Этери тутберидзе

История успеха этери тутберидзе: краткая биография тренера по фигурному катанию

Краткая биография

Биографию Этери нельзя назвать простой. Были взлеты и падения, надежды и разочарования. Был упорный каждодневный труд ради достижения поставленной цели. Усталость сменяла упорство, а слезы иногда просто застилали глаза. Судьба вела ее к самому главному предназначению — учить начинающих спортсменов добиваться всего своим трудом, работать для получения результата.

Сегодня она — состоявшийся спортивный профессионал, человек с уверенной жизненной позицией, замечательная заботливая мать и обаятельная женщина.

Детство

Родиной Этери является Москва. Она появилась на свет 24 февраля 1974 года. Ее грузинская семья уже имела четверых детей (одного мальчика и трех девочек). Пятому малышу все были рады, однако отец до последнего втайне надеялся, что это будет мальчик. Родители не имели отношения к спорту. Их профессии имели техническую направленность: папа был литейщиком, а мама — инженером. Как и остальные граждане советской страны, они честно исполняли свой трудовой долг, стараясь обеспечить своих пятерых детей условиями для нормального детства.

В школу фигурного катания (на стадион Юных пионеров) ее отвели в 4 года. Для маленькой девочки из рабочей семьи это была настоящая сказка. Впервые познакомиться с ней девочке довелось тогда, когда они вдвоем с мамой отводили брата на хоккейные тренировки. Увидев фигуристов однажды, в ее воображении закрепилось их сравнение с легкими парящими снежинками. Не посвятить себя этому прекрасному делу она просто не могла. Ее успехи были результатом настоящего труда, а первые победы вселяли надежду на спортивное будущее.

Родители старались развивать своих детей гармонично. Поэтому Этери получила музыкальное образование: она окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Вместе со своими сестрами училась в немецкой и английской спецшколах, серьезно занималась изобразительным искусством.

Мама считала, что девочки должны получить достойное всестороннее образование и прикладывала все силы к тому, чтобы заложить в них фундамент поистине культурных личностей.

Рис. 1. Первые шаги в фигурном катании

Где училась

Первые серьезные тренировки по фигурному катанию проходили под руководством Евгении Зеликовой. Этери ставили одиночные программы, включая в них сложные элементы по существующим в то время правилам. За время занятий первоначальная группа в 30 человек поредела. А Этери, проявив себя талантливым и трудолюбивым ребенком, попала в команду к известному в то время тренеру Эдуарду Георгиевичу Плинеру (супругу Е. Зеликовой). Его строгость и принципиальность она помнит до сих пор. Но тем крепче засели в ней прописные истины профессионального спорта.

И тут судьба преподнесла первый удар. Девочка упала, получив серьезную травму позвоночника. Понадобилось специальное лечение, в ходе которого использовались инъекции, содержащие соединения кальция. Такой препарат, по мнению медиков, спровоцировал интенсивный рост позвоночника. Девочка выросла больше, чем требовали каноны спортсменок-одиночниц. 20 см лишнего роста поставили крест на выступлениях в этой категории.

Но попрощаться с фигурным катанием Этери не решилась. Ей предложили перейти в танцы на льду и выступать с партнером. Она дала свое согласие, продолжила тренировки. В числе ее тренеров были такие именитые мастера, как Татьяна Тарасова, Елена Чайковская, Лидия Кабанова, Наталья Линичук и другие.

Но постоянной пары у Этери ни с кем из спортсменов не получилось. Партнеры менялись, а новые вершины достигать не удавалось. В качестве ее партнеров выступали Вячеслав Чичекин, Алексей Киляков и другие.

После ухода с тренерской работы Е. Чайковской и переключения внимания Т. Тарасовой на пару Климова-Пономаренко у Н. Линичук просто не оставалось времени на всех спортсменов. Этери это расстраивало и подталкивало к поиску новых путей самореализации.

Рис. 2. В начале парных выступлений

Ответ эксперта

Сначала отвечу на вопрос по поводу педагогичности. Если у вас есть непонимание того, какие цели строит тренер относительно вашего ребенка, то это непедагогично. Тренер-педагог создает такие условия в тренировочном процессе, при которых понятны цели и задачи, как для спортсмена, так и для их родителей. А если вы больше переживаете, волнуетесь, и есть еще такие же родители, то это ненормально.

Мне лично непонятно, почему тренеры игнорируют более слабых спортсменов на начальном этапе спортивной подготовке. Это в целом не выгодно. У тренера начальной подготовки не может быть группы из пяти человек

Ему важно иметь полную группу, иначе ее закроют, если все слабые внезапно исчезнут из-за невнимания

Всегда можно создать такую атмосферу, при которой каждый спортсмен будет себя чувствовать включенным в работу на 100%, даже если он слабее всех в команде. Это как раз вопрос педагогики.

Одни дети смогут когда-нибудь выступать на Олимпийских играх, а другие — выполнить разряды

Важно всем дать шанс получить максимум от спорта, в который они пришли. Да, самые слабые будут отсеиваться со временем, но пока ребенок в группе и глаза горят — надо дать ему возможность работать

Что делать

Надо изначально изменить взгляд на спорт, деньги на который выделяются из бюджета страны. В этом процессе главный не тренер, а ваш ребенок. Именно на него государство выделило деньги, чтобы работал и данный клуб, и сам тренер. Когда-то чиновники решили, что дети должны заниматься спортом бесплатно, группы формируются по 20-30 человек. И выделили на это деньги из бюджета страны, а деньги в него поступают от вас лично в том числе. По сути, вы заказчик данной услуги.

Это не значит, что вы должны сейчас требовать и требовать. Надо понимать, что каждый юный спортсмен имеет право на получение должного внимания.

К сожалению, есть тренеры, которые считают, что они могут решать, как им вести с детьми, корректно или нет, желающих же много, не одни, так другие. Это отсутствие этики и понимания, кто важен в этом процессе. Такой тренер в итоге работает на свое имя и не учитывает интересы начинающих спортсменов.

Если есть еще недовольные родители, значит надо делать собрание, сначала с тренером, пусть расскажет, как он видит дальнейший рост тех спортсменов, которые не входят в пятерку лучших, любимых учеников, пусть объяснит свое игнорирование. Также не стоит бояться писать коллективную жалобу в клуб, вряд ли будет хуже, чем уже есть. Возможно, тренера заменят, будет проверка его квалификации и профессиональной пригодности. В целом любую ситуацию не надо бояться встряхнуть, нельзя сидеть и терпеть.

Важно вот что: перед всеми этими действиями нужно обязательно провести внутренний анализ ситуации, насколько действительно все идет от тренера, а не от вашего личного недопонимания процесса тренировок и невозможности объективно оценить весь процесс. В этом поможет общение с другими родителями и еще один диалог с тренером, откровенный с прямыми вопросами

Надеюсь, вы все решите.

Ключевые достижения

Сложилось так, что, выступая в большом спорте, Этери не удалось добиться больших побед. Для нее жизнь подготовила более сложную и ответственную задачу: работать с будущими чемпионами, фигуристами мирового уровня и самого высокого класса. С этой задачей она отлично справляется по сей день. Биография Этери Тутберидзе интересна своими поворотами, а то, что она имеет сегодня — логичный результат долголетнего труда:

  • 17 октября 2014 г. Этери Тутберидзе награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
  • В 2014 году получила звание Заслуженный тренер России.
  • В 2017 г. по версии министерства спорта РФ она стала «Тренером года» в номинации «Гордость России».
  • 29 июня 2018 года за успешную подготовку спортсменов, добившихся высоких результатов на Олимпиаде в Пхенчхане ей был вручен Орден Почёта.

Вопрос от подписчика

Добрый день! Дочка занимается фигурным катанием третий год, но тренер просто не замечает ее на занятиях. В группе около 20 человек. Тренер выделила себе 5 любимых учеников из группы, постарше и посильнее. И работает только с ними, постоянно проводит дополнительные занятия, дает рекомендации, уделяет время на тренировках, всегда готовит их отдельно к соревнованиям. Я несколько раз подходила перед соревнованиями, просила взять дочку, она обещает и никогда не берет. На тренировках делит группу на части — сильные, средние и слабые, и дает им разные задания. Дочка одна из самых младших в группе, изначально была не очень спортивная, но ей нравится заниматься, идет на тренировки с удовольствием, старается, любит тренера… Но я понимаю, что с таким подходом тренера, ни один разряд мы не осилим. Что посоветуете в таких условиях? Педагогично ли такое поведение тренера? У нас обычная спортивная школа фигурного катания, тренер тоже средний. И в нашем городе нет возможности сменить тренера и школу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: