Что такое буллинг, или как стать изгоем ни за что

Почему возникает буллинг и как с ним бороться

ss=»article-paragraph»>Чаще всего дети, устраивающие травлю, сами подвергаются агрессии в семье, пояснила психолог. Чтобы выплеснуть агрессию, которая накопилась в процессе унижений дома, он травит кого-то из своих сверстников.

Кроме того, психолог Mental Health Center Наталья Горлова рассказала сайту eapteka.ru, что ребенок может стать обидчиком и из-за отсутствия родительского тепла и заботы. Когда подросток не получает должного воспитания, у него неправильно формируются личностно-моральные ценности.

Фото: LightField Studios/Shutterstock/Fotodom

Другая причина агрессии подростков — излишне либеральный тип воспитания. Родители не прививают ребенку общие правила поведения и позволяют делать все, что угодно. Так, ребенок может не испытывать никаких ограничений в своих действиях.

Не допустить буллинг в школе родители могут с помощью «воспитания себя»

Если уделять детям должное внимание и выстраивать с ними доверительные отношения, то и агрессоров в учебных заведениях станет в разы меньше. В остальных вариантах с преследованием ребенка в школе нужно разбираться на юридическом и правоохранительном уровне: с учителями, психологами и при необходимости — полицией

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».

Что делать, если вы поняли, что надо вашим ребенком издеваются?

Самое главное – поговорить. Не нужно на него давить, угрожать, закатывать истерики.  Этим вы точно никак не поможете, только еще больше загоните ребенка в тупик. При беседе у вас должен быть мягкий уверенный голос, ваш сын или дочь должны довериться вам в том, что и самому признать не всегда просто. Задавайте открытые вопросы, выслушайте ответ до конца, не перебивайте.

Если ваши опасения подтвердились, постарайтесь узнать как можно больше: кто является зачинщиком, как давно происходят издевательства, что послужило началом такого отношения. Как бы сложно вам ни было, доведите этот разговор до конца, не впадайте в эмоции.

Попробуйте выяснить вместе, что необходимо сделать, чтобы обидчики отстали, предлагайте самые разные варианты. Это может быть посещение секции каратэ, и тогда все поймут, что он может за себя постоять. Может быть, одноклассники считают его ябедой, и думают, что обижают за дело.

Если вы решили идти разбираться в школу, обязательно предупредите об этом вашего ребенка.  Спросите, хочет ли он, чтобы вы вмешались в конфликт.

Если поняли, что «разборок» в школе не избежать, прежде всего поговорите с учителем, как он видит эту ситуацию, как может помочь настроить коммуникацию между детьми. От педагога очень сильно зависит настроение класса.  Если учитель все пускает на самотек, вы можете попросить провести классный час или позвать всех детей к себе домой.  Посмотреть вместе фильм о школе, о детях, которых обижают. Пусть каждый ребенок выскажется, будьте модератором обсуждения, ведите его в мирное русло.

Есть один очень действенный способ, только совсем непедагогичный. Моей дочке в этом году только предстоит пойти в школу, однако задиры встречаются и в детском саду. У нас это началось в дошкольной группе детского сада. Мою дочь начал задирать мальчишка из ее группы: то толкнет, то рисунок отберет, то обзовет.  Об этом мы очень быстро узнали, и задали вопрос воспитателям, что происходит. Оказалась, что этот мальчишка обижает всю группу, воспитатели обращались к родителям, чтобы как-то повлиять на ситуацию. Наш папа все это выслушал, при воспитателях и детях подошел к обидчику и пообещал оторвать ему уши, если еще раз кого-то обидит. То ли слова были очень убедительны, то ли дети поняли, что у них есть защита, но тычки и дразнилки со стороны хулигана прекратились.

Бывает ситуации, когда ничего не помогает. Например, когда ребенка обижали несколько лет, восстановить авторитет будет достаточно сложно. Если он на фоне этого отказывается ходить на занятия, вы замечаете, что поведение изменилось не в лучшую сторону – предложите сменить школу.  Это будет как, начать жизнь с чистого листа: новый коллектив, новые друзья. На мой взгляд, это последний радикальный способ. Тем более, это всегда стресс, и никто не знает, как будут складываться отношения в другом классе.

Согласно печальной статистике, в России от суицида ежегодно погибают около 50 детей до 9 лет, около 250 детей в возрасте от 10 до 14 лет. Это те дети, которым вовремя не протянули руку помощи.

Общайтесь с детьми, учитесь слышать их, обращайте внимание даже на самые незначительные мелочи

Обращать внимание на поведение ребёнка

Наказывать или поощрять?

В проблему детских жалоб бывают вовлечены и
родители, и учителя, и психологи. Учителей
выводят из себя мелочные и несвоевременные
жалобы учеников (распространенная ситуация: во
время опроса учитель вызывает ученика,
поднявшего руку, а тот сообщает, что Петя забрал у
него карандаш). Родителям же не хочется, чтобы их
дети росли ябедами, так как они считают, что за
ябедничеством скрывается трусливый, склочный
характер, или полагают, что ребенок не занимается
своими делами, а сует нос в чужие.
Для психолога жалоба — это, в первую очередь,
сигнал о проблеме.
Следует различать жалобы и злостное ябедничание
ребенка, когда жалобы имеют корыстную цель.
Большинство жалоб непредсказуемы, они рождаются
стихийно. Ребенок замечает что-то и может
рассказать взрослому из-за плохого настроения,
обиды, неумения промолчать (такой уж характер); но
может и не рассказать — потому что не хочет
связываться или из солидарности.
Некоторые виды доноса спровоцированы самими
взрослыми. Отмахиваясь от оправданий, наказывая
всех без разбору, пуская происшедшее на самотек,
взрослые ставят ребенка перед необходимостью
защищаться самостоятельно. Дети перестают
доверять учителю, считают его несправедливым.
Кстати, самая распространенная причина
разочарования ребенка в учителе или воспитателе
— несправедливость по отношению к детям.
Януш Корчак предостерегал воспитателей и
родителей от небрежного отношения к детским
жалобам: «Некрасиво жаловаться. Кто установил
это правило? А что делать ребенку, если его
обокрали, оскорбили отца или мать, наговорили на
него товарищам, если ему угрожают, подбивают на
плохое? Недобросовестному, неумелому
воспитателю удобно не знать, что вытворяют
ребята, он машет рукой на их споры, не умея их умно
рассудить. Тихих и беспомощных будут обижать,
эксплуатировать, обирать, а позвать на помощь,
потребовать справедливости — нельзя! Обидчики
торжествуют, обиженные страдают».
Никогда не следует торопиться с выводами, в
первую очередь необходимо выяснить, что
побуждает ребенка жаловаться. Чаще всего,
жалуясь, ребенок рассказывает о своих проблемах,
иногда ему достаточно внимания и сочувствия. Во
всем мире существуют организации, куда ребенок
может обратиться за помощью или где просто может
излить душу. Наверное, такие организации нужны
детям, не нашедшим понимания и справедливости у
своих близких. Но стоит ли доводить до этого?

Что такое буллинг в классе и зачем о нем знать

Вчера Ваня отобрал шапку у Миши и выкинул ее в сугроб. Сегодня Миша отомстил, повторив то же самое с шапкой одноклассника. А завтра они об этом могут не вспомнить или просто вместе посмеяться. 

Что это было? Конфликт, повлекший за собой мелкое хулиганство. Чаще всего дети в состоянии найти выход из таких ситуаций самостоятельно и безболезненно. Если все-таки провести разбор такого взаимодействия, окажется, что оба виноваты и оба пострадали, продолжения никто не хочет, а потому довольно легко отстраняются от произошедшего и переключаются на что-то другое.

Шапку Дани тоже вчера отобрали и выбросили в сугроб. Позавчера испинали портфель и играли в вышибалу его пеналом, пока не сломали. И каждый день до этого было что-то подобное. Даня знает, что сегодня и завтра будет что-то еще. 

Буллинг в классе — это затянувшийся конфликт с закрепленными ролями. Если кто-то оказался жертвой, это уже не изменить, пока тянется вся эта история.

Основные роли участников буллинга — это:

  • агрессоры — придумывают и возглавляют издевательства;
  • жертвы — принимают удар на себя, у них нет инструментов для противостояния, они просто терпят;
  • наблюдатели — напрямую в конфликте вроде бы не участвуют: смотрят со стороны, могут высказывать свое мнение, одобряя или осуждая происходящее, но ничего не решают и ни что не влияют.

На самом деле негативные последствия буллинга будут для всех его участников, потому что каждый из них понимает: «Так можно. Это нормально». Это становится новой жизненной установкой. Многие агрессоры, спустя годы и имея собственных детей, так и продолжают считать, что все это было веселое школьное детство. 

Буллинг — это, по сути, групповое насилие над человеком. Если психологическое, то это самая натуральная травля. Жертва постоянно находится в ожидании новых нападок — знает, что они будут, но избежать их часто даже не пытается. Если физическое, оно может закончиться — нет, не дракой — избиением. Один человечек против толпы, вернее, толпа на одного.

Как помочь ребенку прекратить буллинг

Привет, Чучело

Почти половина родителей школьников не знает о том, что их дети вовлечены в ситуацию травли. Ребенок годами может быть жертвой или агрессором, равнодушным наблюдателем или принимать чью-то сторону, писать об этом в соцсетях или дневнике — родители искренне считают, что все в порядке.

И почти неважно, в какой стране и в какой школе учится ребенок, — дело в самом школьном устройстве

В традиционной школе существует модель беспрекословного подчинения старшему (учителю), которая в лучшем случае базируется на его авторитете, но чаще — просто на том, что он сильнее и обладает правом оценивать и наказывать. Модель быстро улавливается детьми и воспроизводится самостоятельно

Поэтому важно помнить, что травля — это не проблема двоих, но проблема всего коллектива с жесткой вертикалью власти

Если ребенок вовлечен в школьную травлю, у него практически нет возможности остаться в стороне.

В этом случае у него есть несколько вариантов поведения:

  • быть равнодушным свидетелем,
  • стать защитником жертвы,
  • открыто перейти на сторону буллера.

Но даже позиция равнодушного свидетеля не гарантирует того, что следующей жертвой не станешь ты.

Как понять, что ребенка травят

Мы уже рассмотрели частные признаки буллинга для отдельных видов. Теперь поговорим об общих признаках травли в школе:

  • самоизоляция, замкнутость, отдаление от детей и взрослых;
  • упрямство и негативизм при обсуждении школы, отношений со сверстниками, темы буллинга как таковой;
  • вспышки агрессии и раздражительность;
  • тревожность и напряженность, усиливающиеся в присутствии конкретных людей или в определенных условиях;
  • скачки настроения и обидчивость или, наоборот, чрезмерная сдержанность;
  • нежелание ходить в школу, придумывание «отмазок»;
  • вялое и подавленное состояние;
  • частые простуды и жалобы на ухудшение самочувствия.

Главный признак – резкие изменения в поведении, настроении, мышлении, реакциях, предпочтениях ребенка. Дети реагируют на травлю по-разному, многое зависит от первичных особенностей личности.

Причины

Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны. Если взрослые не поймут, почему ребёнок вдруг стал бессердечным и беспощадным, решить проблему не удастся. Обзор самых распространённых факторов, способствующих развитию данного качества, сориентирует, в каком направлении двигаться.

Семейные:

  • дефицит родительской любви, нехватка внимания;
  • равнодушие;
  • неправильное воспитание, отсутствие нравственных и моральных ценностей;
  • несправедливость;
  • вседозволенность, избалованность, полная бесконтрольность;
  • физическое насилие, жестокие наказания;
  • слишком большое количество запретов и ограничений, чрезмерный контроль;
  • отрицательный пример со стороны взрослых;
  • агрессия родителей по отношению друг к другу, драки и ссоры между ними.

Социальные:

стремление самоутвердиться;
страх несостоятельности;
желание привлечь к себе внимание;
влияние толпы;
желание быть как все;
мода в соцсетях на видеоролики с драками, избиениями, издевательствами, погоня за лайками.

Техногенные:

  • мультфильмы со сценами жестокости;
  • компьютерные игры, где убийство — норма;
  • открытое обсуждение громких скандалов на тему детской жестокости в СМИ;
  • сцены насилия в фильмах, видеороликах;
  • увлечение боевиками и «ужастиками»;
  • отсутствие родительского контроля за контентом, который просматривают дети.

Педагогические:

  • педагогическая запущенность;
  • равнодушие учителей к буллингу, отсутствие ответных мер, а иногда и поощрение.

Психические:

  • конфликтный характер;
  • гиперактивность (выброс энергии);
  • низкая самооценка;
  • холерический темперамент;
  • возбудимый тип нервной системы;
  • садизм;
  • склонность к манипулированию.

В научной среде ведутся споры о том, может ли жестокость иметь наследственную, генетическую, врождённую природу. Одни категорически отрицают данный факт. Другие приводят в пример исследования, проводившиеся над убийцами, которые выросли в благополучной семье и были достаточно успешны в школе и среди сверстников. У большинства из них были обнаружены аномалии головного мозга. На основании этого сделали вывод, что в таких людях с рождения заложена определённая генетическая программа поведения.

У дошкольников причинами жестокости чаще всего выступают любопытство и протест. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Но ради этого они неосознанно совершают бесчеловечные поступки. Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко они делают больно другим из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых. Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.

Если родители не могут самостоятельно определить причину жестокости (не хотят признаться в собственной некомпетентности или поведение ребёнка продиктовано чем-то очень личным), не стоит отказываться от помощи психотерапевта.

Ребенок как способ решить проблему

Когда женщина беременеет не потому, что захотела стать мамой, а потому, что так получилось, пора замуж, иначе мужчину не удержать и т.д., она оказывается не готова к новой для себя роли.

После родов в ее жизни меняется все: фигура, распорядок дня, приоритеты, статьи расходов, круг общения. Ничего из этого она не ждала и даже не предполагала. Женщина чувствует, что попала в западню. Она решала личную проблему, а получила крушение надежд.

Конечно, у такой женщины ребенок не вызовет теплых чувств. Он будет ее раздражать, злить, нервировать. Несложно догадаться, как сложатся их взаимоотношения, и на ком мать будет вымещать раздражение.

Что делать, если вы не готовы к материнству и срываетесь на ребенке

Формы и признаки

Особенность буллинга в том, что негативное влияние со стороны агрессора оказывается регулярно. Это могут быть нападки со стороны группы детей (необязательно одноклассников) или со стороны одного ребенка. Встречается буллинг со стороны группы учителей или одного учителя.

Травля может возникнуть в начальной школе, среди подростков и в старших классах. Сути это не меняет. Отличается только интенсивность проявления. Она прямо пропорциональна силе и возможностям агрессоров.

Можно выделить 6 видов буллинга:

  • Словесный. Это оскорбления, запугивания, угрозы. Признаки: ребенок становится замкнутым, много капризничает, заметны изменения аппетита. Иногда дети напрямую спрашивают у родителей о том, в чем их обвиняют сверстники. Например, если ребенка обзывают толстым, то он может задать такие вопросы: «Мам, я, правда, толстый?», «Мам, а я толстый?», «Мам, а как можно похудеть?».
  • Физический. Это пинки, толчки, подножки, удары, захваты, неприятные прикосновения. Признаки: жалобы на боль в животе или головную боль, общее плохое самочувствие, часто появляющиеся синяки или другие следы физического воздействия, грязная или рваная одежда.
  • Социальный. Это то, что мы имеем в виду, когда говорим про изгоев в классе. При такой травле агрессоры не хотят быть в одной команде с жертвой, сидеть с ней за одной партой, общаться или заниматься другой деятельностью. Признаки: аномальная тяга к уединению, перепады настроения, отказ от встреч и игр со сверстниками, ненависть к групповой работе.
  • Экономический. Это порча имущества, вымогательство, отбирание денег, принуждение к воровству. Признаки: пропажа или потеря вещей, кража денег у родителей или резкое и сильное стремление найти подработку, замкнутость.
  • Сексуальный. Это шлепки по попе, хватание за грудь или другие части тела, пошлые намеки, прямое принуждение к близости. Сексуальный буллинг, как правило, сочетает в себе эмоциональный, физический, социальный, экономический. А иногда он связан с еще одним типом – кибербуллингом. Признаки: замкнутость, изменение предпочтений в одежде (тяга к закрытым вещам), изменение аппетита.
  • Кибербуллинг. Это травля в интернете: угрозы в сообщениях, оскорбления в комментариях, взлом страницы или создание фейковой страницы и распространение нехорошей или опасной информации от лица жертвы, избиение ребенка и выкладывание записей в Сеть. Признаки: ребенок стал больше времени проводить в интернете, после общения в Сети он становится грустным или тревожным, у ребенка меняются интересы или пропадает тяга к прежним увлечениям, заметны проблемы со сном.

Обратите внимание: если речь идет о кибербуллинге, то агрессором может стать кто угодно.Человек любого возраста, пола и из любой точки мира. Однако чаще кибербуллинг сочетается с другими видами травли и исходит от кого-то из окружения

Когда вы на самом деле говорите о травле?

Запугивание происходит не только на рабочем месте в эти дни. Проблема становится все более распространенной в начальной школе.

Теперь все дети спорят или немного раздражают друг друга. Это совершенно нормально и также важно. Только так они могут научиться справляться с конфликтами и разрешать их. Но когда все это становится проблемой? Когда вы говорите о травле?

Но когда все это становится проблемой? Когда вы говорите о травле?

Жертва издевательств подвергается физическому, психологическому или словесному нападению со стороны одного или нескольких хулиганов. 

Пострадавших детей часто:

  • дразнили, издевались или высмеивали

  • оскорбляли

  • игнорировали или исключали из общения (игр)

  • угрожали, шантажировали или запугивали

  • подвергали физическому нападению

  • запирали внутри или снаружи (например, чтобы они опоздали на урок)

  • отбирали или ломали их вещи

  • О них говорили ложь или распространяли слухи

Неважно, какие действия совершают преступники – жертвы этих нападений травли страдают и обычно не знают, как защититься. Этим пользуются хулиганы, и ситуация с каждым днем ​​становится все хуже…

Помощь взрослых

Учителя

Учитель должен хорошо знать отношения между детьми в своей группе

Стоит обращать внимание на тех, кто новенький, кто чем-то отличается от других, на особо скромных детей

  • Одинаково, не предвзято относиться ко всем. Любимчики, дети из обеспеченных семей, отличники не лучше других детей сами по себе. Разница в успеваемости и достатке была всегда, но не стоит вносить дух соперничества среди одноклассников.
  • Больше хвалить. Похвала помогает детям стать позитивнее и счастливее, увидеть друг в друге что-то хорошее.
  • Учитель не даёт клички, не вешать ярлыки и не выставляет на позор кого-либо перед всем классом.
  • Заметив депрессивный настрой, стоит попробовать поговорить и выяснить причину. Потом сообщить о проблеме родителям (если они не знают) и совместно искать пути решения.
  • Если ребёнок подошёл с жалобой, не игнорировать, а выслушать и обсудить ситуацию.

Родители

Родителям нужно избегать двух крайностей:

1. Тотальный контроль

Тотальный контроль не избавит от насмешек, а иногда и будет способствовать неуверенности. Не реагируйте остро на любой синяк и ссадину, на любую потерю вещей и пропуск обеда в школьной столовой слишком остро. Не нужно кричать на учителя и других родителей по любому поводу. Возможно, единичные ссоры и драки провоцирует именно ваш отпрыск.

2. Безразличие.

С другой стороны, безразличие в семье ведёт к депрессии и психологическим травмам. Если признаки травли явны — не думайте, что время лечит и дети просто балуются.

Что делать?

  • Будьте уравновешенны. Наблюдайте и анализируйте.
  • Поддерживайте дружелюбные отношения с учителем и другими родителями и детьми.
  • Имейте телефоны учителей и некоторых родителей. Не стоит звонить часто и по любому поводу.
  • Следите за внешним видом вашего чада, чтобы не давать насмешникам обоснованного повода для травли.
    • Одежда должна быть чистой, опрятной (не рваной), уместной мероприятию и современной. У детей также бывает сильное потоотделение, поэтому желательна ежедневная смена нательного белья.
    • Помогайте малышу с личной гигиеной — напоминайте чистить зубы и мыться.
    • Проблемы в ротовой полости являются причиной запаха изо рта. Поэтому вовремя и регулярно проверяйтесь у всех специалистов.
  • Если сын или дочь вынуждены носить очки, найдите подходящую форму оправы. Старайтесь улучшить зрение с помощью гимнастики и других методов. Дети также встречают друг друга по одежке
  • Спрашивайте:
    • «Как прошёл твой день в школе?»,
    • «Есть ли у тебя друзья в группе?»,
    • «Чем ты обычно занимаешь на переменах?»,
    • «Что сегодня давали в столовой?».
    • Внимательно слушайте и наблюдайте за ответом.
  • Наблюдайте за пищевым поведением малыша, за его сном привычками.
  • Посмотрите на него со стороны во время совместных игр
    • «Умеет ли он сотрудничать или стремится к первенству?»,
    • «Обидчив ли он, остро ли воспринимает проигрыш?»,
    • «Способен ли постоять за себя или постоянно уступает и извиняется?» и т.д.
  • Объясните что буллинг — это проблема, а не шутки. Заверьте, что он может поделиться с вами своими чувствами в любой момент.
  • Обучайте правилам общения с разными людьми. Он должен понимать субординацию со взрослыми и младшими.
  • Он должен адекватно воспринимать разнообразие в обществе. Это поможет не стать агрессором или жертвой.
  • Хвалите. Здоровая самооценка возможна в здоровой семейной атмосфере любви и заботы. Однако хвалить лучше за усилия, а не за результат и способности.
  • Подавайте личный пример. Уберите сарказм, буллинг и газлайтинг у себя.
  • Учите сына или дочь отвечать обидчикам не насилием, а силой слова или игнорированием. Объясните, что задира часто выбирает жертву с отзывчивой нервной системой, чтобы увидеть ответную реакцию. Поэтому иногда лучший ответ для хулигана — это игнорирование его насмешек.
  • Объясните «что такое хорошо и что такое плохо». Высокие нравственные нормы помогают не поддаваться на провокации, иметь собственный стрежень и уметь отстаивать свою точку зрения.
  • Если проблема не решается не смотря на разумные меры, некоторые переходят в другой класс или школу.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: