Чек-лист: нужна ли моему ребенку ранняя профориентация?
Итак, вашему ребенку точно нужна ранняя профориентация, если вы:
- хотите, чтобы он выбирал будущую профессию исходя из своих способностей и желаний;
- заинтересованы в том, чтобы он уже с 12-13 лет знал о мире профессий и задумывался о своем будущем;
- не можете определиться с внешкольными дополнительными занятиями для развития вашего ребенка;
- имеете разные взгляды со вторым родителем на его будущее;
- сами в свое время пошли не по тому пути и не хотите, чтобы ваш ребенок повторил эту ошибку.
Иными словами, ранняя профориентация нужна, если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармонично и занимался тем, что ему по-настоящему нравится. В этом вам помогут специалисты нашего образовательного центра. Они знают психологию детей и хорошо понимают тенденции рынка труда. Благодаря этому они найдут ту самую специальность, которая подойдет именно вашему ребенку.
Кто больше действует на выбор профессии: виды профориентации
Определенным образом действует семья, причем в большей степени, чем школа. И это очевидно, ведь родители имеют большее влияние на ребенка. При этом полученная в школе базовая специализация дает возможность внимательным педагогам видеть как сильные, так и слабые стороны подопечных.
Но, как твердят специалисты, дети сами должны делать свой выбор. К кому они в этот момент прислушаются – к семье, к школе? Если мнения совместятся, выявить профессиональные склонности ребенка будет легче.
Правда, опять же, как твердят специалисты, школьная профориентация сейчас в отрыве от учебного процесса. Хотя и есть школы, где она сохранена. Но кто проводит там такие уроки? Специалисты, представляющие разные профессии? Нет. Это могло бы происходить по-разному.
Например, в школе на каждого учащегося заводится что-то типа досье с информацией о его успеваемости и поведении, примеров его работ и, возможно, резюме
Затем свою лепту вносят заинтересованные в будущей рабсиле — центр занятости, ВУЗы, которые и смоделируют момент приема на работу, расскажут, на что обычно обращают внимание работодатели, что надо уметь соискателю
Без сомнения, такое моделирование не навредит. Но поможет ли определиться с выбором профессии? Возможно, но только в случае, если конкретная школа привлечет к этому процессу как можно больше специалистов, которые очень подробно и ознакомят ребят с той или иной профессией.
Есть еще одна форма профориентации, которая может принести пользу школьникам. Это игра. Она может быть психологической, т.е. направленной на уточнение психограмм детей, или обычным бизнес-тренингом, который призван развить в ребенке некие качества и познакомить с основами профессий, или практической – с посещением предприятий, с общением с узкими специалистами и др.
Помощь в выборе профессии школьнику
Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:
Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых
Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль»
Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.
Вопросы и ответы
Что делать, если ребенок не знает, кем хочет стать?
Как ребенку определиться с выбором профессии?
Как выбрать будущую профессию ребенку?
Как помочь ребенку 14 лет определиться с профессией?
Зачем нужна профориентация детей?
Когда нужно начинать профориентацию подростков?
Когда профориентация не поможет?
Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!
P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как построить теплые и доверительные отношения в семье, сделать материнство легким и счастливым, без ежедневной войны с ребенком, без криков и усталости.
Какие существуют мотивы?
Выделяют внешние и внутренние мотивы выбора профессии.
Внешние мотивы основаны на влиянии окружающей подростка среды, что выражается в:
- мнении родителей, родственников, друзей и сверстников
- желании быть успешным в глазах окружающих
- боязнь быть непринятым обществом, осуждённым.
Внутренние мотивы связаны с:
- характером подростка
- его способностями
- склонностями
- привычками.
Мотивы, побуждающие подростка выбрать тут или иную профессию:
- Престиж.
- Высокий уровень зарплаты.
- Карьерный рост.
- Интерес к профессии.
- Условия работы.
- Образовательные возможности (доступность образования).
Многие из мотивов являются ошибочными. Например, престижность профессии — весьма относительное понятие, а для того, чтобы получать высокую зарплату, жизнь показывает, что необязательно и учиться.
Профессиональная ориентация учащихся
Профессиональная ориентация представляет собой целую систему разработанных экспертами мероприятий, которые направлены на облегчение выбора профессии для школьников. В процессе их подготовки обязательно учитываются особенности каждой личности и социально-экономическая ситуация в стране.
Профориентация в школе состоит из 3 основных компонентов:
- Просвещение.Учащиеся и выпускники средних общеобразовательных школ узнают об актуальных профессиях и их особенностях, текущих кадровых потребностях, требованиях, предъявляемых работодателями, возможностях карьерного роста и саморазвития. Благодаря просветительным мероприятиям у подростков происходит формирование мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на анализе рынка труда, а также собственных психических и физиологических возможностей (склонностей и способностей).
- Консультирование. Помощь школьнику с профессиональным самоопределением выражается в рекомендациях ему тех векторов трудовой деятельности, которые максимально соответствуют особенностям его психики и физиологии. Советы основываются на результатах, полученных в ходе предварительно проведенной профориентационной диагностики.
- Психологическая поддержка. Применение методик, направленных на уменьшение психологической напряженности, появление оптимистического настроя и ощущения уверенности в будущем.
Профориентация подростков – один из важных факторов, влияющих на выбор ими профессии в будущем. Основная цель такой работы заключается в выработке у детей осознанного отношения к любому труду, а также в их профессиональном самоопределении с учетом личных возможностей, способностей и потребностей рынка труда.
Отделяй ненужный Шум от полезных советов
Мы постоянно слышим галдеж тех, кто дает нам советы, и весь этот Шум заглушает нашу индивидуальность. Он исходит от членов семьи, учителей, социальных педагогов и в целом от общества.
Спрятаться от Шума — не значит превратиться в бунтаря, который мечтает набить на лбу татуировку и плюет на родителей. Речь вообще о другом. Речь о том, чтобы объективно посмотреть на все настойчивые рекомендации, чужие ожидания и конструктивную критику и принять собственное взвешенное решение.
Вот простая схема, которая поможет отделить ненужный Шум от полезных советов и отзывов:
Попробуй взвесить чужие предположения и убеждения и посмотри, гармонируют ли они с твоими интересами и ценностями — или же, напротив, противоречат им. Запомни главное: если, давая тебе совет, человек учитывает твою индивидуальность и его слова чем-то в тебе отзываются, есть вероятность, что это не Шум. А если что-то тебе подсказывает, что это не про тебя, это Шум.
Советы психолога
Когда родители интересуются у психолога, как выбрать профессию ребенку, он обычно говорит, что вид деятельности обязательно должен соответствовать характеру, темпераменту и специфике его мышления. Предлагаем ознакомиться с некоторыми рекомендациями по выбору профессии для старшеклассников, которые помогут им определить свои цели на будущее.
Для школьника
Психологи убеждены, что в процессе выбора вида деятельности крайне важно опираться на соответствие собственных психологических особенностей характеристикам профессии. Работа должна в первую очередь быть интересной
Если нравится техника, увлеченность ею станет отличной поддержкой инженеру, айтишнику, физику, строителю.
Каждая профессия требует наличия важных именно для нее качеств. Поэтому при самоопределении надо понимать, обладаешь ли ты способностями, которые соответствуют этим качествам. Если есть сомнения, стоит сделать выбор в пользу того вида деятельности, где склонности и таланты будут реализованы по максимуму. Тогда есть хорошие шансы достичь в нем высоких успехов.
И напоследок: тип занятия не должен противоречить твоему типу личности
Например, если ты любишь встречаться с друзьями и общаться с ними, заводить новые знакомства, следует обратить внимание на те профессии, которые предполагают множество контактов и активную коммуникацию. При эмоциональной нестабильности будет крайне тяжело заниматься рутинными делами и подолгу концентрироваться на чем-то одном
Для родителей
Мамам и папам подростка, желающим помочь ему с выбором профессии, желательно учитывать следующие моменты:
- Узнать о планах ребенка на будущее можно исключительно во время беседы с ним по душам. Ни за что нельзя обсуждать такую тему наспех. Также не стоит вызывать сына или дочь для разговора «на ковер». Постарайтесь завести его невзначай. Запаситесь терпением, будьте максимально тактичны и проявляйте неподдельный интерес ко всему, что вы услышите.
- Если старшеклассник всячески уклоняется от ответов или говорит, что у него еще нет планов, нужно попробовать найти причину такого неопределенного отношения к будущему.
- Предложите своему ребенку работу на каникулы. Выберите вместе с ним посильное занятие, не запрещенное законодательством.
- Подросток шокировал вас выбором профессии? Ни в коем случае не запрещайте ему и не оскорбляйте его. Попытайтесь спокойно узнать, чем он руководствовался и почему ему нравится именно этот вид деятельности.
- Старшеклассник витает в мечтах, но не предпринимает никаких шагов, чтобы реализовать их? Помогите ему с составлением плана действий. Подскажите, какими сроками он на данный момент располагает и что надо успеть за это время.
- Подготовьте вместе со своим ребенком альтернативный вариант, если с основным его постигнет неудача.
Нет проблем с профессиональным самоопределением в тех семьях, где дети чуть ли не с детского сада твердо знают, что они будут врачами, юристами или космонавтами, и усердно учатся, готовясь поступать в соответствующий вуз. Однако таких случаев очень мало. У большинства выбор будущей профессии сопряжен с постоянными сомнениями и сложностями. Что тогда делать родителям? Не рассчитывая на школу, самостоятельно приступать к активной профориентационной работе. Начинать заниматься этим желательно уже с 8-9 класса.
Ребёнок не хочет поступать в вуз. Как реагировать родителям?
Спокойно. Образовательные стратегии могут быть разными, и одна из них — не получать высшее образование сразу после школы. Вот какие есть альтернативы:
- пойти в колледж;
- выучиться на профильных курсах;
- устроиться на работу;
- взять gap year — путешествовать, подрабатывать, изучать мир и трудовой рынок, чтобы после сделать осознанный карьерный выбор.
Иногда родителям кажется, что если ребёнок не поступил в университет после 11-го класса, то он уже никогда не поступит. Но это далеко не так. Наверняка и среди ваших знакомых есть люди, которые во взрослом возрасте поступали в вуз, потому что того требовал работодатель или человек сам осознавал, что ему пора бы получить высшее образование. Такой подход даже более эффективен: когда человек своим умом и опытом дошёл до того, что ему нужно то или иное образование, то и мотивации окончить учёбу у него будет больше.
Да, учёба в вузе даёт некоторые бонусы:
- расширяет кругозор;
- учит нетворкингу;
- развивает коммуникативные навыки и другие софт-скиллы;
- даёт опыт фундаментального обучения (если студент действительно учится, а не просто отсиживается в лекториях ).
Но есть мнение, что высшее образование переживает некий кризис: сегодня для успешной карьеры диплом — необязательный поинт. В топовых вузах бывают классные программы прикладного обучения, международные стажировки, хорошо организованные практики в реальных компаниях. Всё это даёт опору в виде реального опыта для старта карьеры, но число университетов с подобными возможностями невелико. А прокачать софт-скиллы можно и без длительного студенчества.
В России более 70% людей работают не по специальности. И прежде чем заставлять ребёнка поступить хоть куда-нибудь ради диплома, ответьте на вопрос: стоит ли тратить пять лет жизни на процесс без ясной цели? Можно инвестировать это время гораздо эффективнее и вернуться к выбору вуза, когда (если) вопрос высшего будет действительно актуален.
Цели и задачи профориентации в школе
Цели школьной профориентационной работы
- Формирование у детей готовности к труду.
- Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
- Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.
Задачи школьной профориентационной работы
- Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
- Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
- Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
- Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
- Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.
Советы родителям подростков
Профориентацией своего ребёнка следует заняться как можно раньше. Выявить способности к конкретному виду деятельности и степень готовности к нему можно сделать с помощью психологического тестирования.
Разобраться в себе и закрепить определённые навыки помогут психологические тренинги, в ходе которых подростки увидят свои наклонности, глубже познают себя, научатся ставить цели и находить пути их достижения.
Наши советы помогут родителям подростков правильно выбрать профессию:
- Предоставьте подростку возможность испытать себя в разных направлениях профессиональной деятельности. Хорошо, если старшеклассник не останавливается на одном занятии, а пытается попробовать и другие виды деятельности. Так он познает особенности разных профессий и о том, как достигают результатов в разных сферах.
- Знакомьте подростка с представителями разных специальностей. Так он расширит кругозор и будет лучше представлять поле деятельности разных специалистов.
- Максимально подготовьте своего ребёнка к осознанному выбору профессии. Быть готовым — значит, быть независимым и ответственным за свои мысли, суждения и поступки; действовать, руководствуясь собственным мнением; иметь идеалы; уметь самому принимать решения. Такие качества формируются при активном участии родителей.
- Не выбирайте профессию за подростка. Многие родители, навязывая профессию, делают детей несчастными в будущем. Лучше создать условия, в которых ребёнок сам сделает хороший выбор. Не критикуйте подростка, если не получается найти общего языка: лучше обратитесь к специалисту-психологу.
Уважаемые родители, развивайте готовность к профессиональной деятельности у ребёнка с детства, создавая для этого благоприятные условия, при которых он будет узнавать больше о мире профессий. Подросток лучше узнает себя и свои способности, научится отвечать за свои желания и действия, и в итоге сам сможет выбрать профессию.
Как помочь подростку обнаружить свой потенциал
Для начала давайте примем как аксиому: таланты, способности, сильные стороны есть у каждого человека. Полных бездарностей не существует, как и людей с одним-единственным возможным призванием. Каждому из нас изначально предлагается больше одного «правильного» ответа на вопрос, в чём мы сильны и в чём можем достичь успеха.
В этом изучении своего потенциала нам интересен любой вид деятельности, сочетающий в себе комбо из двух условий: у тебя это получается и ты любишь этим заниматься.
Способности — это всегда глагол
Распространённая ошибка родителей — искать потенциал среди имён существительных. Сфера, направление, отрасль, профессия, офис, вуз… Это попытка мысленно поместить подростка в конкретную сферу или локацию, в которой ему будет комфортно. Между тем наш внутренний потенциал — это всегда про деятельность; это о том, что ты делаешь, а не где и при каких декорациях.
Не спрашивайте ребёнка, какой школьный предмет ему больше нравится и какую профессию он хочет получить. Лучше спросите, чем он любит заниматься, что ему приятно делать.
Например, ребёнок любит находить и исправлять ошибки. В сфере IT он найдёт себя как тестировщик, в любой проектной деятельности будет хорошим визионером, в филологии станет въедливым учёным, который не пропустит ни одной неточности ни в одной кандидатской работе.
Или он любит конструировать, придавать форму материи. С таким стремлением впору быть и архитектором, и промышленным дизайнером, и разработчиком, и стилистом по причёскам. И во всём этом будет чем заняться и будет куда расти.
Упражнение «Сфер много — дело одно»
1. Предложите подростку составить список занятий, которые доставляют ему особенное удовольствие. Попросите по возможности конкретизировать, что именно является самым приятным в каждом занятии.
Например:
Я люблю играть в театре, ходить в театральный кружок.
➜ Больше всего мне нравится предлагать свои идеи по постановке, и чтобы режиссёр соглашался и пробовал их применить.
➜ Больше всего люблю премьеры спектаклей, когда после спектакля мы все вместе разбираем, что получилось, а что нет.
➜ Мне нравится примерять разные образы, быть то старухой, то девочкой, то злой ведьмой, то принцессой.
Это — три совершенно разных вектора развития в рамках одного вида деятельности.
2. Теперь для каждого любимого занятия, названного подростком, попробуйте найти применение в трёх (а лучше пяти) других сферах. Например, в медицине, науке, маркетинге, IT-сфере.
Например:
«Люблю разбирать после спектакля, что получилось, а что нет» — роль визионера. В других сферах очень похожую деятельность осуществляет:
➜ в науке — руководитель проекта после проведённых экспериментов;
➜ в издательском деле — бильд-редактор, который выстраивает процесс выпуска книги;
➜ в маркетинге — аналитик, который по итогам рекламных кампаний оценивает эффективность того или иного рекламного канала, и т. д.
Не только получается, но и нравится
Родители часто путают потенциал со способностями (способность означает соблюдение лишь первого условия: у тебя получается). Пятёрка по математике, врождённая грамотность, строение тела, с которым очень удобно плавать, — это пока только способности, и у ребёнка может совсем не быть внутреннего желания их развивать.
Если ты родился в семье математиков и тебе с детства вместо мультиков подсовывали задачки — вряд ли ты будешь плохо разбираться в математике. У тебя будут способности, отличные условия для старта карьеры математика… Но получаешь ли ты удовольствие от занятий математикой? Вдохновляет ли тебя этот род деятельности? Если нет — скорее всего найдётся и другое дело, более достойное твоего внимания.
Упражнение «Нравится и получается»
Вместе с подростком составьте список из десяти занятий, которые ему хорошо удаются.
Затем попросите подростка самостоятельно оценить по 10-балльной шкале, насколько каждое из этих занятий его вдохновляет, приносит удовольствие.
Попробуйте, не видя ответы ребёнка, сами оценить, насколько каждое из занятий ему нравится, а затем сравните ваши оценки.
Потенциал не обещает идеала
Перфекционизм — враг нашего развития. Идея о том, что если ты в чём-то хорош, то должен стремиться стать в этом лучшим, значительно повышает риски любой деятельности. Иными словами, ожидание безупречного, идеального результата скорее губит талант, чем даёт ему раскрыться. Постарайтесь сохранить ощущение, что жизнь — экспериментальная площадка, где что-то может удастся лучше, что-то хуже, и это нормально: неудачи не отменяют наших способностей, а успехи не определяют на сто процентов реализацию внутреннего потенциала.
Что делать, если ребёнок не знает, кем хочет стать?
Ситуация, когда ребенок не знает, кем хочет стать — совершенно нормальная. По статистике, даже в старших классах лишь треть подростков уже знают, и в какой вуз пойдут учиться, и какую специальность там планируют получать. Не все дети выбирают профессию легко и уверенно. Большинство до самого окончания школы не уверены, что делать после выпускного. Более того, в России, по разным данным, максимум 40% взрослых людей работают по специальности, которую получили в юности. В современном мире человек может несколько раз за жизнь сменить профессию. Ставить всё на выбор специальности и программы обучения в вузе или колледже не нужно. И все же есть методы, как определить будущую профессию ребенка, помочь ему разобраться, куда лучше направить усилия по постройке будущей карьеры. И есть способы, как в этом могут помочь родители.
Почему подросткам трудно выбрать профессию?
Случаи, когда подросток не может выбрать профессию, не редки, в частности это происходит по причине несамостоятельности современных детей. Инфантильность зарождается давно – ещё в младших классах, когда папы и мамы делали с отпрысками уроки, приглашали для них репетиторов. В старших классах это обычно заканчивается, когда подростки стремятся ускользнуть из-под плотной опеки родителей, но при этом они, не научившись, так и не могут решать свои проблемы. Самостоятельности детей нужно учить с ранних лет, начав с самостоятельного решения домашнего задания. Отсутствие школьных методик, ориентирующих в выборе профессии, является главным затруднением. В развитых странах сильные стороны ребёнка пытаются выделить ещё в раннем детстве с помощью различных тестов. Тесты выявляют предпочтительное направление развития ребёнка. Но, поскольку в России это не практикуется, то лишь семья может помочь ребёнку выбрать профессию. Родители лучше других знают склонности и навыки своих чад, а для развития этих склонностей, могут отправлять их в подходящую секцию или кружок.
Многие профессии в наше время исчезают, а вместо них появляются новые, о которых не так просто найти информацию. Не удивительно, что ребёнок о подобных профессиях мало что знает, если вообще догадывается об их существовании, что ещё более осложняет его выбор.
Спокойствие и отношения с ребёнком — это главное
Вы можете помочь ребенку выбрать профессиональный путь, но проконтролировать всё на этом пути и предоставить ему или себе гарантии успеха не сможете, поэтому не забывайте расслабляться и выдыхать. Подросток не хочет обсуждать будущую карьеру с вами? Подумайте, наверняка есть какой-то родственник, педагог, старший товарищ или друг семьи, который может с ним об этом поговорить. Боитесь, что выбранной специальностью подросток не сможет заработать на жизнь? Если ты занимаешься тем, что тебя вдохновляет, если ты это любишь и делаешь с удовольствием, то найдешь способ, как этим зарабатывать. Поверьте в своего ребенка.
Есть много взрослых, которых родители не поддержали в выборе специальности, давили на них, даже угрожали, что перестанут общаться. В дальнейшей жизни они чувствовали себя нереализованными, не на своем месте, у них было ощущение, что они теряют время жизни. Позвольте подростку выбирать и встречаться с последствиями своего выбора.
Помните, что у него впереди вся жизнь и много вариантов. Уже во время учебы в вузе можно перевестись на другой факультет и даже в другой вуз, если выбранная программа разочаровала. Можно получить одну специальность, а потом работать по другой, но и это не будет значить, что время в вузе потрачено зря. Молодой человек научится добывать информацию, системно мыслить, получит важные навыки, заведет друзей и полезные контакты. Никто сегодня не знает, какие профессии исчезнут через пять-семь лет, а какие появятся. Зато способности осознанно выбирать свой путь, делать информированный выбор и быть гибким ребенку точно пригодятся. Поддержите его в этом и берегите ваши отношения.
6 Личностные особенности
К личностным особенностям относятся незрелость эмоционально-волевой сферы, неблагоприятное эмоциональное состояние, трудности обучения, высокая тревожность, страхи, неадекватная самооценка и уровень притязаний, и многое другое.
Личность школьника и особенности ее развития оказывают огромное влияние на все сферы его жизни, в том числе и учебную мотивацию. В данном случае точнее будет сказать, что подросток не может учиться, что и влияет на снижение учебной мотивации. И ему необходима помощь взрослых в решении этих проблем.
Как помочь:
1 Проанализировать учебную деятельность своего ребенка. Какие его личностные характеристики могут мешать обучению в школе?
2 Проанализировать свое отношение к учебе сына или дочери. Адекватны ли ваши ожидания его возможностям?
3 Спокойно поговорить со своим чадом. Помогите ему разобраться в причинах школьных трудностей. Окажите поддержку и посильную помощь в их преодолении. Например, чаще хвалите, если у него заниженная самооценка.
Важность выбора
Как показывают опросы, многие старшеклассники в 15-16 лет еще не знают, чем хотели бы заниматься в будущем. Только 15% из них видят себя в каком-то деле, еще 15% – совсем не задумываются, а 70% – не знают, на чем остановить свой выбор
Важно донести до подростка, что все во взрослом возрасте работают. И профессия определяет положение человека в обществе
Много часов своей жизни люди проводят на работе. И она приносит не только доход. Прежде всего, работа должна развивать личные качества человека и не доставлять ему дискомфорта. Стоит помнить, что любое занятие имеет влияние на личность.
Надо дать понять сыну или дочери, что хобби и работа – это разные понятия. Выбрав профессию по увлечениям, можно совершить ошибку. Ведь не все любители животных будут готовы работать ветеринаром. Изучать медицинское дело не каждому под силу. Или любители рисовать не всегда справятся с работой модельера или дизайнера.
Хорошо, если можно посетить открытые лекции в учебном заведении, где ребенок планирует учиться. Стоит походить на курсы, связанные с этим делом. Тогда легче будет понять, можно ли свое увлечение связывать с будущей профессией. Ведь иногда хобби все-таки становится любимой работой.
Ошибки в выборе профессии и как их избежать
Отсутствие профориентации, недостаточное изучение существующих специальностей
и внешнее давление может привести к
ошибкам в выборе профессионального пути. При этом разочарование может настигнуть человека ещё
до выхода на работу.
Чтобы выбрать профессию, которая откликается внутренним потребностям и способностям,
важно правильно анализировать
собственные желания и возможности. В этом могут помочь несколько несложных практик
Дружеская «реклама». Иногда понять, в чем заключаются сильные
стороны личности, помогает
взгляд со стороны. Отличный вариант — попросить друзей «прорекламировать» себя как
специалиста. То
есть рассказать, кому и с какими вопросами или проблемами они бы порекомендовали
обратиться к человеку.
Полученные таким образом ответы могут помочь сузить круг подходящих специальностей
и выставить приоритеты в карьерном
пути.
Профориентация и школа
В школе мы начинаем задумываться, чем заниматься в жизни, куда пойти учиться.
Система образования помогает
определиться: профориентация начинается в 8-10 классе, когда подросток проходит тест
на расположенность к разным
задачам и должностям.
Но не все школы проводят профориентацию, потому что не у всех
есть ресурсы на это Поэтому, чаще всего, этим
занимается школьный психолог (если он есть) и классный руководитель. Они проводят тематические классные
часы,
организуют посещение предприятий и встречи с представителями разных специальностей
На таких
мероприятиях школьник
может определить для себя важность и актуальность существующих профессий, понять, какой вид
деятельности вызывает
больший отклик и интерес.