Симптомы дислексии у учеников 3-5 классов
-
Часто путает или пропускает короткие слова (вроде предлогов), когда читает вслух;
-
Часто запинается при прочтении слова или читает его неправильно, даже если только что правильно прочитал это же слово в этом же тексте;
-
Сложно читать новые слова; если при чтении натыкается на новое слово, частично его проглатывает или вовсе пропускает;
-
Часто не может различить простые слова, взглянув на них (например, “слушать” и “слышать”), ему требуется внимательно прочитать их, чтобы понять отличие;
-
Сложности в понимании прочитанного — не может объяснить, что произошло в истории или ответить на вопросы о ключевых деталях текста;
-
Легче отвечает на вопросы по тексту, если его прочитали ему вслух;
-
Часто делает одни и те же ошибки, например, пишет буквы не в ту сторону или путает порядок букв в слове;
-
Испытывает трудности с правописанием слов, быстро забывает, как правильно пишутся слова, которые он учит, или пишет слово правильно, а потом делает в нем ошибку в том же задании;
-
Избегает чтения, злится и расстраивается, когда ему приходится это делать;
-
Очень долго выполняет домашнее задание по литературе;
-
Читает хуже, чем ему положено по возрасту, но не испытывает подобных проблем с устной речью; владеет меньшим словарным запасом, чем его сверстники, потому что не любит читать.
Причины дислексии
Заболевание связывают как с морфологическими изменениями в центральной нервной системе (ЦНС), так и с социальными факторами.
Нарушения ЦНС
При развитии дислексии важную роль играют расстройства работы мозговых центров, отвечающих за речь и чтение. К их поражению могут приводить:
- Черепно-мозговые травмы, в первую очередь – с повреждением височно-теменной области доминантного полушария.
- Инфекционные заболевания, поражающие головной мозг: корь, краснуха, различные варианты герпетической инфекции, грипп и др.
- Поражения ЦНС во время родов, родовая травма.
- Внутриутробная гипоксия, обусловленная патологиями плаценты, обвитием пуповиной, врожденными пороками сердца и т.п.
- Токсическое поражение головного мозга во внутриутробном периоде, связанное с употреблением алкоголя и медикаментов беременной, гемолитической болезнью плода и др.
Социальные факторы
Нарушение чтения также может развиваться в результате психосоциальных факторов, среди которых чаще всего ведущую роль играют:
- Недостаточность речевого общения с ребенком.
- Педагогическая запущенность – отсутствие обучения, необходимого воспитания.
- Слишком высокий темп обучения новому материалу, в том числе – грамматике.
- Госпитализм – ряд физических и психических изменений, обусловленных длительным отлучением матери от ребенка, чаще всего из-за пребывания на стационарном лечении.
- Общее недоразвитие речи, несмотря на сохраненный интеллект и полноценный слух.
Генетические факторы
Доказана генетическая дислексия и ее способность передаваться по наследству, поскольку частота появления патологии среди родственников дислексиков значительно выше ее распространенности в общей популяции.
Веские доказательства наследственной природы заболевания были получены в близнецовых исследованиях: одновременное появление дислексии у обоих детей варьирует в пределах от 68 до 100% для однояйцевых и от 38 до 52% для двуяйцевых близнецов. К настоящему времени выявлено шесть генов, которые могут быть связаны с нарушением чтения: DYX1C1, KIAA0319, DCDC2, ROBO1, MRPL2 и C2orf3 .
Кто в группе риска?
В большинстве случаев ранние признаки дислексии можно отметить уже в дошкольном возрасте. О повышенном риске развития этого нарушения принято говорить при наличии следующих обстоятельств:
- Сопутствующие нарушения устной речи.
- Раннее начало обучения грамматике при недостаточной сформированности устной речи.
- Посещение школы в раннем возрасте, при психологической неготовности к обучению.
- Ребенок левша или переученный правша.
- Использование сразу нескольких языков (билингвизм) в семье.
- Продолжительные или хронические заболевания в раннем детском возрасте.
- Поражения центральной нервной системы.
Трудности школьного обучения, вызванные дислексией
В первом классе дети с дислексией отстают от одноклассников по темпам освоения звукобуквенных связей, так как их букварный период длится около года, тогда как в норме он едва достигает шести месяцев.
Отсутствие формирования автоматизма звукобуквенных связей приводит к нарушениям слогослияния, что значительно ухудшает технику чтения и препятствует пониманию прочитанного. Этот феномен лежит в основе «отставания» ребенка по большинству предметов школьной программы, требующих реализации навыка чтения.
Чем дискретнее читает ребенок, тем больше нагрузка на оперативную память, изначально менее функциональную. Это снижает скорость и качество чтения.
Ребенку не удается своевременно укрупнять единицы чтения, воспринимаемые целостно, начиная от двухбуквенных слогов и заканчивая полностью словом. Именно этот процесс именуется магистральной линией чтения и его освоение является основной мишенью приложения усилий родителей, педагогов и логопеда.
Часть текстового материала обычно не прочитывается, а угадывается читателем, что является нормальным механизмом чтения. При этом читающий контролирует правильность таких догадок. Однако бедность словарного запаса и слабость самоконтроля у детей с дислексией снижает точность таких «угадываний», приводя к ошибкам, затрудняющим понимание текста. Догадка в норме происходит на уровне фраз и текста, но при дислексии угадывается слог, что препятствует нормальному чтению. Дети, не умея слить слог, пытаются его отгадать, допуская при этом множество ошибок. Программа коррекции ориентирована в этом случае на формирование контроля результата чтения, ориентируясь на смысловой контекст. В этом случае угадывание будет позитивным компонентом навыка чтения.
Последствия проявлений дислексии:
- снижение успеваемости;
- снижение самооценки ребенка;
- формирование «фобии чтения» и «фобии школьного обучения»;
- нарушение процесса социализации.
Своевременное оказание специализированной логопедической помощи способствует профилактике невротизации ребенка и его родителей, нормализации самооценки и достижению успеваемости по школьным предметам. Ошибочно базировать оценку ребенка на его успешности в школе, однако такая ошибка допускается родителями и педагогами повсеместно. Для детей с дислексией это имеет критическое значение. Поэтому для успешного освоения программы коррекции дислексии необходимо создавать и поддерживать высокую мотивацию к занятиям, не допуская жесткого принуждения.
Коррекция, лечение дислексии
Справиться с дислексией ребенку поможет логопед. Исходя из результатов обследования, он определяет тип нарушения чтения, устанавливает причину данного состояния и составляет план лечения — коррекционных действий.
Работа ведется над всеми выявленными проблемами речи и неречевыми процессами:
- Упражнения на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
- Усвоение понятий о грамматическом и семантическом строе речи.
- Увеличение объема активного и пассивного словаря.
- Улучшение работы артикуляционного аппарата и правильная постановка звуков в речи.
- Помимо этого вырабатывается специальный подход к внимательному чтению, пониманию и осмысления прочитанного.
Несомненно, без помощи и активного участия родителей в процессе коррекции дислексии результата достигнуть крайне сложно. Дома ребенок должен продолжать заниматься по предложенной логопедом методике. Родители должны учитывать состояние ребенка и при выполнении школьной домашней работы оказывать поддержку и необходимую помощь.
Как компенсировать дислексию
С ребенком, у которого обнаружена дислексия, в идеале параллельно должны заниматься два специалиста — нейропсихолог и логопед. Курс коррекционных занятий длится полгода, занимаются с ребенком 2 раза в неделю. Даются и домашние задания.
Нейропсихолог порекомендует упражнения на формирование произвольных движений, развитие двигательных навыков. На занятиях с ним будут отрабатываться точность и координация движений, способность переключаться. Упражнения будут постепенно усложняться. Все это поможет сформировать у ребенка необходимые пространственные представления и произвольную саморегуляцию.
Очень полезны для дислексиков любые игры с мячом. Они помогают тренировать зрительно-моторную реакцию, координировать движения и постепенно ребенок приучается самостоятельно действовать по определенным правилам, запоминает их последовательность и контролирует свои движения. Перед нейропсихологом стоит задача добиться, чтобы ребенок мог более-менее самостоятельно выполнять сложные инструкции.
Логопеду надо соединить звук и букву, научить ребенка соединять буквы в слова и делить слово на отдельные буквы и звуки. Так что на занятиях с логопедом ребенок будет отрабатывать написание букв и учиться правильно произносить звуки, отличать их один от другого. Он будет лепить, вырезать, раскрашивать, всячески обыгрывать зрительный образ буквы. Много времени будет посвящено слиянию букв в слоги. На такую работу у учителя обычно не хватает времени, так что логопед в какой-то мере выступает как помощник учителя.
-
Как понимание дислексии может помочь вашему ребенку?
-
Как связаны обработка мозгом звуковых изменений и способность к обучению
-
Что скрывает мозг отстающих читателей (инфографика)?
-
Пособие для родителей: что такое дислексия!
-
Почему мой ребенок испытывает трудности в освоении чтения?
-
От борьбы с симптомами к реальной помощи, основанной на нейронауке — эволюция коррекции дислексии.
-
8 способов развития фонематического слуха с раннего детства
-
«Мозг не слышит уши» — что такое НСВ?
-
В чем разница между дислексией и нарушением слухового восприятия
-
Программа — тренер по чтению — Reading Assistant Plus надежный помощник при дислексии
-
Как связаны СДВ, дислексия и нарушение слухового восприятия?
Дополнительные упражнения
Чтобы процесс обучения шел быстрее, важно дополнительно развивать речь, память, внимание и мышление дошкольника (или младшего школьника). Для этого можно применять следующие игры-упражнения:
- Собираясь в магазин, составьте с сыном (дочкой) список покупок, нарисуйте на бумаге схему движения по улице, магазину. По дороге (если идете пешком) спрашивайте – куда нужно идти? Просите показать путь, указать ориентиры.
- Очень полезно играть с ребенком в обычные классики, или же в «солдатиков», чтобы он выполнят по команде развороты – направо, налево.
- Спрячьте в квартире игрушку (или другую вещь), нарисуйте схему, по которой ее можно найти. Попросите свое чадо сделать это.
- Подберите 7-10 игрушек, расставьте их в ряд. Затем пригласите ребенка войти в комнату, дайте ему посмотреть на игрушки 5 секунд, попросите отвернуться. Спрячьте одну игрушку, попросите определить, какую именно спрятали.
- Сложите в мешочек 5-10 мелких игрушек (или предметов с ярко выраженной фактурой). Пусть ребенок предварительно их изучит, а затем, опуская ручку в мешочек, определяет на ощупь, что именно в его руке.
- Вечером, общаясь, просите вспомнить последовательно, что кроха делал утром, днем, вечером. Что у него получилось, что нет. Обсудите план на следующий день.
Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников
Если вы заподозрили, что у ребенка есть какая-либо форма дислексии, или он попадает в группу риска, то следующий перечень развивающих заданий и упражнений – для вас. Да и с целью всестороннего развития своего малыша, с целью развивать у него логическое и абстрактное мышление, эти упражнения тоже можно использовать.
- Ребусы, кроссворды, загадки. Эти упражнения помогают развивать образность мышления, обогащают словарный запас, формируют ассоциативные связи в головном мозге.
- Упражнение «лодочка-замочек». Этот прием эффективен, если ребенок не складывает буквы в слоги. Сочетание согласный и гласный звук обозначается лодочкой и произносится плавно (ма-ши-на), а сочетание двух согласных – замочком (страх, мышка) и произносится отрывисто.
- Игра «Вторая половинка». Ребенок должен угадать окончание слова, увидев его первую половину, например мороже(ное), чело(век), теле(фон).
- Пропущенные буквы. Например, при написании слова «чемодан» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и произнести его. Например, л_ебе_ь; к_рус_ль.
логопедом
Последствия для детей и необходимость лечения
Прежде чем перейти собственно к лечению, Вам будет полезно узнать о том, к каким осложнениям может привести дислексия, чтобы осознать всю важность коррекционной работы
Успеваемость в школе
Пожалуй, почти на каждом уроке в школе (иногда даже на физкультуре, рисовании и трудах) есть учебники. Чтобы эффективно учиться, детям необходимо обладать базовыми навыками чтения. Читать нужно каждый будний день на нескольких уроках подряд, а потом делать домашнее задание.
Учебная мотивация к обучению
Ваш воспитанник может быть максимально готов и замотивирован к школьному обучению, но какой в этом толк, если в процессе усвоения учебной программы пропадает интерес и опускаются руки? А это обязательно рано или поздно произойдет у ребенка-дислектика.
Кроме того, у всех детей вокруг, скорее всего, отсутствие такой проблемы.
При коррекционной работе также могут возникнуть следующие сложности, потому что ребенку читать уже не хочется, а надо. Это приводит к нервным срывам и апатии.
Речь и словарный запас маленького человека
Как известно, очень важную роль в развитии речи и пополнении лексикона играет чтение книг (учебников в том числе). Также из книг маленький человек узнает, как правильно пишутся слова, какие закономерности существуют в русском языке и многое другое.
Поэтому чем раньше начнется лечение дислексии, тем быстрее ребенок начнет
Дислексия во взрослом возрасте
Это сильно осложнит человеку жизнь, и перечисленные выше последствия могут усугубиться
Поэтому мы переходим к самому важному вопросу – как же все-таки помочь детям с дислексией
Как помочь лечению дислексии?
Дислексия является нарушением грамотности чтения, письма и оценки слов. В основном дислексия встречается у детей и требует длительной и последовательной корректировки. Для успешного лечения дислексии рекомендуется следующее:
Обращение к специалистам. Необходимо связаться с врачом-неврологом, педагогом-психологом и педагогом-логопедом. Они проведут диагностику и определят индивидуальный план лечения.
Индивидуальный подход. Работа с дислексией должна быть индивидуальной и продолжительной. Педагог-логопед должен проводить регулярные занятия, а также дать рекомендации для родителей по работе с ребенком в домашних условиях.
Мульти-сенсорное обучение
Для ребенка с дислексией очень важно использовать различные методы обучения
Это может быть как аудио- и видео-материалы, так и различные игры и упражнения, которые помогут улучшить память и внимание. Поддержка и поощрение
Родители и педагоги должны постоянно поддерживать и поощрять ребенка
Важно не фокусироваться на его неудачах, а замечать каждый шаг вперед. Стимулирующие факторы, такие как похвала, награды и маленькие призы, помогут детям с дислексией поднять свою самооценку и уверенность в себе.
Практика. Занятия не могут быть единственным методом лечения. Для успеха необходима регулярная практика и попытки решать различные задачи, чтобы попрактиковаться в практическом применении навыков, полученных во время занятий с логопедом.
Преимущества :
|
Нарушение чтения: упражнения для коррекции дислексии
Предлагаем вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.
Составление слова из начальных букв
Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.
Слова потерялись
«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.
Письмо по памяти
Ребенок должен прочитать слово и запомнить его, а потом написать. Получилось? Усложняем задание и предлагаем словосочетание и предложение.
Почини слово
Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.
Слова на липучке
«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».
МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА
Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.
ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.
Игра в слова
Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.
Найди слово
Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.
Кулинарная азбука
Пока вы готовите обед, дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы – количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль – твердые согласные, а горох – мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.
Пишем, лепим, вырезаем
Если первоклассник смешивает при чтении зрительно похожие буквы, можно использовать упражнения, которые предлагают при устранении дисграфии (нарушения письма). Об этом мы писали в статье Дисграфия: модное слово или страшный диагноз?
Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выжигайте на доске, выкладывайте из бисера. Вариантов множество, было бы желание.
Узнай букву по описанию
«Внимание! Пропала буква, особые приметы – две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск»
Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.
Письмо на спине
Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.
Найди букву
Предложите ребенку заштрихованные буквы и предметы, наложенные друг на друга, перевернутые. Интересный вариант: к букве добавить элемент, чтобы получилась другая графема.
Допиши букву
Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка – восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.
Словарный запас дислектиков часто ограничен, поэтому важной частью занятий является работа по обогащению лексикона и формированию навыка словоизменения. Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько вариантов игр
Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько вариантов игр.
Назови ласково
Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.
Чей хвост?
«У кошки – кошачий, а у собаки? А у волка?».
Профессии
«Кто воспитывает детей? Кто шьет одежду? (воспитатель, швея)».
Непослушные слова
«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.
Не забываем покупать ребенку детские журналы с кроссвордами, анаграммами и прочими «развивалками».
Как обучать ребёнка с дислексией
Ребёнок с дислексией — не глупый и не непослушный, у него такие же интеллектуальные возможности, как и у других детей. Ему просто тяжело даётся чтение. Это необходимо учитывать при обучении ребёнка в школе, иначе плохие оценки и насмешки одноклассников могут спровоцировать депрессию и агрессию.
Дислексику нужно внимание родителей и особый подход в обучении в школе. Чтобы подобрать для ребёнка индивидуальную программу, родители должны работать вместе с психологами, логопедами и педагогами
Дислексику требуется больше времени на выполнение заданий. В традиционной школе не всегда могут обеспечить такой подход. Индивидуализировать обучение и развивать те сферы, которые дислексику лучше даются, помогает переход на семейное образование.
Чтобы подобрать для ребёнка индивидуальную программу, родители должны работать вместе с психологами, логопедами и педагогами. Дислексику требуется больше времени на выполнение заданий. В традиционной школе не всегда могут обеспечить такой подход. Индивидуализировать обучение и развивать те сферы, которые дислексику лучше даются, помогает переход на семейное образование.
<<Форма семейного образования>>
Организовать процесс обучения ребёнка с дислексией дома поможет онлайн-школа. «Экстернат Фоксфорда» даёт широкие возможности для персонализации обучения:
- Можно построить индивидуальный образовательный маршрут. Предметы, по которым приходится много читать, можно изучать минимально, лишь для аттестации, а дисциплины, которые нравятся ребёнку, — углублённо.
- Можно регулировать нагрузку при обучении ребёнка с дислексией. Расписание «Экстерната Фоксфорда» очень гибкое, а занятость в несколько раз ниже, чем в обычной школе. Высвобождается время на коррекцию дислексии.
- Образовательная платформа «Фоксфорда» позволяет ускорять и замедлять уроки, перематывать и ставить на паузу.
- У ребёнка может быть личный наставник, который будет следить за мотивацией и процессом обучения.
- Успеваемость измеряется реальными знаниями. В «Фоксфорде» не ставят «двойки». Ученикам начисляются «очки опыта», которые складываются из количества просмотренных лекций и выполненных заданий.
Виды дислексии
- Фонематическая. Выражается в нарушении формирования и распознавания фонем. Ребенок читает слова по буквам, путает и переставляет местами слоги.
- Семантическая. Выражается в отсутствии понимания прочитанного текста.
- Аграмматическая. Проявляется в неправильном выборе окончаний, времен, падежей при составлении словесных конструкций.
- Мнестическая. Выражается в нарушении соотношения букв и звуков и неспособности их различать. При чтении они могут смещаться, исключаться из слова и т.д.
- Оптическая. Возникает вследствие нарушения зрительно-пространственного представления о форме и размере предметов. Ребенку сложно нарисовать букву по образцу и узнать ее.
Наблюдение и диагностика дислексии
Чем раньше распознать дислексию, тем лучше будет эффект от проводимой терапии. Не следует наивно полагать, что ребенок из этого вырастет или все само собой пройдет. Поэтому очень важна бдительность не только родителей, но и педагогов. Должна быть красная черта в определении отличия обычной лени от дислексии. Ребенка, у которого замечены свойственные ей отклонения, необходимо как можно скорее направить на психолого-педагогическую комиссию.
Чтобы диагностировать дислексию необходимо проведение специфических тестов, целью которых является оценка возможностей ребенка. Такая диагностика включает в себя обследования у логопеда, отоларинголога, педиатра, офтальмолога и психолога. Только после проведения исследования можно выдать ребенку свидетельство о дислексии, которое, безусловно, станет подспорьем в составлении индивидуального плана дальнейшего обучения. Благодаря справке о дислексии, ребенок не будет получать плохих оценок из-за орфографических ошибок. А во время уроков будет больше времени на переписывание информации с доски в тетради. Также на зачетах/экзаменах ребенок получит больше времени на решение задач.
Дислексия или почему ребенок плохо читает
Причин для медленного чтения много. Например, неправильный подход к обучению. Ребенок может не успеть усвоить материал, из-за этого неправильно воспроизводит текст: не умеет разбивать слово на слоги или наоборот, не научился складывать слоги в целые слова. Играет роль и словарный запас. Когда в тексте много незнакомых слов, ребенок путается и запинается.
Почему ребенок не понимает, что читает? Возможно, у него проблемы с концентрацией внимания. В таком случае страдает не только скорость и качество воспроизведения текста. Рассеянные дети забывают, о чем прочитали в начале абзаца и не могут пересказать прочитанное.
Но что делать, если у ребенка не получается хорошо читать даже при соблюдении рекомендаций? В современной литературе заболевание, при котором ребенок плохо читает, называется дислексия. Простыми словами, дислексия – это неспособность овладеть навыком чтения и письма. При этом такие дети обладают интеллектом и способностью к обучению не ниже, чем у сверстников, и у них нет нарушения слуха или зрения.
Симптомы дислексии – стойкие ошибки в чтении, которые не удается исправить:
- ребенок плохо читает по слогам, меняет их местами или воспроизводит наоборот;
- путается в буквах, пропускает или добавляет лишние;
- искажает произношение слов;
- не читает норму слов в соответствии с его возрастом;
- отказывается от чтения вслух;
- видит одно, но произносит другое;
- не замечает границы предложений;
- не понимает прочитанного и не может пересказать текст.
Причины дислексии
Точная причина дислексии до сих пор неизвестна. Считается, что эта особенность передается по наследству: у 49% детей родители имеют такую же проблему. Исследования головного мозга показали, что участки, отвечающие за чтение, у дислексиков работают иначе. К тому же, у них нарушено созревание некоторых отделов ЦНС.
Помимо генетического фактора, есть и другие факторы риска, которые провоцируют трудности с чтением:
- Особенности течения беременности.
Инфекционные болезни, анемия, курение, употребление алкогольных напитков в период вынашивания ребенка, а также преждевременные или тяжелые роды могут привести к гипоксии у малыша. Под действием неблагоприятных факторов в его организм поступает недостаточное количество кислорода, а следовательно, нарушается формирование головного мозга. - Тяжелые болезни, серьезные инфекционные заболевания и травмы головы.
Возможны ситуации, когда школьник неплохо овладел навыком чтения, но после удара головой вдруг появились проблемы. Почему ребенок стал читать хуже после травмы? Дело в повреждении участков мозга, ответственных за навык чтения. - Билингвизм.
В семье, где постоянно используют два языка, детям непросто обучиться чтению. - Педагогическая запущенность.
Недостаточное воспитание и плохая подготовка к образовательному процессу приводят к тому, что школьник с трудом справляется с заданиями. Это происходит потому, что у него не сформирован навык обучения и отсутствует мотивация, которую должны прививать взрослые. В результате ребенок плохо читает и в 1, и во 2, и в 3 классе. - Синдром госпитализма.
Дети, лишенные общения с близкими людьми и родителями из-за нахождения в больнице или в детском доме, отстают в психофизиологическом развитии. - Слишком высокая нагрузка.
Сюда же можно отнести раннее начало обучения чтению или слишком высокий темп, который детскому мозгу сложно воспринять и усвоить.
Впервые внимание на проблему обращают учителя начальной школы или внимательные родители. Для диагностики дислексии обращаются к логопеду-дефектологу или психоневрологу
Что такое дислексия?
Дислексия – стойкое нарушение навыков чтения, обусловленное утратой или недостаточной сформированностью отвечающих за это психических функций. Как правило, при дислексии больной воспринимает не буквы и слова, а зрительные образы (рис. 1).
Чаще всего это расстройство выявляется в дошкольном или раннем школьном возрасте. Сопровождается также другими дефектами: зачастую нарушением письменной речи – дисграфией.
Дислексия – очень распространенная патология. В рамках мировых исследований было установлено, что от нее страдает от 5 до 10% населения. Это около 700 млн человек во всем мире. При этом эксперты считают, что реальное число значительно больше и может достигать 17% населения планеты .
Среди детей без нарушений интеллекта дислексия встречается примерно в 5% наблюдений. При сопутствующих нарушениях речи и задержке психического развития этот показатель возрастает до 20-50%. Среди мужского пола расстройство встречается почти в 5 раз чаще, чем среди женского.
Как понять, будут ли у ребенка проблемы с чтением?
У любой проблемы есть корни. Рассмотрим различные способы диагностики проблем, которые в дальнейшем могут привести к развитию дислексии:
Если у ребенка есть речевые нарушения, он ходит к логопеду. Логопед также смотрит, есть ли у ребенка нарушения фонематического слуха, анализа и синтеза, понимания, нарушен ли словарь и есть ли аграмматизмы (неправильное образование слов и их форм), насколько развита связная речь. Именно на занятиях, развивающих речь, логопед проводит и профилактику нарушений чтения, особенно тех видов, которые связаны именно с речью.
На занятиях по ИЗО и при использовании любых видов ручного труда хороший воспитатель заметит, что у ребенка плохо развита мелкая моторика (не умеет вырезать, лепить, приклеивать, шнуровать, застёгивать пуговицы)
Для письма, каллиграфии очень важно уметь выполнять мелкие точные действия. Их тренируют специально
Я рекомендую эти упражнения каждый день.
Если ребёнок идёт в школу, он должен уметь кататься на двухколесном велосипеде — функции письма и чтения требуют координации и слаженности.
Плохое владение ритмом может усложнить усвоение слов со сложной слоговой структурой, значит, его надо развивать — помогут танцы, музыка или более специализированные процедуры, такие как интерактивный метроном.
Для чтения нужны хорошо сформированные зрительно-моторные и слухо-моторные координации, чтобы уметь видеть, слышать, говорить одновременно – именно это важно при чтении.
Ребенок должен уметь запомнить и, если нужно, пересказать то, что он прочитал.
Необходимо понять, какая рука у ребенка – ведущая, какой рукой он будет писать.
Логопеды, психологи, нейрофизиологи и нейропсихологи часто обращают внимание не только на ведущую руку, но и ногу, и глаз. Латерализация важна, потому что в русском языке есть буквы, которые смотрят вправо или влево, симметричны по вертикали и по горизонтали или совсем несимметричны, а леворукий ребёнок может плохо усваивать направления
На самом деле абсолютное большинство леворуких и амбидекстров (людей, одинаково владеющих двумя руками), кроме ведущей руки никаких особенностей не имеют. Левополушарное расположение центра речи наблюдается у 95 % праворуких и у 70% леворуких. И только у 15% леворуких центр речи находится в правом полушарии. Такие дети имеют особенности мышления — мыслят образами. Они могут обладать способностями к рисованию, музыке, а могут, наоборот, иметь ряд неврологических проблем.
Индивидуальный латеральный профиль помогает определиться с типом программы обучения (в зависимости от сочетаний ведущей руки, глаза и т.д. можно рекомендовать ребёнку школу определённого профиля. Например, ведущий левый глаз, рука и плечо – повод отдать детей в математическую.
Детей с разной латерализацией имеет смысл отдать в школу, где больше внимания уделяют чтению и гуманитарным наукам. А вот подход большинства гимназий, где берут сложную программу сразу по всем предметам, — неверный. Такая учёба очень тяжело даётся даже обычным детям и крайне тяжело – правополушарным леворуким).
Как определить ведущие руку, ухо, глазНапример: попробуйте покидать ребенку маленький мячик, который он должен ловить любой рукой, но только одной. Ведущая рука определяется по тому, какой рукой чаще пойман мяч. Можно попросить ребенка «размешивать» ложкой сахар в стакане, «вдеть воображаемую нитку в иголку: у леворукого ребенка нитка окажется в левой руке.
Проверить ведущее ухо можно, попросив послушать, тикают ли часы. Ребёнок развернётся ведущим ухом к источнику звука.
Проверить ведущий глаз – попросив «посмотреть в скважину, прищурив один глаз. Глаз, которым ребёнок будет смотреть в скважину, — рабочий».
Все эти тесты достаточны условны. Главный критерий – какой рукой ребёнку предпочтительно действовать в быту: держать ручку, карандаш, ложку для того, чтобы писать, рисовать и есть.
Полученные результаты коррекции дислексии
Первые шаги
С чего же начать? Начать можно с моральной подготовки чада. Расскажите ему, что он уже подрос, а умение читать – важный признак повзрослевшего ребенка. Что он обязательно научится читать, и вы будете им гордиться.
И он сам сможет прочесть так много интересных, веселых книжек. Это же так замечательно!
Далее должно следовать знакомство с букварем Жуковой. Для этого можно посмотреть книгу вместе с малышом, изучить веселые картинки, показать ему разноцветные, крупные буквы
Мини-занятия должны длиться не дольше 20-30 минут, ровно столько, сколько времени он способен удерживать внимание на книге
Далее можно начинать делать упражнения
Особое внимание следует уделять методу слияния «дорожками». Он подробно описан здесь
На многих страничках книги смешной малыш бегает от буковки к буковке, как бы соединяя их дорожками.