Адекватная самооценка вашего ребёнка: 8 главных правил мудрого родителя

Особенности самооценки младшего школьника

Виды самооценки у ребенка

Как и взрослых, у детей самооценка бывает здоровой или неадекватной: завышенной или заниженной. К. Мрук дополнительно выделяет защитные формы самовосприятия. Они возникают в случае, когда один из компонентов становления самооценки (ценность, компетентность) недостаточно развит или отсутствует:

  1. Первый тип проявляется в виде удовлетворенности собой при незначительных жизненных достижениях. Уровень притязаний при этом искусственно занижается, чтобы избежать переживания своей несостоятельности при возможном поражении. Так, ребенок может говорить, что ему неинтересно какое-то занятие, в то время как он просто боится потерпеть неудачу в новом деле.
  2. Второй тип характеризуется развитием максимально высокого уровня компетентности, чтобы компенсировать ощущение своей недостойности. Отсюда часто берут истоки синдром отличника у детей и трудоголизм у взрослых.

Синдром отличника как проявление заниженной самооценки

Особенности адекватной самооценки

Причины заниженной самооценки у подростка

Психологи предполагают, что на заниженную самооценку детей и подростков влияют в первую очередь средовые факторы: обстановка в семье, наличие друзей, атмосфера в школьном классе. Также может влиять особенность темперамента и характера.

Многие родители могут заметить изменения в поведении в возрасте 6-7 лет, когда ребенок идет в первый класс. Он сталкивается с новыми переживаниями и трудностями, а влияние учителей и сверстников могут по-разному сказаться на самооценке. Чем больше дети ощущают тепла, любви и заботы в семье, имеют возможность обсудить сложные вопросы и поделиться переживаниями, тем быстрее они приспосабливаются к общественной жизни в новом социуме.

С переходом в среднюю школу (примерно в возрасте 11-12 лет) самооценка подростка начинает корректироваться под влиянием отношений со сверстниками.

Некоторые дети чувствуют себя неполноценными в силу личных особенностей:

  • Врождённое заболевание.
  • Инвалидность.
  • Особенности восприятия учебной информации (медлительность, необходимость повторения и т.д.)
  • Темперамент.
  • Физические особенности (например, родимое пятно, лишний вес, худоба или необычный цвет волос).

Отношения в семье также могут стать весомой причиной низкой самооценки у ребенка: сильная опека или отсутствие доверия в семье негативно сказываются на подростке. Дети замыкаются в себе, часто думая, что взрослым они не нужны.

Некоторые родители могут сравнивать неуспех своего ребенка с положительным результатом сына/дочери подруги, подчеркивая, что другой ребенок лучше, умнее или сильнее. В ходе таких бесед подросток начинает сомневаться в своих силах, считая, что он недостаточно хорош.

Социальные контакты в школе с учителями и одноклассниками также влияют на формирование самооценки. Издевательства (травля) со стороны сверстников, унижение и запугивание со стороны педагогов могут вогнать ребенка в депрессивное состояние. Ребенку нужно знать, что дома его любят, ценят и всегда поддержат.

1 Признаки неуверенности в себе

Самооценка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов, включающих в себя личные достижения, внешность, вес, социальный статус родителей и оценку окружающих людей. Существует ряд признаков, по которым можно выявить заниженную самооценку в зависимости от индивидуальных особенностей человека и его поведения в целом:

  1. 1. Ребенок всегда старается садиться с краю, скрещивает ноги, то есть намеренно закрыться от окружающих людей.
  2. 2. Зачастую дети и подростки, неуверенные в себе, являются интровертами, то есть направляют свои эмоции внутрь себя.
  3. 3. Присутствует агрессивность в общении с людьми, так как неверие в собственные силы порождает недоверие к другим.
  4. 4. Болезненная реакция на любое проявление критики, что выражается в излишней плаксивости.
  5. 5. В подростковом возрасте заниженная самооценка выражается в чрезмерной самоуверенности, что обусловлено желанием выделиться из толпы своей оригинальностью.
  6. 6. Навязчивое желание быть первым. Уверенные в себе личности не нуждаются в необходимости доказывать свою индивидуальность и превосходство.
  7. 7. Неопрятный внешний вид, ребенку все равно, как он выглядит.
  8. 8. Тихая невнятная речь и наличие привычки постоянно извиняться без явной на то причины.
  9. 9. Постоянное самобичевание и повышенная самокритичность к своим поступкам.
  10. 10. Хулиганское поведение, путем унижения других детей неуверенные в себе личности стараются повысить свою самооценку.

Дети с заниженной самооценкой всегда сравнивают себя с другими, причем всегда в пользу последних. На фоне этого они запрещают себе радоваться, так как убеждены, что недостойны счастья в силу своей неполноценности. В этом случае дети ощущают себя одинокими и не принимают участия в общих играх или других видах деятельности совместно со сверстниками. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки в коллективе.

Характерные признаки неуверенности в себе могут встречаться у детей в различных комбинациях или по отдельности.

Чего делать нельзя?

Повысить самооценку и вернуть уверенность ребенку не получится, если:

  • Говорить, что другие дети сильнее, умнее, успешнее него. Этим вы занижаете его значимость как личности.
  • Хвалить за то, к чему ребенок не прилагал усилий, а также из жалости.
  • Критиковать его поделки, рисунки или оценки в школе, если он старается, но результат вам не нравится.
  • Запугивать в воспитательных целях «Сейчас достану ремень!», «Ты у меня получишь!» и т. д.
  • Наказывать за проступки физически и унижать словесно.

Воспитать из малыша гармонично развитую личность можно – главное, не переусердствовать с критикой и похвалой. Неуверенность в себе, как и излишняя самоуверенность не приносят человеку пользы в любом возрасте.

Как родители формируют самооценку ребёнка?

«В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни; оберегая от смерти, мы не даем ему жить». Януш Корчак

Отношение к себе формируется в детстве и потом, в зрелом возрасте, довольно сложно его поменять

Поэтому мы рекомендуем родителям уделять большое внимание самооценке ребёнка – это залог его психологического и душевного здоровья сейчас и в будущем

Любая манипуляция родителей направлена на то, чтобы установить контроль над ребенком и заставить его чувствовать себя «плохим»: неполноценным и недостойным.

Это может быть из-за чего угодно – разлил водичку, долго собирается, плачет, принёс двойку/тройку и т.д

Неважно. Родители начинают наносить ребенку душевную боль, манипулировать, гиперопекать, чтобы он почувствовал себя… плохим и беспомощным

Как только он чувствует себя таким — у него уходит «прыть», он как бы «обмякает».

В этот момент родители останавливаются — они добились того, чтобы ребёнок почувствовал себя плохим. И, дальше, они вручают ему «рецепт» — как теперь он может заслужить чувство «Я хороший».

Например, если человеку в детстве вручили рецепт «Чтобы заслужить любовь, ты должен делать всё без ошибок, всё делать «правильно»», то во взрослом возрасте, люди с таким рецептом сравнивают себя с другими, боятся пробовать новое, прокрастинируют, отказываются от более высоких должностей, думая, что не смогут справиться с задачами идеально, наказывают себя за ошибки. И оценивают себя в согласии с правилом – «Если я ошибся или не справился – я плохой».

Знаком вам такой «Рецепт заслужить любовь»? Напишите, пожалуйста, в комментариях.

Что делать с низкой самооценкой?

Дети с заниженной самооценкой нуждаются в помощи. В первую очередь, родительской, а в случае стойких изменений – и профессиональной.

Что делать, чтобы повысить самооценку у ребенка:

Найдите для него «зону успешности». Это может быть хобби или другое занятие, которое ему нравится и хорошо получается. Для повышения самооценки желательно, чтобы он мог видеть результаты своих трудов – получать грамоты, занимать призовые места и т. д.
Если предпочтений и талантов нет, можно сделать сундучок достижений – метод подходит детям младшего возраста. В течение дня нужно записывать все хорошие поступки и успехи (помог по дому, прочел книгу, нарисовал рисунок и т. д.) и складывать записки в коробочку. Периодически сундучок открывают и вместе с ребенком вспоминают о его достижениях.
Разрешайте чаще принимать решения и действовать самостоятельно, конечно, в соответствии с возрастом. Возможность самому выбрать одежду или приготовить простое блюдо (хотя бы бутерброды) положительно скажется на самооценке ребенка, при условии, что вы воздержитесь от критики и подчеркнете положительные моменты.
Чаще напоминайте, что любите его

Это важно и малышам, и подросткам.
Не оставляйте достижения ребенка без внимания. Это не означает, что хвалить нужно буквально за все (дети сразу чувствуют фальшь), но реальные, пусть и небольшие победы, должны поощряться.
Развивайте у ребенка положительный настрой и веру в себя

Говорите, что верите в его успех, ведь он умный и способный, как мама с папой. И по возможности подкрепляйте слова дельными советами.

Признаки заниженной самооценки у детей и подростков:

  • Тихий тембр голоса, невнятная речь, заискивающие интонации, привычка извиняться без видимых причин за свои поступки.
  • Излишняя критичность к себе и своим поступкам, самобичевание.
  • Часто на лице страдальческое выражение лица, при разговоре дети с комплексом неполноценности обычно избегают смотреть на собеседника; чрезмерно сутулятся (желание быть незаметным); садятся на самый край стула, переплетая ноги (защита от окружающих) или пряча их под стул.
  • Малообщительны, ведомые, постоянно жалуются на плохое самочувствие, неприятности. Чаще всего неуверенные в себе дети и подростки — интроверты (эмоции, чувства направлены внутрь себя, а не во внешний мир). 
  • Излишняя агрессивность. Грубость с окружающими как защита от внешнего мира, неверие в себя рождает недоверие и к окружающим.
  • Болезненная реакция на критику, плаксивость.
  • Чрезмерная внешняя самоуверенность в поведении, как ни странно, говорит о низкой самооценке, сопровождается желанием «выделиться из толпы» (необычная одежда или поведение с претензией на «оригинальность»). Особенно сильно проявляется в подростковом возрасте.
  • Желание быть первым всегда и везде. Подросток живет в постоянном стрессе, вынужден доказывать себе и окружающим, что он лучше всех. Личности, уверенной в себе, любящей себя, нет нужды доказывать свою «исключительность».

Эти признаки могут наблюдаться по отдельности или в разном сочетании.

Что делать, чтобы сформировать в ребенке самоценность и уверенность?

Анализируйте свое поведение и берегите чувства ребенка от своих необдуманных эмоциональных реакций

Позволяйте ребенку быть успешным:цените его успехи и не избегайте ситуаций, когда он может показать себя. Позвольте ребенку почувствовать вкус победы

Сопереживайте ребенку. Прежде чем реагировать — поставьте себя на его место и задайте себе вопрос: «Что он чувствовал при этом?»

Позвольте ему быть разным и испытывать разные эмоции. Проговорите с ним, что испытывать разные эмоции — это нормально.

Старайтесь не манипулировать и не угрожать. Ребенок быстрее будет вести себя тихо, если вы на него прикрикните, но это будет вредить в долгосрочной перспективе.

Автор Павлова Ирина

Фото из свободных источников

Как правильно сформировать самооценку у ребенка

 Оценивайте поступки, а не самого ребенка, не переходите на личности. Ты не помыл посуду, получил двойку, не сделал уроки — значит ты плохой

Ты погулял с собакой, убрался в квартире, сходил в магазин — ты молодец! Так важно понимать и отделять сами поступки от ребенка. «Мне не нравится твой поступок, ты поступил неправильно», — так ребенок учится контролировать именно свои действия и не проецировать переживания на себя, как на личность

 Всегда проговаривайте, что вам нравится, что не нравится, как нужно делать, как не следует поступать. В раннем возрасте, до 5 лет, ребенок интуитивно отождествляет свои поступки с реакцией взрослых. Если ему не сделали замечание, не объяснили, значит это не плохо, нормально.

Всегда объясняйте ребенку, как можно поступать, а как не следует и почему. Ребенок должен услышать это от вас, а не читать ваши мысли и догадываться и самостоятельно делать ошибочные выводы.

Оценивайте поступки правильно. Не нужно чересчур восхищаться и нахваливать ребенка за обычные повседневные дела. Да сделайте акцент, что он вам помог — теперь у вас появится время, чтобы вместе поиграть, это хорошо. За хорошие поступки хвалите, за проказы — поправляйте и корректируйте поведение. Знайте меру.

Не манипулируйте, не угрожайте ребенку, не шантажируйте своими чувствами: если он не сделает, то вы его не будете любить, если сейчас же не приберешься в своей комнате, не поедешь на выходные в лагерь.

 Чаще давайте ребенку различного характера просьбы: помочь вам почистить картошку, вынести мусор, прибраться в квартире. Это делает ребенка более самостоятельным и ответственным, что в формировании самооценки играет не последнюю роль.

Просите ребенка делать то, что ему по силам, то что он сможет сделать. Тогда он будет помогать вам с удовольствием. Если вы будете давать ребенку постоянно непосильные задачи, то это скажется отрицательно на формировании его самооценки.

Если ребенок провинился, контролируйте свои эмоции, речь и тон. В порыве мы можем наговорить разного. Старайтесь не сравнивать ребенка с другими детьми, не обобщайте что произошло: ты как всегда не смотришь под ноги, ты все время грязный.

Если все же не удержались, наговорили — имейте смелость извиниться даже перед самым маленьким ребенком. Это вызовет его доверие, и на вашем примере будет понимать, что нужно и можно извиняться, в этом нет ничего предосудительного.

Уважайте вашего ребенка не смотря на его возраст. Учитывайте его мнение и желание, но не путайте с ленью и наглостью.

Работайте над ошибками вместе. Если ребенок сделал что-то неправильно, или не получается сделать, подбадривайте его: давай сделаем в следующий раз по-другому и обязательно получится.

Помните, что самооценка маленького ребенка напрямую зависит от влияния взрослого окружения. Любите вашего ребенка, не бойтесь говорить ему теплые слова и обнимать ежедневно.

В  заключение хочется отметить, что в дошкольном возрасте все еще можно поправить. Если обнаружили тревожные звоночки, не впадайте в панику, это положение вещей на текущий момент и примите меры по коррекции.

С возрастом самооценка ребенка может формироваться и без вашего участия, ведь ребенок вращается не только в кругу семьи, у него появляются свои друзья и знакомые, свои победы и неудачи.

В ваших же силах все решить и исправить, дорогие родители!

Пока, пока, до новых встреч!

Как повысить самооценку и уверенность в себе мальчику 7-8 лет

Адекватная самооценка — это успешность во всех его проявлениях: взаимоотношениях в коллективе, формировании семьи, на работе и т. д. В восемь лет формируется представление о себе и других, это обусловлено кризисом — ребенок приобретает социальный статус ученика, для него важна внешняя оценка его достоинств.

Важно! Чем больше преград и трудностей ребенок положительно преодолел, тем он увереннее в себе

Практические советы по формированию адекватной самооценки

Как поднять самооценку ребенку? Дети — это будущие взрослые, которых нужно поддержать в трудную минуту, похвалить, одобрить их поведение, тогда они вырастут уверенными в себе людьми, успешными и активными членами общества.

Копия родителей — начинаем работу с себя

Дети — отражение своих родителей, часто они копируют именно своих ближайших родственников. Нотки неуверенности родителей вполне могут передаться детям в виде тревожности и низкой самооценки, самоуважения. Нельзя сказать, что развиваться нужно только детям, работу над саморазвитием нужно проводить каждому взрослому.

Как правильно похвалить, поблагодарить, наказать

Как повысить самооценку и уверенность в себе ребенку? Похвалой можно не только улучшить, но и ухудшить положение вещей. Особенно если это лже похвала или похвала, не имеющая смысла.

Похвала

Хвалить можно и нужно, похвала «окрыляет» детей и дает установку становиться еще лучше, стремиться к успеху.

Хвалить нужно когда:

  • выражается собственное мнение, подкрепленное аргументами;
  • оказывает помощь друзьям, ближнему, младшим;
  • проявляет оптимистический настрой;
  • за мужество;
  • за желание преобразить мир к лучшему;
  • за доведение дел до конца.

Благодарить ребенка нужно для поднятия его достоинств и оценки происходящего. Даже взрослым необходимо иногда побыть ребенком и оказаться зависимым от младших. Интересоваться мнением детей, благодарить за оказанную помощь в пределах их сил нужно в ежедневной жизни.

Воспитывая детей, без наказаний вряд ли обойдется, но наказания никак не должны быть во вред здоровью или морально унижать.

Наказание

Наказывать нужно правильно:

  • не вредя здоровью;
  • если есть сомнения, лучше не наказывать;
  • наказание должно быть не за счет любви, нельзя лишать теплых чувств;
  • за один раз — одно наказание;
  • не отнимать личных вещей;
  • поздние наказания — лучше не наказывать вовсе, чем запоздало, иначе влечет за собой формирование комплексов;
  • наказание — прощение, чтоб не было чувства вечно виноватого;
  • отмена наказания — если инцидент исчерпан, отменяется наказание.

Важно! Никогда нельзя наказывать ребенка, если он больной или плохо себя чувствует, или же когда сами родители расстроены по каким-либо причинам!

Как сравнение с другими влияет на самооценку

Дети — уникальные создания, и каждый отличается своими достоинствами. У всех из них разный нрав, характер, темперамент, способности. Абсолютно каждый талантлив в чем-то своем. Задача родителей определить и подкрепить талант, но уж никак не сравнивать свое чадо с другими. Это пагубно влияет на психику и осознание собственного «Я», своих сил. Если постоянно сравнивать, то формируется низкая самооценка, тревожность, замкнутость. Ребенок может даже думать, что его не любят потому, что он не такой как другие, не достойный.

Сравнение с другими

Важно! Нужно любить ребенка таким, каков он есть, и помочь раскрыть его таланты

Самовыражение и самореализация

Самовыражение и самореализация играют важную роль в формировании и развитии самооценки ребенка. Когда ребенок имеет возможность выразить свои мысли, чувства и идеи, он развивает уверенность в себе и своих способностях.

Самовыражение может происходить различными способами, включая речь, письмо, рисование, музицирование и танцы. Когда ребенок имеет возможность выбрать, как он хочет выразить себя, он развивает свою индивидуальность и уникальность.

Самореализация связана с достижением личных целей и развитием своих навыков и талантов. Когда ребенок имеет возможность развиваться в том, что ему интересно и в чем он хорош, он ощущает удовлетворение и чувство собственной ценности.

Для развития самовыражения и самореализации ребенка важно создать поддерживающую и поощряющую среду. Родители и педагоги могут помочь ребенку найти свои увлечения и интересы, предоставить ему возможность выбора и экспериментирования, а также поощрять его усилия и достижения

Организация различных активностей, таких как художественные кружки, музыкальные занятия или спортивные секции, помогает ребенку найти свое место в мире и проявить свои таланты

Важно, чтобы ребенок чувствовал, что его уважают и принимают таким, какой он есть, и что его мнение и выражение имеют значение

Самовыражение и самореализация способствуют развитию самооценки ребенка, помогая ему осознать и ценить свои достижения и качества. Когда ребенок чувствует себя ценным и уверенным в себе, он лучше справляется с трудностями и стремится к новым достижениям.

Особенности самооценки в подростковом возрасте

Под понятием самооценки следует понимать отдельный компонент самосознания, который наряду со многими другими факторами
включает оценку человеком собственных характеристик (физических и нравственных), а также поступков и способностей.

Не смотря на то, что многие ученые говорят о детской самооценке, большинство исследователей склоняется ко мнению, что
способность человека анализировать самого себя формируется лишь к моменту вхождения его в пубертатный период.

Говоря о свойствах самооценки в подростковом возрасте, важно отметить, что она неустойчива, подвержена внешним
факторам и носит ситуативный характер. Известный психолог Рубинштейн, описывая процесс становления самооценки, говорит о
прохождении ею нескольких ступеней – от наивного неведения до резкой самокритичности

Неуверенный в себе ребенок: как помочь, с чего начать

Как проявляется низкая самооценка

Признаки низкой самооценки у ребенка:

  • замкнутость в себе;
  • скрытность;
  • упрямство;
  • робость;
  • некая заторможенность;
  • малообщительность, склонность к одиночеству;
  • сложности в общении с другими детьми, трудности в налаживании новых контактов;
  • попытки подражать самоуверенному в себе приятелю;
  • постоянные сомнения в том, что у него все получится, и даже если удается достичь цели, ребенок не радуется своему успеху, а считает, что ему просто повезло;
  • неуверенным детям сложно адаптироваться в новых условиях, они не любят каких-либо изменений, предпочитают привычную обстановку;
  • ребенок умалчивает о своих потребностях, стесняется сказать, что его беспокоит, терпит неудобства и просто ждет, когда все решится без его участия.

Причины неуверенности

Среди наиболее распространенных:

Мать или отец постоянно упрекают ребенка в чем-либо. Например, это могут быть такие высказывания: «Ты все делаешь неправильно», «Ничего не можешь», «У тебя не получится», «Зачем ты вообще берешься делать то, что не умеешь» и т. д.
Уменьшение значимости потребностей ребенка. Это обычное игнорирование детских просьб

Он что-то просит, но взрослые считают это ненужным, не уделяют должного внимания его проблеме.
Родители акцентируют повышенное внимание на неудачах ребенка, при этом игнорируют его реальные успехи и достижения, воспринимают это как должное, забывают похвалить, порадоваться за него.
Отсутствие тактичности в общении с детьми. Некоторые родители без капли совести унижают своих детей при посторонних, ругают, предъявляют завышенные требования и т

д.

«Важно, чтобы ребенок понимал, что он — ценность»

— Стоит ли ребенку заниматься боевыми искусствами, чтобы предотвратить опасные ситуации?

— Я думаю, боевые искусства сами по себе не помогут маленькому ребенку справиться со взрослым человеком. Наоборот, они могут создать некую иллюзию неуязвимости: «То, что другим нельзя, мне можно, ведь я — крутой каратист». Но с реальным бандитом или маньяком никакой самый крутой десятилетний каратист не справится

Важно, чтобы тренер не вводил детей в иллюзию, что раз они умеют теперь вот так ногой делать, им сам черт — не брат. И если это условие выполнено, то противопоказаний к боевым искусствам нет: они повышают внимательность, бдительность, самоконтроль, и этим уменьшают шансы ребенка попасть в беду

— Можно ли как-то косвенно усиливать самооценку ребенка, повышать его уверенность в себе, чтобы в потенциально опасной ситуации у него хватило сил и храбрости на то, чтоб повести себя не так, как в обычной жизни?

— Важно, чтобы ребенок понимал, что он — ценность. И в этом смысле просто хорошие отношения с ребенком и забота о нем готовят его к опасностям лучше, чем все остальное

Замечали пренебрежение к себе у детей из неблагополучных семей: «А чё такого?», «Чё со мной будет?», «Фигня!». Вот это прямая дорога в сомнительные ситуации.

Но если говорить объективно, то случаев, когда дети попадают в криминальные ситуации типа «подошел маньяк, взял за руку и увел куда-то», ничтожно мало. Гораздо более серьезные риски представляет семья, где родители (родственники) подвергают опасности детей, а также детские сады и школы, где взрослые не берут на себя ответственность за то, за что они должны брать на себя ответственность.

Когда педагоги не умеют работать с детской группой, не готовы иметь дело с групповой агрессией, не знают, как разрулить ситуацию насилия между детьми, а могут только погрозить пальцем и прочитать нотацию о том, что так поступать нехорошо (или, еще хуже, развивают идею, что других не обижают, а обижают тебя, потому что ты сам виноват) — родителю хорошо бы задуматься о том, что безопасность ребенка в этом случае под угрозой.

Виды самооценки у детей

Принято выделять 3 типа самооценки – нормальную, заниженную и завышенную. Определить ее можно с помощью специальных тестов и личных наблюдений.

Для этого используется методика на выявление самооценки ребенка – «Лесенка». Малышу предлагают поместить себя на одну из нарисованных ступенек, объяснив, что внизу должны находиться «плохие дети», выше «хорошие», а вверху «самые лучшие». По сделанному выбору можно судить об уровне самоуважения.

Конечно, одной методики недостаточно для получения достоверной характеристики детей по самооценке. Поэтому перед тем как сделать вывод, психолог применяет еще ряд тестов и проводит беседу с малышом. Но основные признаки сформировавшегося вида самооценки заметны и в повседневной жизни. Рассмотрим их подробнее.

Нормальная

Если ребенок адекватно себя оценивает, его поведение будет следующим:

  • Не боится пробовать новые для себя занятия.
  • В сложной ситуации старается найти решение самостоятельно, но умеет обращаться за помощью, если это необходимо.
  • Может признать, что ошибся и попробовать это исправить.
  • Нормально идет на контакт с детьми, не пытается унизить младших или более слабых.

Завышенная

Такие дети переоценивают свою значимость и возможности. Завышенная самооценка у ребенка определяется по ряду характерных признаков:

  • Эгоцентризм – сосредоточенность только на собственных чувствах и желаниях.
  • Болезненное восприятие критики в свой адрес, вызывающее бурю протестов.
  • Навязчивость и привлечение внимания любыми способами.
  • Агрессивность при общении с детьми, стремление выделиться за счет унижения других, желание всегда занимать лидирующую позицию.

Заниженная

Характеристика детей с заниженной самооценкой:

  • Тревожность и неуверенность, мешающие общению со сверстниками.
  • Чрезмерная скромность и застенчивость.
  • Недоверчивость, страх быть обманутыми.
  • Обидчивость, замкнутость, желание больше времени проводить в одиночестве.
  • Отказ от занятий, вызывающих затруднения и требующих приложения усилий.
  • Настрой на негатив, выражающийся фразами «У меня не получится», «Я плохой» и т. д.

Почему развиваются самоуверенность и самовлюблённость?

Самоуверенность и самовлюблённость – результаты воспитания. Желая ребёнку лучшего, родители могут совершать ошибки, которые потом сказываются на всей его жизни. Это может быть:

1. Излишнее потакание. Такое часто случается с «поздними» или единственными в семье детьми. Уже в первые месяцы жизни малыш учится взаимодействовать с матерью, а потом и с другими взрослыми. Если родители позволяют собой манипулировать, то дети этим пользуются, что сначала выражается в капризах и истериках. Постепенно ребёнок привыкает к тому, что он – центр Вселенной.

Он чувствует себя неуютно и неполноценно, если не получает должного внимания. Если позже это не скорректировано, то такие дети вырастают инфантильными и даже слегка истеричными. Успеха они могут добиться только тогда, когда обладают выдающимся талантом. Однако могут его лишиться из-за своей капризности.

2. Излишняя требовательность. Вторая крайность – жесткое воспитание, когда от ребёнка требуется во всём быть самым-самым. Постепенно погоня за успехом становится первостепенной, а любая неудача приводит к срывам и депрессии.

При этом человек не стремится совершенствоваться, а просто идет напролом, используя все методы достижения желанной цели. Часто подобное воспитание формирует нарциссический тип личности, помимо самовлюблённости характеризующийся чрезмерным эгоизмом, безразличием к другим людям и их проблемам, тщеславностью.

Таким образом, за самоуверенностью и самовлюблённостью кроется уязвимость, а иногда и глубоко запрятанное чувство неполноценности. Именно поэтому это характеристики заниженной самооценки, которая вряд ли является кратчайшим путем к успеху.

Заниженная самооценка у ребенка. Как привести в норму?

Найдите занятие, которое хорошо у него получается. Чтобы он видел свои результаты, введите систему, по которой малыш бы получал грамоты или призы.
В течение дня записывайте достижения ребенка. Например, помог приготовить ужин, прибрал комнату, получил хорошую оценку в школе. А перед сном зачитайте список.
Разрешите ему самостоятельно принимать небольшие решения. Это может быть выбор одежды или завтрака. Пусть он видит, что может влиять на собственную жизнь.
Чаще говорите ему, что любите

Окружите заботой и вниманием. В данном случае моральная сторона вопроса очень важна

Без вашей поддержки малыш не справится.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: