Быть оптимистом и не бояться признавать свои ошибки
Можно разобрать ситуацию с ужином в детском саду. Один из детей нечаянно роняет тарелку с запеканкой на пол, отчего та вдребезги разбивается. Реакция малыша может быть разной: испугается, что воспитатель начнёт ругаться, попытается сбежать, чтобы потом утверждать, что это не он сделал. Лучше всего научить ребёнка признавать свои ошибки, не уходить от ответственности, однако не делать из случившегося трагедии, и даже в неприятности увидеть проблески лучшего. Пусть он лучше растёт оптимистом: битая посуда – к счастью, хорошо, что никто не порезался. К оптимисту быстрее присоединится другой ребёнок, который поделится своим ужином (всё равно запеканка пересоленная). А когда такой ребёнок станет старше, то ему будут помогать в жизни умение отвечать за свои поступки и даже чуточку притянутый оптимизм, он сможет отстаивать собственное «я» и достойно выходить из сложных ситуаций.
Как проявляется трудное поведение у подростков
Трудное поведение проявляется по-разному — от непослушания до совершения преступлений в подростковом возрасте. Фонд «Шалаш» использует такую формулировку:
<<Текст на фоне>>
Самое главное в этом определении — повторяемость поведения и вред самому ребёнку. Трудное поведение мешает подростку взаимодействовать с другими людьми, учиться, развивать навыки
Ребёнок сам сильно страдает от таких реакций, поэтому важно не называть детей «трудными» или «трудновоспитуемыми». Фонд «Шалаш» использует формулировку «дети, которым трудно», потому что ребёнок не может сам справиться с трудным поведением, и это ответственность взрослого — помочь ему разобраться
Как подготовить ребенка к участию в споре
Оградить малыша от всех неприятностей в жизни не получится, поэтому взрослые должны с детства своими примером показывать, как действовать в споре. Осведомлен – значит вооружен, в данном случае эта тактика сыграет хорошо.
Вот несколько правил, помогающих детям подготовиться к спорам:
- Создавайте условия для самостоятельности в ежедневных делах, так ребенок сможет оценить свои поступки и почувствовать ответственность за них. Предоставляйте право выбора и не настаивайте на родительском мнении. Все проходят через пробы и ошибки. В споре – то же самое, только словами.
- Учитывайте возраст ребенка в играх и спорах. Не нужно заставлять его «тягаться» со взрослыми – в таком неравном положении малыш почувствует фальш, что ему подыгрывают, либо будет заранее обречен на неудачу.
- Обсуждайте принятые ребенком решения и учитывайте его мотивацию. Почему он поступил так, какой плюс в своих действиях он видит и т.д. Это поможет родителям понимать, созрело их чадо для серьезных решений или нет.
- Учите малыша говорить аргументированно. Внедряйте в его лексикон слова-объяснения – потому что, я так считаю, было бы лучше, если… Всегда уважайте решение крохи – на каждый поступок есть своя причина.
- Говорите не только о действиях, но и о чувствах. Поступки ранят больнее слов, поэтому покажите, что ребенок ответственен за чувства других. Не стесняйтесь говорить о том, что вас расстроило, что бы хотелось изменить, но делайте это корректно и не ставьте в вину малышу. Он этому только учится, а взрослые уже имеют опыт.
Обучая ребенка таким навыкам, наберитесь терпения. Умение конструктивно вести спор не вырабатывают у себя даже взрослые, а ребенку это сделать и того труднее. Создавайте подходящую среду и направляйте малыша – тогда он научится отстаивать свою точку зрения и формировать собственное мнение.
Как обучить мальчиков и девочек защищаться от нападок сверстников?
В целом и для девочек, и для мальчиков советы будут одинаковы, все они были описаны выше. Но что касается того, как научить сына защищаться, тут лучше больше внимания обратить на занятия спортом, чтобы он в случае чего мог постоять и за девочку.
Не всегда драка – единственный способ защиты. В жизни не всего можно добиться с помощью кулаков. Главное – уметь выходить из конфликтных ситуаций без единого удара, путем спокойных переговоров.
О других проблемах в детском саду и их решении говорится в отдельных статьях на нашем сайте. Читайте о том, что делать, если ребенок часто болеет, стоит ли вести болеющего в сад и как повысить иммунитет, о том, как быть, если чадо дерется, не спит и не ест или вовсе отказывается посещать ДДУ.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА НЕ ПОДДАВАТЬСЯ АВТОРИТАРНОМУ МНЕНИЮ
Четырехлетний Максим приходит из детского садика и рассказывает: «Нам воспитательница показала картинку – ёжик несет на иголках яблоки и сказала: «Смотрите, детки, ёжик запасает себе яблочки на зиму». А я сказал: «А ёжик не ест яблоки. Он нанизывает их на иголки, чтобы соком убивать паразитов. И зимой ёжик ничего не ест, он спит». А воспитательница сказала мне: «Ты глупости говоришь».
– А ты что ей сказал? – спрашивает мама.
– Ничего, – отвечает расстроенный ребенок.
– А ты бы сказал, сынок, что мы были с тобой в музее зоологии и нам так экскурсовод объяснила. Ты не обижайся на воспитательницу, а просто объясняй ей, откуда ты это знаешь. В природе ежик не ест яблок, а на картинке, которую воспитательница вам показала, нарисован сказочный ежик. Сказочные ежики едят яблочки.
Мама Максима приходит в садик забирать сына и просит воспитательницу не критиковать слова ребенка, чтобы не погасить в нем желание высказываться
Воспитательница смотрит на маму с насмешкой и говорит:
– Ну как же не ест яблок! На всех картинках нарисован ежик с яблоками!
Здесь маме важно не поддаться раздражению и еще раз вежливо, с улыбкой объяснить, что информация получена от специалиста в музее зоологии и ребенок ее запомнил (молодец!) и повторил
Как научить спорить
Научить спорить могу те, кто сами умеют это делать
Поэтому родителям стоит обратить внимание на себя и признать себя достойными педагогами или нет. Для того, чтобы выйти победителем в споре, важны четыре составляющие:
- широкий словарный запас;
- уверенность в себе;
- умение управлять своими эмоциями;
- логично рассуждать.
Для воспитания этих качеств психологи предлагают использовать несколько психологических игр-тренингов.
Согласен – не согласен
Правила очень просты – участники спора по очереди озвучивают короткие утверждения, после чего ребенок должен сказать согласен он с высказыванием, или нет, но обязательно аргументировать свой ответ. Обычно конструкция содержит «потому, что», «поэтому» и другие фразы-аргументации.
Гонка доказательств
Более сложная версия предыдущего варианта тренинга – гонка доказательств. Необходимо по очереди высказать факт, суждение и найти к нему как можно больше аргументов. Нельзя помогать и делать выводы за ребенка, но, если он затрудняется с ответом, можно задавать наводящие вопросы. Игра длится до того момента, как у одного из игроков не закончатся аргументы
В ходе словесного баттла тренируется находчивость, внимание и красноречие, что очень важно в любом споре
Игра «Упрямый ослик»
Игра очень нравится детям, поскольку здесь все нужно делать наоборот. Для такого тренинга выбирайте четко определенное время и кодовое слово, чтобы дать знать, когда «закончится» период неповиновения. Упрямство – одно из ключевых качеств в споре. Тренируя его на безобидных играх, ребенок поймет, как нужно отстаивать свою точку зрения в крупном споре.
Игра с уловками
Интересный опыт для ребенка – игра с уловками. Она развивает внимательность, креативность и настойчивость. В игре есть несколько условий – не называть слова «да» и «нет». Задавайте наводящие вопросы из жизненных ситуаций, когда нужно ответить односложно. Ребенок помнит, что да-нет говорить нельзя, поэтому будет искать другие аргументации, расширять свой словарный запас
Ему важно контролировать речь и быть внимательным, чтобы не допустить ошибки. Игра заканчивается, как только ребенок не сможет найти другого ответа
Зеркало
Игра простая, но требует внимательности. Выполняйте перед зеркалом движения, постепенно усложняя их, а ребенок должен повторять. Веселее делать этот под музыку, чтобы запомнился ритм. Так малыш научится следить за ведущим и запоминать ключевые моменты.
Игра «Верю – не верю»
Игра станет отличным развлечением, поскольку очень проста и нравится детям. Взрослый говорит утверждение, а ребенок ставит плюс, если верит и минус, если не верит. Потом очередь передается малышу. Победит тот, у кого совпадет больше правильных ответов.
«Правда или ложь»
Аналогичная игра, только желательно рассказывать малоизвестные факты, чтобы ребенку нужно было подумать, быть внимательным и наблюдательным. Доверяясь своим суждениям, но выбирает правда это или ложь. Выигрывает тот, у кого получится больше верных совпадений.
«Вопрос на вопрос»
Эта игра хорошо тренирует логику и учит выделять причинно-следственные связи. Взрослый задает начальный вопрос, а ребенок должен на него же ответить вопросом. Играют до тех пор, пока не закончатся вопросы. Начинать можно с чего угодно:
— Ты любишь конфеты?
— А ты?
— Я первый спросил, ты не ответишь?
Далее задаем вопросы как можно дольше. Выигрывает тот, кто задает последним вопрос и не получает ответа.
Игра «Строим связи»
Очень интересная игра – искать связи между словами. Взрослый называет два абсолютно любых слова, которые ему пришли на ум. Это может быть «аквариум» и «радуга» или другие слова. Задача ребенка – логично, обоснованно связать эти слова в одно предложение. Например, «в моем аквариуме рыбки всех цветов радуги». Детей помладше не нужно заставлять делать длинные предложения, а вот старшие могут включать для разнообразия промежуточные фразы – «в моем аквариуме две рыбки – я купил еще пять – теперь у меня рыбки всех цветов радуги».
Игра в построение связей учит логически мыслить и строить в споре единую линию из самых непредсказуемых моментов. Если оппонент высказывает свои предположения и доказательства, ребенок должен уметь связать слова и фразы так, чтобы в голове выстроить свою линию защиты. Расширенное построение связей учит воспринимать ситуацию в целостности и предугадывать действия соперника, строить свои аргументы на несколько шагов вперед.
Подростки постарше любят играть в более сложные игры, поэтому можно предложить «Мафию». Здесь развернется полет фантазии для составления планов, обсуждения стратегий, прочитанных книги или жизненных ситуаций – подростковые знания будут совершенствоваться в каждой из названной деятельности.
Немного об убедительных доводах
Что такое убеждение? Если не разбираться в массе всевозможных трактовок и интерпретаций, убеждением можно назвать использование таких слов, которые склонят партнера по общению принять вашу точку зрения, поверить вашим словам или сделать так, как говорите вы. И как же этого добиться?
Знаменитый американский радикальный организатор и общественный деятель Саул Алинский создал совершенно простую теорию убеждения. Она гласит, что человек воспринимает информацию с позиции личного опыта
Если вы попробуете донести свою позицию до другого, не беря во внимание то, что он хочет сказать вам, вы можете даже не рассчитывать на успех. Говоря проще, если вы хотите убедить кого-то, вам нужно приводить ему аргументы, соответствующие его убеждениям, ожиданиям и эмоциям
Ссылаясь на это, можно выделить четыре основных варианта действий при аргументировании:
| 1 |
Фактические данные. Несмотря на то, что иногда статистика может ошибаться, практически всегда факты неоспоримы. Сведения, полученные эмпирическим путем, считаются одним из самых убедительных инструментов для составления основы аргументации. |
| 2 |
|
| 3 |
Личный опыт. Истории из собственной жизни и информация, проверенная на личном опыте, – это замечательные инструменты для воздействия на слушателя. Собственно, вы и сами можете в этом убедиться: послушайте человека, который рассказывает вам что-то «по учебнику», а затем послушайте того, кто сам пережил или сделал то, о чем говорит. Кому вы больше верите? |
| 4 |
Прямое обращение. Из всех существующих слов можно выбрать то, которое люди не устанут слушать никогда – это слово «Вы». Каждый задает себе вопрос: «А в чем от этого польза для меня?». Отсюда и еще один секрет убеждения: пытаясь кого-то в чем-то убедить, всегда ставьте себя на его место, а когда поймете его ход мышления, обратитесь к нему с помощью «Вы» и объясните то, что нужно, на «его» языке. |
Удивительно, но эти четыре простейших приема не применяются в жизни и работе огромным количеством людей, в частности теми, кто по каким-то причинам принижает достоинства персонализации, обращения к эмоциям и прямого общения с людьми. Но это грубейшая ошибка, и если вы желаете стать убедительным в своих словах, вы ни в коем случае не должны ее допускать. Соедините все изложенное в этом уроке в единое целое – и вы поразитесь, насколько легко и быстро можно научиться быть убедительным в любой жизненной ситуации.
Развитие критического мышления и навыка аргументирования снабдит вас огромным количеством преимуществ в семейной, повседневной и профессиональной жизни. Но опять же: есть вещи, которые могут стать помехами на вашем пути. Что это за препятствия? Ответ на этот вопрос мы дадим в следующем уроке, где перечислим большинство потенциальных помех и приведем немало интересных примеров.
Советы родителям, что нужно делать, если ребёнка обижают в школе
1. Многие занятые папы и мамы до последнего не вмешиваются, пока на дежурный вопрос: «Как дела в школе?» узнают, что именно там их ребенок уже давно не появляется. Не доводите ситуацию до критической точки. Потому что потом будет крайне трудно помочь ребенку вернуться в нормальное психоэмоциональное состояние.
2. Родителям стоит найти ту золотую середину, когда внешнее спокойствие их ничем не выдаст тревогу и уже предпринятые действия по нормализации ситуации. С одной стороны, вы должны дать возможность детям научиться самим принимать решения и отстаивать себя. Но, с другой, когда вы видите, что сын иди дочь подвергаются физическому насилию и жестокость детей вышла за рамки дозволенного в классе, вы просто обязаны реагировать.
3. Спросите у ребёнка кто его обижает. Уточните, это делает один человек или несколько. Насколько давно всё это происходит и как реагирует он сам на подобные действия обидчиков. Все эти сведения необходимы вам, для того что бы вы смогли скорректировать своё поведение, а также сына или дочки в данной ситуации. Возможно, будет достаточно побеседовать с ребёнком дома, а в сложных случаях придётся подключить педагога и школьного психолога.
4. Если к оскорблениям добавляется и телесные унижения, необходимо срочно бить тревогу. В ваши родительские обязанности входит прямая защита вашего ребенка, беседы с ним наедине, беседы с классным руководителем, с детьми, которые обижают, и с их родителями. Охватите всех, кто, так или иначе, причастен к избиениям и оскорблениям.
5
Важно в беседе с ребенком акцентировать внимание на том, что на насмешки и обидные слова нужно отвечать не слезами и ответными обидами, а совершенно спокойно, то есть не вестись на провокации. Тогда такой человек автоматически перестает вызывать интерес, ведь он не кричит, не лезет в драку, а проявляет силу и достоинство

6. Часто нападкам, со стороны других учеников, подвергаются дети слишком застенчивые или домоседы. Постарайтесь максимально социализировать такого ребёнка. Запишите его в спортивную или другу секцию по интересам. Там ваш сын или дочь смогут найти себе новых друзей, получат новые знания и умения, что в значительной степени повысит его самооценку. Постепенно и отношение в школе к ребёнку изменится в лучшую сторону.
7. Тот же совет касается и слишком агрессивных детей. У которых так же, как и у застенчивых страдает самооценка
Они пытаются привлечь к себе внимание негативными поступками. В ответ получают то же самое
Записав такого ребёнка в спортивную секцию, вы решите сразу несколько проблем: повысите самооценку своего сына или дочери, сделайте его более спокойным человеком, которому больше не нужно ничего доказывать
Если ребёнок получил награду в соревнованиях или конкурсах, принесите в школу. На линейках и классных часах учителя обычно обязательно говорят об этом
Записав такого ребёнка в спортивную секцию, вы решите сразу несколько проблем: повысите самооценку своего сына или дочери, сделайте его более спокойным человеком, которому больше не нужно ничего доказывать. Если ребёнок получил награду в соревнованиях или конкурсах, принесите в школу. На линейках и классных часах учителя обычно обязательно говорят об этом.
8. Иногда дети подвергаются насилию со стороны других учеников, потому что не умеют общаться. Научите своего ребёнка нескольким приёмом эффективного общения. Проговорите с ним ситуации, в которых он мог бы применить новые навыки. Постарайтесь почаще выходить с ним туда, где он сможет много общаться, знакомиться с новыми людьми.
9. Научите своих детей поддерживать других. Ребёнок, который может сказать другому человеку: «Ты отлично бегаешь!» или «Классный бросок, молодец!» — всегда имеет верных и надёжных друзей. Хотите, чтобы у вашего сына или дочери было много друзей, научите его этому простому приему позитивного общения.

10. Постарайтесь, чтобы ребенок всегда был опрятным, и у него были карманные деньги на буфет и на какие — то свои нужные мелочи. Если ваш ребёнок перешёл в другую школу, вы можете пригласить новых одноклассников в гости, чтобы дети могли ближе познакомиться. Помогите ребенку быстрее адаптироваться.
Что вы можете сделать как родитель в качестве психологической поддержки?
Дайте ребенку понять, что отличаться — нормально. И даже хорошо!
Его сложности в общении происходят не от того, что он не такой, как все, а потому что он пока не полностью овладел наукой общения — а это можно выучить точно так же, как химию или английский язык.
Поддержите увлечения ребенка, даже если они кажутся вам странными
Не подталкивайте ребенка любой ценой вливаться в коллектив. Возможно, из-за этого ему придется пожертвовать любовью к любимому занятию (например, к книгам, если ребенка дразнят “ботаником”). Будучи уверенным и доброжелательным, ваш ребенок займет свое уютное место в коллективе вне зависимости от своих особенностей.
Чего нельзя делать, если ваш ребенок подвергается травле:
-
Публично отчитывать обидчиков. В таком случае вашего ребенка будут считать ябедой, что осложнит ситуацию еще больше.
-
Воспитывать силу характера отчуждением: ребенок, который чувствует себя одиноким, имеет гораздо больше шансов стать изгоем, чем лидером.
-
Обвинять. Даже если вы обнаружили, что проблемы связаны с поведением вашего ребенка — непониманием неписаных правил, эмоциональной незрелостью, несоблюдением норм — фраза “ты сам виноват” будет неуместной. В этой ситуации стоит утешить ребенка и помочь ему научиться ладить с окружающими.
-
Учить ребенка решать проблемы кулаками. “А ты ему сдачи дай!” — простая, прямолинейная и часто провальная стратегия, которая едва ли поможет ребенку завести друзей, но создаст ему не лучшую репутацию в школе. Старайтесь учить ребенка быть гибким — в зависимости от ситуации выбирать вариант поведения: отшучиваться, предупреждать, угрожать, удерживать агрессора, уходить и так далее.
Почему важно уметь спорить
Спор – это словесное состязание, противовес мнений, благодаря аргументированному обсуждению которых выясняется суть.
Есть люди, и их немало, которые не любят спорить и готовы принять чужую позицию
Однако уметь отстаивать свою точку зрения чрезвычайно важно. Если человек не имеет своего мнения, то перестаёт быть личностью. Кроме того, окружающие люди могут заблуждаться, независимо от своего статуса, что может привести к неверным решениям
Чужое мнение нужно уметь воспринимать только как мнение, уважая его, но, не подчиняясь ему. Людям свойственно ошибаться
Кроме того, окружающие люди могут заблуждаться, независимо от своего статуса, что может привести к неверным решениям. Чужое мнение нужно уметь воспринимать только как мнение, уважая его, но, не подчиняясь ему. Людям свойственно ошибаться.
Люди с собственным мнением меньше поддаются чужому влиянию, а значит, в меньшей степени склонны попадать в зависимости: психоактивную, религиозную, идеологическую.
Спорщики, как правило, уверены в себе, имеют широкий кругозор, открыты и решительны. Положительных аргументов в пользу умения спорить вполне достаточно, чтобы начать учить ребенка этому непростому искусству. Работа состоит из двух больших этапов:
-
учить иметь свое мнение;
-
учить его отстаивать.
Причины трудного поведения подростков
Часто сложное поведение — это реакция на стресс, проблемы и способ защититься. Трудное поведение может возникнуть по разным причинам, но в целом предпосылки можно объединить в пять больших пунктов.
Семья
Семья влияет на поведение ребёнка через собственные характеристики и практики воспитания. Физическое и психологическое жестокое обращение, культ силы в семье (часто мужской), постоянные конфликты в семье приводят к недостатку доверия и привязанности у ребёнка. Он может страдать от низкой самооценки и низкой удовлетворённости жизнью (ВОЗ).
При этом, как бы родители не прививали ребёнку здоровые привычки в общении (нельзя бить, оскорблять, кричать), в первую очередь он будет копировать поведение членов семьи (Singh, 2011)
Взрослым важно скоординированно рассказывать и показывать, что правильно, а что — нет. Например, если один родитель перебегает дорогу в неположенном месте вместе с ребёнком, а другой — строго переходит по переходу, то у ребёнка не сложится чёткого понимания, как нужно поступать в таких ситуациях, сколько бы бесед с ним ни проводили

Часто ребёнок может кричать или злиться как будто бы без видимой причины. Часто такая реакция связана с тем, что ребёнок испытывает недостаток внимания и таким образом пытается его привлечь. Если продолжить игнорировать это поведение или, наоборот, реагировать исключительно на него, то такое поведение может закрепиться, потому что оно сработало, и остаться у человека во взрослом возрасте (Lopez-Romero, Maneiro, Cutrín, Gómez-Fraguela, Villar, Luengo & Romero, 2019).
Школа
Ребёнок проводит почти каждый день в школе, поэтому школьная среда значительно влияет на его поведение. Например, буллинг, недостаток внимания со стороны учителей, отстранение от учёбы могут привести к школьной неуспешности. Дети, подвергшиеся буллингу, чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса, у них снижается академическая успеваемость (Buhs, 2005), а также могут привести к клинической депрессии (Ford et al., 2017) и суицидальным мыслям (Lardier et al., 2016).
Влияние сверстников и подходящие ситуации
Сверстники неизбежно влияют на поведение ребёнка, но есть ситуации, когда не поддаваться деструктивному влиянию оказывается намного сложнее. Например, детям, у которых мало друзей, намного сложнее отказываться и давать отпор сверстникам, потому что они боятся потерять и так небольшой круг общения. Также больше подвержены влиянию младшие дети, которые общаются со старшими. Девочки чаще подвержены влиянию со стороны небольшого количества человек, в то время как мальчики склонны быть восприимчивыми к силам группы. Это связано с тем, что мальчики дружат группами, в то время как девочки ориентированы на то, чтобы ладить с тем или иным конкретным человеком (Laursen, 2013).
Особенности социализации
Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, им предъявляют разные требования и ожидают разного поведения, и это называется гендерная социализация.
За девочками намного сильнее присматривают, чем за мальчиками; девочек учат избегать опасности, а мальчиков поощряют к рискованным действиям, которые могут привести к правонарушениям (Messerschmidt J., 1993). В мальчиках также чаще воспитывают агрессивность. Агрессивные и контактные виды спорта часто считаются более престижными среди мальчиков. В детстве насилие и агрессия становятся способами выражения эмоций у мальчиков (Н. К. Радина, А. А. Никитина, 2011). Затем насилие используется как инструмент укрепления власти, особенно если что-то угрожает восприятию собственной маскулинности.
Черты личности, неврологическое развитие
Индивидуальные психологические и поведенческие характеристики также могут вызывать трудное поведение, например импульсивность или неспособность отсрочить наслаждение, агрессию, низкий уровень эмпатии и неусидчивость (Farrington, 2002). Другие факторы риска могут быть заметны уже в детстве: агрессивное поведение, задержка речи или нарушение функций речи, отсутствие контроля собственных эмоций, жестокость к животным (Walklate, 2003).
Как наказывать
Универсального рецепта «правильного наказания», который бы подошел семье с любой системой ценностей и ребенку с любым типом характера, нет. То, что работает в одних случаях, оказывается бесполезным в других
Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте применения любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть подростку предельно ясной. Правила и санкции за их невыполнение должны быть прозрачны, однозначны и известны заранее
Поэтому если у вашего ребенка подростковый возраст проходит непросто, найти общий язык кажется невозможным, и вы все время натыкаетесь на протестное поведение, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил.
Внутрисемейные правила поведения — это своего рода правила дорожного движения. В ПДД четко расписано, что разрешено, что запрещено и как наказывается несоблюдение. Не будь ПДД — на дорогах бы царил хаос.
Хаос начинает царить и в некоторых семьях, где есть непростой подросток, противоречивые инструкции со стороны родителей, но нет свода ясных и однозначных правил поведения
Если в семье недостаточно уважения друг к другу, а ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить ребенка подчиняться правилам непросто. Нередко подросток просто обучается обходить систему правил, оставаться непойманным, увиливать и так далее. И все же смысл четко обозначить правила есть.
Реакция подростков на внутрисемейные правила во многом напоминает отношение водителей к ПДД. Есть водители, которые соблюдают ПДД и крайне редко их нарушают и, соответственно, редко бывают оштрафованы. Эти водители внутренне согласны с правилами и считают их достаточно справедливыми (или боятся санкций, что тоже не редкость). Другие водители не все правила считают справедливыми и не всегда готовы их соблюдать, но «принимают правила игры» — то есть они согласны понести наказание, если будут пойманы на нарушении. А еще есть водители, которые не хотят принимать правила игры, причисляют себя к избранной группе тех, кому можно то, что нельзя другим. Здесь в ход идут всевозможные ксивы, мигалки и другие атрибуты исключительности. Что-то похожее есть и в поведении некоторых подростков, которые способны на невероятные ухищрения, лишь бы вести себя так, как они сами считают нужным. Но даже для них наличие правил является некоторым сдерживающим фактором.
Говорите на языке вашего собеседника
Чтобы стать убедительным, нужно использовать особенности восприятия мира другим человеком. Для этого постарайтесь выявить в его речи какие-то присущие ему слова и речевые обороты. А после стоит использовать их, исподволь вставляя в беседу. Тогда ваша речь впишется в уже имеющуюся картину мира собеседника.
Если вы знаете, что сила убеждения вам понадобится в разговоре с представителем другой профессии, то нужно подготовиться. Прочитайте несколько статей на нужную тему и запомните основные термины, даже если они заковыристые и непонятные. Собеседнику будет приятно, что вы заинтересовались его сферой деятельности. А включённые в вашу речь профессиональные слова сделают её намного убедительнее.
Еще по теме «Как научить ребенка защищаться. Словами или кулаками?»:
Как Вы учите своего ребенка защищаться? Как правильно реагировать на ситуации (см.внтури)
Как Вы учите своего ребенка защищаться ? Как правильно реагировать на ситуации (см.внтури). Воспитание. Ребенок от 7 до 10. Наверное больше мне обидно и мысли лезут что вот не могу научить защищать себя.
Развивающие игры для детей
1. Свойства предметов. Эта игра развивает осязание и речь ребёнка. Разложите перед ребёнком различные предметы с интересной фактурой, например, что – нибудь очень твёрдое (кубик) и что – то очень мягкое (плюшевую игрушку). Положите руку ребёнка на твёрдый предмет и назовите его, предварив определением «твёрдый»: «твёрдый кубик». Теперь поместите его руку еще, на какой – нибудь твёрдый предмет и снова назовите его: «твёрдый стол». Повторите это несколько раз, а потом переходите к мягким…
Есть ли управа, на малолетних хулиганов?
Ситуевина у нас неприятная приключилась, на днях.. В пятницу шли домой с площадки, из окна 9го этажа, в нас кинули сначала яблоко, которое упало рядом с Дашкой, а затем пакет с водой, который пролетел сантиметрах в десяти, от Тимкиной головки.. Такое уже случалось однажды, пару лет назад, мы тогда не ту квартиру заподозрили.. но это в прошлом.. в этот раз, за пол часа до нас, запустили яйцом в автомобиль, только что припарковавшегося знакомого… ну и собственно я стою смотрю на окна, мне…
Каким образом защищаться
Научите ребенка спрашивать и не брать игрушку пока не получено разрешение. Тогда и защищаться не надо будет. Схватить игрушку успеваете, а спросить нет?
Подросток — как постоять за себя
Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный От стаи хулиганов она все равно не защитится. Даже о одного, подкравшегося сзпади — тоже. Там расскажут и научат тому, чему при всем желании не можем научить мы, мамы и женщины.
Как защитить ребенка от издевательств со стороны одноклассника
Не надо жестко говорить с чужим ребенком !!!! Своему этим не поможешь, а неприятностей можно огрести по полной. Особенно если, вдруг, у того ребенка какой-нить нервный папочка окажется.
Как научить ребенка давать отпор «доводящим» одноклассникам
Переходить в другую школу не хотим, да и не выход это, нельзя же убегать от неприятностей. Есть ли какие-то методы, как научить ребенка давать отпор обидчикам, как выйти из роли жертвы?
Как научить защищаться?
Вот я и думаю: эта ситуация пустяковая, но как научить защищаться, когда обижают? Он не понимает как можно ударить и не догадывается ответить «тем же», максимум — уйти. Часто эти дети не умеют обижаться, защищаться.
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ
Девочки,читаю книгу Ромены и просто азарт к борьбе проснулся..Однако там в основном все дети были изначально с пониманием обращенной речи,кроме Саркиса,а у нас её нет :(( Как научить ребенка понимать обращенную речь???
Как правильно научить давать сдачи?
По ошибке мой ответ прилепился к другому топику ниже поэтому повторюсь снова: Я не знаю как научить, но согласна что ребёнок должен научиться себя защитить. Утопия! Подонки были, есть и будут. И от них надо защищаться и противостоять им. 18.09.2003 09:13:39, надяМ.
Как научить детей защищать друг друга?
Как научить детей защищать друг друга? Я имею ввиду брата и сестричку ( двойняшек). То есть его (ее) просто бьют или она защищается ? И что за драка? Вмещательство девочки в драку мальчиков и наоборот оправдано только если действительно бьют, а не дурачатся.
Как научить постоять за себя ?
А вот направленная агрессия, как научить ребенка с ней справляться или и впрямь само придет? Или еще в такой ситуации действенный способ при маме учить своего ребенка, как надо защищаться (проговорить, что надо делать) И для себя я решила, что у меня цель не…
Человек должен убедить себя сам, а Вы — ему помочь
Самый эффективный способ убеждения — подвести человека к нужному выводу, чтобы он сам решил, а желательно, публично заявил, нужную Вам позицию. Тогда он станет самым горячим сторонником идеи, будет ее защищать и обосновывать пуще Вас.
Как это сделать? Есть два способа. Один честный, другой не очень, но эффективный.
Честный способ состоит в том, чтобы задавать вопросы, изучая взгляды и догмы собеседника и постепенно приближаясь к цели. Человек должен сам прийти к нужному выводу. Этот процесс бывает очень долгим. Далеко не сразу удается нащупать тот базис, на котором будет построено убеждение. Некоторые представления, которые кажутся Вам очевидными, для других людей просто неприемлемы. Нередко приходится делать довольно много заходов, сначала неудачных. Если Вы видите, что избранная тактика не ведет туда, куда Вы планировали, прекратите разговор, на досуге обдумайте свои вопросы, найдите новый путь. Ведя такие разговоры, Вы хорошо изучите собеседника, и постепенно обязательно найдете правильные слова. Такое убеждение — типичный пример проекта, который требует обдумывания, планирования, исполнения с периодическим контролем результата и корректировкой плана.
Самое главное, не давить на человека. Как только Вы видите, что разговор не получается, прекращать его, уходить в тень и готовить новую беседу. Ни в коем случае нельзя переходить к спору
Очень важно за этим следить. Потеряв контроль, очень легко можно спровоцировать собеседника на высказывание мнения, противоположного Вашему, тогда все дело будет провалено
Теперь о не очень честном способе. Он тоже требует изучения оппонента. Он хорошо работает с людьми, любящими спорить. Прежде всего, нужно найти человека, перед которым оппонент хочет покрасоваться. Далее втянуть оппонента в спор на отвлеченную тему в присутствии найденного человека. Когда спор достигнет нужного накала, высказать мнение, ровно противоположное тому, в котором Вы хотите убедить оппонента. Он инстинктивно займет и выскажет противоположную позицию. По прошествии некоторого времени к теме нужно несколько раз вернуться, чтобы он снова озвучил якобы свою точку зрения для закрепления своей убежденности. Он Ваш, теперь он — носитель нужной идеи.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЛОГИКЕ
Ваша 11-летняя дочка рассказала своей подружке, что девочки в классе собираются идти в кино после уроков. Заводила девчонок обвинила вашу дочку в «болтливости». Подскажите дочке, как можно вести диалог в подобных ситуациях. Например, разговор может быть таким:
– Зачем ты разболтала Насте, что мы идем в кино? Тебе ничего сказать нельзя, ты болтушка!
– Разве это тайна? Я не знала.
– Да, тайна!
– Тогда почему весь класс об этом знает?
– Не твое дело!
– Тогда не твое дело, что я Насте рассказала.
– Да мне плевать, рассказала ты или нет.
– А если тебе плевать, зачем ты об этом вообще говоришь? В твоих словах нет логики.
На этом месте советуйте ставить жирную логическую точку и уходить.
Способ №1: Учим искать аргументы
Умение приводить разумные аргументы помогает человеку быть услышанным и понятым. В первую очередь, следует научить детей доносить информацию, опираясь на факты и логику. Но как объяснить совсем маленькому ребёнку, что такое аргумент? Всё просто. Не стоит на первых порах вдаваться в сложные термины риторики. Достаточно объяснить, что аргумент — это утверждение или доказательство, которое развёрнуто отвечает на вопрос «почему?».
Например: «Я думаю, что кошка лучше, чем собака. Почему? Первый аргумент — кошка более независима, чем собака. Второй аргумент — за кошкой уход проще. Третий аргумент — кошка умеет мурлыкать».



























