Как научить ребенка пересказывать текст

Как научить ребенка пересказывать текст и составить план пересказа?

Как работать с текстом

Необходимо научиться эффективно работать с текстом. Алгоритм действий такой:

  1. Ребёнок внимательно читает текст.
  2. Взрослый объясняет ему незнакомые слова.
  3. Вы вместе делите текст на смысловые части.
  4. Даёте каждой части краткое обобщённое название (ключевое слово).
  5. Задаёте ребёнку шесть «золотых» вопросов пересказа: кто, что, где, когда, зачем, почему.
  6. Формулируете основную мысль текста и вывод.
  7. Интересуетесь, что ребёнка заинтересовало в тексте.
  8. Составляете план пересказа.
  9. Просите ребёнка пересказать текст, подсматривая в план. А затем без него.

Ещё можно выполнять упражнения каждую неделю, и результат вас порадует.

Перепишите текст на отдельный лист или отсканируйте его из учебника. Разрежьте полученный дубликат на кусочки по 1–3 предложения. Дайте ребёнку задание собрать кусочки по смыслу.
Проработайте с ребёнком текст. Для этого вычеркните слова, которые не влияют на основной смысл

Оставьте только самое важное.
Исказите или уберите значимый факт в тексте. Дайте школьнику задание поразмышлять над тем, как изменения повлияют на развитие сюжета и изменят смысл текста.
Задание: назвать главные слова в тексте, от которых зависит целостность текста, составить рассказ, опираясь на эти слова. 

Коротко об авторе методики и предназначении диагностики

Изначально методика разрабатывалась только для взрослых

Автором теста «Простые аналогии» является американский психолог Уильям Гордон. Он предложил составление аналогий как способ развития творческого мышления. Методика была разработана для взрослых людей, но психологи и педагоги решили адаптировать её и для детей. Учёные нескольких стран попытались упростить тест для малышей. В результате методика Гордона претерпела существенные изменения, а вопрос авторства стал неоднозначным. В современных школах этот тест применяется в том виде, в котором он рекомендован в вузовском учебнике по возрастной психологии И.Ю. Кулагиной и В.Н. Калюцкого.

Проведение теста призвано выявить:

  • насколько быстро ребёнок может устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • способность испытуемого критически оценивать информацию;
  • уровень развития ассоциативных связей между явлениями;
  • степень врабатываемости в материал;
  • динамику включения показателей произвольного внимания (устойчивости, концентрации, распределения, переключения).

По результатам составления простых аналогий можно выяснить также, каким образом ребёнок выстраивает концептуальные связи между явлениями (с опорой на внешнее сходство или исходя из сути понятий).

Тест представляет собой отпечатанный бланк с 32 пунктами. Каждая позиция состоит из 2 слов, имеющих логическую связь между собой, и одного слова, к которому испытуемому необходимо подобрать ассоциацию из приведённых ниже понятий. Причём эта связь должна быть оправдана аналогией, по которой составлена пара образца. Например:

План работы над пересказом для детей постарше

Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.

Словарная работа
.

Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.

При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.

Первичное знакомство с текстом
.

На данном этапе важно выделить смысловые части. В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием

В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.

Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.

К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.

Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.

Обобщение впечатлений и совместный пересказ
.

На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ. Передышка минут на 5-10.

Передышка минут на 5-10.

Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом

Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.

  • Повторное чтение
    .
  • Собственно пересказ
    .

Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект. Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации

Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д

Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.

Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.

После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.

Универсальная схема

Эта схема подходит не только для совсем маленьких детей. По подобному алгоритму можно заниматься и с ребенком, который недавно пошел в первый класс, и с учеником постарше.

Если у детей возникли проблемы с усвоением материала по различным предметам, имеет смысл таким образом подойти к изучению каждого нового параграфа. Первое время родителям придется контролировать процесс, потом они смогут заниматься самостоятельно.

Не забывайте, что занятия должны быть регулярными, тогда они принесут результат и существенно облегчат процесс учебы в школе. Во взрослой жизни приобретенные навыки также не будут лишними.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Как подготовить пересказ близко к тексту

Такой вид текста вызывает трудности из-за обилия мелких деталей. Но зато ребёнку не требуется выражать своё отношение к содержанию текста;  нужно просто изложить перечень каких-либо сведений или фактов. А это значит, что нужно просто запомнить текст и передать его содержание согласно определённому плану.

С чего начать

Нужно пробежать текст глазами для общего ознакомления (так называемое ознакомительное чтение). Цель: составить общее представление о содержании текста, определить основную мысль, идею (если это художественный текст), или смысловые куски (если это учебный текст). Большое значение имеет уровень техники чтения, так как, если ребёнок плохо читает, ознакомительное чтение не получится.

Выписываем термины и просто незнакомые слова

Этот этап необходим, потому что у детей, как правило, словарный запас не слишком богат; кроме того, в текстах  действительно встречается много незнакомых слов, в том числе терминов, которые нужно знать. Такая работа позволяет лучше понимать содержание текста, а также способствует расширению словарного запаса.

Составляем краткий конспект

Более внимательное прочтение. Читаем  абзац (или смысловую часть параграфа, они обычно озаглавлены), отвечаем на вопрос «О чем идёт речь?». Записываем в тетрадь. Подобным образом прорабатываем весь текст (или параграф).

Читаем ещё раз

На этом этапе можно использовать разные варианты работы, в зависимости от типа памяти ребёнка. Если преобладает словесно-логическая память, лучше прочитать ещё раз. Если у ребёнка хорошая образная память, а именно – зрительная, можно параллельно с чтением делать  рисунки или схемы (рядом с пунктами краткого опорного конспекта). Если у ребёнка хорошая слуховая память, можно ему помочь, читая текст вслух. То есть, используем всё, что может помочь запоминанию.

Пересказ текста

Пересказываем текст, пользуясь опорным конспектом.

Смена деятельности, отдых

Откладываем работу минут на двадцать. В это время можно заняться любыми другими делами.

Повторный пересказ

Возвращаемся к пересказу. Пользуемся только опорным конспектом, не заглядывая в текст. Отмечаем пробелы – пункты плана, которые ребёнок не смог пересказать, потому что не вспомнил, о чём шла речь в тексте. Если такие пробелы имеются, возвращаемся к ним после того, как пересказали весь текст.

Очень полезно повторный пересказ начинать с конца опорного конспекта, потому что очень часто дети хорошо запоминают начало текста, а последние его части забывают.

В идеале надо пересказать текст ещё раз часа через два. Но уговорить на это ребёнка удаётся далеко не всем.

Чего НЕ случится, если это НЕ произойдёт?

Данный вопрос подразумевает поиск минусов от неполучения желаемого. Отвечая на четвёртый вопрос, вы отсекаете оставшиеся «не», мешающие реализации принимаемого решения. На этом этапе рекомендуется отвечать как можно быстрее, опираясь на интуицию.

Чего не случится, если я не поменяю род деятельности?

  • Если я не поменяю род деятельности, у меня не появится возможности реализовать свою мечту – зарабатывать, занимаясь тем, что мне действительно нравится.
  • Если я не поменяю род деятельности, я не смогу перестать работать «на дядю», а значит, не смогу самостоятельно контролировать свою работу и свой доход.
  • Если я не поменяю род деятельности, я не стану больше уважать себя, т.к. покажу страх перед переменами в жизни.
  • Если я не поменяю род деятельности, никто (в том числе и я сам) не поверит в серьёзность моих намерений изменить жизнь.
  • Если я не поменяю род деятельности, у меня так и не появится мотивации к получению новых знаний и овладению новыми навыками.
  • Если я не поменяю род деятельности, я не смогу избавиться от своих сомнений и так и останусь в переживаниях по поводу того, что не принял решения.

На самом деле, применять Квадрат Декарта можно не только к сфере профессиональной деятельности, но и к любой другой области жизни

Но важно раз и навсегда уяснить, что все свои ответы нужно именно записывать, а не отвечать мысленно. Во-первых, вы можете просто запутаться в своих ответах, а во-вторых, подсознание человека работает таким образом, что игнорирует частицу «НЕ», по причине чего велика вероятность допущения ошибок

Поэтому, обязательно используйте листок и ручку, можно даже распечатать Квадрат в большом формате, и отвечать на каждый из вопросов в соответствующем секторе. А сам процесс записи ответов будет как бы конвертировать мысленные доводы и фантазии в логическую буквенную форму, что и окажет вам существенную помощь в принятии решения.

Квадрат Декарта — одна из многочисленных техник, глобально применяемых для управления временем. Больше таких техник мы разбираем на курсе «Лучшие техники тайм-менеджмента». Присоединяйтесь!

Старшие дошкольники. От наводящих вопросов к простому пересказу

В пять шесть лет ребенок может пересказать простой текст. Начинать следует с историй, которые вы читаете ему вслух, даже если он сам умеет читать, ведь вы будете читать выразительно, интонацией подчеркивая основные моменты. Выбирайте простые и очень короткие истории — полтора-два десятка предложений. Скорее всего, сначала при попытке пересказать сказку ребенок будет пытаться воспроизвести ее дословно (и часто, благодаря хорошей памяти, им это удается)

Поэтому важно задавать ребенку наводящие вопросы: «Кто главный герой этой истории? Что с ним случилось? С чего все началось? Чем все закончилось?». Пусть ребенок перескажет историю еще раз спустя некоторое время, например бабушке, когда она придет в гости

Способы научить в младших и средних классах

Детей нужно приучать к чтению с раннего возраста

Все сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:

  • больше говорить с ребёнком (причём делать это нужно уже с рождения, ведь именно услышанное от родителей формирует первоначальные представления крохи о мире, впоследствии малыш начинает копировать действия взрослых, и тем самым у него быстрее развивается связная речь, которая нужна для передачи услышанной или прочитанной информации);
  • петь песни (все слова имеют свою мелодику, которая легче запоминается в песнях, кроме того, детские песенки строятся на доступных сюжетах, и малыш с лёгкостью сможет пересказать их);
  • вместе с ребёнком читать вслух (чтение прекрасно развивает память, без которой невозможно научиться пересказывать, и расширяет запас слов, необходимый для тренировки речи);
  • заучивать стихотворения наизусть (заучивание не только заставляет ребёнка сосредотачиваться, но и помогает запоминать порядок слов в соответствии с сюжетом произведения).

Почему это так важно

И правда, что такого сложного в пересказе? Прочитал и рассказал – с этим каждый ребенок справиться. На самом деле это не так.

Вся сложность в том, что пересказ подразумевает совсем не дословное изложение того, что было написано в тексте. Он должен быть сделан своими словами, при этом следует выделить наиболее важные моменты, а не повторять все подряд.

Многие не понимают важности навыка пересказа, потому что не видят того, как он применяется на практике. А ведь на самом деле он нужен и в истории, и в физике, и в математике – абсолютно во всех предметах школьной программы

А ведь на самом деле он нужен и в истории, и в физике, и в математике – абсолютно во всех предметах школьной программы.

Очень многие дети не могут пересказать параграф по той же истории не потому, что они его не учили, а из-за того, что именно учили. Они запоминают текст наизусть, не задумываясь о его содержании. В результате, пропустив при ответе всего лишь одно слово, дети сбиваются и уже не могут повторить прочитанное. Об ответах на вопросы речи уже вообще не идет.

Обработка и интерпретация результатов

Игра в шахматы поможет школьнику развить логику

Результаты подсчитываются простым сложением правильных ответов, за каждый из которых школьник получает 1 балл. Расшифровка получившихся данных выглядит так:

31–32 балла — логическое мышление ребёнка на высоком уровне;
25–30 баллов — качество развито хорошо, но над внимательностью следует поработать;
15–24 балла — логика и внимание требуют регулярных тренировок;
5–14 баллов — занятия по развитию навыков должны быть ежедневными.

Для тренировки внимания обычно используются таблицы Шульте, подробнее о которых можно узнать из статьи « », а также тест Бурдона, его проведение рассматривается в материале «Как правильно провести тест Бурдона (корректурную пробу) для диагностики внимания младших школьников »).

С целью развития логического мышления необходимо:

  • привлекать ребёнка к интеллектуальным играм (шахматам, компьютерным стратегиям);
  • приобщать малыша к чтению книг (особенно тех, которые после повествования содержат задания на проверку прочитанного);
  • стимулировать к выполнению математических действий на том уровне, на котором школьник это может делать.

По результатам тестирования «Простые аналогии» учитель и родители (совместно с психологом) смогут разработать эффективную программу коррекции логики и внимательности школьника. В дальнейшем это предотвратит возможное отставание в учёбе и исключит искажение линии личностного развития, связанное с заниженной самооценкой и отсутствием чёткого целеполагания.

Для полноценной диагностики процесса мышления у младших школьников применяют методику «Простые аналогии». По результатам тестирования анализируется текущий уровень развития, выявляются проблемные моменты.

Публикация «Консультация для родителей „Как научить пересказывать текст“» размещена в разделах

  • Консультации для родителей
  • Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
  • Темочки

Основная причина трудностей — непонимание текста. Ребенок старается прочитать правильно и быстро, но при этом не вникает в суть. Он не улавливает смысл текста, а чтение выходит больше автоматическим

Нам же для пересказа важно переключиться на осмысленное чтение

Немаловажную роль здесь играют способность концентрироваться и объем словарного запаса ребенка.

Важно: никогда не ругайте ребенка, что у него не получается пересказать текст так, как это видите вы. Это может привести к потере мотивации и отказу выполнять задание

Это может привести к потере мотивации и отказу выполнять задание.

Запаситесь терпением, каждый индивидуален в своем развитии — кому-то пересказ дается легко, а кому-то требуется немного больше времени на освоение этого умения.

Учимся пересказывать текст.

Чтобы научиться пересказу, необходимо обучиться работе с текстом.

Стандартный способ работы с текстом, который чаще всего используют в школах, состоит из следующих шагов:

. Внимательное чтение текста

• Объяснение незнакомых слов

• Ответы на вопросы по содержанию

• Формулировка основной мысли текста

Я предлагаю использовать другой подход, более осознанный, когда мы сразу учимся выделять существенное и несущественное, видеть структуру текста, логические связи и так далее.

Давайте разберем этот способ пошагово.

Читаем текст, используя алгоритм эффективного чтения

Суть алгоритма в том, чтобы разложить информацию из текста по блокам :

• автор, название;

• факты;

• действия;

• основная идея текста, вывод (при желании этот перечень можно изменять и дополнять).

После прочтения мысленно проходим по блокам, чтобы понять, все ли заполнили, не осталось ли пустых ячеек.

Ребенку можно объяснить этот алгоритм образно, будто у нас есть шкафчик с несколькими полочками, у каждой из которых свое назначение.

Наша задача — аккуратно разложить в нем все вещи, то есть информацию.

Когда впервые будете использовать этот алгоритм для пересказа, рекомендую выделять разными маркерами (карандашами) ключевые слова. Один цвет соответствует одному блоку («полочке»). С опытом потребность в маркерах отпадет и мозг будет автоматически отмечать важные данные.

Выясняем, нет ли незнакомых и непонятных слов

Если такие слова есть, то разъясняем их значение. Можете даже завести отдельный словарик, в нем писать слово и зарисовывать маленькую картинку. Так ребенок лучше запомнит новую лексику, а потом быстрее узнает новые слова в тексте.

Уже одного такого подхода к тексту порой достаточно, чтобы пересказать его с одного прочтения, так как процесс чтения становится осознанным.

Ребенок легко ответит на вопросы: кто, что, где, когда, зачем, почему. Это шесть «золотых» вопросов пересказа, которые можно использовать как подсказку, чтобы построить свой рассказ.

Что еще поможет подготовить хороший пересказ?

Создавайте план пересказа. Для этого разделите текст на части по абзацам или по смыслу и дайте каждой части краткое обобщенное название (ключевое слово). Ключевое слово может быть любым. Главное, чтобы, припомнив его, ребенок легко извлек из памяти содержание всего фрагмента.

Для лучшего запоминания нарисуйте к каждой части пиктограмму — маленькое схематическое изображение.

После этого мысленно пробегитесь по созданному каркасу. В дальнейшем не будет необходимости записывать план на бумаге, всё это можно будет делать в уме.

Все, ваш пересказ на «отлично» готов. Попробуйте воспроизвести текст своими словами, опираясь на проделанную работу.

Также для лучшего запоминания информации обсудите прочитанное более подробно. Поинтересуйтесь мнением школьника о поступках персонажей, спросите, что его заинтересовало в тексте.

Упражнения для тренировки

1. Распечатайте предложение и разрежьте на несколько частей, соберите кусочки по смыслу.

2. Подготовьте текст и попросите ребенка вычеркнуть слова, чтобы сократить его так, чтобы сохранить смысл.

3. Вместе с ребенком выделите ключевые слова в тексте и составьте из них рассказ.

4. Попросите ребенка найти в тексте самые короткие предложения, а потом поставьте задачу дополнить их, например, прилагательными.

5. Предложите ребенку пофантазировать, как бы он себя повел на месте главного героя.

6. Предложите ребенку «вжиться» в роль какого-либо героя и рассказать историю от имени этого лица.

7. Решайте текстовые задачи на логику — это поможет выработать вдумчивое отношение к тексту и осмысленное чтение.

Следуйте этим методикам, и результат не заставит себя ждать. Ваш школьник научится делать пересказ любого текста.

Основные правила

Готовясь к пересказу, малышу необходимо научиться выделять основные моменты прочитанного, запомнить последовательность основных действий и событий и поведать об этом своими словами. При этом рассказ будет зависеть от того, насколько у ребенка развита речь и богат словарный запас. Об этом родители обязаны проявить заботу еще до начала школьного периода. С будущим школьником необходимо говорить, петь песни, читать вслух, разучивать стихотворения. Возможность общаться с родителями хорошо помогает ребенку в развитии речи.

Чтобы процесс воспроизведения текста своими словами не представлял для ребенка особых затруднений, следует применять некоторые методы:

  •  необходимо после прочитанного провести анализ, составить план пересказа, устно обсудить услышанный сюжет, перечислить главных персонажей, основную последовательность событий. Можно задавать наводящие вопросы, на которые ребенок будет давать ответы, одновременно лучше запоминая информацию. После этого пусть малыш попытается пересказать текст самостоятельно;
  •  пересказывать можно по своим зарисовкам. Для этого малыш с помощью взрослых рисует иллюстрации к тексту, по которым он будет воспроизводить услышанное. В таком методе удобным считается текст, имеющий цветные картинки. По ним малыш довольно быстро способен восстановить в памяти всю услышанную только что информацию. Такой пересказ можно проводить в игровых формах, чтобы еще больше увлечь ребенка.

Как не допускать ошибок взрослыми, при обучении ребенка

Более взрослым детям больше подойдет способ, который подразумевает составление письменного плана для пересказа. Для этого необходимо прочитать какой-нибудь рассказ, наводящими вопросами помочь определить главные мысли и записать их в определенной плановой последовательности. Здесь необходимо следить, чтобы пункты плана были не особо длинными, то есть не перегружались информацией.

Не советуем добиваться от ребенка положительного результата с первого раза. Приготовьтесь к тому, что после каждого пересказывания придется перечитывать текст повторно, чтобы ребенок имел возможность сравнить свой рассказ с оригиналом, выделяя при этом допущенные ошибки. Иногда случается, что чтение проводится более трех раз, прежде чем малыш уловит всю суть и будет способен воссоздать услышанное своими словами.
При этом не стоит злиться, чтобы ребенок не испугался и не замкнулся в себе с мыслью, что не в силах справиться с заданием. Ведь вполне может так случиться, что определенные слова малыш не смог понять и постеснялся уточнить, что они означают. И только в ходе доверительной беседы с вами он вполне может уточнить все неясные моменты.

В процессе чтения постарайтесь интонацией выделить основные образы, поступки и прочие факты. Для первого раза можно предложить малышу выполнить пересказ вместе. При этом можно слукавить, сделав вид, что забыли некоторые детали. И если ребенок отреагирует быстро и правильно – похвалите его за сообразительность и память.
Для пересказов необходимо подбирать тексты легкие, хорошо знакомые, со временем переходя на более сложные рассказы. Если такие упражнения будете выполнять ежедневно, очень скоро ваша помощь малышу в подобных заданиях станет не нужна.

Причины сложностей с пересказыванием у ребёнка

Для развития умения пересказывать очень важно концентрироваться на прочитанном

Психологи и педагоги едины во мнении, что главной причиной трудностей с передачей своими словами смысла прочитанного у детей является неразвитая речь. Что же входит в это понятие?

  • Скудный словарный запас. Ребёнок не может объяснить словами свои поступки или прокомментировать действия других людей – от этого малыш часто начинает заменять слова жестами.
  • Ребёнок не общается со сверстниками. Именно в разговоре с приятелями малыш проявляет своё умение донести до собеседника свою мысль. То есть ему нужно говорить быстро и понятно. В общении с родителями этими требованиями во многом можно пренебречь, так как близкие всё равно дождутся конца твоей речи и будут прилагать все усилия, чтобы понять своё чадо. Дети гораздо менее терпеливы.
  • Малыш не умеет читать. Если ребёнок идёт в школу и при этом ещё не умеет читать, то будьте готовы к тому, что у него возникнут проблемы и с речью, и с пересказом. На определённом этапе развития детям необходим пассивный словарный запас, который формируется в процессе чтения. Таким образом, ребёнку мало общения со взрослыми и детьми, ему необходимо знание понятий, выходящих за уровень бытовой речи. Эта информация и приходит в процессе чтения.

Кроме неразвитой речи, существенной преградой для освоения пересказа является неумение ребёнка сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Что такое пересказ, и каким он должен быть

Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена

Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:

Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
Полнота текста

Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
Выразительность

Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.

«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» Осинского района Иркутской области, Россия

Виды пересказа

В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.

Вид пересказа

Описание

Возможные проблемы

Как это исправить

Подробный, близко к тексту

Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу

Неумение начать пересказ

Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа

Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части

Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)

Обеднение языка

Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис

Скучность пересказа

Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций
Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)

Выборочный

Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу

Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию

Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов

Сжатый

Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа

Нарушается логика повествования или исключаются важные факты

Не допускайте механического сокращения текста

Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)

Неумение передавать содержание диалогов

Поработайте над косвенной речью

Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: