Качество зависит от возраста
Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги — обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет. К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками — палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к вышеперечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.
О чем говорят цвета
- Желтый цвет говорит о непосредственности, оптимизме, положительных эмоциях. Но дети, выбирающие этот цвет, любят беспорядок и не могут самостоятельно принимать решения.
- Зеленый выбирают малыши, которым недостает материнской любви. Они упрямы, настойчивы. не любят перемен.
- Коричневые цвета чаще выражают отрицательные эмоции, физический дискомфорт. Это цвет преобладает и у больного малыша.
- Красный используют дети с большой силой воли и легковозбудимые. Они любят активные игры, непослушны, неусидчивы. Для таких детей важна похвала.
- Фиолетовый цвет предпочитают малыши с богатой фантазией и хорошо развитой интуицией. Дети, выбирающие фиолетовые оттенки, артистичны и чувствительны.
- Черный выражает подавленность и протест.
Расшифровка детского рисунка домика
Другим изобразительным психологическим тестом является рисунок домика.
- Если малыш изобразил большой дом, то его можно назвать общительным, гостеприимным, открытым.
- Если есть ведущая к глухой стене лестница, то она говорит о скрытом семейном конфликте.
-
Дом, как бы отстоящий далеко, показывает одиночество и отверженность малыша
. - Если дом окружают многочисленные постройки, то у малыша тревожное состояние.
- Если ребёнок постарался прорисовать заднюю стену дома, то он стремится контролировать свои эмоции.
- Если же дом висит над землёй, то у малыша слабая связь с реальностью, он парит в облаках.
- Если нижние контуры стен, наоборот, чётко прорисованы, то у малыша есть затруднения и тревога.
- Прозрачные стены показывают на стремление к лидерству, в то время как тонкие боковые линии кричат о нервном истощении. Признаком общительности являются большие открытые двери, но если они слишком велики, то вполне возможна зависимость от других людей.
Напротив, небольшие двери скрывают неуверенность в себе. - Множество нарисованных с разных сторон дверей говорят о стремлении к одиночеству, а их отсутствие — о трудностях с общением.
-
О жажде общения говорит обилие окон, а занавески на них — о закрытости.
Если окна есть лишь на верхнем этаже, то малыш далёк от реальности. - Крыша в виде жирной линии также намекает на фантазию ребёнка, а если она оторвана от передней стены, то малыш не находит себе места в жизни. Выведенный за пределы крыши карниз говорит о стремлении малыша защититься от своих страхов. Если труба выходит из задней части крыши, то малыш не желает сближаться с родными эмоционально.
- Густой дым напоминает о внутреннем напряжении, а тоненькая струйка — о недостатке общения с близкими.
Детский рисунок и цвет
Характеристики изображения, нарисованного малышом, можно определить по цвету. Психологи и детские воспитатели со временем и личным опытом определили какие цветовые вариации могут что-то обозначать. Расшифровка:
- Синий — преобладание этого цвета и его оттенков говорит о внутреннем спокойствии и уверенности малыша в своём нынешнем положении. Если он изобразил место где обучается в синих оттенках, значит ему нравится посещать садик или школу.
- Черный — негативный цвет, который дети никогда не используют просто так. Оттенки чёрного говорят о тяжёлых переживаниях, обиде на домочадцев, неприятных мыслях о повседневности (проблемы с учёбой или сверстниками).
- Красный — оттенки этого цвета должны насторожить родителей. Малых изображает этим цветом конфликтные ситуации с другими людьми или спорные моменты в своём положении. Если кто-то на рисунке изображён в красных цветах, значит с этим человеком ребёнок не ладит.
- Жёлтый — с раннего возраста малышам говорят о том, что солнечный цвет обозначает добро. Любой предмет, человек, домашний питомец или место, изображаемые на рисунке, обозначают положительное отношение ребёнка к этому.
- Розовый — цвет, обозначающий нежность, направленную в чью-либо сторону.
- Зеленый — положительный цвет с оттенками. Говорит о душевном спокойствии малыша, его доброжелательном отношении к домочадцам.
- Серый — оттенок по значению, относящийся к чёрному. Ассоциируется с угнетённым состоянием, тревогой.
Психологи советуют обращать внимание на цвета, преобладающие в изображении, и зарисовку. Плотная штриховка или сильное затемнение определённого предмета говорит о негативном отношении к нему
Ребёнок может бояться человека и полностью закрашивать его на изображении, которое нарисовал.
Как родителям оценить рисунок?
Тесты с помощью рисунка широко используют специалисты. Не каждому ребёнку нужен психолог, поэтому родитель может попробовать разобраться самостоятельно. Мы подготовили краткий гайд.
- Оцените общее впечатление от картины — радостная она или грустная? Порой цвет говорит значительно меньше, чем общий сюжет.
- Изучите композицию: в каком порядке и где стоят персонажи; есть ли там сам ребёнок; какие люди появляются и пропадают.
- Наблюдайте, каким цветам художник отдаёт предпочтение. Но помните, что только по одному чёрному цвету о состоянии ребёнка судить нельзя.
- Учитывайте возрастные особенности. Некоторые смущающие тонкости могут появиться на рисунках из-за возраста ребёнка: например, он мог ещё просто не успеть усвоить, что помидор не фиолетовый, а красный.
Положение и размер рисунка
Психологи и воспитатели обращают отдельное внимание на детали изображения. К ним относится положение отдельных предметов, домашних животных, родственников
Важным моментом является размер. Детали требующие внимания взрослых:
В центральной части листа малыш будет располагать наиболее важные предметы или образы людей.
Если общая часть изображения представлена в нижней части листа, значит что-то нервирует ребёнка и занижает его самооценку
Когда машины, солнце, деревья, животные расположены в верхней части листа, малыш считается себя важной фигурой в семье, среди сверстников.
Размер друзей малыша зависит не от роста других людей, а от их авторитета. Если он изображает себя больше всех, значит он и есть глава компании.
Большие уши, изображённые на рисунке, говорят о нехватке внимания
Он хочет похвалы в поступках, советов в начинаниях, помощью в повседневных делах.
Увеличенный размер головы. Сигнал о том, что малыш отдаёт меньше внимания уделяет чувствам и больше
На гиперреактивность ребёнка указывают большие рисунки. Например, он нарисовал множество объектов и добавил в общему изображению ещё один листик. На нём он изобразил продолжение картинки.
Толкование теста «Рисунок семьи»: правила
Правила:
Рисунок не имеет ничего случайного. Если на листе бумаги присутствует посторонний человек, он обязательно имеет значение для ребенка. Либо же на оборот: отсутствующий член семьи – отсутствует и в чувственном понимании малыша: негативные чувства к нему, обиды, ревность, либо же тот человек себя плохо ведет и на рисунки ребенок старается вычеркнуть его из своей жизни.
Если на рисунке нет самого ребенка
Такая черта характеризует малыша не с самой лучшей стороны: либо же у него нет собственной реализации, либо он понимает, что чувствует себя хорошо без своей семьи.
Обратите внимание на размер изображения. Считается, что размер персонажей на листе бумаги имеет прямое значение: большие персонажи – более значимые, чем маленькие.
Уточните кто где
После того, как ребенок закончит свой рисунок, спросите его обязательно о том кто и где изображен, даже если вам все предельно понятно. По характеру толкования малыша, сделайте свои выводы о том, как он относится к разным членам семьи.
Вымышленный персонаж
В некоторых случаях ребенок может заменить существующего члена семьи вымышленным персонажем и это так же важно. Скорее всего, этого человека часто не бывает рядом.
Место расположения
Значение имеет так же то где расположен каждый персонаж и член семьи. Те, кто находится в верхней части листочка – самые важные и влиятельные в семье, те кто ниже – те, кто должен слушаться.
Расстояние. Значение так же имеет и то, на каком расстоянии друг от друга располагаются персонажи друг от друга. Ближе всего к ребенку будут располагаться те члены семьи, с которыми ребенку комфортно и дальше те, которые вызывают негативные эмоции.
Маленький ребенок. Если малыш нарисовал себя очень маленьким, это значит лишь то, что у него очень низкая самооценка.
Тесное расположение. Если на рисунке члены семьи имеют телесные соприкосновения (обнимаются, держатся за руку, целуют друг друга и так далее), то это означает лишь то, что в реальной жизни это происходит очень часто.
Как малыш рисует. Если отдельные элементы рисунка ребенок рисует с сильным нажимом карандаша, это значит что к тому предмету или человеку, которого он изображает, он относится наиболее тревожно. Если же рисунок неуверенный (к примеру, тонкая или дрожащая линия) – это говорит о том, что ребенок боится рисовать, так как боится в реальной жизни.
Голова. Имеет значение ее размер. У самого умного и разумного члена семьи, по мнению малыша, будет самая большая голова, а у того, кто глуп и часто ошибается – самая маленькая.
Глаза. Для ребенка глаза – это то, чем можно плакать и потому самые крупные и большие будут у того, кто часто расстраивается и пускает слезы. Глаза – так же то, что выражает печаль.
Уши. В детском понимании уши – это то, чем нужно слушать и «слушаться». Те, у кого уши будут самыми большими, должны выполнять наставления взрослых.
Рот. Считается, что рот дан для того, чтобы кричать и самый большой (а так же открытый рот) будет у того, кто больше всего в семье повышает голос. В то же время большие губы будут у того, кто часто целует и кто часто показывает свою любовь.
Шея. В детском понимании эта часть тела – самоконтроль. Если у нарисованного члена семьи есть шея – он умеет контролировать свои эмоции и чувства. Если у самого ребенка на рисунке нет шеи – это признак того, что от него много требуют.
Руки. Символизируют взаимопонимание и отношение к окружающим людям. Если руки большие, а пальцев много – этот персонаж силен, если нет – слаб душой и характером.
Ноги. Эта часть тела – уверенность персонажа в себе. Если ноги в воздухе – человек мало уважаем и не уверен в себе, если твердо стоят на земле – таков его статус и в жизни, и в семье.
Солнце. Оно всегда символизирует тепло и позитив. Если на рисунки присутствует солнце, значит семья добрая и счастливая. Ребенок в такой семье чувствует себя защищенным и любимым.
Дом. Этот элемент присутствует на рисунках тех детей, что любят домашнюю атмосферу, обстановку и любят всегда возвращаться домой потому, что там нет ссор, скандалов и непонимания, а лишь уют, комфорт и ласка.
Игрушки. Так же могут присутствовать другие элементы: яркая одежда, пища и сладости, шарики и подарки, домашние животные цветы и многое другое. Все эти элементы только говорят о том, что жизнь ребенка счастлива и наполнена приятными моментами.
Как объяснить ребенку правила рисования теста «Моя семья» и на что обратить внимание?
Тематика рисунков
Чаще всего дети дошкольного возраста рисуют пейзажи (дом, траву, цветы, деревья, солнце, облака), а также домашних любимцев, свою семью и друзей. Рисунки могут отражать впечатления от увиденного, например, от похода в цирк или зоопарк, просмотра мультика. Девочки любят изображать принцесс и фей, а мальчики – сражения, военную технику, машины и так далее. Такое содержание рисунков считается обычным и говорит об эмоциональном благополучии малыша. Если же ребенок вдруг начал рисовать страшный зверей, монстров, сюжеты с негативным содержанием, это может говорить о внутренних переживаниях, страхах, скрытой агрессии. Превалирование в рисунках изображений предметов и животных над изображениями людей чаще всего является признаком проблем в общении.
Важно разобраться, что является причиной негативного содержания рисунков: сюжеты, которые малыш где-то увидел, и они его впечатлили, или события его собственной жизни
Цвета в детском рисунке
Цвета, которыми ребенок наполняет свое произведение, играет главную и самую значимую роль. Да, ребенок может использовать в своих работах многие цвета, но как правило, дети тяготеют изначально к какому-то одному цвету, какой-то один все равно ближе всех других
Так сказать любимый цвет, на него стоит обратить внимание. Подробнее о любимом цвете ребенка здесь
Если ребенок в своих рисунках использует много цветов, это может говорить о разносторонней личности, о цепкой хватке, что ребенка ничего не беспокоит в данный момент. Нежели, когда используется один — два цвета из всего обилия предложенных. Это говорит об обратном, что есть что-то конкретное, что его беспокоит.
Тревожные звоночки
Давайте обратим внимание на то, что больше всего ребёнок любит рисовать. Эти, иногда пропущенные, детали могут стать тревожными звоночками имеющихся проблем
Итак,
- если на всех изображениях у людей почему-то большущие глаза, это не символ удивления, это больше указывает на скрытые детские страхи;
- если у нарисованных животных часто есть клыки и когти, стоит задуматься, что внутри сидит подавленная взрослыми агрессия, которая может не вовремя вырваться наружу;
- если все домочадцы рисуются на альбомном листе в одной стороне, а сам ребёнок предпочитает «жить» в другой, задумайтесь: вы теряете к себе детское доверие;
- если на детских рисунках чаще фантастические эльфы и неземные жители, не стоит умиляться, это повод поискать причины дискомфорта существования ребёнка в реальном мире, ему проще «с розовыми очками» да в сказках;
- если ребёнок «забывает» нарисовать себе рот или уши, у него, возможно, есть трудности с общением, а вот отсутствие рта у кого-то из близких – это скрытое желание маленького художника не слышать этого человека (возможно, он ребёнка часто ругает).
Вообще, должно насторожить отсутствие любой части, которая есть на рисунке у всех остальных.
Самым тревожным звоночком, который никак нельзя пропускать мимо родительских глаз, психология считает отсутствие самого юного художника в собственном рисунке семьи. Такая картинка – предвестник того, что ребёнку не нашлось достойного места дома среди вас.
Все эти приёмчики, позволяющие раскрыть тайну детского рисунка, тогда правильно используются, когда:
- дано максимальное количество цветов на выбор;
- предоставлен бумажный лист большого размера;
- карандаши дают возможность проанализировать нажим;
- художник рисует свой мир так, как его видит он, без назойливых подсказок взрослых.
Пользуйтесь расшифровкой детского рисунка как лакмусовой бумажкой, и не забывайте решать детские проблемы сразу по мере их появления, а не спустя, когда бывает поздновато. Ну что, пойдёмте, порисуем!
Не забудьте добавиться в нашу группу «ВКонтакте» и подписаться на новости блога, чтобы точно не пропустить ничего важного и интересного!
Удачи Вам!
Ваша «ШколаЛа»)
Цвет рисунка в психологии ребенка
Изучая связь цветовой гаммы с поведением человека, известный психолог Макс Люшер доказал, что определенные цветовые предпочтения могут многое рассказать о физическом и психическом состоянии людей. Основываясь на выборе человеком того или иного цвета, можно определить его характер, эмоциональное состояние, другие особенности поведения.
В психологии каждый цвет имеет четкую характеристику, но из правил всегда есть исключения. Ведь люди по-разному воспринимают те или иные оттенки. Прежде, чем делать выводы, постарайтесь уточнить у малыша, каким он видит этот цвет – веселым или грустным, какие мысли он вызывает.
Психология семейной жизни: оздоравливаем отношения
Статья расскажет вам о том, как сделать отношения в семье гармоничными
Читать ›
Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма.
Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма. Чем увереннее чувствуют себя дети, тем ярче цвета они выбирают. Но ребятишки непосредственны, так что не стоит делать однозначные выводы. Малыш раскрасил папу черными штрихами, потому что он часто видит его в любимом черном свитере. Но он может также выделить папу черным, если тот ушел из семьи
Когда в рисунках явно преобладают 1-2 цвета, то стоит заострить на этом внимание
Многие специалисты в своей работе руководствуются интерпретацией цвета, которую разработал Макс Люшер – известный психолог и исследователь в этой области. Его выводы говорят о том, что неосознанное цветовое предпочтение говорит не только о психологическом состоянии человека, но и о его физическом здоровье.
Изучив психологию рисунка ребенка 5 лет, можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того или иного цвета в работах детей.
- темно-синий – уход в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
- зеленый – баланс в чувствах, уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
- красный – стремление к агрессии, крепкая сила воли, повышенная активность, возбудимость;
- желтый – оптимистичное отношение к жизни, положительные эмоции, непосредственность, любознательность;
- фиолетовый – творческая личность с развитой фантазией и интуицией, но при этом эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто предпочитают этот цвет);
- коричневый – часто воплощает отрицательные эмоции, определяет чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт;
- черный – цвет протеста, подавленности, разрушения, настоятельная потребность в изменениях;
- если ребенок использует только простой карандаш, не стараясь раскрасить рисунок – это говорит о безразличии, отстраненности, желании закрыться.
Психология детского рисунка
Что означает цвет в детском рисунке:
Первый цвет не всегда ассоциируется с агрессией, хотя считается агрессивным. Он также символизирует жизненную энергию, активность и эксцентричность. Если ребенок часто использует красный цвет в своих рисунках, это может указывать на его лидерские качества и некоторую эгоистичность.
Второй цвет
Оранжевый цвет говорит о том, что ваш ребенок открытый, непосредственный и общительный. У него много энергии, и он всегда ищет новые впечатления.
Третий цвет
Желтый цвет символизирует оптимизм и мечтательность. Если ребенок часто использует желтый цвет в своих рисунках, это означает, что ему комфортно, и он погружен в свои фантазии.
Четвертый цвет
Зеленый цвет одновременно является хорошим и тревожным сигналом. Если зеленый цвет преобладает в рисунках ребенка, это может указывать на его высокие интеллектуальные способности, самостоятельность и развитую фантазию. Однако это также может быть сигналом того, что ребенку не хватает внимания и он может стать замкнутым.
Пятый цвет
Розовый цвет часто выбирают робкие и неуверенные в себе дети. Они очень нуждаются в родительской поддержке и похвале, чтобы повысить свою уверенность. Этим детям необходима особая поддержка.
Шестой цвет
Дети, рисующие голубым цветом, очень открыты и дружелюбны. Они также склонны анализировать все вокруг себя, включая предметы, людей, поведение родителей и их слова. Такие дети наблюдают и делают выводы.
Седьмой цвет
Выбор синего цвета указывает на то, что ребенку нужен отдых и покой. Спокойные дети часто выбирают синий цвет. Если активные и подвижные дети рисуют синим цветом, это может быть признаком их усталости.
Восьмой цвет
Серый цвет указывает на замкнутость ребенка и отсутствие интереса к окружающему миру. Детям, рисующим серые картинки, требуется больше родительского внимания и тепла, иначе они могут стать замкнутыми.
Коричневый цвет может указывать на дискомфорт, негативные эмоции и желание замкнуться в себе. Таким детям необходимо обеспечить спокойную и теплую обстановку, а также радостные эмоции.
Десятый цвет
Если черный цвет преобладает, это может указывать на чувство безысходности, потребность в радикальных изменениях и депрессию.
Рисунок семьи в сад, пошагово с фото
Прежде чем ребенок начнет рисовать, желательно провести с ним недолгую подготовительную беседу. Предложите посчитать, сколько человек в семье. Помогите определиться с тематикой рисунка: спросите, что будут делать люди на картинке, будут ли они веселыми, будут ли держаться за руки, какой будет погода и т. д.
Что подготовить:
- альбомный лист А4;
- контурный фломастер либо простой карандаш;
- набор масляной пастели, акварельные краски или гуашь.
Основные этапы рисования:
Шаг 1. Нарисуем овалы — контуры лиц персонажей картинки. Для удобства из плотного картона можно вырезать шаблоны. Если в семье четыре человека, посоветуем изобразить маму с папой в центре, а детей — по обе стороны от родителей. На рисунке семьи из троих человек ребенка предложим нарисовать между фигурами взрослых.
Шаг 2. Изобразим туловища и ноги. Нарисуем руки, пусть родители и дети крепко держатся за руки. Детализируем картинку — нарисуем героям рисунка глаза, носы, губы, волосы, одежду и обувь.
Вначале изобразим маму с папой:
Затем — брата и сестру:
Шаг 3. Под ногами персонажей проведем волнистую линию — наметим контуры травы. В центре листа изобразим большой зонт. Вверху нарисуем красивые облака, в уголке — лучистое солнце.
Шаг 4. Предложим ребенку раскрасить рисунок пастелью либо красками. Зонтик посоветуем сделать ярким, с разноцветными секторами; траву — цвета сочной зелени, облака — лазурными, солнце — ярко-желтым. От этого картинка станет красочной, жизнерадостной и веселой.
Частые вопросы
Как расшифровать цвета детского рисунка?
Расшифровка цветов детского рисунка может быть индивидуальной, так как каждый ребенок может придумывать свои собственные значения цветов. Однако, есть несколько общих подходов:
Обратите внимание на контекст: цвета могут отражать настроение или сюжет рисунка. Например, яркие и яркие цвета могут указывать на радость или счастье, темные цвета могут указывать на грусть или страх.
Спросите у ребенка: лучший способ узнать, что означают цвета в его рисунке – спросить его самого
Ребенок может иметь свою собственную систему символов и значений цветов.
Используйте общепринятые значения цветов: некоторые цвета имеют общепринятые значения, которые могут помочь в расшифровке рисунка. Например, красный может означать опасность или ярость, синий – спокойствие или грусть, зеленый – природу или надежду.
Как понять, что цвета в детском рисунке имеют особое значение?
Цвета в детском рисунке могут иметь особое значение, если они повторяются или акцентируются. Вот несколько признаков, которые могут указывать на особое значение цветов:
Повторение цветов: если один цвет повторяется в разных частях рисунка, это может указывать на его важность или символическое значение.
Акцентирование цветов: если один цвет выделяется на фоне остальных, это может указывать на его особое значение или центральную тему рисунка.
Использование необычных цветов: если ребенок использует необычные или неожиданные цвета, это может указывать на его творческий подход или специальное значение, которое он хочет передать.
Зачем анализировать детские рисунки
Уровень взаимопонимания и доверия в семье зависит в первую очередь от взрослых. Дружеская атмосфера открытости и стремления к диалогу сама по себе возникнуть не может. Ее требуется создавать и заботливо поддерживать. Завязка отношений внутри семьи происходит в самом раннем возрасте, когда ребенок еще не способен поделиться впечатлениями, рассказать о переживании или страхе. Приемы мониторинга, применяемые для взрослых, в данном случае малоэффективны. Неточность результатов тестирований и анкетирований наблюдается даже у школьников, часто отвечающих на вопросы не думая или под чужим влиянием.
Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.
Расшифровка детских рисунков дает возможность проводить мини-анализ и принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы
Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса
Рисуночная диагностика показывает:
- соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
- симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
- приоритеты и фундамент формирующегося характера;
- страхи и скрываемые переживания;
- тайные желания.
Детский рисунок и цвет
Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр — обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета
Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор
Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.
В счастливой семье головоногов есть красный ребенок с кулаками и без глаз.
Зашифрованное послание
Если вы скажете, что поиск и изучение ключей к расшифровке — занятие утомительное и куда как легче в доверительной беседе выспросить у малыша обо всех его страхах, тревогах, радостях и печалях, то будете неправы. Вы, наверное, и по себе знаете, как даже взрослым порой бывает сложно вдруг взять и раскрыть душу собеседнику. А уж отыскать нужные для этого слова, тем более удается не каждому. Как же можно надеяться, что четырехлетний кроха вдруг откроет маленький ротик и произнесет такие взрослые слова, как «симпатия» или «антипатия», «спокойствие» или «тревога», «гармония» или «беспорядок»? Он и сам-то не понимает своих чувств и не знает, как именно они называются. Также маленький ребенок часто не в состоянии понять причину своих переживаний, особенно, если причина неявная. А вот рисунок дает ребенку возможность выразить то, чего он пока еще не может понять и выразить словами.
Рисунок для него — не искусство, а речь, которой он еще не научился как следует пользоваться. Но, становясь творцом рисованных человечков и фигурок, он, как истинный художник, ощущает полную, ничем не ограниченную свободу. Конечно же, он не задается мыслью переложить на белый лист свои чувства, он просто рисует, маленькие пальчики сами ведут карандаш, а из-под него выходит зеркало души маленького творца.
Рисунок семьи — рисуночный тест для дошкольников: интерпретация результатов по тесту
Тест, проводимый с помощью рисования, под названием «Моя семья» следует проводить с ребенком, перешагнувшим 5-летний возраст. Именно в это время в голове ребенка уже полностью сложилась осознанная картинка отношений между родителями, поведения их друг с другом и с остальными членами семьи.
Проводить такой тест можно дома самостоятельно (если вы имеете соответствующее психологическое образование или умеете толковать рисунок). В других случаях тест совершают профессиональные психологи при детских садах и школах, чтобы узнать о психическом состоянии ребенка и вовремя оказать ему помощь, побеседовав с родителями.
Хороший тест для анализирования отношений в семье и ребенка и его психическом состоянии
Что рисуют дети разного возраста
В основном дети рисуют то, что их окружает повседневно: дом, семья, животные и т.д. Самые маленькие художники (до 3-х лет) рисуют как мы думаем, непонятные линии и кружочки, и каких-то странных “головоногов”. В большинстве случаев, сначала рождается “шедевр”, а уже потом юный живописец решает, что же он нарисовал.
К 4-5 годам, ребенок начинает рисовать родителей, дома и животных. Но все еще только в общих формах, без конкретных деталей. Дети этого возраста еще не могут свободно выражать свои мысли и чувства словами. Одним из способов самовыражения четырехлетнего ребенка является рисунок.
В 5-6 лет юные художники уже вполне могут прорисовывать не только крупные детали, но и мелкие тоже. Мальчики любят рисовать машинки, оружие, инструменты, роботов и т.д. Девочки обычно изображают принцесс, животных, замки.
Важные детали
Теперь можно оценить сам рисунок. Если взять в руки учебник для психологов и попытаться интерпретировать каждую деталь в отдельности, у вас получится одна картина. А когда вы учтете ответы ребенка на вопросы к тесту, его общий настрой и ваше собственное впечатление от рисунка, результат получится другой. Второй вариант будет ближе к реальности
Особое внимание обращайте на следующие моменты:
Темные цвета. Учитывайте возрастные особенности. До 5–7 лет многие дети рисуют схематично, а для этих целей темные карандаши подходят оптимально: они создают яркий контраст на бумаге. Так что пристрастие к черному цвету вполне может быть возрастной особенностью зрительного восприятия. Лучше ориентироваться на то, какие чувства картина пробуждает лично у вас. С детьми постарше проще: они умеют выстраивать сложную композицию и закрашивать фон. Если небо мрачное, одежда темная, лицо у человечка грустное, тогда и вероятность того, что ребенок подавлен, возрастает.
Штриховка. Неровная, нервная штриховка может свидетельствовать о том, что у ребенка еще плохо развита мелкая моторика. В силу возраста прежде всего. Но если вы понимаете, что малыш старался выполнить задание хорошо и он правда умеет лучше, то это повод заподозрить повышенный уровень тревожности. Тогда постарайтесь вспомнить, проявлялось ли беспокойство как-то еще?
Нажим на карандаш. Сильный нажим может говорить о высоком психомоторном тонусе, то есть о том, что ребенок эмоционально напряжен. Особенно если весь рисунок выполнен в такой технике, а деталей и четких линий очень много и они четко прочерчены. Слабый нажим может намекать на упадок сил, если обычно малыш так не рисует.
Размер человечка. Если человечек получился очень маленьким или ребенок изобразил его в углу листа, это может быть связано с низкой самооценкой.
Поза и выражение лица. Если герой улыбается, руки протянуты вперед, пальцы и ладони раскрыты, скорее всего, так проявляется склонность к экстраверсии и желание ребенка общаться. Крупная, заметная фигура, широкие плечи, широко расставленные ноги свидетельствуют о том же. Если человечек получился худым, вытянутым в струнку, угловатым, рук у него нет или они практически незаметны, пальцы или кисти спрятаны или плотно прижаты к туловищу, можно подумать о склонности к интроверсии
Но, опять же, важно разобраться: речь идет о черте характера или о нежелании общаться в данный момент?
Виды восприятия
Разделяют такие виды восприятия:
- Преднамеренное. Человек намеренно обращает свой взор на некий предмет с целью его изучения или использования в своей деятельности.
- Непреднамеренное. Человек не имеет цели воспринимать окружающий мир, поэтому в его поле зрения хаотично попадаются предметы и явления, которые его окружают.
Наблюдение является одним из видов восприятия. Здесь человек безоценочно смотрит на окружающий мир с целью трезвого взгляда на него. Если человек хочет понять, что на самом деле происходит в мире, тогда нужно просто за ним наблюдать, не оценивать, всецело воспринимать и изучать. Кстати, таким способом наблюдения обладают дети, которые еще не оценивают, а просто смотрят, что их окружает и как ведут себя люди.
По модальности восприятие бывает:
- Зрительным – когда информация воспринимается глазами и формируется зрительный образ.
- Слуховым – когда информация воспринимается ушами.
- Осязательным – когда информация воспринимается тактильно.
- Обонятельным – когда информация поступает через нос.
- Вкусовым – когда информация поступает через рецепторы во рту.
Более сложными формами восприятия являются:
- Восприятие пространства – когда человек понимает, какой формы, цвета и размера предмет, что обеспечивается получением информации через несколько органов чувств.
- Восприятие времени – пока не изучено.
- Восприятие движения – обеспечивается органами зрения, которые замечают изменение предмета в пространстве.
Как человек воспринимает окружающую информацию? На это влияют следующие факторы:
- Ситуация, в которой она воспринимается. В благоприятной обстановке человек более спокойно и положительно относится к информации, нежели в неблагоприятной.
- Глубина понимания. Чем лучше человек разбирается в сути ситуации, тем легче он воспринимает ее, не драматизирует.
- Характеристики самого явления или предмета, который человек воспринимает.
- Стереотипы – когда человек воспринимает предмет так, как воспринимают его другие люди, которые уже выразили свое отношение и настроили человека на определенный лад.
- Чистота информации. Человек понимает больше, когда информация выдается прямо и неискаженно. Если же информация искажается, тогда ее трудно понять.
перейти наверх