Способы воздействия
Если мозг – это сложнейшая система, сравнимая (хоть и отдаленно) с работой мощнейшего компьютера, тогда есть ли у человека возможность повлиять на его функциональность? Да, есть. Чтобы заставить мозг работать быстрее и эффективнее, совсем не обязательно прибегать к услугам медицинских препаратов, хотя среди них имеются такие, которые могут в этом помочь.
Но к ним нужно обращаться в крайнем случае и по рекомендации врача, поскольку:
- их прописывают на время и по определенной причине (восстановиться после операции или при патологиях этого органа);
- они создают эффект привыкания;
- после их отмены мозг постепенно может перейти на медленный режим работы.

Если все же есть необходимость прибегнуть к помощи этих препаратов, то обычно врачи рекомендуют:
- для снабжения кислородом клеток мозга принимать фенотропил;
- для укрепления памяти и улучшения сна и когнитивных функций провести терапию кавинтоном;
- при инсульте и болезни Альцгеймера лечиться церебролизином.
Но если есть ощущение, что снизилась концентрация, ухудшилась память и имеется желание улучшить состояние своего здоровья, то для начала стоит попробовать воздействовать на нейроны мозга другими методами.
Основные принципы усвоения информации. Как лучше запоминать
«Все улучшение памяти состоит из правильного способа записи фактов»Доктор Уильям Джеймс, отец американской психологии
О том как развивать память и лучше запоминать мы уже писали в статье Как улучшить память? Там есть очень действенные упражнения и хорошие советы. Но, поскольку копилку фишек по улучшению памяти и других способностей нужно всегда пополнять, рекомендуем вам еще несколько простых советов. Один из самых главных принципов запоминания — запомнить логику рассуждений. Это запоминание мысли, сути, а не дословный бездумный пересказ. Бездумное запоминание называется «зубрежкой». Такая информация в голове надолго не задержится. Но не везде этот принцип применим, поскольку цифры, формулы, иностранные слова и прочее невозможно запомнить с помощью обычной логики, здесь нужен креатив. Так, как же, лучше запоминать прочитанное? Как запоминать числа и даты, которые никак не запоминаются, потому что ни с чем не ассоциируются? Как учить, если не запоминается? Как запоминать большой объем информации?
Проблемы воспроизведения информации. Как можно улучшить память.
Большинство из нас время от времени жалуются на нашу память. Конечно, каждый хочет запоминать информацию лучше и как можно дольше, ведь от этого может зависеть наша жизнь, как об этом показано в одном из психологических фильмов (смотрите подборку). Когда мы говорим о плохой памяти, мы, в действительности говорим о затруднении в воспроизведении информации. Здесь надо понимать, что информация попадая в мозг не обязательно там остаётся. Она может там побывать и бесследно исчезнуть. Чаще всего именно так и происходит. Вот почему Уильям Джеймс и многие другие (включая мнемонистов) делают упор на то КАК мы записываем что-то в нашу память.
Что же может повлиять на сохранение информации? Всё очень просто. Механизм «загрузки» информации зависит от её ценности для человека. А что мозг будет считать ценным? Для него ценность начинает представлять лишь та информация к которой вы обращаетесь неоднократно, та, которая имеет эмоциональную окраску и та, которую вы тщательно и с разных сторон рассматриваете, прокручиваете, анализируете, ассоциируете и прочее.
Информация попавшая в мозг без своеобразного мысленного прокручивания забудется гораздо быстрее хорошо осмысленной. Ну, а если ваш внутренний голос говорит вам: «Ну-у-у-у, это тебе больше никогда не понадобится»- , то можете быть уверены, что всё увиденное или услышанное будет быстро выброшено из головы. Зачем мозгу мусор? Он стремится занять своё хранилище максимально полезной информацией.
Стресс также отрицательно влияет на воспроизведение (даже сохранённой в памяти) информации. В период переживания стрессовой ситуации поток сильных отрицательных (и даже положительных) эмоций препятствует анализу, концентрации внимания и другим интеллектуальным действиям. У мозга есть определенные запасы энергии, которые он может потратить на какие-либо работы и превысить эти объемы он не может. Что происходит во время стресса? Мозг работает на пределе и вместо интеллектуальных операций он вынужден заниматься реакцией на внешние или внутренние раздражители. Это могут быть состояния: беспокойства, обиды, чувство неудовлетворенности и т.д. Поэтому сложно что-то вспомнить в состоянии стресса или глубокой депрессии. Верно и обратное оптимисты гораздо лучше усваивают информацию, так как чаще всего обучение ассоциируется у них с положительными эмоциями.
Решение проблем со стрессом и удержанием (сохранением) информации.
Чтобы информация в вашей голове хранилась как можно дольше необходимо время от времени к ней возвращаться. Перечитывать, пересматривать, переосмысливать. Так сказать быть в в этой теме. Со стрессом справляться тоже можно. Ведь стресс — это ответная реакция организма на какое-то воздействие. Хочу напомнить что сила этой реакции, а значит и стрессового напряжения, зависит от взглядов и установок человека. В одной и той же ситуации одни люди могут чувствовать себя более комфортно, а другие менее. Чтобы реагировать спокойнее и испытывать меньшее напряжение во время стрессовой ситуации необходимо менять отрицательные установки и отношение к людям, вещам, событиям на положительные. Также есть определенные методики снятия напряжения и восстановления после стресса.
Полезные курсы, с которых стоит начать саморазвитие
Как помочь мозгу работать продуктивнее
Вы можете делать все правильно, но ничего не запоминать. Информация будет просто испаряться, только что заученные данные начнут путаться в голове, переплетаться и замещаться. Причина тому – усталость и неготовность вашего мозга. Как запомнить большой объем информации перед экзаменом, к которому вы совершенно не готовы? Заучить короткие тезисы в конспектах, но ни в коем случае не просиживать ночь над горой учебников.
Как помочь мозгу работать продуктивнее:
- высыпаться – нормальный, здоровый сон достаточной продолжительности оказывает благотворное влияние на процессы запоминания информации;
- не учить материал ночью – «трудовая» ночь перед экзаменом всегда была главной ошибкой студентов, ведь без отдыха мозг просто не сможет ничего запомнить;
- правильно питаться – добавьте в рацион углеводистые фрукты (например, бананы), орехи и другие способствующие повышению мозговой активности продукты;
- добавить кислорода – он жизненно необходим для правильной работы мозга, поэтому проветривайте комнату как можно чаще;
- не забывать о физической активности – ученые не раз подтверждали, что чередующие процесс изучения с физическими нагрузками люди лучше запоминают и усваивают материал.
Если вы хотите заставить свой мозг работать на полную катушку и считаете, что за одну ночь за учебниками ему ничего не будет, то вы ошибаетесь. Наша физиология такова – без отдыха продуктивность, а значит и мозговая активность снижается. Поэтому после ночи за конспектами вы можете не только не вспомнить только что заученную информацию, но и забыть ту, которую отлично знали до «ночного марафона».
Упражнения для тренировки внимания
«Мы запоминаем плохо, в первую очередь, потому, что не умеем сосредоточить внимание на одном деле на 100%, – уверен Никита Петров. – Улучшить концентрацию внимания помогут несложные упражнения. Вместе с приемами мнемотехники они помогут в несколько раз увеличить «резервуар памяти»
Но, конечно, за один день до экзамена упражнения не сотворят чуда – начинать «прокачивать» свою память нужно заранее, хотя бы за пару недель»
Вместе с приемами мнемотехники они помогут в несколько раз увеличить «резервуар памяти». Но, конечно, за один день до экзамена упражнения не сотворят чуда – начинать «прокачивать» свою память нужно заранее, хотя бы за пару недель».
Положите часы напротив телевизора, когда идет боевик, реклама или новости
Постарайтесь удерживать внимание на секундной стрелке в течение полных двух минут. Не позволяйте телевизору сместить фокус вашего внимания. Разделите внимание на две равные части, сфокусировав одну половину на движениях секундной стрелки, а вторую – на своих руках
Думайте и о руках, и о секундной стрелке
Разделите внимание на две равные части, сфокусировав одну половину на движениях секундной стрелки, а вторую – на своих руках. Думайте и о руках, и о секундной стрелке

Уделите одну половину внимания секундной стрелке, а вторую – числовой последовательности. Мысленно перечисляйте цифры с интервалом в три: 1, 4, 7, 10, 13… до 60 и назад, жонглируя в уме поставленными задачами. Если собьетесь или будете думать о чем-то другом, начинайте сначала. Постарайтесь продержаться две минуты или более.
Продолжаем «делить» внимание. Сконцентрируйте на движениях секундной стрелки треть внимания. Другую треть уделите мысленной декламации какого-нибудь стихотворения или песни
Оставшуюся треть внимания сосредоточьте на числовой последовательности
Другую треть уделите мысленной декламации какого-нибудь стихотворения или песни. Оставшуюся треть внимания сосредоточьте на числовой последовательности.
Когда будете мыть посуду, экономьте внимание за счет разделения процедуры на рабочие циклы. Например, приготовившись помыть ложку, дайте себе команду: «Старт!» Мойте ложку так, словно делаете хирургическую операцию. Закончив мытье ложки, вытрите ее и положите на место
Скажите: «Стоп!» Затем перейдите к следующему предмету и повторите процесс
Закончив мытье ложки, вытрите ее и положите на место. Скажите: «Стоп!» Затем перейдите к следующему предмету и повторите процесс.
Повторимся: от всех перечисленных методов не стоит ждать «быстрых чудес», но если планомерно практиковать предложенные упражнения и техники, можно добиться впечатляющих результатов.
Развиваем аналитику
Мышление необходимо нам для того, чтобы без ошибок решать поставленные задачи. Знание, как развить аналитическое мышление, позволяет улучшить понимание мира, способность человека находить логическое и более правильное решение. Как же развить его у взрослого.
- На каждый вопрос придумывайте несколько вариантов ответа.
На одну проблему задавайте наводящие вопросы, которые помогут ускорить принятие решения.
Выбранный вариант проанализируйте со всех сторон, найдите слабые и сильные стороны.
Возьмите за правило анализировать увиденное и услышанное, постепенно это увеличит скорость мышления и улучшит запоминание информации.
Раскладывайте полученную информацию по категориям: очень важная, важная, средней важности, ненужная. То же самое касается и текущих дел. Систематизация увеличивает скорость нахождения правильного ответа, помогает быстрее разбираться с текущими делами.
Решайте логические задачи, начните с самых простых, для того чтобы понять, как правильно это делать.
Виды человеческой памяти
Способы запоминания информации зависят от разных каналов восприятия, в зависимости от этого можно выделить разные типы памяти.
- Зрительная. Это умение запоминать когда-либо увиденное – вещи, действия, события. К этому типу относится также память воображения, например, при прочтении книги, когда образ персонажа или обстановки возникает только в нашей фантазии.
- Слуховая. Это способность запоминать информацию на слух. Такая память отлично развита у музыкантов, они легко запоминают и воспроизводят услышанные звуки и мелодии.
- Двигательная. Это память тела, она помогает запоминать и воспроизводить выполненные движения. Говорят, если раз научился кататься на велосипеде, то уже не разучишься – это благодаря именно двигательной памяти. Также и с плаванием. И даже при правописании – если человек не помнит, как написать слово, ему нужно просто начать писать, и рука сама «подскажет».
- Вкусовая. С помощью этого типа памяти мы запоминаем вкусы разных блюд и можем их узнавать. Люди с хорошо развитой вкусовой памятью легко распознают блюда с закрытыми глазами, могут разложить вкус на составляющие, обычно это гурманы и дегустаторы.
- Обонятельная. Способность нашей памяти запоминать ароматы. Не зря запахи называют машиной времени: услышав давно знакомый аромат, мы можем перенестись в тот момент, когда его ощутили, вспомнить все подробности той обстановки. Этот тип памяти способен вызвать длинную цепочку ассоциаций и кучу эмоций.
- Осязательная. Этот тип памяти встречается нечасто. Она помогает запомнить предмет, ощупав его, с ее помощью также запоминается рельеф местности (можно дойти до места, вспомнив кочки и ямы на дороге, по которой когда-то прошли).
- Эмоциональная. С помощью этой памяти фиксируются впечатления, эмоции. Как правило, яркие события врезаются в память легко и надолго.
Онлайн-тренажеры для развития навыков запоминания
Напоследок я решила поделиться с вами сервисами для тренировки памяти. Их великое множество на просторах сети, новичок может запросто растеряться.
Викиум
Нам с вами в рамках работы над улучшением памяти будет интересен курс Мнемотехники. За 15 уроков вы освоите несколько эффективных методик запоминания, потренируетесь на специальных тренажерах и закрепите изученный материал на тестировании. Навыки, полученные на курсе, помогут вам запоминать до 100 объектов за час, держать в уме все пароли, легко учить иностранные языки и многое другое.
Битрейника
Расскажу про мои любимые:
- Нумизмат – игра для развития быстроты и точности памяти. Вам нужно будет запоминать и сравнивать монеты разного номинала из разных стран.
- Звукварь – задание аналогичное предыдущему, только сравнивать вам придется не монеты, а различные звуки. Слуховую память тоже нужно тренировать.
- Фразоскоп – помимо быстроты памяти, данная игра также поможет вам развить скорость чтения. На экране вы увидите строку, в которой некоторые слова откроются лишь на время. Ваша задача – заметить их и записать.
BrainApps
Сервис BrainApps – просто кладезь материалов по развитию мозга. Здесь есть тренажеры (аж целых 52 штуки!), развивающие курсы, интересные тесты, задачки, а также блог с научно-популярными статьями.
Потренируйтесь на тренажерах, пройдите Курс для развития памяти. На нем вы научитесь не только эффективно запоминать информацию, но и сохранять ее в памяти надолго.
4Brain
На платформе 4Brain, в отличие от трех предыдущих, нет никаких тренажеров. Зато там есть огромный выбор курсов – как платных, так и бесплатных. И целая куча умных статей и полезных книг.
Начните с курса Развитие памяти: уроки запоминания – он бесплатный и доступен даже без регистрации. На нем вы узнаете об устройстве памяти, освоите несколько техник и научитесь применять их на практике.
Если понравится, можете пройти продвинутый платный курс Мнемотехники. На нем много практики и хорошо структурированная нескучная теория.
Если вам нравится формат онлайн-курсов, можете заглянуть в нашу подборку курсов по улучшению памяти. Там вы точно найдете подходящий вариант.
Полезная литература
Конечно, мы рассмотрели далеко не все способы и секреты быстрого и эффективного запоминания информации. При всем желании я бы их не уместила в одной статье. Так что если у вас еще остались вопросы, то ищите ответы на них в книгах:
- “Как читать, запоминать и никогда не забывать” Марк Тигелаар
- “Как запоминать (почти) все и всегда” Роб Иставэй
- “Где находится память? Искусство запоминать” Алан Льери
- “Тренируй свою память” Рюта Кавашима
- “100% память. 25 полезных методов запоминания за 10 тренировок” Екатерина Додонова
- “Вопросы памяти” Мишель Пон
Полный и подробный список литературы ищите в нашей статье “Книги по улучшению памяти”.
Чем умный человек отличается от эрудированного
Как улучшить память?
1.Пишите письма. Исследование, проведенное в 2008 году в Университете Киото, показало: если перед тем как приступить к зубрежке в течение 15-20 минут вспоминать и записывать свои грустные мысли и мельчайшие неприятности, произошедшие за последнее время, эффективность учебы резко возрастет. Дело в том, что все негативное мы априори запоминаем очень хорошо. И всю информацию, которая поступит сразу после эпистолярных излияний, мозг по инерции воспримет как «плохую», а значит, надежно зафиксирует. Не самый веселый метод, но реально работает.
2.Берегите природу. Оказывается, традиция отечественных студентов готовиться к экзаменам на даче очень мудра. Три года назад психологи из Мичиганского университета выяснили: созерцание природы повышает когнитивную функцию на целых 20%. Кстати, необязательно выезжать на эту самую природу, можно просто разглядывать фотографии в течение 5-10 минут.
3.Кричите громче. Слова запоминаются на 10% лучше, если их выкрикивать. Звучит глупо, но благодаря этому методу я выучила чуть ли не половину русско-испанского словаря. Необязательно, конечно, орать на весь дом «кошка!», «гулять!». Достаточно по несколько раз громко и внятно произнести каждое слово.
4.Будьте экспрессивнее. Еще один совет для изучающих трудные языки: изображайте жестами все слова и фразы, которые вы учите. Буквально: если учите спряжение глагола «прыгать» — попрыгайте. А если нужно выучить диалог или сложную фразу, разыграйте сценку. Вот увидите, все запомнится поразительно быстро.
5.Слушайте себя. Выучив некую информацию, наговорите ее на диктофон. А когда будете засыпать, тихонько включите эту запись — нужно именно спать под нее. Это потрясающе действенный способ для того, чтобы закреплять уже знакомые, но плохо запоминаемые вещи.
6.Не сидите на месте. Учите стихи, учебники и доклады, наворачивая круги по комнате. Дело в том, что ходьба активизирует работу мозга, и ваша способность к запоминанию значительно увеличивается.
7.Смените обстановку. Если за один вечер нужно подготовиться к двум экзаменам (или совещаниям), делайте это в разных комнатах. Информация, которую мы запоминаем при различных обстоятельствах, не перемешивается в голове.
8.Выкидывайте слова. Суперспособ для того, чтобы выучить большой объем слитного текста, например, слова песни или доклад. Перепишите этот текст, оставив от каждого слова только первую букву, и учите его, пытаясь вспоминать эти слова. Естественно, поначалу придется заглядывать в оригинал, но в итоге вам будет достаточно глянуть на усеченный вариант и текст моментально всплывет в памяти. Такую шпаргалку очень удобно брать с собой.
9.Спите больше. Чем дольше вы будете спать после того как что-то выучили, тем лучше будете помнить эту информацию наутро. А бессонные ночи, наоборот, значительно ухудшают память. Я хочу, чтобы все студенты это прочитали и приняли к сведению. Лучше поспать пару часов перед экзаменом, чем пытаться выучить еще «пару билетиков».
10.Займитесь спортом! На эту тему проводилось очень много исследований, и все подтвердили: аэробные упражнения улучшают мозговое кровообращение и память. Займитесь Fit-bo или потанцуйте перед тем, как сесть за книги: сможете выучить наизусть хоть «Евгения Онегина». Ну, или хотя бы первую строфу.
Как ускорить запоминание
Каждый из нас рано или поздно сталкивается с необходимостью быстро запомнить большой объем информации: лекцию, выступление, доклад и т.п. Особенно проблематично работать с неинтересными или научными тексами. Как быть? К каким приемам прибегнуть? Подойдем к вопросу разумно.
Самое первое правило: положительный настрой. Не нужно пугаться и говорить: «Мне никогда это не освоить». Напротив – подбодрите себя: «Сложная, но интересная задача, наверняка, мне по плечу! Я запомню весь объем прочно и надолго».
Следующий важный шаг – осмыслить выгоды, которые Вы получите, когда справитесь с задачей. Например, блестяще выступите на конференции или продемонстрируете коллегам свои способности оратора
Можно выписать вытекающие из этого плюсы: Вас запомнят в научной среде, на Вас обратит внимание шеф и т.д
Придумайте себе финальное поощрение: после заучивания посмотрю новый фильм или побалую себя мороженым.
Материал лучше запоминается, когда он осмыслен, ясен и классифицирован. Для этого прочитайте весь текст или, если он очень большой и сложный, первые 3-4 страницы. Разберитесь со значением всех непонятных слов и выражений. (Как работать с тезаурусом узнайте из курса Татьяны Бадя и Анны Бычко «Развиваем память за 7 минут в день»).
Разбейте материал на смысловые фрагменты – пусть их будет от пяти до девяти. Основываясь на сделанном разделении, составьте шпаргалку или интеллект-карту. Попробуйте повторить текст, прибегая к своим записям.
Разделите процесс заучивания на отрезки: делайте минутные перерывы после каждых 15 минут работы и 10-15 минутные паузы после 45-60 минут запоминания. В короткие перерывы займитесь расслабляющей гимнастикой для глаз и кистей, проветрите помещение. Во время длительных пауз смените вид деятельности: покушайте, сходите за хлебом, подметите комнату. Не смотрите телевизор и не читайте газет: так Вы только перегрузите память!
Похожий прием: по ходу работы с текстом формируйте личное отношение к написанному. Где-то Вы будете согласны с автором, где-то – нет. Что-то покажется Вам слишком сложным и маловероятным. А что бы Вы сказали по этому поводу? Как только материал «зацепит», он лучше запомнится.
Усиливает запоминание фоновая музыка: включите спокойные классические произведения так, что бы они звучали на грани восприятия. Некоторые специалисты советуют слушать шотландскую волынку.
Не пренебрегайте повторением! Попробуйте такой прием: тезисно выпишите сложные места, формулы или слова на бумагу разных цветов. Развесьте записи на видных местах, часто попадающихся на глаза: у меня это шкафчик на кухне, монитор ноутбука, зеркало в коридоре.
Проходя мимо, заглядывайте в записи и добивайтесь того, чтобы цвет бумаги ассоциировался у Вас с написанным текстом. В нужный момент достаточно будет вспомнить цвет, и информация всплывет автоматически.
Помните: любой объем информации усваивается лучше, когда после запоминания следует полноценный сон.
Воспользуйтесь нашими советами, и у Вас обязательно все получится!
Как улучшить работу головного мозга
Согласно исследованиям, средства, улучшающие работу мозга, это:
1. Физическая активность
При тренировках поток крови направляется не только в мышцы, но и в мозг.
Исследования показывают, что после физической нагрузки когнитивные способности человека увеличивается до 15%. Достаточно 30 минут 3 раза в неделю, чтобы прийти к этим показателям.
Особенно полезны аэробные тренировки (насыщение мозга кислородом, например, пробежки, велопоездки), которые увеличивают гипоталамус. Именно он отвечает за способность к обучению и усвоению новой информации.
Гипотала́муссвязан нервными путями практически со всеми отделами центральной нервной системы.
Он выделяет гормоны и нейропептиды. Регулирует ощущение голода и жажды, терморегуляцию организма, половое поведение, сон и бодрствование (циркадные ритмы).
Исследования последних лет показывают, что гипоталамус играет важную роль и в регуляции высших функций, таких как память и эмоциональное состояние, и тем самым участвует в формировании различных аспектов поведения.
2. Правильное питание
Продукты, улучшающие работу мозга, нужно обязательно добавлять в рацион. Это:
- рыба с большим содержанием омега — 3 (лосось, сельдь, тунец) 1-3 раза в неделю,
- ежедневно горсть грецких орехов,
- салаты с оливковым маслом или льняным маслом,
- свежие овощи,
- льняное семя,
- морская капуста,
- тыквенные семечки.
Чтобы улучшить работу мозга важно включать в свой рацион продукты- антиоксиданты
Что ещё сделать для поддержания здоровья мозга
Польза социальных связей для зарядки мозга

Социальные связи играют важную роль в нашей жизни и имеют положительный эффект на зарядку мозга и когнитивные функции. Исследования показывают, что люди, которые поддерживают и активно участвуют в социальных отношениях, имеют лучшую память, концентрацию и функции мозга в целом. Коммуникация с другими людьми стимулирует мышление, улучшает обмен информацией и способствует развитию новых нейронных связей.
Взаимодействие с другими людьми помогает нам развивать социальные навыки и способности к адаптации в различных ситуациях. Частые и разнообразные контакты с людьми позволяют нам улучшить свою способность к эмпатии, уловить неназначенные сигналы и быстро адаптироваться к различным социальным протоколам. В результате, наш мозг работает более эффективно и адаптивно, что благотворно сказывается на нашей производительности и умственных способностях.
Кроме того, взаимодействие с другими людьми активизирует мозговую активность через выработку определенных гормонов, таких как окситоцин и эндорфины. Эти химические вещества стимулируют радость, благополучие и счастье, что в свою очередь способствует улучшению памяти, внимания и общей энергии для мышления.
Если вы хотите зарядить мозг и повысить когнитивные функции, важно активно строить и поддерживать социальные связи. Не стесняйтесь инициировать новые знакомства, участвовать в групповых занятиях, клубах или объединениях, где вы сможете общаться и обмениваться идеями с другими людьми
Помните, что социальные связи — это не только приятное времяпровождение, но и незаменимый источник здоровья и энергии для вашего мозга.
Влияющие факторы
Чтобы активировать мозг на 100 процентов, применяют такой метод, как стимуляция умственной деятельности. На интенсивность мыслительных процессов влияют такие факторы, как мотивация, наследственность, условия окружающей среды. Генетические факторы определяют интеллектуальный потенциал ребенка. Негативно сказываются на умственном развитии заболевания и аномалии формирования структур ЦНС.
Задержка в умственном развитии у ребенка нередко связана с вредными привычками матери. Курение и злоупотребление спиртными напитками во взрослом возрасте приводит к торможению мыслительных процессов, быстрой утомляемости, ухудшению функции концентрации внимания. Ученые выделили адаптационные свойства интеллекта, обусловленные социальным окружением, уровнем благосостояния и социальным статусом семьи, организацией питания.
У человека, испытывающего дефицит нутриентов (важные микроэлементы и вещества, поддерживающие жизнедеятельность организма), ниже работоспособность и результаты интеллектуальной деятельности, чем у его коллег, которые получают хорошее питание. Человек ставит перед собой цели, которые помогают найти баланс между способностями и перспективами роста – карьерного, личностного.
Нагружая подчиненных, ставя перед ними профессиональные задачи, руководители мотивируют сотрудников к мыслительной деятельности. Улучшить показатели умственного труда могут такие факторы, как чувство удовлетворения после успешного выполнения поручения, интерес, который вызывают профессиональные обязанности, познавательные мотивы, когда человек увлечен рабочим процессом и достижением результата.
Источники
- МЗ РФ. Клинические рекомендации. Когнитивные расстройства у лиц пожилого и старческого возраста.
- Фармакотерапия в неврологии и психиатрии: / Под ред. С.Д. Энна и Дж. Т. Койла. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2007. – 800 с.: ил. ISBN 0-07-021764-5
- Путилина М.В. Когнитивные расстройства при цереброваскулярной патологии. Руководство для врачей. М: 2011 г. ISBN 978-5-7035-2270-7
- Каркищенко В.Н., Каркищенко Н.Н., Шустов Е.Б. Фармакологические основы терапии. Тезаурус: Руководство для врачей и студентов. Издание третье – новая редакция. М., СПб: Айсинг, 2018. 288 с. ISBN 978-5-91753-138-0
- Резолюция. Заседания Президиума Формулярного комитета РАМН. 16.03.2007 года, РАМН.
Как выбрать лучший способ тренировки мозга для себя?
Как развить свой мозг, как тренировать мозг

Нет одного правильного ответа на этот вопрос, так как каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, цели и предпочтения. Однако, можно дать несколько общих рекомендаций, которые помогут вам определиться с выбором:
-
Оцените свой текущий уровень мыслительных способностей и определите, какие из них вы хотите улучшить. Вы можете использовать различные тесты или самонаблюдение. Например, если вы часто забываете имена или даты, вам стоит сфокусироваться на тренировке памяти. Если вы испытываете трудности с решением логических задач или анализом данных, развивайте логическое мышление.
-
Выберите способ тренироваться, соответствующий вашему стилю обучения и интересам. Поэкспериментируйте с разными видами активностей и выберите тот, который вам больше нравится или подходит. Например, если вы визуал, то вам могут подойти игры на пространственное мышление или рисование. Если вы аудиал, вам понравится слушание музыки или изучение языков.
-
Будьте последовательны в своих тренировках. Чтобы добиться лучших результатов, вам нужно постоянно ставить перед собой новые вызовы и не давать мозгу расслабляться. Рекомендуется заниматься мозговой тренировкой не менее 15-20 минут в день, 3-5 раз в неделю. Вы можете распределить свое время между разными видами активностей или сосредоточиться на одном.
-
Следите за своим самочувствием и настроением. Тренировка должна приносить вам удовольствие и удовлетворение, а не стресс или раздражение. Если вы чувствуете, что устали или перегрузились, то сделайте перерыв или смените вид деятельности. Если вы скучаете или не видите прогресса, увеличьте уровень сложности или попробуйте что-то новое.
Что нужно знать об устройстве памяти
Память – сложная психическая функция, с помощью которой мы усваиваем новые знания и приобретаем практический опыт. Наш мир никогда бы не стал таким, каким мы его видим, без невероятных возможностей нашей памяти.
Ученые подсчитали, что объем человеческой памяти равен порядка тысячи терабайт. При этом на обработку всей информации мозгу требуется всего 20 Ватт энергии. Это делает его самым энергоэффективным местом для хранения информации.
Память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов, в которых участвуют разные зоны мозга:
- Запоминание новой информации и интеграция ее в общую систему ассоциативных связей.
- Хранение в долговременной памяти.
- Воспроизведение материала в неизменном виде по мере необходимости.
- Забывание ненужной и неактуальной, по мнению мозга, информации.
Подробно все эти процессы мы рассмотрим в статье “Как развивать память”, а сейчас сосредоточимся на запоминании.
Запоминание – первое звено этой длинной цепочки. Любые ошибки и помехи на этом этапе сводят на нет всю последующую работу мозга. Как выглядит этот процесс изнутри?
Любая информация, воспринимаемая мозгом, вызывает отклик в нервной системе. Нейроны (специфические клетки мозга) возбуждаются и начинают обмениваться электронными импульсами. Проходя по нервным волокнам, эти импульсы оставляют следы и формируют нейронные пути. Большинство из них впоследствии разрушаются, остаются лишь те, что успели закрепиться.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Закрепление происходит в двух случаях: если стимул был очень сильный и если сигналы проходили по этому пути много раз подряд. В первом случае активизируется так называемое стрессовое запоминание, а во втором – запоминание посредством многократных повторов.
Наша задача – сделать так, чтобы нейронные пути закреплялись как можно быстрее и с наименьшими энергозатратами. Для этого необходимо знать некоторые особенности работы памяти и использовать их себе во благо.




























