Ванна гармонии
Случаются в семье и конфликты. Раньше старшие сыновья пытались выяснять отношения при помощи кулаков, но сейчас повзрослели и силы сравнялись. Теперь нет смысла драться, поэтому приходится искать компромиссы. Иногда кому-то из детей нужно чуть больше внимания, чем остальным. Последнее время это случается именно с Матвеем. Со старшими мальчиками родители делают уроки, с маленьким Лисом нянчатся по умолчанию, а Мака, видимо, чувствует себя обделенным.
«У Матвея бывает такое, что он сидит рядом с ложкой и просит: «Дай мне ложку». Муж ему протягивает, он говорит, нет, пусть мама даст, — рассказывает Оля
— Мы понимаем, что ему нужно личное внимание. И это не зависит от количества детей, бывают семьи, где один родителей не видит, а бывают, где несколько наполнены вниманием
Надо так надо, если захочет, то и с ложечки покормлю, не взирая на то, что он уже сам прекрасно кушает».
Новость по теме
Хабаровчане стали меньше разводиться
«Давно доказано, что когда мама счастлива и наполнена, то и семье она может намного больше дать. Я стала принимать ванну, — говорит многодетная мать. — Раньше мне казалось преступлением, если что-то не сделано по дому, а я буду в ванне лежать. А сейчас я стала себе позволять. Стараюсь заботиться о себе, потому что я убеждена, что счастлив тот человек, который умеет слушать себя и чувствовать свои потребности. Я хочу, чтобы мои дети тоже это умели».
Зачем девчонки шли на войну
Сила детей — в их сплочённости
Всем нашим детям мы стремимся дать хорошее образование: старшие учились на бюджете и сами зарабатывали себе на телефоны, одежду, карманные расходы. Вопрос «Мама, дай денег!» никогда у них не стоял. Они с малых лет понимали, как сложно выжить многодетной семье, и, едва вырастая, стремились к самостоятельности. В больших семьях не балуют детей. Наши загружены секциями, каждый день их расписан по минутам, мы же с мужем всё это координируем: утром развозим всех по занятиям, а вечером собираемся дома за большим столом.
Наши дети любят порядок: если у младших не убрано, старшие обязательно сделают им замечание. Сложно поверить, но у них даже в шкафах по стопочкам все разложено! Горжусь ими безмерно и так же безмерно люблю. Мы с батюшкой часто напоминаем им ту притчу про веник, который по прутикам сломать легко, а соединённый верёвкой никому не по силам. Учим их держаться вместе, поддерживать друг друга, вкладываем всю свою мудрость и любовь в их воспитание, чтобы из нашей семьи дети ушли со стержнем и желанием создать свои, такие же счастливые семьи.
В семье, где старшие дочки и сыновья воспитаны правильно, где грамотно выстроена иерархия, младшие сами тянутся к знаниям и благополучной жизни. Плоды нашей любви и усилий мы видим уже сейчас: самый старший наш сын стал прекрасным врачом, который самоотверженно спасает жизни людей (читателям «МОЁ!» он хорошо знаком, в нашей газете во время пандемии коронавируса мы не раз публиковали интервью с Олегом Абакумовым. — «Ё!»). В любое время дня или ночи сын торопится на помощь, как и его отец, потому что чувствует чужую беду и стремится всем помочь. С началом спецоперации поставил меня перед фактом: «Я еду в Донбасс!» Нам с отцом тревожно, а что делать? Понимаем, что он был нужен людям там.
Мирные военные профессии
Оригинальное название главы — «Мы не стреляли…».
На войне не только стреляли, но и готовили, стирали бельё, шили обувь, ремонтировали машины, ухаживали за лошадьми. Война наполовину состояла из обычной жизни, которую двигали обычные люди. «Мы не стреляли…», — вспоминают они.
Поварихи целыми днями ворочали неподъёмные котлы. Прачки стирали руки в кровь, отмывая задубевшую от крови одежду. Санитарки ухаживали за тяжелоранеными — мыли, кормили, подносили судно.
Девчонки были снабженцами и почтальонам, строителями и корреспондентами. Многие дошли до Берлина. Награждать работников «второго фронта» начали только в конце войны.
Валентина Братчикова-Борщевская, замполит прачечного отряда, в конце войны выбила награды для многих девчат. В одной немецкой деревне наткнулись на швейную мастерскую, и Валентина каждой уезжавшей домой прачке подарила по швейной машинке.
Антонина Ленкова, убегая от немцев, осела в колхозе под Сталинградом, где выучилась водить трактор. На фронт она ушла в ноябре 1942-го, когда исполнилось восемнадцать, стала собирать моторы в автобронетанковой полевой мастерской — «заводе на колёсах», где работали по двенадцать часов, под бомбёжкой.
После войны выяснилось, что у девушки разрушена вся вегетативная нервная система, но Антонина всё равно окончила университет, который стал для неё вторым Сталинградом.
Как проходило наше семейное обучение
Аттестация по основным предметам проходила в виде теста. Потом баллы складывались и выводилась общая оценка за предмет.
Таким образом эксперимент мы провели. Будем продолжать его в новом году или нет, еще не решили. Закончила учебу Диана без троек, но для меня оценки никогда не были в приоритете. Что нам эти циферки? На дальнейшую жизнь они влияют слабо, а вот в процессе учебы нервы портят не слабо и родителям, и детям.
Наблюдение из жизни: больше всего озабочены оценками своих детей бывшие махровые троечники.
Нам с мужем важно, чтобы наш ребенок был здоровым и счастливым, чтобы он нашел свое место в этом мире, чтобы он умел учиться, умел думать и находить выход из сложных ситуаций, чтобы он ценил себя и жил в ладу с окружающими, прежде всего отталкивался от своих желаний, а не старался угодить всем вокруг — учителям, начальникам, соседям…
Учит ли этому школа, воспитывает ли она в детях любознательность, целеустремленность, уверенность в себе? Не смешите меня.
В 14 лет в первый класс
Так продолжалось несколько лет, а к 9 классу я, наконец, осознала, что можно рискнуть и попробовать учиться, как большинство: вставать рано утром и ходить в школу со всеми вместе. Маме сказать было не страшно, было страшно решиться на это самой. Я очень верила в то, что не справлюсь, что я слабая, что не потяну, ударю в грязь лицом и миллион других подобных мыслей съедали меня изнутри.
Мама удивилась моему решению, так как за 4 года мы ни разу не обсудили с ней эту тему. Она искренне верила, что мы совпадаем во взглядах на домашнее обучение и обе думаем, что ничего приятного в ежедневых походах в школу нет.
И вот я пошла в школу. Словно в первый класс, только в 14 лет.
В грязь лицом я не ударила, хоть и не пила водку и не была беременной, а ведь снова была «не как все». Но класс был хороший, несмотря на их образ жизни, и мне там было комфортно. Училась я лучше всех, всем подсказывала и меня все быстро полюбили.
Мне очень не хватало знаний, как вести себя в школе. Я не понимала местных шуток, не умела хитрить, незаметно дать списать или ответить обидчику. Но ходить в школу, будто я самая обычная девочка — было самое главное для меня удовольствие.
Если вы родитель
Родители и ребёнок приняли решение учиться дома, но родные против семейного образования. Что делать? Волнение близких понятно, стереотипы гласят, будто на дому учатся только дети с инвалидностью, а хоумскулеры лишены общения и ни за что не сдадут экзамены.
Вот несколько советов, как переубедить родственников:
- Объясните, что такое семейное обучение. Многие путают его с , которое является вынужденной мерой для детей с серьёзными заболеваниями. На семейное образование переходят по собственному желанию, родители сами организуют учебный процесс и вольны выбирать для этого любые методы.
- Это законно. Консервативных родственников успокоит отсылка к закону «Об образовании в Российской Федерации», по которому родители имеют право выбрать, как будет учиться их ребёнок.
- не пострадает. Ещё один важный аргумент в разговоре. На семейном обучении у ребёнка будет больше времени на секции и кружки, а значит, он постоянно будет в детских коллективах.
- Расскажите о мотивах. Что вас побудило перейти на семейное обучение? Аргументируйте свою позицию, и вашим близким будет проще вас понять.
- Отпустите ситуацию. Бабушки и дедушки останутся родными людьми, даже не разделяя ваших взглядов. Да, они будут волноваться, но как только увидят результат своими глазами — примут ваше решение.
Так было в семье Ирины Фомичёвой. Её дочь Светлана пришла в Домашнюю школу «Фоксфорда» в 10 классе. Близкие сначала волновались, но через год признали, что Света стала спокойнее, а её знания улучшились.
<<Форма демодоступа>>
Плюсы и минусы домашнего образования
Наконец-то я стала хорошо учиться. Когда занятия индивидуальные, то отставать не от кого, уровень учитель всегда задаёт по тебе. Вроде бы в этом моменте своей истории я должна была почувствовать себя, наконец, нормальной ученицей, которая всё понимает и не пропускает занятия. Но, к сожалению, чувствовала я себя абсолютно наоборот. Я чувствовала себя очень странной.
Мама не объяснила мне, почему теперь я не хожу в школу, и мало того, что сама я не понимала перемен в своей жизни, так ещё и в дополнение к моим скомканным мыслям добавилась выдуманная история для бабушки, что на самом деле я, вроде как, в школу хожу. Так как, по маминым словам, бабушка не поймет и не одобрит домашнее обучение.
А у них просто продолжилась своя жизнь, из которой незаметно выпала я. Поэтому какое-то время мы пробовали общаться, но всё быстро сошло на нет. Таким образом, мои мысли, что я «не такая, как все» очень прочно укоренились в моей голове.
Стоит ли овчинка выделки?
Мы взвыли, когда на семейном образовании начали открываться различные проблемы, которых мы попросту не замечали у дочери, обучавшейся в школе. Это и пробелы в образовании, и отсутствие собранности, и неспособность без постоянного контроля выполнять уроки. Я поняла, что отметки в школе очень часто ставились «от фонаря», усыпляя родительскую бдительность. Так, при наличии пятерок и четверок по предмету, наша дочь его знала на слабую тройку.
Естественно, без легкого шока от таких открытий у нас не обошлось, но мы узнали правду, хоть и не совсем приятную. Теперь у нас есть выбор: отказаться от всех трудностей семейного образования и «задвинуть» дочь обратно, чтобы глаза наши не видели неприятных для нас вещей. Все встанет на свои места, ответственность перейдет к учителям, контролировать нашего ребенка будут школьные звонки, а хорошие отметки будет получать легко и просто. Также у нас есть выбор использовать ситуацию как возможность что-то изменить, работать над слабыми сторонами, помочь нашему ребенку понять важные вещи, повзрослеть, стать немного более зрелой личностью.
Уж извини, не двое, а трое
Пришла рожать снова к тому же Самуилу Иосифовичу. Тот живот мой погладил, послушал. «Что, говорит, голубушка. Приступим?». А я — в макияже, в ночнушке с цветами. Красивая такая вся, бледно-зеленая от страха. «Что-то мне как-то волнительно. Какие-то там девушки очень буйные». Тот меня похлопал по руке, как лошадь неразумную. И я враз трястись перестала. Но что-то шло явно не так — лоб врача покрылся потом, другие белые халаты сбежались. Подошел он ко мне, Самуил-то мой Иосифович, лицо к моему приблизил: «Буду резать, бить не буду. Уж извини, девчонок или кто там у тебя — не двое, а трое. Опасно самой рожать. Ничего не бойся»
Открываю глаза: солнечные лучи вокруг, и его голова всклокоченная, как рожки у чертика. Смеяться не могу — что-то там болит, но вроде хорошо мне, и тревоги нет.
Он смотрит на меня, как филин старый: «Готова? Сюрприз. Тройня, почти на семь кило все вместе. Мальчишки славные». Вот тут стало совсем не до смеха. Как мальчишки? Почему мальчишки?
А рядом в палате девчонка лежит — тоже ревет. Черненькая, смуглая. Прямо причитает над свертком своим: куда, ну куда вот мне девочка? Муж домой не пустит, убьет, третий раз сына не получит. И тут меня перемкнуло: да что это я, в самом деле? Ну мальчишки, ну и что? В футбол вместе играть будут. Встала, слезы вытерла, да и говорю соседке: ты дурака-то не валяй, будем домами дружить, да и нечего тут. Она потом, кстати, еще девчонку родила, четвертую. Долго потом дружили семьями, годами. До нашего отъезда.
Блиц-опрос
Чем вы больше всего гордитесь?Семьёй
Ваше хобби — какое оно?Хобби — это все, из чего складывается мой быт
Мой идеальный день — это…День, проведённый без переживаний
Если бы вы написали книгу, то какое название вы бы дали ей?«Моя жизнь»
Кем вы восхищались в детстве?Героями любимых книг
Опишите свой характер пятью словами.Напористая, гордая, целеустремлённая. Про остальные два пусть скажут мои близкие
Если не собой, то кем вам хотелось бы быть?Я бы занялась благотворительностью.
Если бы вы имели возможность встретиться с собой маленькой, что бы вы себе сказали?Ты большая молодец — ты на правильном пути!
Будни военного госпиталя
Оригинальное название главы — «Нас награждали маленькими медалями…».
Почтовый ящик Алексиевич забит письмами. Все хотят рассказать, потому что слишком долго молчали. Многие пишут о послевоенных репрессиях, когда герои войны прямо с фронта попадали в сталинские лагеря.
Охватить всё невозможно, и вдруг неожиданная помощь — приглашение от ветеранов 65 армии генерала Батова, которые собираются раз в год в гостинице «Москва». Алексиевич записывает воспоминания сотрудников военного госпиталя.
«Зелёные» девчонки, окончившие три курса мединститута, спасали людей. Многие из них были «мамиными дочками» и впервые покинули дом. Уставали так, что спали на ходу. Врачи оперировали сутками, засыпали у операционного стола. Девочки не разбирались в наградах, говорили: «Нас награждали маленькими медалями…».
В первые месяцы войны не хватало оружия, люди гибли, не успев выстрелить в врага. Раненные плакали не от боли — от бессилия. Фронтовичек немцы водили перед строем солдат, «показывали: вот, мол, не женщины, а уроды», потом расстреливали. Медсёстры всегда хранили для себя два патрона — второй на случай осечки.
Иногда госпиталь срочно эвакуировали, и раненых приходилось оставлять. Они просили не отдавать их живыми в руки фашистам, которые издевались над русскими ранеными. А во время наступления в госпиталь попадали раненые немцы, и их приходилось лечить, перевязывать…
Опыт родителей
Мама двух дочерей Елена Атаманцева отметила, что задумалась о переводе на семейное обучение из-за школьной программы. В ней слишком много контрольных работ, времени на объяснение материала у учителя почти не остается.
Сейчас в школу ходит только ее старшая дочь, младшая отправится в первый класс через несколько лет. На семейное обучение девочку не переводят по нескольким причинам.
Мать третьеклассника Анна Александрова рассказала, что всерьез думала над переводом сына на семейное обучение. Школьник часто отказывался идти на уроки и даже придумывал себе болезни, чтобы остаться дома. При этом никаких конфликтов с одноклассниками и учителями у него не было.
А вот дочь Валентины Осиповой Алиса учится дома уже шестой год, и это устраивает и девочку, и ее маму.
Первые два года она помогала дочке учиться, а потом девочка стала делать это сама. Что-то ищет на обучающих платформах в интернете, что-то изучает по книгам. Репетитора наняли только в седьмом классе, по математике, но теперь Алиса может обходиться и без него. Сейчас изучает алгебру, геометрию, физику и химию методом погружения на онлайн-курсах. Уроки у нее проверяют редко: только русский и английский, да прочитанные произведения по литературе она обсуждает с мамой.
В первое время девочка приходила в школу для контроля знаний каждую четверть. Сейчас этого нет.
В семье есть еще одна дочь. Сейчас ей четыре года, в садик она не ходит. Если система школьного образования не изменится, то и младшая сестра Алисы будет обучаться дома.
Среди плюсов семейного обучения Валентина назвала экономию времени: в начальных классах у девочки уходило на уроки по три часа в день, сейчас – около пяти. У нее есть возможность гулять, отдыхать, посещать кружки и секции
Также для семьи важно, что интересные предметы или темы девочка может изучать углубленно, а если чего-то не понимает, то есть возможность уделить этому больше внимания
К недостаткам семейного образования она отнесла необходимость самим выбирать и покупать учебники и контролировать ученика (иногда заниматься уроками дочь не хочет, и тогда наступает время серьезных бесед).
Сдавать итоговые экзамены в девятом классе Алиса будет либо в Москве, в школе, к которой прикреплена, либо в учебном заведении поблизости. Идти в 10-й и 11-й классы девочка не планирует, она хочет поступить в Ростовское художественное училище им. Грекова.
Тем, кто думает о переводе ребенка на семейное обучение, Валентина посоветовала не бояться, но реально оценить свои возможности.
Она уверена, что, вопреки мнению педагогов и психологов, дети, находящиеся на семейном обучении, более социализированы, чем обычные школьники. В классе ребята общаются преимущественно со сверстниками, но в обычной жизни мало кто поддерживает контакты исключительно с людьми своего возраста.
Сейчас, по информации управления образования города Ростова, в донской столице на семейном обучении находятся около 700 школьников. За последние три года их количество существенно не изменилось.
Супруги-фронтовики
Оригинальное название главы — «В нашем доме две войны живут…».
Ольга Подвышенская и её муж Саул любят повторять: «В нашем доме две войны живут…». Ольга, старшина первой статьи, воевала в морской части на Балтике, её муж был сержантом пехоты.
Ольгу долго не брали на фронт — она работала на тыловом заводе, где люди были на вес золота. Повестку она получила только в июне 1942 и попала в блокадный Ленинград, в отряд дымомаскировки — дымом заслоняли военные корабли, которые немцы регулярно обстреливали. Своим пайком девочки подкармливали умирающих от голода детей.
Ольга стала командиром отделения, целые дни проводила на катере, где не было туалета, с экипажем из одних парней. Для женщины это было очень тяжело. Она до сих пор не может забыть, как после большого боя по Морскому каналу плыли бескозырки погибших моряков.
Ольга не носила медалей, боялась насмешек. Многие фронтовички скрывали своё участие в боях, ранения, из страха, что их не возьмут замуж
Только через десятки лет после войны на них обратили внимание
Цыганская толпа
Энергичной Ольге на вид не больше двадцати пяти лет. Встретив ее на улице, не подумаешь, что перед тобой мать пятерых детей. Раньше она работала фитнес-тренером, затем в управлении одного из банков, занималась рекламой. Ушла, когда четвертый малыш был на подходе. Говорит, детей стало слишком много, чтобы уделять время работе. Сейчас семью обеспечивает муж Алексей, он работает программистом.
Невозмутимого и добродушного мужа Ольга называет идеальным человеком. Он умеет работать руками, поэтому сам делает ремонт в их новой двухэтажной квартире. Отец семейства начитан и эрудирован, сыновья обращаются к нему со всеми вопросами. Алексей непререкаемый авторитет для детей. Есть у главы и свое хобби — садоводство. Мужчина разводит цитрусовые и занимается домашними цветами.
«Есть такие мужчины, которые вроде живут в семье, а вроде отдельно. Один мой знакомый с женой и детьми никуда не ходит, говорит, что балаган не любит, — рассказывает Ольга. — А у нас жизнь общая, мы всегда вместе — цыганской толпой».
Педагогические эксперименты
Моя мама — педагог, а это значит, что она всё знает лучше, в любых вопросах. В первом классе она перевела меня из школы, где я училась, в школу, где она преподавала у старших классов. Посреди моего самого первого учебного года — это далось мне нелегко. Я начала много болеть. Со временем к новому классу я привыкла, но учиться там было сложнее, класс был сильный, я отставала. Так я и росла — часто болела, что сказывалось на успеваемости, догнать класс не успевала и снова болела. Начальную школу я окончила на тройки. Меня тройки не смущали, но для мамы это был сигнал, что так продолжаться не может и надо что-то менять.
Фотография из личного архива автора
Мама отправилась со мной по врачам: рассказывала о том, как часто и серьезно я болею. Факт преувеличения меня смутил, но мама сказала, что так надо. И врачи выдали справку о необходимости перевести меня на домашнюю форму обучения. С этой справкой педагогов, которые занимаются индивидуально с учеником, оплачивает государство.
И в 5 класс я не пошла в школу. Школа пришла ко мне домой.
Минусы большие и маленькие
Постоянный контроль
Самым сложным моментом в семейном образовании для меня стала необходимость постоянно контролировать дочь. В силу ее темперамента, с самого юного возраста она была склонна «улетать», задумываясь о чем-то во время любых занятий. Теперь мне представилась возможность возвращать мою дочь «на землю», как это делали преподаватели, и напоминать о том, что задачка написана в книге, а не в окне. Как только я расслаблялась и переставала проверять, чем занята моя дочь, наши уроки шли где-то мимо нас.
Со временем я поняла, что этот постоянный контроль изматывает меня. Это стало просто громадным минусом нашего семейного образования. Бесконечные нотации, внушения, уговоры заставляли меня нервничать и порой тихо ненавидеть нашу форму обучения. Я вспоминала, как было просто еще совсем недавно: утром дочь уходила в школу, днем прибегала и убегала в художку, а вечером делала уроки. Училась моя девочка всегда хорошо, преподаватели ее любили за ее покладистый характер – чего еще надо для счастья?!
Аттестация
Плюс ко всему, уже договорившись о том, что сдавать экзамены мы будем один раз в год, меня осенило, что мы выбрали самую сложную форму аттестации. В течение одного месяца наша дочь должна сдать годовую программу по тринадцати предметам. Причем, никаких тренировочных тестов нам не дали и вообще учителя не представляли, какую форму сдачи нам лучше придумать по той или иной дисциплине.
Тоска по школе
Дочь периодически начала вспоминать школьную жизнь и выражать недовольство семейным образованием. Она жалуется то на нехватку общения, то на сложную систему аттестации. Это подливает масла в огонь, я понимаю, что, возвратившись в школу, она очень быстро вспомнит все, чем была не удовлетворена раньше и захочет снова обучаться дома, но мне нужно донести ей это. Не раз мы встречали случаи, когда ребенок с семейного образования переходил в школу, а потом очень быстро возвращался обратно.
Изменения в жизни мамы
Вместе с дочерью я изучаю только те предметы, которые вызывали у нее особые затруднения. Математику мы делаем вместе постоянно, русский – периодически, другие предметы она учит сама, я только контролирую процесс и иногда проверяю качество знаний. Но даже эти несколько часов в день, которые я обязана посвятить школьным предметам, изменили и мой график жизни.
- Во-первых, я практически перестала успевать подрабатывать дома фрилансером. Это одна из граф, которой я почти полностью пожертвовала в пользу учебы дочери.
- Во-вторых, занимаясь младшим ребенком (сыну 4 года), я должна была постоянно держать ухо востро: что сейчас делает моя дочь? Учит уроки или общается с подругой по вотсапу?
- В-третьих, я стала более привязанной к дому, чем была до этого. Любое мое отлучение, пока дочь не созрела и не почувствовала ответственность за образование, чревато недоученными, недопонятыми, сделанными некачественно уроками.
- В-четвертых, в мое обычное расписание добавилась задача следить за тем, чтобы консультации со школьными преподавателями у дочери не накладывались на ее занятия в кружках, мне постоянно нужно созваниваться, списываться с учителями по разным вопросам.
Я ищу способы, как научить моего ребенка учиться, пытаюсь понять, что будет для нее стимулом не растягивать один урок на полдня. Также я понимаю, что сейчас на нас смотрят многие: и педагоги, и родители нашего класса.
Мы первыми из нашей школы проходим этот путь, находясь в среднем звене, и результаты экзаменов моей дочери будут известны многим. Признаться честно, я еще не доросла до равнодушного отношения к тому, какая репутация сложится у меня, как у учителя моей дочери.
Мальчишки — это мир, в котором хорошо быть девочкой
Те годы я помню совсем плохо, они как-то быстро промелькнули. Уставала, конечно, с такой оравой. Но успевала и наряды нам всем шить — и в кукол играла, раз дочки не получилось. Делала кукол-балерин, с долгой проработкой всех деталей: волосы, ресницы, пальчики крохотные, носочки-бабочки, полет и мечта. А парни мои росли сорванцами — оно и понятно, такую банду вся округа уважала. Обормотами получились, но добрыми.
Как младшие подросли, лет в шесть, наверное, я вдруг стала настолько счастлива, что мне было иногда даже страшно: ну нельзя так. Вот так бессовестно, безоблачно быть счастливой. Я почему-то на фоне мужичьего царства, голосов этих громких, стала себя чувствовать легче, прозрачнее, тоньше. Наверное, потому и балерины из-под пальцев выходили, а не купчихи за чаем, например.
Дети меня всегда только по имени называли, вымахали выше меня. Соревновались, кто дольше меня на руках продержит. Я играю в кукол своих, а дети играют в меня. Так вот и играли. Долго, весело. Мальчишки — это такой мир, в котором хорошо быть девочкой — одной, единственной. Понятно, что потом они приведут своих женщин, но это потом, позже. В походы с ними ходили по Карелии, по дворцам гуляли, по Питеру бесконечно круги наматывали — всего и не вспомнить. Дружные они у меня, веселые.
Потом было много разного — муж умер, мы переехали в Прибалтику, потом — в Швецию, но сюда уже одна, без детей.
Повылетали из гнезда, кто куда. Младшие в науке, двое по степям в Австралии бродят с геологическими партиями, третий — в математике с головой, в Америке, как и старший. Ни бельмеса в цифрах не понимаю, а ему смешно. В мужчинах я тоже ни бельмеса не понимала — видимо, поэтому у меня их получилось так много, чтобы я могла разобраться. Пока разбиралась — время и прошло. Сижу вот теперь со своими горшками прекрасными, с розами, с закатами, а платья свои все же донашиваю сама, не обманула цыганка, получается. Но ведь если они мне звонят постоянно, мои мальчики — и в гости чуть что мчатся, значит, что-то я про них все-таки знаю?
Старший все зовет к себе в Калифорнию, к внукам, на него мальчишки страсть похожи — но я пока погожу. Подожду — вдруг у него все же родится девчонка? А и не родится — бог с ними совсем, с платьями с этими.
Фотографии из семейного архива Ирены Палтис.
«Я просто воспитываю желанных, любимых детей»
К слову, о деньгах. Лилия отмечает, что ей не раз приходилось сталкиваться со стереотипом, что «многодетной быть очень выгодно».
— Да, конечно, многодетным положены различные льготы. Мы, например, получили просторную квартиру, за что я очень благодарна государству, — рассказывает мама. — Но у меня никогда не было задачи сделать так, чтобы я была достойна этих льгот! Я просто воспитываю желанных, любимых детей. И искренне сочувствую женщинам, которые хотят забеременеть, но у них не получается.
2 октября Александр Лукашенко подписал указ о награждении орденом Матери женщин, которые воспитывают пять и более детей. В этом списке оказалась и Лилия.
— Конечно, мне очень приятно. Но то, что я стала обладательницей этой высокой награды, не делает из меня какую-то «чудо-женщину». Это говорит лишь о том, что я — хорошая мама. И все делаю правильно, — отмечает женщина. — Дети – это самое большое счастье. И только от нас, родителей, зависит, сколько этого счастья будет в жизни.
Лилия после награждения орденом Матери. Фото из архива героини
Вы можете обсудить статью в нашем паблике ВКонтакте или Одноклассниках. Подписывайтесь на наш телеграм-канал или инстаграм. Смотрите наши ролики на Youtube, пишите и присылайте фото в наш телеграм-бот @bar24_bot.
«На работу не оставалось бы времени»
Спустя два года после развода у девушки завязались новые отношения. А вскоре она снова стала мамой. И если до рождения второго сына Михаила девушка еще пыталась совмещать работу с материнством, то с появлением на свет еще одного малыша решила полностью посвятить себя детям.
— Находясь в декрете, я поняла, что после родов хочу посвятить себя только семье. На работу у меня банально не оставалось бы времени, — вспоминает мама.
Спустя четыре года в семье появился еще один сын – Тимофей. Но пара очень хотела девочку. Поэтому вскоре родилась и дочь Виктория.
— Это долгожданная доченька, мальчики очень ее любят, всегда за ней ухаживают. Понимают, что она — их единственная сестра. А еще будущая женщина и мама. Я учу её ухаживать за собой, приучаю к творчеству, — отмечает женщина.
Пятый ребенок – сын Матвей – родился в 2021 году. Лилия души не чаяла в своих детях, посвящала им всю себя. А вот отношения с их отцом не сложились. И сейчас девушка в одиночку воспитывает пятерых детей.
— Никто не застрахован от разводов и всякого рода жизненных трагедий. Но, ничего – жизнь продолжается, — отмечает Лилия.
Дочери героя
Оригинальное название главы — «Я эти глаза и сейчас помню…».
Поиск свёл Алексиевич с двумя дочерями Героя Советского Союза Василия Коржа, ставшего белорусской легендой. Ольга и Зинаида Корж были санинструкторами в кавалерийском эскадроне.
Зина отстала от семьи во время эвакуации, прилепилась к женщине-врачу и осталась в её санчасти. После четырёхмесячных курсов медсестёр Зина вернулась в санчасть. Под Ростовом, во время бомбёжки была ранена, попала в госпиталь. В конце 1941 получила отпуск и нашла маму с сестрой и младшим братом в колхозе под Сталинградом.
Сёстры решили примкнуть к какой-нибудь военной части, но в Сталинграде их никто слушать не захотел. Они подались на Кубань к знакомым отца и попали в кавалерийский казачий корпус.
Зинаида вспоминает свой первый бой, когда корпус шёл атакой на немецкие танки. Фашисты не выдержали вида этой лавины, бросали оружие, бежали. После этого боя сёстры поняли, что им нельзя воевать вместе — «сердце не выдержит, если одна погибнет на глазах у другой».
В восемнадцать лет Зину комиссовали по состоянию здоровья — «три ранения, тяжёлая контузия». После войны отец помог дочерям привыкнуть к мирной жизни. Врачами сёстры не стали — слишком много крови было в их жизни.
Организация времени и распорядок дня
Часто от родителей, чьи дети учились дома, я слышала, что четкого графика уроков и распорядка дня у них нет, и каким-то образом все замечательно складывается: все всё успевают, у всех всё получается. Первое время мне казалось, что у нас должно сложиться все точно так же. Однако меня ждало разочарование: моя дочь была уже не в начальной школе и некоторые предметы были достаточно сложными и требовали серьезного подхода, в то же время в ее 12 лет она еще не созрела для того, чтобы почувствовать на себе ответственность за самообразование.
Мы пришли к тому, что распорядок дня нам просто необходим, ведь помимо школьных предметов моя дочь посещает художественную школу и несколько кружков. Началось медленное втягивание в процесс учебы. Моя шестиклассница, привыкшая быть подгоняемой рамками расписания школ и кружков, буквально терялась во времени. В итоге, предметы растягивались, не осваивались, дочь начала отставать от темпа ее одноклассников, с которыми мы шли по одной программе.
Школы «семейников» не любят
По опыту практически всех наших приятелей мы видели, что работники школ выражают недовольство теми, кто собрался переходить на другую форму обучения, и всячески вставляют палки в колеса таким ученикам. Завучи запугивают сложными экзаменами по всем предметам, директора рассказывают страшные истории тех, кто не справился с самостоятельным образованием, учителя на аттестации пытаются задать вопросы покаверзнее.
Наблюдая за всем, что происходит, мы не спешили наживать себе врагов, хотя понимали, что любая, даже самая лучшая школа не даст того, что дают индивидуальные занятия. Мы всегда были за семейное образование, видели его преимущества, но переходить на него не решались. «Бог взял нас под руки и перевел», — рассказываем мы в шутку тем, кто интересуется, почему все же мы сделали этот шаг.
Брат за брата
«С первым ребенком было тяжело, — рассказывает Ольга. — Соню постоянно нужно было развлекать, она просила с ней заниматься. Ей тогда не хватало компании. Она мечтала о сестренке или братике, говорила, что у нее будет десять детей. А потом стали пацаны рождаться. Соня, конечно, очень сильно помогала, но так много своих детей она уже не хочет».
Многодетная мать считает, что каждый последующий ребенок — это спасение для родителей. Дети сами себя развлекают, могут проследить друг за другом, помочь чем-то. Например, Арсений и Миша частенько занимаются с малышами, гуляют или просто нянчатся с ними дома. Оля уверена, что впятером ее детям намного легче. Они с рождения научены делиться, потому что иначе никак. Конечно, у них есть личные вещи, которые можно никому не одалживать, но если дело касается, например, сладостей, то тут уж точно придется расщедриться. А еще у детей из больших семей развивается чувство братства и крепкого плеча, на которое можно положиться. Помимо родных братьев и сестры у ребят есть еще шесть двоюродных. Так что от недостатка праздников семья не страдает — каждый месяц празднуют чей-то день рождения. Праздники для детей Оля и Леша готовят самостоятельно. Накануне заветного дня родители придумывают программу с конкурсами, поздравлениями и призами. Ночью они тайно украшают дом, чтобы утром именинник проснулся с праздничным настроением.
Фото: личный архив/ Ольга Коваленко