Нужно ли заставлять ребенка ходить на кружки? какие кружки нужны ребенку? нужны ли ребенку кружки и секции?

Нужны ли первокласснику кружки и секции?

Нельзя лишать ребенка детства

Ошибка номер один, самый вредный и ужасный миф – это «не надо лишать ребенка детства». Результат действия мифа – не выбрать ничего: «Пусть он больше гуляет и играет на свежем воздухе, гоняет мяч во дворе, а нагрузки и в школе огромные».

«Пусть бегает во дворе, играет и отдыхает!»

Согласно статистике, в 36 % семей дети не посещает дополнительные кружки и секции. Что думают эти родители? 46 % говорят, что ребенку секции не нужны, 5 % отвечают, что «занятия в кружках и секциях не представляют интереса для самого ребенка». Цифры пугающие. Лишь около 8 % родителей честно признаются, что у них нет возможности водить ребенка на занятия.

«Нельзя лишать детства» – это такая удобная позиция родителя. Сказать, что тебе некогда заниматься ребенком (или хотя бы просто признаться в этом себе), – болезненно для собственной совести и самолюбия. А вот оправдать свое бездействие благими намерениями уже гораздо легче.

«И почему сейчас стало модно лишать детей детства?»

К сожалению, этот миф культивируется многими врачами и психологами. Соматические проблемы часто списываются на большие учебные нагрузки. «Он слишком много учится, вам лучше бросить все дополнительные занятия, у вас и так специализированная школа!», – сказали мне самой на последнем приеме у врача. «Но ему нравится учиться, он с удовольствием делает уроки и посещает свои секции», – пыталась возразить я. «Такого не может быть!», – был вердикт.

И в рекомендациях психологов сегодня такой широкий спектр мнений, что вы без проблем найдете «правильное» обоснование любых своих действий и бездействий.

У ребенка врожденная жажда познания и развития. Ему интересно учиться, узнавать новое, делать открытия, строить гипотезы и искать им подтверждение. Это и есть развитие. Это и есть детство. Не лишайте своего ребенка детства – помогите ему найти тех, с кем он сможет совершать открытия, учиться и узнавать новое с большей эффективностью и отдачей.

Занятие в школе им. Анатолия Карпова, Москва

Как выбрать секцию или кружок для ребенка

При выборе секций для детей родителям необходимо запастись огромным терпением, подчеркнула психолог. Многим взрослым легче накричать на ребенка и запихнуть его в секцию насильно, что впоследствии приведет к психологическому дискомфорту, душевным травмам и даже проблемам со здоровьем.

Искать среди огромного выбора ту самую секцию — это большая сложность для родителей. <…> Однако усилия окупятся к троекратном размере, когда ребенок начнет показывать свои первые достижения.

Екатерина Трофимова

психолог

Совет 2: совмещайте простое и сложное

Начинать искать секции нужно в дошкольном возрасте, ориентируясь на те предпочтения, которые есть у ребенка и на то, что у него получается больше всего.

«Либо можно исходить из того, что у ребенка не получается. Например, застенчивому ребенку очень поможет творческий или актерский кружок или уроки вокала. Ребенку, который часто стесняется и зажимается подойдет секция, где есть большой коллектив детей и работа в команде. Яркому и артистичному ребенку может быть помогут занятия, которые успокаивают нервную систему», — рассказала психолог.

Фото: Freepik

Трофимова посоветовала родителям записывать ребенку сразу на две секции. Одну пускай выберет он сам, а вторую — посложнее — взрослые.

Совет 3: посетите пробное занятие

Чтобы посмотреть на то, как себя будет вести ребенок в той или иной секции, следует посетить пробное занятие. Такую возможность предоставляют практически все клубы. Если детям понравится, то можно смело делать выбор в пользу этого занятия.

Совет 4: избавьтесь от иллюзий

Не ждите от ребенка в первые месяцы занятий грандиозных достижений. И он точно не сможет быстро самоорганизовываться. Поэтому будьте готовы к тому, что первое время придется помогать ребенку собираться на кружок, планировать время и контролировать выполнение домашних заданий.

Со временем ребенок научится сам контролировать свои занятия и начнет брать ответственность, но это будет позже.

Совет 5: не переусердствуйте

Не загружайте детей всеми возможными направлениями развития и тем более не пытайтесь через них реализовать собственные желания, которые были в детстве у вас. Прислушивайтесь к их собственным интересам и выберите то, что будет приносить ему радость, а не только отнимать много сил.

Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».

Когда отдавать ребенка в кружки и секции?

В идеале специализированное обучение ребенка (рисование, пение, танцы, профессиональный спорт) лучше начинать не ранее 5-6 лет. Именно этот возраст является отправной точкой для «настоящей»  учебы, т.е. ребенку становится проще повторять, делать по образцу, он постепенно отходит от детской спонтанности.

Не стоит бояться того, что вы упустите время, и малыш чего-то недополучит. Наоборот, в сравнении со сверстниками, посещавшими разнообразные секции с самого раннего возраста, он будет более свободен в самовыражении, будет лучше понимать свои желания и возможности, испытывая к занятиям искренний интерес. Детям, которых уже в 3 года целеустремленные родители отдали, допустим, в профессиональный спорт, бывает сложно потом понять, действительно ли это «их» дело.

Если говорить о конкретных видах занятий, то для самых маленьких (с 2 лет) можно посоветовать только занятия физкультурой, ритмикой – это полезно для гармоничного развития. Начинать обучение пению лучше не раньше 5 лет, музыке – не раньше 6 лет. Музыкальную теорию ребенок будет готов воспринимать с 7-8 лет.

Танцы, несмотря на кажущуюся очевидной пользу, вызывают массу споров среди родителей. С одной стороны, они способствуют физическому и эстетическому развитию ребенка, а с другой – возникают вопросы, для чего эти занятия нужны вообще: для удовольствия или в качестве профессионального спорта со всеми вытекающими последствиями. Танцевать для удовольствия можно и в 3-4 года, но в кружке это в любом случае будет обучение, которое мешает ребенку придумывать собственные (пусть и дикарские) танцы. А начать настоящие тренировки, направленные на участие в конкурсах и чемпионатах, ребенок сможет не раньше 5 лет.

Примерно так же обстоят дела с профессиональным спортом. Не стоит торопиться: если ребенок еще маленький, а вы выбираете по собственным соображениям спорт для «будущего чемпиона» (чаще всего прилично вкладываясь материально), тем самым вы лишаете его возможности самостоятельного выбора в будущем. Кроме того, профессиональный спорт не лучшим образом влияет на здоровье и психику ребенка, поэтому решение о таком выборе должно определяться настоящими желаниями и способностями ребенка. И конечно, отдавать его на серьезные тренировки нужно не ранее 5-6 лет.

Водить ребенка в бассейн до 5 лет можно лишь с целью веселых игр в воде. Адекватно воспринимать указания тренера и выполнять их малыш сможет по достижении 5-6 лет. Это относится не только к профессиональным спортивным занятиям (вы хотите вырастить олимпийского чемпиона), но и к простому обучению плаванию.

Рисование, несомненно, очень полезно для детей, даже для полугодовалых крох. Однако освоение техники рисунка не стоит начинать до 4-6 лет.  

Занятия иностранными языками очень манят родителей, ведь школы раннего развития обещают, что научат даже 3-летку говорить на иностранном языке (а то и не на одном!). Действительно, 3 года – возраст наиболее восприимчивый для усвоения речи. Но все-таки речи в первую очередь родной. Раннее изучение иностранного языка вызывает путаницу в голове ребенка, что мешает ему овладевать родным языком, который формируется лишь к 6-8 годам. Конечно, есть дети, растущие в двуязычных семьях, но о них следует говорить отдельно. Специалисты-логопеды предупреждают об опасности раннего изучения иностранного языка. В частности, возможно возникновение дисграфии – нарушения письма, довольно часто встречающееся у современных школьников. Поэтому логопеды и советуют не торопиться с иностранным языком. Если вы четко настроены обучить ребенка иностранным языкам уже в 3-4 года, выберите всего один и не забывайте, что занятия должны происходить в игровой форме. Кроме того, занятия языком в дальнейшем должны будут носить регулярный характер, иначе они полностью утратят смысл – ребенок попросту забудет всё, чему его учили.

Спорт

Если вы хотите, чтобы ваше чадо занималось спортом, лучше всего отдайте его в бассейн. Детские абонементы стоят совсем недорого, а пользы для здоровья от плавания больше, чем от любого другого вида спорта (нагрузка на все группы мышц, закалка, развитие координации движений). Едва ли не самый лучший и современный из московских бассейнов – это «Чайка». Сюда принимают детей начиная с трех лет, причем если малышу страшно, вы можете купить абонемент и себе и поначалу ходить на занятия вместе с крохой. «Лягушатник» располагается прямо рядом со взрослым бассейном, так что вы сможете постоянно приглядывать за своим чадом. Несомненным плюсом является то, что это открытый бассейн, а значит, малыш будет во время занятий дышать воздухом, а не парами хлора. Чтобы малыш успел адаптироваться, лучше начинать занятия летом или ранней осенью. Девочкам обычно очень нравится водная аэробика и синхронное плавание.

Огромную пользу малышу принесут занятия аэробикой. Интенсивные движения под музыку разовьют не только мышцы и координацию движений, но и чувство ритма. Группы аэробики для детей есть практически в любом доме детского творчества. Во многих взрослых фитнесс-центрах также есть занятия для маленьких.

Не забывайте и о классических видах спорта. И мальчикам, и девочкам, как правило, очень нравится заниматься фигурным катанием. Прекрасная школа фигурного катания есть в новом спортивном комплексе «Серебряный» на улице Глаголева. Сюда принимают детей начиная с четырех лет. Родителям мальчиков не стоит расстраиваться, что это «не мужественный вид спорта». Со временем хорошо стоящего на коньках мальчишку с удовольствием примут в хоккейную или конькобежную секцию. Прекрасно подходит для детей и легкая атлетика. Этот поистине королевский вид спорта гармонично развивает все группы мышц, повышает выносливость, учит владеть всем телом. При этом он гораздо менее травматичен, чем, к примеру, спортивная гимнастика. Секции легкой атлетики есть практически на любом стадионе или в доме детского творчества

Очень хороши и все игровые виды спорта, но они или очень дороги, как теннис, или ими начинают заниматься уже в школьном возрасте.

Детям дошкольного возраста не стоит заниматься теми видами спорта, где велик риск травматизма: прыжки в воду, акробатика, гимнастика.

Занятия для дошкольника

Вопрос о том, нужны ли детям 3-4 лет дополнительные занятия, должен решаться каждой семьей индивидуально. Причем необходимо участие обоих родителей в обсуждении. Первые несколько занятий должны рассматриваться как пробные. В конце недели можно будет оценить состояние ребенка и понять, не переутомляется ли он.

Лучшим выбором для дошкольников будут занятия, направленные на развитие координации и мелкой моторики. Во многих центрах работают кружки, где дети учатся лепке, танцам и рисованию с трех лет. Это помогает развить творческое начало и воображение.

Для тех, кто немного постарше, будут полезны детские театральные занятия. Здесь дети могут гримасничать вволю — так формируется мимика. Они приобретают опыт в психологии, ведь во время занятий им удается наблюдать проявления различных эмоций.

Еще один вариант для ребенка 4-5 лет — кружок с живым уголком. Чадо учится бережно обращаться с животными. Лучший способ развить эмпатию — заботиться о другом живом существе. Не у всех семей есть возможность держать домашнего питомца. А в живом уголке дети обретают пернатых и четвероногих друзей.

В 5-6 лет уже можно обратить внимание на занятия, направленные на развитие логики и интеллекта. Например, шахматы или шашки

Дух соперничества поможет сделать постижение новых вещей более развлекательным.

Будет хорошо, если вы лично познакомитесь с педагогом. Это должен быть профессионал, который любит свою работу и умеет найти подход к детям. Попросите разрешения поприсутствовать на одном из занятий. Хороший преподаватель, которому нечего скрывать, вряд ли откажет.

Предлагая дошкольнику то или иное занятие, постарайтесь рассказать о том, почему полезно им заниматься. Опишите чаду все возможные варианты и никуда не записывайте его, не посоветовавшись с ним предварительно. Ребенку будет комфортнее, если занятия проходят в окружении знакомых людей. Поинтересуйтесь у других родителей из группы, на какие кружки ходят их дети.

Детский центр интеллектуального развития «Солнышко»

Фото: Shutterstock.com 

В центр «Солнышко» приглашаются на занятия ребята от 1,5 лет. Для самых маленьких здесь проходят уроки раннего развития и развивающие игры. Для тех, кто вот-вот пойдет в первый класс – подготовка к школе. Помимо этого, в «Солнышке» есть и творческое направление, которое представлено кружком художественной лепки – сюда приглашаются дети от 3-х лет.

Проводятся занятия и с младшими школьниками – на индивидуальных уроках педагоги центра ликвидируют пробелы в знаниях, которые по каким-то причинам не были усвоены в классе. Порядок цен в «Солнышке» – от трех до четырех тысяч рублей в месяц

Обратите также внимание на то, что в одном здании с центром «Солнышко» работают центры «Логопрогресс» (дефектолог, нейропсихолог и логопед) и «Лингвин» (изучение языков)

P.S.: Знаете еще интересные занятия в Кокошкино?  Обязательно включим в подборку.

Нейрофизиологические особенности ребенка и их связь с успехами в разных сферах

На сегодняшний день доказано, что ребенка следует нагружать в соответствии с его нейрофизиологическими возможностями:

  • во-первых, нельзя отдавать в обычную школу детей с частотой альфа-ритма менее 9 Гц — это путь к задержке нейрофизиологического развития;
  • во-вторых, если у ребенка признаки гипофронтальности по дисперсии альфа-ритма — он нуждается в особом режиме учебы (чаще всего это СДВГ);
  • в-третьих, при появлении дипрессии нагрузку надо снижать.

Также неврологам и психологам надо учитывать сроки формирования функциональных блоков мозга: к 1,5; 7 и 15 годам и давать конкретные рекомендации каждому родителю и ребенку.
И тематика кружков и секций определится соответственно дефицитарной зоне головного мозга:

  • зона ТРО — развитие конструктивных и аналитических навыков;
  • фронтальные зоны — социализация;
  • темпоральные справа — музыка;
  • темпоральные слева — языковые нагрузки.

Если в определенный момент родители замечают, что ребенок задерживается в своем развитии, хуже усваивает материал, устает – нужно искать причину, а не нагружать его еще больше в надежде, что это стимулирует его развитие.

При этом уровень развития нормального мозга ребенка зависит от того, уделили ли внимание развитию этого ребенка. Не детский сад, а именно семья

Но самое главное — надо просто любить своих детей — тогда все у них будет хорошо.

Кроме этого существуют и другие особенности мозга —  широкий фокус внимания, стремление к новому опыту и умственная гибкость. Такая способность переключать свой фокус внимания и обдумывать несколько явлений одновременно, называется когнитивной гибкостью. За когнитивную гибкость отвечает поясная извилина мозга. Чем выше ваша когнитивная гибкость, тем меньший уровень стресса испытывает человек. Высокая гибкость позволяет эффективно перестраиваться, адаптироваться к новым условиям, заводить отношения с новыми людьми, подстраиваться под разные ситуации и правильно справляться с переменами. Люди с хорошей когнитивной гибкостью легче планируют, ставят разумные цели и легко переключаются между различными вариантами будущего. Но, увы, это доступно не всем и часто наши дети не всегда наследуют наши особенности или умеют свои возможности – часто это особенности работы мозга, а не знания и навыки, полученные в кружках и на занятиях с репетитором.

Чем вредны дополнительные занятия

Чем больше у ребенка занят день, тем сложнее ему переключаться между занятиями. Хотя говорят, что лучший отдых — смена деятельности, это не всегда так работает. Ребенок отдыхает, когда меняет пассивную деятельность на активную: сначала он играл в футбол, теперь смотрит мультфильм или ходит с экскурсией по музею. Если он в каждом кружке решает сложные интеллектуальные задачи, он неизбежно устанет.

Также к перегрузу приводит большое количество обязательств. Если в каждом кружке ребенок должен добиваться определенных результатов, интерес может угаснуть, а возникнет ощущение, что ему нужно срочно сдать домашку, чтобы не получить двойку. Если занятия будут напоминать школу в ее худших проявлениях, то ребенок бросит их.

Занятия без интереса

Иногда ребенок начинает ходить на занятия с интересом, а потом у него перестает получаться, или он разбирается в деле и понимает, что это не его. Если ребенок продолжает ходить, он должен видеть пользу. Например: «Я дохожу еще три класса музшколы и лучше буду знать инструмент». Но для детей удовольствие важнее пользы, а сиюминутный результат важнее отсроченного. Если он сейчас не получает удовольствие, то все равно бросит кружок или его результаты сильно ухудшатся.

Упор на результат

Если родители и педагоги понимают, что у ребенка есть потенциал, они могут постепенно повышать планку. Иногда это корыстный выбор, иногда его делают в интересах детей. Это приводит к драме одаренного ребенка — уже в юном возрасте он вынужден вкалывать наравне со взрослым. Это может привести к потере интереса, а может даже разрушить отношения между ребенком и родителями.

Без учета особенностей и возраста

Что хорошо дошкольнику, например, игры, то плохо младшему школьнику и тем более подростку. И наоборот. Особенности возраста нужно учитывать при выборе количества занятий, их сложности. Также родители должны понимать, что не стоит требовать с дошкольника серьезных результатов, но при этом нужно внимательно наблюдать за прогрессом у младшего школьника и подростка.

Плюсы

Смена впечатлений. Если ребенок ходит в сад или находится дома с мамой изо дня в день, это прекраснейший вариант сменить обстановку. Получить новые ощущения как в общении, так и в деятельности. Другие стены, другие люди, другая атмосфера. Пусть ребенок здесь и не в первый раз, но все равно другие игрушки, другие ребята. Так же может быть поводом для раннего ухода из сада например. Моя подруга забирает сына из садика 2 раза в неделю сразу после полдника и они едут на тренировку и в бассейн. Так ребенок безмерно счастлив, что его забрали пораньше, хотя в сад ходить любит.

Ребенок занят делом. Это наиболее мотивированная для родителей причина, чтобы увлечь ребенка каким-нибудь делом, для того чтобы он бесцельно не болтался дома, а заодно и приобрел какой-то полезный навык.

Общение. Возможность завести новых друзей и знакомых как ребенку, так и вам, дорогие взрослые. Как часто, ожидая в холле ребенка мы невольно беседуем с другими мамочками

Так же это полезно особенно для стеснительных детей, которые сторонятся заводить новые связи, здесь обстановка намного теплее и ближе, деток объединяет общее дело и общение происходит как бы между прочим.

Ответственность, память, внимание, самостоятельность. Все эти качества ребенок приобретает, конечно с возрастом, сначала мама руководит процессом, но потом ребенок начинает самостоятельно вести деятельность, возможны какие-то задания для повторения дома, он готовит себе сумку с принадлежностями, знает, когда нужно идти.

Развиваемся

Развиваем ребенка и его способности. Смотря какого наклона кружок конечно. Физические, интеллектуальные или творческие успехи через некоторое время систематических посещений не заставят себя ждать.

Повышение уровня самооценки и уверенности в себе. Особенно, когда ребенку нравятся занятия. Подбадривайте в неудачах, замечайте  победы, разговаривайте до и после занятий, обсуждайте: что хочет, что не хочет, как прошло, что делали, что не смог сделать, что хотел сделать? Это вас еще больше сблизит.

Решение проблем в прямом эфире

Общегородские онлайн-собрания — это эффективный инструмент обратной связи между учебными заведениями и родителями, благодаря которому последние могут непосредственно влиять на школьную жизнь. С начала трансляции таких встреч в прямом эфире удалось решить уже многие проблемы, которые волновали мам и пап московских школьников.

Например, после многочисленных обращений в экспертно-консультативный совет из образовательных учреждений столицы исчезли вендинговые автоматы с газировкой, чипсами и шоколадками. Представители компаний, которые поставляют в школы эти аппараты, в прямом эфире получили немало вопросов от родителей и экспертов в области образования.

Взрослые высказались единогласно — от вендинговых автоматов куда больше вреда, чем пользы. Частые перекусы вредят пищеварению, особенно если речь идет о калорийных продуктах. Участники онлайн-собрания решили направить в Департамент образования рекомендацию убрать из школ уже существующие вендинговые автоматы, а также посоветовали не заключать новые договоры на их установку. Теперь родители школьников могут не переживать о том, что их дети покупают на переменах чипсы и газировку.

Родители регулярно поднимают и тему сбора денег на ремонт классов и школ, поэтому этот вопрос обязательно будет обсуждаться на одном из онлайн-собраний. Мамы и папы московских учеников должны знать о том, что эти сборы не нужны. Так считают в экспертно-консультативном совете. Чтобы это доказать, специалисты расскажут, как происходит финансирование ремонта.

После каждого онлайн-собрания организаторам приходит много личных обращений. Родители пишут о конфликтах и проблемах, возникающих у детей, которые требуют серьезной адресной работы. В таких случаях члены экспертного совета выезжают в школу и разбираются в ситуации. Если данная проблема и пути ее решения могут оказаться полезными широкой аудитории, тему включают в повестку следующего собрания.

Подготовка в детском саду

Самый простой вариант – отдать ребёнка в детский садик. В современных садиках уже давно существуют программы подготовки к первому классу. Последний, выпускной год ребёнок учится, готовится к поступлению и сидит на настоящих уроках. Большие группы как нельзя лучше способствуют социализации, и весь день малыш общается со сверстниками и педагогами. Он развивает навыки коммуникации, учится заводить друзей, решать конфликтные вопросы, развивает эмоциональный интеллект. Кроме того, педагоги дают детям базовые навыки, которые пригодятся им в школе, учат читать, считать, выстраивать логические цепочки.

Минусом детского сада может стать то, что ребёнок не получит знания в том объеме, в котором получил бы их на курсах с меньшими группами детей, где каждому уделяется больше внимания. Также под сомнение можно поставить профессионализм некоторых педагогов, однако чаще всего это рулетка. Везде есть как отличные преподаватели, которые вложат начальные знания, так и те, кто не сможет помочь качественно и ответственно подготовиться к школе.

Как совмещать учёбу и хобби

Ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорда» доказывают, что успешно совмещать учёбу и дополнительные занятия можно. И вот как это делать.

Эффективное расписание 

Грамотно составленное расписание — половина успеха при совмещении учёбы и дополнительных занятий. Так, ученик 7 класса Миша Рабинский именно выстроенный график считает секретом своей продуктивности. Мише удалось встроить дополнительные уроки и кружки в расписание «Домашней школы Фоксфорда». Оно гибкое и комфортное. Если ритм жизни семьи не совпадает с онлайнами, можно разработать индивидуальное расписание и смотреть занятия в записи. Так Миша может успевать всё и везде. Распределить учебную нагрузку помогают персональные кураторы исходя из желаний и потребностей конкретной семьи. А ещё кураторы всегда рядом, если ребёнок столкнётся со сложной темой или домашним заданием, и готовы прийти на помощь. 

<<Форма курс 5-11>>

Лайфхаки

Ученица 9 класса «Домашней школы Фоксфорда» Софья Голова маленькие хитрости, чтобы эффективно совмещать учёбу и хобби. Например, правило 5 минут — если дело занимает меньше 5 минут, Соня делает его сразу. Или правило «силы наставника». Дело в том, что персональные наставники в «Экстернате Фоксфорда» обязательно напоминают, если ученик что-то не сделал. 

Зачем ребенку нужна секция или кружок?

Отчасти секции и кружки существуют для того, чтобы хоть чем-то занять детей вне школы. Но главная их задача — развивать детей физически, творчески или интеллектуально, а также помочь адаптироваться в социуме.

Психолог и член Европейской Психотерапевтической Ассоциации Екатерина Трофимова рассказала «Ямал-Медиа», что посещение секций и кружков решает сразу несколько задач в жизни ребенка. В первую очередь, они важны для социализации детей. Сейчас это особенно актуально, поскольку из-за постоянного времяпровождения в гаджетах ребенку сложно находить общий язык со сверстниками, отметила специалист.

Фото: Freepik

«Многие родители жалуются, что дети проводят много времени в гаджетах, но если их забрать, то может выясниться, что им просто нечем заняться. И становится ясно, что гаджет — это игрушка, которая больше нужна родителям, а не детям», — добавила она.

Благодаря секциям ребенок в будущем сможет правильно выстраивать свой досуг и выбрать профессию, которая будет ему по душе. Кроме этого, кружки формируют морально-волевые качества, отметила психолог. Без них школьнику будет сложно справляться с учебой, слушать преподавателя и находить общий язык с коллективом.

Секции — это больше, чем просто проведение времени. Они также формируют предпосылки, которые развивают готовность к школе у дошкольников

Умение концентрировать внимание, заниматься произвольной деятельностью, которая осуществляется с применением некоторых волевых усилий — все это важно для первоклассника

Екатерина Трофимова

психолог

Рисование

Помимо традиционных «студий в подвалах», которыми руководят педагоги-одиночки и кружков при домах детского творчества существует еще один вид изостудий, который, наверное, приносит детям наибольшую пользу. Это – студии при больших художественных музеях. Здесь не столько учат детей рисовать, сколько воспринимать и чувствовать искусство.

С самого раннего возраста ( принимают сюда с четырех лет) дети погружаются в чарующую музейную атмосферу. Опытные педагоги-искусствоведы знакомят их с постоянной экспозицией музея и выставками, в доступной для малышей форме рассказывают о различных стилях, жанрах и школах, исподволь формируя их вкус, мироощущение Поход в музей из разряда диковинных событий становится для ребенка образом жизни. Ну, а после экскурсии дети возвращаются в уютную студию и, вдохновленные увиденным, рисуют сами.

Как правило, в музейных художественных студиях педагоги не так давят на детей, не диктуют им, что и как рисовать, Ведь здесь не ставят свое целью подготовить профессиональных художников. Это – школы любителей искусства, где воспитывают просвещенных дилетантов, людей, разбирающихся в искусстве и умеющих выразить себя в нем. Хотя нередко именно отсюда выходят настоящие, не закомплексованные художники, чуждые стереотипов и штампов, характерных для выпускников художественных школ. Прекрасные студии есть при Третьяковской галерее и Пушкинском музеях.

Дополнительным образованием можно заниматься дома

Можно и даже нужно. Но не достаточно! По трем основным причинам.

Первая. Секции и кружки – это не только обучение, это общение, социализация, умение работать в коллективе, умение принимать оценку окружающих, выигрывать и проигрывать. Дома все это получить невозможно.

Вторая. Думаете, если вы химик, то без проблем обучите химии ребенка? Педагог не только хорошо знает свой предмет

Не менее, а даже более важно, что он владеет методиками донести этот предмет до ребенка с учетом его возраста и особенностей. Общество ведь не зря придумало профессию учителя

Конечно, есть среди родителей уникумы, но их единицы. Не обольщайтесь!

Третья. Ребенок просто не в состоянии воспринимать вас как педагога. Учительство предполагает дисциплину, объективную оценку и множество других аспектов, которые не вяжутся с ролью родителя. «Мама, ты же не учитель», – сказал мне 5-летний сын, когда я начала объяснять ему что-то, выбрав видимо неправильную интонацию. «Как это не учитель? Я в университете студентов учу?!», – парировала я. «Вот там и учи, а дома ты мама».

«Дома есть LEGO Mindstorms, пусть собирает, зачем ходить в кружок робототехники? Разберется с LEGO – куплю Arduino», – недоумевает папа Максима, сам инженер-электрик. Пожелаем удачи и терпения папе Максима! Если вы, как и этот папа, хотите устроить кружок робототехники у себя дома, – то специально для вас одна из наших следующих статей с обзором изучаемых платформ и практическими рекомендациями для родителей. А пока –

Отдайте ребенка в кружок! А потом еще в один, а потом еще в два. Дайте шанс развиться всем его скрытым талантам! Пусть учится пока у него есть возможность! А в условиях приближающегося лета, отличная альтернатива кружкам – летние лагеря научно-образовательного профиля.

Кружок робототехники у вас дома

Автор статьи Динара Гагарина. Все примеры в статье – настоящие, имена детей изменены. Статистические данные с сайта ВЦИОМ. Скриншоты с сайтов woman.ru, forumkharkov.com, otvety.google.ru. Фото: Хабрахабр, Школа 1457 Москвы, Академия робототехники и программирования, Школа имени Анатолия Карпова.

Почему ребенок отказывается посещать дополнительные занятия

Обычно дети бросают регулярные занятия по двум причинам: усталость и отсутствие интереса. В первом случае поможет небольшой перерыв для отдыха или некоторые послабления в ежедневном расписании. Умственная и физическая нагрузка, с которой легко справляется взрослый, может оказаться непосильной для ребенка.

Переутомление у ребенка

Типичными признаками переутомления у ребенка являются:

  • нарушение сна и аппетита;
  • снижение иммунитета;
  • перепады настроения (вспышки агрессии или плаксивость);
  • неспособность сконцентрироваться;
  • слабость и сонливость.

Переутомление может наступить внезапно, особенно у школьников. В начале учебного года они полны энергии и могут переоценить собственные возможности. А родители оказывают чаду медвежью услугу, позволяя ему записаться на множество кружков одновременно. Подрастающий организм плохо переносит постоянную смену деятельности. Неудивительно, что к весне у ребенка остаются силы в лучшем случае для нормальной учебы.

Важно проявлять гибкость и позволять иногда отхождения от графика. Только так можно оценить нагрузку на ребенка, понять, какие занятия даются ему тяжелее

Лучше позволить чаду провести пару дней дома, чем подорвать его здоровье в угоду идеальной посещаемости.

Ребенок не хочет ходить на кружок

В ситуации, когда пропуски возникают из-за отсутствия интереса, все несколько сложнее. Многие дети в силу возраста боятся прямо сказать о своем нежелании посещать кружки и секции. Вместо этого они начинают симулировать недомогание, чтобы появилась благовидная причина остаться дома. Причем со временем ребенок рискует приобрести привычку к прогулам, которая сохранится даже в студенческие годы.

Не стоит пытаться вывести симулянта на чистую воду. От этого он станет лишь более изобретательным и осторожным в своем обмане. Необходимо устроить с ребенком доверительную беседу. Дайте ему понять, что его мнение и интересы имеют значение. Расспросите о том, какие увлечения он хотел бы попробовать. Не заставляйте его посвящать время и силы делу, которое не приносит ему радости.

Между развлечениями и занятиями ребенок всегда выберет первое. Сыграйте на этом, если видите, что чадо банально ленится. Например, можно предложить ему сделку: покупка новой игры за отличную посещаемость.

Проблема социализации

Социализация — это усвоение определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества

Важно не привязывать социализацию к возрасту. ‍В Оксфордском толковом словаре по психологии подчёркивается, что понятие социализации в равной степени применимо к людям всех возрастов и, по сути, является жизненным опытом человека

В социализации нуждается и дошкольник, впервые очутившийся на детской площадке, и взрослый, переехавший из деревни в мегаполис, и пожилой человек при выходе на пенсию.

Социализация подразумевает общение с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса. По сути, вся жизнь — бесконечная социализация. 

В массовом сознании бытует мнение, будто единственным источником социализации человека является детский сад и школа.  

На самом деле современная массовая школа подразумевает коммуникации в искусственно созданном коллективе. Навыков общения со взрослыми, с людьми разных возрастов и взглядов она не даёт. А именно эти умения необходимы в естественной жизненной среде. Ведь после окончания школы и университета человек не живёт исключительно среди ровесников.

<<Блок перелинковки>>

Навыки общения с людьми разных возрастов и взглядов можно получить, взаимодействуя в разных коллективах, объединённых теми или иными задачами. 

Секции и кружки по интересам важны для социализации ребёнка, который учится вне школы. Дополнительные занятия помогают хоумскулеру , поддерживать общение и участвовать в жизни социума. Но выбор секции для ребёнка — не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. 

<<Форма демодоступа>>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: