Математика по петерсон: особенности, плюсы и минусы

Развивающие учебники выдавили из российского образования

Кто такая Л. Г. Петерсон и в чём суть её системы?

Людмила Георгиевна Петерсон – известная советская и российская педагог-методист, доктор педагогических наук и профессор. Она родилась 25 июня 1950 года и сделала значительный вклад в область образования, особенно в области начального и дошкольного образования. Её работа сосредотачивается на разработке методик и подходов к обучению детей.

  • Самостоятельное исследование: В рамках методики Петерсон дети сталкиваются с более сложными математическими задачами, чем они могли бы решить стандартными способами. Учителя не дают им готовые решения, а вместо этого поддерживают процесс самостоятельного исследования.
  • Идеи и предложения: Дети приглашаются к творческому процессу. Они высказывают свои идеи, предлагают варианты решения и исследуют математические концепции с разных сторон.
  • Руководство педагога: Учителя играют роль руководителей и наставников. Они не просто дают ответы, но помогают детям ориентироваться в математическом мире, задавая вопросы и направляя их исследования.
  • Развитие навыков: Методика Петерсон способствует развитию важных навыков, таких как способность преодолевать трудности, критически мыслить, анализировать информацию и изобретать свои решения.
  • Поддержка радости открытий: Система образования Людмилы Петерсон помогает детям радоваться своим математическим открытиям, что стимулирует интерес к предмету и обучению в целом.

Этот метод подходит для разных возрастных групп, начиная с детей трёх лет и до учеников девятого класса. Он активно применяется в детских садах и школах, способствуя развитию учеников и их увлечению математикой.

Обзор документа

С 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.

Образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования, и допускает их к использованию.

Рабочая тетрадь — это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации.

В российских образовательных организациях сложилась многолетняя практика использования рабочих тетрадей. Они в целом с учебником составляют учебно-методический комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам.

Нельзя приобретать за счет бюджетных ассигнований учебники, не включенные в федеральный перечень, и учебные пособия, выпущенные организациями, не входящими в специальный перечень.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Где учат по этой методике

Несмотря на то, что программу Петерсон исключили из всеобщего использования в государственных школах, некоторые учителя обращаются к отдельным задачам из учебника этого автора в рамках подготовки к олимпиадам или дают их как дополнительное задание для сильных учеников. Это, конечно, нельзя назвать обучением по методике, потому что педагоги обращаются к ней несистемно. Однако в профильных классах, частных школах или в учебных заведениях с математическим уклоном иногда еще можно встретить учителей, отдающих предпочтение математике Петерсон.

Система обучения математике Л. Г. Петерсон, как и многие другие методики, столкнулась как с одобрением, так и с серьезной критикой. Главным образом, программа не прижилась в школе, потому что ее оказалось невозможно “вписать” в традиционную систему обучения и реализовать на практике все ее аспекты. Однако то, что в течение более чем двадцати лет, доказывает, что педагоги видели ее преимущества и активно их использовали.

Почему математика 5–6-х классов — основа будущего образования

Как помочь школьнику с математикой

Что дает обучение и сертификат в “Математической вертикали”?

Школьная программа петерсон начальная школа что это такое

Математик, доктор педагогических наук, научный руководитель Института системно-деятельностной педагогики, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Методика Петерсон — это курс математики для дошкольников и младших школьников.

Методика подразумевает самостоятельное решение задач и ситуаций ребёнком в отличие от традиционных систем. Так ребята учатся преодолевать сложности, изобретать свои решения, развивают критическое мышление. Вся система направлена не на зазубривание, а на понимание.

Программу часто используют в математических классах, хотя сама Людмила Георгиевна уверена, что она подходит для каждого ребёнка. В одном из интервью она сказала, что нет такого ребёнка, которого невозможно заинтересовать математикой.

Что такое федеральный перечень учебников

Главное в учебнике для школы или домашнего обучения — это его соответствие ФГОС, федеральным государственным образовательным стандартам. Если учебник соответствует ФГОС, то он:

внесен в Федеральный перечень учебников (ФПУ). В этом случае на одном из титульных листов указывается, что учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Узнать, входит ли учебник в ФПУ, очень просто. Для этого существует портал «Федеральный перечень учебников», где есть полный список учебников, одобренных государством. Там же можно проверить, входит ли в этот перечень какой-то определенный учебник, просто вбив его название в поиск на сайте.

одобрен Российской академией образования (РАО) и Российской академией наук (РАН). Эта информация указана на одном из титульных листов пособия. 

Федеральный перечень учебников последнее десятилетие претерпевает много изменений. В 2018 году госбюджет на издание учебников был урезан и их список был сильно сокращен — с 1370 до 863 наименований. Перед 2022/23 учебным годом были внесены небольшие изменения — в ФПУ вернулись некоторые учебники математики и английского языка. Это произошло по многочисленным просьбам и обращениям учителей со всей страны, привыкшим к определенным методическим пособиям.

Минусы методики

Однако не все учителя и родители являлись сторонниками системы Петерсон. Об этой методике было много негативных отзывов. Противники математики Петерсон выделяли следующие минусы.

  1. Программа слишком сложная для среднего ребенка. Не все ученики имеют математический склад ума, и не каждому легко и интересно копаться в решении непонятной задачки самостоятельно без объяснений учителя.
  2. В учебнике отсутствует систематизированная теория, поэтому во многом успешность усвоения материала зависит от учителя. А если ребенок заболел и не смог прийти на урок, то восполнение темы становится проблематичным.
  3. На практике на решение заданий может происходить очень медленно.. Обсуждение способов решения задачи зачастую занимает много времени, особенно в начальных классах, из-за чего класс не всегда успевает разобрать тему на уроке. Как следствие, увеличивается и домашнее задание.
  4. Учителя не готовы реализовывать такую систему. У педагогов есть четкие требования, чему они должны научить класс и сколько оценок выставить за четверть или триместр. Поэтому некоторые учителя стараются просто побыстрее изложить готовый материал и поставить как можно больше оценок за ответы (часто не очень хороших, потому что ребята просто не успевают вникнуть в сложную задачу), что противоречит сути методики. В итоге система не реализуется в том виде, в котором задумана, а у всего класса возникают проблемы с успеваемостью.

Все описанные выше факторы сводятся к одному серьезному недостатку: теоретические положения методики далеко не всегда было возможно реализовать в преподавании на практике. Из-за этого систему Петерсон признали неэффективной и исключили из использования в общеобразовательной школе.

Рассылка блога «Родители на MAXIMUM»

пришлем лучшие статьи и подарки в конце месяца

ПОДПИСАТЬСЯ

Когда возникла программа «Перспектива»

Программа была разработана в 2006 году. Она основана на системно-деятельном подходе. При таком подходе ребенок самостоятельно приходит к решению задач.

В создании учебных материалов приняла участие Людмила Петерсон и другие педагоги и методисты. Специально для программы было разработано новое методическое сопровождение – «технологические карты», в которых указаны задачи, ожидаемые результаты, структура уроков, промежуточные и итоговые работы.

Учебники по математике Петерсон входили в программу, но в 2009 году они не прошли экспертизу по причине «недостаточной патриотичности» и были исключены из списка допускаемой литературы. Сейчас вместо них используются учебники по математике авторства Г.В. Дорофеева.

Как купить правильные пособия для учебы

Учебники для школы

Если вы хотите самостоятельно приобрести учебники на предстоящий на учебный год (потому что школьная библиотека по каким-то причинам не выдала их вам или вы просто хотите иметь собственные новые экземпляры), то первое, что вам нужно сделать — это узнать, какими учебниками пользуются ваши преподаватели. У каждого преподавателя свой стиль и своя методика, к тому же домашние задания задаются классу по одинаковым учебникам. Поэтому ситуация, в которой у вас будет учебник другого автора, при обучении в школе просто невозможна. Список учебников, которыми пользуются преподаватели в школе, обычно размещен на школьном сайте. Или же об этом вы можете спросить у самого педагога, объяснив, что будете приобретать учебник сами. 

Школьные преподаватели почти всегда пользуются литературой из федерального списка учебников. Это список учебной литературы, рекомендуемой к использованию при обучении. Этот список одобрен государством, его составляют, изменяют и сокращают/дополняют с помощью экспертизы, а утверждает министр просвещения. Лидеры в утвержденном перечне:

  • издательство «Просвещение»;
  • объединение «Российский учебник» — издательства «Астрель» и «Дрофа»;
  • издательская группа «Вентана-Граф».

Числиться в ФПУ для издательства считается очень престижным, так как в таком случае его издание и попадание в школьные библиотеки по всей России спонсирует государство. Если учебника нет в Федеральном перечне, но педагог все равно предпочитает обучать именно по нему, то есть два выхода — либо закупку учебников спонсирует школа либо (обычно) учебники покупают сами ученики. На это идут не все школьники, поэтому чаще всего учителя придерживаются обучающих пособий из ФПУ.

Учебники для самостоятельного (домашнего) обучения

При выборе учебников для самостоятельного обучения также необходимо ориентироваться на соответствие ФГОС, так как традиционные учебники даже в XXI веке — это незаменимая вещь.

Главный критерий после этого при выборе учебника для хоумскулера — его читабельность. Поэтому лучше прийти с ребенком в книжный магазин, поизучать и полистать издания на месте

Обратить внимание на сложность языка, то, как разбиты параграфы и как даются задания, и оценить, насколько школьнику будет комфортно заниматься самостоятельно

И, конечно, еще один критерий — стоимость, ведь все учебники вам придется покупать самостоятельно. Мы не советуем скачивать бесплатные версии в интернете. Во-первых, вы можете нарушить авторские права, а, во-вторых, нет гарантии, что в таких версиях нет ошибок и неточностей.

Как учить математику по методике Петерсон?

Что притягивает детей в компьютерных играх? Давайте проанализируем.

  • Развлечение: Компьютерные игры предлагают интересные и захватывающие сюжеты, геймплей и задачи, которые способны увлечь детей и предоставить им развлечение.
  • Интерактивность: Компьютерные игры предлагают возможность активного взаимодействия с виртуальным миром, что позволяет детям почувствовать себя активными участниками происходящего.
  • Уровни и достижения: Компьютерные игры часто предлагают систему уровней, достижений и наград, которая мотивирует детей продолжать играть и развиваться, стремиться к новым целям и достижениям.
  • Роль и идентификация: В некоторых играх дети могут играть определенные роли или персонажи, что помогает им воплотить свои фантазии и почувствовать себя частью увлекательной и воображаемой вселенной. Им интересно содержание, оформление;

Чтобы заинтересовать ребенка математикой надо действовать по аналогии. Нужно обеспечить его мотивацией. Методика Людмилы Петерсон предлагает структурированную и систематическую программу для обучения математике.

Создайте интересные и практические задания

Предлагайте ребенку задачи и игры, которые требуют математического мышления. Например, можно использовать головоломки, логические игры, задачи на логику или числа. Это поможет ребенку видеть математику как интересное и полезное занятие.

Примените математику в повседневной жизни

Покажите ребенку, как математика применяется в повседневных ситуациях. Например, приготовление еды, покупки в магазине или расчет времени. Помогите ребенку увидеть, как математика связана с реальным миром и является важным инструментом.

Используйте визуальные и игровые материалы

Игровые материалы, такие как конструкторы, геометрические формы или счетные палочки, могут помочь визуализировать математические концепции и сделать их более понятными и интересными для ребенка.

Обратитесь к онлайн-ресурсам

Существует множество онлайн-ресурсов, игр и приложений, которые помогают увлечь ребенка математикой. Используйте интерактивные математические задания, видеоуроки и игры, чтобы сделать процесс изучения более интересным и привлекательным.

Поощряйте и поддерживайте

Поощряйте ребенка при достижении математических результатов или решении сложных задач. Показывайте свою заинтересованность и поддержку в его учебе. Это поможет создать положительное отношение к математике и стимулировать его интерес и мотивацию.

Найдите внеклассные активности

Найдите математические клубы, лагеря или мероприятия, где ребенок сможет встретиться с другими детьми, имеющими интерес к математике. Участие в таких активностях может вдохновить и поддержать его интерес к предмету.

Плюсы и минусы программы «Перспектива»

Программа «Перспектива» включает в себя не только учебники. Каждый курс дополнен хрестоматиями, словарями, тетрадями для самостоятельных, контрольных и проверочных работ. Для учителей предложен теоретический материал и алгоритмы проведения уроков. Получить консультацию или изучить программу подробнее можно на интернет-ресурсах. Большое количество информационных материалов для педагогов, учащихся и их родителей – достоинство современной системы учебников «Перспектива».

Еще один плюс – подготовка школьника к самостоятельному обучению. Ребенок не слепо заучивает алгоритмы решения, а учится создавать свои. Полученные знания и универсальные действия помогут применять их в разных ситуациях дальнейшей жизни.

Здесь есть отрицательная сторона – слишком многое зависит от учителя и его способностей заинтересовать и мотивировать. Для улучшения качества работы придумана своя система повышения квалификации.

Плюсы и минусы программы петерсон

В 2016 году учебники математики для 1-4 классов авторства Петерсон Л.Г. не вошли в официальный перечень книг, рекомендованных Министерством образования РФ.

Понять, подходит ли вашему ребёнку эта программа, можно, если разобраться в её особенностях. О том, являются ли эти особенности положительными или отрицательными, каждый родитель решит сам.

Быстрый темп

Темп, в котором дети проходят программу, очень быстрый. Часто одной теме отводится буквально один урок, и дальше ребенок переходит к новому типу заданий. В учебнике нет пошаговых разборов упражнений и примеров решения задачек.

Например, в учебнике Моро М.И. в первом полугодии третьего класса школьники проходят числа до 1000. За это же время дети, которые занимаются по книге Петерсон, берут множества, миллионы и миллиарды.

Слабая теоретическая часть и отсутствие понятной структуры

Теоретической части как таковой в учебнике нет. На отдельных страницах встречаются небольшие подсказки в виде таблиц или рисунков. Детей это не напрягает. Ведь не надо заучивать правила. Открываешь книгу — и можно сразу приступать к решению примеров.

Отсутствие теоретической части — проблема для родителей. Если ребёнок пропустил урок или невнимательно слушал учителя, нужно как-то восполнять пробелы в знаниях дома. Поскольку правил в учебнике нет, родителям сложно разобраться, что именно объяснять ребёнку.

Я нашла выход из ситуации: подготовила собственную небольшую методичку, где расписала для каждого урока из учебника, какие темы мы проходим, а также алгоритмы решения и правила на эти темы.

Учит нестандартным решениям

Петерсон предлагает детям самостоятельно придумать алгоритмы, формулы, пути решения задач. Например, разбить фигуры по какому-то признаку, найти закономерность и продолжить её, придумать, как решить задачу. В этом учебнике поощряется, если ребенок приходит к решению без помощи преподавателя.

Проблема в том, что учителя редко следуют рекомендациям авторов и не ждут, пока школьник додумается до алгоритмов сам. Это происходит из-за нехватки времени. Когда не успеваешь пройти с детьми основную программу (сложение и вычитание в столбик, например), нет возможности давать школьникам время на длительные размышления. Приходится показывать отработанную схему решения.

Минусы методики Петерсон

В учебнике нет теории

Современное поколение родителей привыкло к тому, что в учебниках по естественным наукам сначала идет теоретическая часть, а затем углубление материала на практике. С Петерсоном все иначе — здесь вообще нет никакой теории. Учебник начинается с практических задач. Предполагается, что теория преподается учителем в классе.

Методику убрали из официальной программы

В 2014 году учебники Петерсона были исключены из официальной учебной программы, поскольку, по мнению Министерства образования и науки, они не были «достаточно патриотичными». Решение властей вызвало возмущение в академическом сообществе, среди учителей и родителей — десятки тысяч протестовали и подписывали петиции.

Согласно закону, эти книги могут использоваться в школах в качестве дополнительных пособий. Но сейчас сложнее найти учебное заведение, где преподают по Петерсону.

Программа пользуется спросом у учителей начальной школы и была модернизирована с учетом современных потребностей. Существуют как проверенные и испытанные методы, так и новые разработки. С помощью «Школы России» вы развиваете у детей логику и мышление.

Учебник «Школа России» — это традиционная программа

  • грамотное изложение материала,
  • много общего с советской учебной программой, но объяснения в книге лаконичны,
  • подходит для детей с разным уровнем образования,
  • не так много домашней работы, все очень просто,
  • в математике есть задачи повышенной трудности,
  • В русском языке все правила понятны,
  • В книге «Мир вокруг нас» есть много практических заданий,
  • Произведения в «Литературном чтении» хорошо подобраны,
  • Дети в первом классе сначала изучают азбуку,
  • В комплект также входят «Уроки обучения» с интересными упражнениями.

Как и у любой программы, здесь есть свои недостатки:

  • «Математика» предназначена для учащихся со слабым и средним уровнем подготовки,
  • Есть опасность надолго застрять на одной теме,
  • Окружающая среда представлена без какой-либо системы.

Отзывы мам и учителей о программе «Школа России» в подавляющем большинстве положительные.

О.В., 35 лет, мать: «Моя первая дочь закончила начальную школу с отличием. Она училась по программе «Школа России». Вся информация в учебниках была понятна. Когда ребенок болел, она могла заниматься самостоятельно, не выходя из дома. Единственным недостатком было то, что было слишком много работ в категории «окружающая среда». Часто родителям приходилось вмешиваться.

И.С., 25 лет, мать: «Мой ребенок учится во втором классе. Мне не очень нравится программа «Школа России». Предмет «Математика» и «Русский язык» можно изучать по многим предметам. В окружающей среде существует множество практических задач, которые ребенок не может выполнить самостоятельно. Непонятно, зачем нужен «алфавит» в первом классе, ведь дети в первом классе должны уметь читать и писать еще до поступления в школу».

Какие книги подойдут для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Все темы, знание которых проверяют на экзаменах, изучаются в рамках школьной программы, то есть все необходимое есть в пособиях, входящих в федеральный перечень учебников.

Другое дело, что ОГЭ и ЕГЭ проверяют знания школьников в определенном формате, к которому надо готовиться отдельно. В этом помогут официальные сборники с актуальными заданиями текущего года. Подобных пособий очень много, запутаться легко, поэтому руководствуйтесь сразу двумя критериями:

  1. На обложке есть официальная пометка «ФИПИ». ФИПИ, или Федеральный институт педагогических измерений, ежегодно обновляет содержание ЕГЭ и ОГЭ. Тестовые сборники с их пометкой гарантированно прошли проверку и соответствуют всем обновлениям.
  2. Сборник выпущен к новому учебному году. Изменения в экзаменах выпускают в конце августа – начале сентября и вступают в силу в октябре. Если вы видите сборник под заголовком с новым учебным годом (например, «ЕГЭ 2023» в 2022) до этого периода, не ведитесь. Издатели просто поменяли год на обложке, а содержание осталось прежним.

Сборники прошлого года для тренировки использовать можно, но особого смысла в этом нет. Формат ОГЭ и ЕГЭ меняется ежегодно, так что есть шанс научиться решать задание, которого в экзамене больше нет.

Департамент исследований и разработки в MAXIMUM Education ежегодно отслеживает все изменения ФИПИ и обновляет учебные материалы в строгом соответствии с ними. Все преподаватели знают формат экзаменов от и до и учат школьников полезным лайфхакам решения заданий. Из года в год наши ученики получают высокие результаты: 80 баллов и больше. Записывайтесь на наши курсы подготовки к экзаменам, чтобы ваш ребенок тоже получил «отлично» на ОГЭ или ЕГЭ.

Плюсы методики Петерсон

Учит думать самостоятельно

Обычно воспитатель объясняет тему и демонстрирует решение, а дети копируют способ, применяют его в других заданиях и пишут контрольную. В методике Петерсон ребёнок должен дойти до решения сам. Так он учится справляться с трудностями и не ориентироваться на готовые шаблоны, а активизировать мозг.

Опирается на визуализацию

Петерсон считает, что ассоциации и наглядные картинки помогают эффективно усваивать информацию, поэтому учебники и рабочие тетради снабжены красочными иллюстрациями. Чтобы ребёнку было интересней ориентироваться в материале, вводятся сказочные персонажи — например, гномы, эльфы, три поросёнка. 

Подходит всем

Бытует миф, что методика Петерсон годится только для одаренных детей, а вот всем остальным будет сложно. Ещё ходят слухи, что программа гораздо сложнее традиционной, поэтому перейти с другой методики на Петерсон невозможно. 

Но это не так. Система, скорее, сложна для родителей — бывает трудно отойти от привычных понятий об обучении и свыкнуться с необычными заданиями. Детям, которые не обременены стереотипами о том, «как должно быть», формат Петерсон нравится. 

Удобно оформлены учебники и рабочие тетради

Например, записывать решение задач, примеров, рисовать, соединять фигуры, решать ребусы можно прямо в учебнике — просто вписываешь ответ в нужное окошко. Большое число заданий — сравнить, найти закономерность, решить ребус, раскрасить правильным цветом, закончить узор, объяснить почему так, а не так. И это всё — прямо в пособии.

Минусы методики Петерсон

В учебнике нет теории

Поколение нынешних родителей привыкло, что в учебнике точных наук сначала идёт теоретический раздел, а затем закрепление материала на практике. У Петерсон всё иначе — теории как таковой нет вообще. В учебнике сразу начинаются практические задачки.

Методику убрали из официальной программы

В 2014 году учебники Петерсон исключили из официальной школьной программы — в Минобрнауки посчитали, что они «недостаточно патриотичны». Решение властей вызвало возмущение научного сообщества, учителей и родителей — десятки тысяч людей протестовали и подписывали петиции. 

По закону эти учебники могут использоваться в школе в качестве дополнительных пособий. Но теперь найти учебное заведение, где учат по Петерсон, сложнее. 

Выводы: анализируя  сделанную работу в течение года, я пришла к выводу, что в процессе использования методики Петерсона дети лучше запоминают, логически мыслят,  думают и быстрее находят правильные ответы на поставленную перед ними задачу. Заключительный, сравнительный анализ знаний и умений детей по реализации указанной темы показал устойчивую положительную динамику роста математических возможностей посредством использования методики Петерсона и как следствие, повышение умственных способностей у дошкольников.

Общие принципы и цели программ

Принципы программы Петерсона:

Индивидуализация образования: программа Петерсона ставит целью предоставить каждому ученику образование, соответствующее его способностям, потребностям и интересам. Она признает уникальность каждого ребенка и стремится максимизировать его потенциал.

Развитие критического мышления: этот принцип предполагает научить учеников самостоятельно мыслить, анализировать и оценивать информацию, а не просто запоминать факты

Целью является развитие у них способности к самостоятельному и критическому мышлению.

Сотрудничество и коммуникация: программы Петерсона акцентируют внимание на развитии коммуникативных навыков, сотрудничестве и работе в группе. Ученикам предоставляются возможности для обсуждения и обмена идеями, что способствует развитию их коммуникативной компетенции.

Принципы программы Школа России:

Классическое образование: Школа России придерживается принципов классического образования, которое включает широкий круг предметов и акцентирует внимание на развитии различных сфер познания.

Национальная идентичность: программа Школа России способствует формированию у учеников глубокого понимания русской истории, культуры и традиций. Она ставит целью сохранить и продолжать русскую национальную идентичность через образование.

Воспитание гражданственности: в рамках этой программы уделяется внимание воспитанию у учеников ответственности, чувства патриотизма и гражданственности, активного участия в жизни общества.. Несмотря на различия в конкретных методах и подходах, обе программы направлены на формирование компетентных, гражданских и самостоятельно мыслящих учеников

Петерсон и Школа России предлагают уникальные образовательные возможности, соответствующие потребностям и целям каждого ребенка

Несмотря на различия в конкретных методах и подходах, обе программы направлены на формирование компетентных, гражданских и самостоятельно мыслящих учеников. Петерсон и Школа России предлагают уникальные образовательные возможности, соответствующие потребностям и целям каждого ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: