложные игры, нестандартные решения, у них более серьезные увлечения, поэтому найти единомышленников среди ровесников получается не всегда. Ребенок с большим удовольствием общается и дружит со взрослыми, но быть лидером во взрослой компании не может. Это приводит к его самоизоляции, уходу в себя.

Повышенная потребность во внимании взрослых

Талантливые малыши – страстные исследователи, которые задают множество вопросов и перетягивают внимание взрослых – родителей, учителей – на себя. Бывает, они пренебрежительно относятся к детям, которые находятся на ступеньку ниже в интеллектуальном развитии

Все это не может не вызывать негативных эмоций и портит отношения с другими ребятами. 

Протестное поведение. Если взрослые постоянно сдерживают гиперактивного и любознательного умника, пытаются подавлять его тягу к открытиям, мешают проявлять лидерские качества, он начинает агрессивно защищаться: бурно реагирует на действия, оценки, высказывания окружающих, вызывающе себя ведет. 

Моторика не успевает за мышлением. У одаренного ребенка гибкое, подвижное, оригинальное мышление, высокая скорость мыслительных процессов. Моторика не успевает за мыслями: думают такие дети быстрее, чем пишут. Результат получается далеким от совершенства – каракули вместо букв, неопрятные тетрадки. Недовольный собой, ребенок может просто отказаться писать. 

Нелюбовь к школе. Школьная программа стандартизирована и рассчитана на среднестатистических учеников. Юным дарованиям становится скучно и неинтересно учиться – все, что объясняют на уроке, они уже знают, а значит, внимательно слушать педагога и выполнять его задания не обязательно. И зачем тогда в школу ходить?

Необычное сочетание способностей

В некоторых случаях родители могут заметить у своего ребенка необычное сочетание способностей, которое может указывать на его вундеркинд-потенциал

Вот несколько признаков, которые можно обратить внимание:

1. Интеллектуальная острота. Ребенок быстро усваивает новую информацию, легко запоминает и логически связывает различные факты и понятия.
2. Творческий потенциал. Ребенок проявляет интерес к искусству, легко выражает свои мысли и эмоции через живопись, музыку, танцы или другие виды творчества.
3. Физическая выносливость. Ребенок обладает выдающимися физическими способностями, такими как гибкость, сила или выносливость, и проявляет интерес к физической активности.
4. Спортивный талант. Ребенок проявляет высокие результаты в спортивных соревнованиях или обнаруживает естественный талант и готовность к тренировкам в определенном виде спорта.
5. Языковые способности. Ребенок легко усваивает иностранные языки, проявляет интерес к их изучению и демонстрирует свободное владение речью.

Если вы заметили у вашего ребенка необычное сочетание таких способностей, это может указывать на его вундеркинд-потенциал

Однако, важно помнить, что каждый ребенок уникален, и не все дети с необычным сочетанием способностей станут вундеркиндами. Чтобы развить таланты своего ребенка, рекомендуется обратиться к специалистам и создать стимулирующую среду для развития его навыков

Основные признаки вундеркинда

1. Раннее проявление умственных способностей. Вундеркинды обычно начинают проявлять высокий уровень интеллекта и творческие способности с самого раннего детства.

2. Быстрое усвоение новой информации. Дети-вундеркинды отличаются сверхнормативными возможностями по освоению новых навыков и знаний.

3. Уникальное мышление и творческий подход к решению проблем. Вундеркинды часто выделяются оригинальным и нестандартным мышлением, которое позволяет им находить необычные пути к решению задач.

4. Высокая самомотивация и усердие. Ребенок-вундеркинд проявляет большую самомотивацию в изучении новых предметов и задач, а также проявляет усердие в достижении своих целей.

5. Ужимки или специальные интересы. Вундеркинды часто проявляют сильный интерес к определенным предметам или областям знания, и могут стать экспертами в этих областях уже в раннем возрасте.

6. Способность применять полученные знания в практической деятельности. Вундеркинды не только ассимилируют информацию, но и умело применяют свои знания в решении сложных задач или создании новых проектов.

Если ваш ребенок обладает большинством из вышеперечисленных признаков, возможно, он является вундеркиндом

Однако, важно помнить, что каждый ребенок уникален, и их способности могут проявляться по-разному. Поддерживайте его интересы и помогайте в развитии его талантов, независимо от того, является ли он вундеркиндом или нет

Одаренные дети

Дети могут быть одаренными в одной или нескольких областей:

— Художественная


— Творческая


— Интеллектуальная


— Лидерская


— Академическая (научная)

«С первого дня занятий в детском саду, одаренные дети уже знают почти 60% всего учебного материала», — национальная Ассоциация Одаренных Детей США.

Восемь интеллектуальных сфер

Теория множественного интеллекта профессора Гарварда доктора Говарда Гартнера предлагает восемь способностей, которые можно считать элементами человеческого интеллекта:

1. Телесно-кинестетические: физические способности, ловкость тела, зрительно-моторная координация.

2. Внутриличностные: самосознание или самоанализ убеждений, эмоций, целей и мотивации.

3. Межличностные: взаимодействие с другими людьми и понимание их (вербальное и невербальное общение).

4. Логико-математические: понимание абстрактных и сложных идей, дедукция, обнаружение закономерностей, работа с числами. 

5. Музыкально-ритмичный: различение высоты звука, ритма и тона, движения, создание, распознавание и воспроизведение музыки.

6. Натуралистические: отношение к физическому окружению, выращивание продуктов питания, знания о природе (животных, растениях и т.д.).

7. Вербально-лингвистические: понимание языков, устные и письменные навыки, использование ритма, звука и тона в словах.

8. Визуально-пространственные: познание через изображения и картинки, пространственное рассуждение, визуализация объектов.

Различия между умными и одаренными

Раннее проявление талантов

Раннее проявление талантов у детей может быть одним из основных признаков вундеркинда. Часто родители замечают у своего ребенка выдающиеся способности уже в раннем возрасте. Это могут быть невероятные знания в определенной области, артистические навыки, музыкальность, математический склад ума, творческий потенциал и многое другое.

Несмотря на то, что ребенок проявляет интерес и талант в определенной области, необходимо помнить, что он еще очень молод и его интересы могут меняться со временем

Важно не только поддерживать его интерес к рано выявленным способностям, но и обеспечить его разностороннее развитие

В раннем возрасте дети очень быстро усваивают новую информацию и учатся разным навыкам. Именно поэтому родители должны обеспечивать насыщенную развивающую среду для своего малыша. Организация занятий с опытными преподавателями и посещение специализированных кружков и школ позволят ребенку максимально раскрыть свой потенциал.

Однако, не следует забывать, что ребенок должен также иметь время для игр и отдыха. Физическая активность и общение с детьми своего возраста также очень важны для его полноценного развития. Считается, что занятия спортом и коллективными видами деятельности среди сверстников способствуют формированию лидерских качеств и эмоционального стабильности.

Развитие талантов должно быть основано на любви и поддержке со стороны родителей. Главная задача родителей — помочь ребенку найти свое призвание, а не навязывать ему свои ожидания. Необходимо соблюдать баланс между стимуляцией развития и сохранением радости от преуспевания в то, что ребенок действительно любит и где он развивает максимальный потенциал.

Кто такие одаренные дети

Одаренный человек с самого детства обладает незаурядными особенностями психики, которые можно развивать. Выдающийся педагог-психолог Дж.Рензулли объяснял одаренность как совокупность потенциально высокой интеллектуальности с настойчивостью в достижении целей и креативным мышлением.

Проблема развития одаренных детей волновала людей еще в античную эпоху, когда философы задумались над значением терминов «гений», «талант», «одаренность». Позже от немецкого «чудо-ребенок» появилось еще одно название для неординарных детей – вундеркинд. Все эти понятия стоит различать.


Кто такие одаренные дети

Вундеркинды – это юные дарования, которые с ранних лет отличаются от ровесников и совершают феноменальные культурные или научные достижения. В истории множество примеров, до сих пор восхищающих человечество. В частности, прославленный композитор Вольфганг Амадей Моцарт писал пьесы, будучи еще пятилетним, а к девяти годам создал симфонию.

Пабло Пикассо к 12 годам уже называли состоявшимся художником, а в шестнадцать он открыл свою первую выставку. Ныне известный математик Блез Паскаль уже в девятилетнем возрасте написал научный трактат.

Рождение вундеркинда – случай уникальный, тогда как одаренными могут быть двое детей из ста. Однако потенциал, который в них зарождается с малых лет, можно даже не заметить, а можно и развить в талант. Если ребенок явно преуспевает в каком-то виде деятельности, это вовсе не означает, что нужно прорабатывать только это направление.

Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. То есть, родителям необходимо всесторонне обогащать маленькую личность, делая акцент на особенных способностях.

В психологии есть условное разделение видов одаренности:

  • Интеллектуальная. Такой одаренностью наделены дети, умеющие анализировать и классифицировать информацию, критически мыслящие и способные подолгу концентрироваться на каком-то одном действии. Они наблюдательны, обладают высоким уровнем интеллекта и делают особые успехи в изучении конкретного предмета, а затем и определенной области.
  • Академическая. Эта одаренность свойственна детям с прекрасной памятью. Знания им даются легко. Академически одаренные школьники получают положительные эмоции от процесса обучения и могут самостоятельно освоить любой материал, а зачастую способны освоить программу текущего учебного года гораздо быстрее своих сверстников.
  • Креативная. Склонность к любому виду созидания характерна для детей, креативно одаренных. Именно особенное мышление и развитое воображение помогают им добиться успехов в творческих видах деятельности. У таких детей отмечают музыкальный, танцевальный, писательский, актерский или художественный талант.
  • Социальная. Характерной особенностью социально одаренных детей является набор качеств, помогающих им быстро адаптироваться в любой социальной среде. Повышенный уровень эмоционального интеллекта и врожденная интуиция дают им уверенность в себе при общении с людьми любого возраста и положения. Это притягательные личности с устойчивыми лидерскими задатками и руководящими способностями.
  • Психомоторная. Такие дети опережают сверстников в общем физическом развитии. Их организм обладает незаурядными физическими резервами, за счет чего они легко преуспевают в занятиях спортом.

Какие дети одаренные

13. Они очень любят природу

Некоторые одаренные дети, особенно с высоким художественным интеллектом, любят виды природы и ее звуки. 

В эти моменты проявляются их любознательность и эмоциональность, приходит вдохновение.

14. Нереализованный потенциал 

Да, Вы прочитали правильно. Это может быть другой стороной монеты. В то время как одаренные дети, как правило, посвящают большую часть умственной энергии своим интересам, им становится очень сложно преуспевать еще в чем-то. 

Они не смогут реализовать абсолютно все свои возможности из-за вполне обоснованной невнимательности, небрежности, и, конечно же, скуки.

15. Они счастливы учиться

Одаренные дети так любят учиться, что в последствии это занятие превращается в хобби. Из-за своего продвинутого интеллекта и любви к обучению, ребенок может не разделять все интересы со своими сверстниками.

В заключении: зачем определять одаренного ребенка?

«Точная характеристика, четкое объяснение и постоянное понимание того, что именно значит быть одаренным, помогут этим детям адаптироваться», – профессор и доктор Гаил Пост.

Несмотря на все проблемы, связанные с выявлением интеллекта, это жизненно важно для развития ребенка. Выяснение направления его развития, может означать разницу между успехом и провалом

Это касается и одаренного ребенка.

Одаренные дети, которые остаются неопознанными, часто становятся мишенями для ярлыков и порой насмешек. Наша задача — не позволить этому случиться. Фактически, у одаренного ребенка есть потенциал стать лидером в этом сложном глобальном обществе. Прежде всего, дети с уникальными способностями должны попадать в правильные обстоятельства и окружение, и всегда иметь возможность добиться успеха — на своих условиях.

Особенности развития одаренных детей

С самого раннего возраста одаренные дети отличаются от своих ровесников. Эта непохожесть проявляется во всех сферах:

Познавательная сфера

  • Развитая речь. Навыками говорения, чтения, письма одаренные малыши овладевают раньше, чем их сверстники. Многие увлеченно читают энциклопедии, словари, занимаются словотворчеством, поэтому их лексикон, как и сложные синтаксические конструкции, впечатляет и помогает говорить по-взрослому, четко излагая свои мысли.

  • Хорошая память. Ребенок с легкостью запоминает стихи, песенки, интересные факты, накапливает большие объемы информации, активно ей пользуется. 

  • Высокая концентрация внимания. Маленький гений может подолгу заниматься каким-то одним делом, способен глубоко погружаться в задачу, воспринимать сложную информацию. 

  • Гибкое подвижное мышление. Чудо-ребенок способен генерировать огромное количество идей, находить нестандартные пути решения задачи, выстраивать ассоциативные связи. 

  • Познавательный интерес. Одаренные дети, независимо от пола, возраста, характера и темперамента, стремятся открыть для себя что-то новое, докопаться до сути. Их мозг постоянно требует умственной нагрузки. Несмотря на юный возраст, они могут фокусироваться на нескольких процессах одновременно, исследовать, как устроен тот или иной предмет.

    Одаренные дети умеют мыслить логически, рассуждать, анализировать и синтезировать информацию, переструктурировать ее, прогнозировать развитие событий, оценивать действия, мысли, поступки – свои и других людей.

Сфера личностного развития

  • Перфекционизм. Одаренные малыши очень требовательно относятся к себе, к тому, что делают и что получается в результате этой деятельности, переживают, если все складывается не так, как они планировали, боятся совершить ошибку. 

  • Лидерские качества. Чудо-дети доминируют в играх, совместных делах, межличностных отношениях. Они чувствуют уверенность в себе, проявляют инициативу в общении, легко находят общий язык и с детьми, и со взрослыми. 

  • Обостренное чувство справедливости. Причем проявляется оно очень рано.

  • Социальная автономность. Неординарныемаленькие личности стремятся отстаивать свою точку зрения, поступать по-своему, действовать не так, как все, необычным образом, противостоять мнению большинства. 

  • Соревновательность. Одаренные дети стремятся превзойти своих сверстников, подтвердить свои исключительные способности и возможности, укрепить уверенность в своих силах. В таком соревновании они учатся не только выигрывать, но и проигрывать. Опыт поражений закаляет характер, помогает стойко переживать неприятные моменты. 

  • Повышенная восприимчивость. Малыши могут видеть и выявлять проблемы, которые для других остаются незамеченными, чувствуют, когда вокруг них возникает напряжение. 

    Маленькие умники нередко обладают развитым чувством юмора, любят игру слов. У них богатая фантазия, широкий круг интересов. Это очень целеустремленные ребята.

Физические особенности

  • Повышенная электрическая и биохимическая активность мозга. 

  • Высокий энергетический потенциал. 

  • Продолжительность сна меньше, чем у обычных детей их возраста. 

  • Не очень хорошо развита тонкая моторика: решать математические задачки ребенку намного проще, чем что-то вырезать, клеить.

  • У детей до 8 лет может быть нестабильное зрение – им бывает трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

Особенности поведения

  • Одаренные дети очень активны, постоянно чем-то заняты. 

  • Они могут одновременно искать ответ сразу на несколько непростых вопросов, даже если решение им пока не по зубам. 

  • Они способны занимать сами себя – им не нужен партнер в исследованиях и поисках.

Различие между “одаренным” и “способным”

Необходимо понимать, что одаренные дети являются не просто умными. Это послужит для вас первым шагом в понимании того, какая именно помощь нужна ребенку, чтобы стать успешным. Кристофер Тайбби, специалист в области образования одаренных детей, рассказывает о четырех принципиальных различиях между одаренными и способными детьми:

Умные дети упорно трудятся, а вот одаренным детям быстро становится скучно

Умные дети – мечта любого учителя. Они никогда не опаздывают, хорошо себя ведут и упорно трудятся. Как результат – они получают хорошие оценки. Более того, умный, но не одаренный ребенок с бо̀льшей вероятностью преуспеет в традиционной школьной обстановке, поскольку в основном их мотивируют хорошие оценки и признание. В этом и заключается большая проблема для одаренных детей: ни оценки, ни признание учителей обычно не мотивируют их. Одаренные дети зачастую уже знают правильные ответы без особых усилий.

В традиционной обстановке в классе это может стать причиной проблем. Без внутренних стимулов и внешней стимуляции одаренные дети чаще всего погрузятся в свой богатый внутренний мир.

Умные дети знают ответы на вопросы, а одаренные дети задают вопросы

У умных детей хорошо получается обрабатывать и сохранять информацию. Эта способность в сочетании с упорным трудом приводит к выдающимся успехам в учебе. Одаренным же детям требуется гораздо меньше времени, чтобы запомнить материал. Как результат – им становится скучно сидеть на уроке, когда они могут запросто “сдать тест” и двигаться дальше.

Поскольку любопытство одаренных детей никогда не угасает, они будут копать глубже и захотят узнать абсолютно все, что только возможно. Они будут задавать сами себе вопросы, а также использовать Гугл или книги чтобы найти ответы. Полученные знания они запоминают без особых усилий, поэтому уже в начале урока ребенок будет знать гораздо больше, чем ему сможет рассказать учитель.

Умным детям нравятся уроки, а вот одаренным детям – нет (зачастую)

Как было сказано ранее, классная комната – это идеальная среда для достижения умным ребенком успеха. С одаренными детьми все по-другому: их несовместимость с традиционной классной обстановкой приводит к недостатку стимуляции.

Благодаря двум крайностям — чрезмерное любопытство и сильная скука — одаренные дети зачастую становятся самоучками и берут на себя ответственность за свое образование. В отличии от школы, самообразование позволяет удовлетворять потребность ребенка в эффективном обучении.

Способные дети умны, в то время как одаренные дети оригинальны

Вспомните величайших новаторов в истории – да Винчи, Тесла, Грейам Белл, Эдисон, Гейтс, Джобс. Эти люди были (пожалуй) теми, кого мы сейчас называем “одаренными”. Стоит отметить, что не все из них могли похвастаться хорошими оценками в школе.

Многие одаренные дети живут для того, чтобы воплотить свои идеи в жизнь

Когда что-то (например, школьный предмет) привлекает их внимание, одаренные дети хотят не только учиться, но и применять полученные знания на практике. Нестандартное мышление и тяга к инновациям – причины, по которым альтернативная образовательная среда чаще оптимальна для одаренных детей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: