Метод Тихомирова
Метод был основан в 19 веке на теории известного педагога и деятеля народного образования Дмитрия Ивановича Тихомирова. Исследователь считал, что для обучения ребенка грамотному письму, нужно заставлять его читать текст именно так, как он написан, не опасаясь, что ребенок станет и говорить точно также. Каждый ребенок понимает, что люди говорят не так, как пишут.
На практике эта теория реализуется очень просто – требуется научить ребенка орфографическому чтению, во время которого особое внимание уделяется слогам слов. Дайте своему чаду задание прочитать вслух какой-либо текст, четко и громко, но не так, как люди говорят в обычной жизни, а по слогам
Читать нужно в быстром темпе, но успевая выделять и подчеркивать слоги.
При таком чтении активизируется и моторная, и слуховая и зрительная память. В итоге, сталкиваясь с уже знакомыми словами в тексте, ребенок мысленно будет их правильно произносить, а значит, и писать тоже.
Помимо прочего, и сам Тихомиров, и многие педагоги, применявшие и применяющие его метод сегодня, уверены, что грамотности посредством орфографического чтения лучше всего обучать, используя классическую литературу, например, произведения А. П. Чехова, А. Н. Островского, А. С Грибоедова, А. С Пушкина, И. А. Бунина и других авторов.
А чтобы занятия не превратились для ребенка в «мучение», нужно сформировать у него отношение к ним, как к интересной игре, ведь играть гораздо интереснее, чем учиться. Орфографическое чтение станет приятным времяпрепровождением и забавой, ведь слова, читающиеся по слогам, могут звучать весьма комично.
До 10 лет с ребенком можно читать таким способом по 10 минут в день. Если у вас есть словарные блоки для ребенка, пусть он читает и их точно также – по слогам, четко и громко и по нескольку раз
Когда ребенок произносит слова не так, как они пишутся, а так, как говорятся, нужно сразу же обращать на это внимание и просить перечитывать
По мнению Д. И. Тихомирова, ежедневные систематические занятия орфографическим чтением способствуют формированию у ребенка чувства природной грамотности. Уже через несколько месяцев занятий дети начинают писать слова без ошибок, причем даже сложные термины.
Используя в процессе обучения метод Д. И. Тихомирова в комплексе с письмом под диктовку и списыванием с образца, вы научите своего ребенка писать именно так, как нужно – без опечаток и ошибок. Также будет расширяться его словарный запас, а это значит, что уже с первых лет обучения он начнет показывать отличные результаты на уроках в школе и выполнении заданий дома. Собственно, и расти ваше чадо будет, постоянно развиваясь и совершенствуясь в полученных навыках.
Здесь же мы хотим вас предостеречь: если вышеназванные методы по какой-то причине не действуют, то причин здесь может быть две: либо вы проводите занятия неправильно, и в этом случае повлиять на ситуации можете только вы, либо у ребенка есть небольшие проблемы с фонетико-фонематическим восприятием. В таких случаях ребенок все слышит, но обилие сливающихся звуков создает ему помехи для осмысления слов. Консультация у логопеда будет выходом из положения, ведь специалист всегда сможет подобрать индивидуальный коррекционный курс. Впрочем, посетить логопеда никогда не будет лишним, т.к
профессионал может услышать и увидеть то, на что родители просто не обратят внимание. Зарубив зародыш трудностей в самом начале, вы создадите благодатную почву для успешного обучения письму в будущем
Из следующего урока вы узнаете о показателях грамотности для детей разных возрастов, несколько интересных орфографических упражнений и игр для разрешения проблем с пунктуацией, познакомитесь с принципами работы над орфографией и другой информацией на тему того, что делать, если ребенок пишет безграмотно.
Правила написания диктантов, которые ребенок должен знать
Может вопрос о том, как научить ребенка писать диктанты без ошибок за короткий срок, и покажется сложным, но это не так. Не стоит бояться трудностей. Нужно всего лишь:
- Объяснить маленькому ученику, что самое главное – не спешить.
- Не стоит писать тогда, когда нужно слушать.
- Не списывать.
- При написании можно мысленно проговаривать слово по слогам.
- Когда учитель читает второй раз, нужно внимательно следить за тем, что написано в тетради.
- Несколько раз повторно прочитать свою работу.
- Быть терпеливым к своему ребенку. Для достижения результатов и взрослым требуется немало времени, а детям, в силу возраста, намного сложнее.
- Не ругать за плохие оценки.
- Хвалить даже за незначительные успехи.
- Попробовать посоревноваться с ним. Можно иногда и поддаться, ведь постараться написать лучше, чем взрослый – главный интерес малыша. Во время таких соревнований можно предложить ребенку найти ошибки у мамы.
- Завести специальную тетрадку для списываний. Пусть дочь или сын записывает в нее любимые стихи, отрывки из произведений.
- Следить за внимательностью ребенка – пусть он попытается ни на что не отвлекаться.
- Если вы взялись за диктанты, нужно правильно произносить каждое слово, делать обоснованные паузы.
- Попробовать писать зрительные диктанты.
- Следить за тем, чтобы ваш ученик проговаривал то, что он пишет.
- Не перегружать ребенка.
- Развивать моторику рук.
- Побольше гулять на свежем воздухе, пусть это, на первый взгляд, и не относится к вопросу о том, как научить ребенка правильно писать без ошибок, но кислород очень помогает хорошей работе мозга.
Подготовка к написанию диктанта
Подготовку класса к выполнению работы учитель осуществляет заблаговременно, как правило, за несколько дней. При этом он оговаривает тему, которой будет посвящена работа. Постарайтесь добиться от малыша, чтобы он вам всегда говорил о предстоящей контрольной. Если он не помнит тему, можно догадаться самим, что она касается тех правил, которые были изучены в предыдущей главе. Однако иногда все же случаются диктанты, содержащие давно пройденные орфограммы, поэтому будет лучше, если вы уточните тему у учителя.
Подготовиться в домашней обстановке к написанию диктанта можно, выполнив следующие действия:
- повторно изучить правила;
- провести тренировку по их применению;
- написать небольшой текст под диктовку, уложившись в определенный срок;
- осуществить повтор слов из словаря;
- сделать задания, схожие с теми, которые предстоит выполнить в школе;
- проверить выполненную работу.
Желательно создать условия, приближенные к уроку – не подсказывать, ограничить время, на столе не должно лежать ничего лишнего. Если у малыша возникли трудности с каким-либо правилом, необходимо уделить ему больше внимания:
- нужно убедиться, что чадо не забыло правило и понимает его;
- пусть он попробует написать текст, комментируя при этом, почему написал именно такую букву, какое правило применил и т. д.
Не забывайте, что при проверке педагог будет ставить оценку не только за безошибочное написание, но и за то, насколько аккуратно выполнена работа
Именно поэтому важно, чтобы малыш мог исправлять недочеты корректно
Как написать диктант на пятерку?
Чтобы получить за диктант высокую оценку, надо соблюдать определенные правила. При подготовке к написанию контрольной придерживайтесь следующих рекомендаций, которые дают педагоги, имеющие многолетний опыт за плечами:
слушать надо внимательно, заострять внимание на знаках препинания;
начинать работу лишь после того, как педагог прочтет предложение до конца;
не торопись писать раньше времени, даже если думаешь, что все запомнил;
при написании проговаривай про себя слова по слогам;
не заглядывай в тетрадь к соседу;
всегда делай проверку, когда педагог повторно читает, чтобы класс проверил;
во время самостоятельной проверки внимательно читай все слова по слогам.
Врожденная грамотность
Под врожденной грамотностью понимается отличная зрительная память на слова. Как правило, это свойственно людям, нравнодушным к классической литературе, так как у них перед глазами регулярно находится образец грамотной письменной речи.
Удачно подобранная книга может способствовать развитию интуитивной грамотности у ребенка (рекомендуем прочитать: как приучить ребенка к регулярному чтению книг?)
Важно, чтобы это было известное или маленькое издательство, но с хорошими отзывами, к примеру, которое специализируется на выпуске учебной литературы. При покупке обязательно пролистайте книжку, так как в современных пособиях нередко можно встретить грубейшие нарушения, опечатки и неправильную речь
https://youtube.com/watch?v=XLgEup67iGI
Что помогают развивать прописи
Помимо прямой и очевидной задачи — обучение каллиграфическому письму — прописи, особенно для дошкольников, выполняют несколько других важных задач:
- Помогают развивать мелкую моторику.
- Развивают мышцы руки и запястья. (Многие, наверное, помнят, как уставала в школе рука от письма).
- Тренируют концентрацию и усидчивость. (Правда, только в том случае, если дошкольник по-настоящему замотивирован и занимается по собственному желанию).
- Учат правильно держать ручку.
- Помогают запомнить, как выглядят и пишутся буквы, цифры и их сочетания.
- Развивают логическое мышление. (Если речь идет о прописях математических и общеразвивающих).
Правда в том, что если вы видите тетрадь, в которой предлагается строчку за строчкой выводить аккуратные прописные буквы, то для малышей она не подойдет. Во-первых, это рано с точки зрения возрастных особенностей. Во-вторых, в прописях нет единого образца, и велика вероятность, что в школе ребенок будет вынужден переучиваться.
Подготовка руки ребенка к обучению
Подготовке руки к письменному процессу содействуют различные занятия для развивания мелкомоторных функций рук.
Что касается самого процесса, то здесь можно использовать следующие приемы:
Игры с камнями
Маленькие дети очень любят подбирать и складывать в карманы разные по размеру камешки
Привлеките внимание своего ребенка на свойства камней – их форму, цвет, величину. Попросите ответить, какие из этих предметов легче или тяжелее, на что они похожи
Предложите «нарисовать» при помощи мелких камешков солнышко или бабочку на асфальте.
Игры с деревьями.
Предлагайте малышу периодически гладить кору деревьев. Постепенно он начнет различать, что кора дуба – морщинистая и шершавая, березы – местами гладкая, а местами шероховатая. Также он поймет, что молодые деревья можно охватить двумя руками, а старые – нет. Все это дает возможность развивать пространственные понятия.
Книжки-раскраски.
Это один из самых эффективных способов подготовки руки малыша к письму. Помимо того, что это занятие тренирует мышцы, оно также позволяет откорректировать силу нажима карандаша на поверхность бумаги.
Игры с песком.
Рисовать на поверхности песка полезно не только для развития моторики пальцев, но и общего развития интеллектуального и психического направления.
Копирование.
Предложите ребенку «перенести» понравившееся изображение на прозрачную бумагу, положив ее сверху страницы. Такие действия являются отличной тренировкой, предваряющей написание прописных букв.
Кроме того, стимулируйте ребенка к прорисовыванию разных фигурок в определенной последовательности. К примеру, пусть он нарисует сначала по контуру изображенные квадратики или кружочки. Затем попробует рисовать параллельно обеими руками, наводя вертикальные, горизонтальные и косые линии. Хорошо зарекомендовала себя в данном случае работа с трафаретами.
Играйте с ребенком в разные игры, лепите из пластилина, нанизывайте бусы на ниточку, рвите и режьте бумагу, делая с ее помощью аппликации. Хорошие результаты дает складывание оригами.
Все это дает возможность хорошо готовить мышцы рук к предстоящим нагрузкам. Кроме того, неплохой эффект дает рисование карандашами, мелками, заштриховывание контурных рисунков, создание на бумаге узоров со спиралями, волнистыми линиями и прочими элементами. Такие действия развивают его способность лучше освоить прописи.
Во что играть будем
Игры с перчатками. Пришейте на перчатку липучку для ткани так, чтобы большой палец мог приклеиваться к остальным. Поочередно «приклеивайте» большой палец к остальным пальчикам руки.
«Сухой бассейн». Наполните большую емкость крупой, фасолью, горохом, бобами, макаронными изделиями, пластиковыми пробками, колпачками от фломастеров и т. п. Попросите ребенка опустить в «бассейн» руки, и пусть он находит спрятанные там маленькие игрушки.
Игры с катушками от ниток
-
Катайте катушки в ладошках;
-
наматывайте нитки на катушку.
Игры с носочками
-
Наполните маленькие носочки (или мешочки) разной крупой. Пусть кроха мнет их одним пальчиком, двумя и всей ладонью. Такое занятие хорошо подходит для развития тактильных ощущений;
-
пришейте большие бусины на носочки, наденьте получившийся массажер на руку и водите им по ладошке (спинке) ребенка.
Игры с зубными щетками. Растирайте зубной щеткой сначала подушечку каждого пальчика, а затем медленно опускайтесь к его основанию. В самом конце помассируйте всю ладошку.
Игры с пуговицами, бусинами
-
Покажите крохе, как нанизывать на леску крупные бусины и пуговицы, чередуя их;
-
поиграйте в «лыжников»: поставьте указательный и средний пальцы в углубление больших пуговиц и двигайтесь по столу, имитируя ходьбу лыжника.
Как научить ребенка писать цифры
Запоминание цифр и счет детям дается легче, чем написание букв. Поэтому, если ваш ребенок в свои 5 лет может сосчитать до 10, то смело начинайте учить его писать цифры. Вместе со стишками для заучивания это очень хорошо помогает укреплять память.
Рассмотрим популярные методики:
- Ассоциативный метод. Например, можно вырезать из картона символ, а затем пририсовать веселые мордочки, ручки, ножки.
- Другой вариант, как научить кроху правильно писать цифры — нарисовать символ в виде фрукта или овоща. Так малыш будет знать, что малина — это три, груша — пять, банан — семь.
- Специальный планшет (интерактивная доска). На этом приспособлении есть формы цифр, ребенок будет их обводить и запоминать.
- Плакаты, где стрелочками показано правильное направление написания.
- «Дорисуй картинку». Цифры нужно дорисовать так, чтобы получилась птичка или животное.
- Прописи с точками. По точкам обводятся цифры.
Существует еще много игр для написания и запоминания цифр. Можно попробовать все.
Организовываем процесс обучения письму
Письмо — это очень тонкий процесс, который требует правильной посадки, фиксации руки, определенной последовательности действий и корректного подхода со стороны взрослых. Чтобы малыш изначально начинал писать правильно, следует выработать основные правила постановки его руки. Это достаточно важный этап, игнорировать который ни в коем случае недопустимо. Здесь нужно помнит самое главное – ваша цель сейчас не учить дошкольника писать, а только подготовить его к этому процессу. Делается это обязательно в игровом формате и в ненавязчивой атмосфере, иначе вы рискуете полностью отбить охоту у малыша к дальнейшей учебе. Начинать подготовку можно уже с 3-летнего возраста.
Правильная осанка.
Обустройте удобное место для учебы с учетом санитарно-гигиенических норм. Покажите дошкольнику, как нужно держать спину, и под каким углом должна лежать тетрадь на столе.
Давайте ему работать сначала с карандашом, и только лишь потом – с ручкой.
Если дошкольник сам изъявляет желание учиться писать буквы – предложите ему на начальном этапе карандаш. Это поможет избежать стресса в случае, если будут возникать ошибки в написании (а они непременно будут). Начертанное карандашом намного легче исправить.
Не нужно заниматься дольше 5 минут за один раз.
Как показывает практика, на начальном этапе обучения чем меньше школьник пишет, тем лучше у него получается. Поэтому прерывайтесь после написания 1 – 2 строчек – такой формат является самым оптимальным для заботливых родителей.
Не начинайте сразу с букв и цифр, пропустите их.
Сначала предложите ребенку рисовать палочки и крючки, постепенно переходя к овальным изображениям
Акцентируйте его внимание на том, что все элементы должны прорисовываться строго в середине клеточек
Что ребенок должен знать и уметь перед письмом
Конечно, все дети разные. У каждого ребенка при обучении письму возникают свои трудности. Но чаще всего эти сложности связаны с обычной неготовностью.
⠀
Поэтому, перед обучением письму дошкольник должен:
- Знать алфавит, различать букву и звук.
- Различать согласные и гласные звуки.
- Уметь читать.
- Знать, что есть печатные и прописные буквы, понимать разницу между ними.
- На слух определять в слове нужные звуки, уметь считать количество слогов в слове.
- Определять в слове ударный слог.
То есть правильнее научить ребенка сначала читать, а потом – писать. Так как он должен понимать, что и для чего он пишет. Если ребенок не умеет читать, то не сможет написать ни одного слога, не говоря уже про слова.
Вместе с изучением букв нужно, чтобы дошкольник чаще рисовал. Нередко проблемы с письмом возникают у детей со слабой моторикой, которым трудно держать в руках карандаш или ручку.
⠀
Далее рассмотрим рекомендации по подготовке к письму.
Полезные советы, как подготовить ребенка к письму
На теме, как выучить с ребенком алфавит и научить читать, подробно останавливаться не будем. В блоге Kidskey есть множество полезных статей. Если для вас актуален данный вопрос, ниже прикрепим ссылки на некоторые полезные материалы по обучению чтению:
Запоминаем разницу между печатными и прописными буквами
А мы переходим к следующему этапу – обучение ребенка разнице между прописными и печатными буквами. Это можно сделать с помощью специального плаката с алфавитом в прописном и печатном варианте. Можно тренироваться, обводя пальцем буквы по контуру, чтобы развивалась моторная память.
Чтобы надежно закрепить у ребенка образ буквы, можно придумывать различные игры и писать их необычными способами, например:
- краской по воде;
- на песке;
- пальцем в воздухе;
- на асфальте мелом и т.п.
А также полезно выкладывать буквы из мелких предметов: деталей конструктора, бусин, палочек, ракушек, камней.
Учимся определять количество слогов в слове
В этом деле хорошо помогают игры. Например, пусть ребенок хлопает, когда слышит отдельный слог. Или можно написать на листах бумаги формата А4 слоги, с помощью которых можно составлять отдельные слова. Разложите слоги на полу, а сын или дочь пусть по ним шагает и составляет слова.
Определяем ударный слог
Здесь тоже выручит игра. Мы назвали ее «Удлини слово». Задача ребенка протягивать ударный слог в словах, благодаря чему он самостоятельно его определять. Например: «паааа-па», «маааа-ма», «ко-роооо-ва», «со-баааа-ка» и т.д.
Выполняем задания на подготовку к письму
Сюда можно отнести рисование по точкам, которое помогает развить плавные и ритмичные движения руки. Рисование линий, где нужно провести ровную полосу, не используя линейку. Линии могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными. Данное упражнение полезно выполнять регулярно, так как именно такие линии лежат в основе букв.
Вместе с этим просите ребенка рисовать различные геометрические фигуры, пунктирные и волнистые линии, которые готовят руку к более сложным движениям.
Используйте пособия для тренировки письма
Вот мы подошли самому важному и тонкому вопросу – выбору прописей. Это специальные дидактические пособия с примерами, как научиться писать ровные, красивые элементы и соединения, а потом и буквы. . ⠀
⠀
Далее более подробно рассмотрим, как научить ребенка писать прописью с помощью пособий.
Как научить ребенка писать: методики
Методики обучения письму
Прежде чем решать вопрос о том, как научить ребенка писать, сначала определитесь, какая из методик для вас будет предпочтительнее. Также научите дошкольника держать правильно карандаш. В идеале стоит пользоваться трехгранным инструментом, потому что он позволяет правильно ставить пальцы. Также можно использовать специальный тренажер. Обязательно показывайте на собственном примере, как вы держите карандаш, чтобы ребенку было понятно, что конкретно вы от него хотите.
Важно помнить, что во время занятия пальчикам требуется разминка. Это позволяет снимать с них напряжение
Итак, теперь давайте поговорим об основных техниках, которые можно использовать при обучении письму:
- Копировальный метод. «Ученику» предстоит по контуру обводить буквы, а также другие символы. Для этого применяется специальная тетрадь, которая называется прописью. Родители могут обойтись и без них, создавая контуры самостоятельно.
- Линейный метод. Тут вся основа заключается в шрифте. Так, между буквами и цифрами должно выдерживаться одинаковое расстояние, а также они должны быть равной высоты и ширины. Например, в прописях есть специальная сетка, в которой высота и наклон всегда сохраняются.
- Генетический метод. Смысл данной техники состоит в том, что сначала ребенок учится писать простые буквы, а постепенно переходит к более сложным.
- Тактический метод. В этой ситуации ребенок пишет буквы под счет. Постепенно темп становится быстрее, соответственно увеличивается и скорость письма. Это же способствует и повышению уверенности. Однако у такого метода есть один существенный недостаток — дети устают очень быстро.
- Метод Карстера. Обучение письму может осуществляться и с помощью специальных упражнений на развитие движений руки. С помощью «росчерков» ребенок учится пользоваться направлением и пространством листа. Кроме того, его рука двигается более легко и свободно.
При этом, не стоит во время обучения зацикливаться на одной конкретной технике. Можно сочетать несколько сразу.
РАЗБИРАЕМСЯ КОГДА НАЧИНАТЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА ПИСАТЬ
Большинство родителей уверены, что домашняя подготовка дошкольника дает ему возможность в дальнейшем не отставать от своих сверстников на уроках в школе. На самом деле это ошибочное мнение – специалисты категорически не рекомендуют делать этого в силу некоторых обстоятельств. Раннее формирование каллиграфических навыков – это далеко не всегда полезная работа, а очень часто даже и приносящая вред. Как правило, педагоги и детские психологи аргументируют свои утверждения следующим образом:
- дети 5 — 6 лет еще не готовы физиологически к письменному написанию букв, ввиду недостаточного развития сегментов фаланг и суставов;
- дети, не достигшие 7-летнего возраста, слабо разбираются в форматах страничек тетрадки и большого альбома, путаются в обозначении левой и правой стороны, из-за чего они не понимают принципы письма;
- каждая буква предусматривает свое, определенное правило ее выведения, и об этом не знают многие родители, а потому в будущем учителю придется переучивать маленького школьника.
В связи с вышесказанным стоит отметить, что спешить в данной ситуации не стоит. Наиболее подходящим периодом для начала занятий специалисты считают 7-летний возраст дошкольника. Поэтому мы учим ребенка писать буквы и цифры не только красиво и правильно, но и в наиболее оптимальное для данной ситуации время.
Самые первые прописи для дошкольников
Лучший возраст для развития мелкой моторики — 3-4 года. Прописи для детей данного возраста рассчитаны на то, чтобы ребёнок приучался держать в руках школьные принадлежности. В момент работы с такими прописями тренируются мышцы.
Задания типичные для всех прописей: обвести рисунок, провести линии, дорисовать, удалить лишнее, проставить галочку, где нужно и т. д.
Прописи для детей 5-6 лет уже более направлены на обучение и формирование навыков письма. Но стоит помнить, что требования, предъявляемые в школе к написанию букв, могут совершенно отличаться от тех, которые в прописях.
Прописи для младших школьников знакомят ребят с печатными буквами и прописными. Дети воспринимают их графическое написание, что поможет при обучении в первом классе.
Методы улучшения качества и скорости письма у детей
Решать проблему коррекции навыков письма следует пошагово. В зависимости от причины, необходимо выбрать наиболее грамотный подход их устранения.
Занятия для улучшения мелкой моторики
- Для начала, возьмите разноцветный пластилин. Пусть ребенок катает его в ладонях, разминает и отщипывает небольшие кусочки. В дальнейшем, можно освоить навык скатывания шарика между пальцами. Это несложное задание активизирует все мозговые центры, отвечающие за координацию жестов.
- Подготовьте на листе бумаги рисунок или узор из точек. Вашему ребенку необходимо последовательно их соединить.
- Рисование и заполнение штриховкой мелких геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов) подготовят пальчики к написанию маленьких букв.
Приобретение качественных принадлежностей для письма
В выборе канцелярии для малышей необходимо учитывать следующие позиции:
- качество;
- материал;
- форма;
- безопасность.
Опытные преподаватели советуют приобретать ребенку, начинающему писать, пластмассовую ручку с резиновой накладкой, либо трехгранный карандаш с грифелем средней жесткости.
Подготовка рабочего места
В соответствии с ключевыми правилами эргономики, столешница у стола для обучения должна быть с небольшим уклоном. Для качественной поддержки осанки, выбирайте стул с прямой спинкой. В целях наиболее качественного освещения, поместите лампу напротив рабочей руки ребенка.
Коррекция захвата ручки или карандаша
Для повышения качества и скорости письма под диктовку, следует обратить внимание на положение письменных принадлежностей в руке. Для облегчения задачи, можно надеть на карандаш специальную трехгранную насадку, позволяющую разместить все три рабочих пальца должным образом
Для облегчения задачи, можно надеть на карандаш специальную трехгранную насадку, позволяющую разместить все три рабочих пальца должным образом.
Способы научить ребенка быстрому письму
Пятиминутка
Чтобы ребенок приобрел навыки быстрого письма, можно воспользоваться способом под названием «Пятиминутка», который носит игровой характер. Его суть состоит в том, чтобы ежедневно малыш в качестве тренировки переписывал по 5 предложений из любимой книги (рекомендуем прочитать: интересные книги для детей 4-5 лет). Выполнение задания длится всего около десяти минут, зато способ очень действенный.
Пишем по времени
Данный метод подойдет для детей, которые ответственно подходят к выполнению задания. В его основе лежит использование часов. Перед выполнением задания нужно спросить у малыша, за какое время он сможет сделать урок? К примеру, ему понадобится 20 минут. Около него надо поставить часы и наглядно объяснить, сколько времени есть в его распоряжении. При выполнении работы малыш будет смотреть на часы и знать, успеет ли он уложиться в отведенное время или нет. Таким образом со временем ребенок научиться быстрому письму.
Обучение в игровой форме
Чтобы процесс обучения для ребенка прошел легче и интереснее, можно подготовить собственный материал для дидактических игр. Например, подойдут задания с прописными шаблонами. Желаемого результата можно достичь благодаря следующим развивающим заданиям:
ребенок исполняет роль учителя: где я совершил ошибку?;
- попробуй найти букву-близнеца;
- отсутствуют отдельные элементы: попробуй угадать, какие буквы пропущены;
- в слове пропущено несколько букв: попробуй угадать, что это за слово;
- надо подобрать к образцу парный элемент.
Как научить ребенка писать под диктовку
Навык написания под диктовку необходимо постоянно развивать. Поэтому рекомендую устраивать периодические диктанты по русскому языку дома. Уже со 2 класса дети пишут диктанты: буквенные, слоговые и текстовые.
Для совсем маленьких детей проводите диктовку медленно с проговариванием слогов. Для школьников 5 класса уже можно читать текст безотрывно. Проверяйте текст на ошибки и комментируйте каждую из них с подробным объяснением правильного варианта. Однако, не стоит жестко критиковать и ругать ребенка.
Похвалите его в конце диктанта и рано или поздно ваш ученик напишет без ошибок.
Развитию памяти помогает написание изложения. Можно взять простенький текст, состоящий из двух абзацев и зачитать ребенку. Прослушав текст 2 раза, школьник должен максимально подробно изложить на бумаге своими словами содержание рассказа.
Почему ребенок плохо пишет
Написание слов осуществляется в несколько этапов:
- Ребенок анализирует звуковой состав слова.
- Каждому звуку подбирает соответствующую букву.
- Графически отображает информацию в виде слов.
Формирование письменных навыков в начальной школе включает в себя:
- Анализ. Овладение основными элементами техники письма.
- Синтез. Объединение этих элементов.
- Автоматизация. Выполнение элементов в правильной последовательности.
Для того чтобы все этапы последовательно сменялись, нужны условия:
Мышление, память, внимание для фиксации, обработки и сохранения поступающей информации.
Зрительная ориентация для восприятия письменной информации.
Слуховая ориентация для восприятия речевой информации.
Двигательная моторика для графического отображения информации в виде буквенных символов, слогов, предложений.
Все эти функции контролируются ЦНС, центральной нервной системой, в которую входят структуры головного мозга. Выпадение хотя бы одной из функций неизбежно приведет к тому, что ребенок будет плохо писать.
Основные проявления недостаточных письменных навыков:
- Выпадающие буквы.
- Инверсия – смена местами двух соседних буквенных символов или слогов.
- Замена букв оптически похожими.
- Ошибочное написание схожих по звучанию гласных или согласных.
- Повторение букв или слогов в словах.
- Неправильное отображение отдельных элементов букв.
- Неразборчивые символы.
- Низкая скорость письма.
Поскольку процессы письма напрямую контролируются ЦНС, то плохая обучаемость обусловлена патологией головного мозга. Но не всегда она сопровождается глубокими нарушениями и дефицитом интеллекта. Чаще приходится иметь дело с незначительными структурными изменениями головного мозга, более известными как ММД – минимальные мозговые дисфункции.
ММД в основном обусловлены осложнениями во время беременности и родов. Эта патология сопровождается легкими, подчас едва заметными, неврологическими, двигательными, речевыми и поведенческими отклонениями у ребенка. Такие дети эмоционально неустойчивы, легко возбудимы, раздражительны. Двигательная активность у них повышена.
Нередко плохо пишут дети без отклонений, и даже одаренные ученики. Это не обязательно связано с виной педагогов и низким качеством преподавания в школах. Зачастую в таком «отставании» виноваты чересчур ответственные родители. Некоторые пытаются подогнать время и сделать из ребенка вундеркинда, чтобы он мог читать и писать буквально в 3–4 года. Мозг малыша не в состоянии овладеть информацией, и впоследствии она отображается в искаженном виде.
Сама по себе непривычная обстановка в школе — это уже стресс для первоклашки. Дополнительные ощущения тревоги, страха, боязни наказания только затрудняют усвоение новой информации и навыков. Бывает, что ребенок стал хуже писать после тяжелых перенесенных заболеваний, конфликтных ситуаций в семье — ссоры, развода родителей. Все эти факторы относят к функциональным, обратимым расстройствам детской психики без изменений в головном мозге.
Зачем учить ребёнка красиво писать
- Для развития мозга. Каллиграфия — эффективный способ развить мелкую моторику. Она помогает избежать проблем с развитием речи и мышлением. Появляющиеся в процессе нейронные связи возьмут на себя координацию любых точных и мелких движений. Это пригодится будущим хирургам, скульпторам или биатлонистам.
- Для успешной учёбы. Не только чтобы учителя не снижали оценки за грязь в тетради. Письмо от руки помогает лучше запомнить правописание слов и сосредоточиться на том, что пишешь. Кроме того, занятия каллиграфией развивают концентрацию, усидчивость, силу воли и самообладание. Всё это пригодится не только в школе.
- Для поднятия самооценки. Научиться аккуратно писать довольно трудно. При правильной мотивации усилия ребёнка окупятся. Он сможет по праву гордиться собой, ведь у него получается то, что выходит далеко не у всех.
- Для самовыражения. Если подходить к занятиям творчески, они станут для ребёнка увлекательной игрой. Возможно, эксперименты с инструментами письма, цветами и шрифтами станут его хобби — отличный старт для будущего дизайнера.
Работа с большими текстами
После того, как малыш научится аккуратно писать буквы и выучит правила их соединения в словах, можно переходить к работе над целыми текстами, которые и являются показателем почерка. Все-таки, умение вывести красивую букву еще не гарантирует красивый почерк при написании длинных предложений.
У младших школьников обычно бывают задания по переписывания текстов, очень быстро появляются первые изложения и диктанты, но дома же подобную работу можно превратить всю в ту же игру.
Например, можно вместе с ребенком писать письма. Так, сообщения получат и Дед Мороз, и Снегурочка, и дедушка с бабушкой, и еще очень много людей, которым ребенок захочет написать самое настоящее бумажное письмо, запакованное в конверт с нарисованными или же наклеенными марками.
Еще одной хитростью является просьба переписать какой-нибудь текст. Желательно, чтобы это был рукописный текст, написанный понятными печатными буквами кем-нибудь их родителей. Ребенку наверняка польстит просьба переписать существующий текст красиво, и он будет стараться изо всех сил, чтобы добиться действительно привлекательного результата. Подобная хитрость подойдет для детей всех возрастов — малышей и младших школьников до ребят постарше, учащихся в четвертых-пятых классах.
Нужно ли обучать ребенка письму до школы?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Когда ребенок пойдет в школу, учитель будет с ним работать исходя из его знаний и умений.
Овладение навыком письма дома с родителями в комфортных условиях и в том темпе, который для него подходит сделает знакомство со школой, ее порядками простым и понятным. Также наличие этого навыка позволит определить ребенка в престижную школу, отбор в которую проходит через тестирование знаний.
Отдельно стоит отметить тех детей, с которыми с рождения занимаются по методикам сверхраннего развития. Для детей, приученных к постижению знаний с пеленок, познание науки становится частью жизни. Останавливать темпы развития в 5-м летнем возрасте, по меньшей мере, нелогично.
Например, если вы выучили ребенка буквам в 3 года, то если к 4-5 не научить читать, то он забудет буквы уже к 5-ти годам. Но, если научить ребенка читать к 4-5 годам и при этом позаботиться о развитии моторики рук, то к 5-ти годам логично и оправдано начинать обучение письму.