10 главных ошибок родителей от семейного психолога катерины мурашовой

Как разговаривать с детьми о смерти

Реакция на горе зависит от возраста — но не только

Чтобы ребенок понял, что смерть необратима, ему должно быть около восьми лет. Малыши не осознают этого. По мере взросления их понимание смерти изменится, и вы должны будете снова поговорить с ними на эту тему.

Считается, что многие школьники, те, кто вот-вот станет подростком, уже достаточно развиты и полностью понимают необратимость смерти. Однако это также означает, что они понимают тяжесть своей утраты, поэтому вы должны предоставить им надежную поддержку.

Некоторые дети, у которых умер родитель, почти не расстраиваются из-за этого. Исследования показывают, что это говорит лишь о задержке реакции горя. Они осознают событие позже, например через два года. Чтобы помочь им это сделать, можно попробовать «извлечь» горе ребенка разными способами. Например, можно читать вместе книги, где обсуждаются подобные вопросы, создать фотоальбом или памятную книгу.

Как говорить детям о смерти?

Очень просто и изящно о смерти своему умственно отсталому сыну говорила мама Форреста Гампа. Хотя во время этого разговора Форрест уже был взрослым человеком, в рамках данного рассмотрения вопроса это не имеет значения.

— Что с тобой, мама?- Я умираю, Форрест. Иди, посиди со мной.- Почему ты умираешь, мама?- Просто пришло моё время. Пришло моё время. Ты только не бойся, дорогой. Смерть — всего лишь часть жизни. Она написана на роду каждому из нас. Я не знала, но мне на роду было написано стать твоей мамой. Я старалась быть хорошей матерью.- У тебя это получилось.- Что ж. Я всегда верила, что человек сам строит свою судьбу. Ты должен с умом распорядиться тем, что дал тебе Бог.- Какая у меня судьба, мама?- Это ты должен понять сам. Жизнь, как коробка шоколадных конфет, никогда не знаешь, какая начинка тебе попадётся. — Мама умела всё объяснить так, что мне становилось понятно.- Я буду скучать по тебе, Форрест.

У неё обнаружили рак и во вторник она умерла. Я купил ей шляпу с маленькими цветочками. Вот и всё, что я могу об этом рассказать.

Мама Форреста Гампа сказала ему о своей смерти сразу, открыто, прямо и просто. Она не испытывала ни страха, ни тревоги, поэтому сын очень быстро тоже успокоился и расслабился.

Кратко обсудив свою смерть, мама Форреста перешла к обсуждению жизни, сначала своей, а затем сына. Именно об этом и следует говорить.

Самое главное – не врать

– Как помочь ребенку в горе?

– Не врать. Это самое главное. Это не зависит ни от возраста, ни от других обстоятельств. Бывает, что ко мне приходят родители и спрашивают, как сказать ребенку, что папа умер. А папа умер уже, оказывается, месяц назад. Мать пережила горевание, не разделяя его с ребенком. Ребенок это точно знает. Более того, он знает, что с ним это не разделили. Если это горе семейное, его обязательно нужно разделить с ребенком, быть рядом.

– Получается, в утрате важно, чтобы ребенок не только сам пережил горе, но и знал, что оставшиеся взрослые разделяют его с ним?

– Конечно! Ребенок понимает, что ходили к отцу в больницу, потом перестали ходить, он понимает, что все делают вид: мать плачет по ночам, душит рыдания в подушку, а с ребенком разговаривает с крокодильской улыбкой, он все это понимает.

Сядьте и разделите с ним все то, что происходит. Если вы живете обрядовым образом, то разделите с ним обряды. Если вы живете светским образом, значит, поговорите с ним. У него нет такого опыта, но он ему очень нужен. И этот опыт с ним останется на всю жизнь, он будет знать, как это проживать. Это его первая потеря, но, скорее всего, далеко не последняя.

– И маме можно плакать рядом с ребенком? Не уходить куда-то, чтобы он не видел, как ей больно?

– Ребенок должен знать, что мать горюет, это вне всякого сомнения. Но все хорошо в меру, особенно если это совсем маленький ребенок. Если мать очень убивается и совсем забросила ребенка, это тоже неверно.

– Про детей, потерявших родителя в 3-5 лет, часто говорят, что они очень спокойно перенесли смерть мамы или папы: не плакали, не скучали. Может ли такое быть? Действительно в маленьком возрасте смерть дается проще?

– В таком возрасте дети практически как животные: если рядом с животным умер детеныш, оно может беспокоиться, но оно не понимает, что случилось. Для детей, не прошедших кризис мировоззрения, смерть – это просто отсутствие родителя. Здесь нет принципиальной разницы между «папа умер» и «папа уехал в Америку и больше с нами не живет».

– Получается, не нужно в этом возрасте даже стараться объяснить, что случилось? Достаточно просто быть рядом?

– Можно проговорить, что папа умер. Но педалировать, пытаться донести саму идею смерти насильно не надо.

– Считается, что взрослому человеку требуется, в среднем, год, чтобы оправиться от потери. У детей и подростков такие же сроки?

– Нет, меньше. Дети все быстрее проживают. Чем меньше ребенок, тем меньше ему нужно времени пережить горе. Они быстрее восстанавливаются, иногда это вопрос нескольких месяцев. У подростков зависит от темперамента: холерик и сангвиник всегда быстрее переживают горе, флегматики, меланхолики часто закрываются и переживают, переживают, переживают. Те, кто по структуре личности склонен «жевать сопли», так и будут «жевать сопли».

– Нужно ли с ними разговаривать о том, что случилось?

– Да, но только если они идут на разговор с вами. Вы можете предложить этот разговор от себя: «Каждый раз, когда я вижу эти котлеты, я вспоминаю, как Володя их любил». Если ребенок молчит, как будто он вообще ничего не услышал, это значит, он не хочет разговора. Если же он говорит: «Да, да, да, я каждый день вспоминаю, что папа приходил и ел их», значит, вы поговорите. Неправильно спрашивать его, ничего не говоря про ваши собственные чувства или мысли: «А ты, вообще, Федя, папу-то вспоминаешь?» Так делать нельзя.

Что случается с человеком после смерти?

Обычно этот метафизический вопрос возникает позже всех остальных. Ребенок составил себе представление о жизненном цикле человека, и теперь заинтересовался вопросом, на который мы не можем дать «научный» ответ.
Объясните разницу между телом и душой. О том, что происходит с телом, нужно честно рассказать: его зарывают в землю или сжигают (перед тем как умереть, человек сам решает, как его будут хоронить).
Что касается души, лучше чтобы ваши объяснения были связаны с верованиями, которых придерживаются в вашей семье. Когда ребенок вырастет, он сможет сформировать собственное мнение о загробной жизни или ее отсутствии

А пока ему важно знать, что вы имеете об этом некоторое представление и готовы с ним поделиться.
Кроме того, подчеркните, что как бы то ни было, после смерти человек остается жить в памяти и сердцах людей, которые его помнят

Что происходит в последние дни перед смертью?

В последние дни жизни человек все больше чувствует себя утомленным, его режим сна и бодрствования нарушается, начинают происходить глотательный и кашлевой рефлекторные замедления, говорят врачи. Люди, которые находятся при смерти, могут слабо реагировать на обращение к ним и прикосновения.

Снижение притока крови к мозгу или химический дисбаланс в мозге могут привести к дезориентации, человек начинает как бы отстраняться от реальности. Часто у него появляются видения или галлюцинации.

«За два-три дня до смерти ослабленных людей, как правило, посещают видения, больные начинают “видеть” своих близких. Видения появляются из-за нарушений в мозге, — говорит Бугей. — Это может означать, что человек скоро уйдет». Бугей объясняет, что галлюцинации часто помогают человеку умереть спокойно, они служат ему утешением, поэтому лучше не пытаться их убрать медикаментами.

Что касается психологического восприятия смерти, для ученых это сложный вопрос. Одни специалисты считают, что человек начинает чувствовать страх, панику и как бы пытается «сопротивляться невидимому врагу». Другие полагают, что в последние минуты к человеку приходит некая осознанность, может возникнуть чувство готовности, которое позволяет «отпустить» жизнь.

«Подростки уязвимы, омерзительны, они всех раздражают и ходят по краю»

Некоторое время назад в СМИ с новой силой стали обсуждать тему подростковых самоубийств. Как вам кажется, становится ли эта проблема острее? Есть ли какие-то способы борьбы с этим явлением?

Нет, не становится. Она становится более «жареной». Ее приготовляют. И, кстати, единственное здравое высказывание по поводу этой 57-ой школы – не как там было, так-наперекосяк, но то, как это готовят – отвратительно!

А проблема была, есть и будет. Потому что подростки очень уязвимы физически, экзистенциально. Они омерзительны, они всех раздражают, они раздражают себя в первую очередь. Они ходят по краю. И, слава Богу, большинство этот край проходит, и входит во взрослую жизнь. Но кто-то срывается с этого края – так было всегда. И чем сложнее общество, чем выше его информационная прозрачность, его насыщенность, тем выше риски. И с этим сделать мы ничего не можем. Мы не можем сделать его таким же деревянным, как было когда-то традиционное. Мы не можем назад отыграть.

А сегодня из любого экстраординарного события — «учитель переспал с ученицей, девочки прыгнули откуда-то» — делают жареную сковородку. Это отвратительно.

Была такая история в средневековье. В одном городе началась эпидемия девичьих самоубийств. Кончали с собой совсем юные девушки, еще не вышедшие замуж, а раньше замуж выходили совсем юные, поэтому это были подростки. Они кончали с собою разными способами, дальше все рыдали и девицу хоронили в белом платье, да еще и гроб несли по городу, усыпанный белыми цветами. А зрелищ тогда было мало: казнь, похороны, свадьбы… И это превратилось в эпидемию. И мэр города решил эту проблему – он запретил их хоронить вот так, носить по городу, одевать в белые платья и объявил об этом официально. И самоубийства прекратились. Подростки – что с них возьмешь! Это исторический факт. Где-то в хрониках записано.

«Первый экзистенциальный кризис формирует вопрос: «Мама, а ты умрешь?»»

В своих статьях вы упоминаете возрастные кризисы, с которыми сталкиваются дети. Все ли дети их переживают? Нужно ли объяснять ребенку, что это такое?

Да, безусловно, все дети, более того – все взрослые переживают возрастные кризисы. То есть у нас есть стабильные периоды развития… Это не имеет отношения к детству, это имеет отношение к онтогенезу. Онтогенез – это от зачатия до смерти. Так вот, все переживают все положенные кризисы.

Говорить ребенку об этом обязательно нужно! Я бы это в средней школе, в старших классах просто бы преподавала. Как это устроено? Какие тебя ждут дальше кризисы? Понимаете, некоторые люди, допустим, о кризисе экзистенциальном – сорокалетие, середина жизни – о нем пишут, о нем говорят.

А вот о том, что у тебя у самого было и, соответственно, у твоего ребенка было, где-то между 4-6 годами – первый экзистенциальный кризис, который формирует вопрос «мама, а ты умрешь?», об этом вообще не говорят. И очень велик шанс, что человек отмахнется от своего ребенка в этот момент, а, собственно говоря, неразрешенный кризис имеет потом очень серьезные последствия. Поэтому я бы это просто преподавала таким отдельным двухмесячным курсом в средней школе, скажем, «Предсказуемые кризисы человеческой жизни».

9. Музыка

Nejron/ Getty Images

Нередко после смерти близкого человека мы начинаем слышать музыку, которая тем или иным образом напоминает нам об ушедшем человеке.

Это может быть любимая песня умершего, или же мелодия, которая как-то связана с этим человеком.

Например, одна девушка рассказывает, что после того, как умерла её бабушка, внезапно повсюду раздавалась её любимая мелодия.

А однажды, когда внучка усопшей ехала в машине и включила свою любимую песню, внезапно она прервалась и вместо неё зазвучала та самая, любимая песня покойной бабушки.

Девушка переключила радио на другую частоту, но и там играла та же самая песня. Что же это, как не знак того, что дух любимой бабушки рядом?

Другая женщина также рассказывала удивительную историю о том, как после смерти дорогого супруга, она везде слышала его любимую песню, несмотря на то, что это мелодия была довольно редкой, и прежде её нечасто крутили по радио.

Позволить ли ребенку участвовать в оплакивании и организации похорон?

Я полагаю, что самый неблагоприятный сценарий для ребенка — это остаться без внимания родителей и без объяснения причин. Ребенку в этот сложный момент может потребоваться быть в контакте с адекватным взрослым и понимать, что жизнь не останавливается, а продолжается. Для этого, желательно найти в себе силы для заботы о ребенке: накормить, приласкать, уложить спать, вместе погрустить, возможно немного поиграть. Замечательно будет если ребенок сможет чем-то помочь в организации похорон, согласно его возраста. Что еще нужно учесть в период подготовки к похоронам:

  1. Старайтесь разделять чувства ребенка. Не устраивайте истерик при ребенке. Не заставляйте целовать и подходить к покойнику, если ребенок не хочет.
  2. Не нужно ссылать на время похорон ребенка к родственникам. Это заставит его почувствовать себя на обочине семьи и возможно найти в себе недостаток или изъян, из-за которого родители отправили его из дома. Если это произошло, то объясните ребенку причину.
  3. Не задаривайте ребенка подарками. Это может помешать ему прожить горе утраты. Самой большой поддержкой для ребенка может быть теплое и участливое отношение близких людей, а не подарки.

Ребенок решит мои проблемы

Это может быть одиночество, восполнение гармонии в семье или надежды на заботу в старости. Есть феномен мамы-аниматора. Это выглядит так: «С утра у нас 15 минут занятий с кинетическим песком, потом карточки по Гленну Доману, после чего мы полчаса занимаемся по Дюшену, далее прогулка, там мы кормим уток, заодно выучиваем латинские названия, следом обед и минут пятнадцать ролевые игры, затем у нас лепка…» Такая мама не смогла реализовать какие-то собственные потребности и теперь проецирует их на ребенка, взаимодействуя на самом деле с собой.

Проблема в том, что через какое-то время она вдруг обнаружит, что за всем этим есть живой человек, со своим мировосприятием и интересами. И когда он начинает не дотягивать до определенного уровня или отказывается делать то, что ему не нравится, такая мама впадает в депрессию, ведь она уже все распланировала. Из этой ситуации нет положительного выхода. Рано или поздно это отразится и на родителях, и на ребенке. Ребенок приходит в мир не для того, чтобы вы решали свои проблемы. Он приходит как новая сущность, и решать должен он, а не вы. Мир через вас создает что-то новое, и это настоящее чудо.

Смерть и сознание: исследования и открытия

Вопрос о том, что происходит со сознанием человека после смерти, остается одной из самых загадочных и пугающих тем. Несмотря на множество мифов и легенд, существует ряд исследований, которые позволяют приблизиться к пониманию этой загадки.

В 2014 году группа нейробиологов из Университета Мичигана провела эксперименты на мышах и обнаружила, что активность мозга после клинической смерти может быть сохранена в течение нескольких минут. Это открытие показывает, что сознание, возможно, продолжает существовать какое-то время даже после того, как прекращается сердечная деятельность.

Еще одно интересное исследование было проведено в 2013 году группой ученых из Университета Саутгемптона. Они изучали сообщения от людей, находившихся в коме, и заявляли о своем восприятии. Исследователи обнаружили, что у некоторых пациентов были очень яркие и реалистичные переживания во время комы, которые они описывали как встречи с близкими или пребывание в других мирах. Это открывает новую грань возможностей и заставляет задуматься о том, что происходит со сознанием в момент смерти.

Однако, несмотря на эти исследования, можно ли с полной уверенностью сказать, что человек видит что-то, когда умирает? Ответ на этот вопрос все еще остается неясным. Смерть и сознание остаются загадкой, которую может разгадать только сам человек и возможно, наука в будущем.

Примеры исследований и открытий:
Университет Мичигана, 2014
Университет Саутгемптона, 2013

Кто-то из родителей не прав…

– Если у родителей разногласия в отношении одной и той же ситуации – один отругал ребенка за поступок, который другой считает нормальным?

– Озвучивайте свое мнение. Говорите, как чувствуете – что на ваш взгляд вины нет. Отдельно, не в присутствии ребенка, обсудите это с супругом. Ребенок живет в полярном мире. Если дома разрешено влезать ногами на стол, то в школе за то же самое получишь по полной программе. Когда мы гуляем с папой, мы всегда заходим в рюмочную, там папа покупает себе стакан водки, а мне – сухарики. Когда мы гуляем с мамой, мы никогда не заходим в рюмочную, мы всё время кормим уток. Так заведено, у мамы такая психотерапия.

– За то время, что вы работаете психологом, дети изменились?

– Да. Они стали более разными. Если, когда я была ребенком, все двенадцатилетние были приблизительно одинаковыми, с приблизительно одним набором знаний и навыков, то сейчас разброс в разы больше. Можно встретить двенадцатилетнего ребенка, с которым разговариваешь, как со взрослым человеком. Он мотивирован, представляет себе мир, как систему, видит свой маршрут, готов обсуждать. И можно встретить двенадцатилетнего, которому соску хочется предложить.

– Нет такого впечатления, что дети больше гаджетоориентированы?

– Да, есть, конечно. Но так развивается мир. Мы не можем сказать, что предыдущее поколение росло менее гаджетоориентированным, потому что гаджетов не было. Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок лег в матрицу. Ну так работайте над этим.

– А как?

– Закон Ломоносова – Лавуазье: где-то что-то прибавится – где-то что-то убавится. Я вижу родителей, которые живут в реальном мире, и им классно. И я вижу их друзей, которые тоже живут в реальном мире, и им классно. Есть шанс.

– Как можно попасть к вам на консультацию? И можно ли вообще?

– Можно. Я консультирую в 47-й детской поликлинике Санкт-Петербурга, больше нигде. Попасть очень трудно, потому что в основном принимаю тех, кто прикреплен к моей поликлинике. Примат у меня, конечно, – жители северо-запада, у которых нет никаких других психологов. Их я прошу записывать в первую очередь.

Москвичи в этом плане – совершенно счастливые люди, у вас психологов, как собак нерезаных, всегда можно найти специалиста, и тащиться из Москвы в Петербург на одну консультацию к женщине, чья книга вам понравилась – глупость. А как выбрать психолога – конечно, для Москвы очень серьезный вопрос.

– Как же искать хорошего психолога для ребенка?

– Решив обратиться к психологу, прежде всего нужно понимать, что приблизительно до одиннадцати лет все проблемы ребенка рассматриваются только в контексте семьи. От идеи отвести куда-нибудь четырехлетнего малыша, чтобы с ним поработал психолог, можно смело отказываться.

После одиннадцати могут появляться свои собственные проблемы, связанные со взаимодействием в социуме, имеющие уже довольно слабое отношение к семье. Но у большинства психотерапевтические возможности открываются еще года через полтора.

«Первый экзистенциальный кризис формирует вопрос: «Мама, а ты умрешь?»»

В своих статьях вы упоминаете возрастные кризисы, с которыми сталкиваются дети. Все ли дети их переживают? Нужно ли объяснять ребенку, что это такое?

Да, безусловно, все дети, более того – все взрослые переживают возрастные кризисы. То есть у нас есть стабильные периоды развития… Это не имеет отношения к детству, это имеет отношение к онтогенезу. Онтогенез – это от зачатия до смерти. Так вот, все переживают все положенные кризисы.

Говорить ребенку об этом обязательно нужно! Я бы это в средней школе, в старших классах просто бы преподавала. Как это устроено? Какие тебя ждут дальше кризисы? Понимаете, некоторые люди, допустим, о кризисе экзистенциальном – сорокалетие, середина жизни – о нем пишут, о нем говорят.

А вот о том, что у тебя у самого было и, соответственно, у твоего ребенка было, где-то между 4-6 годами – первый экзистенциальный кризис, который формирует вопрос «мама, а ты умрешь?», об этом вообще не говорят. И очень велик шанс, что человек отмахнется от своего ребенка в этот момент, а, собственно говоря, неразрешенный кризис имеет потом очень серьезные последствия. Поэтому я бы это просто преподавала таким отдельным двухмесячным курсом в средней школе, скажем, «Предсказуемые кризисы человеческой жизни».

Различные культурные практики, связанные с смертью и жизнью после нее

В разных культурах мира смерть рассматривается по-разному, и каждая культура имеет свои ритуалы и практики, связанные с ней. Например, в китайской культуре душа умершего считается неуспокоенной, пока не было проведено похоронное обряд, включающий изготовление и выставление картин и рисунков на могиле.

В Индии смерть считается переходом души на следующую ступень в йогическом цикле жизни, смерть рассматривается как естественный и неизбежный процесс.

В американской культуре часто используются цветы для выражения уважения и сочувствия, например на могилы у медвежьей земли кладутся букеты цветов, в комнатах погребения оставляют магнолии, розы или гладиолусы.

В некоторых культурах смерть рассматривается как начало новой жизни, а не ее завершение. Например, в Тибете умерших не захоронивают, а высушивают с целью сохранения их тел.

Таким образом, различные культуры мира имеют свой собственный взгляд на смерть и жизнь после нее, что может повлиять на практики, связанные с ней, включая последние минуты перед смертью.

Какое значение воскрешение может иметь для религии и общества?

Для религии воскрешение имеет огромное значение, так как это подтверждает потенцию и всеобъемлющую силу Бога. Кроме того, это является обещанием Бога о бесконечной жизни для верующих, которые пойдут по пути духовного развития и посвятят свою жизнь служению Богу. Воскрешение также утверждает верования в жизнь после смерти и вознаграждение за прожитую земную жизнь.

Относительно общества воскрешение может иметь практические и здравомыслящие последствия. Например, воскрешение может быть рассмотрено как обещание возвращения к жизни утраченных близких или дорогих людей. Это может помочь в разрешении психических проблем, которые возникают после гибели близкого человека. Воскрешение также может дать надежду на бессмертие. Это может привести к культурным и научным достижениям, которые могут привести к новым открытиям в области жизни и смерти.

Кроме того, для многих людей воскрешение является мотивом для поступков. Воскрешение дает возможность остаться в живых через напоминание того, что ваши поступки имеют последствия и могут влиять на ваше воскрешение или отсутствие его. В конечном итоге, многие считают, что жизнь обретает особенный смысл через возможность воскрешения и продолжения после смерти.

2. Ваши близкие не испытывают боли

Один из самых болезненных моментов, с которыми сталкиваются люди, — это последнее воспоминание о близких.

Особенно трудно нам даются воспоминания о тех, кто страдал из-за страшной болезни.

Робертсон утверждает, что как только душа покидает тело, человек больше не испытывает боли.

К сожалению, мы помним о том, как умирали наши близкие, и продолжаем жить с этой мыслью.

В подтверждение своим словам, Робертсон вспоминает весьма оптимистический пример из своей недавней практики: медиум связался с душой мужчины, чья дочь попросила его о помощи. Дух умершего продемонстрировал медиуму забавный танец. Молодая дама заплакала, сказав, что это не может быть её отец, ведь его ноги ампутированы!

Но в этом-то и суть: в своём физическом теле при жизни мужчина был лишён ног. И он, действительно, страдал перед смертью. Но в другом мире боли и страданиям нет места.

Душа отца танцевала, чтобы показать своей дочери, что он жив и здоров в загробной жизни. Медиум в подробностях описал этот танец. И вдруг девушка вспомнила, что когда он еще был здоров, именно так он отплясывал на её свадьбе. И это воспоминание надолго осталось в её сердце.

Помните о том, что нашим близким хочется, чтобы именно эти счастливые воспоминания мы навсегда сохранили в памяти.

Выводы

Смерть и сознание

Существует мнение, что после смерти человек еще несколько минут находится в состоянии сознания и осознает все. Однако это мнение не подтверждено научными исследованиями.

Существуют случаи, когда люди описывают свой опыт близости к смерти, но это индивидуальный опыт и не является достаточным доказательством существования сознания после смерти.

Нейрофизиологические аспекты

Нейрофизиологические исследования показывают, что процессы в мозге прекращаются в течение нескольких секунд после остановки сердца и дыхания. Без поступления кислорода в мозг, сознание не может долго сохраняться.

Также стоит отметить, что сознание — это процесс, который возникает в мозгу, и его невозможно отделить от мозговой деятельности.

Заключение

Итак, мы можем заключить, что мнение о том, что после смерти человек остается в состоянии сознания и осознает все, не имеет научных доказательств. Нейрофизиологические исследования указывают на то, что сознание прекращается в течение нескольких секунд после остановки сердца и дыхания.

Таким образом, можете быть уверены, что после смерти своего сознания не останется и вы не сможете осознавать происходящее вокруг вас.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: