Со скольки лет нужно обсуждать эту тему
Часто родители не знают, когда стоит начинать эту тему, ведь она деликатна не только для детей, но и для взрослых. Во многих школах широко распространено половое воспитание младших школьников, и в этом нет ничего плохого! Существуют хорошие книги для начальной школы, в которых схематическими рисунками показано, как развивается тело, и в чем состоит дифференциация между мальчиком и девочкой. Не стоит бояться, что занятия по половому воспитанию вызовут у мальчика повышенный интерес к противоположному полу — наоборот, если ребенок будет знать, как правильно себя вести, то сможет оградить себя от многих проблем.
Половое воспитание учащихся должно включать в себя:
- информацию об изменениях в организме при половом созревании;
- данные о формах сексуального поведения и сексуальности;
- информацию о болезнях, передающихся половым путем;
- средства контрацепции;
- признаки беременности.
В Европе в различных учебных заведениях программа создается таким образом, чтобы не просто рассказать все ребенку, но и объяснить, что в случае непредвиденных обстоятельств, он не остается один на один с проблемой. Независимо сколько ему лет, можно обратиться в службу поддержки или просто рассказать родителям. Такая педагогика помогает подросткам сделать правильный выбор и в сложной ситуации не создать себе еще больше трудностей.
Слайд 8ПочкованиеНекоторым видам одноклеточных свойственна такая форма бесполого размножения, как почкование. Почкование-
вид вегетативного размножения. Почкованием размножаются многие низшие грибы, например дрожжи и даже многоклеточные животные, например пресноводная гидра. При почковании дрожжей на клетке образуется утолщение, постепенно превращающиеся в полноценную дочернюю клетку дрожжей. На теле гидры несколько клеток начинают делится, и
постепенно на материнской особи вырастает маленькая гидра, у которой образуются рот со щупальцами и кишечная полость, связанная с кишечной полостью „матери“.Если материнская особь поймает добычу, то часть питательных веществ попадает и в маленькую гидру и наоборот, дочерняя особь, охотясь, также делится пищей с материнской особью. вскоре маленькая гидра отделяется от материнского организма и обычно располагается рядом с ней.
Как правильно говорить с ребенком
Большинству родителей очень сложно осознать, что их ребенок взрослеет быстрее, чем им того хотелось бы, и часто, считая его еще маленьким, родители упускают момент, когда необходимо рассказать об отношениях мужчин и женщин. Это вполне может привести к тому, что у подростков развиваются комплексы и неправильное понимание сексуальных отношений
Для родителей важно иметь доверительные отношения и авторитет у подростков, тогда они прислушаются и действительно поймут, о чем речь, а не просто покачают головой
Для родителей очень важно найти правильный подход, чтобы половое воспитание несовершеннолетних было действительно эффективным, при этом важно:
- не вызвать негативных эмоций и отрицательного отношения у подростков;
- сделать так, чтобы ребенок не стал стесняться своего тела и интимных отношений;
- действительно донести суть, а не просто добиться согласия ребенка.
Помимо всего прочего, половое воспитание старшеклассников должно интересовать родителей не только в плане формирования нормального понимания взаимоотношений у их детей. Часто, особенно если в младшем возрасте никаких бесед не проводилось, к возрасту 13-15 лет, ребенок уже все знает о половых отношениях, как он сам думает. Но, скорее всего, отсутствует дифференциация того, что хорошо и что плохо. У подростков появляется желание быть похожими на взрослых и результат этого может быть плачевным.
Половое воспитание несовершеннолетних обязательно должно включать беседы о возможности незапланированной беременности, а также различных венерических болезнях, которые сегодня, к сожалению, очень распространены. Не зависимо от того, сколько ребенку лет, родители должны проинформировать его о возможных последствиях и воспитать ответственность за свои поступки
Кроме того, очень важно объяснить подростку, что если уж он попал в сложную и непривычную для него ситуацию, то может рассчитывать на поддержку и понимание родителей без криков и упреков
Когда начинать разговоры про «ЭТО»
Уже с раннего детства у многих малышей появляются вопросы — а чем девочка отличается от мальчика? С возраста 2-3 лет, нужно приучать ребенка к тому, что их ждет взрослая жизнь, где существуют особые отношения между людьми. Родителям не стоит стесняться таких разговоров и рассказать ребенку на простейшем уровне, чем отличаются мужчины и женщины
У дошкольников к 5 годам формируется осознание собственной наготы и смущение при виде взрослых, и в это время родителям важно не навязать ребенку, что собственное тело и половые органы — это что-то постыдное, чего нужно стыдиться.
Половое воспитание детей дошкольного возраста необходимо для того, чтобы у малышей формировались представления о социальных нормах поведения в семье и между людьми противоположного пола. Родителям при этом очень полезными будут разнообразные книги и видео, но в них не должно быть никакого насилия и агрессии. В сознании маленького человечка должна быть четкая дифференциация того, что хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя.
Типы размножения
Выделяют 2 основных типа размножения — бесполое и половое.
Бесполый тип размножения является самым древним и до сих пор широко распространен в природе. В нем участвует одна родительская особь, а новая особь развивается из неполовых, т. е. соматических клеток. В результате бесполого размножения можно получить потомство, генетически идентичное родителю (клон).
Единственным источником изменчивости являются случайные наследственные изменения, которые могут возникнуть в процессе индивидуального развития. Бесполый тип размножения широко распространен среди растений, простейших и некоторых многоклеточных.
Среди характеристик бесполого размножения можно выделить следующие:
- дочерние организмы определяются генотипом, который идентичен генотипу родительской особи;
- большая численность потомства;
- создание трудностей для эволюции за счет предоставления материала, оказывающего влияние на стабилизирующий естественный отбор.
Бесполый тип размножения не содействует образованию организмов, имеющих новые признаки, тем самым ограничивая способность адаптации видов к новым условиям среды. Способом решения этой проблемы стал переход к половому размножению.
Половое размножение возникло позже, чем бесполое. Переход к данному типу размножения играет очень важную роль для эволюции, т. к. он способствует созданию огромного разнообразия живых организмов, в том числе и таких, которые умеют адаптироваться к различным условиям и распространяются в новой среде обитания, а также производят потомство, передавая ему свой генетический материал.
По сравнению с половым, бесполое размножение при изменении внешних условий далеко не всегда может обеспечить выживание организмов.
Основное отличие полового размножения от бесполого заключается в том, что в нем участвуют два родителя, признаки которых комбинируются у потомства.
Часто оба типа размножения дополняют друг друга, а у некоторых живых существ (например, червей, насекомых, ракообразных) регулярная смена полового и бесполого поколений является важной составляющей жизни. Это обеспечивает им адаптацию к изменяющимся условиям среды и позволяет максимально увеличить количество рождающихся особей
Как мат влияет на половое воспитание подростков
Впервые информацию о сексе дети получают в дошкольном возрасте, когда слышат мат от сверстника, обычно в возрасте шести лет, плюс-минус год, тогда же «узнаем» откуда берутся дети. Мат и секс — крепко связанные понятия, ведь любое матерное слово семантически — либо половые органы, либо акт соития. Узнать об этом от сверстников — нормально, природно. Когда же дети мат слышат в семье, то это подобно насильному навязыванию информации о сексе в грубой форме. Чувственно же дети воспринимают это как нарушение границ родитель-ребенок, словно он зашел в спальню к родителям и увидел соитие. Психосексуальное развитие ребенка в таком случае притормаживается: он теряет чувство защищенности и безопасности, становится растерян, подавлен, испуган и часто вытесняет эти эмоции.
Кроме того, если подросток растет в атмосфере мата, он получает серьезные психологические травмы, что ставит под угрозу его будущую личную жизнь. Например, девочка в будущем может избегать близости, воспринимать секс как грязь и унижение, ей трудно будет довериться партнеру и почувствовать радость любви. Таким образом девушка, выросшая на мате, лишается огромной части того, что называется женским счастьем.
Публичный мат (от реперов и других «звезд») аналогично перечеркивает восприятие близости между мужчиной и женщиной как чего-то светлого и прекрасного. В еще не созревшей подростковой психике запускается процесс формирования отвратительных ассоциативных связей: «женщина — это телка», «отношения — это случка», кто груб, тот крут и т. д. Самые уязвимые перед влиянием мата оказываются дети, в силу возраста еще не получившие должного чувственного воспитания.
То есть ограждать ребенка от мата, развивать и воспитывать в нем чувства надо задолго до наступления подросткового возраста. Если подросток уже увлекается матерным рэпом, значит у него уже сформировались определенные фрустрации, которые и наполняет такого вида «творчество», запреты в этом случае уже не сработают. Можно только постараться увлечь его чем-то более интересным и перспективным для его будущего. Например, помочь поменять окружение, как вариант — записать на какие-то интересующие его онлайн-курсы или увлечь идеей овладения интернет-профессией.
Резюмируя, скажем, что половое воспитание в подростковом возрасте начинать, увы, уже слишком поздно. И чтобы сделать мальчика-подростка настоящим мужчиной, а девочку-подростка достойной женщиной, начинать надо гораздо раньше того времени, как у девочки начнет расти грудь, а у мальчика пробиваться усы.
Если вас интересуют подробности формирования сексуальности, если вы хотите помочь детям вырасти счастливыми, способным состояться в парных отношениях и в жизни в целом, приходите на вводные онлайн-лекции тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Слайд 6Размножение спорамиБесполое размножение с помощью одноклеточных спор свойственно различным грибам и
водорослям. Споры во многих случаях образуются путём митоза (митоспоры), причём иногда (особенно у грибов) в огромных количествах; при прорастании они воспроизводят материнский организм. Некоторые грибы, например злостный вредитель растений фитофтора, образуют подвижные, снабжённые жгутиками споры, называемые зооспорами или бродяжками. Проплавав в капельках влаги некоторое время, такая бродяжка «успокаивается», теряет жгутики, покрывается плотной оболочкой и затем, в благоприятных условиях, прорастает.Помимо митоспор, у многих из указанных организмов, а также у всех высших растений
формируются споры и иного рода, а именно мейоспоры, образующиеся путём мейоза. Они содержат гаплоидный набор хромосом и дают начало поколению, обычно не похожему на материнское и размножающемуся половым путём. Таким образом, образование мейоспор связано с чередованием поколений — бесполого (дающего споры) полового.
Секс-просвет для всех
Кто умнее – родители с кассетами или дети с интернетом, понять сложно
Но сторонники сексуального образования среди детей и подростков говорят о том, что оно еще очень важно для защиты от возможных посягательств
Пока одни спорят о необходимости введения полового воспитания в школах, активисты давно начали действовать в рунете.
По словам сотрудницы отдела Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Александры Илиевой, секс-просвет – это не только контрацептивы и личная гигиена, но и умение защититься от насилия со стороны противоположного пола.
Она сожалеет, что группу почти не посещают взрослые. Илиева уверена, что родителям и учителям тоже полезно прочитать и осмыслить информацию, и уже потом передавать ее детям.
Pixabay, Rodolfo Clix/Pexels
Нужно ли школьникам знать подробности отношений между мужчиной и женщиной?
Вопрос полового воспитания детей школьного возраста в стенах общеобразовательных учреждений всегда в обществе стоял особо остро: родители в большинстве своем приходят в ужас от такой перспективы, чиновники не считают это целесообразным, а вот эксперты, социологи, сексологи и медики говорят о безграмотности российских подростков, которая, несмотря на доступность любой информации для детей и молодежи, приобрела тотальный характер.
В российских школах никогда не практиковалось ведение курсов сексуальной грамотности, а все попытки внедрить их в систему сначала советского, а потом российского образования не имели успеха и были провальными на самой начальной стадии.
Дискуссия о возможном введении в школах России полового воспитания уже много лет является актуальной и животрепещущей. Споры между родителями, чиновниками, медиками, психологами и всевозможными экспертами-сексологами не утихали на протяжении многих лет, начиная с первого десятилетия XXI века.
Еще в 2013 году резко негативно об этой идее отозвался бывший уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов , который признал такие уроки вредными для психики ребенка и выступил с инициативой раз и навсегда на законодательном уровне запретить сексуальное образование школьников. Он подчеркивал:
Сторонники запрета полового воспитания подростков в школах, отстаивая свою позицию, очень часто говорят об аморальности публичного обсуждения подобных тем с детьми, ссылаясь на то, что это может привести только к распущенности и падению детской нравственности. Но когда дело касается здоровья, а порой и жизни ребенка, то отбросить ненужное ханжество и излишнюю порядочность не должно составлять труда, ведь порой лучше солому-то подстелить, чтобы при дальнейшем падении не было так больно.
Надо смотреть правде в глаза – половое созревание подростков и их интерес к сексуальной стороне личной жизни проявляются очень рано, а вот знания о безопасном сексе приходят с опозданием, что чревато печальными последствиями.
Кроме того, в мире ежегодно среди подростков в возрасте 15 лет и старше регистрируется 376 миллионов новых случаев инфицирования хламидиозом, гонореей, трихомониазом или сифилисом. И пока, в связи с нерешительностью и недальновидностью тех, кто формирует систему современного образования, статистические данные не начали расти в геометрической прогрессии, необходимо бороться с половой безграмотностью детей.
Можно делать это внутри семьи, информировать подростков о безопасном сексе, знакомить с различными методами контрацепции, объяснять, как правильно использовать презервативы, и внушать в их подсознание, что ранний секс не принесет ни пользы для здоровья, ни удовольствия, ни самоутверждения в глазах сверстников и своих собственных.
Школьный курс по половому воспитанию может помочь в решении многих глобальных проблем и восполнить пробелы в сексуальном образовании подростков. Мы расскажем, что такое половое воспитание и почему оно необходимо в каждой школе.
История вопроса
Рекомендованных для образовательных целей материалов по половому воспитанию в России нет, кроме маленькой главы с очень общими знаниями в учебнике по ОБЖ для 11 класса. Школьникам приходится черпать знания об отношениях между мужчиной и женщиной, контрацептивах и рисках при незащищенном сексе из таких вот роликов, а еще – художественных фильмов, компьютерных игр, порнографии и разговоров со сверстниками.
Во времена СССР в школах эта тема, разумеется, тоже не поднималась, а глава о репродуктивном процессе появилась в советском учебнике анатомии лишь в 1986 году.
В 2014 году Госдума утвердила Конвенцию о правах ребёнка, в которой предусматривается введение полового просвещения в школах. Учебный курс до сих пор не ввели, а в правительстве не могут прийти к единому мнению по этому вопросу. Вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что о контрацепции нужно рассказывать уже в школе, но министр просвещения Ольга Васильева и детский омбудсмен Анна Кузнецова не поддержали эту идею.
Сексуальное просвещение в школах: зачем оно нужно?
Вопрос необходимости уроков секпросвета — дело, кажется, решенное. Сейчас, когда уровень общей осведомленности по вопросу сексуального просвещения повышается, предубеждений перед соответствующим школьным предметом становится меньше.
Согласно исследованию телемедицинского центра «Доктор рядом» и медицинского сообщества «Найди своего доктора», 74% россиян поддерживают идею появления сексуального просвещения в школах. Однозначно против выступило всего 7,3% респондентов, в то время как еще 33,2% в итоге приняли бы положительное решение.
Люди лучше осознают важность секспросвета не только для повышения общей осведомленности ребенка, но и для предотвращения заражением венерическими заболеваниями или вирусами, в том числе ВИЧ. Кроме того, необходимость сексуального образования подчеркивают психологи и активисты, занимающиеся проблемой педофилии: если ребенок понимает, что взрослый делает что-то некорректное, он может защитить себя
Что делать, если полового воспитания в школе нет
Необходимо выстраивать открытый диалог между родителем и ребёнком. К сожалению, не у всех взрослых хватает компетентности в теме планирования семьи, профилактики инфекций и видов контрацепции. Каждому взрослому необходимо восполнить пробелы в знаниях и передать их своему ребёнку. Прежде чем он сам найдёт информацию в интернете (не всегда правдивую) или послушает таких же неопытных сверстников. Расскажите ему, что необходимо уважать личные границы других людей
Также убедитесь, что он понимает важность согласия партнёра
Каждый ребёнок, в независимости от пола, должен знать, что он по умолчанию имеет право на защиту своего тела, личных границ и интересов.
Спасибо, что дочитали до конца. Мы рады, что ответили на ваши вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотрите ещё:
Эксперты говорят о тотальной половой безграмотности российских подростков. В эпоху доступности любой информации единственное, что оказалось недоступным для юношей и девушек — системные и объективные знания о безопасной сексуальной жизни.
они опошлят проблему любви
При этом средний возраст начала половой жизни в России составляет 16 лет и меньше. Чуть более 5% девочек начинает половую жизнь в 12 лет, около 35% — в 14-15 лет. В Швеции же, где сексуальное просвещение начинается уже в младшей школе, средний возраст первого полового контакта превышает 17 лет, в Нидерландах — 17,7.
каждый пятый аборт в стране делает подросток
Социологи приводят данные о том, что современные российские подростки, ведущие половую жизнь, при этом совершенно сексуально безграмотны. 90% девушек не предохранялись во время первого полового акта, треть из них уверены в том, что в этот момент невозможно забеременеть. И вот результат: по статистике, в 15% случаев после первого полового акта наступает беременность. Только 60% девушек, ведущих половую жизнь, задумываются о необходимости контрацепции, но, как правило, прибегают к малоэффективным и небезопасным способам. На каждую тысячу российских девушек в возрасте 15-19 лет приходится 24 случая родов, и это не считая абортов (в Швеции и Германии, где сексуальное образование в школах является обязательным, эта цифра в четыре раза меньше).
И еще шокирующие цифры: по абсолютному числу абортов Россия уступает только Китаю, а по относительным показателям, то есть по числу абортов на одно рождение и числу абортов на одну женщину репродуктивного возраста, находится на первом месте в мире. Каждый пятый аборт в стране делает подросток в возрасте от 10 до 18 лет. Среди женщин, госпитализированных в связи с осложнением после такой операции, больше половины — девушки до 20 лет.
ЮНЭЙДС, департамент ООН по профилактике СПИДа, опубликовал доклад — по итогам 2015 года Россия стала страной с крупнейшей эпидемией ВИЧ в мире. По темпам прироста новых случаев этого заболевания наша страна опережает большинство государств мира, даже страны Южной Африки. Но подростки этого не боятся: они просто не в курсе — в российских школах нет урока, где рассказали бы о том, чем опасен незащищенный секс. И любые разговоры об этом на высшем уровне признаны аморальными.
Но самое печальное, что исследование, которое проводилось в Институте возрастной физиологии РАН, выявило — почти 80% российских родителей тоже не готовы обсуждать с детьми темы, связанные с половой жизнью. Они считают, что это должен делать педагог, врач или другой специалист.
-
Опишите процесс формирования мегаполиса кратко
-
Формы воспитательной работы в школе таблица
-
Интеграция психолога в доу
-
Проблемы инклюзивного образования в высшей школе
- Методика работы над сказкой в начальной школе
Программа исследования
Цель исследования — изучить практики реализации тем сексуального образования в России педагогами-предметниками в рамках школьного образования. Объект исследования — сексуальное образование; предмет — учительские практики работы с темами, касающимися сексуального образования.
Методы
Исследование имеет качественный дизайн. Данные собраны путем глубинных полуформализованных интервью, которые в дальнейшем были закодированы и стали основой для построения обоснованной теории .
Длительность интервью варьировалась от 21 до 78 минут и составила в среднем 46 минут. Интервью были записаны на диктофон с разрешения информантов, вся информация о которых была анонимизирована, затем интервью были транскрибированы.
Анализ осуществлялся путем кодирования интервью, затем коды были проанализированы для построения связей и типов. На основании полученных данных и кодов были сформулированы стратегии и тактики, описывающие практики обсуждения учителями тем в сфере сексуального образования.
Выборка
В выборку вошли 23 учителя из 7-ми регионов европейской части России: 6 учителей биологии, 7 — литературы, 6 — обществознания, 4 — физкультуры. Возраст информантов варьировался от 22 до 70 лет. В выборку вошло 7 мужчин и 16 женщин. Характеристики образовательных учреждений, в которых работают информанты, также существенно различались. Ограничением для выборки стал сензитивный характер темы исследования.
Библиографический список / References
- Кон И.С. Сексуальное образование — глобальная задача 21 века // Социология: теория, методы, маркетинг. 2009. № 1. С. 94–114.
- Allen L. It’s not who they are it’s what they are like’: Re-conceptualising sexuality education’s “best educator” debate. Sexuality, Society and Learning. 2009. Vol. 9. Issue 1. Pр. 33–49.
- Depauli С., Plaute W. Parents’ and teachers’ attitudes, objections and expectations towards sexuality education in primary schools in Austria. Sexuality, Society and Learning. 2018. Vol. 18. Issue 5. Pр. 511–526.
- Emerging evidence, lessons and practice in comprehensive sexuality education. А global review. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2015. URL: https://www.unfpa.org/sites/default/files/pub-pdf/ CSE_Global_Review_2015.pdf (date of the application: 03.04.2020).
- Glaser B., Strauss A. The discovery of grounded theory: Strategies for qualitative research. Aldine Transaction. A Division of Transaction Publishers. New Brunswick, London, 2009.
- Mead G. H. Mind, Self and Society. Chicago, 1992.
- Sexuality education in Europe. A reference guide to policies and practices. IPPF European Network, 2006. URL: https://hivhealthclearinghouse.unesco.org/sites/default/files/resources/sexuality_education_europe_reference-guide_ policies_practices.pdf (date of the application: 23.04.2020).
(Не)детский взгляд
Тем не менее, в некоторых российских школах уроки полового воспитания существуют. О том, как это выглядит на практике, нам на условиях анонимности рассказали недавние выпускники школ из разных регионов.
В одной из школ Челябинска такие занятия проводятся уже пять лет. Ведет их учительница ЛФК, готовая объяснить детям, как правильно жить.
В муниципальной школе города Уфы полового воспитания не было вообще.
В одной из муниципальных школ Твери ученица 11 класса Диана (выпуск 2020 года) хотела самостоятельно ввести такие уроки в школе. Девушка была членом школьного совета, напрямую говорила с завучем об этой идее и даже нашла подходящего специалиста, который провел такой урок в ее классе:
Бесполое размножение
Бесполое размножение наиболее характерно для растений, поэтому знакомство с ним состоялось в курсе 6 класса на уроке «Размножение растений». В этом случае принимает участие в размножении только один организм. Новая особь может появиться из одной клетки или из нескольких неспециализированных клеток исходного организма.
Можно выделить следующие способы бесполого размножения:
- Деление клетки свойственно для большинства простейших. Например, для амебы свойственно прямое деление. В данном случае в клетке формируется перетяжка,которая делит ее на 2 части.
- Почкование отмечается у губок и кишечнополостных. Например, при хороших условиях на теле гидры появляются выросты – почки, которые развиваются в дочерние особи и отделяются от тела исходного организма.
У губок отмечают наружное и внутреннее почкование. Наружное почкование ведет к усложнению строения губок. Часто почки остаются на материнском организме, и животное принимает вид колонии.
Бесполое размножение губок наружным почкованием
Внутреннее почкование можно рассмотреть на примере пресноводной губки-бадяги. Мягкие части тела губки распадаются на мелкие комочки. Эти комочки переживают, таким образом, высыхание водоема или замерзание. Попав в хорошие условия, содержимое почечки выходит наружу, и превращается в маленькую бадягу.
Речная бадяга
- Образование спор считается одним из способов бесполого размножения растений, но свойственно и для простейших из класса споровики. Споры представляют собой клетки, покрытые плотной оболочкой и невосприимчивые к действию негативных условий среды.
Эволюционно данный тип размножения возник раньше и с его помощью быстро возрастает число видов. Но бесполое размножение не сопровождается повышением наследственной изменчивости потомков: все они похожи на материнскую особь.
Подпольное просвещение
34-летняя учительница английского языка Светлана два года назад провела внеклассный урок о ВИЧ среди восьмиклассников. В ходе разговора выяснилось, что половой жизнью жила почти половина класса, однако презервативами никто не пользовался.
Станислав Красильников/TASS, Pixabay
После этого она провела отдельный разговор с женской половиной класса о методах контрацепции и абортах. Разрешения на проведение этого урока у родителей она не спрашивала.
Учитель по физике из Москвы Дарья подтверждает – иногда дети даже из благополучных семей не знают базовых вещей.
И добавляет, что о репродуктивной системе и ВИЧ в российских учебниках по ОБЖ и биологии пишут в общих чертах. Да и многие учителя сами предпочитают опускать эти главы и переходить к следующей теме.
Александра Сотова, 25-летняя продавец-кассир из Волоколамска, в августе этого года родит своего первого ребенка, девочку. И она хотела бы, чтобы половое просвещение будущей дочки проходило не так, как у нее.
Правдиво о защите начали рассказывать только в колледже, но в 16 лет эта информация была актуальна уже не всем, так как в каждой группе было по 2-3 беременных студентки.
Также в школы для бесед о нравственности иногда приглашают батюшек, рассказывает 26-летняя учитель-логопед Татьяна Грибанова. А их компетенция в этом вопросе вызывает большие сомнения.
Pixabay, Anastasiya Janko Ferlic/Gepp/Pexels
При этом все визиты священнослужителей проходят исключительно с согласия самой администрации школы.
Компетенции педагогов в половом воспитании
Педагоги, занимающиеся половым воспитанием в школе, должны обладать определенными компетенциями, которые позволяют им эффективно и ответственно выполнять свои задачи.
Во-первых, педагоги должны обладать глубоким знанием в области полового воспитания, включая различные аспекты физиологии, психологии и социологии половых отношений. Они должны быть в курсе современных методик и подходов к воспитанию в области сексуальности и гендера.
Во-вторых, педагогам необходимо умение грамотно и ненавязчиво общаться с учениками на тему полового воспитания. Они должны быть доброжелательными, открытыми и умеющими создать доверительную атмосферу, в которой ученики смогут задавать вопросы, выражать свои опасения и получать компетентные ответы.
Также педагоги должны уметь проводить различные практические занятия и тренинги, направленные на развитие половых навыков и навыков безопасности. Они должны быть готовы применять современные образовательные технологии, в том числе использование интерактивных методов и технических средств для уроков по половому воспитанию.
И, наконец, педагоги должны проявлять толерантное и уважительное отношение к разнообразию и различию полов и сексуальных ориентаций. Они должны быть готовы помочь ученикам понять и принять себя и своих сверстников, а также бороться с дискриминацией и стереотипами в области половой сферы.
Выводы
Системное сексуальное образование учеников не представляется возможным без комплексной подготовки педагогов, включающей не только доступ к актуальной и достоверной информации, но и существенную психологическую подготовку, позволяющую педагогу поставить под сомнения или иначе взглянуть на собственные ценности и установки и то, как они влияют на информацию, получаемую ребенком, и процесс воспитания в целом.
Стихийная реализация сексуального образования, включая неформальное половое воспитание, может повлечь такие негативные последствия, как психологическое травмирование детей; трансляция недостоверной информации; воспроизведение стереотипов, укореняющих гендерное неравенство и дискриминацию; стигматизацию сексуальных меньшинств, жертв насилия и т.д.
В связи с этим представляется крайне важным понимание учительских практик и стратегий, посредством которых реализуется половое воспитание в школе. Понимание процессов непреднамеренного или скрытого влияния позволяет осветить неформальный процесс сексуального образования и обеспечить необходимую подготовку педагогов, включенных в него, регламентацию и контроль данного процесса.
Полученные выводы исследования применимы не только к вопросам сексуального образования и педагогам, которые формально его реализуют, но и к «пограничным» вопросам.
Во-первых, в неформальное половое воспитание детей и подростков включена школа в целом как среда, где социализируется ребенок, и все взрослые, работающие с детьми. Соответственно, подготовка в области полового воспитания необходима не только педагогам, формально отвечающим за сексуальное образование, но и всем взрослым, работающим с детьми.
Во-вторых, как сообщали информанты, качества, которыми, по их мнению, должен обладать педагог, обсуждающий с детьми вопросы сексуального образования, применимы ко всем педагогам, поскольку во многом касаются универсальных требований: соблюдение прав ребенка, уважение к личности, соблюдение границ, принятие, умение абстрагироваться от собственного мнения и опыта, значимость влияния которого на процесс полового воспитания также была рассмотрена в работе на теоретическом и эмпирическом уровнях.
В-третьих, выявленные стратегии педагогов касаются не только вопросов сексуального образования, но и этических вопросов более широкого спектра, рассматриваемых в работе как «пограничные», включая религию, смерть и другие темы, имеющие ценностные основания и не имеющие общественного консенсуса. Это позволяет более широко использовать выводы работы, анализируя значимость качеств, личного опыта педагога и других выявленных категорий, в контексте работы со сложными этическими темами.