Как жить с подростками: 10 вопросов психологу

Главная задача родителя подростка — стать ему ненужным

«У ребенка много талантов и способностей, как не ошибиться и сделать правильный выбор?»

Я вас поздравляю! Здорово, когда ребенок пробует себя в разных сферах и у него многое получается. Не нужно волноваться, если ваш ребенок не может долго заниматься чем-то одним: чем больше занятий подросток попробует в период взросления (этот период начинается в 11  и заканчивается в 18 лет), тем больше опыта он получит: что-то ему не понравится, что-то покажется скучным, а что-то наоборот зажжет его: так можно будет отсеять многие неподходящие варианты сразу.

Я бы порекомендовала для профориентации подростка познакомиться с профессиями поближе, из первых уст. Например, подросток думает про журналистику, и у него хорошо получается писать. Кроме того, ему интересен веб-дизайн, и он даже проходил курсы по программированию. Помимо этого, подросток заинтересован в психологии. В каждом из этих направлений нужны разные черты характера, способности, навыки и знание разных предметов.

Но все немного сложнее. Сопоставлять практическую профессию с школьными предметами в принципе некорректно, так как школьные учебники построены на голой теории, часто в них нет ничего общего с профессией. Даже школьные учебники истории не рассказывают о профессии историка: по сути они представляют собой рассказы о прошлом, в то время как работа историка заключается далеко не только в чтении древних манускриптов. Что уж говорить об информатике с ее элементарной «Стрелочкой» и презентациями.

Причины неудач

Но что делать, если влиться в рабочий коллектив (или школьный, или студенческий) не получается?

Если дело не в вас…

В первую очередь не нужно заниматься самоедством и вешать на себя ярлык неудачника, способствуя развитию внутренних комплексов. Иногда дело не в личных качествах или коммуникативных навыках. Возможно, у вас просто несовместимость с теми людьми, которые подобрались в этом месте. Такое бывает. Если в бухгалтерии сидит всего 4 человека, и они работают вместе уже более 10 лет, вряд ли они могут быстро и без проблем принять в свой тесный мирок ещё кого-то.

Бывает и профессиональная несовместимость. Если в провинциальный городок в мелкую компанию пришёл работать специалист международного класса, который всем фору даст в плане профессиональной компетентности, в большинстве случаев у него не получится влиться в новый коллектив, застрявший в своей косности и не желающий развиваться. То же самое бывает, когда в посредственный и трудный класс приходит новый ученик-отличник. Дети могут его отторгнуть и не принять.

Если дело не в вас, надо принять волевое решение. Либо для вас эта работа (школа, учёба) важнее межличностных отношений и вы будете терпеливо продолжать тянуть эту лямку, сосредоточившись на карьере. Либо ищите другое место, но уже с учётом данных нюансов.

Если дело в вас…

Если не получается влиться в коллектив из-за собственных промахов или дурного характера, ничего страшного. Психологи советуют в таком случае сжать волю в кулак и начать работать над собой. Развивайте коммуникативные навыки, учитесь искусству бесконфликтного общения, присматривайтесь к окружению, налаживайте связи. Перечитайте рекомендации выше, старайтесь придерживаться их, не допускайте непростительных ошибок — и в конечном итоге у вас обязательно получится добиться успеха и признания.

Дайте им инструменты разрешения конфликта

У детей время сепарации, они действительно становятся противными, они начинают противно пахнуть, противно себя вести. Они начинают точить о нас зубы и когти, и это правильно и полезно, потому что в конфликтах с родителями ребенок ищет способы и инструменты решать свои будущие конфликты на работе, в семье, с тещей, свекровью. Какие инструменты мы ему сейчас дадим и покажем, теми он и будет пользоваться.

К сожалению, очень часто наша культура поощряет только один инструмент — статусные демонстрации. Видели, наверное, как две кошки встречаются и начинают шерсть топорщить, — кто сильнее встопорщит шерсть, страшнее выгнет хвост, самые большие зубы оскалит, самым противным голосом заорет, тот и оказывается прав.

До поры до времени это с детьми работает, потому что мы действительно больше и страшнее. Но лет в тринадцать-четырнадцать дети вдруг понимают, что — оп! — они-то больше, страшнее и с ними все это уже не работает. Тем более не срабатывает рукоприкладство.

Я знаю несколько печальных случаев — одинаковых, как под копирку. Родители привычно воспитывают ребенка затрещиной или ремнем, ребенку исполняется четырнадцать, метр восемьдесят, восемьдесят килограммов, и мама привычно замахивается, а ребенок дает сдачи. У него нет других способов решения конфликта.

Повторю, какие инструменты мы ему сейчас дадим, каким способам разрешения конфликта научим, теми из них он и будет владеть.

Дети в это время ужасно похожи на трехлеток. Особенно когда они только входят в эту фазу, лет в тринадцать

«Я сям», развернулся и пошел в другую сторону, самостоятельности сколько угодно, а куда он идет «сям», он еще не представляет, ему очень важно, что он «сям». И на любое наше предложение он говорит «неть»

Примерно в тринадцать лет «я сям» и «неть» продолжаются, но на немножко новом уровне. Теперь они самые умные, все знают про устройство мира, родители глубоко отсталые, их опыт и знания совершенно неадекватны мировосприятию этого нового народившегося взрослого.

И основной вопрос взаимодействия, который встает в детско-родительских отношениях, — это вопрос «кто тут взрослый?». Ребенок кричит про свои проблемы, а мама, вполне себе большая тетенька, говорит: «Знал бы ты, какие у меня проблемы», и думает при этом «хочу на ручки», — и вот тут мы можем говорить о том, что эта мама лишена ресурса и ни помощью, ни поддержкой для своего ребенка быть не может.

Важно уметь вовремя распознать, когда мне самой нужна помощь. И знать, где заряжать свои батарейки

Это гораздо больше нужно родителю подростка, чем знание возрастной психологии и возрастной физиологии подростка — их-то мы кое-как помним из собственной юности, а родителями подростков мы никогда не были, это с нами в первый раз.

Я помню, как однажды на семинаре психолог проводил с нами игры и попросил написать десять слов, которые нас определяют. В группе было человек пятнадцать, у десяти из них список начинался словом «мама». Человеку оказывается совершенно нечего сообщить миру про себя, кроме того, что этот человек мама. Ну хорошо, я мама еще ближайшие пять-десять лет. А потом? Что я еще умею, что я люблю? Сейчас ребенок отнимает у меня все время, я о нем беспрестанно думаю, забочусь, а потом?

А я расскажу, что потом. Дети вылетают из гнезда, уходят в свою жизнь, у них начинается институт, они уезжают в другую страну, а ты остаешься. Один на один с собой, со своими мыслями, с вопросами «кто я такой, чем я здесь занимаюсь, чего я хочу от себя». И это тоже наш собственный переходный возраст — переход от родителя подростка к родителю взрослого человека.

Разочарование в своих успехах в школе

Подросток большую часть времени проводит в школе, она занимает огромную часть жизни и играет важную роль в дальнейшем становлении характера и жизненной позиции. Школа — это и элемент конкуренции, ведь идет соревнование на звание «кто лучший» в области учения, так же многие родители пытаются воплотить в своем чаде свои  неосуществленные школьные мечты, ставя подчас высокую планку.

Ребенок находится под гнетом перфекционизма родителей и стандартов школы. В такой ситуации ошибки — нормальное проявление процесса обучения, ведь подросток только начинает свой жизненный путь. Однако, из-за гормональных изменений адекватное восприятие ошибок ломается и необходимость поддержки очень важна со стороны взрослых.

Также процесс сдачи экзаменов в выпускном классе — огромный шаг, который покажет, что ждет подростка в дальнейшем. Совершить ошибку, не оправдать надежд родителей — все это дестабилизирует подростка, и так переживающего период гормональной нестабильности.

Советы настоящих лидеров

Подростки очень эмоциональны. Чтобы принять удачное решение, нужно научиться контролировать свои эмоции. В идеале нужна проработанная база — сбор и анализ данных и поиск путей урегулирования для каждой конкретной ситуации. В книге «Привычки лидера» описывается, как принимают решения руководители. Полезно знать, пусть пока до такой степени глубины анализа подросткам еще далеко.Привычки лидера

Почему бы и не вдохновиться примерами лидеров. Источник

Принятие правильных решений — будни эффективного лидера.

Руководитель с широким кругом полномочий принимает десятки таких решений за день: внедрение новых систем и процессов, повышение эффективности операций, объединение и реструктуризация бизнес-единиц — это только часть его обязанностей. После тщательного анализа проблемы, сбора информации, оценки потенциальных решений необходимо приступать непосредственно к действиям.

Ниже — пятиминутные упражнения на развитие навыка из книги «Привычки лидера», которые можно адаптировать для подростков.

Обозначение корня проблемы

Большинство проблем проявляются поверхностными симптомами, которые в действительности вызваны скрытой основной причиной. Наилучшие решения направлены именно на ее устранение, но сначала эту причину необходимо определить. Практикуйте следующее упражнение. Обдумывая проблему, спросите себя: «В чем ее первопричина?».

Разбейте решение на несколько составляющих, если собранной информации недостаточно

Не откладывайте принятие решения, даже если вы считаете, что не обладаете всей полнотой сведений. Если, приступая к значительному проекту, вы боитесь совершить ошибку или ощущаете неуверенность, разделите его на серию коротких шагов. При необходимости дополнить собранную информацию спросите себя, какую часть запланированного можно осуществить уже сегодня.

Умение выбирать формируется не за один день. Почаще давайте подростку ошибаться (без вреда для здоровья), чтобы он овладел этим навыком в совершенстве.

Обложка поста: unsplash.com

Публикация «Как уберечь от беды доверчивых подростков: советы психолога» размещена в разделах

  • Психология подростка
  • Психология школьников
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

«До определенного возраста детям можно установить ряд правил, которые они могут беспрекословно выполнять, но для тинейджера эта схема уже не работает. Здесь нужен иной подход», — говорит психолог.

Как помочь подростку

Не бойтесь разговаривать с ребенком на опасные темы, такие как наркотики, секс, вредные привычки. Обсуждайте это с детьми, говорите честно и открыто, отвечайте на вопросы. Пусть ребенок узнает от вас о реальных последствиях некоторых поступков. Будьте честными с детьми, проявляйте заинтересованность в их жизни, радуйтесь победам, поддерживайте при неудачах. Рассказывайте о себе. Взрослеющие дети ценят откровенность.

Не читайте нотаций и не запрещайте. Высказывайте свое мнение относительно отдельных вопросов, но оставляйте выбор за ребенком. Говорите, что доверяете ему, верите в него. Однако доверие не означает отсутствие контроля. Включайте ребенка в жизнь семьи, он должен осознавать свою значимость и нужность. Применяйте метод «без тебя никак». Не запрещайте ребенку общаться со сверстниками, лучше познакомьтесь поближе с друзьями ребенка.

Отставить панику 

Вы видите, что ваш ребенок несамостоятельный, но при этом искренний и доверчивый? Думаете, что он может попасть в беду, и переживаете, что не всегда будете рядом? Родители часто испытывают такие эмоции — это нормально. Главное — не паниковать и не совершать следующих ошибок.

1. Полный контроль и изоляция.  Не надо держать ребенка под постоянным присмотром и опекой. Чрезмерный контроль со стороны родителей превращает подростка в неуверенного и несамостоятельного человека.

2. Наказания.  В процессе воспитания нужно избегать унижений и наказаний. Своими отрицательными поступками можно только вызвать у подростка ощущение ненужности или неполноценности. Ребенок часто совершает ошибки, на которых учится, накапливая опыт. И сам понимает, насколько прав или виноват в какой-то ситуации, однако часто родители не дают ему сделать собственные выводы. Каждое непослушание или проступок тут же подвергаются наказанию.  

3. Игнорирование.  Некоторые взрослые считают, что дети быстрее познают мир, если будут самостоятельными. Может, это и так, но жить без защиты взрослых очень сложно. Дети нуждаются в совете, поддержке, любви. Разочарованный одинокий подросток становится добычей социально опасных людей.

Уделяйте особое внимание воспитательному процессу подростка, а также атмосфере, которая окружает его в рамках семьи, образовательного учреждения и повседневного окружения (сверстники, друзья, чтобы он мог сохранить свою искренность и доверчивость, справляясь с реальностью. Если вы испытываете затруднения, вы можете обратиться за консультацией и поддержкой в столичные семейные центры

Насколько родитель должен вмешиваться в процесс профориентации подростка?

Очевидно, что у взрослого человека больше опыта и понимания рынка труда. Как правильно действовать?

Выбор профессии состоит из нескольких элементов

В процессе самоопределения важно обратить внимание на несколько факторов. Первое – понимание своих ценностей и интересов. Второе – понимание своих способностей и оценка своих сильных и слабых сторон

Третье – понимание потребностей рынка и существующих профессий и направлений

Второе – понимание своих способностей и оценка своих сильных и слабых сторон. Третье – понимание потребностей рынка и существующих профессий и направлений.

Что может сделать родитель?

А) помочь ребенку с поиском своих интересов и оценкой способностей

Можно пройти профориентационный тест, поработать со специалистом в профориентации, коучем или наставником.

Б) рассказать подростку о существующих профессиях

Можно начать с себя и своих родственников, друзей и знакомых семьи. Пусть подросток возьмет у них интервью о том, чем они занимаются и что нужно, чтобы стать экспертом в их области.

Такое интервью с экспертом – часть нашей профориентационной программы, и оно качественно меняет восприятие подростками мира профессий.

Роль родителя в процессе профориентации подростка – помочь получить информацию в экспертных источниках и поддержать интерес, а также поделиться своим опытом и обсудить выводы. Это лучшее, что родитель может сделать: не делать выбор «за», а сопроводить ребенка в нахождении его собственного пути.

Желаем вам удачи в этом нелегком, но важном процессе!

Если вашему ребенку тяжело выбрать профессию самостоятельно, запишитесь на онлайн-консультацию «Дни бесплатной профориентации». Эксперт поможет подростку выбрать профессию: проведет специальный профориентационный тест, проанализирует его результаты и подберет подходящий вариант в соответствии с желаниями и способностями ребенка. Индивидуально для каждого!

Списки

Когда вышел блокнот «Дыши. Списки на все случаи жизни», многие уже взрослые люди стали покупать его себе. Казалось бы, идея простая — составлять списки на разные темы. Но смотрите, что за этим стоит.Дыши. Списки на все случаи жизни

Задумываясь о том, что нам нравится, а что нет, в какие места мечтаем съездить, как хотим провести свободный вечер, мы совершаем выбор, становимся осознаннее и учимся понимать себя. Объективно мы оцениваем себя, когда сидим в тишине и заглядываем себе в душу. А в момент, когда нужно сделать выбор, то вся осознанность улетучивается, и мы выбираем не лучшие варианты, а самые простые. Например, у подростка внезапно освобождается вечер и встает вопрос: чем заняться? Спроси его об этом в другое время, он бы, возможно, сказал: «Посмотрю фильм, почитаю книгу, схожу куда-нибудь»

Когда же выбор нужно сделать немедленно, то он выбирает то, что проще всего организовать — компьютерные игры или общение в соцсети, поэтому важно заранее определиться с ценностями, любимыми занятиями

Составление списков — как раз способ поразмышлять о себе объективно. Списки могут быть с любимыми фильмами, городами, занятиями, правилами, рецептами и даже словами, которые хочется чаще употреблять.

Что такое подростковый возраст для родителей?

Это ужасно противный период, соглашусь с этим, но рано или поздно он кончается. И дети становятся совсем не такими, какими были в этом возрасте, так что говорить им «как ты такой в армии служить будешь» или «как ты замуж такая пойдешь» обидно и бессмысленно. Одна из самых больших ошибок — думать, что ребенок таким останется. Сегодня я, готовясь к лекции, спросила свою 27-летнюю дочь:

— Что ты помнишь про подростковый возраст, может, есть такое, о чем мне стоило бы поговорить?

— Мама, это десять лет назад было. Я ничего не помню, я была другим человеком.

Действительно, она была другим человеком. Изменилось все: прическа, род занятий, манера поведения, структура интересов, сфера ответственности. Мы, взрослые, даже и сейчас меняемся, хотя далеко ушли от пубертата, но десять лет назад мы тоже были не такими, как сейчас, правда?

Когда можно настаивать

Умеренная настойчивость родителей иногда имеет смысл. Например, в случае с подростком, который не доводит начатое до конца без внешнего стимула. Тогда стоит мотивировать ребёнка окончить художку, исправить «тройку» в четверти или доиграть хоккейный сезон.

Порой мамы прямо говорят детям, что им важны и нужны аттестаты с отличием или дипломы об окончании музыкальных школ. Если вы хотите увидеть результат многолетних усилий ребёнка, попросите его окончить курс или исправить отметки. Однако удовлетворить просьбу или нет — дело доброй воли ребёнка. Не надо картинно хвататься за валидол, если он решил поступить иначе.

Психологическая подготовка

Если вам в скором времени предстоит знакомиться с новыми коллегами (одноклассниками, одногруппниками, соседями по общежитию), заранее облегчите себе процесс адаптации. Чтобы минимизировать стресс и получить удовольствие вместо страха разочарования, нужно научиться вливаться в коллектив. Для этого развивают коммуникативные навыки. В идеале — на протяжении всей жизни. Если регулярно их оттачивать, проблем с внедрением даже во вражеский стан не будет.

Умение общаться — целое искусство и тема отдельного разговора. А пока мы позаимствуем из него лишь то, что пригодится, чтобы стать своим среди чужих:

  1. Научитесь внимательно слушать собеседника.
  2. Находите с человеком точки соприкосновения и отторжения. Развивайте первые и избегайте вторых.
  3. Смотрите людям в глаза.
  4. Развивайте свою речь, боритесь со словами-паразитами.
  5. Избегайте в общении формальных вопросов («Как дела?») и таких же шаблонных ответов («Нормально»).
  6. Расширяйте кругозор, чтобы стать интересным и многосторонним человеком, с которым есть о чём поговорить, помимо работы (не забывайте об обеденных перерывах и предстоящих корпоративах).
  7. Изучите язык тела, чтобы читать закодированные послания от других. Так вы научитесь их лучше понимать.
  8. Поставьте себе цель — каждый день знакомьтесь с новым человеком.
  9. Работайте над собой. Излучайте позитив. Будьте добрыми, дружелюбными, научитесь прощать других за их промахи и не судить слишком строго.
  10.  Повышайте самооценку.

Как только на горизонте замаячила перспектива менять коллектив, начинайте подготовку. В идеале же коммуникабельность развивают на протяжении всей жизни.

Автоматический и осознанный выбор

Подросткам часто кажется, что они не умеют выбирать. Им может быть страшно или непривычно. В блокноте «Ок, что дальше?!» есть упражнения, которые помогают осознать: выбор — это естественно и не так сложно, как кажется началу.Ок, что дальше?!

Для начала поговорим об автоматических решениях. Каждый из нас ежедневно принимает несколько сотен решений. Иногда это занимает считанные секунды: по какой дороге пойти домой, синей или черной ручкой писать в тетрадке. Какие-то вещи требуют небольшой концентрации: что съесть на обед, что надеть в школу?

А некоторые занимают намного больше времени. Попросите подростка вспомнить свой день и выписать 20 решений, которые он принял на автомате (даже не задумываясь). Это упражнение снимает страх: оказывается, подросток постоянно что-то выбирает, и в этом нет ничего страшного!

Теперь пора перейти к осознанным решениям. Нужно вспомнить два недавних решениях. Одно, которое кажется подростку удачным, и другое, которое ему бы хотелось поменять. Задайте вопросы: «Какие ощущения ты испытывал в момент принятия каждого из них? Что ты чувствуешь в теле сейчас, когда вспоминаешь эти решения? Какие эмоции у тебя рождаются?»

Как наказывать

Универсального рецепта «правильного наказания», который бы подошел семье с любой системой ценностей и ребенку с любым типом характера, нет. То, что работает в одних случаях, оказывается бесполезным в других

Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте применения любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть подростку предельно ясной. Правила и санкции за их невыполнение должны быть прозрачны, однозначны и известны заранее

Поэтому если у вашего ребенка подростковый возраст проходит непросто, найти общий язык кажется невозможным, и вы все время натыкаетесь на протестное поведение, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил.

Внутрисемейные правила поведения — это своего рода правила дорожного движения. В ПДД четко расписано, что разрешено, что запрещено и как наказывается несоблюдение. Не будь ПДД — на дорогах бы царил хаос.

Хаос начинает царить и в некоторых семьях, где есть непростой подросток, противоречивые инструкции со стороны родителей, но нет свода ясных и однозначных правил поведения

Если в семье недостаточно уважения друг к другу, а ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить ребенка подчиняться правилам непросто. Нередко подросток просто обучается обходить систему правил, оставаться непойманным, увиливать и так далее. И все же смысл четко обозначить правила есть.

Реакция подростков на внутрисемейные правила во многом напоминает отношение водителей к ПДД. Есть водители, которые соблюдают ПДД и крайне редко их нарушают и, соответственно, редко бывают оштрафованы. Эти водители внутренне согласны с правилами и считают их достаточно справедливыми (или боятся санкций, что тоже не редкость). Другие водители не все правила считают справедливыми и не всегда готовы их соблюдать, но «принимают правила игры» — то есть они согласны понести наказание, если будут пойманы на нарушении. А еще есть водители, которые не хотят принимать правила игры, причисляют себя к избранной группе тех, кому можно то, что нельзя другим. Здесь в ход идут всевозможные ксивы, мигалки и другие атрибуты исключительности. Что-то похожее есть и в поведении некоторых подростков, которые способны на невероятные ухищрения, лишь бы вести себя так, как они сами считают нужным. Но даже для них наличие правил является некоторым сдерживающим фактором.

Адаптационный период

Все люди — разные, поэтому однозначного ответа, сколько времени нужно, чтобы влиться в коллектив, нет. Коммуникативные и раскрепощённые способны уже через пару часов чувствовать себя на новом месте как рыба в воде. Другие даже спустя месяц продолжают испытывать стресс и бояться отчуждения. Всё индивидуально. Чтобы процесс прошёл быстро и легко, придерживайтесь советов от психологов.

Что сделать накануне:

  1. Узнайте всё по максимуму о новом месте работы (учёбы, проживания). Зайдите на сайт. Почитайте отзывы.
  2. Не зацикливайтесь на предстоящих событиях, отстранитесь от проблемы.
  3. Заранее соберите необходимые вещи (документы, ноутбук, блокнот). Пригодится и бутылочка минеральной воды.
  4. Продумайте свой образ и приготовьте одежду. Она должна быть чистой, отутюженной и не броской.
  5. Если справиться с эмоциями трудно, выпейте настойку валерианы и пораньше ложитесь спать.
  6. Выспитесь, чтобы хорошо выглядеть.

Небольшая инструкция, как вести себя в первый рабочий день в новом коллективе.

Успокойтесь

Если эмоции берут верх, вы слишком переживаете, выпейте с утра лёгкое успокоительное. Но смотрите, чтобы среди побочных эффектов не было снижения работоспособности и сонливости. Как только начнёте нервничать непосредственно на месте, дышите глубже (полезно освоить дыхательные практики), медленно выпейте воды, найдите возможность выйти на свежий воздух. Старайтесь не показывать свои переживания в новом коллективе и уж тем более никому не жаловаться на свои расшатанные нервы. Поверьте, везде ценят прежде всего стрессоустойчивых и уверенных в себе сотрудников.

Будьте сами собой

Не нужно натягивать искусственную улыбку и казаться лучше, чем вы есть на самом деле. В большинстве случаев фальшь видна невооружённым глазом. Люди интуитивно чувствуют искренность и наигранность. Первая вызывает симпатию, вторая — неприязнь и недоверие. Это не значит, что надо сразу же показывать свой скверный и вредный характер. Нет, просто действуйте по ситуации так, как подсказывает внутренний голос.

Знайте себе цену

С первого же дня покажите, что вы заслуживаете уважения и знаете себе цену. Не давайте себя в обиду, не разрешайте принижать ваши достоинства. При этом не опускайтесь до уровня тех, кто себе такое позволяет. Парируйте чётко, без оскорблений, лучше — с юмором. И делайте выводы: кто ведёт себя так недружелюбно уже в первый день, вряд ли должен стать вашей компанией в будущем.

Правильно расставьте акценты

Вне всякого сомнения, всем хочется как можно быстрее влиться в новый коллектив и стать «своим парнем». Поэтому с порога многие начинают раздавать всем направо и налево лучезарные улыбки, комплименты, конфеты, приглашать «на чай» после рабочего дня (проставиться же надо), рассказывать анекдоты и разные случаи из своей почти мюнхгаузеновской жизни. Результат — выговор или замечание от начальства, потому что за всеми этими ритуалами побратимства новичок мало того, что другим работать мешал, так и сам себя никак не проявил с точки зрения профессионализма

Должностные обязанности (учёба) — дело первостепенной важности

Не выпячивайтесь

Одна из самых негативных черт характера, которая мешает вливаться в новый коллектив, — излишняя навязчивость. Не нужно вмешиваться в те дела, которые не относятся к вашей профессиональной компетенции. Не старайтесь показать себя знатоком во всём. Не встревайте в разговор других, если не являетесь его участником, и если к вам не обращаются.

Это основные моменты, о которых нужно помнить в свой первый день на новой работе (в новой школе). Если вы его благополучно пережили и у вас остались не самые плохие эмоции, всё прошло хорошо. Теперь главное — закрепить результат и завершить успешное «вливание» в коллектив. Как это сделать?

  1. Не стесняйтесь просить помощи, если что-то не понятно.
  2. Помогайте сами, если вас об этом просят. Однако не взваливайте на себя чужие обязанности и умейте вежливо и вовремя говорить «нет».
  3. Не сплетничайте о других и уж тем более — о начальстве.
  4. Покажите себя профессионалом своего дела. Выполняйте обязанности правильно, чётко и в сроки. Не опаздывайте. Проявляйте инициативу там, где это уместно.
  5. Относитесь ко всем ровно, старайтесь никого не выделять. Более тесные, дружеские отношения завяжутся после, а пока — держите всех на одинаковом расстоянии.
  6. Здоровайтесь при встрече, улыбайтесь, не позволяйте себе повышать голос и вступать в конфликты — будьте доброжелательными.
  7. Соблюдайте дресс-код.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: