Многое зависит от окружения
Заикание — это важная, но далеко не единственная речевая проблема, которая может достаться нам от родственников. Темп речи, ее разборчивость и выразительность тоже серьезно зависят от речевого окружения ребенка. Нам кажется забавным, когда малыш произносит свои первые слова, интонируя их, как бабушка или дедушка, которые играли с ним. Однако дети подражают голосам людей, которые уделяют им много внимания, подсознательно копируя их. Также дети могут подражать и каким-то особенностям речи своих сверстников в группе детского сада, поэтому специалисты знают, что появление в коллективе ребенка с заиканием может привести к копированию у других детей, и эта патологическая привычка может закрепиться в речи у кого-то из них.
Такая же закономерность, к сожалению, наблюдается и при нарушениях произношения. Самый яркий и показательный с этой точки зрения пример — это горловое произнесение звука «р». Появись в детском коллективе один такой ребенок, и у трех-четырех детей может возникнуть подобное произношение. Причем у первого ребенка могут быть серьезные причины так говорить (нарушение артикуляции, укороченная подъязычная связка), а остальные дети просто подражают этому необычному звучанию ради забавы, но при этом отказываются частично или полностью от правильного произношения. Такими же «прилипчивыми» дефектами являются замены «л» на «в» или «й».
К чему приводит заикание?
Проблемы с речевым развитием ребенка непременно отражаются и на его психологическое состояние, мешают в будущем нормально жить. Чем дольше человек живет с заиканием, тем сложнее будет избавиться от различных проблем.
С каждым периодом в жизни заикающийся становится более замкнутым, менее общительным, имеет мало друзей, боится знакомиться и сложно адаптируется в обществе. Хотя можно избежать такие серьезные последствия, если родители приложат все усилия для этого.
Взрослым необходимо постоянно внушать своим детям уверенность, объяснять им, что эта проблема не глобального масштаба и исправить ее можно, родители должны помогать малышу восстанавливать свою речь.
Зачастую заикание может стать причиной:
- неврологического расстройства,
- длительных депрессий,
- нежелания общаться с людьми,
- закомплексованности,
- проблем с выбором профессии,
- сложности создания семьи.
В каком возрасте эффективнее лечить заикание?
– Заикание проявляется в раннем детстве: примерно с 2 до 6 лет. В этом возрасте разумнее всего начинать лечение
Важно, чтобы лечение было комплексным: логопед, психолог и спокойная обстановка в семье
Считаю, что самая большая ошибка родителей – акцентировать внимание на заикании ребенка. Совет: принимайте своего ребенка абсолютно любым, подключите специалистов и избегайте термина «Лечение»
В итоге заикающийся диктором, возможно, не станет, но комфортно общаться точно будет! Главное, захотеть и исключить вторичную выгоду. Человеку же подсознательно почему-то нравится заикаться.
С миллионами проблем, которые несет заикание, есть что-то хорошее
Например, внимание близких. И тут нужно плавно менять психологию человека
Ведь психология – это основа. Заикание – это лишь симптом. Даже если называть заикание заболеванием, то любая болезнь зарождается в голове.
Лучше поздно, чем никогда?
Как специалисту мне часто приходится сталкиваться с такой ситуацией: родители считают, что их ребенок поздно заговорит (папа тоже поздно начал!) и не обращают на этот факт серьезного внимания. Однако само понятие, что такое «поздно говорит», значительно отличается у специалистов и родителей. Многим родителям кажется, что толком не разговаривать лет до трех — это нормально. У логопедов на это другой взгляд: к трем годам речь ребенка должна быть полностью сформирована, возможны нарушения в произношении «трудных» звуков («р», «ш»). «Заложниками» такого разногласия в подходах становятся дети.
В 3 года семья впервые отводит ребенка, который не владеет фразовой речью, к логопеду и искренне не понимает, чем так встревожен специалист, почему вместо занятий он сразу направляет ребенка к неврологу или детскому психиатру, просит проверить слух у сурдолога? Ведь родители пришли не за этим! Но специфика развития речи такова: если она появляется вовремя, то все в порядке, а если нет, то причин может быть множество, и в них нужно разбираться.
Да, безусловно, есть семьи, в которых из поколения в поколение дети поздно начинают говорить. Но, как правило, это связано отнюдь не с наследственностью, а с семейными традициями, причем не самыми приятными. Когда родители, особенно мать, придерживается жестко авторитарного стиля общения, ребенок, находящийся с ней в теснейшем эмоциональном «симбиозе», старается все сделать, как она сказала, а его слов при этом никто не ждет. В педагогике такой стиль общения называют директивным, и дети таких матерей отлично понимают обращенную речь, имеют большой запас слов «в пассиве», но даже не стремятся открыть рядом с мамой рот и что-то ей сказать или возразить. Вырастая, такие дети как бы перенимают эту манеру общения, и их дети тоже могут отстать в развитии речи от своих сверстников.
С чем работать родителям
В работе по коррекции проблем с речью я рекомендую использовать пособия издательства «Творческий центр , разработанные мною по итогам 30-летнего опыта логопедической практики.
-
Работа над произношением должна закрепляться проработкой слов, которые содержат в себе затруднительные звуки. Для того чтобы ребенок мог закрепить звук, ему необходимо дать слово в ситуации общения. Пособия «» предоставляют возможность отработать произношение с помощью 360 предметных и сюжетных ассоциативных картинок.
-
Учебно-игровые комплекты «» из серии «Самые нужные игры» помогут детям в увлекательной форме отточить артикуляцию. Каждый комплект «Логопедическое лото» состоит из 120 цветных карточек с подробным описанием и включает игровое поле. Задания подобраны по принципу от простого к сложному.
-
Учебно-методические комплекты «» предназначены для проведения занятий по развитию речи с детьми дошкольного возраста и закрепления лексического материала. Комплект состоит из трех папок, в каждой папке — 16 красочных иллюстраций с конспектом занятий на обороте. Сюжетные картинки систематизированы по трем основным периодам обучения в дошкольных учреждениях на протяжении учебного года.
Как лечить заикание?
Существует несколько способов, которые могут справиться с проблемами речи, но все эти методы не дают стопроцентную гарантию. Правда, около семидесяти процентов людей все же справляются с этой проблемой раз и навсегда. И, чем раньше обратиться за помощью, тем больше вероятности восстановить речь.
Какие же методы способны решить данную проблему?
1. Логопедические занятия
Их проводит специалист, который настроен на устранение неправильного темпа речи и ритма. Также в его обязанности входит снятие психологического барьера и напряжения.
2. Дыхательные упражнения
Благодаря ним ребенок успокаивается, теряет страх перед общением. Специалист просит ребенка сделать короткий вдох, а затем плавный выдох через нос. Такие упражнения обычно выполняют на протяжении двадцати минут по три раза в день.
3. Компьютерные программы
Данные программы-тренажеры позволяют с помощью различных способов устранить дефекты речи. С ними легко работать, и эффект не хуже, чем при работе со специалистами.
4. Медикаментозное лечение
Их применяют при неврологических нарушениях. Благодаря специальным препаратам, блокирующие действия в головном мозге нейтрализуются, и у человека постепенно исправляется речь.
Эти методы более эффективны только в том случае, если их применять не по отдельности, а комплексно.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
|
|||||||
Как объяснить окружающим, что заикание – это не смешно?
– Давайте начнем с того, что иногда это действительно комично выглядит, особенно когда ранее человек с этим никогда не сталкивался.
К тому же это навязывает нам кино
Важно помнить, что, когда человек не знает, как реагировать, чаще всего он улыбается. И это не потому, что он смеется над вами, а потому, что он сам в смятении и не знает, как действовать
Если вам не нравится, когда вы говорите, а окружающие улыбаются – просто скажите им об этом. Вы удивитесь, но это работает! Что же касается буллинга и насмешек в школе, то здесь сложнее. Дети жестоки и это факт. Не показывайте себя беззащитным и слабым.
Защищайте себя и свое достоинство. Не бойтесь обращаться за помощью к родителям, школьному психологу или старшим друзьям.
Основные причины заикания
Факторов, влияющих на речь заикающегося человека, на самом деле, много. Их можно поделить на три группы:
1. Физиологические
В этом случае, проблема заключается в здоровье.
Заикание может иметь свои корни еще в утробе или в первые годы жизни малыша:
- гипоксия,
- травмы при родах,
- сотрясение головного мозга,
- нервное истощение,
- а также задержка развития речи и нарушение центральной нервной системы.
Проблема с заиканием может возникнуть еще в раннем возрасте и сопровождать человека на протяжении всей его жизни. Лечение практически невозможно, поскольку нарушения напрямую связаны с деятельностью головного мозга.
К физиологическому фактору также можно отнести и наследственность. Причем не заикание передается по наследству, а слабость речевого аппарата. В этом случае, данная проблема может возникнуть в любом возрасте, даже в зрелом.
2. Психологические
В этом случае речевые отклонения имеют проблемы в эмоциональном плане:
- сильный испуг,
- детские фобии,
- переходный возраст,
- недостаточное эмоциональное развитие,
- и, наконец, жестокое семейное воспитание.
При этом, заикание может проявить себя в любой из четырех фаз.
3. Социальные
В этом случае ребенок заикается из-за того, что он быстро разговаривает, одновременно изучает сразу несколько иностранных языков, имеет большую речевую нагрузку или, если в его семье родители разговаривают спутано и непонятно.
Много ли людей заикается?
– Согласно одному исследованию, примерно каждый сотый человек заикается в большей или меньшей степени. А это примерно 75 миллионов человек на планете Земля!
Кто-то заикался в детстве, а кто-то не признается себе в этой особенности.
К слову, для логоневротика прятаться от себя и общества – нормальная тема. Я сама очень долгое время не признавала себя заикающейся и считала этот термин оскорбительным.
К слову, чаще заикание встречается у парней, а девушки заикаются реже. И, как правило, у этих девушек больше мужских качеств характера.
Это из собственных наблюдений, которые я связываю с различиями в активности полушарий мозга разных полов. Хотя точных данных нет, как и полномасштабных исследований.
Четыре фазы заикания
Заикание имеет четыре основные фазы, имеющие свою степень тяжести:
1. Заикание имеет эпизодический характер
Разговор заикающегося можно понять, он разговаривает четко, только изредка случаются заикания. Он легко контролирует этот процесс благодаря спокойствию и глубокому вдоху. Такое заикание чаще всего встречается при небольших испугах или при возникшем страхе перед публикой.
2. Хроническое заикание
Оно характеризуется в постоянном искажении речи. В этом случае, человек уже не в состоянии контролировать, а также корректировать свою речь. При разговоре зачастую испытывает напряжение.
3. Окружающие плохо понимают речь
Заикающемуся человеку в это время сложно выражать свои мысли, он испытывает дискомфорт в психологическом плане, начинает спотыкаться в словах при небольшом беспокойстве или тревоге.
4. Самая сложная фаза, когда окружающие не понимают речь заикающегося
Человек боится разговаривать, поскольку не хочет быть не понятым, испытывает сильнейшее напряжение во время общения. Люди зачастую переспрашивают его, поскольку не понимают многих фраз, что затрудняет заикающемуся снова выразить свои мысли.
Сначала движение, потом слова
Ребенок, делая первые шаги, должен внимательно смотреть под ноги и прямо перед собой, в противном случае высок риск падений и травм
Детское внимание полностью сосредоточено на усвоении нового двигательного навыка, и малыш просто не успевает и ходить, и говорить одновременно
Специалисты, работающие с детьми раннего возраста, отмечают такую особенность: когда ребенок делает первые попытки самостоятельного хождения, спуска по лесенке, катания с горки, он многократно и неустанно повторяет одно и то же движение, стремится довести его до совершенства.
Самостоятельное движение для него чрезвычайно важный социальный навык, который обеспечивает его «автономию» от взрослого, дает ощущение свободы выбора и передвижения. Именно поэтому дети, которые уже «умеют говорить» (то есть родители слышали от них несколько слов), на время обучения хождению как бы забывают об этом навыке. Спустя какое-то время потребность в речи опять выйдет на первый план, но у родителей неожиданный регресс всегда вызвает много тревог. Еще один популярный повод для паники — ожидание, что ребенок повторит речевые сценарии своих ближайших родственников. Вот что стоит знать об этом.
Как справляться с заиканием
По данным лингвистов, наличие заикания свидетельствует о сформированности морфологической и синтаксической структур языка, которая нарушается при появлении в речи запинок, при этом «внутренняя речь» человека не страдает. Ребенок, у которого появляются проблемы с плавностью речи, подсознательно начинает меньше говорить, может практически отказаться от развернутых фраз в пользу коротких реплик. Это может помочь на какое-то время, но, если не заниматься с логопедом, проблема усугубляется, малыш от «милых» повторов слов и слогов переходит к судорогам, которые возникают в области губ, лица, шеи, могут распространиться даже на движения головы или скованность рук при общении с другим человеком. При этом, чем младше ребенок, тем легче постепенно вывести его из этого состояния, создав специальные условия для общения, тренируя и совершенствуя плавную речь. Семьи, в которых заикается кто-то из взрослых, должны отнестись к этой проблеме со всей серьезностью, сразу начав работу по исправлению речи ребенка вместе со специалистами.
При этом важно помнить, что наследуется не заикание, а только тип нервной системы. Конечно, наличие заикающегося родственника, особенно в близком окружении ребенка, усложняет работу специалиста, но не делает ее невозможной
За последние десятилетия появились новые методики, эффективная лекарственная терапия, поэтому только от терпения и настойчивости родителей зависит речевое будущее ребенка с заиканием. Решение проблемы возможно только при мобилизации всех взрослых членов семьи, которые будут поддерживать плавную речь в общении с ребенком и между собой.