Как отмечают Всемирный день глухих в разных странах
Австралия
В Австралии Всемирный день глухих отмечается множеством культурных мероприятий и спортивных соревнований, организованных организациями, занимающимися поддержкой глухих людей. В этот день проводятся также многие мероприятия, направленные на повышение осведомленности об этнических меньшинствах и рекламы работ, которые делают организации, помогающие глухим людям.
Германия
В Германии Всемирный день глухих возглавляют организации, которые занимаются помощью людям с нарушением слуха. Они проводят митинги и собрания, на которых обсуждаются новости и достижения для глухих людей в стране. Также в этот день проводятся курсы для обучения языка жестов и основных принципов жизни глухих людей.
Индия
В Индии Всемирный день глухих отмечается с помощью проведения специальных конкурсов, игр, дискуссий и других мероприятий для глухих людей. В рамках этих мероприятий глухие люди имеют возможность выразить себя на равных с другими людьми и общаться друг с другом на языке жестов.
США
В США Всемирный день глухих отмечается повсеместно. В этот день происходят показы фильмов с субтитрами, выставки искусства, спортивные соревнования, презентации и другие мероприятия. Кроме того, в США на Всемирный день глухих проводятся конференции и семинары, на которых обсуждаются проблемы, связанные с жизнью людей с нарушением слуха.
Строение органа слуха
Орган слуха у человека представлен ухом, в котором различают три отдела: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.
Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина направляет звуковые колебания воздуха в наружный слуховой проход, который заканчивается туго натянутой барабанной перепонкой. Она отделяет наружное ухо от среднего.
Полость среднего уха соединена слуховой трубой с носоглоткой. Это соединение обеспечивает выравнивание давления воздуха на барабанную перепонку со стороны полости среднего уха с атмосферным давлением.
В среднем ухе расположены три последовательно соединенные друг с другом слуховые косточки. Они передают колебания барабанной перепонки к эластичной перепонке, затягивающей овальное окно внутреннего уха.
Внутреннее ухо расположено в пирамиде височной кости и представляет собой систему полостей и извитых канальцев – лабиринт. Различают костный и перепончатый лабиринт. Функцию слуха в лабиринте выполняет только спирально завитая улитка, в которой находятся слуховые рецепторы. Другая часть лабиринта, состоящая из полукружных каналов, относится к органу равновесия.
Коррекция слуха
Нейросенсорная тугоухость на сегодня считается неизлечимой. Слуховые аппараты помогают не всем, в основном — слабослышащим, которые частично сохранили способность различать человеческую речь. Люди со значительной глухотой редко пользуются аппаратами: даже если они слышат в них какие-то звуки, разобрать слова всё равно не могут.
Сегодня большинству детей, родившихся с нарушением слуха, делают операцию под названием кохлеарная имплантация. Но чтобы прооперированный ребёнок начал слышать, понимать и говорить, требуются годы специальных занятий. И то, что он слышит — это не те же самые звуки, которые слышим мы.
Схема кохлеарного имплантатаФото: ru.wikipedia.org
Кохлеарная имплантация даже у специалистов вызывает неоднозначные оценки. Глухие же относятся к ней с опаской и недоверием, называют прооперированных «роботами» и вообще не считают глухоту чем-то, что непременно требуется исправлять.
24 сентября — Международный день глухих
Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 24 сентября
Международный день глухих (International Deaf Day), отмечаемый ежегодно в последнее воскресенье сентября, был учрежден в 1958 году, в честь создания Всемирной федерации глухонемых, ВФГ (World Federation of the Deaf, WFD) в сентябре 1951 года. Он завершает последнюю полную неделю сентября, которая отмечается как Международная неделя глухих (International Week of the Deaf).
Цель Дня — повышение информированности международного сообщества о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются глухие люди. Ведь, по статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятый человек. Его теряют в результате травмы, болезни или врожденных пороков.
На планете 2500 языков. Но есть и еще одна форма общения, в последнее время все больше и больше интересующая ученых, — язык взгляда и жестов.
Всемирная федерация глухих (ВФГ), которая сегодня объединяет 125 национальных организаций всех пяти континентов, в 1950-е годы для обслуживания международных мероприятий глухих, то есть конгрессов, симпозиумов, конференций, в том числе и спортивных, разработала Жестуно — систему жестов.
В 1760 году аббат де Л’Эпе (Charles-Michel de l’Épée) основал первую школу во Франции — Парижский институт глухих (Institut National de Jeunes Sourds de Paris). Аббат был основоположником мимического метода, большим сторонником жестового языка.
Не верьте в тот миф, что глухие замкнуты и необщительны. Десятки замечательных и великих личностей были глухими. Пьер де Ронсар — поэт эпохи Возрождения, которого называли «принцем французских поэтов», был прекрасным фехтовальщиком и танцовщиком. В историю вошла его замечательная фраза: «С плохим слухом во дворце делать нечего».
История знает и другие великие имена.Виктор Гюго— автор «Собора Парижской Богоматери».Людвиг Ван Бетховен— величайший композитор. Антонио Станьоли — один из итальянских художников. Клод-Андре Десен — французский скульптор.Жан-Жак Руссо— французский философ и писатель.
В настоящее время, по данным ВОЗ, разными нарушениями слуха страдает около 466 миллионов человек — это более 5% населения мира, из них больше половины страдают от инвалидизирующей потери слуха. В России 10% населения — люди с нарушением слуха, в том числе более 1 миллиона — дети. Дошкольные и средние образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха работают во многих регионах России, а в некоторых есть средние специальные и высшие учебные заведения, где дети с нарушением слуха могут продолжить образование.
Также поддержкой таких людей занимается Всероссийское общество глухих (ВОГ), которое с 1955 года является членом Всемирной федерации глухих. ВОГ ведет свою работу с 1926 года, объединяет более 100 тысяч членов, имеет 82 региональных и более 600 местных отделений на всей территории Российской Федерации. ВОГ, как и сама Всемирная федерация глухих, делает акцент на соблюдение прав людей с нарушениями слуха, их социальную реабилитацию и интеграцию в современное общество, повышение уровня их образования, а также доступность к информационным технологиям и услугам.
ВФГ имеет статус ассоциированного члена в ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда и Всемирной организации здравоохранения. В Международный день глухих федерация рекомендует и призывает все ассоциации глухих к проведению кампаний по привлечению внимания политиков, властей, СМИ и общественности к проблемам людей с нарушением слуха.
В России к этому дню уже традиционно приурочено проведение всевозможных спортивных, культурных, просветительских и благотворительных мероприятий в разных регионах страны.
Напомним, что 3 марта отмечаетсяМеждународный день охраны здоровья уха и слуха, а 23 сентября —Международный день жестовых языков.
Фото: pixabay
Дети
Среди глухих детей попадаются и тихони, но большинство из них в раннем возрасте отличается гиперактивностью.
Дети с нарушениями слуха начинают учиться в 3 года. Чтобы получить среднее образование, им требуется около 16 лет: 4 года в дошкольном отделении специальной школы и 12 классов — в самой школе. Школу они заканчивают в 19−20 лет.
В спецшколе проходят в основном те же предметы, что и в обычной. В программе только нет иностранного языка и есть некоторые специальные дисциплины — например, слуховая работа.
У глухих детей слегка нарушена координация движений, поэтому в школах для них обязательным предметом идут танцы.
Большинство слышащих родителей умеют разговаривать со своим глухим ребёнком лишь на минимальном уровне. Общаются они в основном письменно, а так больше молчат.
Многие глухие хотят, чтобы их дети тоже были неслышащими. Боятся, что обычный ребёнок, как только немного подрастёт, начнёт стесняться и отдаляться от них. Надо сказать, боятся не без оснований.
Причины потери слуха и глухоты
Врожденные причины приводят к потере слуха, имеющейся при рождении или приобретенной вскоре после рождения.
Потеря слуха может быть вызвана наследственными и ненаследственными генетическими факторами или некоторыми осложнениями во время беременности и родов, включая следующие:
краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;
низкая масса тела при рождении;
асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов);
ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности; тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.
Приобретенные причины приводят к потере слуха в любом возрасте
инфекционные заболевания, включая менингит, корь и свинку;
хроническая инфекция ушей;
скопление жидкости в ухе (средний отит);
использование некоторых лекарственных средств, таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний;
травмы головы или уха; чрезмерный шум, в том числе на рабочих местах, например от оборудования или взрывов;
рекреационное воздействие громких звуков, например во время использования персональных аудиоустройств при высоких уровнях громкости и в течение продолжительных периодов времени и регулярное посещение концертов, ночных клубов, баров и спортивных мероприятий.
старение, в частности из-за дегенерации сенсорных клеток;
ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход.
Хронический средний отит является распространенной причиной потери слуха среди детей.
Язык жестов
В разных странах — разные языки жестов, а всего в мире их больше 200. Существует и язык для международного общения, но он несовершенен и не особо распространён. Чаще всего глухие из разных стран общаются между собой с помощью переводчика.
Русский жестовый язык был разработан на основе французской методики. Так же, как и американский. Поэтому глухим из России, Франции и Северной Америки друг друга понимать легче, чем остальных иностранцев.
На территории России (и стран СНГ) используется один язык жестов, но со множеством диалектов в разных городах.
Жестовые языки имеют сложную структуру, обширную лексику и собственную историю развития. С точки зрения лингвистов они являются такими же полноценными языками, как и звуковые.
Все глухие — билингвы. Их родной язык — жестовая речь, а языком слышащих людей они, в той или иной степени, владеют как дополнительным.
Глухие не всегда знают, как переводится какой-нибудь их жест в наше слово.
При разговоре глухие всегда активно используют мимику — она заменяет им интонацию.
Глухие не могут говорить так же, как слышащие, только лишь потому, что не знают, как правильно произносить звуки. У них просто нет способа это узнать.
У каждого глухого есть жестовое имя. В его основе может быть фамилия или какая-то особенность внешности, характера, поведения.
Когда слышащие люди ругаются, они повышают голос. Когда ругаются глухие, они начинают быстрее размахивать руками.
Глухие машут руками, если разговаривают во сне.