Германия
С 1992 года уроки полового воспитания обязательны во всех немецких школах. Помимо базы — физиологии и безопасности — ученикам рассказывают о гендерных ролях, оргазме, ориентации, сексуальных правах человека.
Также Министерство здравоохранения Германии создало просветительский ресурс Zanzu.
Он переведён на несколько языков (есть даже русский). На сайте можно найти образовательные тексты и иллюстрации о беременности, отношениях, сексуальности, заболеваниях. Контент Zanzu одобрил международный консультативный комитет европейских экспертов в области сексуального и репродуктивного здоровья.
Вопрос-ответ:
Зачем вообще нужно половое воспитание в школе?
Половое воспитание в школе необходимо для того, чтобы подростки получили необходимые знания о своем теле, процессе размножения, предохранении от беременности и защите от венерических заболеваний. Оно также помогает формировать у них здоровое и ответственное отношение к сексуальности и сексуальным отношениям.
Какие задачи решает половое воспитание в школе?
Половое воспитание в школе решает такие задачи, как разъяснение детям и подросткам основных физиологических и биологических аспектов сексуальной жизни, формирование у них здорового и безопасного поведения в сексуальных ситуациях, обучение методам предохранения от беременности и защите от венерических инфекций, а также развитие навыков взаимодействия с противоположным полом и профилактику насилия и домогательств.
Какую роль в половом воспитании выполняет школа?
Школа выполняет важную роль в половом воспитании, так как она является одним из основных образовательных институтов, где подростки проводят большую часть своего времени. Школа предоставляет информацию и знания о сексуальности и половых отношениях, и помогает подросткам развивать навыки принятия ответственных решений в сфере сексуальности и консолидировать их ценностные ориентации.
Какие особенности имеет половое воспитание в школе?
Половое воспитание в школе имеет несколько особенностей. Во-первых, оно должно быть объективным и необходимо предоставить научно обоснованную информацию. Во-вторых, оно должно быть индивидуальным, учитывая различные возрастные и психологические особенности учащихся. В-третьих, половое воспитание должно проводиться в доступной и понятной форме, чтобы подростки могли легко усвоить предлагаемую информацию.
Просвещение или навязывание?
«По сути, это было не воспитание, а навязывание стереотипов. К примеру, в книге был раздел о гомосексуализме. Там говорилось, что это всего лишь переходная фаза. И что геев, как таковых не существует. Просто пока детей влечет к тем, с кем они привыкли дружить, и вскоре это пройдет.
Несмотря
на то, что раздельное половое воспитание больше не практикуется, мало где
действительно требуют обучать детей правильно с медицинской точки зрения.
Фактически, многие все еще позволяют учителям использовать тактику запугивания,
сосредотачиваясь на негативных последствиях сексуальной активности – подростковая
беременность и ИППП. Более того, ни одно государство не требует, чтобы школы
вообще говорили о сексуальном удовольствии.
Миру
предстоит еще пройти долгий путь, чтобы с полной уверенностью заявлять, что
абсолютно все дети осведомлены о сексуальности и сексуальном здоровье, что их
понимание не искажено, и не состоит из предрассудков и клише. Вот некоторые из
концепций, которые вы бы изучали сегодня в сфере полового воспитания, но
которых не было всего 20 лет назад.
Что думают туляки-родители
В последнее время в родительских чатах все чаще поднимается вопрос о детских шалостях, и все они касаются как раз интимной темы. Одни жалуются, что у детей появляются интересные запросы в телефоне, другие, что мальчики рассылают непристойные сообщения девочкам.
Многих родителей обсуждение интимных вопросов с ребенком пугает, ведь важно не навредить и правильно донести, но как это сделать? Тут, по мнению туляков, как раз могут помочь опытные педагоги и другие специалисты. «Я считаю, что такие уроки нужны
Дети очень любознательные, они рано узнают «взрослые» слова. В Интернете могут увидеть ролики. Если не объяснить им такие вещи, они сделают свои выводы. Для подростков обязательно нужно проводить уроки полового воспитания, рассказывать о важности контрацепции. Это позволит предотвратить нежелательную беременность в раннем возрасте, беспорядочные половые связи. Моя дочка учится в первом классе. Был случай, что мальчик отправил всем девочкам непристойное сообщение. Ребенок спросил у меня, что это значит. Мы поговорили, я деликатно объяснила ей. Сказала, что нехорошо писать такие вещи детям», — рассказала Оксана Д
«Я считаю, что такие уроки нужны. Дети очень любознательные, они рано узнают «взрослые» слова. В Интернете могут увидеть ролики. Если не объяснить им такие вещи, они сделают свои выводы
Для подростков обязательно нужно проводить уроки полового воспитания, рассказывать о важности контрацепции. Это позволит предотвратить нежелательную беременность в раннем возрасте, беспорядочные половые связи
Моя дочка учится в первом классе. Был случай, что мальчик отправил всем девочкам непристойное сообщение. Ребенок спросил у меня, что это значит. Мы поговорили, я деликатно объяснила ей. Сказала, что нехорошо писать такие вещи детям», — рассказала Оксана Д.
Другие родители в целом поддерживают мнение о том, что обсуждать с детьми такие темы нужно, но не в стенах школы, а дома, с родителями.
Половой инстинкт
Почему люди вообще вступают в сексуальные отношения? Почему девушкам нравятся парни, а парни заглядываются на девчонок? Ответ простой – взаимное влечение полов предусмотрено природой. Конечно, сейчас я не имею в виду природу как пейзаж. Природа живого существа – это его инстинкты, то есть побуждения, которые заставляют действовать таким образом, чтобы жизнь на Земле продолжалась. Например, у нас развит инстинкт самосохранения. Мы запрограммированы природой на продолжение рода. А чтобы род человеческий продолжался, мужчины и женщины должны вступать в половые, то есть сексуальные, отношения. Проще говоря – они должны заниматься сексом.
Но вынашивать ребенка целых 9 месяцев – трудно: беременную женщину часто тошнит, у нее отекают ноги, секутся волосы, на последних месяцах ей тяжело дышать, неудобно спать. Рожать – больно. После родов изменяется фигура, мышцы живота уже не такие упругие, появляются лишние килограммы, на коже бедер – растяжки. После кормления ребенка грудь может изменить форму и обвиснуть.
Почему женщины идут на такие жертвы? Почему мужчины активно помогают им в этом?
Конечно, из одного чувства долга никто бы не вступал лишний раз в сексуальные отношения. Однако природа хитра: она сделала очень приятным процесс, в результате которого происходит зачатие ребенка. Заниматься сексом весьма приятно, это доставляет людям радость и наслаждение, снимает напряжение. А чтобы люди не избавлялись от последствий интимной близости, природа наградила людей родительским инстинктом. Материнский инстинкт заставляет женщин заботиться о своем потомстве. Родительский инстинкт у мужчин слабее материнского, но это и понятно: ведь жизнь новорождённого младенца целиком зависит от мамы, от ее молока и заботы. Конечно, сейчас появились молочные смеси, но мы говорим о естественном вскармливании, предусмотренном природой.
Вот так выглядит картина на уровне инстинктов. Точно так же вступают в половые отношения (спариваются) животные. Животные тоже заботятся о своем потомстве. Вы все наблюдали, как птица кормит своих птенчиков, приносит им червячков и мошек, пока они сидят в гнезде и не умеют летать.
В чем же отличие человека от животных? В двух вещах: у людей есть интеллект, то есть способность думать, и они способны испытывать такое чувство, как любовь.Запомни! Природа наградила все живые существа мощным половым инстинктом. Животные спариваются с единственной целью – иметь потомство. Люди занимаются сексом не только для того, чтобы иметь детей. Они занимаются этим, чтобы выразить свою любовь или просто для удовольствия. И если сексуальные партнеры не хотят, чтобы результатом полового акта стало зачатие ребенка, они должны предохраняться от нежелательной беременности. Самый простой способ – надеть на пенис презерватив, чтобы сперма осталась в нем и не попала в женское лоно. Презерватив – это защита и от беременности, и от инфекций, которые передаются половым путем.
США
Американские школы делятся на два лагеря, а точнее, две программы: «Всестороннее половое воспитание» (Comprehensive Sex Education) и «Половое воспитание, рассказывающее только о воздержании» (Abstinence-Only Sex Education).
«Всестороннее половое воспитание» напоминает европейские программы: там рассказывают об анатомии и социальных аспектах сексуальности. Многие американские медицинские ассоциации выступают за её распространение, так как благодаря этой программе подростки получают всю нужную информацию о сексе и возможных рисках.
А вот программа, основанная на воздержании, вредит девушкам.
На уроках рассказывают о важности сохранения девственности до брака, но не о контрацепции. Христианка Пэм Стензел дает лекции в школах о том, как девушкам важно «сохранить достоинство» до брака
Христианка Пэм Стензел дает лекции в школах о том, как девушкам важно «сохранить достоинство» до брака. Защитница программы воздержания Шелли Донахьо ведет тренинги в школах, где сравнивает незамужних девушек, у которых был секс, с использованными клейкими лентами.
Защитница программы воздержания Шелли Донахьо ведет тренинги в школах, где сравнивает незамужних девушек, у которых был секс, с использованными клейкими лентами.
Часто законы штата ограничивают учителей в преподавании уроков полового воспитания.
Например, в Миссисипи разрешают рассказывать о контрацепции, но не показывать, как ей пользоваться. Преподаватель Сэнфорд Джонсон вышел из ситуации и продемонстрировал, как надевать презерватив, по аналогии с ногой и носком.
Какая польза от уроков полового воспитания
Снижение уровня подростковой беременностиСтатистика показывает, что чем выше уровень секспросвета в стране, тем реже встречаются подростковые беременности среди девушек 15–19 лет.
Самые высокие показатели подростковой беременности зарегистрированы в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Грузии — 38–39 случаев из 1000. В России — 23 случая из 1000. Во Франции — 22 из 1000. Великобритания — 14 из 1000. Германия и Швеция — 6 из 1000. Нидерланды бьют рекорд — 4 из 1000.
В США цифры разнятся в зависимости от штата и программы секспросвета, которая там принята. Например, в Арканзасе, где программа секспросвета не расширена, на 1000 девушек приходится 35 подростковых беременностей. В Нью-Гэмпшире самый низкий показатель — 10 из 1000. Программу секспросвета штата оценивают как одну из лучших в стране.
Профилактика венерических заболеваний
Кроме контрацепции на уроках секспросвета рассказывают о возможных заболеваниях и способах их предотвратить. Например, Оливия Ричман, врач и YouTube-популяризатор полового воспитания, говорит, что секс-образование помогает бороться с распространением вируса папилломы человека. Статистика показывает, что только половина населения США знает о вакцине против ВПЧ.
Сексуальное образование — не единственный фактор, который влияет на уровень заболеваемости.
Но благодаря ему подростки чаще используют средства защиты во время секса, а значит, снижают вероятность передачи болезни половым путём. Например, в Германии, Нидерландах, Австрии, Бельгии и Швейцарии самый низкий уровень венерических заболеваний: 1,6% в Германии, 1,1% в Нидерландах, 0,8% в Австрии, 2% в Швейцарии. Для сравнения, в России уровень составил 39,5%.
Улучшение качества секса и культуры общения
Учёная и секс-просветительница Виктория Белтран призывает ввести в американскую программу сексуального образования уроки про удовольствие. Под этим она подразумевает честный разговор с детьми и подростками о пользе мастурбации, культуре согласия, позитивном отношении к своему телу.
Белтран верит, что сексуальное образование научит людей любви к себе, хорошему сексу и уважительному отношению к другим.
Советы сексолога о половом воспитании детей
Сексолог Дарья Дзюба обращает также внимание, что всем детям необходимо объяснять их половую принадлежность. Причем начинать это нужно с дошкольного возраста
Рассказывать откуда берутся дети, а с каждым годом знания должны пополняться в соответствии с психологическим развитием ребенка.
«Важно прививать понятие нормы. Объяснять ребенку, что его никто не может трогать без разрешения
Никто не должен тебя трогать, гладить, целовать и видеть голым. Даже элементарно нижнее белье – это то, что должно быть закрыто от посторонних глаз. Объяснять, что мир меняется, и рассказывать о себе всем не стоит, а уж тем более отправлять откровенные фото. Так как среди подростков часто распространено, когда они делятся голыми фотографиями, после чего снимки разлетаются по одноклассникам. Это все проблема границ», — говорит сексолог Дарья Дзюба.
Безусловно сейчас в темпе современного мира трудно найти время на частые семейные разговоры. Сексолог предполагает, что выходом из проблемы стали бы курсы для родителей, или факультативные занятия, возможно, даже не в школах, а в семейных центрах. Там должны с родителями работать специалисты, которые подскажут им, как понимать своих подростков.
Также Дарья Дзюба отметила, что в последнее время очень много порно-зависимых подростков. Многие дети начинают смотреть взрослые фильмы уже в десятилетнем возрасте, но ребенок не осознает, что это актеры и что показанное отличается от реальности. Подобные фильмы искажают восприятие, которое потом влечет проблемы уже во взрослой жизни, заключила сексолог.
Уроки сексуального воспитания в Германии
- Тело, его функции и здоровье.
- Физические различия между девочками и мальчиками.
- Гендерные роли девочек и мальчиков.
- Беременность и роды.
- Дружба.
- Восприятие и выражение любви.
- Собственные сексуальные потребности и потребности других людей.
- Предупреждение сексуального насилия.
- Культурные различия в восприятии темы секса.
Учителю остаётся посочувствовать. Ему придётся быть очень деликатным, но в то же время суметь понятно осветить эти вопросы.
Судя по темам, в начальной школе ничего возмутительного на этих уроках не происходит. Детям просто помогают «переварить» сексуальную агрессию окружающего мира, давая общую и поверхностную информацию.
С 7 класса уроки сексуального развития становятся уже куда более предметными.
Теперь подростки разбирают такие темы, как:
- любовь,
- половые взаимоотношения,
- сексуальность,
- гомосексуализм,
- мужская и женская репродуктивные системы,
- женский цикл,
- зачатие и беременность,
- человеческий эмбрион,
- рождение,
- контроль над рождаемостью и контрацепция,
- венерические заболевания.
Тут уже дело не ограничивается беседами с учителем. Дополнительно ученики смотрят фильмы и читают соответствующие брошюры.
Как проходят занятия
В интернете есть форумы немецких учителей, которые обсуждают, как следует проводить занятия. Из бесед видно, что преподаватели переживают едва ли не больше, чем родители.
Многие стараются оттянуть уроки сексуального воспитания на конец года. Некоторые жалуются, что с трудом говорят на эту тему открыто. Но тем не менее они обмениваются опытом и стараются поддержать друг друга словом и полезным советом.
Из обсуждений понятно, как именно проходят занятия сексуального воспитания в начальных классах немецкой школы.
Обычно детей делят на группы: на одной беседе присутствуют мальчики, а на другой девочки. Чтобы ученики не стеснялись, они анонимно записывают вопросы и кидают в ящик. Потом педагог на уроке разбирает записки школьников, отвечает и пытается вести беседу в интересующем направлении.
В младших классах в ход идут мультфильмы и книги с картинками, рассказывающие о различиях между мальчиками и девочками. Детям объясняется, откуда берутся дети, что такое семья.
Школьникам постарше включают обучающие фильмы, проводят лекции по психологии взросления и развития. Молодёжь узнаёт о пубертатном периоде, правильных отношениях, способах распознавания и предотвращения насилия.
Подростков просвещают в вопросах предохранения, ЗППП, беременности, абортов, гомосексуализма. При этом по половому воспитанию ученики тоже пишут самостоятельные и контрольные работы, сдают экзамены.
Сложности сексуального обучения
Неквалифицированное просвещение способно сыграть плохую роль, спровоцировав ещё больший интерес к сексу. Но и молчать тоже неправильно, ведь такие разговоры важны.
Подрастающему поколению, попавшему под пресс сексуальной революции, необходимо как-то приобретать знания о культуре половых отношений. Это поможет уберечь детей от насилия и уменьшить возможность слишком раннего или негативного опыта в сексуальной сфере.
Родители в Германии из-за религиозных или идеологических убеждений выступают против уроков сексуального развития. Понятно, что они опасаются сексуального растления детей. Поэтому учителя сообщают заранее цели и содержание бесед.
Уроки проводятся в разных форматах, включая групповые дискуссии и практические занятия. Школы в Германии обычно сотрудничают с медицинскими учреждениями и социальными службами, приглашают квалифицированных специалистов для чтения лекций.
Фокус немецкого секс-образования смещается в зависимости от индивидуальных потребностей учеников. Преподаватели стараются создать открытую и ненавязчивую атмосферу, где каждый школьник будет задавать вопросы и обсуждать волнующие темы.
Некоторые родители-иностранцы, особенно турки, очень переживают по содержанию материалов. Например, против, чтобы их дети смотрели на фотографии обнажённых тел. Поэтому немецкие педагоги в основном работают с рисунками и комиксами.
Как родителям разговаривать с детьми на неудобные темы: рекомендации психолога
Мы поговорили с психологом-консультантом Алиной Егоровой и задали ей несколько вопросов по нашей теме. Вот, что она ответила:
Эта позиция понятна — многие взрослые испытывают неловкость при разговоре с детьми о сексуальном воспитании. Но данный подход может быть неправильным. Да, ребёнок сам со временем узнает многое. Но тут важнее — откуда и в каком контексте он получит эту информацию.
Без надлежащего образования на тему полового созревания ребёнок может получить неправильные представления о сексуальности, собственном теле, границах и согласии, а также о нормах и ожиданиях общества. И хотя родители не являются единственными источниками информации, но именно они могут предоставить надёжную, точную информацию в контексте ценностей и норм семьи.
Половое воспитание — важный аспект родительства. Не следует игнорировать или откладывать разговоры до тех пор, пока не станет слишком поздно. Это ключевой элемент помощи вашему ребёнку — распознать и понять своё сексуальное развитие и половое здоровье, развивать своеобразный «компас» в сексуальной этике и нормах.
Б. Почему родителям самим может быть трудно начать разговор на эту тему? Как с этим справиться?
Разговоры на интимные темы могут вызывать у родителей неловкость из-за их собственного воспитания или страха негативно повлиять на ребёнка. Справиться с этим помогут следующие шаги:
Подготовка
Определите, что важно передать ребёнку.
Открытость. Расскажите ребёнку о своих опасениях — это создаст атмосферу доверия.
Плавный переход
Начните с простых тем, постепенно переходя к сложным.
Воспользуйтесь материалами. Книги, видео, электронные ресурсы помогут найти верные слова.
Фокус на базу. Сосредоточьтесь на основных темах. Например, забота о своём теле.
Задавайте вопросы. Узнайте, что ребёнок уже знает и что готов обсудить.
Обеспечьте расслабленную обстановку. Непринужденная атмосфера сделает такие разговоры более успешными.
Поиск помощи. Если чувствуете, что не справляетесь, попросите помощи у специалистов.
В. Что делать, если ребёнок сам стесняется говорить?
1. Используйте непрямые способы обсуждения. Вместо прямого вопроса о проблеме или страхах ребёнка можно обсудить ситуацию в книге или фильме, связанную с этой темой. Например, вы можете посмотреть вместе фильм или мультфильм, где герои переживают важные этапы взросления, и обсудить их реакции и чувства.
2. Ставьте на первое место доверие
Важно уважать приватность ребёнка и его время. Например, если он не хочет говорить об этом сейчас, не стоит его заставлять
Дайте ему время подумать и самому обратиться к вам, когда он будет готов.
3. Ничего не бойтесь. Не бойтесь показать свою уязвимость и признать перед ребёнком, что у вас также когда-то были страхи, и это нормально. Например, вы можете рассказать о ситуации из своего детства, когда вам тоже было стыдно спросить у родителей что-то. Это поможет ребёнку понять, что его страхи и неловкости — норма.
Читайте по теме:
Первая любовь: как разговаривать с подростком об отношениях
Почему половое воспитание необходимо школьникам
Одна из глобальных проблем, которую может решить предмет по половому воспитанию — это подростковая беременность. Всемирная организация здравоохранения сообщает, что ежегодно в развивающихся странах происходит примерно 21 миллион случаев беременности среди девочек в возрасте 15‑19 лет и примерно 12 миллионов из них заканчиваются родами. Также известно, что в Беларуси каждый год рожают или делают аборты девочки до 15 лет.
Вторая проблема, которую необходимо проговаривать и решать — это венерические заболевания и неумение предохранятся. Именно знания могут стать профилактикой венерических болезней среди подростков. А также проблеме ВИЧ-инфекции. Ведь чаще всего белорусы заражаются ВИЧ половым путём. У более 22 тысяч человек в Беларуси ВИЧ-положительный статус.
Про проблему ВИЧ
И, конечно, необходимо рассказывать девочкам и мальчикам раннего подросткового возраста о политике согласия. Они должны знать, что прежде чем вступить в связь необходимо однозначное согласие партнера. А также уметь отстаивать свои границы и говорить «нет». Кроме того, каждый школьник и взрослый должен знать, куда ему обратиться за психологической, медицинской и правовой помощью в случае нежелательных действий по отношению к нему.
Подпольное просвещение
34-летняя учительница английского языка Светлана два года назад провела внеклассный урок о ВИЧ среди восьмиклассников. В ходе разговора выяснилось, что половой жизнью жила почти половина класса, однако презервативами никто не пользовался.
Станислав Красильников/TASS, Pixabay
После этого она провела отдельный разговор с женской половиной класса о методах контрацепции и абортах. Разрешения на проведение этого урока у родителей она не спрашивала.
Учитель по физике из Москвы Дарья подтверждает – иногда дети даже из благополучных семей не знают базовых вещей.
И добавляет, что о репродуктивной системе и ВИЧ в российских учебниках по ОБЖ и биологии пишут в общих чертах. Да и многие учителя сами предпочитают опускать эти главы и переходить к следующей теме.
Александра Сотова, 25-летняя продавец-кассир из Волоколамска, в августе этого года родит своего первого ребенка, девочку. И она хотела бы, чтобы половое просвещение будущей дочки проходило не так, как у нее.
Правдиво о защите начали рассказывать только в колледже, но в 16 лет эта информация была актуальна уже не всем, так как в каждой группе было по 2-3 беременных студентки.
Также в школы для бесед о нравственности иногда приглашают батюшек, рассказывает 26-летняя учитель-логопед Татьяна Грибанова. А их компетенция в этом вопросе вызывает большие сомнения.
Pixabay, Anastasiya Janko Ferlic/Gepp/Pexels
При этом все визиты священнослужителей проходят исключительно с согласия самой администрации школы.
Скромным детям будет некомфортно
Психолог гимназии имени Чехова города Зверево Дмитрий Кудряшов считает, что не стоит, пожалуй, выделять занятия по сексуальному воспитанию в отдельные уроки.
«На уроках биологии изучаются анатомия и физиология. А вопросы морали и отношений между полами можно обсудить, допустим, на классных часах или с психологом», – говорит Дмитрий Кудряшов.
Директор гимназии № 76 Петр Кулинченко признался, что он человек консервативный и, на его взгляд, не стоит вводить еще одни дополнительные уроки.
«У наших старшеклассников и без того загруженная программа, – считает он. – Кроме того, опасаюсь, что возможны перегибы, если основы сексуального воспитания выделить в отдельные уроки. Это вопрос очень деликатный, и дети по-разному воспитаны. Считается, что молодежь у нас сейчас слишком уж раскрепощенная, но это не совсем так. Много скромных и стеснительных детей, и на таких уроках они будут чувствовать себя некомфортно. Кроме того, в рамках образовательного процесса проводятся различные вебинары на темы здоровья. Я думаю, этого достаточно».
Родители тоже сомневаются, нужна ли такая дисциплина в школе.
«С одной стороны, если ввести такие уроки, пропадет нездоровый интерес к теме. С другой – дети все равно в интернете читают и смотрят то, что их интересует, и самостоятельно все узнают, причем слишком рано. Наверное, не надо таких уроков, – говорит мама 13-летней школьницы, дизайнер Ольга Головина. – Преподают же сейчас «Основы нравственности и религии». Лучше дали бы дополнительные часы на математику, русский язык, литературу. Лучше бы стихи учили, чем про секс слушали. Подруга, которая уехала в Канаду, рассказывала, что там слово «секс» запрещено до шестого класса и перед уроками все школьники сдают телефоны».
А мама четверых детей, журналист Софья Брыканова поддерживает идею.
«Конечно, я за такие уроки. Тут есть некоторые психологические моменты. Во-первых, далеко не всегда подросток готов воспринимать информацию от своих родителей. И далеко не всегда родители готовы говорить об этом со своими детьми. Ну а потом, мне важны не только знания моих детей, но и их окружение. Хотелось бы, чтобы те ребята, тот социум, в котором мои дети общаются, знали и понимали ответственность взрослой жизни. Хочется, чтобы общество стало более осознанным и в вопросах собственного здоровья, и в вопросах планирования деторождения», – говорит Софья Брыканова.
Тем временем отец двух взрослых сыновей, предприниматель Александр Орлов задается вопросом: кто лоббирует внедрение таких уроков в школьную программу?
«И не совсем понятно, как будут они построены, – продолжает он. – Ведь стоит перейти тонкую грань, и эти занятия станут уроками растления. Почему бы в школе не проводить семинары для родителей? Пусть бы специалист рассказал, как правильнее донести до ребенка деликатную информацию. И вот интересно, в престижных закрытых учебных заведениях, например в Англии, в программе предусмотрены такие занятия?»
Педагогический вес
‒ Сколько учителей (в количественном и процентном соотношении) не хватает в Ростове и других городах и районах области?
‒ В Ростове открыто 148 вакансий, что составляет 2,5% от общей численности занятых педработников в городе. Доля вакансий учителей остается наибольшей в Аксайском, Азовском, Веселовском, Дубовском, Зерноградском, Зимовниковском, Белокалитвинском, Мартыновском, Сальском районах и в таких городах, как Азов, Батайск, Новочеркасск, Таганрог, Шахты.
Наиболее востребованы учителя иностранных языков, математики, начальных классов, русского языка и литературы, учителя-логопеды, педагоги-психологи.
Ведется активная работа по привлечению молодежи к педагогической деятельности. На базе школ функционируют профильные психолого-педагогические классы, в которых обучаются более 1500 старшеклассников. Так школьники знакомятся с основами педагогической профессии.
Подготовка кадров для системы образования проводится на базе семи вузов и восьми учреждений среднего профессионального образования. Ежегодный выпуск составляет около 3000 молодых педагогов. Учителям компенсируются расходы на оплату ЖКУ, молодым семьям выплачиваются средства на приобретение или строительство жилья, предоставляется возможность участия в программе «Земский учитель».
Кроме того, стимулом для молодых педагогов является участие в профессиональных конкурсах. Данный комплекс мер обеспечивает всестороннюю и эффективную работу для привлечения молодых педагогов в образовательные организации региона. Ежегодно растет численность молодых специалистов в сфере образования. Уже сегодня в донских школах работает 23% педагогов в возрасте до 35 лет.
‒ Как сообщила зампредседателя Правительства РФ Татьяна Голикова, интерес к профессиональному образованию растет, «сейчас его выбирают более 60% детей после девятого класса». Сколько донских девятиклассников (в количественном и процентном соотношении) в 2023 году продолжили обучение в учреждениях среднего профессионального образования (СПО)?
‒ В последние годы действительно наблюдается рост числа выпускников, которые делают выбор в пользу учреждений СПО. Таких в Ростовской области сейчас 22,5 тыс. человек, что составляет 53% от общего числа получивших аттестат об основном общем образовании. Их готовы принять на обучение 108 донских профессиональных образовательных организаций, а также подразделения вузов.
Как найти подходящий момент для разговора?
Многие родители начинают разговор об «этом», апеллируя к возрасту: «Тебе уже 14, и я хочу с тобой поговорить о том, откуда берутся дети». Это, конечно, лучше, чем ничего. Однако в таком подходе есть две проблемы:
- Скорее всего, в 14, в 12 и даже в 10 лет ребёнок уже примерно знает, что значит слово «секс»: он его где-то услышал или вычитал и уже обсудил со сверстниками. Поэтому есть опасность, что на ваше предложение поговорить вы услышите: «Да я уже всё знаю, мам!»
- Если до этого вы такие темы не обсуждали, то вам обоим будет неловко, и вы захотите поскорее закрыть вопрос. И полезного разговора не получится.
Вообще, начинать разговор о сексе с ребёнком в подростковом возрасте уже поздновато. Психологи советуют учить детей правильно и чётко называть половые органы с 2–3 лет, а с 5–6 лет начать в простой форме объяснять, откуда берутся дети.
Фото: Media_Photos / Shutterstock
Если в детстве у ребёнка будет хотя бы несколько искренних и информативных разговоров об отношениях полов, то он запомнит, что эта тема в принципе не табуирована, и когда у него возникнут новые вопросы, пойдёт за ответами к вам, а не в интернет.
Если же вы никогда прежде не говорили с подростком о теле и сексе и испытываете сильную неловкость — попробуйте начать с покупки хорошей книги о сексуальном просвещении. Дайте книгу ребёнку, сказав несколько слов о том, что он взрослеет, вы это понимаете и всегда готовы поговорить, если ему захочется что-то узнать.
Концепция согласия
По
словам Элисон Маклин, автора книги «Как понять, что это? Руководство по сексу для
подростков (и их родителей) и вице-президента по образованию и инновациям в
Planned Parenthood of the Rocky Mountains, согласие является основой для
здоровых отношений и положительного сексуального взаимодействия. Простому и
краткому «нет» сейчас уделяется больше внимания и услышав его, человек
понимает, что партнер не готов придаться любовным утехам.
Маклин
объясняет, что для предыдущих поколений согласие никогда не было предметом
разговора. Инициатор всегда приступал к намерениям, и не осведомлялся о
желаниях партнера. Зачастую это были мужчины.
Выводы
Польза и вред сексуального образования для детей часто оцениваются субъективно на основании собственного опыта. Благодаря статистическим данным, можно уверенно утверждать, что полное сексуальное образование и раннее половое воспитание для детей, как, например, в Нидерландах, дает положительный эффект для здоровой жизни человека.
Школы США, придерживающиеся сексуального образования с воздержанием и без предоставления полной информации об интимных отношениях и контрацепции, не предотвращают этим половые контакты среди подростков. Имея же знания о средствах контрацепции, подросток может хотя бы предотвратить раннюю беременность и ЗППП.