Как правильно научить ребенка говорить букву “р”

Как научить ребенка говорить звук «р»

Полезные советы

СОВЕТ №1

Постепенно вводите ребенка в игровую форму обучения. Используйте различные игры, песни и загадки, в которых присутствует звук “Р”. Например, можно играть в “Рыцарей”, “Роботов” или “Рыбаков”, придумывать истории с персонажами, имена которых начинаются на “Р”. Это поможет ребенку ассоциировать звук с конкретными словами и сделает процесс обучения более интересным и запоминающимся.

СОВЕТ №2

Практикуйте произношение звука “Р” в повседневных ситуациях

Например, при игре с игрушками или приеме пищи, обращайте внимание на правильное произношение слов, содержащих букву “Р”. Поощряйте ребенка, когда он правильно произносит этот звук, и повторяйте слова с ним, чтобы он мог услышать и повторить правильное произношение

СОВЕТ №3

Обратитесь к специалисту. Если у ребенка возникают трудности с произношением буквы “Р” и самостоятельные занятия не приносят результатов, стоит обратиться к логопеду. Специалист поможет определить причину проблемы и разработает индивидуальную программу обучения, которая будет нацелена на преодоление трудностей и развитие правильного произношения.

Как правильно научить ребенка говорить букву «Р»

Упражнения

Весь комплекс упражнений можно условно разделить на этапы:

  • Артикуляционная (речевая гимнастика). Такие занятия тренируют разнообразные мышцы речевого аппарата (языка, губ, щек) и подготавливают их к произношению сложных звуков. При этом тренируется выдох, растяжение уздечки, укрепление языка в поднятом положении.
  • Развитие фонематического слуха. Ребенок учится слушать и переводить звуки окружающей среды в речь.
  • Собственно постановка звука «Р». Производится, когда малыш освоил различные техники речевой гимнастики.
  • Автоматизация произношения. Эта техника нужна для введения «Р» в беглую речь.

В следующей таблице описано, как научить ребенка выговаривать букву «Р» правильно.

Этапы освоения звука «Р»
Название техники
Упражнения
На что нужно обратить внимание
Подготовительный
Артикуляционная гимнастика.
Тренировка выдоха.
Нужно следить за плавностью и неспешностью совершаемого выдоха

В то же время, выдох должен быть достаточно интенсивным и мощным.
Плавно надуть-сдуть щеки.Медленно подуть на огонек свечи.Подуть на ручки, как будто согревая их.Шарик от пинг-понга загнать в условленные ворота с помощью мощного точного выдоха.Развитие фонематического слуха.
Изобразить, как чувствует себя человек, когда ему холодно, произнести утрированно «б-р-р-р», тигр рычит «р-р-р», машина заводится «д-р-р-р».
Важно озвучивать каждое звуковое событие или слово, выделяя интонационно именно трудный звук.
Произнести слово и попросить малыша хлопнуть в ладоши, когда он слышит слово со звуком «Р».Развитие языка и губ
Каждое упражнение повторяется минимум по 5 раз за одно занятие.
Заборчик. Ребенку нужно растянуть рот в улыбке, чтобы все зубы было видно

Проводить языком по зубам влево-вправо.
Нужно следить, чтобы ребенок не напрягал сильно губы. Выполнять упражнение нужно медленно.
Окошко. Нужно широко открыть и закрыть рот.

Трубочка. Вытянуть губы трубочкой.

Часики. Кончиком языка постучать попеременно по правому и левому уголку рта.
Рот растянуть в улыбке.
Качели. Ребенок широко раскрывает рот, двигает языком вниз-вверх, попеременно касаясь зубов. Задерживает язык у верхних зубов на 10 секунд.
Рот открыт.
Лошадка. Языком пощелкать по нëбу, копируя бег лошадки.
Рот растянут в улыбке.
Запуск звука «Р»
Постановка правильного произношения звука и закрепление языка в нужном положении.
Грибочек. Выполняя предыдущее упражнение, остановить язык, прижимая его к верхнему нëбу на 10 секунд.
Язык должен быть напряжен, кончик расслаблен и совершает вибрирующие движения.
Автоматизация «Р»
Соединение правильного «Р» с гласными звуками.
Прижать к нëбу язык, под него поставить указательный пальчик. Сильно подуть на язычок в таком положении, произнося «дддд». В это время пальчиком нужно совершать частые движения вправо-влево.

Варьируются данные звуки, каждый слог доводится до автоматизма.
Произнести несложные звукосочетания «дра», «дру», «дро», «тра», «тру», «тро».

Позднее убирать начальные звуки и оставить только «ра», «ро», «ру».

После того, как звуки отточены, вводятся слова. Начать нужно со слов, которые начинаются на звук «Р» или «Тр».
Ввести обратные слоги «ар», «ур», «ор».

Потом можно ввести слова, где «Р» стоит посередине, далее в конце.
Рак, трава, рубашка, рука. Корова, порог, забор.

Параллельно нужно учить ребенка различать твердое и мягкое «Р».
Катер-море, сапер-коряга.
Для смягченного «Р’» язык надо прижимать ближе к нëбу и выдвигать ближе к зубам. Для произношения твердого звука язык нужно расслабить и расположить немного глубже.

Придерживаясь определенного порядка в действиях, можно добиться хорошего результата. Надо сразу нацелиться на длительную и терпеливую работу с ребенком и не спешить – это залог успеха в таком непростом деле.

Постановка звука без логопеда

Начать следует с артикуляционной гимнастики.

Все упражнения на развитие артикуляции призваны решить следующие задачи:

  • развить подвижность языка (нужно учиться делать язык широким, узким, поднимать его, отодвигать);
  • развить подвижность губ;
  • развить навык удерживания нижней челюсти в определенном положении.

Предварительно обязательно делают разминку, иначе упражнения будут малоэффективны!

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика должна доставлять ребенку удовольствие, заинтересовывать, но не утомлять.

Развитие речевого дыхания

Гимнастика направлена на тренировку выдоха, растягивание уздечки, укрепление языка в верхнем положении. Мощный выдох — одна из самых важных составляющих. Развить его помогут мыльные пузыри.

Упражнения:

  1. Ребенку дают кусочек распушенной ватки, рассказывают, что это снежинка, которая летает на ветру, показывают, что нужно дуть ртом, округленными губами. И ребенок будет повторять за родителями.
  2. Шарик от пинг-понга можно попытаться загнать в ворота выдохом. Это увлекательное упражнение формирует правильную воздушную струю.
  3. Из бумаги делают бабочку или самолетик, прикрепляют ниточку, показывают ребенку, как они летают, когда на них дуют. Выдох должен быть долгим.
  4. Из бумаги вырезают несколько полосок, приклеивают к палочке или карандашу, дуют, как будто листва колышется на ветру. Развивается не только речь, но и воображение.
  5. Можно зажечь свечу и дуть на нее. Выдох не должен быть резким, нужно дуть плавно, чтобы свеча не потухла.
  6. Кладут на край стола бумажных птичек, дуют на них так, чтобы птицы улетели как можно дальше.
  7. Можно научить ребенка подражать собаке и дышать так, как будто ей жарко, высунув язык, шумно и быстро.
  8. Научить дуть на горячее или греть дыханием руки. Вдыхать нужно носом, выдыхать ртом.
  9. Из бумаги сделать кораблик, наполнить ванную водой, опустить кораблик, подуть на него вместе с ребенком, попытаться пригнать к определенному месту. Кораблик можно сделать разноцветным.

Разминка языка

Упражнения для разминки:

  1. «Качели». Рот широко открывается, ребенок двигает языком вверх-вниз, при этом касается зубов. Задерживает у верхних зубов на 20 секунд. Упражнение помогает языку тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.
  2. «Вкусное варенье». Язык поднимается к верхней губе, облизывает губы по часовой стрелке и против. Язык тянется к носу, щекам, подбородку.
  3. «Индюк». Рот приоткрывается, язык дотягивается до верхней губы, производится движение вперед-назад широким передним краем языка до верхней губы. Язык от губы не отрывается. Скорость нужно увеличивать.
  4. «Маляр». Производить движения языком так, будто он «красит» зубы, щеки, верхнее нёбо.
  5. «Накажем непослушный язычок». Малыш высовывает язык и несколько раз быстро прикусывает его губами, при этом выдувая воздух. Это упражнение расслабляет язык, тренирует выдох.
  6. «Лошадка». Ребенок щелкает языком по верхнему нёбу, имитирует цоканье лошади.
  7. «Грибок». При выполнении предыдущего упражнения язык останавливается, приклеивается к верхнему нёбу, удерживается в таком положении 10 секунд. Подъязычная уздечка натягивается, «изображая» ножку грибочка.
  8. Нужно надувать щеки и сдувать их, словно шарик.
  9. «Барабанщик». Рот приоткрывается, язычок барабанит по верхним зубам.
  10. «Слоненок». Губы вытягиваются трубочкой, делают «хобот», «набирают водичку», слегка причмокивая.
  11. «Орешки». Нужно закрыть рот, поочередно с напряжением упирать в щеки кончик языка, образовывать на щеках твердые «орешки».
  12. «Заборчик». Малыш с напряжением улыбается, обнажая зубы. Высовывает язык, придавая ему форму чашечки.
  13. Заворачивает язык наверх, как будто сворачивает блинчик, прижимает его верхними зубами.
  14. «Маятник». Малыш изображает, как работают часы с маятником, двигая языком вправо-влево, в уголки рта.

Также можно проявить фантазию, придумать сказку. Малыш должен использовать язык в качестве «иллюстрации». К примеру: «Проснулся по утру язычок, окошко раскрыл (ребенок открывает рот), поглядел наверх (вытягивает язык к носу), поискал солнышко (вытянуть язык влево и вправо)» и так далее.

Если все вышеописанные упражнения даются без труда, следует приступить к следующим упражнениям. Рассмотрим, как поставить букву «р» ребенку в домашних условиях.

Причина картавости

Выделяют несколько причин неспособности правильно произносить звук «р», на наличие которых стоит обратить внимание для последующего устранения проблемы:

Низкий уровень подвижности речевого аппарата. Что это значит? Такое состояние может возникать при низком или, наоборот, чрезмерном тонусе лицевых мышц. Скорее всего, вы не наблюдали, чтобы ваш малыш сильно гримасничал. И в таком случае данное занятие как раз поможет вам! Кривляния послужат своего рода «гимнастикой» для лица – поскручивайте с ним губы и язык трубочкой, широко растяните улыбку «до ушей», проверьте, насколько длинны ваши языки, попробовав достать ими до своего носа и подбородка, подвигайте челюстями, да и просто побалуйтесь друг перед другом или перед зеркалом.

  • Короткая подъязычная уздечка. Из-за нее язык просто не дотягивается до неба, чтобы иметь возможность производить рычание. Это явление диагностирует логопед или хирург. Для устранения проблемы могут назначить специальную гимнастику для языка, которая поможет растянуть ее, или же немного ее подрезают.
  • Фонематический слух, а именно – его нарушение. Неправильное восприятие ребенком взрослой речи приводит к ее искажению в собственном исполнении. Как пример, слово «любовь» на слух воспринимается как «любофь», «палка» как «балка» и наоборот, ну и т. д. Также этому может способствовать намеренное неправильное произношение взрослых, когда они «смягчают» твердые звуки, как бы копируя смешное и нелепое произношение малыша.
  • Неправильное речевое дыхание. Этот тип дыхания нарушается при насморке, увеличенных аденоидах, иммунных заболеваниях и болезнях сердечно-сосудистой системы. В таком случае, помимо логопедических упражнений, назначаются индивидуальные физические упражнения.
  • Горловое «р». При попытках правильно произносить слова у малыша мог получиться более легкий вариант произношения через дрожание гортанного язычка (на французский манер). В этом случае необходимо переучивание.

Разобравшись с причиной неправильного произношения и выяснив, что она не имеет серьезных истоков, требующих обязательного врачебного вмешательства, вы можете попробовать помочь малышу самостоятельно, следуя определенной схеме действий.

  • Не ставьте перед крохой сразу сложновыполнимую задачу. Для начала тренируйтесь выговаривать саму букву, предварительно проделав так называемую артикуляционную гимнастику, описанную ниже. Когда первый этап будет закреплен, переходите к следующему – произносите букву в слогах, затем в словах, и после можете учить скороговорки для тренировки речи.
  • Занятия со своим чадом проводите регулярные, иначе эффект проделанной работы будет равен нулю.

Маленьких детей трудно заставить что-то выполнять против их воли, особенно систематически. Превратите ваши тренировки в игру, тогда и достигнете положительного результата гораздо быстрее, так как малыш будет учиться с энтузиазмом. Пусть также кривляется перед зеркалом.
Будьте терпимы. В данной кропотливой работе к вам придет успех не сразу. Для его достижения могут понадобиться многие недели и месяцы

Важно не отбить у ребенка желание вовсе что-то делать своим нетерпением и раздражительностью. И тем более, не дай Бог запугать его!

Игровой урок на артикуляцию №1

Каждый урок, на котором мы будем учиться выговаривать букву Р, состоит из нескольких упражнений. Первый включает в себя следующие:

  • «Цоканье»;
  • «Индюк»;
  • «Прыжки».

Упражнение – это веселые воображаемые скачки на лошадях. Дети очень хорошо понимают, как нужно цокать языком, чтобы имитировать цоканье лошадиных копыт. Если объяснять, каким образом получается такой звук, то язык нужно по очереди то присасывать, то резко отрывать от твердого неба. Обычно это забавное упражнение приводит детей в восторг, особенно если устраиваются состязания, у кого лошадка быстрее.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: принцип действия таблицы скоростного чтения для детей

Действие упражнения «Индюк» происходит уже на птичьем дворе, куда все прискакали верхом

Перечислим вместе с ребенком всех местных обитателей – куры, гуси, утки; а главный среди них, конечно же, индюк! Он важно ходит по двору и говорит: «Бл-бл-бл!» (здесь нужно воспроизвести звук, который образуется при резком выбрасывании языка между зубами и губами наружу). После этого ребенку нужно повторить «индюшачий разговор»

С птичьего двора, от сердитого индюка, отправимся в дом (предварительно нужно подготовить зеркало и хорошо вымыть руки). Кто живет в домике? (Пусть малыш пофантазирует и выскажет свои версии). В домике живет Веселый Язычок! Домик его – рот, а любимое занятие Язычка – прыгать до потолка. Встанем перед зеркалом, откроем домик-рот и найдем в нем пол и потолок. Вверху, за зубами, есть бугорки, которые малыш может нащупать пальцем (это альвеолы на небе). Альвеолы можно назвать диванчиками для Язычка, которые стоят не на полу, а на потолке. Переходим к упражнению «Прыжки», когда Язычок прыгает с диванчиков на пол (здесь нужно щелкать языком по альвеолам). Необходимо объяснить малышу, что Язычок должен прыгать именно по «диванчикам», а не за зубами.


ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: логопедические упражнения для детей 4-5 лет: видео

Почему ребенок не выговаривает букву «р»?

С проблемой невыговаривания звуков детьми, особенно «р», сталкиваются многие родители. При этом причины такого явления могут быть самые разные:

  • Анатомические. У некоторых деток встречаются аномалии развития речевого аппарата. Некоторые могут влиять на их способность выговаривать звуки:

    • плохая подвижность языка;
    • аномальное строение подъязычной уздечки;
    • неправильный прикус;
    • слабо развитые мышцы щек и губ.

    Исправить такие проблемы достаточно сложно. В этом поможет специальная артикуляционная гимнастика, растяжение уздечки. В некоторых случаях требуется хирургическая операция.

Особенности восприятия звуков. В этом случае дети часто путают буквы, переставляют их местами, подменяют одни звуки другими. Причиной может быть нарушение фонетического слуха – когда малыш не воспринимает некоторые звуки.

Также такое нарушение может быть связано с подражанием кому-либо из близкого окружения (например, старший брат картавит, а малыш копирует его речь).

  • Проблемы с ЛОР-органами. Их могут спровоцировать нарушения дыхания (слабый вдох) или заболевания уха, горла, носа. Болезни, способные спровоцировать нарушение произношения звуков:

    • аллергический ринит;
    • тонзиллит;
    • перенесенная ангина;
    • наличие аденоидов или полипов в горле;
    • парезы ЛОР-органов.

    В этом случае подбирается индивидуальное лечение, направленное на борьбу с основным заболеванием. Также детям потребуется подобрать комплекс логопедических упражнений для восстановления речевых функций.

  • Неврологические нарушения. Поражение речевого аппарата вследствие неврологических патологий называют дизартрией. Такое нарушение влияет не только на чистоту дикции, но и на возможность произносить некоторые звуки.

Отдельно выделяются психологические причины нарушения речи. В этом случае требуется консультация психотерапевта.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Третий способ постановки «Р»

Здесь уже нужно прибегнуть к механике. Вам понадобятся ватные палочки, пользуйтесь ими очень аккуратно, следя за состоянием малыша.

Школьник издаёт протяжный звук З, краешком языка прикасаясь к альвеолам. «Вылетает» фрикативный Р.

В то время, как ребёнок произносит фрикативный Р, аккуратно введите ему под язык конец ватной палочки.

Аккуратно, но быстро двигайте палочкой из стороны в сторону под языком ребёнка, задевая снизу кончик языка. В тоже самое время палочка должна касаться и альвеол. Это позволит малышу направить воздушный поток – школьник будет дуть в место касания.
Возникнет вибрация языка

Выйдет грубоватый Р.
Важно, чтобы ребенок не прекращал тянуть звук Р.
Рот необходимо чуть приоткрыть. Только для того, чтобы в него входила палочка для помощи «дрожания» языка.

Скажите ребенку, что он выговаривает Р (словно рычит большой тигр).

После того, как вибрация станет постоянной, проговорите слог РА по карточке с символом А (учите тигра разговаривать).

Упражнения для общего развития речи в домашних условиях

Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.

Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь

Все упражнения делаются по 8-10 повторов:

  1. «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
  2. Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
  3. Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
  4. Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.

Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки

Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь

При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.. Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд

Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.

Игры для развития фонематического звука

Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.

  • «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
  • «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук , то топает ножкой, если звук , то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
  • «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.

Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры

Учим ребенка говорить букву «р»

В занятиях важно использовать комплексный подход:

  • регулярно заниматься с логопедом;
  • делать упражнения для постановки звука «р» у детей в домашних условиях;
  • использовать речевой материал для автоматизации звука «р» в повседневных делах: вместе с ребёнком учить скороговорки на букву р, рассматривать картинки, чтобы был звук и буква «р».

Заниматься можно и с логопедом, и дома самостоятельно. Если выбран второй вариант, первичная консультация со специалистом обязательна.

Постановка звука «р»

Чтобы ребёнку понять, как научиться говорить букву «р», сначала нужно освоить, как её выговорить изолированно. На этом этапе происходит знакомство со звуком: узнать, как выглядит буква «р»: раскраска, стихотворения с её изображением.

  • Для постановки звука нужно уловить, как он произносится, на что похоже его звучание. Малыш открывает рот, прижимает язык к нёбу, как в разминочных упражнениях, и быстро выговаривает «д-д-д». Во время этого попросите его произнести этот звук на сильном выдохе. Это ещё не будет «р», но он запомнит, какой должна быть вибрация.
  • Для следующего упражнения нужен логопедический шпатель. Для начала попросите малыша выговаривать «жжж» с широко открытым ртом. После того, как ребёнок поймёт, как это делать, введите шпатель под язык и помогайте ребёнку раскачивать его влево-вправо. Произношение «жжж» и колебания шпателем помогут понять, какой должна быть вибрация.
  • Пускай ребёнок произносит слог «зза», отодвигая язык, как можно глубже к горлу. Одновременно введите шпатель также, как в предыдущем упражнении, и помогайте двигать язык из стороны в сторону. Должен получится чёткий звук р.

Как только малыш освоил проговаривание без шпателя, переходите упражнениям на на автоматизацию звука р.

Автоматизация звука «р»

После того, как малышу удалось научиться произносить букву, учат использовать её в слогах. Сначала автоматизация твёрдого и мягкого звука р в слогах и лишь потом переход к следующему пункту.

  • Автоматизация звука в словах. Начинать нужно с коротких и переходить к длинным, чтобы ребёнок мог разговаривать, используя такие слова в предложениях.
  • Автоматизация звука р в длинных предложениях.

Лишь на этом этапе используют скороговорки на «р», учат логопедические стихи.  Также используйте загадки про букву р, чтобы он её проговаривал в качестве ответа.

Кто может научить ребенка говорить букву Р?

Логопед сыграет одну из важнейших ролей в формировании речи малыша. Однако самыми главными участниками процесса будут родители. Именно от них зависит успех или же провал обучения.

При этом следует понимать, что для правильного формирования произношения нужно приложить намного больше усилий, чем, например, для обучения плаванию. Ведь в случае со словами акцент делается не на технике, а на развитости артикуляционного аппарата. Поэтому родителям следует:

– составить график занятий с ребенком;

– не пропускать в тренировках ни одного дня;

– подобрать самые интересные и увлекательные игры и упражнения;

– делать занятия веселыми;

– иметь под рукой поощрительные подарки;

– запастись терпением на пару месяцев вперед;

– не ожидать быстрых результатов.

Только после этого можно говорить о готовности родителей помочь своему ребенку исправить произношение.

Советы

  1. До двух лет не стоит настаивать на том, чтоб карапуз начал выговаривать сложные звуки. Родители должны понимать, что в первую очередь, малыш будет произносить простые.
  2. Когда малышу исполнится пять лет, самое время начать активно изучать правильное произношение буквы р. Желательно, чтобы занятия проходили в игровой форме, ребенку будет интереснее.
  3. Запаситесь терпением. Вам предстоит нелегкий труд, но при соблюдении всех правил, при Вашей настойчивости впереди ждет успех. Если проблема в уздечке, необходимо обратиться к хирургу, поговорить об устранении этого дефекта.
  4. Занятия должны быть ежедневными, обязательно в одно и то же время. Большие разрывы между тренировками сведут на нет все успехи.
  5. Идеально, чтоб упражнения малыш делал перед зеркалом или старался повторять за взрослым, подражал ему. Хоть занятия должны быть ежедневными, но проводиться недолго, чтоб малыш не утомился.
  6. Чтоб ребенок достиг результата, надо научиться делать хороший выдох. С этой целью можно использовать мыльные пузыри малыш научится делать выдох, выдувая пузыри. Также может помочь шарик от пинг-понга, пусть ребенок при помощи дыхания постарается задуть его в ворота. Данное упражнение позволит правильно организовать воздушную струю.
  7. Время для занятий выбирайте спокойное, когда малыш в хорошем настроении.
  8. Упражнения должны быть в игровой форме, чтоб ребенку было интересно. В противном случае, карапуз не будет заинтересован в занятиях, очень быстро потеряет к ним всякий интерес.
  9. Обязательно хвалите малыша за его успехи, даже если они незначительные.
  10. Если у ребенка совсем не получается, не нужно его упрекать и насмехаться над ним.
  11. Недопустимо сравнивать свое чадо с другим малышом, ведь так не избежать развития низкой самооценки и ряда комплексов.
  12. При общении с ребенком не нужно сюсюкать, как-либо искривлять слова, ведь ему будет сложно понять, почему Вы требуете от него правильного произношения, когда сами говорите неверно.
  13. Первым делом необходимо произносить сам звук, после этого можно перейти к мягкому звуку, далее следует начать употребление звука в слогах, следующим этапом является переход к словам, затем скороговоркам.

https://youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

Теперь Вы знаете, как быстро научить малыша говорить р. Помните о том, что лучше посетить логопеда даже, если уверены, что сможете справиться своими силами. Не забывайте, что родители не всегда могут правильно определить причину речевого отклонения. Помните, что занятия с ребенком нужно проводить ежедневно, но не стоит его сильно переутомлять.

Картавость это нормально

Логопеды считают, что до пятилетнего возраста картавить дети «имеют право». Идёт становление речевого аппарата, и карапузу нужно время, чтобы научиться им полноценно пользоваться. Но мамочки и папочки не должны сложа руки ждать, когда их чадо само преодолеет все препятствия.

Освоение речи идет поэтапно. Нельзя научить ребёнка говорить «Р» и другие трудные звуки, не выучив перед этим простых. «Р» – самый сложный звук, и осваивается ребёнком, как правило, последним. Поэтому то, что двухлетка ещё не умеет проговаривать согласную «Р» – нормально. Но уже сейчас можно делать упражнения, которые очень помогут в освоении рычащего звука.

Если по достижении пяти лет не будет прогресса в отношении трудной буквы, можно начинать «бить тревогу» и обращаться к помощи логопедов. Для самых маленьких существуют интересные и простые упражнения для развития речи, которые понравятся и деткам, и взрослым. Контакт малышей с родителями в этом нежном возрасте очень важен, они впитывают как губка всё, чему их учат и стремятся во всем подражать. Поэтому тренировки принесут двойную пользу: общение с малышом и обучение в веселой форме.

Почему ребёнок не выговаривает звук «р»: причины

Автоматизация звука

Общие правила

Обычно родители до поры до времени не обращают особого внимания на «французское» произношение чада. Тревогу начинают бить ближе к школе. А между тем, чем раньше они займутся ребенком, тем проще и быстрее коварная буква войдет в лексикон.

Некоторые источники требуют, чтобы первым делом малышу объяснили разницу между звуками и буквами. Дескать, в первом классе малышу потом будет проще.

Давайте смотреть правде в глаза: сейчас не каждый взрослый знает различие. Поэтому не забивайте ребенку голову. Кстати, в первом классе учитель и без вас объяснит чаду все про буквы и звуки. А значит оставьте малышу немного детства, учеба еще успеет ему надоесть. В общем, занимайтесь буквой Р, и ничем кроме.

Что делать, если ребенку никак не дается буква Р? Обратитесь к логопеду. Нет, совсем не обязательно ходить на занятия регулярно. Можно сэкономить немалую часть семейного бюджета, если вы сами готовы заниматься с малышом. Но хотя бы один раз посетить специалиста стоит. Он определит проблему и подскажет, в каком направлении двигаться.

Совет. Сходить к логопеду нужно обязательно. Зачастую родители в погоне за буквой Р не замечают, что отпрыск коверкает другие буквы.

Сразу разворачивайтесь и уходите, если специалист начинает вас стращать. Якобы от картавости развиваются дисплазии, патологии и ужасные болезни головного мозга. Такой «логопед» просто хочет вытянуть из вас побольше денег. Запомните, от ротацизма (официальное название картавости) еще никто не умирал. Вон, жители Франции и Германии все поголовно картавят. И что? Прямо все штабелями падают и умирают от патологий? А сколько человек говорят на английском языке? Ведь там нет четкой буквы Р. Так, жалкое подобие. Скажете тоже абсолютно все страдают от заболеваний мозга? Глупости.

Ищите хорошего специалиста, который будет давать вам ценные рекомендации как научить ребенка говорить букву Р, а не рассказывать сказки.

Кстати, картавость может быть от недоразвития уздечки. И, если раньше приходилось ее подрезать хирургическим путем, то сейчас можно избежать таких кардинальных мер. Есть много упражнений, позволяющих растянуть и разработать уздечку безболезненно.

А вы знали? Оказывается, что наиболее тяжелая форма ротацизма — это гортанный вариант (или горловой). В таком случае родителям бывает очень сложно научить ребенка говорить букву Р правильно. Здесь однозначно не обойтись без помощи логопеда. Потому что это уже не коррекция речи, а переучивание.

Не заставляйте отпрыска насильно выполнять логопедические упражнения. Выбирайте время, когда малыш:

  • выспался
  • накормлен
  • здоров
  • отдохнул
  • в хорошем настроении

Обязательно используйте элементы игры, чтобы заинтересовать ребенка. Сухой официальный язык оставьте себе. С чадом можно и подурачиться, но только на основе рекомендованных занятий. И не перенапрягайте ребенка. Пары раз в день по 20-25 минут более чем достаточно, чтобы у малыша не развилось отвращение к учебе.

И еще. Кроме специальных упражнений для буквы Р, не сбрасывайте со счетов другие уроки по тренировке всего речевого аппарата. Ведь только комплексный подход поможет вам одолеть сложную букву.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: