Не жизнь, а служение
Когда-то много лет назад ехала я в машине с самым лучшим парнем на свете и рассказывала ему о своей работе. Он слушал внимательно и чуть удивлённо. От этого я страшно нервничала и становилась гораздо многословнее, чем обычно. Через пару часов моего почти непрекращающегося монолога о школе, парень покачал головой и сказал:
— Неужели и наши учителя так же нас любили?
Этот вопрос он не переставал мне задавать и в последующие годы, потому что стал моим мужем и имел возможность наблюдать жизнь учителей и их семей изнутри и всё не переставал удивляться. А я ему неизменно отвечала:
— Конечно!
Потому что видела, как мои обожаемые коллеги приезжали на работу в семь утра (я не преувеличиваю) и уезжали с неё после девяти, а часто и позже. Я знаю, какие неподъёмные сумки с тетрадями они таскали
Я наблюдала, в каких синяках ходили худенькие учительницы, отважно разнимавшие драки великовозрастных оболтусов (да и у меня, не скрою, такое пару раз случалось). Я слышала, о чём и о ком все разговоры в учительской в редкие минуты отдыха
И даже сны, учительские сны, – они о школе и её неизменной и главной составляющей – учениках.
В общем, я могу с уверенностью сказать – эти удивительные люди, мои коллеги, школой и детьми, нашими с вами детьми, жили и живут. И знают о них столько, сколько не каждая мама (это не упрёк, а констатация факта). И переживают за них так, что мы и представить себе не можем.
И остаётся только искренне посочувствовать их семьям. Потому что нет более заброшенных детей, чем дети учителей. И нет, пожалуй, более вовлечённых в рабочие дела своих половинок мужей, чем мужья учителей. Учительство – это… Нет, не мучение, конечно. Учительство – это служение. А семьи учителей им нередко сослужат.
Когда я училась в институте, нам рассказывали, что в девятнадцатом веке в Австро-Венгрии учителям было официально запрещено иметь семьи. Существовала такая практика и кое-где в России. Помню, как мы смеялись, услышав это.
Причину этих странных, как мне казалось, запретов я поняла позже. А она всё в том же: учительство – это служение. Это та работа, которой нет ни конца, ни края. Потому что можно уйти домой и забыть о бумажках, машинах, даже людях. Забыть о детях нельзя. О них думаешь круглосуточно, неотрывно. Такая вот работа. И большинство учителей, я в этом абсолютно уверена, так и живут. Служа.
А мы к ним с общей меркой. Или того хуже, как к обслуге. А вы попробуйте взглянуть на работу учителей как на служение. И всё изменится. Вот увидите. А ещё хочу сказать:
Свой среди чужих, чужой среди своих
Есть места, в которых бывают все. Ну, или почти все.
Вы можете прожить жизнь и ни разу не побывать в больнице. Бывают такие редкие представители рода человеческого. Лично видела нескольких. Вполне реально обойтись без банка и даже Сбербанка, ЖЭКа, ДЭЗа, РЭУ, ЕИРЦ, МФЦ, собеса, пенсионного фонда, районного отдела полиции, театра и метро. Да и в магазины можно отправлять только жену, мужа, маму, тётю, прислугу (нужное – подчеркнуть) и ни разу там не побывать самому. Но редко кто ни дня не проучился в школе, и мало кто не отводил туда детей. Во всяком случае, у нас в стране.
А ещё есть люди, которые в школе бывают регулярно. Ну, загадка не сложная. Вы уже, конечно, догадались, что я про учителей.
Лично я имею тройное отношение к школе. И уже много лет свою жизнь меряю не календарными, а учебными годами. Потому что сначала, как и все, была ученицей. Потом, восемнадцати лет отроду, стала учителем (почему так рано и как – отдельная история, к нашему разговору отношения не имеющая) и проработала в школе восемь лет, после чего перешла в государственный вуз. А в этом году (учебном, конечно) – наш старший сын отправился в первый класс, и я неминуемо влилась в многочисленную когорту родителей учеников, более того, стала председателем родительского комитета.
И вот поэтому-то мой взгляд на школу – не только снаружи, но и изнутри. Я, можно сказать, свой (то есть своя, конечно) среди чужих, чужой среди своих: вижу, знаю и понимаю то, что мне как родителю знать, вроде бы, и не полагается. Но и к родителям отношусь не только как учитель, но и как такая же мама не самого послушного и простого мальчишки – сочувствую, сопереживаю, жалею, понимаю тревоги и волнения. Вот так и пребываю в этом довольно сложном положении и очень хочу поделиться тем, что знаю о школе и учителях.
Книги в красном переплёте
Из рая детского житьяВы мне привет прощальный шлете,Неизменившие друзьяВ потертом, красном пререплете.Чуть легкий выучен урок,Бегу тот час же к вам, бывало,- Уж поздно!- Мама, десять строк!…-Но, к счастью, мама забывала.Дрожат на люстрах огоньки…Как хорошо за книгой дома!Под Грига, Шумана и КюиЯ узнавала судьбы Тома.Темнеет, в воздухе свежо…Том в счастье с Бэкки полон веры.Вот с факелом Индеец ДжоБлуждает в сумраке пещеры…Кладбище… Вещий крик совы….(Мне страшно!) Вот летит чрез кочкиПриемыш чопорной вдовы,Как Диоген, живущий в бочке.Светлее солнца тронный зал,Над стройным мальчиком — корона…Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:»Позвольте, я наследник трона!»Ушел во тьму, кто в ней возник.Британии печальны судьбы…О, почему средь красных книгОпять за лампой не уснуть бы?О золотые времена,Где взор смелей и сердце чище!О золотые имена:Гекк Финн, ТомСойер, Принц и Нищий. М.Цветаева
Народная мудрость
- «По ученику и учителя судят». Наши мудрые предки знали, что учение – это продолжение учителя. Какой учитель – такой и ученик.
- «Почитай учителя, как родителя». В этой пословице говорится об уважении к учителям, которые так много делают для каждого ученика. Их необходимо почитать, словно своих родителей.
- «Дерево и учитель познается по плоду». Ценность дерева заключается в его плодах, если они сочные и вкусные, значит, дерево отцвело не зря. Так и с учителем, его величие проявляется тогда, когда ученики становятся лучше и добиваются своих жизненных целей.
- «Если учитель немой, то ученик глухой». В данной пословице говорится об учительской способности объяснять материал: одни делают это доступно и понятно, а другие не могут донести до ученика.
- «Нельзя быть учителем, перестав быть учеником». В этой пословице говорится о том, что настоящие учителя постоянно занимаются самосовершенствованием. Жизнь не стоит на месте, а учителю необходимо быть осведомлённым во всех сферах. Так и выходит, что сам учитель всё время узнаёт что-то новое, укрепляя свои знания.
- «Удача ученика учителю – радость». Истинная радость учителя заключается в достижениях своих учеников. Если ребёнок добился высоких результатов, значит, педагог много в него вложил. А кому неприятно, когда его труд оценён по достоинству.
- «Умный научит, глупый разучит». Наши мудрые предки говорили о том, что умные люди способны научить других тому, что знают сами. А общение с глупыми приведёт к тому, что забудешь, о чём знал до этого.
- «Учить – ум точить». Смысл этой пословицы заключается в том, что даже ум без новых знаний притупляется, поэтому его нужно «точить».
- «Учи других и сам научишься». Человек, который начинает учить других, замечает прорехи в собственных знаниях. Поэтому восполняет их и, таким образом, сам учится.
- «Хорошо того учить, кто умеет слушать». Смысл данной пословицы заключается в том, что учение имеет успех тогда, когда ученик хорошо слушается. Прилежный ученик – главный залог успеха учителя.
Учительница, которая влюбила всех в свой предмет
Моя любимая учительница вела биологию в средних классах. Причем Ирина Петровна совмещала работу в школе с преподаванием на факультете биологии в университете. У нее был имидж довольно жесткого преподавателя, и наш класс ей дали, чтобы подготовить нас к аттестации.
В течение года все так втянулись в предмет, что после девятого класса 25 человек выбрали химико-биологический класс. Классным руководителем стала, конечно, Ирина Петровна. И началось…
Как тебе 5 уроков биологии подряд? В субботу? А запомнить подробные формулы реакции фотосинтеза? А задачки на генетику? И бесконечные конспекты и частые контрольные? Это был университет до университета.
Ода ДБ или о пользе алгебры для гуманитариев
Если вдруг этот текст увидят ребята из Сокольнической гимназии, они сразу поймут, о ком речь. Потому что ДБ там – легенда. Как выяснилось, до сих пор – и это особенно приятно, знать, что хоть что-то в этом мире не меняется. (Школу я закончила целых 8 лет назад! Звучит страшно, правда? Чувствую себя жутким старпером, а ведь в душе по-прежнему 16 и хочется буянить, как раньше
Но теперь все по-другому, эх).
А вообще ДБ – это Дмитрий Борисович Н., самый сильный препод по математике в школе, ведущий углубленную алгебру по профильному направлению. Ну и у некоторых несчастных – просто математику. А несчастных, потому что он прямо умный, и если ты нещадно тупишь по этой теме, то возненавидишь его с первых 10 минут первого урока. Нужно уметь схватывать на лету.
Признаюсь, математика никогда не была моей сильной стороной, от слова совсем. Я любила литру и сочинения по русскому (Ирина Александровна Ч., вы тоже клевая!), но мои родители мечтали вырастить из меня финансиста – ведь это «лучшая работа для женщины» (Возможно, они были правы). Поэтому я отчаянно пробиралась сквозь дебри логарифмов (со слезами) и многочленов (со смехом – салют, половое созревание и озабоченность!).
Эпитеты к слову «учитель»
Школьный, терпеливый, умный, уравновешенный, интересный, заботливый, творческий, талантливый, прирождённый, добрый, прирождённый, душевный, строгий, заслуженный, мудрый, компетентный, добросовестный, знающий, превосходный, любимый, уважаемый, домашний, авторитетный, требовательный, великий, квалифицированный, народный, хороший, гениальный, дорогой, знаменитый, высокооплачиваемый, прославленный, лучший, опытный, будущий, молодой, выдающийся, местный, истинный, достойный, настоящий, частный, великолепный, простой, толковый, настоящий, первый, известный, весёлый, отзывчивый, понимающий, чуткий, участливый, неравнодушный, авторитетный, старший, справедливый, подходящий, типичный, прославленный, знакомый, блестящий.
Злой, раздражённый, униженный, жестокий, плохой, неопытный, равнодушный, неинтересный, скучный, унылый, рассеянный, престарелый, пожилой, немолодой, безумный, ненормальный, несчастный, чокнутый, шаблонный, ужасный, бессовестный.
Доживем до понедельника
Георгий Полонский
Георгий Полонский был известен широкой публике как сценарист, который создал литературную основу для нескольких известных фильмов, включая «До свидания, мальчики» (1964), «Ключ без права передачи» (1972) и «Перевод с английского» (1972). Его персонаж Илья Семенович Мельников из книги «Доживем до понедельника» стал символом для многих поколений учителей и учеников благодаря своей человечности и высокому уровню требований к самому себе. Он может быть иногда неловким или уязвимым, но всегда остается честным и обладает безупречным нравственным чувством
Важно отметить, что нет ничего более важного, чем иметь такого взрослого рядом с подростком во время его взросления, когда он учится жизни от самой жизни

Учитель из ада
Навсегда я запомнила только одну учительницу – Нину Васильевну Жук. Таких людей вообще нельзя допускать к детям, особенно в начальных классах.
Она была учителем английского языка. И до конца девятого класса я ее ненавидела. Она унижала и била детей. Требовала зазубривать материал от и до – пересказать текст своими словами было нельзя. А если кто-то пытался, сразу слышал: «Тупица, вынь бананы из ушей». Еще она регулярно выдавала высказывания вроде «Вы никто и ничего не добьетесь».
Особенно мне запомнился случай во втором классе. Меня вызвали к доске рассказывать текст, я не могла вспомнить слово… и Нина Васильевна ударила меня головой о доску. Не знаю, почему я тогда не рассказала об этом родителям. Наверное, потому что меня так запугали, что я просто боялась лишний раз пикнуть.
Учительница, которая вовремя сбила спесь
У меня было много любимых учителей, но в этот раз расскажу о моей прекрасной Светлане Николаевне. Она преподавала английский язык – не в школе, а, как говорится, на «допах».
Никогда не забуду нашу с ней первую встречу. Я тогда училась в девятом классе. Прихожу к ней домой и чуть ли не с порога уверенно заявляю: «У меня уровень B1, Intermediate! Меня уже протестировали в N-языковой школе». Типа я уже все знаю, давайте мне побольше серьезного материала, и я сейчас быстренько все вам отвечу.
Надо отдать должное самообладанию Светланы Николаевны – она лишь многозначительно, с налетом иронии, предложила присесть и все-таки ответить на несколько ее вопросов. Это был первый раз, когда в тестовом задании мне не нужно было делать тест и вставлять пропущенные буквы, как это обычно делается в типичных языковых школах. Светлана Николаевна попросила устно перевести фразу с русского языка на английский. Причем тема была такая нестандартная – что-то про забастовку инженеров или типа того.
Слайд 7В. Распутин«Уроки французского»«Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я
хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я её провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть, что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учёбы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для неё был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу и мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чём не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни».

Географ глобус пропил
Алексей Иванов
Алексей Иванов написал невероятно трогательный и проникновенный роман «Географ глобус пропил», который мгновенно покорил сердца читателей. Сюжет книги прост: молодой биолог Виктор Служкин от безденежья устраивается работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется за своих учеников, конфликтует с завучем, ведет девятиклассников в поход, пытается разобраться с семейными проблемами, иногда встречается и выпивает с друзьями — в общем, просто живет. Простая история написана таким отчаянным и нежным языком, что кажется, будто перед нами разворачивается настоящая драма.

Примеры из жизни
- Влияние конкретного учителя может иметь весомое значение при выборе профессии. Подруга моей мамы, будучи ученицей старших классов, очень любила уроки русского языка и литературы. Её учитель проводила эти занятия настолько увлекательно и интересно, что появлялось желание узнавать новый материал самостоятельно. Изучение именно этих предметов приносило ей сплошное удовольствие, тетради были оформлены наилучшим образом, все домашние задания выполнялись в срок. Об успеваемости даже не поднимался вопрос, получить плохую оценку по любимому предмету было не просто стыдно, это означало подвести учителя, которого уважаешь. Занимательные уроки привили девочке любовь к русскому языку и литературе на всю жизнь, поэтому при выборе будущей профессии вариантов не возникло, она поступила учиться на филологический факультет. Сейчас эта девочка работает учителем в школе, и старается внести в жизнь своих учеников то же прекрасное чувство, которое поселили в её сердце школьные уроки.
- У моего дяди есть жизненный пример о положительном влиянии нехорошего преподавателя. Его школьный учитель физики не любил детей, к сожалению, такое иногда бывает. Каждый урок начинался с «расстрела» учеников, не имеющих отношения к любимчикам. Со временем страх забывается, и предмет становится просто неинтересен. Так произошло и с моим дядей. Долгие годы он просто присутствовал на уроках физики, абстрагировавшись от происходящих там событий, он просто ничего не делал. Но обида, нанесённая ему в школе, вызвала в душе мальчика протест, он для себя решил, во что бы то ни стало, выучить физику назло учителю, говорившем о неспособности моего дяди к науке. Он очень много занимался и добился невероятных успехов в учебе: участвовал в конференциях, побеждал в олимпиадах и международных конкурсах. Ещё, будучи студентом, он совершил своё первое научное открытие, затем получил диплом и учёное звание. Таким образом, получилось, что неприязнь учителя сподвигла мальчика на любовь к предмету, начавшуюся с желания доказать свою правду, опровергнув чужое мнение.
- Одноклассница моей бабушки не была сильна в каких-либо науках, она часто получала двойки, а накапливающееся незнание материала, влекло за собой дальнейшее непонимание. Это привело к тому, что сидя на уроках девочка ничего кроме скуки испытывать не могла, и она начала всё чаще и чаще прогуливать учёбу. Никто не знает, чем бы окончилась её история и как сложилась дальнейшая судьба прогульщицы, но в то время к ним в школу пришла работать новая учительница музыки. Несмотря на свой юный возраст, она смогла найти общий язык с повзрослевшими ребятами и привить им любовь к своему предмету. Она интересовалась судьбой каждого ученика и лично отправилась пригласить на занятия нерадивую ученицу. Девочке очень понравились уроки музыки, но былое незнание не давало ей учиться со всеми наравне. Но и тут не сдалась молодая учительница, в своё свободное от работы время она бескорыстно подтягивала прогульщицу не только по своему предмету, но и по остальным. Все удивлялись, зачем ей это было нужно, но она говорила только одно: «Каждому свойственно оступиться».Уже много лет прошло с тех пор, неспособная ученица, не брошенная на произвол судьбы отзывчивым педагогом, стала талантливым хирургом. И по воле случая однажды именно она спасла жизнь уже пожилой учительнице музыки, вовремя пришедшей работать в их школу.
Слайд 14❶ 1920-1940 гг. Литература способна обнажить все проблемы, которые существуют в
обществе, а учитель — это зеркало, которое отражает эти проблемы. Учителя в послереволюционное время являются для окружающих очень значимый фигурой. И люди, несущие знания и культуру народу, почитались среди него. Это были первые ростки всеобщего образования.Не было отстроено школ, не было учебного инвентаря, даже карандашей и красок и тех не было. ❷ 1940-1960 гг. Учителям уже не приходится преодолевать хозяйственные трудности и вести за собой целый народ. Перед ними стоит другая задача — понять и обогреть детей, испытавших все ужасы военного времени. Учитель для учеников становится другом, способным разделить радости и горе со своим подопечным. ❸ 1960-1990 гг. Учитель не только распутывает сложные ситуации среди учеников, но и открывает глаза родителям, которые либо из чрезмерной любви, либо из нежелания поставить себя на место подростка, не видят проблем своих детей.❹ 2000-2017 гг. Новый век принёс новый образ учителя в художественную литературу. Теперь он один из членов общества со своими слабостями и радостями. Литературные произведения стали намного свободнее в создании этого образа. Некоторые книги про школьную жизнь имеют юмористический оттенок. В произведениях современной литературы мы видим совершенно других учителей, более приближённых к ученикам, относящихся к ним по — дружески. ❺ В какое бы время мы не жили, учитель всегда является одной из главных фигур в жизни своих учеников. Пройдёт время, мы вырастем. И может быть, кто – нибудь из нас напишет книгу о своём любимом учителе.
Заключение

Вверх по лестнице, идущей вниз
Бел Кауфман
Бел Кауфман — известная американская писательница, чьи произведения пользуются огромной популярностью во всем мире. Её первый роман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» стал настоящим шедевром и принес ей мировую известность. Эта книга рассказывает историю школьников и их учителей, детей и взрослых, которые борются с системой и пытаются найти свое место в жизни. Главный герой романа приветствует свою учительницу словами «Привет, училка!», а прощается с ней фразой «Привет, зубрилка!». Между этими двумя фразами проходят целые потоки писем, полных надежды и отчаяния, ведь герои верят, что их услышат и помогут им найти свой путь в жизни.

Идите в… школу!
Даже если вам самим когда-то сильно не повезло с учителями, не отгораживайтесь от школы, а наоборот – идите в неё и постарайтесь услышать тех, кто проводит с вашими детьми столько времени. Когда между учителями и родителями складываются добрые, конструктивные отношения, это идёт только на пользу ребятам. Если у вас непростые дети – тем более не замыкайтесь в себе. Просто поверьте, учителя – это не раздражающее дополнение к аттестату о полном среднем образовании, не противники и не мучители. Они наши союзники и помощники.
Общайтесь с учителями, идите с ними на контакт, просите их о помощи и советуйтесь с ними. Особенно это касается родителей подростков. В этом возрасте многим ребятам гораздо проще довериться учителю, а не родным. И тогда одна из возможностей узнать о жизни ребёнка как можно больше – это постоянный контакт с учителями. Притом не только с классными руководителями, но и с предметниками.
Самое большое количество часов в неделю в каждом классе – у учителей русского языка, литературы и математики. Они видят наших детей дольше других (видят-видят, поверьте, и многое замечают, запоминают, анализируют).
При этом филологи ещё и имеют возможность поговорить с ребятами на общие, вечные темы, а, значит, и понять об их душевном состоянии больше, чем другие. Кроме того, они могут воздействовать на наших детей так, как не сможем или когда не сможем мы, и даже стать своего рода «ретранслятором» того, что вы хотели бы донести до ребёнка, но никак не получается.
Поговорите с учителем литературы и попросите проговорить волнующую вас тему на одном из уроков (благо материал таков, что на примере «Войны и мира» или «Евгения Онегина» можно обсудить почти любую животрепещущую проблему современности). И очень может быть, что любимое взрослое чадо, которое упорно не слышит ваших доводов, воспримет их от учителя.
Тем, кто не верит, приведу несколько случаев из собственной жизни. Так вышло, что я уже давно не работаю в школе. Мои дети, которых я когда-то учила, – не менее давно взрослые, состоявшиеся люди, сами родители (так уж вышло, что у нас маленькая разница в возрасте). И вот время от времени эти «дети» вдруг находят меня в соцсетях (это если мы потерялись и не общались до этого) и пишут о том, что помнят какой-то давний, рядовой урок, на котором я сказала то-то и то-то, и какое это произвело на них впечатление.
Представляете? Через пятнадцать, а то и больше лет помнят и думают об этом, и хотят поговорить, поделиться, обсудить. И мы обсуждаем, переписываемся и даже иногда встречаемся, чтобы поговорить.
Я много лет не работаю в школе… И я всё равно продолжаю оставаться учителем… Это, видимо, навсегда. И мой муж (тот самый лучший парень на свете) не удивляется, если, встав ночью, обнаруживает меня за компьютером, пишущей ответ очередному ученику, который вдруг вспомнил какой-то давний урок.
Происходит это не потому, что я такой весь из себя гениальный учитель, а из-за того, что школа имеет такое сильное влияние на… Хотела написать «на детей», но поняла, что это не верно. Верно так: школа имеет огромное влияние на людей. Всех, кто с ней соприкасается.
Фото — фотобанк Лори
Афоризмы
«Если учитель обладает только любовью к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель обладает только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Л.Н. Толстой говорил о том, что хороший учитель любит не только свою профессию, а и учеников. Нельзя научить ребёнка, обладая только необходимыми знаниями. С детьми нужно быть ласковыми и заботливыми, тогда они потянутся к человеку.
«Самым важным явлением в школе , самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания ». Немецкий педагог Адольф Дистервег считал учителя – образцом для подражания. Учитель всегда находится перед глазами ученика. Нет смысла в обучении, если выйдя за порог класса, учитель начнёт вести себя ненадлежащим образом. Только личный пример способен научить правильным жизненным ценностям.
«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». Иоганн Фольфганг Гёте считал, что нельзя называть учителем каждого, кто берётся учить детей
Не так много, по его мнению, учителей, способных дать действительно нужные знания.
«Для учителя, самое важное – не принимать себя всерьёз, нужно понимать, что он может научить совсем немногому». Валентин Григорьевич Распутин говорил о том, что учителя не должны ставить свой предмет превыше всего
В мире много необходимых знаний, которые дать одному учителю не под силу.
«Учителя обладают той властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль восхищался профессией учителя, он был поражён влиянием, которое они оказывали на своих учеников. Хорошего учителя слушаются беспрекословно, без разговоров выполняются любые его указания.
«Высшее искусство, которым обладает учитель, — это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний». Альберт Эйнштейн считал, что основная задача учителя заключается в том, чтобы побудить учеников к творческому мышлению и желанию учиться. Способный на это учитель является венцом педагогической системы, по его мнению.
«Прежде чем учить других, человек должен понять своё жизненное предназначение». В учениях Будды говорится о том, что человек не может учить других до того, как сам не поймёт своё предназначение в жизни. Нельзя научить другого без гармонии внутри себя.
«Учитель, который учит, не вдохновляя учеников, пытается ковать холодное железо». Американский педагог Хорас Манн сравнил усилия учителя научить детей, которые не увлечены предметом с ковкой холодного металла. Ни одно ни другое не поддаётся обработке.
«Кто постигает новое, взлелеяв старое, тот сможет стать учителем». Китайский мыслитель Конфуций говорил о том, что настоящий учитель объединяет в себе стремление к познанию нового и опыт предков.
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться». Л.Н. Толстой говорил о том, что учить – это очень трудное занятие, если это делать не составляет труда, значит и результат будет такой же. Если учитель не даёт знаний, ученикам придётся искать их самим.
Как вести себя с учителями: 6 советов
Многие родители абсолютизируют профессиональные качества учителей, полагая, что те знают о детях вообще и об их детях в частности гораздо больше, чем они сами. Однако учитель не может больше вас знать и понимать вашего ребенка, который для него — лишь один из 30 учеников, и видит он его на протяжении лишь нескольких недель или месяцев. Никто не может знать вашего ребенка лучше, чем вы.
Что еще больше усугубляет и запутывает ситуацию — родители зачастую сами боятся учителей (особенно это справедливо, когда они отдают в школу своего первого ребенка). Как сказала одна женщина: «Когда я впервые пришла на родительское собрание, я чувствовала себя шестилетней девочкой. Создавалось такое впечатление, что учитель моей дочери — мой учитель, директор школы — мой директор и что это мне надо лучше себя вести. Все мои попытки избавиться от этого наваждения были тщетны: я сидела на крохотном стульчике под пристальным взглядом строгой учительницы». Действительно, во время общения с учителями и другими представителями школы у вас могут возникнуть подобные чувства.
Чем учитель вам действительно может помочь, так это предоставить информацию о том, как ваш ребенок занимается и ведет себя в классе, а также насколько хорошо он ладит со своими одноклассниками.
Главное правило, которого вы должны придерживаться, решая проблемы, связанные со школьным воспитанием: не относитесь к утверждениям учителей как к абсолютной истине, и если у вас возникают вопросы, смело задавайте их.
Полезно записывать возникающие вопросы и комментарии, чтобы не забыть задать ни один из них. Эта тактика всегда срабатывает в общении с докторами, юристами и другими специалистами. Таким образом вы готовите себя к разговору, и никакое беспокойство уже не сможет сбить вас столку. Иногда учителя даже сами спрашивают: «В вашем списке остались еще какие то вопросы, которые мы не успели обсудить?». Поэтому вы не правы, если полагаете, что со списком заранее приготовленных вопросов выглядите глупо — напротив, скоро вы убедитесь в эффективности этого метода. Мы испытали это на себе: родители, так серьезно готовящиеся к беседе, вызывают у учителей только уважение.
Не попадите на крючок учителя, когда он спросит вас: «Итак, какие проблемы у вашего ребенка?». Да, ваш ребенок столкнулся с проблемой, но это проблема школы или же проблема самого учителя. Не начинайте разговор с извинений за своего застенчивого ребенка. Вместо того чтобы спрашивать: «Почему у моего ребенка проблемы в общении с ровесниками?», спросите: «Почему одноклассники моего ребенка так недружелюбно ведут себя по отношению к нему?».
Желательно, чтобы вы в малейших подробностях знали все о негативных словах и поступках вашего ребенка в школе, а также об обстоятельствах, в которых эти слова были произнесены, а поступки совершены. «Смутьян», «недотепа», «нервозный», «застенчивый» — все это слишком общие понятия, которые часто применяются по отношению к абсолютно разным людям. Вам же хочется знать, какие конкретно проявления поведения вашего ребенка спровоцировали употребление подобных эпитетов в его адрес.
Из книги «Застенчивый ребенок»
Слайд 4Произведения, где автор описывает школьную жизнь, мне очень нравятся.Интересно читать о
взаимоотношениях в классе между учениками и о том, как складываются отношения учеников и учителей , какой учитель — герой произведения — похож на учителя из моей реальной школьной жизни. Хочется отметить, что у меня в семье три поколения учителей, и они все разные, но в то же время их что-то объединяет. Точно так же, как и героев произведений разных лет.
Учитель! Даже через много лет
Зажженный вами не погаснет свет!
И сердце, знаю, будет молодым
Пока огонь священный будет с ним.
Твоя душа от всяческих невзгод
Врачующее пламя сбережёт.
Оно ещё поможет нам в пути
Хитрейшие загадки превзойти.
Оно ещё поможет, и не раз,
Учитель мой, в делах продолжить вас!
Учитель! Даже через много лет
Зажженный вами не погаснет свет!

Ёлка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы
Ольга Камаева
Роман о жизни молодой и увлеченной своей работой учительницы Елены Константиновны по прозвищу Ёлка. Она работает в обычной школе и сталкивается с самыми неприглядными сторонами профессии. Её коллеги считают ее идеалисткой, но она верит, что может что-то изменить. В школе все зависит от учителя, поэтому Елена Константиновна старается сделать все возможное для своих учеников, а они пишут ей письма с благодарностями. Коллектив и местная власть сомневаются в её способностях и предсказывают, что она скоро уйдет из школы. Но Ёлка продолжает верить в себя, бороться и остаётся работать в своем 9-м классе.
Вариант 2
Образ учителя в русской литературе является одним из самых ярких и значимых. Учителя изображаются как высокие нравственные авторитеты, которые не только передают знания, но и воспитывают своих учеников. Они являются образцом для подражания и вдохновляют на достижение высоких целей.
Один из самых известных образов учителя в русской литературе – это образ Константина Дмитриевича Левина из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Левин – это ученый, который не только знает свою науку, но и умеет применять ее на практике. Он заботится о своих крестьянах, помогает им и воспитывает своих детей в духе высоких нравственных принципов. Левин является символом высоких идеалов и нравственных принципов, которые должен следовать каждый учитель.
Еще один яркий образ учителя – это образ Ивана Петровича Белкина из рассказов А.С. Пушкина. Белкин – это учитель, который не только передает знания, но и воспитывает своих учеников. Он умеет находить общий язык с детьми и вдохновлять их на достижение высоких целей. Белкин является символом того, что учитель должен быть не только знатоком своей науки, но и уметь находить подход к каждому ученику.
Образ учителя в русской литературе является символом высоких нравственных принципов и идеалов. Учителя изображаются как люди, которые не только знают свою науку, но и умеют применять ее на практике. Они заботятся о своих учениках и воспитывают их в духе высоких ценностей. Образ учителя в русской литературе является символом того, что учитель должен быть не только знатоком своей науки, но и высоким нравственным авторитетом.
Еще один яркий образ учителя – это образ Михаила Семеновича из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Семенович – это учитель, который не только передает знания, но и воспитывает своих учеников. Он умеет находить подход к каждому ученику и вдохновлять их на достижение высоких целей. Семенович является символом того, что учитель должен быть не только знатоком своей науки, но и уметь находить общий язык с каждым учеником.
Образ учителя в русской литературе является символом высоких нравственных принципов и идеалов. Учителя изображаются как люди, которые не только знают свою науку, но и умеют применять ее на практике. Они заботятся о своих учениках и воспитывают их в духе высоких ценностей. Образ учителя в русской литературе является символом того, что учитель должен быть не только знатоком своей науки, но и высоким нравственным авторитетом.
Еще один яркий образ учителя – это образ Антона Семеновича Гордеева из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Гордеев – это учитель, который не только передает знания, но и воспитывает своих учеников. Он умеет находить подход к каждому ученику и вдохновлять их на достижение высоких целей. Гордеев является символом того, что учитель должен быть не только знатоком своей науки, но и уметь находить общий язык с каждым учеником.
Образ учителя в русской литературе является символом высоких нравственных принципов и идеалов. Учителя изображаются как люди, которые не только знают свою науку, но и умеют применять ее на практике. Они заботятся о своих учениках и воспитывают их в духе высоких ценностей. Образ учителя в русской литературе является символом того, что учитель должен быть не только знатоком своей науки, но и высоким нравственным авторитетом.
В заключение, образ учителя в русской литературе является одним из самых ярких и значимых. Учителя изображаются как высокие нравственные авторитеты, которые не только передают знания, но и воспитывают своих учеников. Они являются образцом для подражания и вдохновляют на достижение высоких целей. Образ учителя в русской литературе является символом высоких нравственных принципов и идеалов, которые должен следовать каждый учитель.




























