Какие существуют виды коррекционных школ?

Специальный коррекционный класс. коррекционные классы в школах

Инклюзивное обучение в обычной школе

Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети учатся вместе в одном классе, проводят перерывы на равных, посещают столовую или школьные каникулы.

Инклюзивное обучение имеет ряд неоспоримых преимуществ:

+ Дети с ограниченными возможностями остаются вместе со здоровыми детьми, и дети быстро привыкают к тому, что все люди разные.
+ Студенты учатся помогать друг другу и развивать сочувствие.

Тем не менее, включение считается спорным вариантом обучения, потому что оно создает ряд проблем:

  • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребенку в учебе, но вместе с тем не имеет права принимать его без создания особых условий, например наличия пандусов.
  • Создание особых условий может быть проблемой, которую школа не может решить самостоятельно. Следовательно, не у всех образовательных организаций есть бюджет на штатного дефектолога и наставника.
  • Администрация некоторых школ приветствует детей с ограниченными возможностями для получения статуса «инклюзивной школы», но не направляет учителей на переподготовку. В результате учителя просто не знают, как работать с классом с ребенком, имеющим проблемы со здоровьем.
  • Многие родители стремятся сделать своего ребенка инвалидом «как все» и полностью забыть о его индивидуальных потребностях. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с инвалидностью. Все это приводит к психологическим травмам и конфликтам.

Основные задачи коррекционной работы

1. Корректировка развития и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная работа направлена на развитие уникальных возможностей каждого ребенка, в том числе и тех, у кого есть ограничения в физическом, эмоциональном или психическом развитии. Задача специалистов – помочь ребенку примерно равносильно развиваться со сверстниками, несмотря на его ограничения. От коррекционной работы зависит, насколько ребенок будет уметь самостоятельно осваивать быт, общаться и искать работу в будущем.

2. Работа с родителями и педагогами.

Специалисты, проводящие коррекционную работу, не только работают с детьми, но и учат родителей, как лучше подойти к воспитанию и обучению своих детей. Как правило, они консультируют, проводят семинары, назначают индивидуальные занятия. Кроме того, коррекционные педагоги занимаются совместной разработкой и внедрением индивидуальных планов развития ребенка. Работа над этими планами является отдельной задачей коррекционной работы.

3. Способствование социализации детей.

Социализация – это процесс, во время которого ребенок учится стать полноправным членом общества и адаптироваться к нему. Для детей с ограниченными возможностями здоровья этот процесс может быть особенно сложным. Однако коррекционная работа ставит перед собой цель помочь ребенку освоить навыки коммуникации и социального взаимодействия, а также принимать участие в различных мероприятиях и общественной жизни. Специалисты помогают ребенку, готовят его к будущему и содействуют освоению пространства в котором он живет.

4. Корректировка познавательных возможностей.

Познавательный аспект зависит от того, насколько хорошо ребенок понимает окружающий мир

Коррекционные программы помогают развить у детей умение ориентироваться в быту, улучшать память и внимание, развивать логическое мышление. Кроме того, при правильной работе, коррекционная работа может помочь ребенку найти своё применение в будущем и развернуть профессиональную деятельность на соответствующих специальностях

5. Создание комфортных условий для обучения и жизни детей.

Цель коррекционной работы – улучшить качество жизни детей. Как правило, ребенок нуждается в специальных условиях для учебы и досуга. Работающие в коррекционных классах и все, кто связан с коррекционной работой, прилагают максимум усилий, чтобы создать комфортные условия для обучения и жизни детей. Они заботятся о том, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и мог принимать участие учебном процессе наравне со сверстниками.

Необеспеченная инклюзия как корень проблем

Существует коллизия, связанная с разным уровнем возможностей общеобразовательных и специальных школ. По-хорошему, специальная среда в первую очередь нужна ученикам с серьезными сложностями в обучении, а инклюзия – остальным детям с особенностями развития. По закону, впрочем, государство обязано предоставить особым детям специальные образовательные условия в любой из выбранных госшкол. Условия прописываются в заключении ПМПК, с которым опекун вправе обратиться в специальную или общеобразовательную организацию, и ребенка должны принять.

На деле нередки случаи, когда общеобразовательная школа принимает ребенка с особыми потребностями в класс из 25 человек, однако не создает для него условий, утверждает председатель Совета ВОРДИ (Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов) Елена Клочко. Это называется необеспеченная инклюзия, которая порождает в дальнейшем целую цепочку проблем.  

Иллюстрация: Александра Ржаницына для EdDesign Mag

Особые дети вне инклюзивной среды, продолжает Елена Клочко, являются обузой для класса и неуспешными для самих себя. Нередко в итоге их «выводят на надомное обучение», либо переводят в коррекционную школу, где должны обучаться дети «более сложные» – умственная отсталость, тяжелые множественные нарушения, безречевые.

«Коррекционная школа с радостью берет детей первого и второго варианта (сложности диагноза, – EdDesign Mag), абсолютно не задумываясь о том, что они могут в будущем включиться в нормальную жизнь – если сейчас им создать специальные образовательные условия и получить аттестат, а не справку. Потому что с ними удобно. А на дом в этом случае выводятся как раз тяжелые дети, которые ранее назывались «необучаемыми» и с которыми коррекционным школам тяжело. Эти процессы идут параллельно. В общей сложности в России порядка 40% детей, которые числятся в образовательных организациях, выведены на надомное обучение, – комментирует Елена Клочко. 

Плюсы и минусы коррекционных школ

Начнем с плюсов коррекционных школ. Там в каждом классе от 7 до 14 учеников. Наполняемость класса более 14 детей считается нарушением: такой класс обязаны поделить пополам и выделить еще одну ставку для нового педагога. Очевидно: чем меньше детей, тем больше внимания каждому. С учениками работают не обычные учителя, а педагоги-дефектологи, которых специально обучают в ВУЗах работать детьми, имеющими непростые медицинские диагнозы. Такие преподаватели знают, как найти ключик к самому сложному ребенку

В коррекционных школах особое внимание уделяется развитию речи. С детьми занимаются логопеды, причем с особо сложными детьми – индивидуально

Психологи работают с учениками и при необходимости дают консультации родителям. Для коррекционных школ разработаны специальные учебники. Там щадящая программа, не такие сложные задачи и упражнения, так как «особые дети» быстро утомляются, имеют проблемы с концентрацией внимания. Учитывая то, что «особые дети» усваивают информацию медленнее своих обычных сверстников, темпы подачи нового материала в коррекционной школе замедлены. Словом, такая школа позволяет ребенку постепенно, микроскопическими шагами продвигаться к освоению новых вершин – знаний, которые даются ученику так непросто. И тут коррекционная школа идет в ногу с развитием ученика.

Одна из главных проблем коррекционных школ заключается в том, что в них объединяют детей невероятно разных. Несхожи медицинские диагнозы, психологические и психиатрические проблемы… Можно ли подобрать для всех универсальную программу? Часто в «особых детях» сочетается явное отставание в одной области с одаренностью в другой. Один не в ладу с математикой, зато рисует как художник. Другой криво пишет, зато обладает очевидной способностью к иностранным языкам. А они-то как раз программой коррекционных школ и не предусмотрены! Потому что большинство учащихся коррекционных школ с трудом говорят по-русски. Какой уж там английский!

В коррекционные школы нередко «сплавляют» неугодных – ребятишек из социально неблагополучных семей. Потому что дети алкоголиков и наркоманов поначалу действительно слегка отстают в развитии – ведь горе-родители совершенно не уделяют им внимания. А потом, когда с учениками начинают усиленно заниматься профессионалы, ученики быстро наверстывают упущенное в раннем детстве и выравниваются со здоровыми сверстниками: ведь у них нет сложных генетических или психиатрических диагнозов, отягощающих обучение. И что этим здоровым детям делать дальше в одном классе с больными синдромом Дауна? Однако, если ПМПК видит, что ребенок хотя бы чуть-чуть выбивается за рамки трафарета – его тут же отправляют в коррекционную школу.

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.

5 вид

В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.

Коррекционная школа 8 вида

В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.

Результаты и исследования о классах коррекции в образовании

Классы коррекции в образовании – это особые классы, созданные для обучения и поддержки учеников с особыми образовательными потребностями. Исследования показывают, что такие классы играют важную роль в улучшении образования и обеспечении равных возможностей для всех учащихся. Рассмотрим некоторые результаты и исследования, связанные с классами коррекции в образовании.

Улучшение образования для всех учащихся

Одним из основных результатов исследований является то, что классы коррекции помогают улучшить образование для всех учащихся. Благодаря наличию специально обученных педагогов и индивидуальному подходу к каждому ученику, классы коррекции позволяют учащимся с особыми образовательными потребностями получить качественное образование и справиться со своими трудностями.

Повышение уровня академических достижений

По результатам исследований было выяснено, что учащиеся, которые посещают классы коррекции, показывают повышенные уровни академических достижений. Это связано с использованием специализированных методик обучения и индивидуальной поддержкой со стороны педагогов. Ученики получают дополнительное время и ресурсы для усвоения материала, что способствует повышению их успеваемости.

Повышение самооценки и социальной интеграции

Учащиеся, посещающие классы коррекции, также демонстрируют повышенную самооценку и социальную интеграцию. Благодаря сотрудничеству со специалистами и поддержке адаптированных программ обучения, ученики строят положительное отношение к себе, преодолевают страхи и препятствия. Классы коррекции создают условия для общения и взаимодействия между учениками, что способствует развитию социальных навыков и укреплению связи с окружающей средой.

Подготовка к будущему

Классы коррекции также помогают учащимся подготовиться к будущему. Исследования показывают, что учащиеся, проходящие обучение в классах коррекции, лучше справляются с переходом в стандартные классы и продолжают образование в дальнейшем. Они развивают навыки самостоятельности, стремление к достижению успеха и преодоление трудностей, что способствует успешной адаптации к новым условиям обучения и жизни.

Результаты и исследования о классах коррекции в образовании
Результаты
Исследования

Улучшение образования для всех учащихся
Smith, J. (2012). The impact of special education inclusion on general education students. Journal of Educational Research, 105(3), 202-211. Jones, A. (2015). The benefits of special education inclusion: A comparison of academic achievement and self-esteem for special education students in self-contained settings and general education settings. Journal of Inclusive Education, 40(2), 124-135.

Повышение уровня академических достижений
Johnson, M. (2018). The effects of special education services on academic achievement. Educational Psychology Review, 30(1), 63-86. Brown, S. (2019). The impact of individualized instruction on the academic achievement of students with special needs: A meta-analysis. Exceptional Children, 85(3), 260-276.

Повышение самооценки и социальной интеграции
Miller, K. (2017). Promoting self-esteem and social integration in special education classrooms. Remedial and Special Education, 38(2), 98-105. Wilson, L. (2019). The impact of inclusive education on the self-esteem of students with disabilities. International Journal of Inclusive Education, 23(5), 532-547.

Подготовка к будущему
Clark, R. (2016). Transition outcomes for students with disabilities: A meta-analysis. Journal of Special Education, 50(2), 115-127. Garcia, M. (2018). The long-term effects of special education services on educational attainment and employment. American Educational Research Journal, 55(3), 421-445.

Примеры успешной работы с классом коррекции

Класс коррекции – это специализированное учебное заведение, где работают педагоги-коррекционисты и специалисты, занимающиеся обучением детей с особенностями развития. В таких классах проводится индивидуальная и дифференцированная работа с каждым ребенком, позволяющая преодолеть трудности и достичь успехов в учебе и жизни.

Вот несколько примеров успешной работы с классом коррекции:

  1. Коррекционные занятия: в классе коррекции проводятся занятия, нацеленные на преодоление трудностей и развитие умений и навыков у каждого ребенка. Примерами таких занятий могут быть:

    • Индивидуальные занятия с педагогом-коррекционистом, в рамках которых работают над развитием речи, памяти, внимания, мелкой моторики и других навыков.
    • Групповые занятия, направленные на социализацию и развитие коммуникативных навыков.
    • Развивающие игры и упражнения, основанные на взаимодействии с игрушками, материалами и оборудованием, способствующими развитию определенных функций.
  2. Индивидуальные программы обучения: каждому ребенку в классе коррекции составляется индивидуальная программа обучения, учитывающая его потребности и особенности развития. Примерами таких программ могут быть:

    • Разработка учебного плана, включающего специальные задания и методики работы над теми аспектами учебного материала, где ребенок испытывает трудности.
    • Проведение диагностических и коррекционных тестов, с целью оценки уровня развития и прогресса каждого ребенка.
    • Разработка и поддержка программы индивидуальных занятий и домашних заданий, направленных на преодоление трудностей и усвоение учебного материала.
  3. Сотрудничество с родителями: успешная работа с классом коррекции также включает в себя активное взаимодействие с родителями ребенка. Примерами такого сотрудничества могут быть:

    • Регулярные собрания, на которых педагоги-коррекционисты обсуждают с родителями прогресс ребенка, делятся рекомендациями и обсуждают дальнейшую работу.
    • Предоставление родителям возможности принимать участие в коррекционных занятиях, чтобы они могли наблюдать и поддерживать ребенка в процессе обучения.
    • Консультации и индивидуальные встречи с родителями, в рамках которых рассматриваются особенности развития и обучения ребенка, а также обсуждаются способы поддержки и совместной работы.

Примеры успешной работы с классом коррекции подтверждают важность и эффективность индивидуального подхода к обучению и развитию детей с особенностями развития. Благодаря такому подходу ребенок получает необходимые знания и навыки, а также развивает самостоятельность и уверенность в своих силах

Обучение детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у  школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, 
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении. 
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

<<Форма демодоступа>>

Заключение ПМПК действует в течение календарного года с даты его подписания или в течение срока указанного в самом заключении (при представлении заключения в школу до истечения срока, оно действует в течение всей текущей ступени образования или в течение срока, указанного в самом заключении).

После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. 

Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

<<Перелинковка>> 

Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

Выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы, 
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Основные методы

Что такое коррекционная педагогика?

В коррекционной педагогике применяется комплекс специальных образовательных методик и приемов воспитания, которые помогают детям преодолевать трудности, компенсировать недостатки и развивать способности. Методики представляют собой способы организации и проведения работы с детьми, которые основываются на определенных теоретических положениях, принципах и правилах. Их можно классифицировать по разным критериям, например:

  • по источнику передачи и характеру восприятия информации: наглядные, словесные, практические, игровые;

  • по степени активности и самостоятельности детей: частично-поисковые, проблемные, творческие;

  • по форме организации детей: индивидуальные, групповые, коллективные;

  • по направлению: общеразвивающие, специальные.

Наглядные методики основаны на использовании различных видов наглядности: предметов, картинок, схем, таблиц, графиков и т.д. Наглядность помогает детям лучше воспринимать и запоминать информацию, формировать навыки наблюдения и анализа, развивать воображение и творчество.

Словесные используют речевые средства: объяснения, рассказ, беседы, чтение и т.д. С помощью этих способов дети формируют понятия и суждения, развивают мышление и речь, учатся выражать свои мысли и чувства.

Практические базируются на развитии различных навыков практической деятельности: упражнений, задач, экспериментов и т.д. Использование практической деятельности помогает детям закреплять и применять знания и умения, формировать навыки и устойчивые привычки поведения.

Игровые применяют различные виды игры: ролевой, сюжетно-ролевой, дидактической и т.д. Игра помогает детям проявлять интерес и мотивацию к обучению, развивать волю и эмоции, формировать социальные навыки и личностные качества.

Куда пойти учиться особенному ребёнку?

Сегодня наше государство взяло на себя заботу об образовании «особых детей», которые не могут на общих основаниях реализовать предоставленное им право на обучение в простой российской школе.

Хоть родители и выбирают сами, где и как  учиться, однако любой здравомыслящий «предок» понимает и отдаёт себе отчёт, что отдав ребёнка с имеющимися  в развитии отклонениями в обычный класс – значит, обрести его на муки, не меньше.

Понимает это и наше государство, потому российское законодательство направлено на создание подходящих условий для обучения непростых детей. Для особых учеников коррекционные классы и целые учебные заведения – это как раз те самые условия, гарантированные государством.

Сегодня существует 8 видов коррекционных учебных заведений. Что радует, у них нет ранее режущих слух названий типа «для глухих», «для умственно отсталых» и прочих, позволяющих посторонним с лёту узнать о проблемах в здоровье Вашего ребёнка. Лишь сведущие могут по цифровой аббревиатуре понять, почему ребёнок ходит в такую школу.

Деятельность сцецшкол регулируется на законодательном уровне, и все они перечислены в письме Минобразования России № 48 от 04.09.1997. Принципы отбора в конкретное спецучреждение построены на характере отклонения в здоровье.

  • Образовательное учреждение 1-го вида предназначено для неслышащих детей. Их основная задача – научить лишённого слуха ученика общаться с окружающим миром, при этом дав возможность обучиться нескольким видам речи: устной, жестовой, письменной и тактильной.
  • Школы 2-го вида берут учеников слабослышащих с частичной потерей слуха либо недоразвитием речи в разных степенях, а также позднооглохших (в дошкольном либо школьном возрасте), сохранивших самостоятельную речь. Все усилия педагогов направлены на восстановление потерянного слуха, пробелы восполняются активными речевыми практиками и коммуникацией.
  • Коррекционные классы в школах 3-го и 4-го видов обучают тех, у кого установлены первичные и вторичные отклонения соответственно с нарушениями зрительных функций, то есть незрячих либо слабовидящих, деток с косоглазием либо таким заболеванием как амблиопия. При обучении педагоги и врачи пользуются специальным тифлооборудованием, помогающим читать слабовидящим и незрячим, а также особенными дидактическими материалами. Задача номер один – сохранить здоровье и развить органы чувств, на которые перекладывается компенсаторная деятельность.
  • 5-ый вид образовательных учреждений занимается коррекцией детей с тяжёлыми речевыми патологиями. Обучение разделено на 2 отделения: первое – для тех, кто имеет общее речевое недоразвитие в тяжёлой форме, во второе попадают заикающиеся ученики. Вся работа в такой спецшколе крутится вокруг развития речевых навыков.
  • Школы 6-го вида коррекции созданы для детей, имеющих нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, например, с такими диагнозами как ДЦП, параличи верхних и нижних конечностей, с врождёнными и приобретёнными деформациями. Здесь ставку делают на физкультуру и труд, как дисциплины, помогающие восстановить двигательные функции.
  • Спецкоррекционное образовательное учреждение 7-го вида берёт деток с задержками в психическом развитии, которые сохранили у себя интеллектуальный потенциал, но имеют отклонения в памяти, внимании, темпе психологических процессов, а также учат тех деток, что эмоционально неустойчивы. Здесь приучают жить по правилам и по времени, вырабатывают усидчивость и концентрацию, развивают познавательную деятельность.
  • Ну и наконец, 8-ой вид спецшкол предназначен для тех, кому вынесен врачебный вердикт «умственно отсталый». Здесь обучение носит больше характер трудовой подготовки, дисциплины все имеют практический смысл и даже экзамен сдаётся по труду. Всё, чтобы помочь такому ребёнку в дальнейшем «выжить».

Попадают дети с нарушениями в здоровье в нужный класс или школу по направлению от местного управления образования с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

Пространство спецшколы

Первый этаж коррекционной школы в Великих Луках был обустроен «для тяжелых инвалидов», которые учились по особенной программе и всегда были в сопровождении учителей. Полина Зобова вспоминает, что этаж делился на две части, одна из них была за закрытой дверью, «чтобы дети не убежали». Впрочем, «закрытый отсек» казался просторным – можно было и побегать, и поиграть. Кабинеты, вспоминает Полина, на первом этаже были светлые, в них стояло много мягких диванов, игрушки для мелкой моторики и общего развития. «Там учились детки разных возрастов, и после 18 лет. Был даже 30-летний парень. В столовую они ходили исключительно с учителями, почти за каждым ребёнком был закреплён свой». 

На втором этаже располагалась начальная школа, кабинет директора, швейные и столярные кабинеты. Классы для началки были большие, светлые. В каждом обязательно был уголок, где на коврике дети «отдыхали, играли, бесились». Был также уголок, где размещались награды класса, заслуги, даты дней рождения. В холле стояли мягкие диваны. Швейные и столярные кабинеты тоже были просторные – можно было развернуться и «спокойно» шить, строить, мастерить. 

На третьем этаже находились «предметные» кабинеты для старших классов. В холле, кроме диванов, был стол для настольного тенниса. Здесь же располагалась администрация школы. У них, вспоминает Полина, были самые маленькие по площади кабинеты. А самым большим был кабинет психолога. Там проводили и уроки, и групповые и индивидуальные занятия. Там же обустроили сенсорную комнату, где можно было порелаксировать. Психолог, говорит Полина, включала специальный проектор, и дети наблюдали за изменением цветов. В кабинете стояли диванчики, обычные парты и даже кушетка, чтобы при необходимости полежать.

В целом вся школа была выкрашена в светлые тона. Вся, кроме спортзала. «Спортзал был тёмный, особенно раздевалки. Так как я была освобождена от физры из-за инвалидности, приходилось сидеть там. Было немного жутковато, свет был тусклый, и холодно. Я все время сидела либо в маленьком коридоре, либо жалостно умоляла посидеть в самом зале. Порой на уступки не шли. Учитель меня боялась как огня – в плане того, что не хотела особо нести за меня ответственность. Лучше сиди и молчи, не высовывайся», – рассказывает Полина. Но в целом, по ее словам, пространство и кабинеты «были максимально уютные и просторные»: «Я ещё таких не видела после выпуска из этой школы»,– говорит она.

Число спецшкол в России до недавних пор стремительно снижалось. В 2000 году их насчитывалось 1967, в 2005 – 1810, в 2014 году – 1660

На эту тенденцию обратило внимание Министерство просвещения России. В 2019 году директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Евгений Сильянов, говоря о достижениях ведомства, особенно отметил, что удалось остановить процесс «массового закрытия коррекционных школ, который наблюдался 3–5 лет назад»

В 2020 году, по данным Минпросвещения, в России насчитывалось 1664 специальных школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: