Центр family wellness с инновационным комплексным подходом через уникальный микс международных методик для взрослых и детей в т.ч. с дцп, нервно-мышечными и др. заболеваниями

Устали от рутинной работы и проблем со здоровьем?

Что же такое гидрореабилитация?

Гидрореабилитация — это комплекс упражнений в воде, которые помогают улучшить физические способности и функции человека. Данный вид реабилитации был одобрен медицинским сообществом как метод лечения давно.

Занятия в воде должны проводиться регулярно и последовательно под контролем специально обученных специалистов — аквареабилитологов. Оптимальный температурный режим для лечебного физкультурного комплекса в воде — 32-34 С. Ниже температура воды может усиливать спастичность мышц, выше 35 С — уменьшает двигательную активность ребенка. Только теплая вода обеспечивает обезболивающий эффект, помогает снять спастичность в мышцах, стабилизирует процессы раздражения и торможения в центральной нервной системе.

Важна систематичность занятий. Это дает больший оздоровительный эффект, чем эпизодические походы в бассейн. Благодаря систематичным занятиям в бассейне простые рефлекторные движения постепенно формируются в более сложные. И процесс нового навыка в воде и перенесенный в последствии на сушу может быть эффективнее и безопаснее, нежели выработанный сразу на суше.

Дозированные физические нагрузки с правильным чередованием “нагрузка-отдых” — обязательный компонент при гидрореабилитации. Ни в коем случае нельзя допускать переутомления. Когда все же появились даже минимальные признаки переутомления, нагрузку в последующем стоит уменьшить, а комплекс лечебных мероприятий должен быть пересмотрен. Саму нагрузку на ребенка и сложность упражнений увеличивают постепенно с учетом возможностей самого ребенка.

Необходимо. чтобы была обеспечена профилактика травматизма и контроль аквареабилитолога, пока ребенок находится на занятиях в воде.

Аквареабилитация нужна в комплексном лечении при многих состояниях. Часто это дети с детским церебральным параличем, расстройством аутистического спектра, дети с последствиями перинатального поражения ЦНС, с синдромом Дауна, в качестве постртравматической реабилитации.

1. Антигравитационные силы воды благоприятно влияют как на костно-мышечную систему, так и на внутренние органы. Состояние невесомости снимает нагрузку с опорно-двигательного аппарата, позволяет детям с двигательными нарушениями двигаться менее болезненно, увереннее справляться с теми двигательными задачами, с которыми он не в состоянии справиться на суше.

2. Когда тело или его часть выполняют движения под водой, возникает вихревое сопротивление, при котором образуются вихревые потоки, создающие сопротивление движению, и для сохранения равновесия в воде необходимо дополнительное напряжение мышц и энергичное выполнение упражнений. Таким образом, вихревое сопротивление способствует созданию хорошего мышечного корсета, тренировке равновесия и координации движений.

3. При погружении тела в воду появляется гидростатическое давление, пропорциональное глубине погружения, т.е. чем глубже погружение тела, тем сильнее на него давление воды. Именно это давление помогает мышцам расслабиться, а телу ощутить легкость. Гидростатическое давление улучшает циркуляцию крови, венозный отток, снижает частоту сердечных сокращений, повышает аэробные возможности организма, оказывает стимулирующий эффект на кардио респираторную систему. Кроме того, оно создает эффект массажа, снижая мышечное напряжение и выполняя массирующее воздействие на органы брюшной полости, а также способствует повышению устойчивости вестибулярного аппарата.

4

Важное значение имеет также психотерапевтический эффект лечебного плавания. Облегченные и безболезненные движения в водной среде повышают уверенность в своих силах, улучшают самочувствие, способствуют быстрейшему выздоровлению

Таким образом, лечебное плавание детей с церебральным параличом в комплексе с другими средствами реабилитации оказывает оздоровительный эффект, значительно улучшая функционирование опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, развивая психоэмоциональную сферу ребенка.

Польза лечебного плавания

Людям с различным уровнем физической подготовки плавание помогает заметно улучшить состояние здоровья. Плотность воды намного выше плотности воздуха, поэтому физические нагрузки в бассейне переносятся намного легче, а укрепление мышц и сжигание жира происходит интенсивней.

При занятиях плаванием происходит хорошая тренировка следующих групп мышц:

  • Спина;
  • Руки;
  • Бедра;
  • Ягодицы;
  • Плечевой пояс;
  • Живот.

После тренировок в бассейне стабилизируется работа кровеносной системы. Давление приходит в норму, сердечно-сосудистые заболевания практически исчезают. Сосуды обретают эластичность, сердечный ритм стабилизируется. При регулярных занятиях в бассейне улучшается работа дыхательной системы, задействуется большая площадь легких. Это обеспечивает более интенсивное кислородное насыщение крови, что улучшает кровоток организма. Кроме этого, плавание отлично закаливает организм, улучшая иммунитет и общее состояние человека.

Чтобы получить положительный оздоровительный эффект от занятий в бассейне необходимо заниматься не реже двух раз за неделю. Длительность тренировки должна составлять 40-50 минут. Занятия лучше начинать в бассейне с более теплой водой, постепенно привыкая к холодной (25С). Перед началом тренировки в воде, следует провести небольшую разминку на суше. Мышцы должны быть разогретыми, но не уставшими.Это обеспечит повышенный тонус организма и большую выносливость.

Лечебное плавание

Основные акценты в реабилитации

  • Развитие дополнительной и/или альтернативной коммуникации (например, с помощью жестов, картинок). Таким детям нужно повышенное общение.
  • Лечебная гимнастика: в основном направлена на растяжение мышц, развитие реакции на равновесие, на координацию, на правильное позиционирование (преодоление и торможение неправильных поз и положения тела).
  • Иппотерапия (стимулирует движение, работает много мышц, заставляет концентрироваться, благоприятно влияет на психику ребенка).
  • Плавание, гидромассаж (в воде ребенок расслабляется). Некоторые дети начинают первые шаги делать в воде, поскольку именно в воде могут расслабиться мышцы.

Благодаря аквареабилитации у ребенка:

1. Формируются новые двигательные навыки, улучшение опорно-двигательной функции рук и ног; 2.Улучшается равновесия и координация движений; 3.Снимает болезненное напряжение в мышцах и суставах; 4.Улучшается кровообращения в сосудах и тканях организма за счет тренировки сердечно-сосудистой системы.

Как у каждого метода, при занятиях в воде нужно учитывать моменты, которые приведут к ухудшению общего состояния ребенка.

1. Не рекомендуется длительная задержка дыхания при выполнении всех видов упражнений (гидроцефалия); 2. Упражнения с длительным статическим напряжением эффектом не делают из-за возможного усиления спастики; 3. Убирают из основного комплекса упражнения, развивающие подвижность в суставах при артродезах суставов, при синдроме гипермобильности суставов; 4. При вывихе бедра и после его вправления нельзя упражнения с формированием приведения и наружной ротации бедра.

Таким образом, гидрореабилитация помогает вернуть ребенку с ДЦП способность к свободному движению, достичь более высокого уровня жизни и самообеспечения.

Какой стиль плавания полезнее?

Мало кто, приходя в бассейн, задумывается о технике и стиле плавания. Любительскими или «народными» стилями плавания считаются плавание «по-собачьи» или «по-лягушачьи», хотя стилями их можно назвать с натяжкой

Если же вы пришли в бассейн по рекомендации врача, то на стиль плавания нужно обратить отдельное внимание

Чтобы скорректировать осанку или избавиться от болей в позвоночнике, лучше плавать брассом. Брасс позволяет равномерно нагружать всё тело. Если человек с нарушением осанки отдаст предпочтение «несимметричному» стилю плавания, например, кролю, то этим он может обострить мышечные боли и ухудшить своё состояние.

То же самое относится и к баттерфляю. Баттерфляй, он же «дельфин», тоже не подойдёт людям, страдающим от болей в спине. Особенность стиля баттерфляй в том, что для перемещения в воде приходится «работать позвоночником». Если посмотреть на пловца баттерфляем со стороны, то можно увидеть, что его тело совершает волнообразные движения, причём высокой интенсивности. Человек то приподнимается над водой, то снова погружается в неё. При постоянной смене водной среды на воздушную и обратно происходит изменение силы тяжести, а вместе с ней и нагрузки на позвоночник. Спортсмены к таким колебаниям нагрузки приспособлены, а вот у любителей могут возникнуть неприятные, а порой и болезненные ощущения.

Один из наиболее «универсальных» стилей плавания — плавание на спине. Этот стиль считается общеукрепляющим, поэтому его активно практикуют. Плавание на спине в рамках одной тренировки можно чередовать с плаванием брассом, эти стили отлично дополняют друг друга.

Кстати, если вы совсем не умеете плавать, дорога в бассейн для вас всё равно не закрыта. В бассейнах проводятся занятия и по эквааэробике. Это тоже полезно и увлекательно.

Купания малыша шаг за шагом

Подготовьте место перед купанием малыша заранее. Приготовьте все необходимые вещи: мыло, мочалку, полотенце, чистый подгузник. Убедитесь, что в комнате комфортно и тепло, чтобы ваше ребёнок не замёрз.
Заполните ванночку водой, убедитесь, что температура воды в районе 33-35 С°
Подготовьте ребёнка, полностью разденьте его. (Совет: если ваш малыш плачет перед купанием, то можно оставить памперс, он придаст малышу чувство безопасности в воде).
Постепенное поместите вашего ребёнка в ванну, начиная с ног, не забывайте поддерживать шею и голову. Следует подливать теплую воду чашечкой или кувшином, чтобы вода не остыла и не стала слишком холодной для малыша.
Используйте мягкое детское мыло. Наносите его не слишком много, иначе это будет сушить кожу малыша. Мойте руками или мягкой мочалкой, начиная сверху.
Тщательно ополосните ребёнка, оботрите его чистым полотенцем

Затем очень осторожно извлеките его из ванны, одной рукой поддерживая шею и голову, а другой рукой держа снизу (дети очень норовят выскользнуть, когда мокрые).
Если есть возможность, то попросите другого человека, помочь обернуть вашего малыша в сухое полотенце.
Оберните вашего ребеночка в мягкое полотенце и вытрите его насухо. Если кожа малыша раздражена, то смажьте её детским увлажняющим лосьоном

Затем наденьте подгузник на ребёночка и поцелуйте его.

Оздоравливающая гимнастика

Клинически доказана польза висения на турнике при любой форме остеохондроза. Позвоночный столб растягивается, увеличивается расстояние между дисками и позвонками, освобождаются ущемленные нервы. Но такие тренировки не под силу старикам, людям с лишним весом, ослабленным больным. Бассейны ЛФК оснащены специальными перекладинами. Держась за них и погрузив тело в воду, можно не только висеть долгое время, но и выполнять определенные движения.

Если есть возможность после обычного плавания выполнять рекомендованные врачом движения, то ею следует обязательно воспользоваться. Вот самые распространенные и эффективные упражнения для укрепления позвоночника:

  • опуститься в воду, приподнимать колени, имитируя ходьбу на месте. Через несколько минут начать двигаться в воде, постепенно наращивая темп;
  • стоя в воде, поочередно подтягивать к корпусу колени, разводя руки в стороны. Во время тренировки основная нагрузка должна приходиться на ноги, а не на позвоночник;
  • лечь на живот, удерживаясь за бортик, разводить и сводить прямые ноги, выполняя движение «ножницы»;
  • приседать на максимально возможную глубину. В начале тренировок можно удерживать равновесие, держась за бортик;
  • плыть на надувном плотике, двигаясь за счет не слишком интенсивных взмахов ногами. При шейном остеохондрозе достаточно проплывать 25-30 м, при поясничном — 50-100 м;
  • надувной плотик или подушку зажать межу ног и плыть, делая гребки только руками. Если возникли боли в области поясницы, то упражнение можно не выполнять.

Во время тренировок важно не перегружать шейный отдел. Нагрузка должна равномерно распределяться на весь позвоночник, нижние и верхние конечности. Не следует забывать и полезной разнице давления на границе между воздухом и водой

Упражнения для шейного остеохондроза выполняются при погружении до ключиц. При грудной патологии нужно опуститься в воду по грудь, пояснично-крестцовой — по пояс

Не следует забывать и полезной разнице давления на границе между воздухом и водой. Упражнения для шейного остеохондроза выполняются при погружении до ключиц. При грудной патологии нужно опуститься в воду по грудь, пояснично-крестцовой — по пояс.

Тренировка завершается свободным плаванием в течение 10-15 минут. Затем нужно принять душ, вытереться насухо и обязательно прилечь на кушетку на полчаса, чтобы восстановить дыхание и отдохнуть.

«Дети-ангелы»

У шести – восьми малышей из каждой тысячи новорожденных – детский цереб­ральный паралич. Такова статистика России. Соотношение это стабильное, очевидно, что само собой не рассосется.  

Барнаульским детям повезло меньше, чем юным жителям Бийска и Заринска, с точки зрения возможностей гидрореабилитации. В муниципальных бассейнах этих городов есть условия для нее. Спортивные объекты краевой столицы, возведенные в основном еще в прошлом веке, не учитывают, увы, потребностей ребят с проблемами опорно-двигательного аппарата. Почему в СССР так живуч был странный тренд – не думать об инвалидах, ответить сложно.

С мамами общественной организации «Дети-ангелы Барнаула», уже второй год пытающимися решить проблему гидрореабилитации своих детей, по их просьбе мы встретились в СК «Обь», где установлен приобретенный на средства программы Алтайского края «Доступная среда» подъемник. С его помощью инструктору несложно опустить подростка в воду, но прежде еще в сам бассейн попасть надо! Лидер общественниц Олеся Судакова и ее 14-летний сын Даниил наглядно демонстрируют: тому, кто передвигается на коляске, сделать это очень трудно даже с помощью сопровождающего. Их путь к живительной водной среде через несколько этажей и крутых лестничных пролетов – препятствие на препятствии.

То, что со стороны похоже на пандус, на самом деле лишь хлипкий металлический мостик, угрожающе прогибающийся под коляской Дани. Олеся начеку, дабы сын не вывалился. «Ну хоть бы дополнительные ребра жесткости сделали, чтобы не так тяжело было. Это кошмар, а не пандус. Страшно», – в сердцах признается женщина, кое-как закатив коляску с улицы в помещение. Но квест только начинается! Впереди – несколько крутых лестничных пролетов без пандусов. Их здесь и невозможно обустроить. По жестким стандартам, принятым для таких вспомогательных приспособлений, они должны быть удобными, широкими, пологими. Лестница же крутая и узкая. «Все, мы приехали», – констатирует Олеся. Надо ждать, чтобы помог преодолеть барьеры кто-то из спешащих на тренировку спортсменов.

Техника

Десятибалльной программы Halliwick

Первая часть Концепции Halliwick реализует Программу из десяти пунктов Halliwick для развития контроля равновесия, навыков плавания и отступления :

  1. Психологическая адаптация: регулировка турбулентности и плавучести, обучение контролю дыхания, воспитание уверенности и хорошего отношения.
  2. Отключение: уменьшение зависимости от инструктора, смена инструкторов, самостоятельная практика.
  3. Контроль поперечного вращения: обучение движению в сагиттальной плоскости вокруг поперечной оси, в частности, восстановление вертикального положения из горизонтальное положение, и горизонтальное положение из вертикального положения; в конечном итоге обучение сальто.
  4. Управление сагиттальным вращением: обучение движению в поперечной плоскости вокруг сагиттальной оси, управление действиями, которые связаны с боковым сгибанием туловища, такими как шаг в сторону.
  5. Управление продольным вращением: обучающее движение вокруг продольной оси, управление действиями, включающими переворачивание.
  6. Управление комбинированным вращением: обучение управлению любой комбинацией вращений, выполняемых за одно движение; однажды научившись плавать, пловец может контролировать положение в бассейне и находится в безопасности.
  7. Аптраст или ментальная инверсия: изучение плавучести, в частности, что вода всегда поднимается вверх.
  8. Равновесие в неподвижности: учиться поддерживать расслабленное тело во время плавания и с турбулентностью.
  9. Турбулентное скольжение: обучение управлению положением тела во время движения инструктором.
  10. Простое прогрессирование и базовое движение плавания: прогресс от простых движущихся движений для скоординированных движений рук, ног, головы и туловища, необходимых для плавания.

Водная терапия Халливика

Вторая часть концепции Халливика, известная как водная терапия Халливика (также называемая водной специфической терапией, WST), водная терапия подход, разработанный в Бад-Рагац, Швейцария с 1974 года. Халливикская водная терапия — это системно-ориентированный подход к (повторному) обучению водной моторики, который включает элементы Десяти пунктов — Программа. В нем используется целостный целенаправленный подход в контексте Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья (ICF), в частности, контроль осанки, нормализация мышечной жесткости и облегчение движения для достижения функциональных целей на суше.. Он также следует руководящим принципам обучения физиологии и его клиническим обоснованиям для различных групп пациентов. В большинстве случаев терапия Халливика является активной (динамической) для облегчения движения и сенсорной информации. Halliwick также имеет пассивный (статический) компонент, который, например, включает избирательную активацию мышц и стабилизацию определенных суставов терапевтом. Водная терапия Halliwick — это подход к решению проблем, в котором анализируются конкретные возможности и ограничения клиента, чтобы спланировать систематическое вмешательство, чтобы помочь клиенту повысить функциональные возможности.

Куда обращаться, если у ребенка ДЦП

Клиники, отделения нейрохирургии

Федеральное государственное автономное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Москва, 4-я Тверская-Ямская, д.16 www.nsi.ru

ФГБУ «Федеральный центр нейрохирургии» Минздрава России г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 132/1 www.neuronsk.ru

ФГБУ Федеральный центр нейрохирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Тюмень, ул. 4 км Червишевского тракта, д. 5 www.fcn-tmn.ru

Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава Москва, ул. Талдомская, д. 2 www.pedklin.ru

Фонды, у которых есть программы по оплате реабилитации при ДЦП:

  1. Мир счастья
  2. Созидание
  3. Милосердие (фонд создан в 2006 году для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые находятся на воспитании в детских домах, школах-интернатах, приютах, домах ребенка):
  4. Галчонок
  5. Артемка
  6. Росспас
  7. Предание
  8. Помоги.орг
  9. Русфонд
  10. Правмир
  11. Дети Земли
  12. Мир помощи
  13. Добросердие
  14. Счастливый мир
  15. Бумажный журавлик
  16. Димина мечта
  17. Адели
  18. Помоги спасти жизнь
  19. Клуб добряков
  20. Гольфстрим

В Ростовской области взят курс на мультидисциплинарный подход к медицинской реабилитации детей и подростков

23-го мая 2019 года в Ростове-на-Дону состоялась научно-практическая межрегиональная междисциплинарная конференция «Актуальные вопросы медицинской реабилитации детей и подростков».

Организаторами конференции выступили: Министерство здравоохранения Ростовской области, ФГБОУ ВО «Ростовский Государственный университет», ГБУЗ Ростовской области «Областная детская клиническая больница».

В мероприятии приняли участие главные внештатные детские специалисты Минздрава России в Южном Федеральном округе (ЮФО)  по медицинской реабилитации, а также детские неврологи, педиатры, ортопеды, психиатры, врачи по лечебной физкультуре, физиотерапии, логопеды, психологи всех регионов ЮФО. 

В рамках конференции освещались вопросы межведомственного взаимодействия комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, представлены доклады по разделам восстановительного лечения когнитивных и двигательных нарушений, новые интересные методики: мягкие остеопатические техники (метод Анат Баниэль), концепция Халливик и методика Ватсу (в рамках аквареабилитации).

Тематика данного окружного мероприятия была выбрана в соответствии со стратегией развития системы здравоохранения в Ростовской области.

Как отметила  в своем выступлении Министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская, 40-60% детей и подростков школьного возраста имеют вегетативные расстройства, им требуется помощь специалистов. Одна из задач медицинской реабилитации детей и подростков  — мультидисциплинарный подход.

Главный врач ГБУ РО «ОДКБ» и главный педиатр МЗ РФ в Южном федеральном округе, Светлана Пискунова отметила, что в Ростовской области создана и успешно действует  трехуровневая система медицинской реабилитации детей и подростков, которую надо развивать, приобретая современное оборудование, обеспечивая постоянное обучение специалистов, внедрение новых эффективных методик,. Межведомственное взаимодействие профильных специалистов при создании индивидуальной программы на различных уровнях должен координировать реабилитолог. Существующие проблемы социальной адаптации детей и подростков с когнитивными и двигательными нарушениями, подходы к их решению рассматриваются, в том числе, и на законодательном уровне.

Главный внештатный детский специалист по медицинской реабилитации МЗ РФ в Южном федеральном округе, заведующая отделением медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ»  Татьяна Ефремова, подводя конференции, сказала о том, как важно, чтобы  был организован семинар для родителей и специалистов по использованию методики Анат Баниэль, концепции Халливик и методики Ватсу, поскольку такие совместные мероприятия формируют взаимодействие и взаимопонимание родителей с докторами. Метки: конференция, мультидисциплинарный подход

Метки: конференция, мультидисциплинарный подход

07.06.2019

ЧТО ТАКОЕ ДЦП?

Детские церебральные параличи — это группа врожденных, но не наследственных заболеваний, характеризующаяся непрогрессирующими двигательными нарушениями, которые возникли из-за поражения или аномалий развития головного мозга ребенка, возникших в околородовом периоде (до или после родов). От трети до половины детей с ДЦП имеют также нарушения интеллектуальной сферы. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка.

Основным фактором риска развития ДЦП является недоношенность. Среди причин заболевания могут быть нарушения развития головного мозга, хроническая гипоксия плода, вирусные внутриутробные инфекции, резус конфликт с развитием желтухи новорожденных, травматические или инфекционные повреждения головного мозга, отравления (например, свинцом).

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С. В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна “Москва” И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию. Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии. В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания. Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее. Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский. Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования. Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца. Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания

Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев. Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни

Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте

Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь. Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции – радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения – крепкий , здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения – основ нормального развития грудных детей.

Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Разновидности ЛФК

Комплекс упражнений для детей с ДЦП подбирается в индивидуальном порядке, в зависимости от конкретных двигательных нарушений у ребёнка, хотя есть несколько методик, которые подходят абсолютно всем, в том числе людям, которым нужна физическая реабилитация не от ДЦП, а после какой-либо другой травмы или тяжёлого заболевания.

ЛФК при ДЦП насчитывает много разновидностей различных методик, которые можно применять как по отдельности, так и все сразу, что только повысит их пользу, при условии соблюдения меры для каждого отдельного ребёнка, конечно. Всё многообразие методик можно разделить на несколько основных групп, которые применяются чаще всего:

  • Гидрореабилитация.
  • Гимнастика.
  • Рефлексотерапия в составе ЛФК.
  • Зоотерапия в составе ЛФК, особенно дельфинотерапия или иппотерапия.
  • ЛФК для детей до года.

Зоотерапия

Зоотерапия представляет собой физические занятия, совмещённые с общением с животными. Такой метод проведения показывает большую эффективность, так как дети с большим удовольствием и выносливостью выполняют то, что им интересно

Животные побуждают детей, так или иначе, активнее двигаться, дольше заниматься, кроме того, зоотерапия поднимает настроение, делает жизнь больного ребёнка несколько ярче, интереснее, пробуждая к ней интерес, что особенно важно, потому что при ДЦП больные люди любого возраста, а особенно дети, испытывают сильнейшее давление общества, что выливается в различные психологические травмы и синдромы, негативно отражающиеся на без того поражённой центральной системе, которые способны перерасти даже в психические заболевания, так часто развивающиеся у тяжелобольных людей

Чаще как методы зоотерапии используют иппотерапию (терапию лошадьми) или дельфинотерапию, так как купание с дельфинами либо катание на лошади требует наиболее сильных нагрузок, что положительно сказывается на здоровье. Дельфинотерапия, помимо зоотерапии является ещё разновидностью гидрореабилитации, а иппотерапия является разновидностью гимнастики, потому что катание на лошади помимо выработки положительных эмоций оказывает довольно сильную физическую нагрузку на многие группы мышц, которая в этом случае довольно легко переносится ребёнком хотя бы морально.

Гидрореабилитация

Гидрореабилитация является одним из самых эффективных методов ЛФК и осуществляется как плавание или упражнения в бассейне. Плавание задействует абсолютно все мышцы, а также требует полного контроля над телом, который так необходим при ДЦП. Помимо плавания, проводятся упражнения с использованием воды, благотворно влияющей на развитие мышц и нервной системы в целом, воздействуя сразу как на сами мышцы, так и на нервные окончания. Гидрореабилитация показала себя как крайне эффективный метод физического восстановления двигательной активности.

Гимнастика

Гимнастика является самым простым в осуществлении методом восстановительной терапии, но между тем не самым последним. При помощи гимнастики направлено разрабатываю определённые группы мышц, оттачиваются необходимые в повседневной жизни движения, в том числе ходьба, а также происходит адаптация к окружающему миру.

Рефлексотерапия

Рефлексотерапия может применяться как отдельный медицинский метод терапии, так и в совокупности с упражнениями лечебной физкультуры. Основная цель этого метода – восстановление нервной системы с двигательной активностью при помощи воздействия на определённые точки организма, способного разбудить неработающие двигательные центры, усилить работу головного мозга, а также хотя бы частично восстановить основные двигательные рефлексы больного.

У ребёнка рефлексотерапия и ЛФК могут не только улучшить уже имеющиеся нейронные связи, но и спровоцировать образование новых, которые улучшат контроль над телом. При этом рефлексотерапия может осуществляться не только путём специальных упражнений или точечным воздействием, но также при помощи специальных костюмов, например, костюм Амели, который создавая искусственный мышечный каркас, перераспределяющий нагрузку, налаживает работу двигательных центров мозга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: