Признаки зрелости
Очевидно, что зрелость — необходимая ступень в развитии человеческой личности. Но как узнать — достиг ли человек зрелости?
Что такое зрелость
Сейчас существует отдельная наука, которая изучает феномен зрелости человека. Она называется акмеология. Название этой науки произошло от греческого слова akme, что означает вершина. И это не случайно. Ведь по мнению исследователей именно в зрелом возрасте человек достигает пика, вершины в своем развитии.
Источник golos.id
Таким образом, зрелость — это наиболее плодотворный и насыщенный период в жизни человека. Человек управляет своими эмоциями, способен нести ответственность и за себя, и за других. Зрелый человек ставить перед собой цели и достигает их.
Многие психологи справедливо ставят знак равенства между зрелостью и осознанностью. Ведь зрелый человек обдумывает свои действия, не совершает импульсивных поступков и главное — способен любить и открыт для любви.
Признаки
Для того, чтобы определить — достигли вы состояния зрелости или нет, можно воспользоваться перечнем признаков зрелого человека:
- Чувство заинтересованности и ответственности по отношению к окружающему миру, расширенное чувство Я. Умение заботиться о себе и о других людях;
- Развитая эмпатия в отношении с другими людьми. Умение транслировать теплоту, уважение и сострадание в общении;
- Высокий эмоциональный интеллект, который предполагает самоконтроль и спокойное принятие себя;
- Осознанность, которая выражается в возможности реалистично воспринимать действительность настоящего момента, и быть активным в этой действительности;
- Самоосознание, умение использовать свой внутренний опыт в текущей ситуации;
- Осознание смысла своей жизни. Умение ставить цели, мечтать и стремиться к новому. Наличие «жизненного горизонта».
- Наличие собственных жизненных ориентиров и независимость суждений;
Источник avrorra.com
Независимость в принятии решений, без оглядки на авторитеты и общественное мнение;
Отсутствие материальной зависимости
Низкая самооценка
Самооценка формируется с раннего детства. Ее закладывают своим поведением родители и значимые взрослые: воспитатели, бабушки, дяди и тети, учителя
Влиять на самооценку в более взрослом возрасте сложнее, поэтому чтобы ребенок не сталкивался с трудностями, важно заложить правильный фундамент с рождения
Святослав Райков Эксперт в сфере «Психология, саморазвитие»
Если малыша не окружали заботой и вниманием в детстве, у него нет навыка ощущения своей ценности как личности. И скорее всего, он вырастет с уверенностью, что он недостаточно хороший, каких бы достижений он при этом ни добился
Как же происходит взросление
Взросление начинается с самого рождения ребенка, как бы парадоксально это ни звучало. В разном возрасте оно проявляется по-разному. И если все этапы пройдены, то к совершеннолетию ребенок достигает взрослости. Но, к сожалению, таких случаев мало.
Клинический психолог, кандидат медицинский наук Виктория Мохова рассказала о том, как выглядит процесс взросления в разные периоды жизни ребенка.
От года у ребенка формируется доверие к миру и коммуникативные навыки.
Младенец не воспринимает людей отдельно, все сливаются воедино. Мы называем этот период первичным нарциссизмом, когда ребенку кажется, что любое его требование мир в виде взрослых удовлетворяет автоматически. Захотел есть — покормили.
И если в этот период потребности не удовлетворяются, если у мамы не хватает эмпатической чувствительности, чтобы понять, о чем кричит ребенок, то она не удовлетворяет его потребности. И отсюда возникает базовое недоверие к миру. Ребенок плачет, потому что хочет есть, а мама дает соску или игрушку, ребенку холодно, а мама его кормит.
В 2–3 года появляются навыки самообслуживания, умение переносить дискомфорт и трудности.
Это тот период, когда ребенок сам тянется к игрушкам. Пытается что-то сделать сам. Как-то справляется с тем, что не всегда его потребности удовлетворяются.
С 3 лет начинается первый этап сепарации.
Ребенок начинает понимать, что есть другие люди, у них есть какие-то свои дела, свои потребности. Он учится строить с ними отношения. Это как раз тот период: «я сам» / «иди ко мне», «люблю» / «не люблю», то подбегает, то убегает.
С 4 до 7 лет развивается эмпатия, ценности.
Ребенок, как губка, впитывает все то, что находится в родительской системе, перенимает все навыки коммуникации из семейной системы. До 7 лет у ребенка отсутствует критика и все, что говорят взрослые, прописывается на бессознательном уровне, ложится как база. Если родители функционально друг с другом общаются, ребенок это видит — и формируется функциональный тип взрослого.
С 7 до 13 лет формируются целеполагание, воля и произвольность.
В этот период в школе ребенок социализируется. Ему приходится налаживать контакт со сверстниками. Он учится формировать дружеские связи, лидировать, защищать себя.
С 13 лет начинается второй этап сепарации.
Подросток учится взаимодействовать с миром. Если родители продолжают обслуживать интересы подростка, говорить ему, что делать, удовлетворять все желания — взросления не происходит. Как и, наоборот, если родители не дают подростку навыков, как справляться с трудностями, вешают на него груз ответственности, но не оказывают при этом ему поддержки.
Ответственность и самостоятельность
Ответственность и самостоятельность являются двумя важными признаками взрослости. Они говорят о том, что человек может взять на себя обязанности и действовать независимо.
Ответственность подразумевает осознание последствий своих действий и готовность нести за них ответственность. Взрослый человек понимает, что его решения и поступки могут повлиять на других людей и окружающую среду. Он принимает на себя ответственность за свои слова и поступки, и готов исправлять свои ошибки.
Самостоятельность означает способность действовать без постоянной помощи и контроля со стороны других людей. Взрослый человек может самостоятельно принимать решения, решать проблемы и достигать своих целей. Он не зависит от постоянной помощи других людей и готов взять на себя ответственность за свою жизнь и свои решения.
Одним из проявлений ответственности и самостоятельности является умение планировать свое время и управлять своими делами. Взрослый человек может составлять планы на день, неделю или год, и следовать им. Он умеет приоритезировать задачи и управлять своим временем так, чтобы достичь поставленные цели.
Также ответственность и самостоятельность проявляются в умении принимать решения и нести за них ответственность. Взрослый человек может оценивать ситуацию, анализировать варианты и выбирать наиболее подходящий вариант действий. Он готов рисковать и не боится принимать решения, и при этом он осознает, что за них придется нести ответственность.
Признаки ответственности и самостоятельности:
Признаки
Ответственность за свои поступки
Способность принимать решения
Умение планировать свое время
Способность действовать самостоятельно
Готовность исправлять ошибки
Ответственность и самостоятельность — это качества, которые помогают нам расти и развиваться как личность. Они позволяют нам стать самими собой и добиваться успеха, несмотря на преграды и трудности.
Зачем ребенку свой главный взрослый?
Как-то ко мне на консультацию пришел успешный бизнесмен. Мы начали обсуждать вопросы, касающиеся его компании, но разговор очень быстро перешел в иное русло: клиент стал жаловаться на проблемы с пятилетним сыном и сказал, что именно они беспокоят его сейчас больше всего. Мальчик растет капризным и неуправляемым, по любому поводу закатывает истерики. Он постоянно требует внимания матери, может начать кусаться, но, добившись своего, сразу теряет интерес, отталкивает ее и даже грубит. Родители никуда не могут взять его с собой — на людях он ведет себя еще хуже.
«Чего мы только ни делали — и строгостью пытались, и лаской, а результата — никакого. Нервы у всех на пределе!» За последний год родители не раз обращались к специалистам. Но вместо четкого диагноза и конкретных рекомендаций по лечению им сообщили, что у ребенка «нарушение привязанности». Папа был не на шутку раздосадован и расстроен: они с женой старались как могли, денег не жалели, а что получилось?
Мы «отмотали пленку» на пять лет назад и посмотрели, как все начиналось
Когда малыш появился на свет, родители решили, что мама по-прежнему большую часть времени будет проводить в Лондоне, где учатся старшие дочери, — в этом возрасте им необходимо родительское внимание, — а сын останется в Москве под присмотром профессиональных нянь. Отбирали их тщательно, каждую строго инструктировали
Если няня была замечена в каком-то проступке, ее тут же увольняли. Первую няню уволили за то, что подняла с пола соску и вытерла о фартук — неряха! Вторая имела наглость взять из холодильника просроченные йогурты: она видела, что их все равно выбрасывают. Но это заметила охрана, и в результате няня была изгнана с позором: «воровка не может воспитывать нашего ребенка». Третья болтала по телефону, когда пришло время кормления; потом она объяснила, что просто не хотела будить малыша, ждала, пока он проснется, но была уволена за пренебрежение своими обязанностями. Так за год у мальчика сменилось не меньше десяти нянь. Родители из благих побуждений, стремясь обеспечить младенцу комфорт и идеальный уход, оставляли его на попечение чужих людей, которые к тому же беспрерывно менялись. В этом он ничем не отличался от воспитанника детского дома.
«Стоп! — сказал возмущенный папа. — Какая связь между детдомовскими сиротами и моим сыном, который со всех сторон окружен вниманием?»
Связь есть — в обоих случаях дети лишены главного. А что для ребенка главное? Ответ на этот вопрос стал настоящим прорывом, едва ли не самым значимым открытием ХХ века в области детской психологии.
Когда недолюбленность в детстве для взрослого это травма?
Бывает нелегко обнаружить у себя эту травму. Ведь на протяжении многих лет мы упорно трудились, чтобы принять, или забыть то, что случилось с нами в детстве. Однако мы должны осознать то, что было в нашем прошлом и найти способы помочь себе исцелиться.
Недолюбленность в детстве влияет на наши взрослые отношения с друзьями, интимные связи и профессиональную жизнь. Страх быть отвергнутым проникает во все аспекты нашей жизни.
1. Низкая самооценка
Основным симптомом является низкая самооценка у взрослого. Внутреннее ощущение, что он не достоин любви и неуверенность в себе препятствует построению счастливых отношений. Всю свою жизнь такой человек чувствует, что он ничего не стоит, и что ему нужно больше стараться чтобы заслужить любовь.
- Какие признаки у человека с низкой самооценкой?
- Как поднять заниженную самооценку?
2. Человек угождает другим
Чтобы добиться большего признания и принятия, ребенок часто угождал своим родителям. Он ставил потребности и чувства родителей выше своих, постепенно задвигая свои на задний план. В дальнейшем склонность угождать другим проникает во взрослую жизнь.
Человек становится для других удобным. Он боится отказывать, и тем самым огорчить, либо разозлить других. Это может привести к заискивающему поведению. Человек хочет угодить окружению, быть хорошим для всех. Таким образом, он защищает себя от боли.
Однако со временем он может прийти к выводу, что чем больше он пытается, тем больше чувствует, что это бесполезно. Ничего не меняется.
- Как перестать всем угождать?
- Как говорить нет другому человеку?
3. Завышенные требования к себе
Взрослый болезненно требователен к себе: требует, хотя и знает, что, может с чем-то не справится. Делает он это по двум причинам:
- чтобы доказать себе (а также бессознательно своим родителям) что чего-то стоит и он достоин любви;
- и доказать себе (в случае неудачи), что он действительно никчемен и бесполезен.
4. Избегание
Такие люди будут проявлять склонность к избеганию. Это их первая реакция на зарождающуюся близость, но это лишь маска, которая служит защитой от страданий.
Многие люди воздерживаются от общения с другими, потому что боятся быть отвергнутыми. Страх отвержения заставляет отдаляться от других и это может привести к одиночеству.
Недолюбленный ребенок
Со временем, если человек не залечит травму отвержения, он может стать озлобленным и вспыльчивым. Он даже может начать ненавидеть всех вокруг. Все это будет результатом пережитых страданий. Чем глубже травма, тем больше вероятность того, что вы будете отвергать других.
Человек с травмой отвержения может постоянно искать доказательства того, что другие люди отвергают его. Находясь в отношениях, несмотря на заверения партнера в том, что его любят, он все равно может чувствовать себя отвергнутым. |
Людям, выросшим с травмой отвержения, необходимо пройти терапию, иначе им сложно справиться с этим в одиночку. Часто они не всегда понимают, почему в близких отношениях они чувствуют, что должны заслужить все: любовь, близость, поддержку.
Уважение к себе и окружающим
Одним из главных признаков взрослости является умение уважать себя и окружающих. Этот навык играет важную роль в формировании здоровых и гармоничных отношений в обществе.
Уважение к себе означает принятие себя таким, какой ты есть, и стремление к личностному росту и самосовершенствованию. Это включает в себя умение устанавливать границы, защищать свои права и выражать свои потребности и мнения.
Кроме того, уважение к себе включает здоровый образ жизни – умение заботиться о своем физическом и эмоциональном благополучии. Это означает регулярные физические тренировки, правильное питание, отдых и заботу о своем внешнем виде, а также умение управлять эмоциями и стрессом.
Уважение к окружающим включает умение слушать и принимать точку зрения других людей, даже если они отличаются от твоей. Это означает проявлять терпимость, демонстрировать уважение к разным культурам и мнениям, не осуждать других людей бездоказательно и не использовать насилие или агрессию.
Одним из способов проявления уважения к окружающим является умение устанавливать и поддерживать здоровые отношения
Это включает умение выражать свою любовь и заботу о близких, проявлять внимание и поддержку, быть чувствительным к потребностям других людей, а также быть объективным и справедливым в своих отношениях
В итоге, уважение к себе и окружающим является фундаментальной основой зрелости и позволяет нам строить гармоничные и успешные отношения с людьми в наших жизнях.
Лекция 29 — Стр 2
Женщина же ориентирована на межличностное общение, ей присуща способность к эмоциональности, выразительному самопредъявлению, ей свойственна хорошая социальная адаптация, строгое следование социальной желательности воспринимается как насилие над собственным Я и ведет к самоотчуждению.
Особая значимость периода зрелости заключается в том, что, включаясь во все многообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свои отношения к окружающему миру. В период зрелости происходит интеграция отношений и формирование характера как системы, хотя процесс характерообразования начинается еще в детском возрасте.
В период зрелости происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатке его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности.
Итак, период зрелости является наиболее благоприятным для формирование основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности. Характеристики данного возрастного этапа свидетельствуют о том, что каждый жизненный цикл, прожитый человеком, играет свою роль в становлении его как личности.
Основная литература:
1.Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М. 1973.
2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер. 2001г. 305 с.
3.Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ.1990. 367 с.
4.Малкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы.// Москва: Эксмо. 2005г. 854с.
5.Толстых Л.В. Возрасты жизни. Москва. 1993. 198с.
6.Шихи Г. Возрастные кризисы. Москва. 2000.678с.
Дополнительная литература:
1.Андреев Н.В., Пиняева С.Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости.// Вопросы психологии №2. 1998г. С. 3-9
2.Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41-46 лет) / Ред. колл.: Я. И. Петров (отв. ред.), Л. Н. Фоменко. М. 1984.
3.Выготский Л.С. Кризисы.// Москва 1987г. 378с.
4.Дарвши О.Б. Возрастная психология.//Москва 2003г. С. 216-251
5.Крайг. Г. Психология развития. //СПб.: Питер. 2003г. 992с.
6.Сапогова Е.Е. Психология развития человека.// Москва. 2001г. 765с.
7.Солдатова Б.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология// Феникс: Ростов на Дону 2004г. С. 173-187.
Страх потери
Избыточная боязнь потерять значимых людей в жизни может привести к нарушению чужих границ и параноидальной тревожности. Такой стресс съедает человека и не дает ему жизнь спокойной и полноценной жизнью.
Святослав Райков Эксперт в сфере «Психология, саморазвитие»
Эти признаки не означают, что человек обречен на несчастье. Осознание и работа над собой, а также помощь квалифицированного специалиста могут помочь преодолеть эти сложности
Важно понимать, что прошлое не обязательно определяет будущее! И детство можно условно перепрожить заново, в режиме интенсива, уже во взрослом возрасте
Каждый из нас, безусловно, заслуживает любви, вне зависимости от своих особенностей, способностей или достижений. И мы заслуживаем любви и заботы сейчас ничуть не меньше, чем в детстве.
И, если мы чувствуем, что нас в детстве не долюбили, начать стоит с того, чтобы самому полюбить и принять самого себя. Ведь ты сам — это тот человек, с которым ты точно проживешь всю свою жизнь в очень близких отношениях! И от тебя зависит, чтобы эта жизнь была долгой и счастливой.
Как появляется недолюбленность
Фото автора Olenka Sergienko: Pexels
Представь, есть две девочки. Одна постоянно подпитывается положительными поглаживаниями: получает родительское одобрение, ее хвалят, без причин говорят, что любят, всячески поддерживают и показывают, что ее всегда рады видеть.
И есть другая девочка. Она не получает всех этих плюшек от родителей. Она либо редко слышит слова любви, либо не слышит вовсе. Ее редко обнимают, редко хвалят. А если и говорят какие-то приятные слова, то только за дело. Надо заслужить! И вырастают две абсолютно разные девушки. Одна смело идет к целям, не боится ошибаться, занимается тем, что нравится.
Может отказать в просьбе, не ощущая вины. Другая: вечно сомневается в своей внешности, в своем таланте, в своих решениях и выборах.
Синдром недолюбленного ребенка
Программирование детской психики происходит очень рано. К пяти – шести годам, у ребенка уже есть свои взгляд на все, что происходит вокруг него, понимание и осознание действительности. Более того, формироваться он начинает еще задолго до рождения, пока малыш находится в утробе мамы. Завершающий период формирования переходный возраст, когда ребенка взрослеет. Где-то к 12-14 годам, это уже сформировавшаяся личность, которая имеет определенные знания, прошла социализацию.
Последствия этого синдрома могут преследовать долгие годы, пуская корни страхов все глубже
Большинство обделенных вниманием детей так и живут всю жизнь не зная, за что им такие муки были даны
Если не уделять должного внимания, отталкивать малыша, он так и останется в глубоком детстве на всю жизнь. Развитие мозга закончится именно в тот момент, когда вы перестанете его любить, оттолкнете.
По данному синдрому, уже в шестилетнем возрасте можно спрогнозировать развитие дальнейших событий, поведенческие манеры, да и само развитие ребенка.
«Ненадежная» привязанность
Нарушения привязанности могут проявляться по-разному, и заметны они уже в годовалом возрасте. Ученые выявили два основных типа таких нарушений: избегающий и неустойчивый. И дали им общее название — «ненадежная привязанность», в отличие от «надежной», «уверенной».
«Избегающая привязанность»
Малыши с таким типом привязанности не стремятся к общению со взрослыми, их гораздо больше интересуют игрушки, и даже в пугающей, незнакомой ситуации они не ищут поддержки у взрослых. С возрастом дети с избегающей привязанностью становятся скрытными, отстраненными, привыкают прятать свои чувства, но если им надо получить что-то от другого, могут имитировать яркие, сильные положительные эмоции. Они могут проявлять и «вынужденно уступающее» поведение: быть удивительно покорными и кроткими, выполнять все требования родителей. Когда надо, они умеют молчать, делать вид, что слушают, говорить правильные слова в ответ. Внешне все выглядит вполне благополучно. Но это именно «вынужденное» поведение — они научились так себя вести, чтобы родители «отвязались». Близкие отношения для них некомфортны, ведь в раннем детстве взрослые их отвергали и игнорировали. Такой ребенок как будто говорит нам: «Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое!»
«Неустойчивая привязанность»
Ребенок с «неустойчивой» привязанностью проявляет сильную тревогу в незнакомой ситуации, даже если рядом кто-то из близких.
Он капризный, возбудимый, беспокойный. Когда мама уходит даже на короткое время, он сильно расстраивается и долго не может успокоиться, плачет. Но когда мама возвращается — вначале тянется к ней, а потом сразу ее отвергает.
У таких детей развивается обостренная и никогда не насыщаемая потребность в любви, ласке и одобрении
Кажется, они активно стремятся к контакту, требуют его, «цепляются», «липнут», но как только на них обращают внимание, сторонятся любого общения. Вероятно, именно этот тип привязанности имели в виду специалисты в случае с капризным и неуправляемым мальчиком, о котором я рассказала в начале главы.
Такие дети быстро учатся манипулировать — добиваться внимания взрослых любым способом
В их репертуаре два вида поведения: активно-агрессивный или пассивно-беспомощный. Иногда они сочетаются. Например, ребенок ведет себя демонстративно, вызывающе, может швырять игрушки, кричать, если мама разговаривает с кем-то другим. Но как только он добился цели — вызвал негативную реакцию со стороны взрослого, он тут же переключается на обезоруживающее поведение и становится застенчивым, напуганным, покорным, чтобы избежать наказания
Такие манипуляции — эффективный способ добиться внимания родителей, и неважно, какой будет их реакция — позитивной или негативной. Подростки с неустойчивой привязанностью не умеют дружить, но легко заводят новые знакомства (как правило, короткие и поверхностные), часто основанные на желании извлечь какую-либо выгоду.
Эту позицию можно сформулировать так: «Я нелюбим, но очень хочу приблизиться к вам!»
Любые нарушения привязанности приводят к тому, что, повзрослев, ребенок не может устанавливать по-настоящему глубокие, длительные отношения
Он не доверяет окружающим, не испытывает к ним теплых чувств, не обращает внимания на их желания и стремления. У него вряд ли разовьется сочувствие и терпение, свои настоящие чувства он научится скрывать, зато будет умело манипулировать другими. Он будет относиться к людям потребительски, ведь они интересуют его только с той точки зрения, что с них можно получить. Именно такую картину описывают психологи, наблюдая развитие воспитанников детских домов. Сегодня эти же проблемы возникают и у детей из обеспеченных семей, которым не хватило родительского тепла и внимания в самом раннем возрасте.
Молодость и зрелость: где начало, где конец?
Принято отделять молодость от зрелости человека по уровню физического и психологического развития. Считается, что взрослость подразделяется на три этапа:
Ранняя (начинается с возраста 20-23 лет и продолжается до 30 лет) – молодость.Средняя (длится с 30 лет до 60-70 лет) – зрелость.Поздняя (начинается после 60-70 лет) – старость.
Вы встречали людей, которые выглядят или ведут себя не на свои биологические годы? Например, девочка с мудрым серьезным взглядом на жизнь или мужчина с сединой, которому попал “бес в ребро”? Такие люди не попадают в представленную выше, обобщенную классификацию. Бывают печальные случаи, когда одно событие потрясает так, что добавляет человеку несколько лет или десятков лет жизненного опыта за один день. Вот почему границы между возрастами условны
Поэтому далее при сравнении качеств разных возрастных жизненных периодов паспортный возраст во внимание браться не будет
Молодость – это период жизни человека, когда детство уже не имеет власти над разумом, физическое развитие закончилось (тело сформировалось). Это подходящий отрезок жизненного пути для поиска спутника жизни, создания семьи. А еще для продуктивной работы на благо общества, самостоятельного мышления, формирования мировоззрения, творчества. Хотя последним – творчеством – занимаются в любом возрасте, однако именно в молодые годы творческая продуктивность велика.
Зрелость – наиболее продолжительный период времени, занимающий значительную часть всего жизненного отрезка каждого человека и характеризующийся наивысшим уровнем развития духовных, эмоциональных, интеллектуальных способностей. Насчет духовного уровня — спорный философский неоднозначный вопрос.
Идеальный ребенок — это как? Какими качествами он должен обладать?
Переменка в школе, засидевшиеся второклассники радостно высыпают в коридор. Вслед им несется гневный оклик учительницы (да-да, той самой первой учительницы, которую полагается с благодарностью вспоминать всю жизнь): «Я вам сколько раз говорила: НЕ БЕГАТЬ!!!»
Несомненно, это очень удобно, когда ребенок не бегает, не прыгает, не вопит и вообще никак о себе не напоминает. Одна проблема: это совершенно ненормально. Здоровым, гармонично развивающимся детям абсолютно не свойственно чинно ходить парами и не подавать признаков жизни, пока их об этом не попросят. А то, что взрослые пренебрежительно называют баловством, на самом деле чаще всего является познавательной активностью ребенка. Той самой, без которой никакого развития не бывает в принципе.
Тем не менее, «золотой ребенок» – это обычно тот, который никогда не капризничает и всегда соответствует родительским ожиданиям, а тот, что проявляет свободу воли вместо покорности желаниям родителей – это уже «несносный ребенок». Думаю, излишне спрашивать, чьи интересы и права учитывает такая классификация.
Почему ребенку важно получить любовь родителей в детстве?
Святослав Райков Эксперт в сфере «Психология, саморазвитие»
Еще задолго до того, как ребенок научится мыслить, его чувственное восприятие постоянно записывает множество чувственных впечатлений. В первую очередь — это ощущения от взаимодействия с материнскими энергиями.
Если мать любит своего ребенка, окружает его заботой и вниманием, эти энергии с течением времени становятся для него привычными, и создают ощущение нормы. Поэтому жить в любви, комфорте, спокойствии, уверенности в своей безопасности — становится нормой и привычным состоянием человека
Если матери не до ребенка, если она переживает кризис, постоянно испытывает негативные эмоции и тревожные состояния, ребенок это также записывает как норму. Его отношения с самим собой уже в раннем детстве становятся похожими на то, что мать постоянно ему демонстрировала.
В детстве также формируются первые представления ребенка о том, как устроен окружающий мир, какие в нем существуют энергии и состояния. В частности, о том, какими должны быть отношения между людьми, как относиться к себе и другим.
И если то, что он наблюдает в отношениях родителей, далеко от взаимного уважения и любви, он также это запоминает в своей подсознательной памяти. А став взрослым, перенимает то, к чему был приучен с детства.
Святослав Райков Эксперт в сфере «Психология, саморазвитие»
Это может оставить глубокий след и серьезно повлиять на его эмоциональность, темперамент, паттерны поведения и ощущения от самого себя. И, конечно, на то, как он будет взаимодействовать с другими людьми.
Неумение доверять
Для развития умения доверять на индивидуальном уровне, необходимо стабильное позитивное окружение. Именно поэтому крайне важно чтобы детей окружали хотя бы относительно стабильные и уравновешенные люди. Истерики, крики и частая смена обстановки негативно влияют на развитие чувства доверия. Дети должны чувствовать себя в безопасности и получать положительную эмоциональную подпитку от окружающих. Если у наших детей не будет стабильного и благоприятного эмоциональногоокружения (в первую очередь в семье), то вероятно, ему будет сложно доверять кому бы то ни было
А это, в свою очередь, гарантирует трудности в личных отношениях
Если у наших детей не будет стабильного и благоприятного эмоциональногоокружения (в первую очередь в семье), то вероятно, ему будет сложно доверять кому бы то ни было. А это, в свою очередь, гарантирует трудности в личных отношениях.