В каком порядке изучать буквы
Базовый способ изучения алфавита — использование карточек с буквами (они могут быть дополнены картинками). Алгоритм можно выбрать следующий:
- Вначале лучше освоить все гласные, это удобно делать парами: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е).
- Затем вводятся согласные, вначале парные по звонкости-глухости (Б — П, В — Ф, З — С и др.), затем непарные.
- В конце следует познакомить ребёнка с Ъ и Ь.
- Только после изучения всех букв нужно переходить к алфавиту — их правильной последовательности.
При этом при изучении букв лучше называть звуки, которые они обозначают, а не то, как буквы произносятся в алфавите. В дальнейшем это облегчит обучение чтению.
Говорящая азбука от 3 лет
Существует много разных способов обучения азбуке для разных возрастов. Для 3-летнего малыша чаще всего используют форму говорящей азбуки. Это могут быть обучающие мультфильмы, среди которых особой популярностью пользуется «Азбука для детей».
В каждой серии мультика описывается только одна буква, поэтому ему под силу усвоить и запомнить всю информацию. Просмотр занимает всего несколько минут, рекомендуется, чтобы видео сопровождалось веселой песенкой.
https://youtube.com/watch?v=ydtz0d-l_YM
Многие мамы предпочитают использовать «Синий трактор». Эта говорящая азбука проходит в игровой форме, после просмотра необходимо попросить повторить пройденный материал. Такая методика обучения самая эффективная для маленьких детей.
Учим буквы по кубикам Зайцева
Одной из самых популярных сейчас методик по изучению букв с ребенком является изучение букв по кубикам Зайцева.
Этот способ используют практически все Центры для раннего развития детей. Собственно от туда я и узнала об этом способе изучения букв. Сфотографировала там таблицы со слогами, распечатала и развесила дома.
С помощью этой занимательной техники, придуманной Николаем Зайцевым, ребенок может с двух лет не только запомнить буквы, но и научиться читать. Автор превратил теорию в практику, он мастерски разобрал русский язык на отдельные слоги и скомбинировал их в виде кубиков и таблиц со слогами так, чтобы ребенок смог их быстро запомнить. Так, например, кубики со звонкими согласными (Л, М, Н, Р, В, З, Б, Д, Г, Ж) покрашены в серебряный цвет и обладают «звонкими» голосами, кубики с глухими согласными (Ф, С, П, Т, К, Х, Ш, Ц, Ч, Щ) выглядят деревянными и звучат глухо. Подробнее об этом в статье изучение букв по методике Зайцева.
При сложении кубиков, ребенок даже не понимает, что учится сочетать звуки и так быстрее запоминает буквы.
Вы ищете конкурсы на корпоратив? Вот они
Конец осени – именно то время года, когда все мысли сводятся к предстоящему празднованию Нового года. Как известно, корпоратив обычно является предвестником этого праздника, к нему зачастую проводится тщательная подготовка. Ведь он открывает целый праздничный сезон. И если сам Новый год – это семейный праздник, на котором можно расслабиться и есть оливье перед телевизором, то корпоративная вечеринка – повод собраться в кругу коллег, где нужно проявить себя с самой лучшей стороны. Если Вы все ещё находитесь в раздумьях по поводу будущего мероприятия, то эта статья поможет Вам определиться с основными моментами отличного корпоратива.
Всегда хвалите ребенка за успехи
Хвалить и поощрять ребенка нужно не только за успехи, но и за проявленный интерес к обучению. Категорически не нужно наказывать за неправильно или криво написанные буквы. Если не получается запомнить букву или слово, попробуйте сделать перерыв в обучении, а затем в новой и необычной форме повторите урок.
Ребенок не должен чувствовать себя виноватым за то, что неспособен запомнить буквы так быстро как хотелось бы родителям. Дети очень чувствительны к несправедливости по отношению к себе и очень верят в добрую, всепрощающую, всепонимающую маму. А такая мама всегда найдет свой особенный подход к своему уникальному ребенку.
Хвалите ребенка, когда учите с ним буквы, за каждый его успех
Рекомендации педагогов при обучении детей алфавиту
Отметим общие рекомендации, о которых говорит большинство педагогов при обучении алфавиту:
Ребенку следует выбирать книгу для чтения самому;
Малышу нужно самостоятельно перелистывать страницы;
Рассматривайте картинки в книжке вместе и обсуждайте их;
Размышляйте вместе над прочитанным, предлагайте ребенку пересказывать сказки или истории;
Не заставляйте малыша учить буквы, проводите занятия в игровой форме, вызывая интерес. Если его нет, значит заниматься рано, повторите попытку спустя какое-то время;
Выбирайте игры, которые будут интересны ребенку. Занятия должны вызывать положительные эмоции, от этого зависит общая грамотность малыша, развитие его речи, интерес к наукам;
Начинать изучение букв от простых и наиболее употребляемых (вначале – гласных, затем — согласных) к сложным и редко встречающимся в текстах
Обратите внимание на то, что следует учить звуки, а не буквы (Н, а не «ЭН»);
Изучение 1 буквы за 2 дня – достаточный темп для малыша. Вы можете рассказывать малышу, что вам напоминает изображение буквы, с чем ассоциируется, найти и прочесть стих о ней или послушать песенку
Выкладывайте буковки из бусинок, спичек, изюминок, ягод, камешков, листиков, ракушек, пуговиц и других мелких предметов;
Начинайте занятия с 5-10 минут, доводя их до 15 минут в 3-хлетнем и до получаса – в 5-тилетнем возрасте (можно устраивать перерыв — не более 3-5 минут);
Закрепление результата – важный этап, не стоит его пропускать. Чтобы не забыть букву, которую малыш выучил на прошлом уроке, следует начинать занятие с повторения пройденного. Просите ребенка назвать предметы в окружающей обстановке, которые начинаются на определенную букву, он может также нарисовать их. Используйте карточки — наклеивайте на них изображения предметов, вырезанные из бумаги, кусочков ткани, нарисованные пластилином;
Очень полезно создание авторского букваря. Рисуйте букву или вырезайте её из цветной бумаги, изображайте предмет, начинающийся на эту букву, создавая страничку в альбоме. Следует подключать тактильные впечатления к визуальным, изготавливайте буквы из материалов различной текстуры, пусть малыш водит по ним пальчиком;
Практикуйтесь в составлении слогов из кубиков, магнитов или конструктора. Малыш должен осознать, что из звуков формируются слоги, а затем и слова;
Обращайте внимание на вывески на магазинах, читайте их, просите малыша повторить;
Наполняйте пространство вокруг кубиками, магнитами, конструкторами, раскрасками с большими буквами, азбуками. Цветовое оформление должно быть ярким, но не в едких оттенках. Лепите буковки из пластилина и соленого теста, рисуйте их на песке, выкладывайте аппликации из макаронин или круп. Если занятия будут регулярными, успех не замедлит прийти.
Советы экспертов: как учить алфавиту
Родители постоянно ищут новые быстродействующие способы выучить алфавит с ребенком, но быстро не значит качественно.
Дополнительная информация! Для комфортного изучения, следует не забывать про особенности физиологии и психологии детей (возраст и особенности его мышления).
Малыш учится
Зачем учить ребенка алфавиту?
Алфавит — основа всех языков. Это строгое последовательное построение букв, которое является ключом ко всем документам и книгам.
Знание алфавита ничего не даст маленькому ребенку. Он может легко заучить его, но читать при этом не научится. Лучше оставить алфавит для начальной школы, где он нужен, а с малышом заучить буквы без строгой последовательности.
В каком возрасте дети должны уже знать все буквы?
Необходимый уровень развития мозга для чтения обычно сформировывается к 5 годам, реже к 4-5. Поэтому нет смысла пытаться заставить ребенка читать в более раннем возрасте. Лучше расширить кругозор, развить речь и произношение, научить правильно ставить вопросы и приучить давать ответы.
Учет возрастных особенностей при знакомстве с буквами
У маленьких детей доминирует наглядно-действенный тип мышления, а по достижению пяти лет, мозг начнет активно воспринимать знаковые изображения и абстрактную подачу информации.
Обратите внимание! До 4 лет малыш должен выучить базовые знания для комфортной дальнейшей жизни. Он акцентирует свое внимание социальной связи с миром, поэтому не рекомендуется нагружать его излишней и сложной информацией, доводя до слез
Изучение алфавита
Любые занятия с малышом, это увлекательная игра
Малыши не могут концентрироваться на одном занятии больше 10-15 минут, поэтому длительность стоит ограничивать, иначе внимание рассеивается, и ребенок перестает усваивать новую информацию. Стандартный академический урок не подходит малышам, поэтому стоит стараться преподносить любое обучение, как ненавязчивую игру, которая будет ему интересна
Лучше использовать разнообразные задания:
Стандартный академический урок не подходит малышам, поэтому стоит стараться преподносить любое обучение, как ненавязчивую игру, которая будет ему интересна. Лучше использовать разнообразные задания:
- стихи;
- песни;
- скороговорки и загадки.
Обратите внимание! Это обеспечит ребенку погружение в процесс и облегчит восприятие новых знаний
Общие рекомендации
Здоровый ребенок уже в пятилетнем возрасте способен научиться читать. Поэтому желание учителей набрать к себе в первый класс хорошо читающих деток вполне оправдано. Однако, сталкиваясь с ситуацией, когда ребенок неправильно обучен чтению, все они в один голос заявляют, что лучше бы он вообще не умел читать, потому что теперь придется приложить немало усилий для его переучивания.
Так что родители, решившие самостоятельно учить ребенка читать, должны понимать, что это сложный и системный процесс. Им обязательно нужно учесть такие важные моменты:
- для дошкольника ведущим видом деятельности является игра;
- лучший способ для запоминания — использование наглядности и практических действий.
Советы по обучению чтению дома
Не надо специально выделять время для «домашних» уроков! Занятия должны занимать около 10 минут и проходить в непринужденной обстановке.
Организовывайте изучение букв в процессе игровых и практических упражнений.
Необходимо сделать так, чтобы изучаемая буква была всегда на виду у малыша
Ее изображение и рисунки, которые к ней подходят, должны быть красочными и вызывать у малыша интерес.
Объем памяти у дошкольника очень ограничен, поэтому учить нужно по одной букве, посвящая ей несколько занятий подряд, и уделять внимание многократному повторению для прочного закрепления изученного.
Для ребенка 5-6-летнего возраста характерно копирование действий взрослых. Поэтому родители должны предоставлять им образец правильного произношения звуков, прочтения слогов или слов при любом удобном случае
И еще одно очень важное замечание: звук и буква — это разные вещи! Для обучения чтению ребенка надо знакомить не с названием буквы, а со звуками, которые она обозначает. Это принципиальный момент
Ни в коем случае нельзя учить читать по алгоритму: «эм» и «а» — будет «ма». Именно это и является главной ошибкой в процессе обучения чтению и серьезным препятствием для правильного формирования навыка чтения.
Основной метод, который используется при обучении чтению в школе,— это звукобуквенный метод. Он основан на развитии у ребенка умений соотносить буквы со звуками, которые они обозначают, и составлять из этих звуков слоги и слова. Происходит это в такой последовательности.
Методики обучения чтению
Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.
<<Форма демодоступа>>
Кубики Зайцева
Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.
«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича
В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово.
«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.
Страница из «складушек» В. Воскобовича
Карточки Домана
Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.
Методика обучения чтению Марии Монтессори
Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.
Методика Ольги СоболевойАвтор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты
Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь
Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.
Изучение алфавита
Большинство педагогов считают, что не следует приступать к изучению алфавита до закрепления навыка чтения по слогам. Подробнее об этом узнайте в статье «Как правильно научить ребёнка читать?».
Скажите ребёнку, что буква и звук — разные понятия. Согласная буква может обозначать два звука — твёрдый и мягкий. Для усвоения этого материала требуется развитость таких функций мышления, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Дошкольник владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Поэтому эти понятия входят в программу обучения грамоте в первом классе.
Старайтесь при перечислении букв алфавита менять интонацию и тембр голоса, попеременно акцентируя внимание ребёнка на отдельных буквах. Приобретите настенную азбуку и повесьте в детской комнате
Так ребёнок быстрее запомнит не только последовательность расположения букв в алфавите, но и их изображение
Приобретите настенную азбуку и повесьте в детской комнате. Так ребёнок быстрее запомнит не только последовательность расположения букв в алфавите, но и их изображение.
При грамотном и терпеливом подходе примерно к 3-3,5 годам ваш любознательный малыш уже вполне будет готов к обучению чтению. Для этого приобретите красочный букварь, в основе которого положена традиционная методика.
Как описано выше, для объяснения принципа слогообразования вовсе не обязательно знать все буквы. Достаточно тех, которые образуют изучаемый слог. Следуйте принципу «от простого к сложному» и двигайтесь поэтапно. Успехов!
Какие трудности могут возникнуть
Трудности в освоении алфавита у разных детей могут возникать на разных этапах. Внимательный родитель поможет малышу спокойно преодолеть их. А наши советы помогут вам грамотно и интересно организовать обучение.
Вот основные моменты из моей практики, на которые сетует большинство родителей:
Ребенок плохо запомнил названия звуков и их зрительные образы, поэтому не может перейти к следующему этапу — чтению
Здесь важно не торопиться и уделять достаточно времени каждой букве, повторять пройденное, закреплять знания в игровой форме (это то, что так нравится детям, то, что вызывает их эмоциональный отклик).
Низкие способности к зрительному и звуковому запоминанию, трудности с вычленением буквы из слога проявляются при нарушениях в работе второго блока мозга;
Нарушения волевой сферы (ребенок быстро бросает начатое, не делает усилий, не добивается результатов) возможны при сбоях в работе третьего блока мозга.. Педагоги и родители должны понимать, что это — особенности развития мозга ребенка, и они не являются признаком сниженных интеллектуальных способностей
Только так можно помочь малышу справиться с этими трудностями: в некоторых случаях может понадобиться тщательная диагностика с последующей коррекцией
Педагоги и родители должны понимать, что это — особенности развития мозга ребенка, и они не являются признаком сниженных интеллектуальных способностей. Только так можно помочь малышу справиться с этими трудностями: в некоторых случаях может понадобиться тщательная диагностика с последующей коррекцией.
Незначительные нарушения проходят самостоятельно и могут быть возрастными особенностями вашего ребенка: главное проявляйте терпение, заботу, не ругайте малыша, подбирайте интересные занятия и упражнения.
Вместе с изучением алфавита занимайтесь развитием головного мозга. Не забывайте, нервная система вашего ребенка только формируется! Очень многое зависит от вас.
Используйте различные тактильные упражнения с буквами (вылепить ее из пластилина, сложить из предметов), развивайте зрительную память (например, игра Мемори), следите за энергетическим тонусом малыша (достаточный сон, прогулки, качество питания).
Основные правила как легко обучить ребенка
Каждый малыш индивидуален, поэтому родителям стоит в первую очередь обращать внимание на его готовность изучать буквы. В этом процессе выделяют несколько основных правил:
- В первую очередь необходимо предоставить право выбора книги, это позволит повысить результат занятий.
- Не спеша прочитать содержимое и попросить малыша все пересказать.
- Изучение стоит начать с простых букв, которые употребляются чаще всего. Переходить в более сложным нужно постепенно.
- Не стоит учить больше 1 буквы за несколько дней. Для того чтобы закрепить пройденного материала рекомендуется использовать специальные картинки, предметы, пазлы и т.д.
- Необходимо вырабатывать ассоциативную память. Каждую из букв обязательно описывают, чтобы было проще запомнить ее.
Это универсальные требования, отхождения от них возможны.
Поэтапное обучение ребенка алфавиту
Начинать знакомить ребенка с буквами можно с 3 – 4 лет. Это не означает полноценного обучения, а именно ознакомление. Самый простой и понятный для малыша метод – игра с кубиками, украшенными буквами и картинками, их иллюстрирующими. Еще один хороший вариант – книжки с картинками типа букваря, но рассчитанные именно на ранний детский возраст. Они отлично иллюстрируют буквы, а описание облегчает запоминание.
В этом возрасте ребенок проще всего запоминает буквы по ассоциации, так что не стоит считать глупыми вопросы о том, какие звуки издают животные. Это дети запоминают быстро и легко, а уж от родителей и воспитателей зависит то, насколько эффективно они смогут связать звуки с изображениями соответствующих букв.
После того, как малыш заинтересуется буквами, можно показать ему, с какой буквы начинается его имя, а уже потом постепенно, в игре, предельно ненавязчиво рассказывать ему про все остальные буквы в алфавите. При этом следует помнить, что для ребенка в этом возрасте крайне необходима конкретика, а абстрактное мышление находится еще в зачаточной стадии.
Специалисты в детской педагогике и психологии считают оптимальным возрастом для обучения детей алфавиту 5 лет
В этот период дети обычно уже знают, как выглядят если не все, то большинство букв, имеют необходимый уровень развития и могут сосредотачивать внимание на конкретном занятии до 5 минут. Этого достаточно для того, чтобы разобраться в алфавите и последовательности букв в нем
Но стремиться добиться от ребенка полноценных навыков чтения до первого класса школы не стоит, иначе учиться ему будет крайне неинтересно. Делать это можно только в том случае, если малыш сам изъявит желание.
Ответы на частые вопросы
За сколько можно научить ребенка читать?
На обучение чтению с нуля может уйти 6–8 месяцев с малышом 4–5 лет. Взрослый ребенок, 6–7 лет, овладевает навыком быстрее, за 3–6 месяцев. Если посещать занятия в развивающем центре, репетитора, дополнительно читать дома, срок уменьшается до 2–4 месяцев.
Хотя в этом видео вы можете познакомиться с реальной историей о том, как ребенка научили читать по слогам за 2 часа.
Как научить читать, если ребенок не хочет?
Категоричный отказ от уроков с книгами, таблицами, кубиками можно побороть усилением мотивации. Заинтересуйте нехочуху яркой книжкой на любимую тему, расскажите, почему уметь читать полезно, необходимо. Ежедневно рассматривайте картинки в книгах, читайте вечером, днем, обсуждайте сюжет.
При появлении первых признаков заинтересованности пробуйте играть с буквами, разгадывайте ребусы, используйте раскраски.
Может ли ребенок научиться читать сам?
Такой вариант возможен, если в семье есть старшие дети. Малыш наблюдает за выполнением домашних заданий, начинает подражать ученикам школы. Когда обнаружится, что кроха сам выучил буквы, родителям нужно только чуть ускорить процесс.
Купите букварь, дайте немного теории, примените несколько методов скорочтения. Если дошкольник склонен к самообразованию, усидчив, покажет хорошие результаты.
Должны ли воспитатели учить ребенка читать?
В обязательную учебную программу детского сада уроки чтения не входят. Воспитатели в подготовительной группе могут дать небольшое количество информации о звуках, буквах.
Читать учат в начальном классе школы. Исключением являются специализированные или частные сады, где родители оплачивают дополнительные занятия по подготовке к первому классу.
Нужно ли учить читать до школы или в школе всему научат?
По нормам ФГОС родители не обязаны учить читать детей до поступления в школу. Учитель не может требовать таких знаний от ребенка. В программу начальной школы заложены часы на изучение букв, звуков, слогов, обучение чтению. Во второй класс все школьники переходят с развитым навыком чтения.
Но так как большинство детей приходит в первый класс уже читающими, количество часов на эти темы резко сократилось по сравнению с советским временем. Первоклашкам с логопедическими, психическими нарушениями, да и многим здоровым ученикам тяжело успеть усвоить этот материал за такой короткий срок. Они начинают отставать от одноклассников.
Поэтому обучая детсадовцев чтению заранее, вы облегчаете процесс адаптации ребенка в школе, повышаете его успешность.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Занятия с ребенком 3-4 лет: учимся и играем
Далеко не каждый малыш в этом возрасте готов к обучению. Но если вы видите, что ребенок проявляет интерес к красочной азбуке или кубикам с буквами, то, возможно, есть смысл попробовать начать занятия. Сразу необходимо сказать, что обучение должно быть похожим на игру. Никакого принуждения и строгости, иначе вы рискуете выработать у крохи нежелание учиться в дальнейшем.
Несколько важных правил:
- занимайтесь не чаще двух раз в неделю по 5-7 минут;
- не ждите моментального результата – трёхлетнему малышу нужно больше времени, чтобы запомнить информацию;
- изучайте гласные парами: А-Я; Э-Е; Ы-И; О-Ё; У-Ю.
Используйте красочные картинки, игрушки в виде букв, детские книги.
Ближе к четырём годам можно приступать к знакомству с согласными. В этом возрасте ребенок уже хорошо разговаривает, поэтому у него не должно возникнуть проблем с правильным произношением звуков. Кроме того, в четыре года дети неплохо воспринимают абстрактную информацию. Обучение для них будет намного интереснее, если кроме картинок и игрушек использовать кубики, пазлы, интерактивную или магнитную азбуку, раскраски.
На согласные потребуется больше времени, а изучать их будет немного сложнее. Но и с этой непростой задачей вполне можно справиться, если действовать постепенно. Во-первых, согласных в алфавите больше, чем гласных. Во-вторых, большинство согласных букв имеют два варианта звучания: твёрдый и мягкий. Это может вызвать некоторые затруднения, но только в том случае, если ребёнок плохо усвоил гласные. Если же с ними проблем нет, то и со звуками он очень быстро разберётся.
Поняв разницу между тем, как звучат Ы и И, малыш с вашей помощью разберётся с тем, как должны звучать слоги МЫ и МИ. Для наглядности можно сделать таблицу с парными слогами. И не забывайте, что все звуки должны произноситься чётко. Показывайте это на своём примере и добивайтесь этого же от ребёнка, так как правильная артикуляция – основа хорошей дикции.
Учим алфавит: цели и задачи
Прежде чем приступить к изучению алфавита, родители должны для себя ответить на вопрос: с какой целью? Ведь все поступки и действия совершаются для достижения определённой цели, и развитие детей не является исключением. Некоторые амбициозные мамы и папы мечтают вырастить всесторонне одарённого и развитого ребёнка, поэтому стараются приступить к обучению как можно раньше. Другим просто хочется при каждом удобном случае хвастаться успехами своего чада.
Но для адекватных родителей главная цель изучения букв – научиться читать. И здесь уже встаёт совсем другой вопрос: а готов ли ребенок на данном этапе к этому? Для начала давайте подробнее поговорим о том, что такое алфавит. Итак, это:
- не просто буквы, а буквы в строгой последовательности, которые являются базой для любого языка;
- знание алфавита является фундаментом для освоения азов чтения;
- алфавит — ваш спутник на всю жизнь: это основа для систематизации документов, справочников, словарей, архивной информации.
Конечно, научить малыша алфавиту можно в любом возрасте. Достаточно каждый день показывать ему карточки с буквами или изучать азбуку по красочной книге, и он уже к двум годам запомнит алфавит
Но любые знания должны применяться на практике, и важно понимать, что не все дети готовы читать с ранних лет
Поэтому нет смысла тратить время и силы на изучение алфавита просто для развития памяти и внимания. Вероятность того, что ребенок забудет буквы к тому моменту, когда будет готов учиться читать, весьма велика. Для раннего развития есть масса других способов. Малышей 2-3 лет можно просто знакомить с буквами, не придерживаясь последовательности.
Но если речь идёт о детях 5-6 лет, у которых на горизонте маячит школа, то учить алфавит надо обязательно.
Учимся по букварю
Самый проверенный, эффективный и доступный способ научить малыша читать — дать ему букварь. Но раньше все было проще: издание было одно на всю страну. Теперь же букварей — видимо-невидимо. Полистайте книжку прежде чем приобрести: некоторые буквари напоминают справочник орнитолога — что ни буква, то название птицы, вплоть до трясогузки и юрка. Бывает, что к литерам подобраны уж слишком абстрактные и даже философские понятия: «печаль», «вечность», «зрелость». Родителям придется изрядно попотеть, чтобы объяснить ребенку смысл этих слов «на пальцах».
Идеальный русский букварь можно легко сделать самостоятельно: лучше всего, чтобы картинка на определенную букву напоминала предмет, который с данного звука (именно звука!) и начинается. «О» — это «обруч», но не «очки», потому что в этом слове первым идет звук «а». «З» можно изобразить в виде змейки или забора, «Щ» — в форме щетки с щетиной.
Также можно развесить по дому яркие стикеры с буквами: «Т» — на телевизор, «К» — на кроватку. Рано или поздно символы свяжутся в сознании ребенка с наименованиями предметов. И тогда уже можно будет писать на клейких листочках слова целиком.
Как выучить с ребенком алфавит играючи
Любой процесс можно обратить в игру, даже такой монотонный, как зубрежка алфавита. Вспомните детские игры вашего детства и подумайте, как это можно использовать.
Ассоциации
Каждая буква похожа на тот или иной предмет из нашей повседневной жизни. Например:
- Букве «О» можно пририсовать ручки и глаза, либо хвостик и рожки, чтобы получилась Овечка.
- «Д», как правило, ассоциируют с Домиком.
- «Н» может стать лестницей или рельсами.
Для начала стоит привить эти ассоциации ребёнку, только потом начать выстраивать их в порядке алфавита. Вы можете придумывать истории, в которых предметы появляются один за другим. Предположим, буква «А» — это дом, а «Б» — бочонок. Начните историю с постепенного ввода алфавита: «В домике на старом холме стоял деревянный бочонок…»
Магнитные и говорящие азбуки
Эти игрушки можно найти в любом детском магазине. Плюс говорящей азбуки огромен: она наглядно показывает, какая буква за какой идёт и, при воспроизведении, называет правильные звуки. У малыша будет работать и зрительная, и слуховая память.
Магниты можно повесить на холодильнике, либо специальной доске в комнате ребенка. Эта игра хороша для проверки знаний: перемешайте все магниты между собой и скажите ребенку выложить алфавит заново
Для этой же цели можно купить кубики с буквами, но они занимают гораздо больше места и привлекают внимание детей по 3-4 года, нежели в пять лет и старше
Выбирайте такую азбуку, которая произносит именно звуки — «эн», «ф», «в». Если малыш запомнит буквы — «фэ», «вэ», то у него возникнут проблемы в школе.
Чтение прежде всего
Родителям важно помнить, что обучение чтению начинается раньше запоминания алфавита. Важно заложить интерес, чтобы малыш сам захотел научиться читать
Для этого мы много с ним разговариваем, учим потешки, расширяем кругозор.
На первом этапе, когда малыш начинает подражать простейшие слова «гав-гав», «му-му», закладываются основы его фонематического слуха. Затем он повторяет стишки и пересказывает сказки.
Начинаем учить буквы с гласных
Затем можно переходить к согласным, только не забываем про важное правило: учим звуки, а не названия. Как только выучили гласные и приступили к согласным, начинайте учить слоги
Объясняем малышу, что буква «к» петь не умеет, а только с друзьями – гласными буковками: «ка», «ко», «ку». Затем добавляем еще одну и начинаем читать простые слова – «кот», «сок», «кар».
В каком возрасте начинать изучение алфавита
Оптимальным возрастом для изучения алфавита специалисты считают период от 4 до 5 лет. К этому времени ребенок начинает интересоваться книгами и занимательными фактами, поэтому у него появляется стимул к самостоятельному овладению навыками чтения.
Нейропсихолог Анна Семенович считает, что до 3-4 лет нет необходимости в изучении букв, более того, это может быть вредно. Это связано с нейрофизиологическим развитием мозга: в этом возрасте еще не наступило время для познавательных процессов, а только происходит формирование эмоциональной и сенсомоторной сфер.
Начав загружать ребенка теоретическими и практическими заданиями, есть риск, что пострадает развитие других структур психики
Конечно, есть исключения из правил, ребенок может развиваться в своем темпе, и родителям важно быть чуткими к его особенностям
В 3-4 года ребенок только учится обслуживать себя в бытовом плане, познает окружающий мир и собственные эмоции, овладевает начальными навыками творчества (рисование, танцы, пение — лучше отведите его на подобные кружки, это будет полезнее для общего развития и соответствовать его возрасту).
Психолог Ольга Мельницкая выделяет несколько критериев, по которым можно определить, что ребенок готов к изучению букв:
Самостоятельный интерес малыша к буквам (просит назвать их, ищет в книге знакомые буквы, рисует их, проявляет любознательность);
Держа книгу в руках, делает вид, что читает ее (подражает взрослым, при этом важно, чтобы ребенок видел вас с книгой);
Умеет выговаривать большую часть звуков (если этот навык не сформировался к 4-5 годам — это повод обратиться за помощью к логопеду);
Запоминает услышанное (то, что взрослые читают ему), может пересказать историю;
Умеет строить фразы и предложения;
Интересуется вывесками на улице (просит прочесть, назвать буквы).
Обратите внимание на этот список и внимательно оцените, насколько ваш ребенок готов начать изучать алфавит и овладеть навыками чтения
В каком порядке изучать буквы
Базовый способ изучения алфавита — использование карточек с буквами (они могут быть дополнены картинками). Алгоритм можно выбрать следующий:
- Вначале лучше освоить все гласные, это удобно делать парами: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е).
- Затем вводятся согласные, вначале парные по звонкости-глухости (Б — П, В — Ф, З — С и др.), затем непарные.
- В конце следует познакомить ребёнка с Ъ и Ь.
- Только после изучения всех букв нужно переходить к алфавиту — их правильной последовательности.
При этом при изучении букв лучше называть звуки, которые они обозначают, а не то, как буквы произносятся в алфавите. В дальнейшем это облегчит обучение чтению.