Жертва в детском коллективе. Причины
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана причин две. Первая скрыта в ребенке, которого обижают, вторая — в тех, кто обижает. Ведь не бывает жертвы без палача. Рассмотрим, кто и как оказывается в той или иной роли.
В детском саду группы маленькие, дети постоянно находятся под наблюдением воспитателя. Период адаптации проходит менее болезненно, дразнят и обзывают редко, и ребенок, пройдя этот период без психологических травм, готов к переходу в школу.
Как правило, дети дразнят, обзывают ребенка, который слабее психически или физически, не может проявить свои качества в детском коллективе и занять соответствующее место в нем
Советы «не обращать внимание», «быть выше их» приведут к еще большему ослаблению положения жертвы
Жертва, потому что не имеет ощущения защищенности
Серьезные проблемы возникают в школьном возрасте. Новый коллектив, новые требования. Процесс адаптации начинается заново. В разряд детей, которых дразнят и обзывают, попадают не имеющие чувства защищенности и безопасности. Причиной этому могут быть сложные отношения в семье, когда родители скандалят при ребенке, авторитарный отец, который подавляет и унижает мать, мать-одиночка. Ведь чувство защищенности и безопасности, которое мать передает ребенку, сама она должна получать от мужчины.
До трех лет малыш полностью зависит от состояния матери, которая дает ему чувство защищенности и безопасности. Любые отклонения в поведении ребенка в этот период свидетельствуют о неблагополучии психологического состояния матери. Со временем это влияние несколько ослабевает вплоть до того, что по окончании пубертата подростка оно полностью сходит на нет.
Жертва, потому что не умеет уживаться с людьми
Необходимыми составляющими для социализации ребенка являются садик и школа, где он получает первые уроки, как уживаться с другими людьми. От того, насколько успешно он смог адаптироваться в детском коллективе, зависит его дальнейшая судьба.
Стать объектом насмешек ребенок может также в случае неправильного воспитания. Увлечение многих родителей ранним развитием, новомодными направлениями в воспитании, «чтоб был не хуже, чем у других», создает ситуацию, когда интеллект развит, а навык «снюхаться» с окружающими, общаться по-человечески, жить среди других людей — нет. Тогда ребенок становится отщепенцем — причина кроется в неспособности адаптироваться в детском коллективе. Как гром среди ясного неба будет известие о том, что над ребенком издеваются другие дети.
Что делать, если травят вашего ребенка?
В случае регулярного физического насилия в адрес своего ребенка, вы можете обратиться в полицию. Не бойтесь обращаться к администрации школы и другим родителям, чтобы ситуация была решена, даже если травля в школе остается вербальной.
Главное — объяснить ребенку, что он не виноват в происходящем. Возможно, ему потребуется помощь психотерапевта и даже уход из группы, если ситуация не будет улучшаться.
Таким образом, бороться с травлей в школе необходимо. Иногда это задача сложная, иногда простая, однако оставлять ее без внимания нельзя. Травля в школе — серьезная проблема, приводящая к ужасным последствиям, и только взрослые способны ее решить.
Чего делать не стоит
Узнав о том, что ребенка обижают одноклассники, нужно правильно себя вести. Есть несколько вещей, которых делать нельзя ни в коем случае.
Точно не стоит привлекать родителей учеников, которые принимают участие в травле. Они, скорее всего, начнут защищать свое чадо. Это приведет к появлению конфликта между родителями, что может еще больше усугубить ситуацию.
Также не нужно во всем обвинять школьника. Это не только ухудшит отношения с ним, но и негативно повлияет на его самооценку. Наоборот, его надо постоянно поддерживать, чтобы он не чувствовал себя одиноким и беспомощным.
Некоторые родители дают своим детям совет, чтобы они всегда давали сдачи обидчикам. Однако делать так не стоит, особенно если это подразумевает физическое насилие. Лучше научить его избегать конфликтные ситуации или решать их словесно. Ответное насилие никогда не поможет решить проблему, а только усугубит ее.
Когда издевательства сопровождаются физическим насилием, следует обратиться в полицию
Как себе вести педагогам, если обзывают ребенка
- Совместная работа с администрацией. Народ недаром говорил, что одна голова хорошо, а две лучше. Исключительно тандем с руководством поможет прекратить травлю конкретного ребенка. Замалчивать подобную проблему в детском коллективе ни в коем случае нельзя, потому что она может закончиться весьма плачевно.
- Четкое разграничение жертвы и преследователя. Грубой педагогической ошибкой станет так называемая «уравниловка» при конфликте детей. Если ребенка обзывают и при этом он был отчитан воспитателем (учителем) наравне с провокатором, то он может на долгие годы потерять доверие к людям.
- Тематические классные часы. В целях профилактики конфликтов в детском коллективе следует объяснять подопечным нормы, по которым должно жить цивилизованное общество. В данном случае подойдут темы «Язык — мой враг», «Ударить можно и словом» и «Примерь на себя ситуацию».
- Грамотное распределение обязанностей. Довольно часто совместное дело помогает примирить обидчика и его жертву. При этом стоит оценить возможности ребенка, которого обзывают, и предложить ему заняться тем, в чем он сможет показать себя с выгодной стороны. Поднявшись в глазах ровесников и завоевав таким образом авторитет, жертва может стать лидером в детском коллективе.
- Организация КТД (коллективного творческого дела). Турпоходы, поездки по историческим местам, организация КВН помогают сплотить детей. Тот же Очкарик пояснит сверстникам непонятные им вещи, а Лопоухий рассмешит зрителей до слез своим выступлением на каком-либо значимом для детского коллектива конкурсе.
- «Школа родителя». Педагогам систематически необходимо обучать пап и мам правильному поведению со своими детьми. Для этого необходимо устраивать общие собрания, лекции, диспуты и дни открытых дверей.
Как нельзя вести себя взрослым
Запрещенные фразы:
«Ты сам виноват», «Это с тобой что-то не так», «Поищи причину в себе», «Ты просто недостаточно сильный, поэтому так происходит» и т.п.
Если взрослый будет убеждать ребенка, что это с ним что-то не так, со временем жертва найдет в себе эти недостатки и привыкнет к тому, что его за них можно травить.
«Не обращай внимания», «Игнорируй, ему скоро это надоест», «Делай вид, что тебя все устраивает, скоро это пройдет».
Ребенок поделился с вами самым сокровенным, а вы говорите ему просто «не обращай внимания», «все нормально». Игнорирование агрессора может привести к тому, что он выберет еще более жесткие и опасные способы для травли.
«Научись давать отпор», «Покажи свою мужскую силу, дай сдачи».
Во-первых, в ситуации буллинга обиженный всегда слабее обидчика и просто не сможет ответить или дать сдачи. Во-вторых, насилие никак не может прекратиться при помощи насилия. А в некоторых случаях ребенок, которого обижают в классе, может настолько от этого устать и дойти до такого эмоционального состояния, что в порыве отчаяния действительно может нанести серьезный вред обидчику.
«Попробуй договориться, подружиться», «Сделай что-нибудь, чтобы ему понравиться».
Напомним, что буллинг — это что-то целенаправленное, человек делает это специально и получает удовольствие или какие-то другие бонусы. Попытки договориться, подружиться или понравиться такому человеку могут привести к еще более серьезной травле.
«Ты не должен ябедничать, это признак слабости».
Здесь должно быть все наоборот, нужно учить детей говорить о таких ситуациях. Если родители боятся, что, рассказывая о травле, ребенок вырастет «маменькиным сынком», они оставляют его один на один с этой ситуацией
Да, есть конфликтные ситуации, в которых детям важно выяснить все один на один и не вмешивать взрослых. Буллинг к ним не относится
Что касается свидетелей насилия, то им нельзя советовать «не включаться» в эту ситуацию, потому что «потом самим хуже будет». Такая позиция формирует эгоизм и понимание того, что насилие допустимо.
Ирина Антонова
Как отучить ребенка обзываться
Как отучить своего ребенка обзываться? Это довольно серьезная проблема для родителей, уличивших в подобном поведении собственное чадо. Если стало известно о случаях, когда автором дразнилок стал ваш ребенок, следует принять меры и постараться не допустить развития подобной ситуации.
Для начала с малышом нужно спокойно поговорить. Спросите, какие случаи и какие дети вызывают желание дразнить. Чем вызвано такое поведение?
Задайте вопрос, как бы он отреагировал, если б эти слова кто-то произнес в его адрес? Ваша задача – заставить ребенка почувствовать, что испытывает человек, которого обзывают и натолкнуть на мысль, что этого делать нельзя.
Расскажите, что существуют хорошие и обидные слова. Объясните смысл тех и других, расскажите о влиянии на настроение человека.
Поделитесь историей из своего детства, расскажите о переживаниях и чувствах, которые испытывали, когда стали жертвой дразнилок. Пусть ребенок прочувствует вашу обиду и боль, сравните себя с тем малышом, которому досталось от вашего сына/дочери.
Выясните, какая моральная обстановка царит в классе или детсадовской группе, что происходит между детьми, насколько дружен детский коллектив и важна вербальная связь. Если выявите разногласия и агрессию, поговорите с воспитателем или учителем, прибегните к помощи психолога.
Следите за тем, что говорите дома, как общаетесь с супругом, что рассказываете о друзьях, подругах, коллегах. Ребенок слышит все, и впитывает информацию быстро. Для него это взрослая жизнь, которая представляет особый интерес. Он будет подражать поведению родителей, повторять сказанные слова, ситуации.
Читайте правильные книги, смотрите вместе с ребенком обучающие программы и детские передачи. Обязательно обсуждайте прочитанное и просмотренное. Ваше мнение должно совпадать в мнением положительных героев, тем самым — учить ребенка добру.
Как бороться с буллингом?
Травля в школе — серьезная и требующая незамедлительного решения проблема. Бороться с ней необходимо комплексно: помочь в этом может и жертва буллинга, и учителя, и родители.
Что делать родителям?
Травля в школе, о которой вам сообщил ребенок, не должна остаться без внимания. Ни в коем случае нельзя разводить руками, делая вид, что ничего не происходит или что происходящее просто в нравах современных детей. Ребенок нуждается в вашей защите вне зависимости от его роли: агрессор, свидетель или жертва.
Что делать учителю?
Именно учитель способен работать с группой постоянно: он может контролировать и направлять ее, следить за ее поведением и задавать цели. Поэтому травля в школе может быть прекращена во многом благодаря преподавателю и конкретным его действиям:
- Назвать проблему — нужно понять, что закрытие глаз на проблему не означает ее отсутствие, поэтому стоит показать, что проблема действительно есть и что это действительно насилие.
- Взять ответственность за решение проблемы — группе нужен взрослый, способный взять на себя решение проблемы и довести его до конца.
- Показать правильность различий — люди всегда по-разному оценивают других людей, и это абсолютно нормально; нельзя травить людей за различия.
- Показать буллинг как болезнь группы — если использовать ассоциации, то можно наглядно показать вред травли в школе; как немытые руки становятся причиной паразитов, так и «грязное общение» становится причиной буллинга.
- Активизировать мораль и показать наличие выбора — одобрение морально положительных действий, заключение договоров и поощрение позитивных изменений способны разрушить негативную групповую динамику.
- Гармонизация иерархии — на последнем этапе стоит подумать о предотвращении травли в школе в будущем, для этого нужно дать каждому ребенку возможность проявить себя, быть полезным группе.
Что делать ребенку?
Если вы подвергаетесь буллингу, стоит определить, насколько все запущено
Если травля в школе не переходит границы и не включает физическое насилие, то важно помнить: дело не в вас, а в агрессорах, в группе. Негатив в вашу сторону характеризует с плохой стороны не вас, а их
Поэтому для предотвращения эмоционального буллинга можно принять его:
- пожать плечами, как бы соглашаясь,
- улыбнуться, показывая, что вы рады, что им весело,
- задать встречный вопрос, интересуясь, хочется ли им так думать,
- согласиться, что у вас есть недостатки,
- дать разрешение так считать.
Главное — это не должно повлиять на вашу оценку самого себя, так как ни одно из сказанных обидчиком слов в действительности не относится к вам.
Если к вам применяют физическое насилие, то есть мешают есть, ходить в туалет, переодеваться, портят вещи и одежду, отбирают деньги, угрожают и причиняют тебе боль, это уже уголовное преступление. Об этом стоит немедленно сообщить учителю и родителям: они могут не только серьезно поговорить с обидчиком, но и пойти в полицию. Помните, сообщить о травле в школе взрослым необходимо, агрессоры не смогут причинить вам вреда и это не будет «ябедничеством».
Если же вы стали свидетелем буллинга, стоит помнить, что он держится именно на группе: если несколько ребят перестанут позволять издеваться над другим, группа будет разрушена и травля в школе прекращена.
Если ребенка обижают в школе: советы психолога
В дошкольных заведениях и в начальных классах оказать влияние на нарушителя покоя легче, чем в средней школе, когда авторитет одноклассников перевешивает слова родителей и учителя. Издевательства над одноклассником – типичная проблема даже в самых престижных школах. Некоторые специалисты утверждают, что такого нет только в математических лицеях для одаренных детей. У юных гениев просто не хватает времени на такие пустяки.
Любой среднестатистический школьник может стать объектом насмешек. Причиной может быть медлительность подростка, необычный наряд, неблагозвучная фамилия, неуверенность в себе и другое. Если обижают ваших сына иди дочку, никогда не пускайте ситуацию на самотек. Такие моменты ломают характер и калечат судьбы. В течение жизни психические травмы, полученные в детстве, будут мешать в общении с людьми, при создании семьи и карьерном росте.
Родителям нужно поддерживать детей, учить давать отпор, выслушивать внимательно, если они пытаются протестовать против решений в семье, аргументированно объяснять, почему нужно сделать так, а не иначе. Вы – их первая аудитория, поэтому если в семье жестко подавляют малыша, заставляют его слепо во всем подчиняться, он может не найти в себе сил оказать сопротивление обидчику. Нельзя упустить момент, нужно вовремя прийти на помощь, чтобы подросток не утратил веру в справедливость.
О том, что ребенка обижают в школе, свидетельствует ряд признаков:
- возвращается домой с синяками и в грязи;
- на все вопросы придумывает отговорки;
- снижается успеваемость;
- пропадает желание ходить в школу;
- наблюдаются резкие перепады настроения;
- начинает вас обманывать, пропускает уроки;
- пропадают или портятся книги, ручки, альбомы, портфель, тетради;
- становится замкнутым и грубым.
Если на откровенный разговор вывести не удается, попытайтесь побеседовать с классным руководителем. Ни в коем случае не идите в школу и не устраивайте разборки. В среде подростков вашему сыну или дочке станет еще хуже. О наказаниях и беседах на повышенных тонах тоже речи быть не может. Самый оптимальный вариант – воспользоваться помощью профессионалов.
Помощь в создании психологического комфорта в школьном коллективе окажут специалисты центра психологической поддержки «Инсайт». Советы от наших детских психологов помогут Вашему ребенку освоиться в классе и почувствовать себя полноценной личностью. Мы научим подростка противостоять агрессии со стороны одноклассников. Звоните и записывайтесь на консультацию.
Где искать помощь в сложных случаях
Бывает, что конфликт между детьми приобретает очень серьезный характер. Если ребенка избили в школе, куда обратиться за помощью? Когда речь идет о чрезмерной детской жестокости, которая не несет физический вред, но предусматривает постоянное преследование и унижение, проблему следует решать на уровне директора учебного заведения.
Куда обратиться, если ребенка обижают в школе и пустые насмешки перешли в угрозы или применение физической силы? Административными школьными мерами в таком случае не обойтись. Следует отправляться в полицию, чтобы не допустить развития безнаказанности, которая плавно перетечет во вседозволенность. После привлечения людей в погонах, надругательства моментально прекращаются.
Вам может быть интересно: Подростковый переходный возраст Агрессия у детей: причины и методы преодоления Беременность и перелет на самолете
Ребенка обижают в школе. «Дружба» против самого слабого
Такая ситуация может возникнуть с кожно-зрительным мальчиком. Это особенный мальчик, тонкий, нежный, эмоциональный, не похожий на других, часто напоминающий своим поведением девочек. Мальчик, который в отличие от других мужчин, абсолютно не способен к убийству. То есть не добытчик, единственный, кто до сих пор не наработал своей видовой роли в коллективе.
Причина травли детьми такого мальчика сокрыта в нашем коллективном бессознательном. Дело в том, что в докультурные времена кожно-зрительные мальчики (будучи бесполезными для коллектива) ритуально съедались стаей за общим столом — таким вот способом ранние люди снимали неприязнь к ближнему, иначе поубивали бы друг друга (был такой этап становления человечества).
Когда культурные ограничения на каннибализм вошли в силу, кожно-зрительные мальчики стали выживать, но рано умирали из-за слабости, неспособности себя защитить. Видовой роли они не наработали, потому что на войну, как остальные мужчины, не ходили. Их психическое только сейчас начинает развиваться, после Второй мировой войны таких мальчиков стало появляться все больше и больше. Мы их видим в качестве моделей, превосходных танцоров, певцов, актеров — в тех же ипостасях, где преуспели кожно-зрительные женщины.
Причина травли кожно-зрительного мальчика в том, что его бессознательно определяют как самого слабого, хиленького — того, кого когда-то поедали за общим первобытным столом. Своей роли в стае у него нет, он не ранжируется. Все это чувствуют. Вот почему неразвитые еще дети, по сути маленькие дикари, с удовольствием и «дружно» всем классом могут сделать из него жертву, особенно если он испытывает страх.
Само поведение кожно-зрительного мальчика провоцирует других ранжированных мальчиков на травлю. Ведь он ласковый, неконфликтный, слезливый, слабый, биться не полезет. Очень эмоциональный, ищет контакта с другими детьми. Когда его отталкивают, он не обижается, он отходчив, быстро забывает плохое и вновь идет к своим обидчикам. Испытывая при этом страх — основную свою эмоцию, он тем самым привлекает к себе обидчиков и становится их жертвой. Таких детей унижают, бьют, высмеивают их «девчачью» внешность, заставляют делать унизительные вещи.
Какой тогда выход? Не пытаться переделать сына под стандарт мужественности! Секция борьбы ничего не даст ему. Он, конечно, выучит все приемы и будет классно махать руками и ногами, но не сможет ударить обидчика или избить его. Не в его природе бить (убивать). Это мальчик с другой задачей от природы — стать проводником другой культуры, защищающей уже не физическое тело, а психическое. То есть развивать толерантность и гуманизм к людям. Чтобы это произошло, нам всем нужно понимать свою природу и меру отличия ее от других, не задавить своей неприязнью кожно-зрительного мальчика, отличного от нас, нашей животной природы.
Уберечь своего кожно-зрительного ребенка можно лишь одним способом — дать ему такое развитие, чтобы его врожденный страх смерти (страх быть съеденным каннибалом) превращался в отдачу эмоций наружу. То есть развивать эмоциональную сферу ребенка, создавать ситуации, в которых он бы учился выражать свои чувства эмпатии и сострадания другим людям. Научите его играть на гитаре — это даст ему огромное преимущество в среде сверстников, сделает его «своим» в любой компании.
И конечно, основную работу должен провести учитель, расставляя верные ориентиры в умах и сердцах детей. Только совместными усилиями учителей и родителей можно изменить эту ситуацию.
Я сильный. Я справлюсь
Дети часто не посвящают родителей в школьные проблемы. Они могут считать, что уже достаточно взрослые, чтобы решить их самостоятельно, или опасаются, что родители отмахнуться от их проблемы. Даже если ребенок уходит от ответа и не рассказывает вам о травле, вы можете определить ее по прямым и косвенным признакам.
1. Физические проявления. Вы замечаете на теле ребенка синяки и ссадины. Его вещи часто испорчены, порваны или сломаны. Что-то постоянно пропадает или теряется. У ребенка меняются отношения с едой. Он начинает переедать или наоборот отказывается от любимой пищи. Могут наблюдаться проблемы со сном, необъяснимо болеть голова или живот. Ребенок может начать симулировать болезни, чтобы не ходить в школу.
2. Изменения поведения. Ребенок, который до этого с радостью ходил в школу, вдруг теряет интерес к занятиям. Его успеваемость падает без видимых причин. Он разрывает отношения с друзьями, избегает их. В его поведении появились признаки деструктивности: он причиняет себе вред, убегает из дома, говорит о суициде.
3. Эмоциональная сфера. Ребенок замыкается в себе, чувствует себя подавленным и беспомощным. Его самооценка снижается. Он старается уйти от реальности с помощью компьютерных игр, социальных сетей, алкоголя или наркотиков.
Появление одного из признаков не говорит о том, что ребенка обязательно травят в школе. Это скорее повод задуматься и более детально изучить ситуацию.
Обращать внимание на поведение ребёнка
Помощь ребенку
Родители очень редко сами становятся свидетелями драк, чаще всего они узнают о них от родителей других детей или же учителей. Поэтому сложно выяснить, кто же на самом деле прав, а кто нет. Для выяснения подробностей стоит поговорить с учениками или с учителем, с теми, кто видел драку. Это стоит делать в отсутствие ребенка, чтобы позже можно было услышать и его версию отдельно. Если ребенок расскажет о причинах драки четко и подробно, значит, вероятнее всего, что он прав. Если же он отмалчивается или уклоняется от ответов, то, возможно, его поведение объясняется тем, что он чувствует за собой вину. Причина драки тоже очень важна, т.к. если ребенок сам обзывается и задирается — это одно дело, и совсем другое дело, если ребенок просто защищался. Родителям стоит научить ребенка отстаивать свои права, но запомнить, что драться стоит только в крайнем случае, когда этого не избежать.
Если драки происходят не часто, то не стоит очень беспокоиться. Однако, если драки не редкость, стоит взяться за решение этой проблемы основательно. Бывает, что ребенок видит в одноклассниках врагов, в такой ситуации следует помочь ребенку понять, что во всех людях есть хорошие качества, что его одноклассники — это его товарищи, и стоит попытаться с ними дружить, а не драться.
В случаях, когда драка происходит на глазах у родителей, многое зависит от их реакции. Если не разобраться в причинах, а сразу встать на сторону ребенка, то таким образом можно дать ему твердую уверенность в том, что он лучше всех остальных и ему можно делать все, что он захочет. Если же, наоборот, пристыдить ребенка, то он в другой раз просто дождется ухода родителей, а потом будет драться. Лучше всего спокойно разобраться в том, кто виноват в драке, по каким причинам она произошла. Не стоит ругать ребенка при сверстниках, нужно спокойно поговорить с ним позже, дома.
Ребенку не всегда удается найти верный выход из ситуации, иногда драки все же неизбежны. Родителям стоит больше общаться с ребенком, интересоваться его взаимоотношениями со сверстниками, узнавать, что у него не ладится в школе и помогать с решением его проблем.
Как понять, что у ребенка проблемы в школе?
К сожалению, не у всех детей и родителей создаются доверительные отношения, а потому при конфликтных ситуациях в школе или просто между сверстниками, ребенок, скорее всего промолчит.
Ситуацию может усугублять и сам родитель – «это просто школьный конфликт, ребенок должен решить его сам, если я вмешаюсь, будет только хуже» или же «есть учитель, пусть он и разбирается». К чему все это в итоге может привести подробно расскажет детский психолог.
Явными признаками того, что оскорбляют ребенка в школе может быть следующее:
- Ребенок не хочет идти в школу, причем ранее такого за ним не замечалось. Школьник может искать любой повод, лишь бы остаться дома.
- Ребенок приходит из школы в дурном настроении, подавленном состоянии.
- Резко ухудшилась успеваемость.
- Часто «теряет» личные вещи, в том числе и карманные деньги.
- Не редкими становятся случаи, когда ребенок приходит из школы в порванной, грязной одежде, могут присутствовать и ссадины.
В домашней обстановке поведение школьника также меняется: могут появляться черты характера, которые ранее ему были не свойственные, он становится замкнутым, молчаливым, на вопросы «как дела в школе» отвечает не охотливо.
Вообще, любые изменения в поведении ребенка не должны оставаться без внимания родителей. Чем раньше будет обнаружена проблема и предприняты меры для ее устранения, тем лучше.
Как помочь ребенку прекратить буллинг
Если родитель заподозрил, что ребенка буллят, он должен отнестись к этому со всей серьезностью и не откладывать решение проблемы. С буллингом ребенок не может справиться сам, поэтому ожидать, что все решится само собой, точно не стоит.
Первый этап — после того как вы наладили с ребенком контакт и проговорили ситуацию, похвалите его за открытость и поддержите, дайте понять, что вы рядом и готовы прийти на помощь.
При этом не давайте нереалистичных обещаний. Не надо говорить, что вы оставите все в секрете и никому ничего не скажете. Или что быстро во всем разберетесь, и с завтрашнего дня буллинг прекратится. Решение этой ситуации — долгий и сложный процесс.
Дальнейший план действий нужно обсудить и согласовать с вашим ребенком, не стоит отодвигать его в сторону и говорить: «Все, дальше я сам». Ребенок должен чувствовать, что теперь он тоже влияет на происходящее. Буллинг — это, безусловно, негативная ситуация, но вы можете показать способы выхода из нее. В конечном итоге, когда ситуация с буллингом будет закончена, ваш ребенок получит положительный опыт решения трудных жизненных ситуаций.
При этом помните, что вы боретесь не с самим обидчиком, а с ситуацией.
Второй этап — обсудите происходящее сначала с классным руководителем, а потом и со школьным психологом, возможно, понадобится поговорить с другими учителями. Выясните, знают ли они о ситуации, как она выглядит с их точки зрения, как они ее оценивают, что они уже предприняли или что собираются сделать для решения вопроса. Буллинг — это проблема группы, коллектива, и решить ее на расстоянии, без участия педагогов, невозможно. Поэтому план действий должен быть совместным.
Если на этом уровне проблема не решается, надо связываться с администрацией учебного заведения. Все факты общения с администрацией нужно сохранять в письменном виде, собирать доказательства на случай, если вопрос не будет решаться и на этом уровне.
Третий этап — пообщайтесь с родителями обидчика
Важно понимать, что этот разговор должен состояться лично, без свидетелей, на холодную голову и без эмоций. Подготовьтесь к тому, что родители обидчика скорее всего воспримут информацию «в штыки»
Важно показать, что вы хотите разобраться с проблемой, а не мстить самому обидчику. При этом дайте понять, что вы всерьез настроены решить проблему, и если родители не готовы идти на контакт, не бросите все на самотек.
Если разговоры не помогают, обращайтесь в вышестоящие организации и в правоохранительные органы
Для этого родителям важно собирать доказательную базу: письма, следы физического насилия, скриншоты переписки и т.д. — все это пригодится, если дело не будет двигаться с места
Конечно, есть еще и вариант перевода ребенка в другую школу, если ситуация заходит в тупик, но нет гарантий при этом, что проблема не повторится.
Вмешиваться или нет, если ребенка дразнят?
Многие родители, узнав о том, что их ребенка дразнят, сразу бросаются в бой. Они приходят в школу, разбираются с обидчиками, оскорбляют их родителей. Достается и учителю.
Но не все так просто. Психологи, в том числе автор книг Дорис Бретт, считают, что нельзя действовать так прямо. Такая тактика может усугубить неблагоприятную ситуацию. Ребенок может попасть еще в один ряд изгоев. «Ябед» или «слабаков» в детском коллективе тоже не жалуют. Но и оставлять без внимания такую ситуацию невозможно. Целесообразно поговорить с ребенком, успокоить, дать понять, что это не конец света, и проблему можно решить.
Почему возникает травля?
У детей предподросткового возраста есть потребность быть в стае, противопоставлять себя другим, ощущать принадлежность. Подавляющему большинству жизненно необходимо чувство групповой сплочённости
Поэтому крайне важно, чтобы в коллективе были позитивные основания для этой сплочённости. Если взрослый, ответственный за коллектив, создаёт эти основания – дети чем-то заняты, у них общая цель, общие интересы – потребность детей в принадлежности удовлетворена, создан положительный жизненный опыт и в травле нет необходимости
⠀
Если же взрослый не «окультуривает» группу, не занимается ей и не объясняет правила существования в коллективе, если дети пришли, отучились и разошлись, потребность в групповой сплочённости не удовлетворена. Потребность есть, а сплочённости нет.
⠀
И рано или поздно случается открытие: можно сплотиться против кого-то, противопоставить себя ему.
⠀
Если группа назначила «козла отпущения» и сложилась на насилии, она такой и останется. Детский коллектив сам остановиться не может – детям просто не хватает жизненного опыта для проживания такой ситуации. Если они оказываются предоставлены сами себе, дело может зайти далеко.
Ошибки взрослых
Порой перед тем, как узнать, что делать, важно понять, чего делать не стоит. Мы уже объяснили причину возникновения буллинга
И решение проблемы будет строиться, исходя из этого. Но для начала расскажем, какие действия не только не исправят ситуацию, но могут даже навредить.
«Само пройдёт»
Ждать, что пройдёт само, можно долго. Потому что у детей до подросткового возраста само точно не пройдёт. Старше – есть небольшой шанс при наличии благоприятных условий.
⠀
До 12-ти лет у детей слабо сформированы понятия морали – мозг ещё не созрел для этого
Поэтому очень важно, чтобы взрослые задавали верные ориентиры – именно в этом возрасте дети готовы их услышать и принять. А вот в подростковой группе сделать это гораздо сложнее
Оправдывать буллинг и обвинять жертву
Объяснений, почему в конкретном коллективе возникла травля может быть очень много. Потребность возраста, давление закрытой системы, склонность личности к виктимности (склонность становиться жертвой) или агрессивности
Всё это очень важно и требует внимания. Но не когда ситуация буллинга уже имеет место быть
Даже если зачинщик трижды альфа, а жертва – трижды «белая ворона», это не повод для преследования. Права каждого ребёнка на защищённость одинаковы. Оправданий буллингу не существует. Если групповое насилие уже происходит, нужно срочно решать проблему, а не искать правых и виноватых.
⠀
У большинства взрослых велик соблазн обвинять в происходящем жертву. Оправдывать ситуацию словами «это дети, чего вы хотите» или «посмотрите, он какой-то «не такой», поэтому другие его обижают». Самый простой путь, который может избрать родитель или педагог – скинуть проблему на ребёнка.
⠀
Стань «таким», и тебя сразу перестанут унижать – в корне неверное утверждение.
⠀
Говоря «ты сам виноват, просто изменись», взрослый перекладывает на ребёнка неподъёмную ответственность – не только за возникновение травли, но и за её прекращение. Последствия таких слов для личности могут быть самыми разрушительными.
⠀
Ребёнок, который сообщает взрослому о буллинге – вовсе не ябеда. Как показывает практика, жертвы терпят до последнего и раскрывают проблему лишь когда становится совсем невмоготу. И ни в коем случае нельзя добивать испытывающего на себе регулярное групповое насилие ребёнка словами – ты неправильный (недостаточно красивый, слишком умный, конфликтный, одарённый, нестандартный и какой угодно другой). Стань правильным – и всё наладится.
⠀
Нет, не наладится. Потому что проблема не в личности жертвы. А в коллективе.
Давить на жалость зачинщиков или угрожать им
Пытаться объяснить агрессорам, что жертве плохо, призывать к сочувствию или грозить расправой даёт ровно противоположный эффект. Это не только не поможет, но и укрепит буллера в позиции сильного, даст ощущение контроля над судьбой жертвы. Последнюю же попытки договора с агрессорами только унизят, подкрепят её беспомощность. Особенно это актуально, если речь идёт о мальчиках.
⠀
Как реагировать ребенку?
Психологи и опытные педагоги предлагают несколько вариантов. Их можно отрепетировать с ребенком дома и, конечно, объяснить их действие.
- Не реагировать. Это поможет ребенку сохранить спокойствие и измотает обидчиков.
- Показать свои чувства. Рекомендуется прямо спросить у обидчика, почему он это делает, сказать, что эти слова очень неприятны и обидны.
- Отреагировать нестандартно. Конечно, это звучит странно, но такая реакция, как смех, может парализовать забияку, и надолго отбить охоту дразнить одноклассника.
- Отговориться. Этот вариант подходит младшим школьникам. Знаменитая отговорка «кто как обзывается, тот так и называется» частенько срабатывает. Это помогает дать заготовленный ответ робкому, неуверенному в себе ребенку.
- Ответить. В крайнем случае, можно и ответить. Но не следует учить ребенка агрессивному поведению. Папины советы типа: «А ты дай ему в нос!» могут плохо повлиять на дальнейшие отношения. Ведь дети сторонятся и выталкивают из сообщества не только тихонь, но и агрессоров.