«Будешь баловаться – отдам тебя вон той тёте»
Серому волку, в детский дом, оставлю тебя здесь, а сама уйду. Детей до определённого возраста очень легко (и удобно) шантажировать тем, чего они бояться больше всего на свете, а именно – разлукой с родителями. Последствия таких манипуляций могут быть разными. Как правило, дети от этого растут шуганные, пребывая в полной уверенности, что земля в любой момент может уйти у них из-под ног. Или же как вариант – развитие жуткой ревности и подозрительности – а вдруг жена бросит, муж кинет, девушка изменит и т.д. Или же отсутствие личной жизни, как таковой, ведь если у вас нет дома – пожары ему не страшны.
Создание определенной обстановки для улучшения концентрации
Создание специальной обстановки в помещении, где ребенок занимается, может помочь ему увеличить свою концентрацию. Одним из способов является устранение различных отвлекающих элементов, таких как шум и яркие краски на стенах.
Важно, чтобы площадь, где ребенок занимается, была отведена специально для него и не привлекала внимание посторонних предметов. Для этого можно использовать стол и стул, которые являются удобными и функциональными для детей разных возрастов
Также хорошей идеей является использование спокойных цветов на стенах, через которые можно передавать умиротворяющую атмосферу. Для этого можно использовать голубой, зеленый или серый цвета.
Для увеличения концентрации можно использовать фоновую музыку со спокойным ритмом, которая не будет отвлекать внимание. В качестве альтернативы можно использовать шум природы, например, звуки громкого водопада или шелест листьев
В целом, создание специальной обстановки помогает увеличить концентрацию и повысить эффективность занятий
Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален, и необходимо находить лучшую обстановку для каждого из них
Развитие воображения в возрасте 7-11 лет
Воображение —психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности.
Маленький ребенок скачет на палке и представляет, что это лошадь. Так развивается символическая функция воображения. Одни предметы выступают в роли других. С помощью воображения дети познают мир и одновременно защищаются от травм и переживаний.
В начальной школе малыш получает множество новых знаний, учится применять их в жизни и начинает отражать действительность более правдоподобно. Воображение младшего школьника, как правило, простое воспроизведение окружающего. Ребенок повторяет в играх то, что увидел, наблюдая за взрослыми. Постепенно детское воображение становится творческим.
Дети могут придумывать невероятные истории и часто не отличают реальность от фантазии. Если ребенок не искажает факты с какой-то целью (боясь наказания или для самооправдания), а безобидно фантазирует, тревожиться не о чем. Школьники с хорошо развитым воображением легко оперируют абстрактными образами, однако могут глубоко погружаться в мир фантазий и витать в облаках
Стоит обратить внимание на ребенка, не умеющего фантазировать. И помочь ему развить воображение
Диагностика
Лечение назначают после того, как диагноз будет подтвержден.
- Первоначально доктор должен пообщаться с родителями ребенка, собрать всю информацию, жалобы, узнать, какие проявления тревожат отца с матерью, пообщаться с малышом, провести специальные опросники.
- Окончательный диагноз ставится, если у ребенка минимум полгода сохраняется хотя бы шесть характерных признаков.
- Специалист может отправить малыша на дополнительное обследование:
- нейропсихологическое обследование, делается ЭЭГ при выполнении задач в состоянии покоя;
- консультация педиатра, иногда признаки, которые описывают данный синдром, могут являться проявлениями анемии, гипертиреоза или других соматических заболеваний;
- педиатр может направить ребенка на общий анализ крови, исследование уровня гормонов в крови;
- может назначаться допплерография шеи и сосудов головы, а также электроэнцефалография.
Профилактика
Так как частыми причинами развития синдрома рассеянного внимания у ребенка является осложненное течение беременности и родов, будущей маме необходимо следить за состоянием своего здоровья в этот период, воздерживаться от вредных привычек.
После появления малыша на свет, необходимо защищать его от инфекционных заболеваний, травм, прочих негативных воздействий.
С самого раннего возраста необходимо проводить с малышом развивающие занятия. Грудничку можно показывать те или иные яркие предметы, рассказывая для чего они нужны
Конечно, малыш не поймет ваших слов, но яркий цвет и мамин голос привлекут внимание крохи
Для детей постарше рекомендуется использовать развивающие игры, например, пазлы, лото.
Синдром рассеянного внимания – частая проблема, актуальная для детей младшего школьного возраста. Ребенок, неспособный подолгу концентрироваться на одном занятии, испытывает проблемы в обучении и общении, и поэтому нуждается в квалифицированной помощи.
Как научить ребёнка быть внимательным? Узнайте из видео:
Упражнения для тренировки внимательности
Когда родители находятся вместе со своими детьми на прогулке или в поездке, можно ненавязчиво предлагать игровые упражнения на тренировку внимательности и развитие памяти. Помимо своей эффективности они развлекут малыша и подарят отличное настроение:
- «Что я вижу» — взрослый называет букву, а малыш называет несколько предметов вокруг себя, которые с нее начинаются.
- «Слова» — из одного длинного слова нужно составить несколько коротких. Чем длиннее будет придуманное слово, тем больше комбинаций слогов.
- «Пазл» — из множества фрагментов одной картинки нужно собрать единое изображение (героя мультфильма или кинофильма, животного или цветка).
- «Найди ошибку» — написать небольшой текст, нарочно ошибаясь в словах. Задача школьника – найти эти ошибки и написать правильно.
- Шахматы, шашки, нарды, настольные игры.
- Заучивание стихов или коротких текстов наизусть.
- Логические задачи «третий лишний».
- Различные нарисованные головоломки с лабиринтами.
Вопрос-ответ:
Каковы основные причины недостатка внимания у детей?
Основные причины недостатка внимания у детей могут быть разнообразными. Некоторые дети могут иметь генетическую предрасположенность к нарушениям внимания, связанным с дефицитом конкретных нейротрансмиттеров в мозгу. Другим фактором может быть слишком высокий уровень стимуляции в окружающей среде, который затрудняет долгосрочную концентрацию внимания. Также, недостаток внимания может быть вызван стрессом, недостатком сна, неправильным питанием или несбалансированной диетой, а также негативным влиянием современных технологий и электронных устройств.
Какие игры и упражнения помогут развить внимание у ребенка?
Существует множество игр и упражнений, которые могут помочь развить внимание у ребенка. Например, игра на память, где ребенку предлагается запомнить последовательность картинок и восстановить ее после подмешивания
Также, можно проводить упражнения на сосредоточение внимания, например, предлагая ребенку следить за движением мяча или шарика. Другие полезные игры включают составление пазлов, решение логических задачек и игры на развитие внимания и реакции, где ребенку нужно быстро отличить разные предметы или картинки.
Какой возраст рекомендован для начала тренировки внимания у ребенка?
Тренировку внимания можно начать с раннего возраста, примерно с 3-4 лет
В этом возрасте дети уже способны сосредотачивать внимание на заданной задаче и проявлять интерес к играм, которые развивают внимание
Однако, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и его готовность к таким занятиям. Занятия должны быть интересными и доступными, чтобы не вызывать у ребенка негативные эмоции и не утомлять его
Занятия должны быть интересными и доступными, чтобы не вызывать у ребенка негативные эмоции и не утомлять его.
Какое значение имеет развитие внимания у ребенка для его будущей успеха?
Развитие внимания у ребенка имеет огромное значение для его будущей успеха
Умение концентрировать внимание и сосредотачиваться на задаче помогает ребенку лучше усваивать знания и развивать свои умственные способности. Дети с хорошо развитым вниманием обычно лучше успевают в школе, легче осваивают новые навыки и достигают более высоких результатов в учебе
Кроме того, развитие внимания способствует развитию самоконтроля, умению планировать свое время и справляться с трудностями, что важно в жизни каждого человека
Как родителям помочь ребенку в развитии его внимания?
Родители могут помочь ребенку в развитии его внимания, предлагая ему разнообразные игры и упражнения, которые требуют сосредоточенности и внимания. Они могут помочь создать подходящую обстановку для занятий — спокойную и без излишней стимуляции. Также, родители могут обсуждать с ребенком его успехи и прогресс в развитии внимания, что будет мотивировать его на дальнейшие достижения
Важно также уделить внимание режиму сна и питанию ребенка, поскольку недостаток сна и неправильное питание могут оказывать негативное влияние на его внимание
Регулярное упражнение внимания
Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания, помогают ребенку справляться с заданиями более точно и эффективно. Регулярное упражнение внимания создает условия для его развития и способствует повышению успеваемости.
Одним из самых простых упражнений для развития внимания является игра «Собери пазл». Эта игра помогает детям учиться сосредотачиваться на деталях и оценивать целостность изображения. Еще одним эффективным упражнением является игра «Кто здесь?». В этой игре ребенок должен хорошо наблюдать за предметами и быстро определять, что изменилось в комнате после того, как кто-то вышел и вернулся.
- Регулярное использование таких упражнений позволит ребенку научиться сосредотачиваться на конкретной задаче и не отвлекаться на другие вещи.
- Чтение книг и решение математических задач также способствуют развитию внимания.
Одним из важнейших аспектов регулярного упражнения внимания является постепенное увеличение сложности задач. Регулярное решение сложных задач требует от детей большей концентрации внимания и способствует развитию их умственных возможностей.
Преимущества регулярного упражнения внимания:
Улучшение памяти |
Повышение концентрации внимания |
Оптимизация умственных возможностей |
Развитие логического мышления |
Регулярное упражнение внимания является одной из важнейших задач родителей, так как оно способствует развитию умственных способностей и улучшению успеваемости.
Внешний порядок способствует внутреннему порядку
Есть дети, которые с раннего детства очень аккуратны, хотя родители не старались специально привить им это качество. Они системно подходят к использованию ящиков в своем шкафу и рабочем столе, аккуратно расставляют на полках своих любимые игрушки. Если к вашему ребенку это не относится, помогайте ему разбирать «творческий беспорядок» в детской. Внешний порядок, ясность и хороший обзор создают в ребенке внутренний порядок и дают ему ощущение безопасности. Ученикам дома необходимо организованное место для занятий. Под этим не подразумевается педантичный порядок на письменном столе, когда линейка, карандаши и бумага лежат под прямым углом друг к другу, как это бывает у взрослых фанатиков порядка. Организованное место для учебы воспитывает в ребенке самостоятельность и ответственность. Кроме того, дети, следящие за порядком, испытывают гордость за свое пусть и маленькое, но достижение. И они получают меньше порицаний и неприятных напоминаний от родителей вроде «Не забудь взять свою тетрадь!».
Обратите внимание на следующие моменты:
Каждому ребенку нужно свое постоянное рабочее место для занятий с подходящим для него стулом.
Обращайте внимание на хорошее освещение во время выполнения домашнего задания. Светлым головам нужно много света!
Расписание уроков в школе должно стать индивидуальным календарем ребенка дома
Таблицу с расписанием можно прикрепить в детской как постер и дополнить любой необходимой ребенку информацией. Это поможет школьнику не забывать вовремя делать домашние задания, готовиться к контрольным, соблюдать сроки сдачи рефератов, помнить про дни рождения друзей, время спортивных тренировок и дополнительных занятий. Оформите календарь вместе с ребенком красками, символами и рисунками. Благодаря ему ребенок постепенно научится правильно распределять свое время и планировать собственные задачи.
О контрольных работах, тестах и рефератах учителя сообщают, как правило, заранее. Если ребенок заблаговременно начнет готовиться к тесту или экзамену, он справится намного лучше. Эффективнее 8 раз учить что-либо по 1 часу, чем один раз в течение 8 часов. Написание шпаргалок, которыми, конечно, не стоит пользоваться при сдаче экзаменов, помогает составить основные вопросы по содержанию и собрать для этого необходимый материал.
Оборудуйте уголок для справочных пособий, которые всегда будут у ребенка под рукой.
Помогут также полка или ящики, в которых будут соответствующим образом разложены тетради и учебники по школьным предметам. Вечные поиски необходимых вещей для завтрашнего школьного дня отпадут сами собой. Кроме того, так дети реже забывают выполнять задания или брать с собой в школу нужные вещи.
Если нужно выполнить задания по математике, то на письменном столе должны лежать только тетради и книги по математике. Гора книг и тетрадей по другим предметам создает неразбериху и мешает концентрации.
Что еще выделяет достаточно хорошую маму?
Она не посвящает ребенку все свое время. Она должна выделять время себе и заниматься тем, что ей интересно. Ведь у многих мам есть иллюзия, что быть хорошей можно, если всегда и везде быть с ребенком, забыв о себе, своих интересах, хобби.
Достаточно хорошая мама доверяет себе и своей интуиции. Ведь она лучше знает своего ребенка, чем кто-либо. Она верит в свои способности поступать правильно. Она знает, что ему нужно.
Хорошая мама понимает, что ребенок может и будет на нее сердиться, и она может это выдержать, не становясь от этого плохой. Не грубя ребенку, не крича на него.
Она не стремится удалить потребность ребенка еще до того, как она возникла. Т.е. не старается подстелить соломинку везде, не сдувает пылинки с малыша и позволяет ребенку столкнуться со сложными ситуациями.
Но даже зная это, многие мамы действуют противоположным образом, испытывая некоторые страхи.
«Товарно-денежные отношения»
«Вымоешь посуду – получишь 100 рублей», «сходишь в магазин – оставишь сдачу себе», «заправишь постель – 150 рублей твои» или «мам, я уберу в комнате, а ты купи мне новые наушники».
На самом деле денежные поощрения не являются чем-то плохим в воспитании ребенка, но не нужно доводить ситуацию до критической точки и превращать отношения с вашим чадом в торги, формируя модель товарно-денежных отношений, выставляя прейскурант цен на всё и вся.
Запомните, у ребенка должны быть персональные, бесплатные обязанности. Вы же не платите мужу за прибитую полку, а он вам за сваренный борщ? В противном случае, такая модель воспитания разбалует ребенка, и он в каждой просьбе начнёт видеть выгоду.
Что же касается денежных поощрений. Они, безусловно, должны присутствовать! Например, ваш ребенок хочет дорогой велосипед. Отлично! Предложите ему заработать на него (Ну или хотя бы на пол стоимости велосипеда)
Для этого поручите вашему ребенку какое-нибудь важное обязательство, которое он будет выполнять в течение одного/двух месяцев вместо вас – готовить для всей семьи или помогать дедушке на даче. За выполненную работу вы можете платить ему определённую сумму, которую он впоследствии сможет потратить на долгожданный велосипед. Также, не будет лишним поощрять ребёнка в каких-либо достижениях – за хорошую учёбу, победу в олимпиаде, соревнованиях и т.д
Но и здесь главное не переусердствовать
Также, не будет лишним поощрять ребёнка в каких-либо достижениях – за хорошую учёбу, победу в олимпиаде, соревнованиях и т.д. Но и здесь главное не переусердствовать.
Развитие памяти в возрасте 7-11 лет
Память — психический процесс, отвечающий за узнавание, запечатление, сохранение и воспроизведение полученного опыта.
Школьникам младших классов проще запоминать нечто конкретное: предметы, лица, факты. Наглядно-образная память у них развита гораздо лучше смысловой. Им сложно запомнить логические определения, выделить главные мысли в тексте.
Кроме того, у младшеклассников больше развита непроизвольная память: они легко запоминают то, что вызывает сильные эмоции, то, что им интересно. Связь с чувствами — ключевой момент запоминания. Поэтому запомнить стихи, песни, сказки ребенку проще, чем домашнее задание или таблицу умножения.
Это подтверждают исследования психологов А. А. Смирнова и П. И. Зинченко.
В процессе обучения у ребенка развивается произвольное запоминание, которое требует волевых усилий и необходимо для успешной учебы.
Учимся запоминать произвольно и осмысленно
Чтобы освоить осмысленное запоминание, научите школьника составлять план. С чего начался рассказ? Что произошло потом? Что главное?
Когда ребенок делит рассказ на части и дает им название, он учится запоминать не отдельные события, а то, как они связаны между собой. Ему проще сосредоточиться на содержании, запомнить его и пересказать
Плохая память часто связана с неразвитым вниманием.
Ребенок не сосредотачивается в школе
За сорок-сорок пять минут урока класс должен успеть много: настроиться на учебу, разобрать новую тему, понять ее, закрепить, выполнить упражнения, получить домашнее задание
Все это требует серьезной концентрации внимания, иначе есть риск упустить важное. Если ребенку систематически сложно сосредоточиться, у него появляются пробелы, которые накапливаются и приводят к серьезным проблемам в учебе
Если же раньше таких трудностей не возникало, а потом в какой-то момент ребенку становится сложно включаться в урок, родители начинают беспокоиться и подозревать всевозможные проблемы со здоровьем.
Разберем пример.
Сейчас Маша заканчивает шестой класс. В садике и началке она всегда была “выше среднего”: воспитатели, а потом и учителя хвалили способную и трудолюбивую девочку. Яблочко от яблоньки — родители Маши продвигаются по карьерной лестнице, на работе их ценят. Но вот после перехода в среднюю школу Маша всех удивила. Сначала “тройка”, потом “двойки” посыпались. На карантине было не до того — все вымотались и думали, что, как только начнется нормальная учеба, проблемы сами собой рассосутся. Но в начале шестого класса Маша начала прогуливать. А после очередного дистанта и вовсе пошла вразнос.
После отчаянных попыток вернуть Машину учебу к «норме», родители обратились к неврологу и передали врачу школьные жалобы: не может высидеть урок, не может сосредоточиться и сделать домашку. Девочке назначили курс из трех разных препаратов — не помогло. Прогулы и конфликты в школе стали нормой. Родители собрали волю в кулак и по принципу “если все плохо, то лучше об этом узнать” обратились к психиатру. «У вашей девочки нет никакой патологии. Это нормальное поведение — по возрасту».
Не практикуете то, что проповедуете
Если вы говорите своему ребенку не лгать и не кричать, а затем делаете это, вы преподаете ему противоречивый подход к тому, что кричать и лгать разрешено. Если вы кричите на своих детей, но сердитесь и кричите, вы говорите им, чтобы они не кричали … Какой в этом смысл? Проблема в том, что вы часто не замечаете собственного поведения и забываете, что ваши дети следят за каждым вашим движением. и учимся вести себя на своем примере.
Чтобы этого избежать, вам нужно научиться применять на практике то, что вы проповедуете, и быть хорошим примером поведения, которого вы хотите, чтобы ваши дети тоже поступали. Если вы время от времени нарушаете некоторые правила, вам придется объяснять своим детям, что это особые обстоятельства и почему вы так себя вели. Поговорите о том, как вы могли бы справиться с этим лучше и как вы можете поступить по-другому в будущем.
Примеры и образцы от родителей и близких
Родители как образец концентрации. Дети наблюдают за своими родителями и усваивают их привычки и манеры. Родители, которые умеют сосредотачиваться на задаче, будут являться примером для своих детей. Поэтому, если вы хотите научить своего ребенка сосредоточенности, сначала сам нужно развить эту навык у себя.
Совместные занятия. Примеры и образцы от старших детей или взрослых из близкого окружения, помогут в развитии сосредоточенности. Можно совместно читать книги, решать головоломки или заниматься хобби
В процессе занятий, нужно подчеркивать важность сосредоточенности на задаче и развивать этот навык вместе
Поощрение и похвала. Дети любят чувствовать себя важными и нужными
Когда они показывают хорошие результаты и усердно работают, нужно обращать на это внимание. Похвала и поощрение будет стимулом для ребенка развиваться дальше и улучшать свой уровень сосредоточенности
Определенный режим дня. Режим дня – это ключ к успеху в развитии навыка сосредоточенности. Установление четкой рутины и занятий помогает детям ориентироваться во времени и выполнять свои задачи вовремя.
Развитие внимания
Внимание – это и есть сосредоточенность. Поэтому, чтобы развить навык сосредоточенности, нужно развивать внимание у ребенка
Занятия, направленные на улучшение внимания, такие как игры с мячом, конструирование, раскраски для взрослых, помогут не только развить навык сосредоточенности, но и повысить уровень самодисциплины и управления своими эмоциями.
Ошибка №1 — хвалить ребенка за все, что он делает, и преувеличение его реальных способностей
Хвалить ребенка нужно только заслуженно.
Многие родители так зацикливаются на своем ребенке, что любое его достижение, даже самое незначительное, вызывает у них гипертрофированный восторг, умиление и гордость. Они бесконечно твердят своему чаду: какой он особенный, он может стать кем захочет, какой он умный и как он справляется с чем-то лучше остальных. Такая чрезмерная похвала так же негативно сказывается на становлении личности ребенка, как и ее отсутствие.
Перехваливая ребенка, родители могут вызвать в нем отсутствие желания делать что-либо, за что он не получает награды и восхищенных возгласов. Именно поэтому, прежде чем похвалить своего сына или дочь, обязательно задумайтесь о том, а действительно ли это то достижение, за которое требуется награда. Ведь часто мы хвалим наших детей за вполне банальные поступки (например, ребенок сам убрал за собой игрушки, съел кашу или навел порядок на своем письменном столе).
В дальнейшем таким детям приходится сталкиваться с тем, что на их жизненном пути будут возникать различные неприятности, т. к. они могут оказаться неподготовленным к тому, что решение многих жизненных проблем требует усилий и реальной оценки своих способностей. Не забывайте о том, что хвалить детей нужно только заслуженно!
Неразумный подход к навыкам самостоятельности: педагогические ошибки родителей
Самостоятельность – навык, приучать к которому следует с раннего детства, но большинство родителей откладывают это на более поздний период, считая, что, повзрослев, он сам станет ответственным. Однако, такой неразумный подход и неправильное воспитание, приводит к тому, что, став взрослым, человек склонен делать виновными во всех своих неудачах других людей. Это педагогическая ошибка родителей.
В итоге, не складывается карьера, так как начальник — идиот. Подруга решила расстаться, потому что она требовала невозможного. Не прошли вступительные испытания в университете – виной тому бюрократические проволочки. Такой человек придумает отговорку на все, только бы не осуществлять контроль над ситуацией.
Заключение
Занимаясь развитием личности школьника, недостаточно научить его читать и считать. Родители должны всесторонне воспитывать детей, приучая их к ежедневным физическим упражнениям, режиму дня, умению отдыхать и гулять, правильно учиться, достигать поставленных целей и неустанно становиться лучше.
Взрослые должны точно знать, что делать, если ребенок невнимательный–тренировать его память и логическое мышление, учить развивающим играм, строить ассоциации, запоминать тексты и числа. Все это не только сделает его жизнь интереснее и ярче, но и проще, особенно в школьные годы, когда будет необходимо осваивать большую школьную программу.