А реальность не сладка
Но, если оглянуться вокруг, с трудом можно встретить хоть одного мальчика или девочку, в котором присутствовали бы все эти качества и знания. Да, это все очень нужно и полезно для растущего поколения, но не стоит забывать, что у каждого своя история, своя карма, свои проработки в этой жизни. И получается, что, ориентируясь на определенную цель, родители теряют свое собственное чадо в погоне за эталоном.
Ребенок «по книжке», пусть даже это высоко духовный источник, это какой-то среднестатистический ребенок, у которого нет ни имени, ни характера, на своих конкретных жизненных обстоятельств. И как бы начитанны и просветленны не были родители, ребенок вполне может показывать себя стеснительным, хулиганистым, непослушным, драчуном, молчуном и т.д.
Любой человек, и тем более ребенок, чувствует, когда его пытаются подогнать под определенный стандарт, ярлык. И он вправе бастовать против этого при помощи капризов, нелогичных поступков, истерик, других проявлений своей личности.
“Учим любить уроки”
Что тут важно? Как вы уже знаете, лучше всего работают приятные переживания. Для этого нужно постараться вызвать у ребёнка такие эмоции, как любопытство, интерес, вовлечённость и радость
Предварительно ознакомьтесь с темой, которую задали. Пробегитесь по тексту, изучите вопрос предмета. Затем узнайте, что об этом уже знает ребёнок, что он запомнил на уроке? Что он об этом слышал? Если есть пробелы в знаниях, их нужно заполнить прежде, чем вы приступите к решению задач.
Самое главное — не делать это нудно и утомительно!
Лучший способ — это перевести тему в понятные ребёнку категории физического мира. Объясните тему при помощи фломастеров, магнитов для холодильника, нарисуйте ваше объяснение образно, в картинках. То есть, максимально приближенно к реальности.
Перенесите математическую задачу по вычислению площади прямоугольника в реальную жизнь: научите измерять площадь тапка или кухонного стола. Задания по географии выполняйте в Google Maps. Математические дроби объясните на яблоке.
Чтобы запомнить стих, нарисуйте его комиксом — это самый быстрый способ. Для быстрого схватывания темы, обсудите её с ребёнком в свободном стиле, словно друзья на кухне с кружкой чая. Пошутите на изучаемую тему, это расслабит мозг и облегчит приём новой информации.
Совместно нарисуйте Mind Map по тем знаниям, которые вам нужно выучить. Это применимо к истории, например, или к любому другому предмету, требующему запоминания информации.
Если сын увлекается программированием, дайте ему задачу написать программу, которая находит ответ на все подобные математические задачи. Если дочь любит рисовать, пусть нарисует отрывки из произведения по литературе.
Самое главное — не давить и не принуждать, но зато вовлекать и удивлять. Поэтому ищите новые способы выполнять домашнее задание. Идеи можно черпать на лайфхакере, например.
Глава 2: ЭТО БЕЗУМНО ВАЖНО
Да бывает ещё и такие дни: утром у вас ужасно раскалывается голова, у ребёнка запор или сопли. А с работы вам сообщают, что вы в одном шаге от увольнения. Плюс к этому ещё через некоторое время из садика или школы вам сообщают, что именно ваша группа или класс высажены на карантин.
Всё занавес.
А ты знаешь, что именно в такие дни Вселенная не просто тебя проверяет, а даёт тебе возможность новой точки отсчета?!!
И обратить внимание на то главное, на что не обращала: дать своему ребёнку чуть больше времени, заботы – что-то, что возможно ты не успеваешь. А в это время, проведённое с ним –подумать: «Нужна ли мне так эта работа? Или всё-таки начать свое дело? Ты ведь уже 5 лет мечтаешь о собственной реализации!». Так может быть ВОТ ОН – тот самый день! Ни понедельники, ни 1 января, а именно сегодня, когда всё хуже некуда?
Так может быть ВОТ ОН – тот самый день! Ни понедельники, ни 1 января, а именно сегодня, когда всё хуже некуда?
Но вернёмся к началу.
Вот ты – порхающая Фея, которая ждёт ребёнка. Надеюсь для большинства мам это большое счастье! По крайней мере, для меня это до сих пор большое чудо! Как из маленькой клеточки может вырасти личность!!!!!!!!!
И нам кажется, что самое трудное будет на девятом месяце – носить большой-большой живот и рожать. А пока ты ещё бегаешь по делам и ведёшь привычный образ жизни!
И да, большинство детей в парке с мамой кажутся очень милыми, а мамы спокойными и счастливыми!
По большому счёту так и есть, просто половина мам не знают об этом.
Возможно, тебя ещё не затронула гормональная перестройка, токсикоз и другие прелести беременности, которые на самом деле подготавливают нас! Эти прелести как бы мягко говорят о том, что и в материнстве будет всё скорее всего непредсказуемое, и скорее всего ты не будешь знать что с этим делать (в первый раз точно).
А пока такая мама с удовольствием выбирает распашонки, изучает лучшие подгузники и присыпки. И обязательно кроватку, красивое постельное бельё и бодики, всё больше погружаетесь в этот мир волшебства.
Здесь сразу сделаю своё маленькое научное отступление и напомню. Расскажу тем, кто ещё не сталкивался с этим, что на 21й день начинает формироваться головной мозг + начинает биться сердце (сердечная трубка, а не сердце) эмбриона.
И мозг и сердце ребёнка, которые пока ещё в домике у мамы – всё чувствуют, всё понимают, передают и получают сигналы.
Что это за сигналы?
– это любое настроение мамы
– это желание или нежелание мамы побыстрее встретиться со своим ребёнком
– это разговоры мамы (да их можно начинать как только вы узнали о беременности. Разговоры мамы с ребёнком).
Я даже ставила Ване классическую музыку и хочу вам сказать, что всё это работает.
Поэтому ходите в музеи, разговаривайте с малышом – не только мамы, но и папы.
Постарайтесь общаться поменьше с какими-то негативными людьми, сами не думать каких-то отрицательных мыслей, избегать разных неприятных ситуаций, потому что ребёнок всё это будет впитывать моментально и это вы должны помнить каждую секунду.
ЭТО БЕЗУМНО ВАЖНО!
“Иван, но это же будет очень медленно!”
Возможно, вы подумаете, что учить ребёнка своим примером — это очень долго. Ну, во-первых, разве так уж плохо вести себя хорошо с ребёнком? Разве сложно быть вежливым? Если да, то это сделает вас лучше.
Во-вторых. Когда вы начинаете хорошо относиться к человеку, сколько времени ему понадобиться, чтобы понять, что вы уже по-другому к нему относитесь и взаимно поменять к вам отношение?
Один год? Два года? Конечно же, нет. Ребёнок уже через пару дней поймет, что происходит что-то “неладное”. Через две недели поймет, что вы серьёзно. Его отношение к вам не может не измениться на лучшее. Ребёнок неизбежно начнёт вас больше любить, уважать и слушаться.
Дети довольно быстро зеркально отражают поведение родителей. Проверьте на практике, но не стройте предположений. В любом случае наша задача, как родителей, дать ребёнку хорошие примеры, которые останутся с ним на всю жизнь.
Такие как:
- Возможность быть разным, пробовать себя, т.к. Родители в любом случае поймут и поддержат,
- Что он сам является творцом своего настоящего и будущего (он несет ответственность за собственные поступки, хотя другие вправе действовать иначе и не стоит их осуждать за это),
- Что негативные эмоции можно и нужно уметь проявлять, говорить о своих страхах, сомнениях нормально (и он умеет это делать так, чтоб не отношения с окружающими не портились – в рамках социальных границ),
- Можно одновременно быть общительным, активным, интересным и серьезным, деловитым, цельным и сосредоточенным на своих мыслях,
- Важны честные отношения со взрослыми, сверстниками, близкими (и при этом стоит быть достаточно хватким, деятельным и смышленым, чтоб иметь успех),
- Каждый обязательно талантлив в чем-то своем (главное, чтоб родители это вовремя разглядели и поддержали), творчески одарен и умен,
- Надо быть благородным, с легкостью всем делиться с окружающими, не расстраиваться из-за сломанных или потерянных вещей (это все мелочи),
- Мама и папа – главные, хоть ты можешь и не соглашаться с ними, их надо любить за то, что они воспитывают тебя по «новым методам» в педагогике и находят особые, позитивные подходы к общению с ребенком без принуждения и криков (и тем более без рукоприкладства).
Этот список тоже можно продолжать еще долго. Много сейчас пишется о современном воспитании, о том чего же не хватает детям от своих родителей, что им необходимо давать для полноценного развития незрелой личности.
[media=https://www.youtube.com/watch?v=aTDhhI1kKMI]
Как научить подростка на собственном примере
Личный опыт родителей подросткам интересен. Он помогает установить доверительные отношения и объяснить понятным образом, чего вы добиваетесь.
Расскажите о своем опыте решения проблемы. Например, расскажите, как вы сами распределяли время, когда учились в школе, чтобы его хватало и на учебу, и на отдых
Важно: убедитесь, что вы правильно поняли проблему ребенка и ваш совет ему действительно актуален.
Следуйте установке “домашние правила одинаковы для всех”. Если вы что-то рекомендуете подростку, то неукоснительно следуете этому правилу сами.
Следите за своим поведением, даже если подростка нет рядом
Может показаться, что достаточно следовать собственным рекомендациям, только когда ребенок вас видит. Однако важно помнить: подростки достаточно наблюдательны, они подмечают, что родители, которые ругают их за долгое сидение в телефоне, сами регулярно держат его в руках.
Роль ученика
Попросите ребенка научить вас чему-то. Позвольте ему почувствовать себя старшим, ведущим, наставником. Например, попросите «перевести» вам молодежные слова, провести экскурс по миру современной музыки и кино.
В это время нужно проявить мудрость и терпение. Что под этим подразумевается? Нужно научиться уступать, переводить в шутку, создавать иллюзию того, что подросток руководит мамой, а не она им. Недопустимо срываться на крики, опускаться до подростковых реакций.
Не нужно пытаться стать подругой, потому что это разрушает родительский авторитет и вызывает нездоровую конкуренцию в отношениях. Нужно быть наставником, добрым и старшим товарищем, который может поделиться своим опытом, если его об этом попросят.
Автор
Светлана Трошина
Психолог
Поделиться
“Приучаем мыть за собой посуду”
Обыграйте это так, чтобы ребёнок действительно получили удовольствие от мытья посуды. Какие есть варианты? О, их бесконечное множество! Давайте подумаем…
Можно устроить соревнования по мытью посуды на время. Победитель не только тот, кто помыл быстрее всех, но ещё и качественно. Тарелки можно мыть по очереди: одну вы, одну ребёнок и громко считать вслух “один, два, три…” Победителю, то есть ребёнку, торжественно вручается шоколадка или другой приз. По-моему, очень весело!
Можно сыграть в спасателей, борющихся с грязью в доме. Оденьте фартуки, завяжите на голове повязки супергероев, натяните резиновые перчатки. Как напарники под прикрытием, тихо проберитесь на кухню и неожиданно нападите на грязную посуду. Застаньте её врасплох, когда она этого меньше всего ожидает, то есть сразу после еды
Ваша задача — сделать так, чтобы мытьё посуды ассоциировалось у ребёнка со множеством приятных эмоций. Смешите, хвалите, поощряйте, благодарите. Фантазируйте, вносите разнообразие. Получаете сами удовольствие от веселья. И тогда ваш ребёнок полюбит мытьё посуды. Это я гарантирую!
И помните, что шантаж в духе “не помоешь посуду, не получишь…” создаёт лишь негативные ассоциации с мытьём. Ровно, как и наказания: “не помыл посуду — значит лишаешься…”. Если не хотите, чтобы посуда была связана с печалью и горечью от лишения, просто не делайте этого.
А вообще, лучше купить посудомоечную машину
Как обуздать родительский перфекционизм?
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос счастливым взрослым, вы, как родитель, должны в первую очередь избегать вредного и токсичного перфекционизма. Запомните некоторые из советов, которые помогут вам обуздать невыносимую потребность контролировать жизнь вашего малыша.
Будьте осторожны с тем, что вы говорите, и как себя ведете
Перфекционизм не всегда поражает ребёнка напрямую. Но он влияет на его дальнейшую жизнь. Например, когда вы очень строго относитесь к себе как к родителю и снова и снова подчеркиваете все свои неудачи. ребёнок перенимает такое же отношение.
Когда дети слышат одни и те же слова, например «поражение» или «неудача», они с гораздо большей вероятностью снизят свою самооценку и не признают свои успехи. Так что будьте осторожны в словах и в своем отношении к жизни. Вы даже косвенно влияете на то, как ваш ребёнок воспринимает себя.
Не переусердствуйте со своими требованиями и защитите своего ребёнка
Предположим, ваш сын гордится собой, потому что в школе он получил хорошую оценку по математике. Однако вместо того, чтобы хвалить его, вы спрашиваете, почему оценка была не лучше. Вы требуете от него большего.
Это огромная родительская ошибка, которая заставляет ребёнка не чувствовать самоуважение. И лишает его радости от того, что он считал своим достижением. Дети, воспитанные таким образом, быстро теряют веру в себя. Кроме того, они чаще имеют заниженную самооценку и даже впадают в депрессию.
Скрестите пальцы, но не наказывайте детей за их ошибки
Все люди совершают ошибки, это касается не только детей. В ошибке нет ничего плохого, особенно если из нее можно извлечь урок. Позвольте детям ошибаться, и не думайте, что это наверняка закончится катастрофой.
В роли родителя очень важны такие качества, как терпимость, понимание и вера в способности ребёнка. Когда ваши дети доверяют вам, они строят с вами уникальные отношения, к которым вы должны относиться как к исключительной привилегии.
В современном мире происходит своего рода социальный кризис, из-за которого проблем, стоящих перед родителями, становится все больше и больше
Нельзя забывать о важности развития эмоционального интеллекта у детей. Это гарантирует, что они вырастут счастливыми взрослыми.
Все эти советы относятся не только к родителям, но и к бабушкам, дедушкам и учителям. Помните – вы воспитываете счастливого ребёнка, а не идеального!
5 советов по развитию ребенка
Чтобы ваш ребенок был успешен во взрослой жизни, придется постараться. Но наградой за это будет его счастливое будущее.
1. Чем раньше — тем лучше
В возрасте от рождения до 5 лет ребенок очень легко и быстро усваивает новую информацию
Поэтому важно начинать занятия с ним как можно раньше. При этом они не должны быть тяжелыми и утомительными, вызывать искренний интерес у ребенка и строиться по принципу от простого к сложному
Именно на этих правилах основана знаменитая программа обучения по тетрадям Kumon.
Занятия основаны на многократном выполнении однотипных заданий, которые, постепенно усложняясь, позволяют ребенку без труда освоить новые навыки.
2. Учитесь, играя
Скука — главный враг успешного обучения. Занимаясь с ребенком, всегда старайтесь заинтересовать его. Пусть все занятия содержат игровые элементы. Именно играя, ребенок лучше всего запоминает информацию.
3. Относитесь к негативным эмоциям детей спокойно
Некоторые родители совершают ошибку, пытаясь игнорировать негативные чувства своих детей в надежде, что те сами пройдут. С эмоциями это происходит редко. Если у вашего ребенка что-то не получается, и он злится и огорчается по этому поводу, не игнорируйте его чувства.
Лучше откровенно обсудите проблему и попытайтесь вместе найти выход.
4. Предоставляйте ребенку выбор
Родители должны понимать, что чем раньше ребенок научится высказывать свои предпочтения и делать правильный выбор, тем лучше. Давая ребенку возможность делать выбор, мы не только воспитываем в нем чувство ответственности, но и помогаем повысить его самооценку.
5. Уделяйте время совместным занятиям
Исследования показывают: участие родителей в процессе обучения ребенка очень важно. Но, к сожалению, во многих семьях выполнение домашних заданий целиком ложиться на плечи ребенка
Такое отношение не должно становиться нормой, ведь чем больше вы занимаетесь с ребенком, тем эффективнее будет процесс обучения.
“Пятнадцатилетний бумеранг”
Нередко родителей возмущает поведение подростка. Откуда взялось это хамство и грубость? Откуда взялись обвинения в адрес родителей? Почему ребёнок старается делать всё назло? Источник этого поведения — наблюдение и копирование поступков мамы и папы.
Подростковый период бумерангом возвращает все, что родители заложили собственным примером: грубость, хамство, неуважение и эгоизм. Либо наоборот: вежливость, уважение и внимательность к другим.
На словах родители требуют уважения, но чему реально учат своим примером? Если они кричали на ребёнка, то научили кричать. Если били, то научили драться. Если обзывали, то научили хамить.
Когда подросток кричит на родителей, то делает это их тоном, их жестами, их интонациями или очень похожими. Когда делает “на зло”, то в его поступке зеркалом отражается родительское равнодушие к его детским желаниям.
Если хамит, то это плоды реплик: “не твоего ума дело”, “иди гуляй”, “ты ещё сопляк”, “ты говно малое” и, конечно же, коронное “закрой свой рот!”. Кто-нибудь считает, что эти фразы не являются хамством в адрес ребёнка?
Что посеешь, то и пожнёшь. Этого ещё никому не удалось избежать…
Можно запретить ребёнку обращаться со взрослыми так, как они поступают с ним. Но, поскольку других примеров они не демонстрируют, то ребёнок будет вынужден руководствоваться теми, что есть.
Вопрос-ответ:
Какие основные черты определяют идеального ребенка?
Идеальный ребенок обычно считается тем, кто хорошо учится, вежлив и послушен, здоров, спортивен, творческих натур и имеет хорошие межличностные навыки.
Почему некоторым родителям так важно иметь «идеальных» детей?
Некоторым родителям так важно иметь «идеальных» детей, потому что они могут чувствовать давление социума и стремятся преуспеть в родительской роли, чтобы получить одобрение и признание окружающих.
Насколько реальным является идеал детей?
Идеал детей в большинстве случаев не является реальным. Каждый ребенок уникален и имеет свои сильные и слабые стороны. Невозможно ожидать, чтобы дети всегда соответствовали некому идеалу и были безупречными во всех областях.
Может ли стремление к идеальным детям негативно повлиять на их развитие?
Стремление к идеальным детям может негативно повлиять на их развитие, поскольку родители могут реализовывать свои амбиции через своих детей, ставя на них слишком высокие ожидания и ограничивая их возможности для саморазвития и самовыражения.
Что делать, если ребенок не соответствует ожиданиям родителей?
Если ребенок не соответствует ожиданиям родителей, важно понять, что каждый ребенок уникален и имеет право на свое индивидуальное развитие. Родители должны поддерживать ребенка, учитывая его интересы и способности, помогать ему расти и развиваться в своем темпе, а не стремиться создать иллюзию идеального ребенка.
Какие признаки идеальных детей?
Идеальные дети могут быть разными, но обычно они выделяются наличием хороших манер, академическим успехом, высоким уровнем самодисциплины и умением общаться со взрослыми и сверстниками.
Можно ли воспитать идеального ребенка?
Нельзя сказать точно, можно ли воспитать идеального ребенка, так как каждый ребенок уникален и имеет свои собственные черты характера. Но родители могут сделать все возможное для того, чтобы развить в ребенке положительные качества и навыки, которые помогут ему стать хорошим и успешным человеком.
Какие препятствия могут возникнуть на пути воспитания идеального ребенка?
Воспитание идеального ребенка может столкнуться с различными препятствиями, такими как недостаточная информированность родителей о правильных методах воспитания, негативное воздействие окружающей среды, психологические проблемы, а также индивидуальные особенности ребенка, которые иногда могут затруднить его развитие.
Может ли понятие «идеальный ребенок» вызывать стресс у детей?
Да, понятие «идеальный ребенок» может вызывать стресс у детей. Они могут чувствовать давление на себя и стараться соответствовать неприродным стандартам. Здоровое самооценка и реалистичные ожидания со стороны родителей и общества могут помочь избежать подобного стресса.
Есть ли какие-то научные исследования, подтверждающие существование идеальных детей?
Научное подтверждение существования идеальных детей может быть сложным, так как понятие «идеальный» — субъективное и может различаться в зависимости от культурных, социальных и контекстуальных факторов. Однако, есть множество исследований, которые исследуют различные аспекты успешного воспитания и благополучного развития детей.
Какие качества необходимы, чтобы стать идеальным ребенком?
Исполнительность, послушание, усидчивость, доброта, аккуратность — вот лишь некоторые из качеств, которыми должен обладать идеальный ребенок.
Существуют ли идеальные дети на самом деле, или это только фантазии родителей?
Идеальность — понятие относительное, и то, что может показаться идеальным ребенком для одних родителей, может быть совершенно неприемлемым для других. Однако существуют дети, которые демонстрируют хорошие манеры, успевают в школе, уважительно относятся к другим и проявляют заботу о семье. В этом смысле, идеальные дети действительно существуют, хотя и в разных проявлениях.
◄ ПредыдущаяОсновные этапы психического развития ре� …
Следующая Что нужно дать ребенку при воспитании
Кому нужен детсад?
Анна Городкова, «АиФ – Кузбасс»: Екатерина Юрьевна, в последнее время вижу тенденцию выбирать домашнее образование для дошколят. В Кемерове больше 50 семей в этом году предпочли заниматься образованием ребёнка лично. А как же социализация? Не навредит ли бессистемное семейное образование?
Екатерина Гришачева |
Екатерина Гришачёва: Конечно, родителям никто не может запретить выбрать форму обучения своего ребёнка, но нужно понимать, что у семейного образования есть как преимущества, так и недостатки. К преимуществам можно отнести то, что ребёнок будет находиться в комфортной для себя обстановке, меньше болеть (заражать будет некому), его не будут обижать сверстники, он может регулировать свои биологические ритмы (не вставать рано, устроить сончас тогда, когда захочется).
Однако свободный выбор накладывает на родителей ответственность за уровень образования, который они ему дадут. Ресурс семьи ограничен: мама вряд ли сможет научить ребёнка танцам, пению, актёрскому выступлению, буквам, цифрам, художественно-прикладному творчеству и т. д. Сколько у неё должно быть свободного времени и каков должен быть её уровень образования, чтобы мама смогла заменить ребёнку воспитателя, логопеда, музыкального и художественного руководителя? Также есть риск создать ситуацию гиперопеки. Из-за неё малыш может так и не научиться действовать в нестандартной ситуации (как быть, если тебя толкнул сверстник?), принимать решение, нести за него ответственность. Забор из любви это в любом случае забор, и иногда любовью можно окружить так, что деваться станет некуда. Родителям нельзя закрывать мир от ребёнка, а открывать его помогают именно педагоги в детских садах и школах. Если вы видите, что ваш ребёнок хочет общения и умеет элементарно есть, одеваться, говорить, ему точно нужен детский сад.
— Известно, что основы характера человека закладываются в детстве, как и обиды, впоследствии мешающие жить. Как обеспечить его достойное будущее, если говорить не о деньгах?
— Я сама не только педагог, но и мама, и могу сказать, что готовых рецептов и ответов нет. Мне кажется, что маленький ребёнок уже личность, которую нужно уважать, вовремя выявить не только его способности, но и желания. Ни для кого не секрет, что родители часто пытаются навязать то, чего когда-то хотели они: стать спортсменом, врачом, музыкантом… Ребёнка обязательно нужно уметь слушать и создавать для него ситуации успеха, не захваливая его и не выделяя чересчур, но давая понять: «Мама/папа поддержит, даже если ты делаешь что-то неправильно». Нужно соблюсти грань и сформировать у человека адекватную самооценку.
Чудо-таблетки нет. Нарколог – о запретах и о воспитании.
Подробнее
Считаю, что детский сад поможет разобраться, к чему у малыша есть стремления, что ему нравится, в чём он выделяется. Педагоги точно увидят его потенциал, ведь они наблюдают за детьми с утра и до вечера. Из детского сада для детей с нарушением зрения, где я работаю, выпускается много талантливых ребятишек, которые в школе становятся «звёздами», потому что в них вовремя увидели потенциал. Один ребёнок сейчас учится в школе № 14 в начальных классах, танцует, поёт, читает стихи. Мама сыном очень гордится и рассказывает нам о его успехах.
Как же сделать так, чтобы ваша гостиная не напоминала сцену из «Безумного Макса»?
Зачастую причиной плохого поведения оказывается неумение ребенка справиться с негативными эмоциями. Эта проблема из числа тех вещей, которым мы редко намеренно учим детей — а если и учим, то практически никогда в этом не преуспеваем.
Если вы покажете ребенку, как распознать свои эмоции и справиться с ними, вы сможете предотвратить проявления плохого поведения.
Такой навык пригодится им на протяжении всей жизни. В 4 года он поможет избежать истерик, а позже сыграет решающую роль в том, будете ли вы копить деньги на обучение ребенка в колледже или на то, чтобы заплатить за него залог. Воспринимайте это как своего рода приучение к горшку — только к чувствам. Но как же вам это сделать?
Профессор Джон Готтман — человек, совершивший революцию в области изучения отношений между людьми. Он может в течение всего нескольких минут послушать рассказ пары и с пугающей точностью определить, разведутся они или нет.
К счастью, в сферу научных интересов Готтмана входит и изучение воспитания детей. И предпринятое им исследование — не просто очередная новомодная теория, придуманная кем-нибудь за обедом, а настоящий эксперимент головокружительного масштаба.
Он предложил более чем сотне супружеских пар с детьми 4-5 лет заполнить опросник. Затем он провел тысячи часов за интервью, а также наблюдал за их поведением в его лаборатории. Записывал, как дети играют со своими лучшими друзьями.
Отслеживал сердцебиение, показатели дыхания, кровотока и потоотделения. Собирал анализы мочи — да, мочи — малышей, чтобы измерить количество гормонов, генерирующих стресс. И продолжал следить за детьми и их семьями все их детство и подростковый период, проводя дополнительные интервью, оценивая их академические успехи и… Ладно, достаточно. Вы поняли.
Даже голливудские злодеи планируют свои козни не столь тщательно. А когда дошло до изучения эмоций, Готтман выделил четыре типа родителей. И три из них выглядят не очень-то хорошо:
- отвергающие родители: не обращают внимания, игнорируют или упрощают негативные эмоции;
- неодобряющие родители: критически относятся к негативным переживаниям и наказывают детей за проявление эмоций;
- невмешивающиеся родители: принимают эмоции своих детей и сопереживают им, но не учат справляться с чувствами.
Дети родителей этих трех типов не всегда преуспевали в жизни. Они чаще демонстрировали дурное поведение, с трудом заводили друзей и испытывали проблемы с самооценкой. Возможно, один из них прямо сейчас пытается взломать вашу машину.
Но есть и четвертый стиль воспитания — ультра-родители. Эти отцы и матери неосознанно использовали методику, названную Готтманом «эмоциональным обучением». И благодаря этому воспитывали детей с высоким эмоциональным интеллектом.
Такие родители принимали чувства своего ребенка (но не всю совокупность его поведения), помогали ему переживать сложные ситуации и решать проблемы так, чтобы в результате соседский ребенок не оказался в приемном покое больницы. Как же сложилась жизнь этих детей?
- Таким детям лучше удавалось успокоить себя, когда что-то их расстраивало.
- Они быстрее могли справиться с учащенным сердцебиением.
- Благодаря более совершенному умению справиться со стрессом они реже переносили инфекционные заболевания.
- Им лучше удавалось концентрироваться.
- Они лучше выстраивали связи с другими людьми — даже в непростых ситуациях социального взаимодействия, например, когда они подвергались насмешкам, а чрезвычайная эмоциональность выставлялась слабостью, а не преимуществом.
- Им лучше удавалось понимать людей.
- Им лучше удавалось завязывать дружбу с другими детьми.
- Они также демонстрировали более высокую академическую успеваемость.
Короче говоря, у них был развит тот тип интеллекта, который отвечает за отношения с людьми и миром эмоций, то есть эмоциональный интеллект.
И все эти успехи были заложены за счет того, как родители справлялись с всплесками негативных эмоций у своих чад. Эти мамы и папы делали 5 вещей, о которых другие родители практически не вспоминали.
Итак, давайте взглянем на них поближе…