Искусство семейного воспитания. педагогическое эссе

Советский педагог и психолог шалва амонашвили о современном образовании

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 8 марта
  • Родившиеся в 1931 году
  • Лауреаты премии Правительства РФ
  • Педагоги России

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Смотреть что такое «Амонашвили, Шалва Александрович» в других словарях:

— (р. 1931), грузинский педагог и психолог. Один из создателей системы начального обучения детей шестилетнего возраста. Труды по психологии и методике начального обучения … Энциклопедический словарь

— (р. 1931), грузинский педагог и психолог, почётный член РАО (1993). Один из создателей системы начального обучения детей с шестилетнего возраста. Труды по психологии и методике начального обучения … Большой Энциклопедический словарь

Шалва Александрович Амонашвили – профессор и доктор психологии, автор собственной педагогической методики. Методика воспитания Шалвы Амонашвили пронизана уважением к ребенку, направлена на развитие личности и построение доверительных отношений между детьми, родителями и учителем. Она получила название «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первый проект педагога назывался просто – «Школа радости». Сегодня идеи этого подхода воплощаются в жизнь в детских садах и школах по всему миру и, конечно, в отдельных семьях.

«Рождаясь, мы несем с собой богатство»

— Шалва Александрович, в лекции вы упомянули слова Иисуса: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное…» Как вы понимаете эту фразу?

— Во-первых, в детях есть первозданная чистота. Скажем, малыши не умеют лгать… В них ведь не прописано это Творцом. Но пройдет время и они станут этим заниматься. Кто научит? Взрослые. В нас уже накоплены пороки, а в детях — чистота и искренность, к которым нужно стремиться в любом возрасте!

Во-вторых, малыши, не разбираясь в религиозных теориях и философских размышлениях, просто и без условий верят в Создателя. Мы чаще всего опираемся на знания, к примеру, что есть Бог, о котором можно прочесть в Евангелие или другом священном писании. Нужно ли нам сохранять эту первозданную веру?

— Вы говорили, что слово «воспитание» несет в себе скрытые смыслы и знания. Какое его определение есть в вашем личном словаре?

— Вслушайтесь в звучание. В-ось-питание. У каждого человека есть внутренняя основа, его ось и духовный стержень — образ Творца. Раскрытие и познание этой сути — и есть процесс воспитания.

Объясню проще. Когда человек рождается, в нем уже присутствует образ, который вложил Бог, создавая существо по своему подобию. Это, кстати, прописано в постулатах основных религий. Появляясь на этот свет, мы уже несем с собой несметные богатства: чувства красоты, чистой любви, сострадания, способность сочувствовать, совесть и другие дары.

— Как это возможно сделать?

— Только своим примером. Как сказал Лев Толстой: «Истинное воспитание ребенка — в воспитание самих себя». Помните, что каждый из нас — источник образов: как стоите, говорите, улыбаетесь, повышаете голос, какие нотки в нем звучат, какие эмоции появляются.

Постепенно замечаю, что дитя становится добрым, чутким, отзывчивым. Почему? Потому что я «напитывал» это существо именно такими примерами, они отозвались в нем. И не только я. Бабушка, учитель, а в каких-то ситуациях и обычный прохожий…

Основные концептуальные положения

1. Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

2. Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.

3. Ребенок — высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты — могущество и безграничность.

4. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного, планирование деятельности; смелость и выносливость; общение: иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

1. гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

2. индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

3. мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество «Вопрос», атмосфера романтики;

4. резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей;

5. учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки — это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки — качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок — ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок — творчество, урок — игра).

Об авторитаризме современной педагогики.

Современная педагогика ограничена и ограничивает проявления детей.

Спросим себя об отстающих и неуспевающих учениках: «Все ли мы сделали по отношению к ним?»

На пространстве постсоветских государств господствует авторитарный (силовой) образовательный процесс. ЗУН (знания, умения, навыки) в нем главное. Воспитание, хотя и декларируется – второстепенное.

В некоторых школах приём детей осуществляется методом отбора через тестирование. Это порочный путь, путь посягательства на права ребенка, своеобразная педагогическая сегрегация, нарушение этических норм. Все это непременно отзовется в обществе нежелательными последствиями.

Нельзя одаренных детей отлучать от жизни, изолировать. Нельзя создавать школы для одаренных детей. Одаренность надо беречь в той среде, в какой она возникла.

Гений, если это гений, состоится в любых условиях, ибо это его задача (миссия) в жизни (вспомним Ломоносова).

Диктатура – разрушительная сила.

Субъективный авторитаризм – силовой подход, который господствует сейчас на современных уроках.

Авторитарный учитель бомбардирует ученика огромным количеством мелких вопросов. Допрашивает. А что сложнее: уметь отвечать на вопросы или уметь их ставить?

Современная педагогика не любит шалунов. Следовательно, она вырождается.

Методики выхолащивают педагогику. Наступает время, когда методики должны возвыситься до педагогики.

Необходимо изменить личность учителя. Учитель должен быть героем.

Аннотация

Ребёнок – не аморфная масса, а существо, таящее в себе силы, равных которым не сыскать на всей нашей планете. Эта затаённая в ребёнке сила духа, разума и сердца, если её довести до совершенства, станет сверхсилой, способной преобразовывать, обогащать, украшать всё вокруг – и на Земле, и в Космосе, и в нём самом.

Но суть в том и заключается, что какие бы силы не таились в ребёнке, сам он ничего не сможет в себе развить, не сможет даже встать на ноги, не говоря уже о возвышении до человека. Совершить чудо: сделать, воспитать, создать из него человека – серьёзная задача для мудрых, любящих взрослых, и в первую очередь для пап и мам.

Скачать или читать онлайн книгу Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе

На этой странице свободной электронной библиотеки fb2.top вы можете ознакомиться
с описанием книги «Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе» и другой информацией о ней, а затем начать
читать книгу онлайн с помощью читалок, предлагаемых по ссылкам под постером, или
скачать книгу в формате fb2 на свой смартфон, если вам больше по вкусу сторонние
читалки. Книга написана автором Шалва Александрович Амонашвили,
является частью серии Школа жизни,
относится к жанрам Психология и психотерапия,
Педагогика, воспитание детей, литература для родителей,
добавлена в библиотеку 01.03.2017.

С произведением «Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе» , занимающим объем 319 печатных страниц,
вы наверняка проведете не один увлекательный вечер. В онлайн читалках,
которые мы предлагаем посетителям библиотеки fb2.top, предусмотрен ночной режим
чтения, который отлично подойдет для тёмного времени суток и чтения перед сном.
Помимо этого, конечно же, можно читать «Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе» полностью в
классическом дневном режиме или же скачать книгу на свой смартфон в удобном
формате fb2. Желаем увлекательного чтения!

С этой книгой читают:

  • Основы гуманной педагогики. Книга 5. Учитель
    — Шалва Амонашвили
  • Как любить детей. Опыт самоанализа
    — Шалва Амонашвили
  • Истина школы
    — Шалва Амонашвили
  • Как живете, дети?
    — Шалва Амонашвили
  • Основы гуманной педагогики. Книга 1. Улыбка моя, где ты?
    — Шалва Амонашвили
  • Машина влияния
    — Виктор Мазин
  • 13 ключей к пониманию себя, своего окружения и своих отношений
    — Анна Просветова
  • По следам зеленого змия
    — Владимир Рожнов
  • Эмоции под контролем
    — Анна Карпова
  • Умная, красивая и не замужем. Стать женой легко и просто
    — Юлия Свияш

Принципы гуманно-личностной педагогики

Суть подхода бесконечно проста и сложна одновременно: ребёнка надо любить, во всех его проявлениях. 

Традиционное обучение основано на простой схеме кнута и пряника. Решил задачу — молодец, пять. Не решил — двойка и унижение. Можно ли научить ребёнка чему-нибудь таким способом? Определённо, да. Можно ли привить ему любовь знанию, а не к оценкам? Едва ли. Поэтому в концепции гуманной педагогики Амонашвили главную роль играют отношения между учеником и учителем. 

Искренний интерес и уважение к ребёнку — движущая сила воспитания. 

Амонашвили убеждён, что воспитание всегда должно предшествовать обучению. Но вырастить достойного человека при помощи отвлечённых нравоучений невозможно. Вечные ценности усваиваются в том случае, если учитель искренне верит в них и может рассказать о них ребёнку на его языке. И показать на своём примере. 

Амонашвили уверен, что каждый ребёнок рождается на Земле с определённой задачей. Работа учителя — помочь детям найти призвание и раскрыть таланты. Для этого нужно быть оптимистом — уметь видеть в них лучшее. 

При обучении важно учитывать три силы, которые вдохновляют ребёнка расти:

Страсть к развитию. Дети учатся, преодолевая трудности. Поэтому сами интуитивно ищут их — этим объясняются неразумные и даже опасные шалости младших школьников. Чтобы перенаправить эту энергию в мирное русло, обучение должно быть быть связано с трудностями, но такими, которые ребёнок в состоянии преодолеть.

Страсть к взрослению. Каждый ребёнок мечтает стать взрослым. Но какой смысл он вкладывает в понятие «взрослый», полностью зависит от его старшего окружения. Рядом с ребёнком должен быть мудрый наставник, который будет уважать его личность, общаться на равных, доверять посильные но ответственные дела

Чтобы ребёнок стал ответственным, самостоятельным и целеустремлённым, важно сотрудничать, а не давить на него. Страсть к свободе

Хотеть быть взрослым — значит хотеть независимости. Поэтому дети терпеть не могут, когда старшие слишком сильно опекают и поучают их. Но это не значит, что ребёнка вовсе не нужно ограничивать и предоставить самому себе. Амонашвили видит решение в «свободном выборе несвободы». Это как с играми — ребёнок охотно принимает их правила, то есть соглашается на ограничения. Поэтому учёба должна быть похожа на игру, где все участники на равных соблюдают условия. Это мнение разделяют и наставники «Домашней школы Фоксфорда»: 

Система Амонашвили рекомендована Министерством Образования РФ. Под эгидой Центра гуманной педагогики работают школы в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Сургуте, Нижневартовске, Благовещенске и других городах. В них не ставят оценок и не сравнивают детей между собой. Ученики не конкурируют, а учатся помогать друг другу и радоваться чужим успехам. Дети чувствуют себя полноправными участниками процесса: им предлагают самостоятельно провести урок, придумывать задания и даже создавать учебники. Ребятам не только преподают науки, но и помогают формировать духовные ценности. 

Гуманно-личностная педагогика — это не учебная программа и даже не набор методических рекомендаций. Это система взглядов на образование и воспитание, на отношения взрослых и детей в целом. Амонашвили уверен, что воспитание не может ограничиваться школой. Необходимо создать вокруг ребёнка человечную, принимающую и вдохновляющую среду. Для этого учителя, родители и другие старшие родственники должны:

  • понимать свою ответственность (достойный ли я воспитатель?);
  • осознавать цель воспитания (чему я могу научить?);
  • выполнять одни и те же правила в отношении ребёнка;
  • вести достойный образ жизни. 

Только в таком случае ребёнок получит гармоничное воспитание, которое позволит ему стать достойным человеком и с удовольствием познавать себя и мир.

Как появилась гуманная педагогика

Трудно представить, что всемирно признанный учёный, удостоенный высоких научных степеней и правительственных наград, до седьмого класса был двоечником и не любил учиться.

Всё изменилось, когда в школу пришла новая учительница грузинского. Она не стала ставить на Шалве клеймо отстающего и не стыдила его перед классом. Вместо этого она отнеслась к нему с теплотой и уважением и проявила искренний интерес к его стихам. Через три года Амонашвили закончил школу с золотой медалью.

В институте Шалва Александрович устроился вожатым в пионерлагерь. Ставил с детьми спектакли, организовывал походы и в со временем понял, что его призвание — преподавание. В 1955 году он с отличием закончил университет и устроился в НИИ педагогики Грузии. Параллельно преподавал в школе историю, литературу и даже труд. 

В 1960-м Амонашвили защитил диссертацию по педагогике… и отказался от неё спустя несколько лет, признав, что ошибался. 

Как бы гениально ни была составлена учебная программа, её эффективность зависит исключительно от учителя — от его манеры преподавания и отношения к детям. Это открытие вдохновило Амонашвили на поиск нового подхода. В своих поисках учёный обсуждал с учениками идеи великих педагогов прошлого — Песталоцци, Ушинского, Выготского, Макаренко и талантливых современников — Занкова, Эльконина и Давыдова. Изучал психологию, философию Рерихов и основы мировых религий. Эти идеи и собственные исследования Амонашвили легли в основу гуманно-личностной педагогики. 

С 1964 года гуманно-личностный подход стал применяться в грузинских школах в качестве эксперимента, целью которого было вырастить не юных гениев и даже не сознательных членов общества, а «просто хороших людей». Результатами Амонашвили остался доволен. 

В 1970-х годах эксперимент продолжился в Москве: 40-летний доктор педагогических наук принял руководство школой для «проблемных» детей и за два года превратил её в одну из самых преуспевающих школ столицы. На вопрос комиссии, как ему это удалось, Шалва Александрович ответил, что детей надо любить и заниматься с ними. 

Педагог-новатор преподавал в Московском педагогическом университете, работал в Министерстве образования Грузии, участвовал в разработке учебной программы «Школа 2100». Амонашвили — автор более 70 книг с размышлениями о гуманной педагогике, психологии, культуре и философии. 

В настоящее время Шалва Александрович возглавляет Академию гуманной педагогики, которая разрабатывает учебные программы для детей, учителей и родителей. В 2021 году учёному исполнилось 90 лет, но он продолжает проводить семинары, читать лекции и издавать статьи. 

Его сын Паата Амонашвили продолжает дело отца: будучи президентом Международного центра гуманной педагогики, он координирует работу 200 лабораторий в России и за рубежом. 

<<Форма демодоступа>>

Библиография Амонашвили

Амонашвили Ш.А.:

Учебно-образовательные книги:

1. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах. — Тб., 1970.

2. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980.

3. Созидая человека. — М., 1982.

4. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984.

5. В школу — с шести лет. — М.: Педагогика, 1986.

6. Единство цели. — М.: Просвещение, 1987.

7. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Университетиздат, 1990.

8. Культура педагогического общения. — М., 1990.

9. Размышления о гуманной педагогике. — М.,1996, 2001

10. Тайна Альбрехта Дюрера. — М., 2000.

11. Как любить детей (опыт самоанализа). — Донецк, 2010.

Философско-образовательные книги:

1. Исповедь отца сыну. — М., 1980, 2009

2. Школа Жизни. — М., 1996, 2000.

3. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. — М., 2002, 2003.

4. Без сердца что поймем? — М., 2004, Артемовск, 2009.

5. Почему не прожить нам жизнь героями духа. — М., 2003.

6. Спешите, дети, будем учиться летать! — М., 2005.

7. Истина Школы. — М., 2006.

8. Баллада о воспитании. — Донецк, 2008, М., 2009.

9. В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры. — Артемовск, 2008.

10. Вера и любовь. — М., 2009.

11. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. — Донецк, 2009.

12. Письма к дочери. — М., 2010.

Художественные книги:

1. Вся Земля ждет нас. — М., 2010.

2. Амона-Ра: Легенда о Камне. — Артемовск, 2004, 2010.

3. Саломея. — М., 2010.

4. Рука водящая. — М., 2008, Артемовск, 2009.

5. Свет во тьме. — М., 2010.

Педагогическая симфония (трилогия):

1. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя — М., 1983, 2002.

2. Как живете, дети? — М., 1986, 2002.

3. Единство цели. — М.,1987, 2002.

Краткое содержание некоторых книг:

1. Вера и любовь.

Сборник притч, рассказов, сказок, педагогических эссе, молитв.

2. Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света.

О пути учителя Света.

3. В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры.

О раскрытии в ребенке его дара.

4. Баллада о воспитании.

Личные взгляды автора на протекание процесса воспитания.

5. «Улыбка моя, где ты?»

О взаимоотношении ученика и учителя.

6. Тайна Альбрехта Дюрера.

Об основном принципе гуманно-личностной педагогики: как развивать и воспитывать в ребенке жизнь.

7. «Спешите, дети, будем учиться летать!»

Книга для детей и взрослых — как дать детям крылья в жизни взлететь вместе с ними.

8. «Почему не прожить нам жизнь героями духа?»

Книга для учителя — как не только воспитать героев духа, но и стать самому героем духа.

9. «Без сердца что поймем?»

О силе сердца для общества и образования.

10. Исповедь отца сыну.

Об исповеди автора своему 16-летнему сыну, которая может помочь в воспитании других детей.

11. Истина школы.

О новом взгляде на Ребенка, который поможет вырастить из него неповторимого человека.

12. Рука водящая.

О судьбе учителя поневоле…

13. Свет во тьме.

О воспитании автора его бабушкой, о том, как она мудростью и всезнанием развивала его сознание.

14. Амон-Ра.

О любви и сострадании, об истине и других вечных истинах, волнующих людей. Для взрослых и детей.

15. Как любить детей (Опыт самоанализа).

Личный опыт автора, о том, как любить детей с ответственностью за их будущее.

16. «Созидая, не разрушайте. «

Книга — итог новаторской педагогической деятельности автора, его достижениях и неудачах.

17. По ступенькам СКАЛЕ (3 части).

Книга для учителя с уроками для 1 – 4 класса, которые проводились в разных школах.

18. Пути выращивания письменно — речевой деятельности.

Книга для учителя (1 – 4 класс) о значении письменной речи в саморазвитии ребенка.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем, что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

  • Быть астрид линдгрен краткое содержание

      

  • Детский сад это жилое здание или нет

      

  • Мальчики обижают девочек в школе фото

      

  • Закат кенигсберга михаэль вик краткое содержание

      

  • Диктант прошел в школе

Допущения.

Допущение — это путь создания и развития новых идей.

Любая мысль (идея) развивается только тогда, когда снимаются запреты. Например, плоскостная геометрия Евклида была по-новому осознана и сформулирована Лобачевским. В результате возникла геометрия Лобачевского. Причем, открытие было столь значительным, что откликнулось в других науках.

В Гуманной педагогике существуют допущения, позволяющие вносить новые, важные идеи в привычные педагогические концепции.

1. «Я допускаю, что Высший Мир существует» – говорит Ш. А. Амонашвили. Не только мистики и религиозные деятели, но и крупные ученые разделяли эту точку зрения. Так думали А. Эйнштейн, Н. Бор, И. Павлов, К. Циолковский.
И далее следующие допущения.
2. Следовательно, реально существует душа.
3. Душа бессмертна и имеет силу движения к совершенствованию.
4. Земная жизнь – это возможность для восхождения души.
5. В течение жизни душа каждого человека должна утончиться и возвыситься. Хотя бы немного.

Все классики педагогики излагали эти истины. Кто-то прямо, кто-то в подтексте. Макаренко в письме Горькому пишет: «Все помешаны на материализме, и все забыли, что у человека есть душа». С учетом этих допущений – каждый ребенок в этой жизни – уникальное явление.

Тело – это только временная форма, в которой живет душа. Каждый ребенок пришел в этот мир со своей собственной миссией, своей собственной уникальной судьбой.

Загадку этой уникальности приоткрывает древняя мудрость: «То, с чем я родился – подарок Бога. То, с чем я умру – мой подарок Богу».

Пушкин не случайность, а воплощение величайшего духа с особой миссией. Пушкин – это веха в истории русского народа. Каждый народ имеет свои вехи. Нет простых людей.

У каждого своя миссия.

Мы рождаемся друг для друга.

Как, например, родилась няня Арина Родионовна, чтобы подготовить путь для Пушкина. Это её миссия. Плоды моей миссии пригодятся другим. А если моя миссия не состоится? А кто-то уже родился и ждет этих плодов?

В людях сильных голос духа слышен чувствами самого человека. Так, например, Вернадский писал: «Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое. Я – пророк. Я чувствую в себе голос, чувствую в себе Сократа». Чайковский: «Я хочу делать так, как меня влечет призвание».

Однако не все люди чувствуют голос своего призвания, голос своего духа. Поэтому, задача учителя – помочь ребенку осознать себя.

Ребенок – это союз души и тела, союз неба и земли, их единство и целостность. Чем шире наши допущения, тем шире наше сознание, тем больше наши дела.

Настоящий мужской разговор

Сын учился в пятом классе, когда сильно обидел маму, и она расплакалась. Я не стал вмешиваться. Прошла неделя. Сын учил уроки, когда я подошел к нему и сказал: «Пойдем, прогуляемся. Мне нужно с тобой серьезно поговорить

Это очень важно». Мы молча пошли в сторону парка

Но это было не пустое молчание. Иногда нужно просто помолчать, чтобы выразить кипение чувств. Воспитание всегда происходит во внутреннем мире, а не во внешнем. Сын понял, что предстоит что-то важное. – Сынок, мне нужна твоя помощь, – начал я разговор. – Было время, когда я влюбился. И я обещал этой девушке, что если она выйдет за меня замуж, то я сделаю все, чтобы никто никогда ее не обидел. Это твоя мама… И теперь мне нужен твой совет, как мне поступить с сыном, который обидел мою любимую женщину? Сын подумал и ответил: «Накажи меня». – Раньше я был один мужчина в семье, теперь пусть нас будет двое. Двое мужчин, которые будут защищать наших любимых женщин. Давай договоримся, что никто не узнает о нашем разговоре, это будет наш с тобой мужской союз. Мы крепко пожали друг другу руки, закрепив тем самым наш важный договор. Такие мужские разговоры, которые показывают полное уважение и доверие к ребенку, дают огромный импульс и фундамент для воспитания. Такие разговоры, не на каждый день, тем и ценны – эффект от них намного сильнее и глубже.

Страсть к развитию.

«Если дети с раннего возраста развиваются вне общества и созданных им условий, то они остаются на уровне животных» – так утверждал выдающийся современный психолог Леонтьев.

Таким образом, дети должны развиваться в обществе и общество должно обязательно создавать для них необходимые условия.

Французский ученый, этнограф Вилар из одной своей экспедиции привез девочку, сироту из племени гуакиилов. Девочке было два года. Удочерил её, она росла в его семье, её любили.

В 1958г. эта девочка закончила Парижский Университет, стала профессором этнографии, знала 5 языков.

Другой случай. В Индии, в джунглях были найдены две девочки, воспитывавшиеся в семье волков. Старшей к тому времени было 12 лет. Она смогла освоить несколько слов, научилась ходить, но когда требовалась быстрота передвижения — она становилась на четвереньки.

Девочку эту воспитывали хорошие педагогики, но она не стала полноценным человеком.

Младшая не выжила в человеческих условиях – умерла.

Обе девочки были европейской белой расы.

В каждом ребенке заключены способности, возможности (психология называет их функциями)

Сколько их – мы не знаем. Знаем только о некоторых из них – речь, умение ходить, память, мышление.

Следует отметить, что у биологических возможностей существуют пределы развития. У духовных возможностей пределов к развитию нет.

Развитие – это движение функций к своему биологическому пределу. Развитие происходит само собой, а также с помощью окружающих взрослых и педагогов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: