С учителем не получилось? Как говорить с директором
Тара спустя три недели
Я сразу обратила внимание на ее уверенную походку
— Я отправилась в школу. Я решила, что попытаюсь быть адвокатом, как вы советовали, а не обвинителем, — рассказала женщина (по ее голосу было понятно, что визит в школу дался ей с трудом). — Но я никак не могла придумать, как донести свои мысли до директора и учителя.
И вот, когда я сидела на уроке плавания, меня вдруг озарило: мы же не учим детей плавать, бросая их в воду подальше от берега! Сначала мы учим их на мелководье, где у них может что-то получаться.
Директор внимательно меня слушал! Затем он позвал учителя, и мы вместе обсудили ситуацию. Мы решили перевести Кару в другой класс — но не потому, что ее учитель был плох, а потому что он не подходил для Кары. Такое решение устроило всех, и результаты не заставили себя ждать. За последние две недели Кара не пропустила ни одного дня!
Дети с непростым характером могут добиваться больших успехов в школе. Когда родители, учителя и сами дети работают как одна команда, когда все они знают, что такое непростой характер и как правильно им управлять, школа превращается для ребенка в источник положительных эмоций.
Иногда родители начинают наблюдать такую картину – ребёнок все выходные бодр и весел, а в понедельник не может встать с кровати, ссылается на головные боли, насморк и другие болезненные симптомы. А бывает, что каждый четверг утром он падает в обморок и пропускает учёбу. Что это? Банальная лень и желание прогулять или серьёзная психологическая проблема? Давайте разбираться вместе.
Как понять, предвзято относится преподаватель к ребенку или же он ставит оценки по знаниям?
Между объективностью и предвзятостью преподавателя очень тонкая грань. Чтобы понять, нужно вмешиваться в процесс обучения или нет, родители должны проанализировать отношение педагога к их сыну/дочке.
Для этого вам нужно поговорить с ребенком по поводу преподавателя:
- Попросить ребенка объяснить ситуацию со своей стороны. Пусть расскажет, как учитель относится к нему. Не обижает ли он его при всем классе. Объективно ли педагог, по мнению ребенка, ставит ему оценки.
- Позвонить родителям одноклассников ребенка. Попросить их поговорить со своими детьми. Узнать у них, действительно ли отношения ребенка и педагога такие, как рассказал ваш ребенок. Или же он преукрасил некоторые факты. И учитель относится к нему так же, как к другим ученикам.
- Узнайте у родителей одноклассников ребенка, есть ли проблема с конкретным педагогом у их детей. Спросите, ставит ли педагог плохие оценки и их чаду. Или же подобная проблема наблюдается только у вашего ребенка.
- Отправьтесь в школу к педагогу, с которым у вашего ребенка плохие отношения. Скажите, что пришли в учебное заведение для проверки оценок.
- Во время беседы проследите за поведением педагога. Посмотрите, добродушный ли он. Не ведет ли он себя странно.
- Спросите у преподавателя, как учится ваш ребенок. Не подрывает ли он дисциплину. И хорошо ли ведет себя на занятиях. Если у ребенка есть проблемы по предмету, то педагог, скорее всего, скажет об этом сразу. В процессе разговора вы поймете, относится ли учитель к вашему ребенку предвзято. Или же ставит ему объективные оценки.
Обратите внимание! Если у одноклассников ребенка аналогичные проблемы по конкретному предмету, то, скорее всего, учитель просто любит свою работу. И строго относится к изучению его предмета
Если же у преподавателя плохое отношение только к вашему ребенку, то проблема может действительно заключаться в предвзятом отношении.
Объясните ребенку, что если педагог его недолюбливает — это не страшно
Скажите чаду, что его преподаватель в школе — такой же человек, как и все остальные. То, что ему может не нравиться определенный ученик — это нормально. Поскольку каждый имеет право любить или не любить другого человека.
Скажите ребенку, чтобы ни в коем случае не обижался на своего педагога. И не думал, что если его не любит учитель, то он плохой или глупый. Это не так.
Объясните, что конфликты с учителями — это вполне нормально. Скажите, что каждый ученик проходил через плохие отношения с преподавателем. Даже вы.
Подготовьте ребенка к тому, что у него могут возникать конфликты с учителями в школе
Когда учителя ставят детям плохие оценки, это сильно бьет по их самооценке. Ребенок считает, что он глупый. И что он хуже, чем свои одноклассники.
Чтобы плохие взаимоотношения с преподавателем не ударили по самооценке ребенка, вам нужно провести с ним воспитательную работу. Помочь школьнику укрепить веру в себя. И морально подготовить к тому, что педагог может не любить его.
Для этого вам нужно проделать следующие действия:
- Показывайте ребенку свою любовь и поддержку. Помогайте ему справиться с проблемными ситуациями, которые могут возникать в процессе учебы. Например, с плохими оценками. Так ребенок сможет понять, что родители его любят. И что они поддержат его в любой ситуации. Даже если учитель будет говорить, что ребенок плохой.
- Объясните ребенку, что он — полноправный член общества. А значит преподаватель не имеет права его обижать. Оскорблять. И унижать. О любых случаях нарушения прав со стороны учителя ребенок должен сообщать вам. Чтобы вы имели возможность пресечь любые попытки преподавателя унизить чадо.
- Узнайте, хорошо ли ребенок ведет себя на уроках. Если он не слушает преподавателя и сам провоцирует конфликт, то встаньте на сторону учителя. Скажите ребенку, чтобы он начал вести себя более дисциплинировано. Объясните, что в противном случае преподаватель будет продолжать ставить ему плохие оценки. И ухудшит его успеваемость.
- Проинструктируйте ребенка по поводу того, как себя вести, если его обижает учитель.
- Продумайте, что будете делать, если преподаватель будет продолжать оскорблять и унижать ребенка. Вы можете применить самые разные меры воздействия. Начиная от прямого разговора с педагогом. И заканчивая беседой с директором. А также написанием жалобы в министерство образования.
С помощью этих действий вы сможете подготовить ребенка к потенциальным конфликтам, которые могут возникнуть с учителем. Они помогут вашему ребенку начать чувствовать себя более комфортно на уроках.
Что делать, если все-таки возникает конфликт?
Нам помогут стратегии разрешения конфликтов. Мы всегда помним о цели, когда начинаем коммуникацию с педагогом или с родителем
Очень важно разобраться в ситуации, которая случилась у ребенка. Всегда помним о том, что общение родителей и учителей сказывается на детях
Лучше родителю и педагогу, разрешая проблемные ситуации, общаться не при ребенке.
Самая эффективная стратегия — стремиться к сотрудничеству. Это идеальный вариант развития событий, но и другие стратегии тоже рабочие, просто они подходят в разных ситуациях. Если мы рассматриваем такой пример, что происходит буллинг в классе и педагог отказывается что-либо предпринимать, то таком случае нужно бороться за интересы ребенка. Это может быть и борьба в суде, и уход в другую школу. В конфликтных ситуациях всегда помнить об интересах ребенка и о законе (ФЗ об образовании, Конституция РФ).
- Развивать свой эмоциональный интеллект.
- Заниматься спортом.
- Посещать консультации психолога.
Главное — обозначить учителю, что у вас с ним общие интересы
Расскажите ему о том, что вам важно, чтобы ваш ребенок получил образование. Важно помнить, родитель и педагог не враги, они должны быть за одно
Имеет ли право учитель звонить родителям ученика со своего телефона на уроке и отчитывать ученика при всем классе за не выученный урок?
Как помочь ребенку избавиться от негативного отношения со стороны учителя?
Существует несколько способов, с помощью которых вы сможете наладить отношения ребенка с учителем. Или, как минимум, не допустить негативного отношения со стороны педагога.
Давайте рассмотрим их.
Способ #1: Поговорите с учителем
Сначала вам нужно попробовать поговорить с учителем ребенка «по-хорошему». Потом, если он не изменит своего отношения, можно будет переходить к более решительным мерам.
Сначала вам нужно подойти к преподавателю. И в добром тоне спросить, как учится ваш ребенок.
Если преподаватель скажет, что у него есть какие-либо проблемы, то попробуйте вместе решить их. Выслушайте точку зрения преподавателя. Постарайтесь разобраться, возможно ваш сын действительно плохо ведет себя на уроках. Если так и окажется, то вам нужно пообещать педагогу исправить ситуацию. И добиться того, чтобы ребенок не допускал таких ошибок на уроках, как раньше.
Если же ребенок исправится, но преподаватель все равно будет относиться к нему предвзято, то нужно переходить к более решительным мерам. Разговору в ультимативном тоне.
Если не поможет и это, то нужно:
- Разговаривать с директором.
- Писать жалобы.
- Обращаться в СМИ.
И так далее.
Однако, вначале рекомендуем всё-таки переговорить с учителем. Возможно, вам удастся добиться какого-либо компромисса.
Способ #2: Поговорите с директором
Если преподаватель продолжает придираться к вашему ребенку даже после личного разговора, то переходите к более решительным мерам. Пойдите к директору. И объясните ему ситуацию, которая возникла вокруг него.
Если вы приведете доказательства вины учителя, то ему могут сделать выговор. Или даже уволить с работы. Так вы сможете добиться того, чтобы придирки со стороны учителя прекратились.
Как разговаривать с директором?
С директором нужно разговаривать спокойно и уважительно. Если вы будете на него кричать, то результата добиться не сможете. Он не повлияет на придирающегося преподавателя. А еще, он может устроит проблемы с учебой вашему ребенку. Придирки будут исходить не только с его стороны, но и со стороны директора.
Способ #3: Подайте жалобу на преподавателя в министерство образования
Вы можете подать жалобу на учителя в министерство образования. Однако, для этого вам нужно найти хорошие доказательства вины педагога. И, желательно, привести с собой в министерство нескольких свидетелей. Которые подтвердят вину педагога.
Если вы соберете сильные доказательства, то преподавателя могут уволить. И он больше не будет докучать вашему ребенку.
Способ #4: Осветите проблему в средствах массовой информации
Если преподаватель ребенка перегибает палку (оскорбляет и бьет его), то чаду нужно записать правонарушения на видео. А затем отправить эту запись в средства массовой информации. Попросить их осветить имеющуюся проблему.
Если ситуация вокруг учителя будет резонансной, то СМИ гарантированно возьмутся за имеющуюся проблему. И снимут сюжет об учителе. Добьются его увольнения.
Способ #5: Если вышеназванные меры не помогают, то переведите ребенка в другую школу
Если никакие способы не помогают вам решить проблему с педагогом, то пойдите на крайнюю меру. Переводите малыша в другую школу. Там он сможет учиться без гнета со стороны учителя. И получать заслуженные оценки.
Не переходите границы дозволенного
Дружить с преподавателем можно и даже нужно, тогда и учеба будет в радость, и бесконечный страх уйдет, и скованность в присутствии педагога исчезнет. Однако где находится та тонкая грань, которая разделяет тактичную дружбу и наглое панибратство?
Все дело во внутреннем этикете: если студент, завидев, что с преподавателем можно общаться неформально и более расслабленно, начинает «садиться на голову» и вести себя как его «кореш», то ни о каком соблюдении границ дозволенного и речи быть не может.
Неформальное общение — залог доверия
Свободно общаться на волнующие темы, спрашивать совет и обсуждать личные проблемы — это не значит стать преподавателю «друганом», которому можно «давать краба». Будьте учтивы и благодарны за такое отношение.
В западных странах (Европа и США) неформальное общение с учителем в порядке вещей: студенты и учителя ходят вместе на пикники, устраивают квартирники, празднуют свадьбы и дни рождения — в общем, всячески участвуют в жизни друг друга за пределами учебных стен.
А вот несколько советов, которые помогут выстроить правильное общение с преподавателем и добиться желаемых результатов.
Задавайте хорошие вопросы
Ничто так не радует преподавателя, как лес рук после занятия. Это означает, что студентам интересна тема и педагог смог объяснить материал доступно, а также увлечь учащихся в процесс.
Попробуйте задать учителю вопрос по теме, и вы увидите, как изменится его к вам отношение.
Посещайте учебные мероприятия вне учебного плана
Если преподаватель делает объявление о предстоящем семинаре, лекции в другом университете, встрече, КВНе и других мероприятиях, постарайтесь там присутствовать. Только покажите искреннюю заинтересованность: неадекватный подхалимаж всегда заметен.
Регулярно присутствуйте на занятиях
Не прогуливайте. Если заболели или есть другая уважительная причина не явиться, напишите об этом учителю на почту, например. Предупредите его, и педагог поймет, что вам не безразлично его отношение и мнение о вас. Опять же, плюсик в карму.
Внимательно слушайте — вдруг что интересное расскажет?
Будьте внимательны
На лекциях, семинарах и других учебных занятиях внимательно слушайте преподавателя. Если он увидит, что вы перешептываетесь с одногруппниками или «торчите» в телефоне, то и не будет тратить на вас время, объясняя материал. Да и это просто неприятно.
Причины боязни школы
За нежеланием идти в школу может прятаться множество различных причин. К сожалению, детям порой самим сложно определить, что является пусковым моментом их фобии. Более того, то, что беспокоит одного ребёнка, может совершенно не пугать другого. Поэтому рассмотрим основные причины школофобии:
Проблемы в семье, страх разлуки
Детские страхи могут проявляться в разных ситуациях по-разному. Если в семье неспокойно, то оставлять дом ради школы неразумно. И страх с семейных проблем смещается на школу. Дети не могут этого контролировать, они переживают это на уровне эмоций и тела.
Такие ученики, как правило, не имеют проблем с успеваемостью или с одноклассниками, но они настолько привязаны к одному из членов семьи, что просто не желают уходить из дома.
Проблемы с обучением, страх быть неуспешным
Школа и родители предъявляют к детям серьёзные требования по успеваемости. Далеко не все школьники могут выдержать эту нагрузку и спокойно учиться.
К сожалению, есть дети, которым просто сложно осваивать программу в силу особенностей их психофизического развития. Так, например, дети с дислексией имеют сложности с чтением и пониманием прочитанного, соответственно им труднее обучаться и быть успешными в школе.
Буллинг
Серьёзным испытанием может стать буллинг со стороны одноклассников. Ребёнок, который изо дня в день подвергается эмоциональному и физическому насилию начинает бояться идти в школу, поскольку там его не ждёт ничего хорошего.
Конфликт с учителем
Иногда у детей случается конфликты не только со сверстниками, но и с учителями. Если учитель не смог наладить контакт и установить хорошие отношения с учеником, то с каждым разом школьнику будет всё сложнее справляться со стрессом. Как правило, если проблема связана с конкретным учителем и конкретным предметом, то ребёнок будет проявлять симптомы в определённые дни недели.
Физические или психологические особенности
Дети могут иметь или могут думать, что имеют физические или психологические отклонения от нормы. Например, косоглазие или дефект речи может стать причиной заниженной самооценки и страха, что одноклассники не примут с такими особенностями. Слишком чувствительные дети могут отреагировать даже на обычную шутку, что уж говорить о серьёзных ежедневных издевательствах.
Разговор с учителем: пошаговая инструкция
Договоритесь о встрече с учителем своего сына или дочери. Личное общение гораздо более эффективно при решении проблем, чем электронная почта.
Копайте глубже, чтобы узнать, когда именно возникает проблема. Это происходит в определенные дни, на всех предметах или же речь идет только о контрольных по математике? Если ребенок плохо себя повел, был ли повод для срыва? И не забудьте спросить учителя, что, на его взгляд, ваш ребенок чувствовал в той ситуации. Это поможет вам определить, какие эмоции могли обусловить неприемлемый поступок.
Если вы не в состоянии определить, какие эмоции и потребности могут портить школьную жизнь вашего ребенка, попробуйте проанализировать его темперамент
Возможно, сын или дочь плачет в начале школьного дня, потому что не умеет быстро справляться с переключением? Может, ребенок толкает других детей, потому что он интроверт и нуждается в личном пространстве? Не потому ли он не слышит учителя, что очень восприимчив и его стол стоит рядом с аквариумом? Возможно, он медленно выполняет задания, потому что сначала обращает внимание на детали, а только потом до него доходит, с чего начать? Выявление подлинной причины проблемы позволит вам прийти к общему знаменателю с учителем. Подключите к этому и ребенка — спросите у него, о чем он думает, когда выполняет задания, или что чувствует в той или иной ситуации
Его ответ может вас удивить. Разговаривая с преподавателем, не думайте, что он хорошо разбирается в вопросах темперамента. В педагогических вузах тема темперамента рассматривается очень поверхностно, поэтому вы можете оказаться более сведущим, чем учитель. Возможно, ему даже не приходило в голову, что ненадлежащее поведение детей может быть обусловлено их темпераментом.
Продолжение разговора с учителем: как стать адвокатом своего ребенка
Ваше искреннее стремление выслушать учителя и разобраться в проблеме успокоит его и будет стимулировать в нем готовность в свою очередь выслушать вас. Убедитесь, что вы правильно поняли преподавателя.
Еще один источник решений — методы, которые вы используете дома. Однако предварительно необходимо убедиться в том, что они будут работать в коллективе.
Помните, что у учителя тоже есть темперамент. Он может быть склонен к негативной первой реакции, медленно адаптироваться или же быть очень упрямым. Не давите на него. Предложите свои идеи и договоритесь встретиться и обсудить их еще раз. Не забывайте и про собственный темперамент. Если вы гиперэмоциональны, учитывайте, что ваши эмоции могут выплеснуться наружу, несмотря на все старания сохранять хладнокровие. Возьмите с собой супруга или подругу, которые смогут продолжить беседу, если вам понадобится выйти из комнаты и успокоиться. Если вы интроверт и вам нужно время подумать, попросите о еще одной встрече.
Как наказывать и стоит ли это делать?
Помните, что никакой воспитательный процесс не обходится без наказаний. Приняв решение наказать ребенка, проследите за тем, чтобы наказание соответствовало проступку, то есть было справедливым. Если ребенок не понимает, за что его ругают, то наказание будет бессмысленным. Если вы наказываете ребенка, это не значит, что ваш разговор должен быть эмоциональным. Вполне достаточно спокойно объяснить ему, за что его ругают, и объявить наказание.
Большая и очень распространенная ошибка многих родителей — более одного раза прощать ребенка за один и тот же проступок.
Полезно понять, что это дело привычки. Ведь ваше чадо поймет, что ему все сходит с рук, а потому продолжит делать то, что делал. Простили два раза, значит, простят и в третий. Думать так вполне логично.
Если вы чувствуете, что самостоятельно найти решение не можете, не стесняйтесь обращаться к специалистам. Во всех школах присутствуют психологи и социальные педагоги. Они там работают для вас. Отбросьте предрассудки относительно того, что к психологу ходят только плохие дети. Это не так. К психологу идут дети, чьи родители заботятся об их социальном и психологическом комфорте. Согласитесь, что гораздо лучше решить проблему с помощью специалиста, чем не решить ее вообще и продолжать терпеть вечные вызовы в школу.
Если учитель с характером
Мудрый педагог не будет вступать в конфронтацию с учеником – скорее, просто поможет понять, в чём тот был не прав и закроет тему. К сожалению, таких немного. Как быть, если обиженный не желает идти на примирение?
Иногда что-то решает небольшой презент, типа хорошей ручки, коробки шоколадных конфет или украшения. Главное, чтоб было ясно: цель презентация не подкупить, а восстановить хорошие отношения.
Для большинства учителей знаковым является присутствие кого-то из родителей. С членами своей семьи обычно проще договориться, главное упомянуть о своих попытках примириться самостоятельно. Большинство родителей встанут на защиту интересов своего ребёнка, особенно если тот исчерпал доступные способы. Иногда достаточно просто присутствия родителей, иногда учитель ожидает обещания, что те примут какие-то меры. Лучше не настраивать их друг против друга.
Если и это не помогает, и дело приобретает серьёзный оборот, то уже родители обращаются за помощью к директору. Тот помогает разобраться с заниженными оценками и придирками.
Извиняться перед вредным, злопамятным и конфликтным человеком неприятно. Более того – вероятно, многие скажут, что с ним в ссоре половина его знакомых. Но в жизни предстоит встретить ещё не одного такого человека, и опыт находить с такими общий язык может очень пригодиться. Тем более, что миролюбивых людей ценят везде.
Причины для обид
Дальнейшие действия зависят от того, что послужило поводом для конфликта. Это может быть:
- оскорбление;
- обман;
- прогул;
- списывание.
Оскорбление. Многие подростки любят шутки, связанные с сарказмом, иронией и им это кажется забавным юмором. Но так ли это выглядит с позиции того, над кем шутят? Нередко, увлекаясь, подростки переходят на откровенную грубость. Однако если объект сарказма — взрослый человек, такое поведение неуместно.
Если это произошло, то прося прощения, нужно честно признать, что позволил себе слишком много и хотел показаться самым остроумным. Если грубость была допущена при всём классе, то и было бы справедливо попросить прощения при этих же свидетелях, хотя и страшно. Главное помнить, что извиняться не стыдно – стыдно быть хамом, которому не хватает силы духа, чтобы признать ошибку.
Обман
То, что честность важно известно многим, но не всегда получается во поступать именно так. Дети идут на обман ради хорошей оценки, прогула – в общем, ради собственной выгоды
И когда обман всплывает, нужно извиниться и признать это. Разумеется, вернуть доверие сразу вряд ли получится, поэтому впоследствии понадобится честно и сразу говорить о проблеме. Адекватный человек поймёт, каких усилий это стоило – ведь обмануть проще.
Списывание. Пожалуй, самый распространённый повод для конфликта, за который, обычно, попадает сразу двоим. Для того, чтобы исправить ситуацию, извиняться придётся обоим, лучше по отдельности.
Как решать проблемы в школе
Шаг 1. Дать ребенку чувство защищенности
Для начала обязательно всеми возможными способами поддержите и успокойте ребенка. Даже если вы подозреваете, что, возможно, не прав именно он. Досконально разобраться в ситуации у родителя еще будет время. А пока необходимо снять первый, самый болезненный приступ детского стресса.
Шаг 2. Добиться единства требований в семье
Договоритесь между всеми взрослыми в семье, что и родители, и бабушки-дедушки будут решать возникшую проблему сообща. Единство требований — половина успеха. И если у кого-то появляются собственные амбиции («а мне еще на сентябрьской линейке не понравился этот завуч»), их лучше усмирить для достижения блага во имя интересов ребенка.
Шаг 3. Поговорить с учителем
Даже если вы изначально настроены категорично, нужно пойти в школу и разобраться. Не стоит идти к директору без общения с конкретным педагогом. «Через голову» проблема не решается, а лишь усугубляется.
По пути в школу подумайте, что для вас поход к педагогу — попытка военных действий или предотвращение этой войны? Если второе, то идите с максимальным настроем на позитивный диалог. Задавайте учителю больше вопросов о ребенке, расспрашивайте его обо всех нюансах. Скорее всего, чужое мнение о характере, привычках и манере поведения ребенка вам не понравится. Но попробуйте проанализировать честно высказанную учителем позицию. Возможно, для этого придется психологически отстраниться, как будто речь идет о соседском ребенке, например. Попросите у учителя совета, как вам поступить. Спросите, чем, на его взгляд, могут помочь ребенку в семье.
Шаг 4. Последовать совету учителя
Если советы педагога покажутся вам справедливыми и ценными — делайте. А через 2-3 недели снова зайдите в школу. Спросите педагога, если ли позитивные сдвиги, расскажите, что сделали. И вновь попросите совета.
В чем логика такого поведения? Когда учитель видит, что родители готовы стать его союзниками, это подталкивает педагога к изменению отношения к ученику. Он инстинктивно начинает уделять ребенку больше внимания. Терпеливее ждет ответа от медлительного, чаще поощряет гиперактивного. Ребенок такое отношение педагога сразу считывает и начинает стараться все больше. Как результат — механизм «разоружения» запущен. А отсюда шаг до школьных успехов.
Шаг 5. Сходить к директору школы
Если на уровне педагога проблемы все-таки не решить, сходите на разговор к директору или заместителю директора по начальной (средней) школе. Возможно, ребенка удастся перевести в другой класс. Впрочем, надо быть готовыми к тому, что в условиях одной школы за ребенком и его семьей закрепится слава конфликтных и неуживчивых. А ей всегда сопутствует предвзятое отношение.
Шаг 6. Сменить школу
Переводить ребенка в другую школу — болезненно. Но иногда — просто необходимо. Учителя, которые готовы будут принять вашу семью такой, какая она есть, и помочь ребенку получить образование без травмирующих стрессовых ситуаций — есть. И помните, что школа рано или поздно закончится. А по жизни вы и ваш ребенок должны идти единомышленниками, прощать, любить, поддерживать друг друга и помогать в разрешении возникающих проблем.
Больше полезных и интересных материалов о школьном образовании — в нашем канале на .
Школофобия – миф или реальность?
Наша психика старается защитить нас любым путём. Один из способов уйти от неприятностей – заболеть. Это явление называется психосоматика. Такие реакции могут быть как у взрослых, так и у детей. Школа является местом, где ребёнок получает не только знания, но и опыт общения. К сожалению, проблемы могут возникнуть как с освоением школьной программы, так и в отношениях с другими людьми. Нам всегда проще обвинить ребёнка, который лежит на диване и смотрит в потолок в праздности, чем постараться понять, что лежит в основе его поведения.
Маленькие дети любят учиться и познавать мир – это заложено в нашей природе. Поэтому снижение познавательной активности должно насторожить родителей.
Впервые о расстройстве психики, связанным с тревогой и страхом перед школой, заговорил британский психолог Сирил Бёрт в 1925 году
Он обратил внимание, что ученики, пережившие Первую мировую войну и прятавшиеся на территории школы, попадая в школу в мирное время продолжали испытывать приступы паники
Говоря о школофобии, следует понимать, что речь не идёт о простых разовых прогулах. Школофобия – это серьёзные психосоматические нарушения, когда ребёнка, например, тошнит или лихорадит от одной мысли, что ему предстоит поход в школу.
По мнению американских и французских учёных, с крайним проявлением школьной фобии сталкивается 1-2% школьников. Она заключается в иррациональном страхе посещать школу. Ребёнок в момент приступа страдает по-настоящему. Вот лишь несколько симптомов, которые могут быть у школьника:
- Диарея.
- Тахикардия.
- Головные боли.
- Боли в животе.
- Тошнота или рвота.
- Потеря сознания и др.
Школьная фобия – это не расстройство поведения, а тревожное расстройство. Иными словами, ребёнок не идёт в школу не потому, что он лентяй и прогульщик, а потому, что он испытывает реальный страх. Часто причиной становится не столько страх перед самой школой, сколько страх ухода из дома, разлуки с родителями.