Как меняется характер детей в переходном возрасте?

Кризис 3 лет — как пережить и что делать?

Причины кризиса 3 лет

Психолог Л.Выготский говорит о том, что дети в этом возрасте начинают осознавать свое “я”, ищут свое место в семье, отсюда и проверка родителей на прочность и границ дозволенного. Он так описывает кризис трех лет:

Главная причина трехлетнего кризиса — это переход на новый уровень сознания. В первые два года своей жизни малыш не отделял себя от мамы, но теперь он начал осознавать себя, как личность. И, как любая личность, ребенок начинает отстаивать свои границы и собственное мнение. Трехлетний ребенок делает это так, как умеет: плачет, капризничает, грубит, дерзит, сопротивляется.

Ребенок, обнаружив, что он с родителями — не одно целое, постепенно приходит к мысли, что он многое умеет и обладает собственными желаниями. Но что со всем этим делать он не знает и без помощи родителей справиться не может.

Здесь родителям и другим близким важно знать не только о признаках кризиса трех лет, но и его положительные стороны. Это дает ответ на вопрос, почему все это происходит с моим ребенком и что нам делать

Кризис 3 лет — ступень в развитии ребенка, которая нужна ему для того, чтобы:

  • осознать свое “Я” и место в семье (я — ребенок, мама и папа — главные, они защищают и любят);
  • научиться быть самостоятельным;
  • попробовать свои силы в чем-то новом;
  • развивать свою волю.

Суть этого периода истерик и постоянных “не хочу” — развитие самостоятельности и упорства в достижении цели. Все то, что взрослые требуют от подростка, закладывается именно в период 3-4 года.

Как видите, маленький бунтарь переживает важный возрастной период и очень нуждается в родительском понимании. Он учится жить в мире, где не все хотят того же, чего и он.

Почему родители подростков часто кричат и раздражаются на своих детей

Начнем с того, что у родителей в принципе много тревог и ожиданий относительно ребенка. С первого дня, как только малыш появился на свет, мамы и папы беспокоятся о том, как он ест, сколько весит, как растет и развивается, какие игрушки и одежду выбрать для него – словом, как дать ему максимум пользы и удовольствий. Ориентируются, разумеется, на собственное представление об идеальном детстве и счастливой жизни. Они смотрят на ребенка как на продолжение себя, проецируют на него свои мечты. Гадают, какой жизненный путь или профессию он выберет. А в ответ получают безусловную любовь, успехи и достижения (пошел, поплыл, слепил котика из пластилина, выиграл первую медаль на соревнованиях).

И вдруг этот милый покладистый ангел с глазами, полными любви и обожания, превращается в колючего неуправляемого монстра. Отрицает все, что говорят мама и папа, хлопает дверьми, хамит, приносит тройки и замечания из школы и вообще активно занимается саморазрушением: ест всякую гадость, портит зрение за компьютером или телефоном. Разумеется, родители в шоке.

Да, в жизни ребенка уже были кризисы, которые родители пережили: например, в 3 года или 7 лет. И тогда они понимали, что нужно потерпеть, подождать, проявить такт. Но сейчас, когда чадо на пороге совершеннолетия, родителям страшно. Подростковый кризис длится несколько лет, и кажется, что ждать невозможно. Ведь это лохматое колючее нечто, бывшее раньше милым малышом, вот-вот должно выпорхнуть (или вывалиться?) во взрослую жизнь. Сдавать экзамены, куда-то поступать, где-то работать, создавать семью, в конце концов. А он элементарный бутерброд сделать не может или носки в стирку положить. Одним словом, в идеальной картине мира родителей все вдруг идет не по плану.

И тут на сцену выходят все родительские страхи и тревоги. Они не понимают, как общаться с ребенком, как реагировать на его выходки, как не сломать, но при этом не упустить его. Им кажется, что впереди ребенка ждет множество проблем и вызовов, к которым он не готов. И начинают с неистовой силой «готовить» чадо. В ход идут длинные лекции, запугивания, крики, угрозы, слезы, шантаж – все известные человечеству методы давления. А следом появляются страх и чувство вины: я не справляюсь, я плохой родитель. В результате взрослый вступает в долгий конфликт и, по сути, воюет с ребенком за его (ребенка) счастливое будущее.

Когда стоит бить тревогу

На первый взгляд многие странные признаки подросткового возраста являются нормой. Но не следует забывать, что у всего должны быть разумные границы.

Вот ситуации, когда с подростком лучше пойти к психологу:

  • Подросток не может завести друзей среди одноклассников или соседских ребят. При обостренной потребности в общении, которую он никак не может удовлетворить, не исключено его попадание в компанию, связанную с криминалом. Такие компании прекрасно вписываются в подростковую систему ценностей: и общение, и протест, нарушение всех ценностей и требований взрослых. Целый коктейль эмоций и чувств, острые ощущения, романтика…
  • Общается с ребятами намного старше себя, которые имеют дурную славу, совершают правонарушения и даже преступления.
  • Начал курить, употреблять алкоголь, пробовать наркотики.
  • Почти не выходит из комнаты, часто плачет, не общается с родителями и друзьями. Возможно, у него неприятности или даже начинается депрессия.

Суицидальное поведение

И одним из довольно частых  фатальных последствий этих расстройств личности в подростковом возрасте или психопатии, как мы их ещё по-другому называем, является суицидальное поведение, направленное не только на уход из жизни, но и на нанесение себе вреда.

Это так называемое аутодеструктивное поведение или несуицидальные аутодеструкции, когда подросток начинает наказывать себя довольно серьезными ожогами, самопорезами и какими-то иными самоповреждениями.

Когда он вступает на очень скользкую криминальную дорогу, когда у него появляются, к сожалению, в этом возрасте аддикции, и алкогольная, и зависимость от психоактивных веществ.

Когда он становится игроманом, зависает в компьютере, когда он исчезает, уходит из дома в этом протестном состоянии к родственникам.

Или когда у него появляются различного рода соматоформные, психосоматические расстройства в виде огромного количества жалоб на здоровье, не подтверждающихся на соматических или неврологических обследованиях.

Лечение агрессивного поведения у подростка

Лечение агрессии проводится психотерапевтом или психологом. Для этого используются различные методы корректировки поведения. Но сначала требуется провести тщательное медицинское обследование, чтобы исключить наследственные, гормональные заболевания подростка. Нежелательное поведение корректируется совместно ребенком, родителями, учителями. Исходя из причины агрессивности, подбирается соответствующий метод лечения:

  • Когда она имеет психологические корни, с подростком проводятся профилактические беседы, тесты, игры (групповые, индивидуальные). Часто используется музыка, рисование, общение с живым миром. Здесь могут быть задействованы школьные психологи, сотрудники специализированных медучреждений.
  • Если причина агрессивного поведения вызвана биологическими факторами, инфекционными патологиями, нарушением гормонального фона, то применяется медикаментозная терапия. Она нередко проводится в условиях стационара под наблюдением специалистов.

Психологические особенности подростков

Организм подростка испытывает колоссальные нагрузки из-за резких трансформаций, гормональных скачков, психологических изменений. Это приводит к поведенческим проблемам: вспыльчивости, агрессивности, иногда человек становится плаксивым.

Социально-психологические особенности подростков таковы, что они очень зависят от мнения окружающих и склонны к самокритике. Ребята беспокоятся о том, что о них скажут или подумают. Они критично относятся к своей внешности, стремятся следовать моде, что порой заканчивается ошибками.

Резкие перепады настроения, вызванные гормональной перестройкой, часто приводят к заниженной самооценке. Но поскольку объективных причин для нелюбви к себе не имеется, самооценка чаще всего восстанавливается к окончанию периода взросления.

Гормональная перестройка вызывает перепады настроения и повышенную ранимость. Поэтому взрослые, в особенности родители, должны быть очень тактичными

Высказываться по поводу внешнего вида, успехов в учёбе или достижений ребёнка нужно осторожно и обдуманно. Иногда лучше промолчать

Упрёки, даже незначительные, вызывают неуверенность, робость, снижение самооценки. С другой стороны, если излишне хвалить подростка, он начинает переоценивать себя, а это может привести к отрицательным последствиям.

Критика подростка, его друзей или семьи воспринимается им очень болезненно и приводит к нешуточным конфликтам. Если в роли обидчика оказываются родители, негативная реакция подростка может принять разные формы. Он будет уходить из дома, станет употреблять алкоголь или другие запрещённые вещества, курить, найдет компанию среди неблагополучных людей. Подросток становится замкнутым или, наоборот, излишне агрессивным.

Больше всего в этом возрасте ребёнок боится, что его посчитают маленьким. Чтобы избежать «позора», доказать свою самостоятельность, подростки могут поступать неправильно, без учёта последствий. Они очень зависимы от мнения ровесников, а те способны негативно влиять на взрослеющую личность и побудить ее к действиям, причиняющим вред себе или другим.

  • Подростки испытывают трудности в оценке окружающих. Зачастую их мнение основано на внешности, случайной фразе или единственном поступке человека. При этом наблюдается категоричность суждений по отношению к социуму. В то же время свои действия иногда оцениваются недостаточно адекватно, собственные недостатки не замечаются.

  • Кроме перепадов настроения, гормональная перестройка организма влияет и на уровень концентрации, внимания. Это приводит к снижению успеваемости, новая информация воспринимается и усваивается слабее.

  • Психологические особенности развития подростков выражаются также в поиске себя. Появляются мысли о собственном предназначении, ребята мечтают о будущем, ставят перед собой цели. Часто в поисках себя молодые люди экспериментируют с имиджем: ярко красят волосы, необычно одеваются, увлекаются резкой музыкой.

  • В подростковом возрасте появляются разнообразные, меняющиеся интересы. Растущая личность стремится к познанию нового, пробует свои силы. Грамотно направив эти стремления в нужную сторону, родители помогут развитию способностей своего ребёнка.

Почему потеря первой любви так болезненна?

Разрыв взаимоотношений с другом (подругой) подростками переживается по-разному. Это зависит от его характера, темперамента, пола. Юноши стремятся не подать вида, переживая все в себе, но становясь замкнутыми, неразговорчивыми. Девочки подвержены более сильным эмоциям, свое горе они выражают безутешными слезами, часто слушая при этом печальную музыку. Многие из них делятся переживаниями с подругой.

Очень часто разрыв отношений вызывает у тинейджера сильную душевную боль, отчаяние, смятение. Причины этого кроются в том, что характер ребенка находится в стадии формирования. Идет бурная гормональная перестройка его организма, что проявляется частыми перепадами настроений. А расставание с любимым потрясает и без того неустойчивую психику.

Подростки в таких ситуациях склонны копаться в себе, ища причину разрыва отношений в своих недостатках. На самом деле, инициатор разрыва и сам толком не знает, почему это произошло, не может понять, куда делись его чувства к партнеру. Ведь в этом возрасте они подвержены частой и резкой смене, как и настроения.

После разрыва подросткам приходится пройти ряд периодов переживания его:

  • отрицание — обвинение партнера, себя, неверие в безвозвратность расставания;
  • гнев и беспокойство. Чтобы снять напряжение, лучше всего перенести злость ребенка на подушки. Можно бить их руками либо скалкой, выговаривая при этом все, что накипело на душе. Хороший эффект приносит также стрельба в тире, битье спортивного снаряда-груши;
  •  депрессия — уход в себя, потеря интереса к жизни, чувство беспомощности и т.п. На этой стадии нужна помощь близких, психолога, чтобы сократить ее до минимума и избежать попытки суицида. Известно, что половина самоубийств юношей и молодых девушек происходит именно из-за несчастной любви;
  • самокопание — попытки анализа произошедшего, желание пожаловаться кому-то из близких на происшедшее. Это уже переломная стадия переживания, когда полезен разговор с близкими о предмете любви с целью объективной его оценки. Пусть ребенок выговорится, как может, не сдерживая слез, гнева и т.п.;
  • принятие ситуации – «отпустить ее от себя». Пессимизм во взгляде на будущее сменяется надеждой;
  • возврат к жизни — повышение самооценки, поиск новых занятий и увлечений.

Самая важная стадия процесса — принятие. Но наступает она после всех других эмоций. Временные рамки ее прихода отсутствуют. Этот процесс сугубо индивидуален. Во многом ускорение его наступления зависит от помощи более опытных в жизненных ситуациях родителей либо друзей.

Вопросы для самопроверки

  1. Возможно ли, что ты сама подала повод для разрыва отношений?
  2. Что ты сделала не так?
  3. Что бы ты изменила, будь это возможно?
  4. Чему тебя научили эти отношения?
  5. Что ты изменишь в своем поведении, когда начнешь с кем-то встречаться?

https://youtube.com/watch?v=ajEHnQd4q3U

Что может спровоцировать подростковую истерику?

Истерики как защитный механизм всегда имеют под собой, помимо возрастных особенностей, еще и психологическую подоплеку. Как бы ни был возбудим подросток в целом, что-то является триггером, который запускает эмоциональную реакцию.

Чувство несправедливости

Если подросток, с его точки зрения, столкнулся с несправедливым отношением к себе, у него может быть нервный срыв. Несправедливость в глазах подростка — это не то, чего он ожидает, опять же с его точки зрения, по праву. Чаще всего он ожидает много прав выбора: друзей, форм поведения, внешнего вида, распоряжения своим телом и т.п. Запреты родителей и ограничения — это типичные триггеры.

Как предотвратить? 

Придерживаться правил семьи, но корректировать их с учетом норм социального круга подростка. Он считает несправедливым не столько то, что вы не отпускаете его гулять по ночам, сколько то, что других отпускают, а его — нет. По возможности учитывайте этот фактор и идите на встречу там, где вы себя не будете ломать, соглашаясь с нормами его окружения.

Чувство одиночества 

Подросткам правда кажется, что их никто не понимает. Просто пока что многие из них не научились различать “понимать” и “соглашаться”. Если вы не разделяете взгляды подростка, для него это признак непонимания, поскольку в подростковой среде дети чаще всего объединяются по принципу солидарности: слушают одну и ту же музыку, придерживаются моды, говорят о темах, которые интересны.

Как предотвратить?

Слушать подростка и не обесценивать его переживания и мысли. Обесценивать — это значит считать неважными, незначительными. Да, вы знаете, что все, что его волнует сейчас, обязательно пройдет и забудется, но не надо говорить ему об этом. И уж тем более подчеркивать, что ваши дела и проблемы — настоящие и важные, а его заботы — ерунда и мелочи.

Переутомление

Вне зависимости от того, что случилось во внешнем мире, человек, который недосыпает и сидит на жесткой диете, чтобы похудеть или спасти всех животных мира, обычно эмоционально неустойчив и теряет контроль даже без внешнего триггера.

Как предотвратить?

Не давить в вопросах сна и питания, а предлагать варианты. Не срочно начать есть бабушкины котлеты, а помнить, что для нервной системы необходимы жиры и белки и выбрать их источники, которые нравятся подростку. Не отбирать телефон или выключать компьютер, а договориться о том, от чего стоит отказаться исходя из реальных приоритетов ребенка и разумных требований ребенка. И да, лучше выбрать часть домашней работы, которая помогает освоить материал, и не делать ту, которая не помогает понять программу. Даже если учитель требует. Очень часто неадекватные требования учителя обусловлены даже не желанием добиться высоких результатов, а . Разговаривать с такими учителями должны родители, будучи на стороне ребенка.

Невротические расстройства подростков

В отдельном числе случаев мы наблюдаем в этом возрасте и расстройства, связанные с какими-то органическими заболеваниями, связанными с неврологической, соматической патологиями.

Конечно, мы не можем обойти стороной и невротические расстройства подростков. Ведь именно на исходе этого возраста они сталкиваются, пожалуй, с самым тяжелым для себя и для своей психики испытанием – с единым государственным экзаменом, значимость которого преувеличена настолько, что для большинства подростков вопрос сдачи или несдачи этого экзамена – это вопрос жизни и смерти.

И много-много других проблем и вопросов, которые тесно переплетаются с психологическими и социальными аспектами.

Тернистый путь взросления: что происходит с подростком

К двенадцати-тринадцати годам во всех сферах наступают перемены, назревает кризис.

Тело. Ребенок растет, меняется его тело, которое из-за неравномерного роста часто кажется смешным и нелепым.

Настроение. Из-за игры гормонов постоянно меняется настроение: ярость сменяет эйфорию, обида тут же переходит в радость. Только что он смеялся над нелепым персонажем в ютубе, а сейчас до слез обиделся на друзей, которые забыли позвать во двор. Такие нагрузки не каждый взрослый выдержит.

Противоречивое отношение взрослых. Он чувствует себя взрослым. Всем существом стремится им стать. Родители продолжают видеть в нем ребенка и начинают требовать взрослой ответственности. С одной стороны: «чтоб в 9 уже был дома», «сейчас же иди и делай уроки», «не общайся больше с Пашей, он мне не нравится». С другой: «в твоем возрасте я уже банки консервные закрывала», «какой пример ты подаешь брату», «вон какой вымахал, а толку», «пора уже о будущем думать».

Что делать родителям

Совсем избежать агрессивности подростков в переходный период невозможно. Она обусловлена психологическими, физическими изменениями, которые происходят в организме ребенка. «Игра» гормонов при половом созревании выражается и в виде деструктивного поведения. Но родители могут постараться свести проявление агрессии к минимуму.

Часто в таких ситуациях обычные методы борьбы с негативными эмоциями не действуют. Агрессивность ребенка в основном находит выход в семье. Но нередко она направлена на других людей, одноклассников, друзей, учителей. Чаще всего подростки «отзеркаливают» социальную, общественную обстановку, в которой они растут

Поэтому родителям важно делать следующее:

Держать себя в руках, реагировать на негативное поведение подростка менее эмоционально, терпимо и спокойно. Лучшим вариантом будет показывать своим примером, что каждый конфликт можно решить без агрессии.
Учить подростка распознавать, справляться со своими эмоциями

Взрослый человек всегда может предложить альтернативные способы устранения отрицательных эмоций.
Акцентировать внимание ребенка не на его личности, а на определенных поведенческих проявлениях.
Выработать оптимальный стиль воспитания – принимающий. Учитывайте мнение, желания ребенка при принятии окончательных решений

Запреты, накладываемые взрослыми должны быть понятны подростку.
Чаще проявлять понимание к состоянию ребенка. Поддерживать уверенность подростка в том, что он всегда будет понят, его чувства, эмоции примут, помогут в сложной ситуации.
Направлять энергию ребенка в другое русло. В этом могут помочь занятия спортом, творческая деятельность, хобби. Такие действия преобразуют агрессивность в нормальные формы социального поведения. Личные достижения, победы избавят подростка от недовольства собой, внутреннего дискомфорта – первопричин агрессии.

Также необходимо постоянно повышать самооценку ребенка, научить его позитивно мыслить, внимательно относиться к себе.

Два шага вперед — один назад

Ребенок развивается, минуя череду кризисов. После каждого кризиса он готов все дальше уходить в мир и все меньше нуждается в родителях. Но если что-то идет не так, если ребенок не справляется с жизнью, он может немного вернуться назад — на прошлую стадию развития, чтобы прийти в себя рядом с источником любви и заботы — рядом с мамой, папой, бабушкой. Годовалый кроха просится на ручки, как грудничок, первоклашка влезает на колени, десятилетка берет нас за руку.

Подросток тоже может немного “впасть в детство”, или “регрессировать”, как говорят психологи. Если он в стрессе, переживает неудачу, то может начать вести себя, как маленький. Приходить к нам пить чай с конфетами (хотя давно предпочитает отсиживаться в своей комнате), просить посмотреть вместе мультик и даже валяться в родительской кровати, как когда-то. Это просто может означать, что ему нужно больше защиты и заботы, что у него сейчас сложный период, и нужно побыть рядом. Он напитается нашим теплом, успокоится — и снова пойдет вперед.

Юношеская шизофрения

Кроме депрессивных расстройств и расстройств личности, в этом возрасте также довольно часто развиваются и такие тяжёлые заболевания, как шизофрения. Мы говорим о такой ее форме, которая называется юношеская шизофрения. Эта форма возникает крайне редко и является эксклюзивной.

Тем не менее, если такое несчастье всё-таки происходит, и болезнь начинается, то она, как правило, протекает катастрофически. То есть это злокачественная форма, при которой психика разрушается стремительным образом, ее крайне сложно остановить. Течение этой болезни разрушает психику за какие-то там 2–3 года.  Ребёнок становится за это время инвалидом.

Типичные ошибки родителей при воспитании дочерей-подростков

Очевидны промахи родителей и в организации воспитательного процесса в отношении дочерей. Ошибочны установки, когда строгость — это лучший рычаг воздействия на прыткого подростка. Так называемые рукавицы, «ежовые», никогда не возымеют эффект, если девочка не получит в большей степени заслуженной нежности, отцовской заботы, материнской опеки.

Если отец либо мать категоричны, неумолимы, только и делают, что отдают неподлежащие обсуждению приказы, то дочь, замкнувшись в себе от неприятия ее личности, затаит обиду на мужской пол в целом.

Иная сторона медали проявляется в воспитании, когда дочь возносят родители на пьедестал. Превращая гиперопекой жизнь дитя в сказку, совершается ошибка, которая может дорого стоить дочери в будущем. Вседозволенность в условиях подобного воспитания искажает восприятие мира, формирует ощущение того, что все создано только для ребенка, и при желании можно все легко получить.

Позиция, когда дочь — друг, соратник – ущербная, и, в первую очередь, для самой взрослеющей девушки. Материнское своеволие в обсуждении любых вопросов, в том числе и интимных, надломает неокрепшую детскую психику. Излишняя тайная критика поведения отца тоже может послужить преградой в отношениях с мужчинами в последующем.

Некоторые родители противятся рождению дочери, не принимая подарок судьбы. Поэтому берут на себя ответственность воспитать из дочки мужеподобного отпрыска, в котором тайно желают видеть сына. Несмотря на сопротивление, принимают все усилия в этом кощунственном деле воспитания.

Особенности подросткового возраста

Подросток – это человек, эмоции которого чрезвычайно подвижны и не удерживаются на протяжении длительного времени, к сожалению, они бывают довольно поверхностными, неглубокими.

В подростковом возрасте человек переживает большое количество откровений, открытий. Особенно тяжело ему дается переживание предательства, очень остро и немножко гипертрофированно подростки относятся к таким важным для них в этом возрасте  понятиям как дружба, любовь. И разрывы дружеских и любовных отношений в подростковом возрасте воспринимаются как психическая травма, довольно тяжелая, иногда катастрофическая.

В этом возрасте, который по-другому еще называется пубертатный возраст, мы психиатры довольно часто сталкиваемся с началом тех или иных психических расстройств.

Индивидуальные консультации или консилиум? Что выбрать?

Для того чтобы во всём этом разобраться, а в подростковом возрасте это особенно сложно сделать, необходимо участие различных специалистов.  Это и врачи-психиатры, невропатологи, педиатры, психологи, клинические и семейные психологи, педагоги, дефектологи и много других специалистов,  которые принимают участие в оказании помощи подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации в связи с теми или иными психическими расстройствами.

Это практически невозможно сделать, придя на индивидуальную консультацию к кому-то из этих специалистов. В большинстве случаев,  если обратиться к психиатру или просто к психологу,  ребёнок не получит достаточного количества ответов на свои вопросы, и родители тоже не получат ответов на вопрос о том, что же с ним происходит. Необходимо обследование, диагностика, необходим системный подход. И этот системный подход в идеале можно получить только в специализированном учреждении.

Например, в психиатрической больнице или в научном центре психического здоровья детей и подростков. В Москве есть такой центр имени Г. Е. Сухаревой. В этот центре совсем не обязательно госпитализироваться, существуют и нестационарные формы наблюдения и обследования, и амбулаторные, и полустационарные формы.

Если обследование прошло успешно, если на этом обследовании не обнаружилось, к счастью, никаких серьезных психических заболеваний, тогда мы можем определить дальнейший маршрут оказания помощи таким пациентам, определить алгоритм их дальнейших действий.

Если это окажется то состояние, которое может быть ликвидировано амбулаторной помощью психиатра или психолога, тогда нужно найти такого психиатра, психолога, специалиста в области подростковой психологии и психиатрии, которые смогут, работая с этим подростком индивидуально, амбулаторно решить значительную часть его проблем и проблем его семьи.  

Как помочь подростку преодолеть кризис. Советы родителям

Переходный возраст – это всегда сложно

Самое главное, что стоит осознать родителю: переходный возраст у мальчиков и переходный возраст у девочек — это всегда сложно. И в первую очередь это сложно не для вас, а для самого подростка. Ваша задача — быть готовым к этим сложностям, принимать их и смягчать остроту кризиса, сделать дом и семью местом отдыха и спокойствия для ребёнка.

Как пишут Роберт Т. Байярд и Д. Байярд в своей полезной и популярной книге «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей»:

«Вы не одиноки. Буквально сейчас тысячи родителей проходят через то же самое, что и вы; а еще больше родителей испытали все это в прошлом».

Вероятные ошибки родителей

Если вы испытываете трудности с вашим сыном или вашей дочерью, то, весьма вероятно, вы делаете нечто одно (а может быть, и то и другое) из двух:

  1. Вы определенно не справляетесь с вашей важнейшей обязанностью, состоящей в том, чтобы делать счастливой свою собственную жизнь.
  2. Весьма вероятно, что вы берете на себя труд руководить жизнью ребенка, что является уже не вашей заботой, но прямой обязанностью вашего ребенка.

Почему подростки часто плачут и срываются?

Главная причина нервных срывов подростков — их физиология. Повышенная эмоциональность вызвана незрелостью зон мозга, которые помогают осуществлять контроль за эмоциями и избегать бурных вспышек.

Вторая не менее важная причина — неумение управляться с эмоциями с помощью разума. Это не божий дар а навык, которому нужно учиться, а для этого нужен опыт и хороший пример или обучение техникам.

Третья причина — это малый жизненный опыт и неадекватная самооценка. Проще говоря, ситуаций, которые неожиданны и непредсказуемы, в жизни подростка намного больше, чем у взрослого. Поведение окружающих, их реакции для подростка плохо предсказуемы; он часто не не может спрогнозировать, как ответят люди на тот или иной его поступок или слова и получает шок. Это неизбежная стадия, когда человек становится все более самостоятельным и пробует новое, но от этого выбивает пробки.

Четвертая причина — неумение справляться с реакциями организма. Мало того, что организм переживает серьезные трансформации, так еще и редкий подросток обращается со своим телом разумно. Недосыпы, вредное и нерегулярное питание и т.п. — это только кажется, что в подростковом возрасте все это легко переносится. На самом деле, всевозможные нарушения здоровья или состояния, которые выбивают из колеи в подростковом возрасте очень типичны.

Одним словом, подросток — это неопытный по жизни человек, которого еще и разносит изнутри его физиология.

Однако иногда истерики и нервные срывы причиняют боль окружающим и вызывают стыд у самого подростка, поэтому имеет смысл реагировать так, чтобы они причиняли как можно меньше вреда ему и миру.

Что советуют психологи

Почему подростковый возраст называют переходным

Переходный возраст представляет собой переход к взрослости из детства, за счет чего получил свое название. С переходным периодом в онтогенезе (развитии человека) во многом связан и кризис подросткового возраста. В это переходное время становления личности ребенок становится «трудным» – ему свойственны неустойчивость психики и поведения, неадекватность.

Развитие человека на переходном этапе претерпевает качественную перестройку, происходит половое созревание. Человек усиленно растет — причем, в этом периоде рост скелета протекает быстрее мышечной массы. Активно развивается сердечно-сосудистая система. В процессе перестройки у юнца как раз могут возникнуть депрессия, тревожность и другие признаки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: