Вместо заключения
В этой статье рассматриваются различные временные фазы развития личности (пренатальная жизнь, младенчество, детство, юность, зрелость и старость). На протяжении жизни человека генетические задатки взаимодействуют с социально-культурным контекстом. Вместе они определяют поведение человека и темпы развития его личности.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что процесс формирования личности сопровождается прерывистыми, ступенчатыми изменениями. На таком длинном пути легко заблудиться, пойти по пути ложного “Я” и прожить не свою, а чужую жизнь
Чтобы этого избежать, важно вовремя выяснить свои истинные жизненные ценности, понять профессиональные и творческие склонности. Всё это позволяет сделать Система Дизайн Человека
Эта наука объясняет, как устроена личность на генетическом и энергетическом уровне, подсказывает на какие жизненные аспекты стоит обратить внимание. Чтобы выяснить, насколько вы развитая личность, составьте персональную рейв-карту
Это своеобразный гид по устройству человека, в котором отражены все значимые моменты, способствующие становлению личности.
Признаки зрелой личности
Ученые считают, что личность полностью формируется только тогда, когда человек достигает психологической зрелости.
Признаки психологической зрелости:
- Вам не нужно одобрение чужих или близких людей для принятия решения, вы не нуждаетесь в советах по поводу какой-либо ситуации.
- Ваша самооценка смешанного типа — вы не оцениваете себя, не сравниваете себя с другими, не оцениваете окружающих.
- Вы имеете своё мнение иметь свое мнение, основанное на личном опыте и можете держать его при себе в нужных случаях.
- Вы обеспечиваете себя и свою семью материально, у вас есть свобода выбора во всех жизненных сферах.
- Вы простили родителей и побороли чувство вины перед супругом/детьми и родными.
- Вы побороли страх потери. Не боитесь стать нищим, одиноким, потерять предметы или людей…
- Вы перестали сваливать вину на других, умеете признавать свою вину и делить ответственность в отношениях.
- Вы можете обратиться к другим людям с просьбой о помощи в виде “Я-сообщений”.
- Вы обозначаете свои границы при общении и не нарушаете чужие. При этом, можете корректно сообщить, если вам некомфортно общаться в “таком формате”.
- Вы считаетесь с чувствами и потребностями других и не стесняетесь громко заявить о своих.
- Вам не нужна поддержка других в сложной ситуации, вы способны сами справиться с трудностями.
- Ваш девиз : «Я никому ничего не должен и мне никто ничего не должен». нет такой потребности, которую вы не могли бы удовлетворить самостоятельно.
- Научились говорить честные “Да” или “Нет”, не испытывая чувство вины.
- Ваше счастье не зависит от вашего статуса на личном фронте: вы чувствуете комфортно в отношениях и вне их.
- Вы отказались от унижения, критики, замечаний, манипуляций, унижений и оскорблений в общении с людьми.
- Вы проработали с психологом свои детские травмы и они больше не влияют на вашу жизнь.
- Вы живете настоящим, не боитесь будущего и не жалеете о прошлом.
Психологическая зрелость неразрывно связана с физиологией. Так, высшие психические функции развиваются только к 21 году, а способность контролировать эмоции и принимать рациональные решения вообще формируется к 23 годам. До этого момента все решения человек принимает на эмоциях. У него просто не созрел тот участок мозга, который отвечает за сознательное принятие решений. К слову, в нашей стране совершеннолетие наступает в 18 лет, в то время, как по психологическому развитию в этом возрасте человек остается ребенком. В армию идут по сути ещё дети: учатся управляться с оружием и защищать нашу Родину. Рекомендованный гинекологами возраст для беременности — 20 лет, а значит, дети рожают детей… По статистике первые роды происходят как раз в этот период. Молодые родители не могут найти к малышам подход, дать нормальное воспитание, потому что сами ещё не сформировались как личность.
Чтение как лучший способ воспитать вундеркинда
Многие родители думают над тем, как воспитать вундеркинда с рождения, однако нужно понимать, что для этого необязательно записывать малыша на специальные курсы, которые, во-первых, стоят недешево, а во-вторых, очень утомляют детей. Достаточно тратить ежедневно по 15 минут на чтение вслух даже в том случае, если ваш ребенок сам умеет это делать.
Однако в жизни очень часто родители настолько заняты, что у них нет этих самых 15 минут свободного времени. И все же, если не станете пренебрегать данным занятием и будете читать детям вслух, то сразу заметите, что:
Словарный запас станет больше.
Чем больше слов будет знать ваш ребенок к моменту поступления в школу, тем лучше, поскольку словарный запас – это залог его успеха в будущем. Несмотря на то, что в школе дети учатся и узнают новые понятия, именно те слова, которые он уже знает, будут определять, насколько хорошо он сможет понимать то, что говорит учитель. Как правило, в начальных классах большая часть информации преподносится детям в устной форме, поэтому чем интеллектуальнее развит ребенок, тем больше он поймет.
Мозг ребенка развивается.
Другими словами, чем чаще вы будете читать своему малышу вслух, тем больше в его мозгу будет образовываться нервных связей. Таким образом, в него закладывается любовь к чтению, книгам как привычка на всю жизнь.
В основе любого учебного процесса лежит чтение, поэтому если у ребенка есть проблемы с этим, то и обучение будет проходить гораздо сложнее. В данном случае все зависит от родителей, именно они могут дать своему малышу ключ к успеху в школе и в жизни. Для этого нужно чаще читать детям книги вслух, ведь это одно из самых важных занятий, позволяющих получить знания, которые в дальнейшем станут залогом успешного обучения.
Становится лучше поведение.
Во время чтения у ребенка вырабатывается концентрация и направление внимания, что очень пригодится ему в школе. К тому же это занятие помогает снизить агрессию в поведении малышей, у которых есть к этому склонность.
Отношения с ребенком становятся прочнее.
Детям нравится, когда им читают вслух, поскольку во время этого занятия они получают физическую близость с родителями и связь на эмоциональном уровне. Благодаря этому отношения между ребенком и мамой (папой) становятся более близкими.
У ребенка увеличивается количество положительных качеств.
Читая сказки своему малышу, вы даете ему возможность прожить жизнь за персонажей на нейробиологическом уровне, то есть он самостоятельно может разместить разные типы людей по своим местам. Со временем ребенок становится партнером, способным взглянуть на ситуацию с другой стороны в случае возникновения разногласий, более сострадательным, готовым прийти на помощь тому, кто в ней нуждается.
Стадии когнитивного развития по Жану Пиаже
Как мы уже отметили, швейцарский исследователь выделял четыре стадии развития у детей, начиная с рождения до взрослого возраста:
- Сенсомоторная стадия (0-2 года).
- Дооперациональная стадия (2-6 лет).
- Стадия конкретных операций (7-11 лет).
- Стадия формальных операций (12 лет и старше).
По мнению Пиаже, развитие мышления у людей формируется и достигает максимума к взрослому возрасту, поэтому в его теории процесс когнитивного развития завершается на этой фазе. Однако в последнее время была доказана ограниченность и ошибочность такого взгляда ввиду того, что человеческий мозг обладает свойством нейропластичности, и мы способны обучаться новым вещам, осваивать новые навыки и стратегии, расширять свой кругозор и умения. Как гласит поговорка, «Век живи – век учись», – обычно человек продолжает приобретать новые знания и практические навыки в течение всей жизни.
Итак, что же характеризует каждую из стадий развития нашего мышления?
Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)
Первая стадия называется сенсомоторной потому, что на данном этапе у детей наблюдается особая связь между двигательной (моторной) активностью и мышлением (сенсорным восприятием). На этой стадии малыши овладевают различными моторными двигательными навыками – хватать, держаться за предметы, бросать, мять, ударять и т.п. В процессе таких действий они постигают, как ведут себя объекты, и что будет, если с ними так поступать.
Ребенок начинает осознавать себя как носителя действия, а также то, что он отдельный субъект. Он замечает результат своих действий и научается действовать произвольно, с намерением получать определенный эффект. Например, младенец трясет погремушку, чтобы извлечь звук.
Важнейшим открытием на данном этапе является понятие о постоянстве объекта – ребенок усваивает, что предмет продолжает существовать, даже если он становится недоступен органам чувств, т.е. невидим или вне обозрения. Так, детям в возрасте от 5 до 8 месяцев открывается, что даже если игрушка спрятана, например, под одеялом или за чем-то, то, хоть ее и не видно, она там есть и ее можно взять. Однако ребенок в возрасте около года тем не менее будет искать игрушку там, где в последний раз ее находил, а не там, где он видел, что ее спрятали.
Чтобы лучше понять, как это выглядит, посмотрите это короткое видео на английском языке, демонстрирующее разную способность детей понимать принцип постоянства объекта.
Другое значительное явление, наблюдающееся приблизительно в то же время у детей на сенсомоторной стадии развития, – это боязнь посторонних людей. Она вызывается тем, что ребенок не способен ассимилировать чужих и незнакомых людей в свои существующие схемы.
За первой стадией развития, охватывающей возраст от рождения до примерно 2 лет, следует дооперациональная.
Свобода выбора партнера
Каков выход тут? Человек должен научиться понимать свою ценность, быть значимым в своих собственных глазах, а не ждать подтверждения этому от партнера. К себе нужно относится с любовью и очень бережно. Иными словами – станьте для себя самого добрым и любящим родителем.
Когда вы выбираете нарцисса, это говорит о том, что вы недостаточно себя любите и цените, поэтому с помощью принадлежности к такому невероятному и харизматичному человеку хотите прибавить себе веса в глазах окружающих, а также в своих собственных глазах.
В такой ситуации партнер нарцисса получает совсем иной опыт, он не получает увеличение собственной значимости и важности. В итоге нарцисс раздувается все сильнее и сильнее, а его партнер, наоборот, сдувается все больше
Каков выход в этой ситуации? По праву рождения у каждого человека должна быть своя собственная значимость. Самое время ее себе присвоить вместе со своими достижениями и результатами, увидеть наконец свои замечательные черты характера, таланты и способности.
Психическое развитие ребенка
Каким вырастет ваш малыш, как сложится его жизнь, как сформируется характер? Об этом задумывается каждая мать.
Примерно до середины XIX века детство не считали каким-то особым периодом жизни человека. В низших социальных слоях ребенок рано включался во взрослую жизнь, его внутренний мир никого не интересовал. Среди более просвещенной части населения бытовало представление, что ребенок чист и невинен как маленький ангел, и ему ничего неизвестно о взаимоотношениях полов и других аспектах жизни взрослых.
Затем ситуация изменилась. Все больше педагогов, ученых и философов в процессе изучения человеческой психики обращались к периоду детства. Настоящую революцию совершил Зигмунд Фрейд (1856–1939), заявив о том, что дети не свободны от сексуальных проявлений и побуждений. И более того, сексуальные побуждения лежат в основе психического функционирования и формирования характера. Слова «секс», «сексуальный» употребляются в значении «пол», «половой». Фрейд детально разработал свою теорию либидо – особой формы психической энергии, вложенной во все процессы функционирования человека с самого раннего детства. Либидо – это энергия влечения к жизни, любви, сохранения и выживания вида.
Ученики и последователи Фрейда продолжали изучение становления и развития психики человека. На основе концепции З. Фрейда создано много теорий, описывающих развитие ребенка.
Выбор партнера
Если даже в конфетно-букетный период и всплывут какие-то неприятные особенности партнера, то вы их посчитаете скорее плюсом, нежели минусом. То есть вы будете уверены, что он экономный, а не жадный, прямолинейный, а не агрессивный, принципиальный, а не холодный и т.д.
Во-вторых, сам механизм нашего выбора партнера – это очень точная и тонкая система. Здесь остановимся поподробнее. Когда между людьми пробегает искра, или же происходит любовь с первого взгляда, или очень тянет друг к другу, то это говорит только об одном – ваши шестеренки в определенном месте совпали.
Важно добавить, что мы совпадаем и с тем человеком, которого мы выбираем разумом, однако, в таком союзе не будет того важного звена – чувства, поэтому при каком-либо некомфортном совместном проживании такой союз распадется намного легче. Союз же, в основе которого лежит чувство, продержится дольше, и люди будут пытаться спасти свои отношения, притираясь друг к другу
Выбор партнера всегда случается очень точным способом. Говорят, что человеческое подсознание считывает себе подобного за 9-20 секунд. При этом другому вовсе не обязательно физически присутствовать или что-либо говорить.
Ключевые стадии развития, воспитания и социализации ребенка
Теория когнитивного развития по Жану Пиаже
Заслуга Пиаже заключается в том, что он подошел к вопросу развития мышления у детей как к центральному процессу их развития, в котором ребенок выступает как активный его участник, любознательный и экспериментирующий исследователь-ученый, ставящий опыты и взаимодействующий с окружающим миром. В ходе этого исследования и интеракции с окружающей действительностью ребенок развивает свои когнитивные способности и приобретает ценные навыки осмысления мира и явлений.
Подход Жана Пиаже отталкивается от другой предпосылки – в центре оказывается вопрос о том, какие открытия делает ребенок в своем развитии и какие навыки приобретает в процессе. Стадии развития, которые выделил Пиаже, отражают главные вехи этого пути. Их всего четыре.
Но, прежде чем мы перейдем к детальному рассмотрению каждой из них, необходимо уточнить несколько важных понятий, введенных швейцарским психологом. Пиаже считал, что на основе своих экспериментов и взаимодействия ребенок строит некие теории или идеи, которые Пиаже назвал схемами (нем. schema, schemata). Это концепции или ментальные конструкции (модели), которые ребенок использует, чтобы категоризировать и интерпретировать информацию. Например, если в опыте малыша были собаки, у него есть схема для них, и, встречаясь с новыми собаками, он будет узнавать в них именно таких животных.
Созданные схемы могут видоизменяться и дополняться двумя основными способами:
- Ассимиляция – процесс усвоения информации, похожей или сравнимой с имеющейся. При этом ребенок добавляет новую информацию в уже существующую схему. Например, у ребенка были в опыте большие мохнатые собаки, но видя в первый раз чихуахуа, он соотносит такого песика с привычными собаками в своей схеме.
- Аккомодация – процесс изменения имеющихся схем на основе новой информации. В этом случае новые данные не вписываются в старые схемы – для них пока не существует подходящей модели, и человек модифицирует свое понимание. Например, ребенок может называть лису собакой, потому что у него есть схема лишь для последних. После того как родители его поправляют и объясняют, что это лиса, а не собака, он корректирует свои схемы.
Данные процессы присущи не только малышам, познающим мир, но и взрослым. Эти два процесса имеют место на протяжении всех четырех стадий развития, выделяемых Пиаже.
Поощряйте любовь к обучению
Маленькие дети должны получать удовольствие от процесса обучения, а не сосредотачиваться на результатах. Педагоги и родители могут делать акцент на чувстве радости, возникающем от изучения чего-то нового. Мы должны помочь детям понять, что ошибки — это естественная, нормальная часть обучения.
Этот период также является временем для формирования гибкого мышления — убеждения, что таланты и способности развиваются благодаря усилиям, а не появляются (или отсутствуют) с рождения. Родителям и педагогам стоит избегать навешивания ярлыков на детей или делать универсальные заявления об их способностях. Даже такие комплименты, как “ты такой умный” — контрпродуктивны. Вместо этого подчеркните отдельные позитивные качества ребенка, такие как настойчивость, и создайте безопасное пространство для обучения. Дети научатся любить учиться, если мы будем проявлять энтузиазм по отношению к процессу, а не зацикливаться на результатах и личных качествах.
Похвала в адрес интеллекта детей подрывает их мотивацию
Каждое слово и каждое действие может нести послание установки на данность, которая сообщает ребенку: «Твои качества неизменны, и я их оцениваю». А может нести послание установки на рост: «Ты развивающаяся личность, и я заинтересован в твоем развитии». Дети очень чутко реагируют на эти послания.
Представьте себе, что вы похвалили ребенка примерно так:
«Ты выучил урок так быстро! Какой ты умный!»
«Ты только посмотри на эту картину, Марта! Ну разве он не второй Пикассо?!»
«Ты такая умница! Получила пятерку, хотя даже не готовилась!»
Если вы похожи на большинство родителей, вы услышите в этих фразах послания, направленные на поддержку ребенка и повышение его самооценки. Но вот что при этом слышит сам ребенок:
«Если я не смогу быстро выучить урок, значит я не умный».
«Мне не следует рисовать ничего сложного, а не то они поймут, что я не Пикассо».
«Мне лучше перестать готовиться, иначе они подумают, что я не такая уж и умница».
Похвала в адрес интеллекта детей подрывает их мотивацию и снижает их результаты. Как такое может быть?! Разве детям не нравится, когда их хвалят?! Да, нравится, особенно когда хвалят именно за интеллект и талант. Это действительно поднимает им настроение. Дети начинают светиться — но совсем ненадолго.
Стоит им только столкнуться с какими-нибудь трудностями, и их уверенность в себе улетучивается, а их мотивация садится на мель. Если успех означает, что они умны, тогда провал означает, что они глупы. Так говорит установка на данность.
Если родители хотят преподнести своим детям подарок, лучшее, что они могут сделать, — это научить их любить испытания, с интересом анализировать свои ошибки, радоваться усилиям и никогда не переставать учиться. Только тогда их дети не окажутся рабами похвалы
Хвалить нужно не за проявленный интеллект, а за приложенные усилия.
Дооперациональная стадия (от 2 до 6 лет)
Вторая стадия в целом соответствует дошкольному возрасту (нужно учитывать, что возраст в данной теории указывается приблизительный). Она получила название дооперациональной, т.к. на этом этапе дети не понимают операций – логических манипуляций, и не умеют мыслить логически. Под операциями понимаются такие процедуры, как разделение, объединение и другие преобразования, требующие логического мышления. Другими словами, ребенок на этой стадии, особенно в ее начале, не способен пользоваться логическими категориями и операциями: классифицировать, сравнивать, оценивать, измерять и т.п.
Жан Пиаже считал, что дети на этой стадии неспособны удерживать внимание на более чем одном аспекте ситуации или характеристике, и вдобавок детская логика основана на личном опыте, а не общепринятых правилах и законах. Так, в возрасте 3-4 лет дети не в состоянии понять понятие о сохранении вещества
Принцип сохранения представляет собой понимание того, что количество вещества будет оставаться тем же, даже если изменить его форму. К примеру, если перелить воду из низкого и широкого стакана в высокий и узкий, воды в нем будет столько же. А если шар из пластилина раскатать в продолговатую колбаску, количество пластилина не изменится. Такие операции становятся доступны детям лишь на следующей стадии когнитивного развития.
Другая отличительная черта данного этапа – это детский эгоцентризм. В данном контексте это значит, что ребенок в возрасте приблизительно до 3 лет воспринимает мир как продолжение себя, именно таким, каким он его видит, не осознавая и часто с трудом принимая точки зрения, отличающиеся от его собственной. На данной стадии для детей естественно считать, что все видят и воспринимают мир точно как же, как и они, и имеют те же чувства, мысли, предпочтения и желания.
Примерно между 3 и 5 годами жизни дети начинают осознавать, что у других людей свои точки зрения, чувства и мысли, и они воспринимают мир иначе, по-своему. Это явление получило название модели психики человека (или теории разума, по-английски theory of mind).
На смену дооперациональной приходит стадия конкретных операций, на которой дети демонстрируют большую способность к логическому мышлению. Ее, а также четвертую стадию – формальных операций, мы подробно рассмотрим в следующий раз, так же как и ценные практические соображения и рекомендации для родителей.
Теория Пиаже создана швейцарским психологом, который занимался вопросами когнитивных функций и интеллектуального развития детей. Жан Пиаже разработал собственную периодизацию формирования психики ребенка, главным критерием которой стал интеллект. Также он один из первых заговорил о тесной взаимосвязи между мышлением и речью: чем лучше развито одно, тем качественнее функционирует другое. Центральное направление интеллектуального развития — это формирование когнитивных функций, которые, по мнению автора, определяют общее развитие ребенка.
Жизненные кризисы, влияющие на развитие личности
Некоторые теории развития личности подчеркивают, что взрослая жизнь и старение — это периоды изменений и трансформации прежних жизненных моделей. Считается, что эти изменения возникают в контексте социального статуса и зависят от семьи, рабочего места и общества в целом.
Общество предъявляет стандартные рамки и ожидания к подрастающему человеку, чем провоцирует различные психологические кризисы.
Например, от совершеннолетнего человека ожидают, что он будет играть роль плодотворного члена общества: поступит в ВУЗ, а затем устроится на официальную работу. Ситуация выходит за рамки, когда девушка решает выйти замуж и беременеет, а парень отдает предпочтение удаленной работе, да еще и уклоняется от налогов. Неспособность развить продуктивную самооценку, соответствовать ожиданиям приводит к чувству застоя и нарушает мировосприятие. Так, у молодых мам в декрете снижается самооценка, они теряют ощущение значимости (хотя они архизначимы для своего ребенка).
Возрастной диапазон от 28 до 33 лет представляет собой переход между периодом вхождения во взрослый мир и следующим периодом оседания. Этот переход дает возможность скорректировать и обогатить временную структуру взрослой жизни, которую он создал ранее.
Затем следует период успокоения, который начинается в начале 30-ти и продолжается примерно до 40 лет. Этот период, в течение которого первоочередная задача — стать полноценным взрослым, обеспечить себе и близким стабильность и безопасность. Человек берет на себя более глубокие обязательства перед своей профессией, семьей. Кроме того, он часто концентрируется на своих целях, занимается долгосрочным планированием и достигает результатов.
Большинство мужчин сосредотачиваются на ключевом жизненном событии, таком как повышение по службе, в целях окончательного утверждения в обществе. В приоритете — независимость и авторитет.
Переходный период среднего возраста длится от четырех до шести лет, достигая пика в начале 40-ка годов. Он образует связь между ранним и средним взрослым возрастом и представляет собой встречу прошлого и будущего.
Период вступления в средний зрелый возраст начинается примерно в 45 лет и продолжается примерно до 50 лет. Переход к зрелой личности обычно сопровождается значительными потрясениями. Иногда сопровождается значительным жизненным событием, таким как смена работы, развод или любовная связь.
В зрелостом возрасте возникает кризис в отношении чувства целостности эго по сравнению с чувством отчаяния. На этом этапе люди понимают, что они подходят к концу жизни. Если они успешно прошли предыдущие этапы развития, они будут удовлетворены тем, что прожили полную, насыщенную жизнь. Люди, которым не хватает целостности жизни, часто испытывают чувство отчаяния из-за «упущенных» возможностей.
Основы когнитивной психологии
Изучение особенностей когнитивного развития – это важный шаг в познании психологического здоровья детей и подростков. Изменение мыслительных процессов происходит постоянно, начиная с раннего возраста, и это необходимо для взаимодействия с окружающим миром. Насколько правильно будет проходить развитие когнитивных функций и способностей, зависит от многих факторов (воспитание, окружение, менталитет). Однако если знать, когда и что целесообразно развивать, шансов на успех больше
Современные родители всё больше уделяют внимание этому аспекту, так как информация на сегодняшний день является более доступной, и чаще говорят о том, что правильное развитие когнитивной сферы увеличивает вероятность успешной и счастливой взрослой жизни
Когнитивная психология – это именно тот раздел психологической науки, который занимается изучением умственных способностей и познавательных процессов
Психологи, работающие в данном направлении, считают, что с малого возраста необходимо развивать в первую очередь память, внимание, восприятие, воображение, логическое мышление. Хорошее развитие этих навыков приводит к легкому взаимодействию с обществом, способности правильно оценивать жизненные ситуации и находить решения, ставить цели и непременно достигать их
Развивать же навыки не так сложно, существует множество достаточно простых методик и упражнений, для понимания принципа работы и применения которых не нужно быть профессором.
Психология выбора партнера
Все выборы, которые мы описывали выше, это выборы неблагополучных по психологическому здоровью людей, а, следовательно, и их отношений. Но ситуацию можно всегда исправить, главное, чтобы этого хотели оба партнера и были к этому готовы.
Однако, в благополучных отношениях работает аналогичная система выбора, потому что человека привлекает тот, в котором много его самого. Если человек на нас не похож, он нам неинтересен. По такому механизму человек выбирает не только партнера для отношений, но и приятелей, собеседников, друзей.
Когда человек это понимает, то отлично, он может смотреть на другого как в зеркало, если же не понимает, то ему необходимо много работать над собой и много для себя открыть.
Жить становится сразу интересно. Вы знакомитесь с человеком, который вам откровенно нравится. Со стороны вы можете в нем очень многое увидеть, как сильные, так и слабые стороны, как его невероятную красоту, так и совсем неприглядные особенности. Вы можете увидеть этого человека с разных углов, а иногда он даже сам может открыться.
Здесь один очень важный момент: полностью увидеть этого нового в вашей жизни человека, такого разного, плохого и хорошего, уязвимого и ранимого, но разрешившего подойти к себе очень близко
Важно его почувствовать и увидеть в нем себя
Когда вам что-то откровенно колет глаз, режет ухо, раздражает в поведении, то спросите себя, о чем это говорит во мне самом? Когда и как появилось это чувство? В ответ на что? От чего меня это спасает? Для чего мне это нужно? Что мне сейчас нужно? Что с этим можно сделать? Хочется ли мне это оставить?
А близкого человека пытаться поменять совсем не нужно, его даже отвергать не придется, потому что когда вы поменяетесь, он уйдет сам.
Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей
С точки зрения теории Пиаже, дети проходят через определенные стадии развития, которые формируют их интеллект и способность воспринимать зрелые отношения. Эти стадии развития наблюдаются в установленном порядке у всех детей, вне зависимости от их расы или страны проживания. Однако, возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одного ребенка по сравнению с другим.
Часто бывает, что дети очень раннего возраста не умеют сопереживать, как это делают взрослые. Они имеют «эгоцентрическое мышление в соответствии с их возрастом и способностями, и также вполне нормально, что они совершают ошибки.
На протяжении детского возраста у ребенка идет процесс естественного когнитивного развития. Именно в это время дети «учатся думать», или, вернее сказать, взаимодействовать с окружающим миром, в котором они живут. Это предполагает серию эволюционных изменений в жизни ребенка. Их можно разделить на несколько этапов на протяжении всего детства, от рождения до предподросткового возраста. Эти этапы, во время которых развиваются определенные когнитивные навыки, представляют собой так называемые «стадии Пиаже».
Этапы развития, согласно теории Пиаже, представляют собой набор соответствующих фактов в процессе развития человека, которые происходят близко по времени. Например, тип языка, используемый детьми, может отличаться до определенного возраста (лепет, изобретенные слова, псевдо-слова, они могут говорить в третьем лице, ссылаясь на самого себя …). А также тип мышления (эгоцентрическое мышление, в котором все вращается вокруг того, что ребенок видит или думает), или физические навыки (использовать рефлексы, научиться ползать, затем ходить, бегать …). Все эти проявления когнитивного развития происходят непрерывно и постепенно на стадиях Пиаже, с учетом приблизительного возраста.
В теории Пиаже каждый этап развития или стадии происходит в конкретное время?
Нет, они не должны происходить в установленное время. Речь идет о том, что есть чувствительные периоды для всех возрастов, во время которых это возможно и нормально, что дети могут развивать определенные когнитивные навыки. Ребенку будет проще научиться определенному навыку в определенном возрасте. Например, что касается освоения языка, первые слова малыш начинает произносить уже в первый год жизни. Но язык находится в постоянном процессе формирования и улучшения примерно до 7 лет, когда словарный запас все еще не является достаточным, и будет увеличиваться в последующие годы.