Введение
Авторы этого текста провели в школьной системе образования ни много ни мало – 11 лет. По нашему мнению, в российских школах есть много того, что стоит сохранить. Но есть и много того, что нужно срочно менять.
Что надо исправить в школе, чтобы на уроки хотелось приходить? Почему школьники не могут учиться тому, что интересно? И нужно ли оценивать знания учеников? Наша статья – о проекте “идеальной школы”.
Начнем с тех подходов, которые используют в других странах. Они как раз соответствуют проекту нашей идеальной школы. Страны, представленные здесь, занимают самые высокие места в последнем опубликованном рейтинге образования по результатам PISA.
Школа волшебников (США, Калифорния)
Некто, называющий себя магом Обероном Зелл-Рэйвенхартом, решил, что в мире не хватает школы волшебства, поэтому открыл первую подобную школу в мире и даже официально её зарегистрировал. Он назвал своё учебное заведение «Серая школа магии». Сам маг, которому исполнилось 68 лет, всю жизнь посвятил изучению «тёмных искусств», и на склоне жизни он решил поделиться своими знаниями со всеми желающими, которым настолько интересны тёмные искусства, что они готовы раскошелиться на немалый вступительный взнос. Своим ученикам маг предлагает 16 дисциплин, среди которых алхимия, заклинания, умение манипулировать волшебной палочкой и защищаться от тёмной магии. Школа разделена на 4 факультета или «Дома»: Русалок, Духов, Гномов и Саламандр. Очевидно, что Оберон начитался книг о Гарри Поттере, и поэтому не возражает, когда его называют Дамблдором, тем более что это лишь увеличивает число его учеников, хотя сам и утверждает, что колдовством начал заниматься задолго до взлёта звезды Роулинг.
Как заинтересовать первоклассника учёбой
Самое важное, что необходимо сделать родителям, — создать условия для того, чтобы ребёнок сам проявил интерес к учёбе. Быть терпеливыми, не ругать ребёнка, направлять его и показывать ценность образования
Следите за режимом дня первоклассника
Важно, чтобы у ребёнка оставалось достаточно времени для отдыха и полноценного сна (ложиться спать лучше не позже 21 часа). После занятий нужен отдых 1,5-2 часа
При таком режиме нервная система первоклассника будет лучше адаптироваться к учебным нагрузкам.
Время для заданий — пик активности ребёнка
Старайтесь организовать время ребёнка так, чтобы к выполнению заданий он приступал во время своей наивысшей активности (это особенно удобно, когда ваш ребёнок находится на дистанционном обучении). Если занятия проводить в период спада активности у ребёнка, не получится заинтересовать первоклассника учёбой.
Смысл учёбы — в знаниях
Подчёркивайте ценность знаний и результатов, которые ребёнок достигнет благодаря учёбе. Чаще хвалите его, чтобы у него появилась уверенность в своих силах. Старайтесь не сравнивать ребёнка с другими детьми, чтобы не разрушить его мотивацию к учёбе.
Поощряйте самостоятельность
Поощряйте ребёнка в учёбе, но не делайте за него большую часть заданий, первоклассник сам в состоянии справиться с ними и почувствовать интерес к учёбе. Не переусердствуйте с помощью, у ребёнка не появится мотивация, если учиться за него будут родители.
Не завышайте значение оценок
Расскажите ребёнку о том, что оценки, конечно, важны, но цель учёбы не в том, чтобы получить высокую оценку, а в том, чтобы стать интеллектуально развитым, получить новые знания. Это гораздо лучше поможет заинтересовать первоклассника учёбой, чем культ пятёрки в дневнике.
<<Форма курс 1-4>>
Сделайте внеучебную жизнь насыщенной
Постарайтесь, чтобы жизнь ребёнка не замыкалась только на учёбе, и у него была отдушина в виде увлечений — спортивных секций, рисования, музыки, рукоделия, различных кружков, а также возможность проводить время с друзьями.
<<Блок перелинковки>>
Выбирайте интересные материалы для обучения
В начальной школе «Фоксфорда» ребёнок не просто получает знания, он начинает проявлять познавательную активность благодаря интересным урокам и увлекательной подаче материала.
Мотивация первоклассника к учёбе — задача необходимая, но в то же время родителям важно не переусердствовать и позволить ребёнку пережить собственный опыт, осознанно пройти период адаптации к школе и сформировать желание не просто получать хорошие оценки, а искренне тянуться к знаниям
4.
Watershed School или Школа Приключений, Боулдер, штат Колорадо, США.
Образование в школе базируется не на скучном заучивании материала, а на практическом освоении навыками и наблюдении. В Watershed School часть уроков проводится вне здания: для изучения биологии дети с учителем бродят по лесу, на уроке географии сплавляются на байдарках по реке. Также в школе введена программа Farme to Table, в рамках которой учащиеся осваивают азы фермерского дела.
Основная функция учителей этой школы – помогать детям. Они настоящие наставники, которые готовы вместе потрудиться над сценарием к спектаклю, организацией концерта школьной рок-группы. Помимо традиционных видов спорта, в школе проводятся занятия йогой, фрисби.
Школа в лодке, Бангладеш
Два раза в год в Бангладеш переживает наводнения, во время которых миллионы жителей остаются отрезанными от большой земли, электроэнергии и предметов первой необходимости. Для детей, естественно, становится невозможно посещать школу. Для борьбы с проблемами, вызванными ежегодными наводнениями, некоммерческая организация Shidhulai Swanirvar Sangstha придумала блестящее решение — плавающие дома, медицинские центры и школы.
Организацией открыто около 100 лодочных школ
, каждая из которых получает необходимую энергию от солнечных батарей, оборудована ноутбуком, доступом в Интернет и небольшой библиотекой. При этом школа сама забирает детей из дома по утрам и развозит после занятий их по домам, подобно школьному автобусу. С момента открытия подобных школ в 2002 году уже 70 000 детей получили в них образование.
8.
Mountain Mahogany Community School или Школа взаимодействия с миром, Альбукерке, Нью-Мексико, США.
Обучения в школе базируется на 3-х составляющих: удовольствие, эмоциональная вовлеченность и безопасность. Помимо стандартных общеобразовательных предметов в школе учат взаимодействовать с окружающим миром. Для этого на участке разбит сад, и дети много времени проводят, ухаживая за деревьями, выращивая фрукты. Кроме того, в программу предметов включены курсы по кулинарии и шитью.. Для того, чтобы ученикам было комфортно, создается приятная, позитивная атмосфера.
Еще одна особенность этой школы – в нее невозможно попасть просто так. Право обучения в ней можно выиграть в лотерее. Для этого на сайте учебного заведения скачивают и заполняют специальную форму, которую затем можно отправить по факсу. После розыгрыша счастливчики попадают в школу и влюбляются в нее на всю жизнь.
Здоровая атмосфера – эффективное обучение
Нельзя не сказать и о такой проблеме, как школьная травля. По статистике 37% школьников подвергается издевательствам со стороны других учеников и даже учителей. С этой проблемой, согласно международному исследованию PISA, Россия вошла в первую десятку стран рейтинга. Разве может идеальная школа мириться с насилием и издевательствами?
Унижение – это удар по самооценке для неокрепшей психики ребенка, и, когда он испытывает сложности в построении гармоничных взаимоотношений с социумом, последним волнующим его вопросом будет учеба. Поэтому, чтобы приблизиться к созданию идеальной школы и, самое главное, уберечь подопечных, руководству стоит всерьез задуматься над методами борьбы с буллингом.
Безусловно, взгляды ученых на идеальную школу заслуживают внимания, поскольку они являются своеобразным отражением важных проблем школьного образования. Но их убеждения, в основном, базируются на опыте, собранном из разных стран, в которых перечисленные подходы не объединены в единое целое, а используются в зависимости от образовательных потребностей государства.
Школа Трабахо Я.
Уникальная школа Trabajo Ya School в Валенсии, Испания предлагает курс стоимостью 100 евро, который дает студентам базовый курс профессиональной проституции. Проституция, считающаяся древнейшей профессией в мире, получила разное моральное и законодательное признание. Частная школа Trabajo Ya School подверглась тщательной проверке со стороны правительства Валенсии, которое возбудило судебный иск с требованием закрыть двери школы.
Отвод был отклонен прокуратурой вскоре после того, как он был подан. Однако Трабахо Я. получил добро на прием большего количества студентов.
Carpe Diem School (Айкен, Южная Каролина, США)
В число удивительных школ мира входит и американская Carpe Diem School в Южной Каролине. Здесь считают, что к каждому ребенку нужно найти индивидуальный подход, поэтому для каждого предусмотрен отдельный кабинет в зале open space. По сути, школа больше напоминает огромный офис с 300 одноместными учебными местами, каждое из которых оснащена персональным компьютером. Такой нестандартный подход к образованию дает свои плоды – Carpe Diem School несколько лет подряд демонстрирует лучшие академические показатели в регионе. Кроме этого, ученики школы читают в три раза больше, чем их ровесники в среднем по стране.
Школа-бункер в Нью-Мексико
3. Школа охоты на мужей, Япония
Школа Infini, появившаяся в 2010 году, предлагает различные курсы для женихов и невест. В ней ученики учатся правильно двигаться и элегантно себя вести, чтобы завоевать сердца и умы потенциальных партнеров и их родителей, которые часто являются серьезным препятствием для успешных союзов. Средний возраст учениц – 30 лет.
Инструкторы критически оценивают одежду учеников, их позы и даже мелкие детали: то, как они скрещивают ноги или выходят из машины. Мужчин и женщин учат разным навыкам, от того, как правильно накрыть на стол, до того, как быть более эмоционально раскрепощенными.
В настоящее время в Японии в тренде мужчины, соответствующие «4Т»:
- teishisei — скромные и вежливые,
- teirisuku — имеющие стабильную работу, с низким уровнем риска увольнения,
- teiizon — не зависящие от своих жен в выполнении домашних дел (готовые помочь по дому и с детьми),
- teinenpi – бережливые.
Оливковое дерево, Сирия
Кочевая школа
«Кенэлэкэн» (Россия)
Адрес: Оленекский эвенкийский национальный район, Якутия
В прошлом дети кочевников-оленеводов либо вовсе не получали систематического образования, либо были вынуждены оставаться в школах-интернатах и месяцами не видеть родных. Сегодня эта проблема решается с помощью кочевых школ, которых в России с каждым годом становится все больше и больше. В Якутии подобных школ уже больше десятка.
Одна из таких кочевых школ — «Кенэлэкэн». Она является филиалом Харыйалахской средней школы Оленекского эвенкийского национального района. На каждой новой стоянке кочевников помимо привычных сооружений теперь появляется еще и школьная палатка. Учеников можно пересчитать по пальцам. Однако, несмотря на малочисленность, впоследствии они мало в чем будут уступать своим сверстникам, которым повезло учиться в более стабильных условиях. Дети занимаются по специально составленному расписанию. Домашние задания и контрольные получают по интернету — все школы для детей оленеводов в рамках национального проекта имеют доступ к спутниковому интернету. После выполнения — отсылают их обратно, на проверку.
Школа без обязанностей
Мне нравитсяНе нравится
Самые необычные школы мира расположились и в Торонто. Начальное учебное заведение “Альфа” служит примером для многих школ. Условия здесь близки к райским. Нет никаких домашних заданий, точного расписания, строгости и оценок. Ребенок сам выбирает, как проведет этот день. Он может пойти на любимое занятие, поиграть в спортивные игры, разрабатывать свой проект.
Есть наставники, которые помогают ребенку решить, в каком направлении он хочет двигаться. Все конфликты и непростые ситуации решаются на совете, где выискивают исход, удобный для каждого. Безусловно, многие дети хотят здесь учиться, но на всех мест не хватает. Поступление проходит в виде лотереи.
Начальная школа Або, США
Начальная школа Або
гордится тем, что стала первой поземной школой в Соединенных Штатах. В разгар холодной войны, когда Соединенные Штаты были близки к ядерной войне с Советским Союзом, Президент Джон Ф. Кеннеди пообещал создать общественные и частные структуры, которые могли бы служить в роли ядерных убежищ. Власти города Артезия в Нью-Мексико решили построить подземную школу, которая бы также могла функционировать в качестве укрытия на случай ядерного удара.
Школа находится полностью под землей, а на ее крыше построена детская площадка. Школа имеет три различных входа, каждый из которых защищен 800-килограммовой стальной дверью. За дверью находится помещение с дезактивационным душем. Школа, как сообщается, была способна противостоять радиации и выдержать 20-мегатонный взрыв.
В свое время, в ней также был морг, автономный генератор с запасом топлива, автономная система вентиляции и запасы продовольствия и медикаментов. Несмотря на все это, многие ученики, которые посещали школу, не имели ни малейшего представления, что они учились в бомбоубежище. Школа Або была закрыта в 1995 году из-за увеличения расходов на техническое обслуживание.
Чередование видов деятельности
Учитель должен планировать свой урок так, чтобы в ходе занятия виды деятельности постоянно чередовались друг с другом. Нельзя на уроке чтения только читать или на уроке обучения грамоте только писать на протяжении всего занятия.
Например, при изучении новой буквы с детьми нужно проводить такие упражнения:
- звуковое восприятие и выделение звука: разучить чистоговорку, отгадать загадку и установить первый звук в отгадке и т.д.;
- знакомство с буквой: рассмотреть на образце, придумать, на что она похожа, вылепить ее из пластилина или вырезать из бумаги, написать в тетради;
- чтение слогов: в таблице, по лучикам;
- поиск нужного звука в слове и т.д.
Таким образом, после слушания дети перейдут к практической деятельности, потом к чтению и снова к фонетическим упражнениям. Аналогично нужно строить работу и на других уроках. Кроме того, нужно помнить, что выполнение каждого отдельного упражнения должно занимать 2 – 5 мин.
Также можно чередовать и формы работы. Как правило, в 1 классе дети еще не отождествляют себя с коллективом класса. Поэтому фронтальная работа должна сменяться групповой или парной.
Woodlawn и Eunice Kennedy Shriver, США
В этом здании в Арлингтоне (штат Виргиния), напоминающем огромные треугольные ломтики сыра Viola, расположены сразу две школы. Здесь занимаются студенты, изучающие изобразительное искусство, а также ученики с особенностями развития.
Необычная форма учебных зданий от бюро BIG объясняется не просто желанием эпатировать публику. Архитекторы создали пространство, идеально вписанное в городскую среду и современность, изобрели площадку, где студентам волей-неволей приходится общаться друг с другом. «Каскадные террасы соединены изогнутой лестницей, которая переплетается на всех уровнях — как внутри, так и снаружи, — цитирует издание AD Бьярке Ингельса, основателя BIG. – Это делает учащихся обеих программ и всех возрастов визуально и физически связанными друг с другом».
2.
Кочевая школа “Кенэлэкэн”, республика Саха (Якутия), РФ.
Если раньше дети оленеводов были вынуждены на учебу отправляться в школы-интернаты и месяцами были оторваны от семьи, теперь в Республике Саха существует более десятка кочевых школ. Это большие палатки, оборудованные спутниковым интернетом, которые установлены на крупных стоянках кочевников. Дети в них занимаются по специальной программе и специальному расписанию. В школе 2-3 педагога. Домашние и проверочные задания дети получают через интернет и после выполнения также отсылают их на проверку. Школы малочисленны -обычно в них занимается не более 10 учеников, но это позволяет им не расставаться надолго с родителями и вести привычную для себя жизнь.
Школа по принципу open space Orestad Gymnasium (Дания)
Orestad Gymnasium в Копенгагене – уникальная в своем роде школа, здесь нет классов, нет деления на аудитории. Школа построена по принципу открытого пространства, open space. Проект и реализация принадлежат известному архитектурному бюро 3XN ROLE. В 2007 году здание гимназии было признано лучшим зданием Дании, ведь школа невероятно красивая! Крутая винтовая лестница по центру, уютные круглые островки, где собираются дети с преподавателями, комфортные зоны отдыха, выполненные в ярких цветах – уходить после уроков домой совсем не хочется! В Orestad Gymnasium учат старшеклассников, выбравших своей специализацией СМИ, и дизайн школы, безусловно, помогает развитию творческих навыков у ребят!
Плавающая школа
Мировой океан занимает такую огромную площадь, что было бы грешно не использовать его площадь в мирных целях.
Плавающая школа
Сегодня существуют целые города плавучих домов. Например, в Бангладеш на данный момент существует более 100 плавучих школ. И для этой местности это вполне разумное и оправданное решение.
Дело в том, в этой стране довольно часто происходят сильные наводнения. Чтобы не тратить силы и время на восстановление жилья, чтобы наводнения не стали причиной пропуска занятий детьми, власти решили проблему таким необычным, но очень действенным способом.
Сегодня в Бангладеш решили преобразовать подобным образом и другие важные государственные учреждения. Сейчас там есть и плавучие больницы, и обычные жилые дома, и такие же необычные школы. При этом учебные и медицинские учреждения оснащены всем необходимым: мощными солнечными батареями для генерации электричества, компьютеры с интернетом и даже библиотеки.
Школа для нелегалов и беженцев, (Израиль, Тель-Авив)
Короткометражный фильм Кирка Саймона и Карена Гудмана «Здесь нет чужих» в 2011 году удостоился «Оскара» в своей категории. В нём 40 минут рассказывается о школе «Бялик-Рогозин» в Израиле, в которой обучают детей нелегальных эмигрантов и беженцев, которые съехались в эту страну со всего мира. Они принадлежат к разным сословиям, исповедуют разные религии. Короткая ещё жизнь этих детей преисполнена суровых испытаний. Многие из них лишились родных, истощены эмоционально и физически, а кое-кто раньше никогда не учился в школе
В «Бялик-Рогозин» дети получают не только простейшие знания, но их там одевают, поят и кормят, учителя школы проявляют к ним искреннюю заботу и внимание. Для них все эти дети не чужие, а получившие новый шанс израильтяне
Мотивация первоклассника в учёбе
Первоклашки от природы любознательны, поэтому если у ребёнка пропала мотивация к учёбе, нужно выявить причину, а также учесть объективные факторы, которые воздействуют на ребёнка в этот период.
Что влияет на отсутствие мотивации у первоклассника?
- Перегруженность информацией. Ещё на этапе подготовки к школе родители обсуждают, что ребёнку необходимо для школьной жизни, какая будет школа и уроки, какой иностранный язык и кружки выбрать и так далее. От избытка этой информации ребёнок может начать бояться школы и всего, что с ней связано.
- Ребёнку скучно. Сегодня многие дети приходят в школу хорошо подготовленными, некоторые уже даже знают программу первого класса. Родителям кажется, что усиленная подготовка облегчит ребёнку обучение, но у этого есть и оборотная сторона — малышу становится неинтересно учиться, пропадает мотивация.
- Физиологические причины. Изменение режима дня, умственные нагрузки, необходимость быть усидчивым и внимательным, снижение физической активности.
- Новая роль, к которой нужно адаптироваться. Если раньше ребёнок мог в любой момент побегать и поиграть, то теперь ему предстоит внимательно слушать учителя, выполнять его просьбы, адаптироваться к коллективу.
- Эмоциональный дискомфорт. Ребёнок переживает из-за своих неудач, особенно если учится в школе, где введена система оценок, боится подвести родителей и почувствовать себя хуже других.
Родителям, которые задумываются, как мотивировать первоклассника на учёбу, необходимо помнить, что ребёнок проходит через важный период и может испытывать сложности возрастного кризиса. Он переживает период серьёзной трансформации, у ребёнка появляется понимание ответственности, исполнения обязанностей, необходимость учитывать требования школы. Нужно помочь ему адаптироваться к этим изменениям и найти мотивацию к учёбе.
<<Форма демодоступа>>
Новая Школа
“Новая Школа” — частная инновационная школа, которая работает как образовательный центр. Создана в 2015 году при помощи Благотворительного фонда “ДАР”. Часть школьников учиться бесплатно, в рамках стипендиальной программы.
Ученики “Новой Школы” становятся призерами олимпиад, участвуют в конференциях и даже занимают высшие позиции в рейтинге американского госэкзамена.
Заместитель директора, учитель математики и информатики Юрий Подкопаев рассказал о необычных форматах обучения, которые используют в старших классах “Новой школы”.
Каждый ученик самостоятельно составляет свой учебный план. Можно выбрать уровень погружения в предмет, например, изучать взаимоотношения литературы и кино. Кроме того, есть возможность отказаться от некоторых предметов вроде углубленного изучения физики, но присутствуют обязательные дисциплины, которые нельзя менять: математика, спорт и так далее. Обязательно учиться не менее 34 часов в неделю, из рамок учебного плана выходить тут нельзя. В пятом-шестом классе появляются варианты выбора предметов. Со старшей школы можно выбрать учебу со второй половины дня. Школьники здесь, рассказывает нам Подкопаев, не облегчают себе жизнь – они создают собственный вектор обучения.
“Новая школа” стремится раскрыть индивидуальность ребенка и поддерживает разные увлечения учеников. Это секции, кружки, поездки, инициативы самих школьников, которые часто самостоятельно организуют учебный процесс. Группы школьников, которые формируются по дополнительным предметам взаимодействуют между собой, например, в поездках по выбору, где можно “согласовать пункт назначения с кафедрой математики, поехать в какой-то город и исследовать его с точки зрения геометрии и симметрии”.
Заинтересовать, не отсидеться
Действующая система обучения имеет преимущественно лекционный формат, из-за чего школьники частенько пропускают ин6формацию мимо ушей (особенно, когда учитель «на своей волне» рассказывает о многочленах или о дате очередной великой битвы).
Идеальная школа умеет вызвать интерес к обучению у каждого ученика. Занятия проходят в интерактивном формате, где нет места лектору. Учитель выступает в качестве модератора групповых обсуждений, на которых школьники делятся своими мнениями, знаниями, активно участвуют в теме урока. В такой школе успешно внедряются новые методы обучения, такие как «перевернутые классы», в основе которых лежит изучение новой темы на дому и проработка заданий в классе. Увлечение детей гаджетами используется в образовательных интересах путем создания специальных учебных платформ, цифровых учебников, заданий.
Школа без обязательств в Торонто
Школа-бункер
Мне нравитсяНе нравится1
В Нью-Мексико находится настоящий памятник, напоминающий жителям об угрозе ядерной войны, которая нависла над миром в 1962 году. Начальная школа “Або” — бункер, где могли учиться и скрываться более 2000 человек. В те времена существовал серьезный конфликт между СССР и США, поэтому Джонн Кеннеди поручил властям сооружать много укрытий.
Здание “Або” находится под землей. На поверхности лишь маленькая площадка. Есть три входа, двери которых весят более 800 килограмм. Здесь также есть дезинфекционные камеры и антирадиационный душ. К счастью, сейчас здание не обслуживается, а рядом построили обычную школу, где занимаются дети.
Зеленая школа в Париже
Мне нравитсяНе нравится1
В столице Франции ценят экологическую обстановку, поэтому так заботятся об озеленении ландшафта. Строители уникального здания сумели воспроизвести собственную экологическую систему. В районе Булонь-Бийанкур есть центр, на террасах которого произросла зелень, на крыше расположился собственный цветник.
Главная стена здания выстроена специальной конструкцией, которая обеспечивает комфортное развитие растений, а благодаря такой конструкции здесь даже птицы могут вить гнезда. На уступах здания произрастает мох и другие растения. Таким образом, зеленью смогут покрыться все стены уже через несколько лет, что покажет хороший пример. Безусловно, это непривычное строение для глаз людей, куда люди ходят учиться и получать знания.