Как мотивировать школьника на учебу

8 способов мотивации учеников: советы для учителя и репетитора

Виды учебной мотивации

Мотивация учебной деятельности традиционно делится на два вида: устойчивая и неустойчивая. Первая появляется, когда ребёнок увлечён чем-то глубоко и надолго, стремление к развитию в этой области идёт изнутри. Вторая имеет кратковременный характер и появляется, когда что-то поразило детское воображение. Она встречается чаще, и дети с лёгкостью меняют пристрастия, сменяя один кружок на другой, например, испытывая восторг сегодня от танцев, а завтра от футбола.

Виды мотивации учащихся к учебной деятельности бывают нескольких видов:

️ Познавательная (стремление увеличить интеллектуальный багаж);

️ Коммуникативная (увеличение круга общения через повышение своего статуса);

️ Эмоциональная (повышение самооценки, получение удовольствия от процесса познания);

Если ребёнок не испытывает интереса к учёбе, это приводит к хронической неуспеваемости. Мотивация ребёнка к обучению в подавляющем большинстве случаев зависит от родителей, которые неосознанно совершают ошибки в процессе воспитания:

1. Занижение самооценки. Программа на не успешность. Это случается, когда родители сообщают сыну или дочери, что из ничего путного не вырастет. И что им прямая дорога в дворники, если не возьмутся за учёбу. Такая позиция программирует детей на занижение самооценки, он ощущает страх, неуверенность, теряет энтузиазм и бросает начатое дело при первой же неудаче.

2. Запугивание и обман. Оба эти приёма безвозвратно разрушают доверие между родителями и детьми.

3. Слишком высокие требования к ребёнку, без учёта его реальных возможностей.

4. Заигрывание с ребёнком, обмен материальных благ на высокие оценки. Если школьник знает, что успеваемость поощряется дорогими подарками, это входит в привычку. Впоследствии он станет требовать награду за успехи и выполнение любой просьбы родителей превратится в торг. При таком воспитании ребёнок нацелен только на вознаграждение, а не на самосовершенствование.

5. Мотивация успехом. Порой родители убеждают ребёнка в том, что он должен идти к успеху, прилагая все усилия. Это гарантирует ему высокий статус в будущем. В итоге из таких детей вырастают люди, для которых успех — главное в жизни, они всё для этого делают и добиваются результата, но готовы принести в жертву всё, в том числе и самих родителей.

6. Слишком большая нагрузка сопутствующими внешкольными занятиями. Современные родители часто считают, что ребёнок должен быть «загружен» и после уроков. Его записывают на разные секции и кружки, не оставляя свободного времени. Неокрепшая психика может не выдержать такого давления, а проявится это в безразличии к учёбе.

Перед сном

Расслабляющая ванна

Если обычно вы лишаете себя этого удовольствия, стоит выделить полчаса, чтобы расслабиться в тишине: почитать книгу или помечтать

Важно помнить, что горячую ванну лучше принимать за 1-2 часа до сна, чтобы температура тела пришла в норму и вы быстрее уснули

Хобби

Заниматься цифровыми хобби лучше днём, поскольку сияние экрана мешает выработке мелатонина — гормона сна. За два часа до сна полезно делать что-то не связанное с гаджетами: готовить, играть в настольные игры, петь или музицировать.

Правильно проведённый вечер — залог хорошего завтрашнего дня: можно нарисовать открытку в технике акварельного скетчинга, чтобы подарить кому-нибудь или постряпать домашние кексы, чтобы взять с собой на занятия. При этом нужно вовремя закончить даже самые приятные дела, чтобы выспаться на следующий день.

Организуйте учебный день

Определите цель на год

Важный шаг в начале учебного года, полугодия или четверти — поставить себе цель на конец этого периода. Цель должна быть достижимой, с четкими сроками, этапами действия и способами измерения успеха. Скажем, если вы хотите сдать ЕГЭ по русскому языку на 85 баллов, то путь к цели будет выглядеть так: осенью определить свой уровень знаний и изучить структуру экзамена, зимой добавить уроки с репетитором и составить план занятий, весной пройти марафон по подготовке и написать три пробника на 80+ баллов. 

Напишите список дел 

Составление списка дел во время учебы помогает быть более организованным, контролировать прогресс и помнить о важных задачах. Он позволит вам определить приоритеты, чтобы не тратить время на незначительные дела и повысить продуктивность.

Выделите время на отдых

Отдых предотвращает переутомление и выгорание, что поможет вам сохранить мотивацию к учебе. Оставьте в расписании дня время на отдых: например, короткие перерывы по 5 минут через каждые 30 минут и несколько больших перерывов в течение дня. 

Занимайтесь любимым делом

На любимые дела нужно отводить отдельное время, ведь не всегда то, чем мы любим заниматься, относится к отдыху. Например, спорт или прогулки с друзьями — это то, что вас зажигает и мотивирует, но на физическом уровне отнимает силы, из-за чего после может потребоваться дополнительный отдых.

Организуйте рабочий стол

Убедитесь, что вас не будут отвлекать социальные сети, включите хорошее освещение и разместите учебные материалы так, чтобы вам не пришлось их долго искать. Чем удобнее рабочее пространство, тем охотнее вы будете проводить за ним время и, соответственно, учиться.

Как оставить конфликты в прошлом году

В прошлом году наверняка остались неразрешённые проблемы — например, конфликты с учителем или одноклассниками, которые не хочется нести за собой в новый год. Не ждите, что учителя или ровесники всё забыли за время каникул. Если за лето вы проанализировали причину конфликта и смогли изменить отношение к ситуации, то вы сможете преодолеть разногласия довольно легко.

Например, вы соперничали с одноклассником: он занимался дзюдо, а вы — карате. Летом вы съездили в спортивный лагерь, позанимались разными единоборствами и поняли, что у каждого вида борьбы есть свои преимущества и недостатки. Теперь у вас нет причин соревноваться друг с другом — наоборот, можно обсудить то общее, что между вами есть, и даже подружиться.

Упражнение 2. “One word”

Для этого упражнения учитель и ученики выбирают слова. Слова должны означать то, что происходило в период летних каникул. Кстати, можно даже попросить назвать разные части речи, например, существительное, глагол, прилагательное. 

Назовите слова и задайте друг другу вопросы в формате Да/Нет, чтобы угадать, что они значат в жизни другого человека. Например, учитель назвал слово “Water”. Ученик задает вопросы, чтобы выяснить, что могло случиться. Например:

  • Did you swim in the sea?
  • Did you drink a lot of water?

Он может задать два-три вопроса, после чего учитель отвечает, например, таким образом:

I swam in the sea and drank a lot of water. I didn’t have water in my house for a few days, and it became a mess for a while.

Затем преподаватель и ученик могут поменяться ролями.

Teacher Student
1. 1.
2. 2.
3. 3.

Мотивация ребенка и ее виды

Мотивация – это то, что двигает человеком для достижения определенного результата. В основе любого мотива лежит потребность, которая требует удовлетворения. Мы рождаемся и испытываем потребности с момента появления на свет. С течением времени, мотивы, движущие нами, становятся разнообразнее. Мотивация ребенка меняется в процессе его взросления. Если родитель хорошо понимает, как именно происходят эти изменения, ему проще установить контакт с ребенком, и помогать ему достигать результатов.

Для мотивации к учебе, важны два вида содержательных мотивов:

  • стремление к познанию, которое ребенок начинает проявлять в раннем детстве;
  • потребность в общении с людьми и получении одобрения ими своих действий.

Сама мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:

  • внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;
  • внешнюю — стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).

Если смотреть на мотивацию, с точки зрения эмоционального восприятия ребенком, то определяют 2 ее вида:

  • положительная, создающая приятные эмоции от достигнутого результата, подкрепленная поощрением ребенка;
  • отрицательная, связанная с наказанием или лишением награды за то, что ребенок не выполнил какие-либо действия так, как это требовалось.

По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:

  • достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;
  • исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.

Что такое мотивация

Мотивация побуждает человека к деятельности и помогает достигать поставленные цели. 

Мотивация складывается из:  

удовольствия от занятий; 
личной выгоды; 
важности дела (как для себя, так и для окружающих);
ясности задачи; 
позитивного настроя; 
предполагаемого результата. 

Представим, что поставленные планы — точка А, а конечный результат — точка Б, а мотивация служит «топливом», которое стимулирует нас двигаться к цели.

Цель

Когда есть понятная цель, двигаться к её достижению легче. С учёбой это работает: когда ребёнку понятно, зачем он изучает предмет и как эти знания помогут ему, то груз информации уже не кажется таким непосильным. 

Целью в учёбе может быть расширение кругозора, будущая профессия, тренировка памяти, силы воли и самодисциплины.

Комфорт

Когда мы комфортно себя чувствуем, нам легче справиться со стрессовыми ситуациями или серыми буднями. Удобный ранец, любимая канцелярия, полезный перекус — всё, что визуально и тактильно приятно, будет радовать и мотивировать нас.  

Настрой

Наше настроение влияет на работоспособность и успеваемость. Если ребёнок позитивно воспринимает школу, а новый учебный день — увлекательное путешествие за новыми открытиями, то успех ему более гарантирован. А постоянное самовнушение страха неудач и запугивание принесёт только негативные эмоции и усталость.

Нестандартный урок

Нестандартные уроки сами по себе вызывают интерес и желание поработать. 

Например, учитель сообщает, что урок отменяется. Вместо этого все летят на Луну. Но сначала надо выяснить, сколько горючего надо взять с собой (или написать письмо лунатикам, или сдать экзамен на звание лунного путешественника…). Хорошо довести игру до конца и выдать всем «Свидетельства о путешествии на Луну» или что-то в этом духе.

Или такой вариант. Учитель приходит в «волшебной» шляпе или с «волшебной палочкой» и сообщает, что злой колдун похитил из школы все пятерки. Он их спрятал на необитаемом острове на вершине гигантской пальмы. «Если не боитесь, я перенесу вас на этот остров и превращу в обезьянок. Вы заберетесь на вершину и спасете пятерки. Но на пальму так просто не влезешь. По пути придется решать примеры (отвечать на вопросы, писать воьшебные слова…)».

Помимо таких «игровых» уроков существует множество уже устоявшихся занимательных форматов:

  • урок-путешествие;
  • урок-викторина;
  • урок-игра («Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?» и т.п.);
  • урок-суд;
  • урок-конференция и многие другие.

Стихотворение

Левконоя https://stihi.ru/2010/05/17/7736

Учись всегда, учись везде…

Учись всегда, учись везде,
Учебу не считай мученьем.
Забудь о сне и о еде
И думай только об ученье.

Когда осенняя листва
Начнет с деревьев осыпаться,
Когда весенняя трава
Начнет сквозь землю пробиваться,

Когда грохочет в небе гром
И в роще земляника спеет,
Когда метель метет кругом
И по земле поземка веет,

И в листопад, и в снегопад,
И в дождь, и в холод, и в ненастье
Не думай, что ученье — ад,
А думай, что ученье — счастье.

Когда полоска от зари
На небе нежно заалеет,
Когда зажгутся фонари,
И сядет солнце, и стемнеет,

При свете солнца и луны,
При звездном свете и без света
Ты помни: знания нужны!
Ученье — свет, ты помни это!

Под сенью девственных лесов,
В горах и на лесном просторе —
Учись — среди полей, лугов,
На озере, в реке и в море.

Забудь покой, забудь уют
И думай только об ученье.
Не пропадет твой скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Грызи науки ты гранит,
Пускай гранит алмаза тверже,
Пускай рыдаешь ты навзрыд,
Ты результат увидишь позже.

Ведь если в сумасшедший дом
Не приведет избыток знаний,
Любой орех расколешь лбом
Ты без особенных стараний.

Пора бить тревогу

Ребенок, который совсем не хочет учиться и сильно упрямится перед каждым походом в школу, требует внимания. Необходимо разобраться, что стало причиной такого поведения.

Для многих детей, особенно в начальных классах, самыми неразрешимыми оказываются вопросы, не имеющие к самому процессу образования никакого отношения. К примеру, где оставить сумку со сменной обувью, если гардероб окажется закрыт? Как одному пройти в столовую, если все уже там? Куда в классе поставить мокрый зонт?

Для преодоления таких моментов нужно приучать школьника к самостоятельности: просить сходить за хлебом, отправлять куда-то недалеко на автобусе со взрослыми знакомыми, но не с близкими родственниками, которых ребенок хорошо знает, а также дать возможность общения со сверстниками без постоянного родительского контроля.

Часто дети отказываются идти в школу и даже придумывают себе болезни из-за страха не решить задачу, не выучить стих или провалить контрольную. В этом случае достаточно подтянуть проблемный предмет, и все наладится.

Ученика, который до конца первой четверти так и не втянулся в учебу и боится или отказывается ходить в школу, она посоветовала отвести на консультацию к школьному психологу. Он поможет найти истинную причину вечных «не хочу» и даст совет по преодолению ситуации.

Фото: Виктория Корнеева / don24.ru / АО «Дон-медиа»

Как сформировать правильную мотивацию к обучению у младших школьников?

Как расслабиться по поводу внешности

Если вы внутренне принимаете себя, то насмешки над любыми внешними недостатками прекращаются, или вы просто перестаёте их замечать. Но в подростковом возрасте принять свою внешность не так просто — недостатки обычно кажутся очень серьёзными, а достоинства игнорируются.

Четыре совета психолога, как принять свою внешность

Сделайте к 1 сентября новую стрижку, маникюр, приготовьте любимую одежду, в которой вы чувствуете себя комфортно.

🧍🏽🧍🏽‍️ Обратите внимание, как вы сами воспринимаете внешность других людей, насколько она для вас важна. Скорее всего, в первую очередь вы обращаете внимание, насколько с человеком комфортно, весело, интересно

Точно так же люди относятся и к вам: внешние детали для них второстепенны.

Помните, что большинство людей озабочены своими проблемами, а значит, не так много внимания обращают на чужую внешность.

В 9–11-х классах учителя рассказывают о том, как будет трудно сдавать ОГЭ и ЕГЭ, тем самым заставляя вас беспокоиться. Не стоит сразу же взваливать на себя двойную нагрузку: бежать за учебным планом и хвататься за подготовку к экзаменам одновременно. Сначала втянитесь в учёбу, подумайте о своих желаниях и целях, а потом переходите к подготовке.

Легко погрузиться в школьную жизнь, переключиться на новый режим, затащить учебный год и сдать экзамены на отлично.

Не воспринимайте лето как рубеж, после которого всё станет по-другому.

Это очередной логичный этап в жизни, способ многое переосмыслить и чему-то научиться. Чтобы летние впечатления и переживания не забывались, найдите способ взять их в новый учебный год. Например, если летом у вас появилось новое хобби, продолжайте уделять ему время осенью.

Изображение на обложке: Enisaurus / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Возвращение к школьной жизни связано со стрессом у детей и родителей. А что если подготовиться? С этими правилами адаптация к школе пройдет легче и спокойней.

Когда организм постоянно испытывает стресс, возникает дефицит цинка. Это, в свою очередь, негативно сказывается на способности к запоминанию и учебе. Пока есть время – пополните организм витаминами или биодобавками. Не обязательно искусственными: предлагайте школьнику продукты, содержащие цинк.

Некоторым детям трудно возвращаться в коллектив. Особенно, если каникулы они провели в относительном уединении. Выход – встретиться классом еще в августе. Заняться можно чем угодно: сходить в кино, на пикник или поиграть в игры.

Адаптация к школе пройдет легче, если ребенок принесет с собой в класс что-то домашнее. Как вариант, книгу или вазон.

Всегда проще адаптироваться к новому, если на старом поставить точку. Помогите ребенку красиво завершить каникулы. Он был в лагере или у бабушки? Встретьте его подарком, сладостями или букетом шариков. Возраст ученика не имеет значения, главное – сделать сюрприз.

Подготовка к новому учебному году не обходится без покупки канцелярских принадлежностей, школьной формы и других полезных вещей. Если есть возможность – позвольте ребенку самому выбирать себе вещи. Конечно, в пределах разумного.

  1. Школа – отдельно, дом – отдельно.

Дом – это безопасное пространство. Не делайте его продолжением школы, поддерживайте ребенка.

Оценки в дневнике не всегда отражают реальные знания ребенка. Просто помните об этом.

В школе ребенок проводит большую часть времени. Но не все. За стенами учебного заведения его должна ждать интересная жизнь. Именно в ней он черпает вдохновение для покорения новых высот и счастливого взросления. Удачной адаптации к школе! И помните, что нет идеальных систем: образование не исключение.

Начало учебного года — тяжелая пора. Резкий переход от трехмесячного ничегонеделания к урокам и строгому режиму — это стресс для подрастающего организма. Разбираемся с самыми частыми проблемами первых недель обучения и адаптацией детей после летних каникул.

Весна – пора веселья, последних усилий и авитаминоза

Казалось бы, последняя четверть ничем не отличается от всего учебного года: количество домашних заданий фактически не меняется, уроки те же, что и раньше, учителя ругаются не больше обычного. Только вот именно в этот период школьники особенно перестают проявлять интерес к учебе, и всячески «отлынивают» от домашних заданий. И на это есть ряд существенных причин:

  • Во-первых, конец учебного года это весна – пора радости и веселья. Все живое инстинктивно пробуждается ото сна, тянется к теплу. Дети не являются исключением, а потому становятся неусидчивыми, более активными и жизнерадостными;
  • Во-вторых, к этому времени ребенок физически и морально устает от практически постоянных умственных нагрузок и психологического стресса, поэтому снижается его трудоспособность и заинтересованность в результатах учебы;
  • В-третьих, свое «черное» дело делает авитаминоз, из-за которого даже самые здоровые и физически активные дети испытывают сложности с концентрацией внимания и проблемы с общим самочувствием.

Упражнение 6. “How would I spend my summer…”

Подготовьте список необычных мест, как, например, необитаемый остров, космический или пиратский корабль, заброшенный дом с привидениями и т. д. Спросите учеников, где они провели летние каникулы. Затем покажите одно место из списка и попросите подумать, как бы они провели лето, например, в пиратском корабле, чем бы занимались, с кем бы хотели быть и т. д.

Обязательно задавайте конкретные вопросы, так вы поможете сориентироваться и придумать более интересный сюжет. 

Примеры вопросов: 

  • Who would you like to be with there? 
  • What would you eat? 
  • Where would you sleep? 
  • How would you move around?   
  • What activities could you do?

Еще идеи вы найдете в статьях:

Как правильно воспринимать изменения

Перемены не возникают на пустом месте — они базируются на фактах, обстоятельствах и событиях прошлого. Этот фундамент влияет на отношения с окружающими и ваше поведение. Например, если вы были робким и застенчивым, для этого были какие-то причины, и даже если они исчезли и вы стали более уверенными и раскрепощёнными, — вам понадобится время, чтобы эти изменения прочно закрепились. Если вы хотите произвести новое впечатление на одноклассников, не спешите и не ожидайте моментальной реакции.

Если же вы, наоборот, тревожитесь, как одноклассники воспримут ваши изменения, приготовьтесь к тому, что они могут их даже не заметить. Например, вы очень коротко подстригли и покрасили волосы в красный цвет или выросли на 20 см: они удивятся, но это впечатление пройдёт, и ваше общение вернётся в привычное русло.

Как мотивировать ребёнка к учёбе: советы психолога

Специалисты предлагают несколько способов, как мотивировать школьника учиться:

1. Обучение в игровой форме. Этот педагогический инструмент знаком всем воспитателям и учителям. Он помогает ненавязчиво доносить информацию до детей, а те, в свою очередь, гораздо легче её воспринимают. Если ребёнок не желает учиться, или испытывает трудности, можно придумать квест, для прохождения которого нужно выполнять ваши задания. Форма игр может быть разной. Соревнования, тренинги, упражнения иллюстрируют школьникам их уровень, и они сами видят пробелы в знаниях. Такая совместная деятельность побуждает к познавательной активности. При этом в игре не должно быть стандартной оценки знаний ребёнка. Такая форма занятий способна заинтересовать даже тех, кто не успевает в учёбе.

2. Поддержка увлечений ребёнка. Не нужно навязывать свои интересы, занятия

Важно позволить детям заниматься своим хобби. Задача родителей — раскрыть таланты или развить те, что уже начали пробуждаться

Пусть ребёнок имеет возможность самостоятельно выбирать то, что их увлекает.

3. Маленькие поощрения важнее больших наград. За хороший результат нужно хвалить, замечать успехи, но не нужно делать это в форме дорогостоящих презентов и денежных сумм. Родители совершают ошибку, когда вводят денежный тариф на разные оценки. Лучше заменить их сладостями или совместными развлечениями.

4. Нужно интересоваться тем, что ребёнок узнал, а не только тем, какие он получил оценки

Для детей важно понимать, что полученные знания могут пригодиться, а родители должны это показать

5. Сведите эмоциональное напряжение к минимуму. Правильная мотивация к учёбе включает участие родителей. Можно рассказать ребёнку о своих трудностях в детстве, это повысит уровень доверия.

Видео: мотивация учиться

То, что влияет на интерес к учёбе, имеет отношение к жизни в целом. Если ребёнок испытывает неуверенность, страх, подавленность, он не сможет успешно учиться. Информация о том, как мотивировать ребёнка учиться, советы психолога, могут лишь служить руководством, но всё зависит от доверия между вами, и вашей готовности помогать ребёнку в этом нелёгком труде.

Вам также будет интересно

Валерия Эдельберг

04 апреля, 2023
4 мин

Куда пойти учиться: 5 лучших журналистских вузов России

Ладно, пух (и прах) с этим ЕГЭ, на экзаменах жизнь не заканчивается. Вы мне лучше вот что скажите:…

1980

Александра Чернышева

28 декабря, 2022
1 мин

4 правила осознанного питания, которым научить ребёнка

Как получать удовольствие от домашней еды и уменьшить тягу к чипсам и газировке? На помощь приходят…

562

Олеся Лисович

14 ноября, 2022
3 мин

«Я не допускала даже мысли о творческой специальности»: интервью с Марией о поступлении и учёбе на графического дизайнера

Мария Домничева хотела стать психиатром, готовилась к ЕГЭ по биологии и профильной математике,…

922

Анастасия Воронова

13 июня, 2022
1 мин

Как навести порядок дома в 3 этапа

А что, если всё это время вы убирались неправильно: тратили на уборку кучу времени, а через пару…

1539

Редакция Без Сменки

05 октября, 2022
1 мин

Как писать программы для ЕГЭ по информатике — алгоритм для любого задания

Важно знать язык программирования, но также важно понимать, как пишутся программы. То есть,..

1571

Дарья Храпова

20 апреля, 2022
1 мин

5 типичных ошибок на ЕГЭ по литературе и как их исправить

Чтобы написать ЕГЭ по литературе на максимальный балл, важно знать о подводных камнях, о которые… 3796

Просто хвалите

Похвала поможет ребенку осознать: все, что он делает, это не зря. Но будьте осторожны: далеко не всякая похвала полезна. Кэрол Дуэк в книге «Гибкое сознание» пишет, что фразы «Ты такой умный!» и «Ты такой одаренный!» показывают ребенку, что его ценят за врожденные качества, которые нельзя изменить. А если это так, то нет смысла прикладывать усилия и развиваться.

Хвалить ребенка, безусловно, надо, но не стоит связывать его победы с умом или талантом. Вместо этого привыкайте отмечать труд, который он вложил. Например, можно сказать: «Меня восхищает, что ты так усердно занимался и в итоге хорошо подготовился к этой контрольной. Отличный результат!» Подчеркивайте в похвале взаимосвязь между достижением и стараниями, а не списывайте успех на счет врожденных качеств.

Преодолевать трудности вместе намного легче. Помогите ребенку, чтобы адаптация к школьному режиму прошла быстрее!

По материалам книг «Играем в йогу утром», «Как научить ребенка учиться», «Самодисциплина 2.0», «Гибкое сознание»

Обложка поста: unsplash.com

Как оставить конфликты в прошлом году

В прошлом году наверняка остались неразрешённые проблемы — например, конфликты с учителем или одноклассниками, которые не хочется нести за собой в новый год. Не ждите, что учителя или ровесники всё забыли за время каникул. Если за лето вы проанализировали причину конфликта и смогли изменить отношение к ситуации, то вы сможете преодолеть разногласия довольно легко.

Например, вы соперничали с одноклассником: он занимался дзюдо, а вы — карате. Летом вы съездили в спортивный лагерь, позанимались разными единоборствами и поняли, что у каждого вида борьбы есть свои преимущества и недостатки. Теперь у вас нет причин соревноваться друг с другом — наоборот, можно обсудить то общее, что между вами есть, и даже подружиться.

Способы сделать отдых продуктивным

Физическая активность

Тренировки полезны для физического и умственного здоровья, помогают снять стресс и тревогу. Во время физических нагрузок мозг вырабатывает вещества — эндорфины, которые отвечают за хорошее настроение. Пробежка или плавание — отличный вариант для начала дня. Они придают ясность мыслям, улучшают самочувствие. Увеличивается количество кислорода в организме, в том числе в мозге. Это помогает улучшить его работу. Если не хочется бегать в одиночку, можно попросить друзей составить компанию. Бегать вместе веселее, к тому же больше шансов не бросить занятия.

Перерывы

Автомобиль не может вечно нестись на максимальной скорости: его нужно периодически заправлять. То же справедливо по отношению к людям, которые учатся или работают. Следствие чрезмерных нагрузок — забывчивость, вялость, тревога. Необходимо делать перерывы, чтобы восполнить затраты энергии.

Подростки способны сосредоточенно работать 45-60 минут, после чего нужен 15-минутный перерыв. Паузы дают мозгу время на обработку информации и помогают поддерживать концентрацию внимания. Во время перерыва можно сделать гимнастику для глаз (ловите 4 быстрых упражнения).

Активные выходные

Активный отдых от учебы — это экскурсии на целый день, спорт, занятия музыкой или кулинарией (или другое хобби). После занятий любимым делом или общения с друзьями дети обычно полны сил и новых идей.

Заранее подумайте о том, как ребенок проведет выходные. — Источник

«Фоновая» учеба

Иногда прогулки или путешествия помогают не только отдохнуть, но и связать знания с реальной жизнью. Посещение музеев и осмотр достопримечательностей полезны при изучении истории. Прогулки в парке, лесу или зоопарке — своего рода практическое занятие по биологии. Во многих городах есть музеи естественных наук с интерактивными выставками и возможностью проводить опыты. Дети и сами могут найти применение своим знаниям в обычной жизни, например дома или за городом.

Релаксация

Релаксация стимулирует умственную деятельность и улучшает самочувствие. Многие сидят за уроками слишком долго, устают и теряют способность сосредоточиться. Чтобы помочь телу и мозгу восстановиться, нужно принять ванну или душ после напряженного учебного дня. У каждого свои способы расслабиться, вот еще несколько идей: вздремнуть, помедитировать, сосредоточиться на дыхании, послушать спокойную музыку, позаниматься йогой, порисовать, помечтать, осознать себя здесь и сейчас.

Качественный сон

У каждого человека свои потребности в сне. В среднем взрослым людям необходимо спать 8 часов, а детям — не менее 9 часов. Мозг невыспавшегося человека работает менее эффективно. Становится трудно сосредоточиться, это плохо отражается на умственной деятельности и принятии решений.

Иногда в конце дня трудно снять напряжение. Чтобы помочь мозгу отдохнуть, нужно выключить электронные устройства (даже мобильный телефон) за час до сна. Помогают и светонепроницаемые шторы, особенно летом.

Здоровое питание и правильные перекусы

Мозг использует 20% нашей энергии и нуждается в регулярной подпитке. Без этого он не может работать в полную силу

Школьникам важно не злоупотреблять нездоровой пищей — нужно правильно питаться, соблюдать сбалансированную диету, есть больше свежих овощей и фруктов. Вот несколько простых советов:

  • Съедать в день не менее пяти порций фруктов и овощей.
  • Перекусывать фруктами, а не чипсами и сладостямию
  • Не пить много кофе и чая, особенно перед сном. В них содержится кофеин, который мешает заснуть.

Обратите внимание на питание. — Источник

Как повысить мотивацию к обучению у подростков?

Если удалось спокойно пережить младшие классы, расслабляться рано. В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями. Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.

Увлечения и хобби

Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.

Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент. Успешно по всей школьной программе учатся единицы. Подавляющее большинство подростков выбирают предметы, которые в большей степени им интересны в контексте продолжения образования и выбора профессионального будущего.

Класс и его влияние

Если класс слабый, и ребенок получает хорошие оценки, это не является гарантом объективности его высоких результатов. На фоне остальных он лучший. Но на самом деле в сильном классе его результаты могут резко снизиться. В такой ситуации, следует отправить ребенка на дополнительное обучение к репетиторам, или поговорить с учителями, чтобы они не снижали планку при выставлении оценок. Ситуацию необходимо исправлять сейчас, а не когда придет время поступать в университет.

Повышение мотивации к учебе – непростой процесс. Пусть не все рекомендации могут быть выполнены родителями в силу разных причин, но если даже некоторые их них будут приняты к сведению, это поможет и взрослым и их детям учиться с удовольствием, достигая необходимых результатов.

Мотивирующее начало урока

В начале урока желательно создать бодрое, рабочее настроение и замотивировать ребят на работу. Что для этого можно сделать?

  • Сказать ученикам несколько приятных фраз. Например, как вы шли на работу в плохом настроении, а когда увидели свой любимый класс, открытые и светлые личики своих любимых учеников, для вас словно солнышко выглянуло.
  • Только лучше хвалить всех, а не кого-то отдельно во избежание огорчений и зависти.
  • Прочитать короткое мотивационное стихотворение, которые так любят учителя начальной школы.
  • Прочитать подходящее по смыслу стихотворение классика. Например, осенью — «Осень» И. Бунина, на уроке, посвященном словарям,— «Словарь» С. Маршака и т.д.

Читать лучше наизусть и с выражением.

Кстати, короткое, но красивое стихотворение известного поэта — это одна из палочек-выручалочек, о которых речь ниже.

  • Предложить решить ребус, шараду и т.п.
  • Рассказать короткую сказку про то, о чем будет речь на уроке.
  • Рассказать анекдот, подходящий к теме.
  • Начать урок нестандартно: спеть песню, прийти в необычном костюме, принести странный предмет или коробку с таинственным содержимым, вбежать в класс вприпрыжку или громко болтая по телефону, притвориться спящим…

Все это способствует созданию приятной атмосферы в классе. Но на этом не надо останавливаться, а лучше сразу перейти к фазе вызова. Например так: «Ребята, а как вы думаете, почему я рассказала вам эту историю (сказку, анекдот, стихотворение…)? Что мы будем сегодня изучать?» Это создаст интригу.

Тему можно зашифровать в ребусе или шараде, она может быть отгадкой загадки.

Интересно объединить актуализацию знаний с фазой вызова с помощью кроссворда. По горизонтали загаданы уже пройденные понятия, а по вертикали в результате вписывания слов можно прочесть новое, еще не изученное.

Надо помнить и о том, что ощущение недостатка информации мотивирует на ее поиск. Можно предложить пример или задачу, которые можно решить только пока не изученным способом. Или задать вопрос, ответить на который можно только после изучения новой темы. Продемонстрировать опыт и предложить объяснить его. Или показать его не до конца и предложить спрогнозировать, что получится.

Все это заставит проснуться любопытство и, как следствие, мотивацию.

Подведение итогов занятия

Подведение итогов и озвучивание основных выводов.

Мы обсудили множество важных и интересных вопросов сегодня. Помните, что ключевые принципы успешного обучения — ответственность, постоянное стремление к развитию, организация рабочего времени и интерес к образовательному процессу. Применяйте способы, которые способствуют вам лучше усваивать материал. Будьте готовы к взаимопомощи и обмену опытом среди одноклассников. Вы — будущие профессионалы, и ваш успех начинается с именно сейчас. Желаю всем вам достигнуть высоких результатов и верить в свои возможности! Поздравляю вас с активным участием и интересом к уроку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: