Две недели слез и протестов: первоклассник пошел в школу

Ребенок идёт в первый класс

Адаптации первоклассников по ФГОС

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни

Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

  • установлен контакт с учителем;
  • ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
  • налажены отношения с одноклассниками;
  • ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
  • владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе

Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

  • Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

  • Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
  • Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.  

Что делать родителям первоклассника, если…

Если ребёнок стеснительный

Все дети рождаются со своими особенностями нервной системы. Некоторые легковозбудимые и энергичные, другие медлительные и застенчивые. Если ваш первоклассник не спешит заводить друзей и вливаться в коллектив — не переживайте.

Стеснительные дети тяжело заводят друзей. Да и самые бойкие дети переживают несколько периодов застенчивости за свою жизнь. Новый коллектив для любого ребёнка — большое испытание. Не торопите юного ученика, дайте ему присмотреться к одноклассникам, разобраться в своих эмоциях. Примерно половина первоклассников запоминает имена всех детей из своего класса только к концу первой четверти

Постарайтесь не давить на ребёнка, но ненавязчиво обратите его внимание на соседку или соседа за партой. Какой у него / неё цвет глаз? Что он / она любит? Ребёнок, скорее всего, вам не ответит, но приглядится к товарищу, а там и до общения недалеко

Если ситуация становится патологической, то имеет смысл обратиться к детскому психологу за консультацией, специалист сумеет разобраться в причинах и помочь.

«Ну, всё», — сказала Алёна маме четвёртого сентября, — «Я больше в школу не пойду».

Обычно детям нравится учиться, они по природе своей любознательны и радуются новым компаниям, так что, если дошло до категоричного отказа, нужно выяснить в чём дело. Рекомендации психологов в этом случае не поразят вас новизной: с ребёнком нужно поговорить. Без нажима выясните, в чём дело, вероятно, причина кроется в какой-то мелочи, не понравился одноклассник или скучно сидеть на уроках.

Что делать если ребёнок не хочет ходить в школу?

  • Не перегружайте ребёнка дополнительными заданиями.
  • Внесите в его расписание часовую прогулку на улице.
  • Разрешите ему делать домашнее задание в несколько приёмов.
  • Поддерживайте и хвалите его.
  • Если у ребёнка проблемы с каким-то конкретным предметом, то вам могут помочь занятия на интерактивной платформе iSmart.

Если ребёнок ленится

Все мы иногда ленимся, и ребёнок не исключение. Разок или два потянуть с домашним заданием или сбором портфеля не грех. Однако, если ребёнок систематически отказывается делать домашнее задание и прилагать усилия в учёбе, прикрываясь ленью, — это тревожный знак. Есть множество причин, по которым ребёнок может лениться.

Здоровье. Прежде всего исключите факторы здоровья. Всё ли в порядке у ребёнка с уровнем железа в крови, высыпается ли он, не засиживается ли за компьютером, получает ли достаточно белков, жиров и углеводов?

Несбалансированный режим дня. Дети лучше всего функционируют по правилам и алгоритмам

Выше мы писали про важность чёткого распорядка дня, но и здесь его упомянуть нелишне. Первоклассник, согласно рекомендациям врачей, должен спать минимум 10 часов в сутки, проводить на свежем воздухе от часа в день и не пользоваться компьютером или телефоном больше часа.

Сниженная любознательность

Такое часто случается, когда ребёнок не получал достаточно внимания в возрасте «почемучки» или проводит слишком много времени за просмотром мультфильмов. Здесь может помочь постепенное снижение количества экранного времени и расширение кругозора ребёнка. Постарайтесь учесть его интересы и выбрать подходящее познавательное развлечение. Ребёнка, которому нравятся мультики про космос, сводите в планетарий, а предпочитающего мультфильмы про зверей — в контактный зоопарк.

Страх неудачи. Иногда дети так боятся ошибаться, что предпочитают не делать ничего, лишь бы избежать неуспеха. Не критикуйте ребёнка и старайтесь поддержать во всём. Любая ошибка — это новый опыт, и относиться к ней нужно соответственно. Подбодрите ребёнка, расскажите о своих полезных ошибках, потренируйтесь с ним ошибаться — это поможет снять напряжение.

Особенности темперамента. Вам может казаться, что ребёнок ничем не занят, а между тем, малыш работает в своём темпе. Все дети разные, и темпы работы у них разнятся. Приглядитесь к своему малышу, может быть, он просто методичный и неторопливый?

Особенности адаптации первоклассников

Адаптация ребёнка к школьной жизни – сложный и многогранный процесс, благодаря которому ребёнок приспосабливается к новым условиям и новому статусу. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий. Родитель должен понимать, что процесс адаптации – временный, и от того, сколько усилий приложит именно он, родитель, зависит длительность адаптации и дальнейшая успешность обучения его ребёнка.

Во многом адаптация ребёнка к школе зависит от обстановки в классе. Если младшему школьнику комфортно, интересно и не страшно – это облегчает процесс.

Дружелюбная атмосфера в классе – главная задача учителя в этот период. В это время у ребёнка наблюдается повышенная тревожность, внутреннее напряжение, самооценка становится низкой

Важно дать возможность ребёнку работать в удобном ему режиме. Учитель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимания на успехи и достижения детей

Если учитель не учитывает специфику данного периода, это может привести ребёнка к нервному срыву. Поэтому так важно мониторить состояния физического и психического здоровья первоклассника.

Если у родителя появилось сомнение, что у его ребёнка адаптация протекает тяжело, то он обязательно должен поговорить с учителем

Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т.д.)

Признаки школьной дезадаптации

Дезадаптация — это нарушение приспособления школьника к меняющимся условиям обучения. Она может возникнуть как в начале пути, в первом классе, так и при переходе из начальной школы в среднюю или при смене класса либо школы.

Если вы предполагаете, что у вашего ребёнка проблемы с адаптацией в школе, — сверьтесь с чек‑листом:

  • Ребёнок резко меняет своё поведение (был холериком, стал флегматиком).
  • Изменилось отношение к школе: снизилась учебная мотивация, пропал интерес.
  • Ребёнок не любит разговоры о школьной жизни, переводит их на другую тему.
  • Приходит из школы очень уставшим или очень возбуждённым.
  • Стал чаще жаловаться на здоровье: болит живот, голова, постоянно простывает.
  • К выходным дням настроение повышается, вечером в воскресенье или с утра в понедельник портится, может подняться температура.
  • Ребёнок становится капризным, плаксивым, раздражительным.
  • Ребёнок жалуется на плохое отношение к нему в школе со стороны ребят или учителя (иногда необоснованно).
  • Клинические проявления: нарушился сон, аппетит, появились тики, энурез, тревожное расстройство.

Присутствие хотя бы трёх признаков — знак, что проблема действительно есть.

Успешная адаптация ребенка к школе

Как понять, что ребенок приспособился к новым для себя условиям и его процесс адаптации подходит к завершению? Для этого, стоит произвести качественную оценку чада по ряду критериев:

  • Школьные нормы поведения. Мониторингу поддаётся поведение ученика согласно нормам школьной дисциплины, усидчивость на занятиях, соблюдение режима;
  • Эффективность познавательной деятельности. Насколько сильные усилия необходимо прилагать ребенку для выполнения начальных школьных заданий, как проходит самостоятельная работа первоклассника над материалами, какие общие характеристики успешности обозначает учитель;
  • Наличие социальных контактов. Оценивается уровень взаимоотношений ребенка с одноклассниками и педагогическим коллективом;
  • Общее эмоциональное благополучие. Уровни спокойствия, благожелательности и настроя на учебный процесс, а также оценочные суждения ребенка о школе в целом.

Если по всем вышеописанным критериям вы можете поставить средний либо высокий балл, то с большой долей вероятности, ребенок приспособился в новом для себя социуме и далее сможет успешно осваивать новые знания.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Трудности

Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.

         В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:

  • личность педагога
  • коллектив одноклассников
  • новый режим дня
  • ограничение двигательной активности
  • новые обязанности.

В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной. Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования. И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:

  • неуспеваемость
  • нежелание что-то делать
  • негативизм
  • демонстративность
  • лень.

Справиться с этими трудностями помогут избежать наши психолого-педагогические рекомендации.

Установите позитивное отношение к обучению

Для успешной адаптации в школе особенно важно установить позитивное отношение как у родителей, так и у детей к обучению. Родители должны понимать, что обучение является важным и неотъемлемым этапом в жизни ребенка, который поможет ему в дальнейшем достичь успеха

Поэтому необходимо поощрять ребенка, хвалить его за каждый прогресс и поддерживать в нем интерес к учебе.

Для создания позитивного отношения к обучению, также полезно привести примеры из истории, искусства или спорта, где ребенок сможет увидеть, каких успехов можно добиться благодаря умению учиться и стремлению к постоянному развитию

Важно регулярно похвалить ребенка за его усилия и достижения, и подчеркнуть, что учеба – это важное и интересное приключение, которое поможет ему раскрыть свой потенциал

Также родители могут помочь своим детям установить позитивное отношение к обучению путем поддержки их интересов и увлечений. Они могут помочь ребенку выбрать учебный предмет или дополнительное занятие, которое вызывает у него наибольшее интерес. Стремление к изучению чего-то, что ребенку по-настоящему интересно, поможет ему с легкостью преодолеть сложности и увидеть положительные результаты.

Кроме того, позитивное отношение к обучению может быть подкреплено наградами и поощрением за хорошие успехи. Родители могут установить систему поощрения, где ребенок получает призы или похвалу за свои достижения в учении. Такая система мотивирует ребенка ставить перед собой новые цели и стремиться к их достижению.

Помощник

Если у ребенка есть помощник, ему проще достичь успеха в учебе. Помощник должен иметь доброжелательный настрой, интересоваться новыми методами обучения и быть готовым засучив рукава взяться вместе с учеником за работу.

Главное — не переносить на подопечного негативный опыт, создать положительное отношение к учебе

Помощник должен всячески показывать, что он понимает важность образования, и активно интересоваться делами подопечного

Некоторые ученики верят в удачу. Им кажется, что хорошие оценки получают «любимчики» учителей или талантливые дети, которым не нужно усердно трудиться. Школьники часто думают, что труд — удел неудачников. Задача помощников — показать, что ключ к успеху — не везение, а привычка учиться и что любой человек может достичь вершин.

Причины кризиса семи лет

Кризис семи лет в психологии называют кризисом младшего школьного возраста, потому что он выпадает на переломный момент жизни ребёнка, когда из дошкольника он становится первоклассником. Это обстоятельство и является главной причиной кризиса, который может начаться и в шесть, и в восемь лет — в зависимости от того, когда ребёнок начинает ходить в школу. 

Внешне мы видим, что к шести-семи годам ребёнок созревает для школы: он разыгрывает учебные ситуации, становится серьёзнее, ответственнее, подражает взрослым. Но в то же время внутренне он остаётся малышом, который всё ещё не может полноценно обслужить себя в быту. Ему по-прежнему нужна помощь, чтобы справиться с эмоциями, а иногда даже чтобы просто уснуть. 

Во многих странах ребята начинают учиться с шести и даже с пяти лет, но там начальное школьное образование спаяно с детским садом, так что учебная нагрузка у детей минимальная и серьёзное обучение начинается лет с одиннадцати. Почему же в России дети идут в школу именно в шесть или семь? 

По классификации Эльконина и Давыдова, принятой в отечественной детской психологии, в этом возрасте игровая деятельность естественно сменяется учебной: игра уже не приносит столько пользы, сколько может принести учёба. Согласно исследованиям, в среднем в семь лет у человека созревают лобные доли, отвечающие за самоконтроль. Увеличивается устойчивость внимания, формируется образное мышление, развивается мелкая моторика — рука становится пригодна к письму.

Но мы понимаем, что каждый ребёнок развивается в своём темпе, поэтому сейчас условным возрастом для поступления в школу считается промежуток от шести до восьми лет и существует множество вариантов организации начальной школы в зависимости от особенностей ребёнка и возможностей семьи, например семейное обучение.

<<Форма демодоступа>>

Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители

Родителям будущих первоклассников желательно знать основные трудности и проблемы, которые могут ожидать их в начальной школе:

Опасные домашние задания

Очень важно ребёнку выполнять домашние задания самостоятельно! Родитель всегда может помочь, но только после просьбы об этом. Поддержка с родительской стороны в этот момент обязательна: он может просто находиться в комнате, помогать переформулировать сложное в простое, но не выполнять работу за ребёнка

Первоочередной задачей взрослого является помощь в организация учебного пространства: где будут лежать учебники и тетради, ручки и карандаши и т.д.

«Почему они со мной не дружат?!»

Адаптация ребенка к школе – это и адаптация в детском коллективе. Для «домашнего» ребенка коллектив сверстников, конечно же, так же важен и нужен, как и для выпускника детсада. Но если «садовский» ребенок уже отлично знает, как стать своим в детской компании, то «домашнему» малышу еще предстоит овладеть этим искусством!

Не все «домашние» дети некоммуникабельны – у многих общительность и открытость заложены от природы! Такой ребенок без стеснений знакомится с другими детьми на детских площадках, и  ему несложно будет адаптироваться в школе!

Но если ваш малыш отличается застенчивостью – прорепетируйте с ним некоторые типичные ситуации заранее: как спросить у соседа по парте, как его зовут, как подойти к группе ребят и заговорить с ними, в какие игры можно предложить поиграть на переменке и т.д.

Но бывает, что детский коллектив обходит стороной «домашнего» ребенка, если тот застенчив и общим поведением как-либо отличается от большинства детей. Иногда это отличие может быть даже в лучшую сторону – ребенок лучше воспитан, не склонен к «расталкиванию локтями», а может, просто не знает какого-нибудь модного мультика…

В этой ситуации родителям не стоит внушать ребенку мысль «Дураки они все, а ты у меня самый лучший!».

  • Во-первых, осознание собственного отличия или даже превосходства адаптации ребенка в школьном коллективе совершенно не способствует.
  • Во-вторых, существует риск вырастить «маменькиного сынка», который и не будет искать общества сверстников – ему вполне хватит мамочки, которая всегда похвалит и не оттолкнет!
  • В-третьих, дети не дураки! Какими бы бестолковыми на взрослый взгляд не казались их увлечения и игры, они имеют смысл – для вашего ребенка гораздо полезнее поучаствовать в этой самой глупой игре вместе со всеми, ведь он вынесет урок товарищества, действия в команде, «чувства локтя»!

А если он почитает книжку вместо бесполезного беганья – ну что ж… книжка, конечно, это хорошо, но малыш станет «белой вороной»…

Если же ребенок и впрямь как-то существенно отличается от одноклассников, то учите его защищать свою точку зрения, в то же время не отвергая того, что предлагает ему детское общество. Ведь не всегда «не такие» дети становятся «белыми воронами» — иногда они пробиваются в лидеры!

А порой родители сами неправильно расценивают то, насколько ребенок адаптирован к школьному коллективу. Например, не все дети могут быть «душой компании», постоянно пребывая в окружении толпы ребят – вполне нормально, если у ребенка заведется лишь 1-2 приятеля. Впоследствии такая дружба может оказаться прочнее и ценнее, нежели лидерство в классе!

Степени адаптации

Факторы успеха адаптации

На успешность адаптации влияет множество факторов. Прежде всего, у ребенка должен быть налажен контакт с семьей, учителем и одноклассниками. Не менее важным условием является готовность к школе (возраст первоклассника может варьироваться от 6 до 8 лет), стрессоустойчивость, а также здоровье. Психологи придерживаются мнения, что основную помощь при адаптации ребенок получает от семьи.

Следует отметить, что самый легкий период адаптации проходит у тех детей, где родители умеют сопереживать, принимать их неудачи и стараются помочь. К сожалению, в большей части современных семей родители привыкли принимать решения за детей, что существенно усложняет период адаптации. При поступлении в школу родителям нужно понимать, что первый класс и новые правила — трудный период в жизни ребенка, когда его необходимо поддержать. Основной причиной затяжной адаптации является неправильный подход к данному периоду.

Умея управлять собственными эмоциями, вы легко поможете ребенку адаптироваться к школе. Пройдите курс Викиум «Эмоциональный интеллект» и научитесь держать эмоции под контролем!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: