Серый кардинал

Особенности подростков с различным социальным статусом в классе

Виды социальных статусов

Один и тот же человек может обладать различными статусами не только потому, что является членом разных групп, но и потому, что существует несколько видов статусов, определяемых на основе разных факторов.

Различные виды позиций в групповой иерархии

Существует много разных подходов к классификации социальных статусов. Часто это связано, например, с целями конкретного социально-психологического исследования или с какой-то специфической группой. Указанные здесь виды позиций в иерархической структуре группы не являются единственными, но они общепризнанные.

  • Заданный статус связан с не зависящими от человека, но присущими ему характеристиками: полом, возрастом, национальностью и т. д. Как правило, характеристики, формирующие этот вид статуса, имеют принципиальное значение в существовании группы, в совместной деятельности или связаны с традициями.
  • Личный статус определяется индивидуальными особенностями человека: чертами характера, эмоциональной и волевой сферы, умениями, знаниями и навыками, мотивами и потребностями. Этот вид статуса имеет большее значение в малой группе и во многом определяет место человека в системе межличностных отношений.
  • Приписываемый статус – это заданное извне положение человека, практически не зависящее от его сознательных усилий. К этому виду относятся, например, статусы подростка, тещи, свекрови, зятя, пенсионера и т. д. Предписываемый статус очень близок к соответствующей социальной роли и с течением времени может меняться.
  • Достигаемый статус – это позиция в групповой иерархии, которую человек достиг благодаря своим усилиям или удачливости.

Есть и еще один вид социальных статусов, о котором следует поговорить особо.

Откуда ветер дует. Что является причиной наклеенных статусов?

У многих режиссеров — тема, где социальный статус у ребенка в школе важен, является любимой. Сколько фильмов об этом снято, сколько рассказано историй. И в центре событий чаще всего оказывается самая неприметная личность. Но, что если главным героем «этой» истории станет ваш ребенок, не взирая на то, кем он является в группе. А так по сути и есть, ведь жизнь каждого, даже самого маленького человека словно недописанная книга, недоснятое кино. И вы, ваш ребенок, дети соседей и друзей, в своей истории играют главные роли. Но как и в любом рассказе, все может быть далеко негладко. А тема различий социального статуса очень сильно сказывается на отношениях среди сверстников. Отсюда рождаются комплексы, подростковые переживания и негатив, который встречается повсеместно.

Все можно списать на процесс взросления, гормоны. Это очень влияет на поведение детей. Ведь в начальных классах все были равны, а как только у детей стали замечать гормональный взрыв, все изменилось. И вот, ваш ребенок «зубрила», «невидимка», «белая ворона». А за этим следует «я слишком толстая», «у меня слишком много прыщей», «я ношу поношенные вещи»… и так далее, и тому подобное.

Из нежеланного статуса рождаются комплексы, появляется качество самокритичности, усугубляется это — сравнением себя с другими, завистью, обидами. Если ребенка гнобят, то это вообще может привести к катастрофическим последствиям.

И как на это реагировать родителям? Пытаться ли справиться с данной проблемой? Или же «сидеть на попе ровно» и ждать, когда пройдет период жестоких различий и рамок поведения? Что делать с социальным статусом у ребенка в школе?

Тихони: дети, имеющие богатый внутренний мир

К этой категории принадлежат дети с богатым внутренним миром, являющиеся по своей натуре интровертами. Им не требуется общественное признание и подтверждение их значимости. Они не ищут общения, не строят отношений, отличаются самостоятельностью, отлично выполняют письменные работы, однако не приветствуют публичных выступлений. В классе особой активностью не отличаются по той причине, что это не представляет для них интереса. Порой им недостает уверенности в собственных силах.

В чем преимущества тихони? Им не обязательно взаимодействовать с окружающим миром. Однако, при этом, есть возможность сосредоточиться на тех вещах, которые интересны им по-настоящему.

Опасность такого поведения состоит в замкнутости и неумении в будущем строить полноценные отношения с окружающими. Родители должны помочь ребёнку стать активнее и научить выгодно использовать свои сильные черты характера

Крайне важно, чтобы у тихони был хороший друг: в таком случае он не будет ощущать себя несчастным и одиноким.

Что (не) делать учителю, если дети травят ученика в классе

Эти 3 вещи учителю не стоит делать категорически

В буллинге в классе есть то, что еще хуже, чем игнорирование, и, как ни странно, эти модели поведения очень распространены в наших школах. 

1) Сводить проблему к формальностям. Участников конфликта заставляют извиниться друг перед другом, помириться, бывает, даже пожать друг другу руки, и делают вид, что это должно помочь. На самом деле, это только злит и еще сильнее провоцирует агрессоров.

2) Отказываться решать проблему самостоятельно. Учитель сразу ведет детей к завучу или директору, показывая свое бессилие — сам-то он ничего сделать не может. Этим он теряет свой авторитет в глазах детей и все его призывы жить дружно становятся бессмысленными.

3) Быть необъективным. Учитель принимает сторону одного из участников конфликта и откровенно защищает его. Ну, не может быть полезным человек, лишенный объективности.

Невозможное возможно — 4 вещи, которые стоит делать учителю

Максимально снизить риск буллинга помогают очень простые, на первый взгляд, вещи. На практике они требуют очень серьезного отношения, последовательной систематической работы. 

1) Помните, что главный лидер в классе — учитель. Он не подавляет лидерские качества детей, просто он настолько интересен, компетентен и великодушен, что дети всегда готовы пойти за ним. Это очень сложная работа. Со стороны может показаться, что это просто человек такой. На самом деле, это титанический труд. 

2) Проводите систематические беседы с детьми. Но не о том, как плохо обижать других (хотя и такие нужны), а о том, какие мы все разные. Этому миру нужны мы разные. Шустрые — те, кто быстро реагирует и легко приспосабливается к новому. Спокойные — те, кто позволяет этому миру сохранять стабильность и равновесие. Каждый со своими особенностями. И мы должны научить детей говорить об этих особенностях, видеть их в себе и в других и принимать людей такими, какие они есть. Такие разговоры не превратятся в формальность, если учитель сам заинтересован в них.

3) Объясняйте ученикам, что не все так однозначно. Детские конфликты — это деление на черное и белое, это самый простой способ восприятия: я — хороший, он — плохой. И задача учителя — усложнить это восприятие, создать условия, в которых придется размышлять и делать выводы. Тогда времени и сил на буллинг в классе просто не останется. 

4) Будьте внимательны. Нужно постоянно контролировать «горячие точки» школы, где, как правило, учителя бывают редко, и агрессорам очень удобно поджидать свою жертву:

  • узкие темные коридоры;
  • подвал;
  • раздевалка;
  • и другие неприметные уголки.

Неудачники

Эту роль играют дети с низкой самооценкой.

В силу определенных обстоятельств детский коллектив воспринимает школьника как собирателя проблем и трудностей.

Образ формируется не сразу, а при планомерном порицательном отношении взрослых. Учитель может насмехаться над способностями, критиковать умения или недостаток навыков. Слушая критику, коллектив начинает относиться к ребенку соответственно. Любые попытки исправить положение, проявить себя или показать с лучшей стороны остаются незамеченными или критикуются. Неудачников сторонятся, их не «впускают» в свою компанию. Часто сверстники задевают неудачника ради забавы, издеваются и «тыкают носом» в его неумелость.

Помимо отношения учителей к ребенку, роль неудачника может сформировать социальный статус. Например, внешний вид ребенка «бюджетный», а остальные дети из разряда «мажоров». Неспособность проявить свои внутренние качества, раскрыться из-за неуверенности в себе позволят сверстникам отвести роль неудачника. А дополнительные причины дети придумают обязательно.

Взрослая жизнь неудачников может пойти по двум сценариям:

  1. Вопреки всем и всему добьется успеха.
  2. Подтвердит свою роль и опустится вниз.

Проводим исследование

У вас могут возникнуть вопросы: «Кто именно и на какой ступеньке оказался? Как это определить? На какой ступеньке моя дочка или мой сын?».

Ответить на них поможет несложное исследование, которое лучше всего провести, пригласив школьного психолога.

Итак, каждый ученик пишет на отдельном листке фамилии троих ребят, с которыми он хотел бы сидеть за одной партой. Почему именно троих? Ведь за партой можно сидеть только с кем-то одним! Но что, если одноклассника, которого выберет школьник, захочет увидеть в своих соседях кто-то другой? И что, если как раз этого другого — а не вашего ребенка! — выберет тот, кого выбрал ваш ребенок? То же может произойти и со второй фамилией в списке, и с третьей. Ведь с кем-то захотят сидеть многие, а с кем-то вообще никто не захочет.

Так что листочки придется собрать, а фамилии подсчитать: сколько ребят захотели сидеть рядом с Петровой? А сколько выбрали Козлова? Хотя в среднем на каждого одноклассника может пасть три выбора, но это лишь теоретически. Чем чаще повторится в заполненных ребятами листочках та или иная фамилия, тем более высокое положение в классе занимает ее обладатель.

Так вот, «звезда» получит вместо средних трех выборов втрое, вчетверо, а то и впятеро больше предпочтений. Представляем, как будет рад ваш отпрыск, если с ним рядом захотят сидеть сразу 15 человек — целых полкласса!

Однако спустимся с небес на землю — подальше от «звезд» и поближе к прочим членам коллектива. Кто же такие «предпочитаемые»? Этих ребят в нашем эксперименте выбрали гораздо меньшее число раз, чем любую «звезду», но все же число выборов больше 3, обычно 4 или 5. «Предпочитаемый» пользуется в классе популярностью выше среднего.

Ну а «пренебрегаемые»? На то они и «пренебрегаемые», что сидеть с ними за партой желающих немного. И все-таки они есть — один, два, иногда три, но не больше. В общем, популярность «пренебрегаемых» ниже среднего.

А вот «изолированные» не получили ни одного выбора! Ужасная история: из 29 человек не нашлось никого, кто хотел бы сидеть за одной партой с Сеней Лоськовым. Очень может быть, он чудесный мальчик. И очень может быть, что среди «звезд» оказались отъявленные негодяи. Но суровая правда в том, что среди негодяев попадаются невероятно обаятельные типы — с ними все хотят дружить!

Вот почему, попав в число «изолированных», не спешите с выводами: низкое положение в школе вполне может обернуться завидным статусом в университете.

Кто же такие «отверженные»? Их имена устанавливают с помощью дополнительного вопроса: «С кем ты не хочешь сидеть?». Названная в ответ на такой вопрос фамилия и является отрицательным выбором (в социологии ответ на вопрос «С кем ты хочешь сидеть?» является положительным выбором). Как видите, «отверженные» входят составной частью в число «изолированных».

«Отверженными» называют «изолированных», получивших отрицательные выборы. Отрицательный выбор говорит об очень плохом отношении к человеку. Ведь к обычному «изолированному» (не «отверженному») ребята испытывают равнодушие — его не замечают. «Отверженного» же активно не любят, даже ненавидят.

В каждом классе свои основные увлечения и ценности. Любителя легкой танцевальной музыки будут презирать в том классе, где все слушают хип-хоп. Отсюда — важный вывод. «Отверженный» в одном классе, в другом может оказаться в «пренебрегаемых», «предпочитаемых» и даже в «звездах».

Большинство

В ней оказываются дети, ничем не выделяющиеся среди остальных в хорошем смысле этого слова. Они естественны, ведут себя спонтанно и интуитивно. Они не назначены формальными лидерами, не обладают качествами любимчиков и других ролей. Действуют и мыслят согласно возраста – 7-летний мальчик предпочитают играть в футбол, нежели учиться, а 15-летней девочке больше по душе модные журналы, чем роль старосты.

При этом особенности не выделяют их среди сверстников. Например:

  1. Роль большинства
    : 10-летняя Катя занимается рисованием в художественной школе. Очень увлечена, планирует стать известным художником. Об увлечении осведомлен близкий круг общения.
  2. Лидер
    : 12-летний Вова играет в шахматы. Посредственно, но все вокруг знают, что он станет великим шахматистом.

Социальная ответственность класса

Когда каждый ученик осознает свою роль в классе и заботится о благополучии окружающих, класс становится дружелюбным и открытым средоточием учебы. Это создает гармоничную атмосферу, которая способствует улучшению учебных результатов и общему развитию каждого участника класса.

Социальная ответственность класса проявляется не только в помощи одноклассникам, но и в активном участии в школьной жизни. Ученики, сознание свою ответственность за происходящее вокруг, активно участвуют в различных мероприятиях, организационной работе и принимают решения, которые касаются всего класса.

Класс, где каждый ученик понимает свою социальную ответственность, способен помочь другим, поддержать тех, кто испытывает трудности, и создать особый круг доверия и поддержки. Распространение и развитие социальной ответственности в классе – это важный шаг на пути к формированию толерантных и эмоционально интеллектуально развитых личностей.

Важно помнить, что социальная ответственность класса начинается с каждого ученика. Каждый ученик имеет значимый вклад в формирование классного коллектива и достижение общих целей

Самое главное, это понять свою роль и действовать в соответствии с принципами справедливости, толерантности и поддержки.

Социальная ответственность класса – это залог успешной работы и развития как коллектива, так и каждого ученика в отдельности.

Буллинг в классе и распределение ролей в нем

Почему дети становятся жертвами?

Жертвой буллинга в классе может стать любой ребенок. Совсем не обязательно быть из бедной или неблагополучной семьи.

Причина № 1. Как правило, в классе травят детей, которые чем-то выделяются из толпы: внешностью, манерами поведения, кругом общения — например, с учителями им интереснее, чем с одноклассниками. Такие дети очень чувствительны и впечатлительны, они непонятны окружающему их большинству.

Причина № 2. Еще одна категория — дети, которые уже подвергаются насилию дома или во дворе. Агрессоры интуитивно чувствуют состояние жертвы и пользуются этим.

Почему дети становятся агрессорами?

Причина № 1. Агрессором или наблюдателем становится тот, кто когда-то побывал в роли жертвы. Страх повторения ситуации заставляет принять на себя противоположную роль, чтобы чувствовать себя в безопасности. Такая же логика у тех, кто является наблюдателем: лучше уж быть здесь, с неспокойной совестью, но только не оказаться на месте того, кто терпит издевательства.

Причина № 2. Потребность в сильных эмоциях. Нашему мозгу они очень нужны, и ему без разницы, будут они положительными или отрицательными. Незрелые личности, которыми являются все дети, склонны выбирать самый легкий способ.

Причина № 3. Непонимание. Я вижу, что человек мне непонятен (не всегда неприятен), и я не знаю, как можно на это среагировать, поэтому иду самым простым путем. 

Дети — любимцы

С любимцами хотят дружить все — как мальчики, так и девочки. Они с рождения обладают коммуникативными способностями — не обижают других, но и себя обижать не позволяют, имеют авторитет, но не пытаются подчинить себе остальных детей. Они любимы, уважаемы, с ними приятно общаться. Часто таких детей большинством голосов выдвигают старостами класса.

Положительные стороны такой позиции в том, что у любимчиков практически со всем коллективом складываются хорошие отношения. Поэтому в школу они ходят с желанием, им нравится сама возможность формирования отношений с одноклассниками.

Опасность в том, что желание оставаться постоянно позитивным для всех, в будущем может отразиться на личной жизни. Из опасения разочаровать других, в будущем приводит к отказу от того, что может быть по-настоящему дорого человеку.

Чем могут помочь такому ребёнку родители? Прежде всего объяснить, что в отдельных случаях стоит поступать так, как хочется, даже если подобные действия могут вызвать недовольство окружающих. Невозможно постоянно быть хорошим и удобным для всех.

Влияние индивидуальности на успех класса

Каждый ученик в классе имеет свою уникальную индивидуальность, которая существенно влияет на общий успех класса. К примеру, ученик, обладающий сильной мотивацией и целеустремленностью, может стать лидером класса и вдохновить остальных студентов на более активное участие в учебном процессе.

Индивидуальные навыки и таланты каждого ученика могут быть положительным вкладом в развитие класса в целом. Один ученик может быть специалистом в математике, другой — в искусстве, третий — в спорте. Это создает здоровую атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, где каждый может поучиться у другого и развивать собственные навыки.

Кроме того, различные личностные особенности учеников, такие как креативность, внимательность, организованность или аналитические способности, могут быть полезными для класса в целом. Комбинирование различных индивидуальных качеств учеников может помочь в решении разнообразных задач, способствовать коллективному обучению и созданию более эффективной учебной среды.

Важно отметить, что индивидуальность каждого ученика требует уважения и признания. Учителя и родители должны поощрять и поддерживать разнообразие талантов и навыков каждого ученика, создавая атмосферу, в которой каждый чувствует себя ценным и важным для успеха класса

В итоге, индивидуальность каждого ученика имеет огромное значение для успешного развития класса. Признание и учет индивидуальных навыков и талантов учеников позволяет создать гармоничную и продуктивную учебную среду, где каждый чувствует себя важным и способствует общему успеху класса.

Вмешаться или отсидеться в стороне?

Первым делом стоит поговорить с ребенком. Если его статус в школе унижающий, то пора вмешаться. Но только вот, это не означает, что надо идти в школу и «позорить» свое чадо еще больше. Никто из сверстников вашего дитя не успокоится после подобного. Скорее наоборот, это только усугубит ситуацию и из «ботаника» ваш ребенок превратиться в «сосунка», который не в силах решить, что-либо без родителей.

Вмешательство должно быть аккуратным. И только между вами с сыном/дочерью. Подростки на фоне гормонального всплеска становятся очень агрессивными, и именно поэтому неправильные действия с вашей стороны могут привести к еще большим «затравкам», а также ваше чадо может отдалиться от вас сильнее.

  • Прежде всего поговорите с ребенком. Никакого поучительного тона. Вы должны понимать, что это беспокоит его не меньше вашего, но подросткам свойственно закрываться от внешнего мира, когда все идет далеко не гладко.
  • Не пытайтесь ребенка изменить, не учите как надо себя вести, чтобы стать популярным, это в основном касается тех родителей, у которых успешного внимания было предостаточно. Дети не смогут вести себя как вы, ваш ребенок — это прежде всего личность, уникальная. И подстраиваться под всех, особенно в возрасте, когда «кровь бурлит» и изнутри выпрыгивает бунтарь, точно не для подростка. Хотя, конечно же, есть и такие случаи.

Есть три модели поведения под прессингом социальных ролей в школе:

«Невидимка» — когда ребенок пытается спрятаться и «не высовываться» из-за задней парты класса. Его позы всегда закрыты, он сидит сжавшись и у него всего 1-2 друга, а то и вовсе нет. Такой человек очень скромный, мало общительный, замкнутый. Наверняка, родители уже знают, что у ребенка есть проблема общения со сверстниками. В этом случае, отлично помогают раскрепостить увлечения подростка, секции, но только, если ему это нравится. Хорошим примером послужит фильм «Бунтарка» 2012 года. Любимое увлечение помогло главной героини справиться со своими страхами и перешагнуть через застенчивость.

«Лузер» — когда над ребенком заметно издеваются, доводят до истерик и страха перед сверстниками. Его не любят, не уважают, считают слабаком. И вот тут могут быть 2 варианта развития событий. Он все же проявит силу и мнение о нем у всех поменяется, но также в итоге он может зазнаться, так как победа для таких детей — редкость. И справиться с потоком славы им сложнее. Хорошо эту проблему раскрывает фильм «Прекрасный принц», в котором показаны две стороны монеты. И как легко потерять уважение и любовь других, и как просто ее обрести, даже будучи в самых «низах». «Особа опасна» — фильм показывает, как влияние одного человека, который нравится, может привести к не самым лучшим последствиям, но благо наши героиня смогла найти выходит и всех спасти вдобавок.

«Простушка/простачок» — собственно говоря, не всегда этот тип подразумевает точное определение своего названия. Это может быть и ребенок, имеющий много друзей, он будет занимать свою нишу, но либо презирать популярность, либо тайно мечтать попасть в этот круг «селебрити». Данный статус может быть и вполне себе осознанным выбором. И чаще всего дети, относящиеся к нему, просто спокойно ведут свою школьную жизнь, общаясь со всеми наравне. Фильм «Читай и рыдай», «Простушка» и другие помогут с юмором посмотреть на эту ситуацию.

  • Посмотрите с ребенком фильмы о подобных ситуациях, но не пытайтесь навязать свою волю увидеть кино вместе. Иногда лучше заинтересовать ребенка и оставить его наедине с решением смотреть или нет. Пусть он посмотрит сам, но главное это эффект — поверить в свои силы и себя самого.
  • Покажите подростку жизненные победы над «школьными издевательствами» звезд. Пример кумиров — это настоящая мотивация. Возможно, это вдохновит ваше чадо. И он еще успеет покорить всех своими талантами.
  • Отправьте «свет своих очей» на какие-либо занятия. Часто любимое дело помогает раскрыть в человеке то, что он и сам в себе не предполагал найти. Плюс он может там найти себе отличную компанию.
  • Чаще интересуйтесь именно делами в жизни ребенка, а не его оценками. Кто, как не родители могут поддержать в трудную минуту.
  • Не делайте акцент на его проблемах, особенно, если они и являются причиной «травли», лучше хвалите ребенка за его умения и подчеркивайте его достоинства. Главное не переборщить.

Если ваше любимое и дорогое чадо стало жертвой «низкого» социального статуса среди сверстников, то не впадайте в панику… это происходит достаточно часто, чуть ли не в каждой школе, в каждом классе. Помочь своему ребенку справиться со «школьными ярлыками» вы можете и без похода к психологу, стоит лишь проявить терпимость и чуткость к его проблеме. Возможно ему нужна от вас только поддержка и неподдельный интерес.

Роль каждого ученика в коллективе

В классе каждый ученик играет важную роль в формировании общей атмосферы и успеха коллектива. Каждый ученик вносит свой уникальный вклад в классное сообщество, и его роль не может быть преуменьшена или заменена.

Первая роль ученика — это его личный пример. Ученик является образцом для других: своим поведением, отношением к учебе и уважением к сверстникам. Если ученик показывает ответственность, сознательность и трудолюбие, то его пример становится мотивацией для остальных.

Каждый ученик также принимает активное участие в обучении. Он задает вопросы, высказывает свое мнение, делится своим опытом. Это способствует обмену знаниями и развитию мышления. Ученик, проявляющий инициативу и активность в учебе, помогает всему классу развиваться и учиться лучше.

Ученик также важен для формирования дружеских отношений в классе. Он проявляет эмпатию и терпимость, поддерживает своих одноклассников и помогает им в трудных ситуациях. Благодаря этому, в классе царит дружеская атмосфера, где каждый ученик чувствует себя комфортно и защищенным.

Наконец, каждый ученик имеет неповторимые таланты и интересы, которые добавляют многообразие в класс. Они могут быть хорошими спортсменами, артистами, музыкантами, программистами или лидерами. Когда ученики разделяют свои интересы и таланты, они вдохновляют друг друга и создают положительную атмосферу разнообразия.

В итоге, роль каждого ученика в коллективе неизмеримо важна для успеха всего класса. Каждый ученик приносит свои способности, энергию и личность, которая помогает создать сильную и гармоничную команду, где каждый член ценен и необходим.

Построение отношений лидера

Лидерами в коллективе становятся дети, имеющие ярко выраженные организаторские способности. Это сильные личности, умеющие брать на себя ответственность за общие дела. Лидера не всегда любят, но его слушаются, боятся и уважают. Лидером способен стать кто угодно — будь то отличник либо отъявленный хулиган

Важно то, что этот ребёнок способен увлечь других собственными идеями и без особых усилий оказать влияние на мнение большего числа ровесников. Правда, этим детям иногда приходится несладко — всегда находятся завистники, которые будут портить отношения лидера с другими.

Плюс лидерства в том, что ребёнок регулярно получает подтверждение в признании, а это хороший посыл для дальнейших достижений.

А минус — невозможность проигрыша, иначе его свергнут с пьедестала. Для лидера такая ситуация слишком болезненная, поэтому он всегда находится в напряжении. Взрослые в такой ситуации должны убедить ребёнка в том, что поддержка важна от нескольких настоящих товарищей, а не от всего класса.

Ябеды

Такая роль присуща детям с заниженной самооценкой. Они не уверенны в своих силах и способностях, не обладают талантами и успехами.

Чаще всего ими являются хулиганы, которые также нуждаются в «последователях» для демонстрации своего могущества и выполнения поручений.

Ябедами не становятся сами по себе, это всегда «взаимовыгодное сотрудничество» с хулиганом или разгильдяем. В кооперации шестерки ведут себя дерзко, могут запугивать других детей, унижать, самоутверждаться. Без союзника-хулигана шестерка становится трусливой социальной единицей.

Во взрослой жизни такой человек зачастую продолжает играть роль шестерки, когда постоянно «прилипает» к кому-то более сильному, получая покровительство.

Из светоча в агрессоры

Отдавая ребенка в школу, мы надеемся, что учитель станет для него значимым взрослым, который поможет, поддержит и направит. Но зачастую сами учителя вольно или невольно провоцируют травлю. И вот почему:

Эмоциональное выгорание. Нагрузка на педагогов с каждым годом растет, кто-то ее просто не выдерживает. Как следствие – учитель становится равнодушным к проблемам учеников, предпочитает применять репрессивные методы в работе, поскольку они дают быстрый результат, и не задумывается о том, как его поведение отразится на детях. Устаревший подход. Некоторые педагоги, особенно с внушительным стажем, считают, что их методы преподавания самые лучшие. Они не изучают открытия в области педагогики и психологии, не читают статьи в профильных журналах и проходят только формальное обучение. Они уверены, что лучший способ повлиять на ребенка – сделать ему замечание и использовать психологическое давление. Личные качества. Бесспорно, учителя должны относиться ко всем детям доброжелательно. Но они тоже люди – какие-то ученики им нравятся, какие-то нет. И часто педагог бессознательно привносит личное отношение в обучение

Одним ребенку достается любовь и внимание, другому – бесконечные придирки

Отношение учителя, конечно, влияет и на отношение одноклассников к ребенку. Сам педагог может делать ему аккуратные замечания по поводу внешнего вида или поведения, придумать «забавную» кличку или устраивать периодические разборы полетов перед всем классом. И запускается цепная реакция: дети подхватывают то, что начал учитель, и вот ребенок становится изгоем и жертвой буллинга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: