Развитие мышления в возрасте 7-11 лет
Мышление — высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности —развивается у человека с самого рождения.
Младенец познает мир через восприятие и действие. Подрастая, обнаруживает связь слов и предметов. В раннем детстве преобладает наглядно-образное мышление.
В начальной школе у детей стремительно развивается мышление понятийное.
- В первом классе оно еще тесно связано с конкретными предметами и явлениями. Семилетки с трудом понимают абстрактные понятия.
- К 8 годам они уже способны к обобщениям и логическим выводам.
- У третьеклассников вполне развито абстрактное мышление.
Чем шире кругозор ребенка, чем больше его словарный запас, тем быстрее совершенствуются мыслительные процессы
Чтобы развить мышление ребенка, важно учить его не просто усваивать знания, но самостоятельно оценивать свою работу, искать ответы на вопросы, мыслить логически
Внимание
Если на память часто жалуемся мы сами, то о нашей невнимательности чаще всего говорят окружающие
Сколько раз за детство приходится услышать, что ты рассеянный, плохо слушаешь на уроке, не слышишь, как воспитательница дает команду спать… Между тем наше внимание включено постоянно
Нас плотным кольцом окружают звуки, запахи, движущиеся и статические объекты… Наше внимание старательно впитывает все, что ему попадется, — иногда в ущерб голосу мамы или папы, которые говорят тебе что-то важное, но сливаются с общим гулом и фоном из смыслов
Обычно наше внимание фокусируется на том, что нам интересно. Еще — на том, что отличается от общего фона
Например, светлое на темном нам заметить легче, чем на пестром. То же самое происходит со слухом: если мы едем в трамвае, где одновременно разговаривают десять человек, то наш слух быстрее вычленит самый низкий голос, самый высокий, а также тот, который говорит медленно на фоне быстрой речи окружающих, или, например, говорит тихо среди громко кричащих. Мы цепляемся за отличия, и это всегда стоит учитывать, давая ребенку задачи на внимание. Скучное и обычное ребенок не заметит — и это закономерно!
Игра 1. Найди и собери
Сейчас книжные издательства выпускают множество таких книг — а вы попробуйте работать по тем же правилам с окружающей реальностью. Выходя на прогулку или в детский сад, договоритесь найти по дороге шесть черных предметов. Или пять разных видов деревьев. Или десять машин разных марок. Или любое количество предметов, чем больше, тем лучше, но пусть это будут предметы из дерева. Поищите буквы, цифры, шапки на прохожих — фантазии хватит на много дней. Обязательно проверяйте, сколько чего вам удалось добыть за один «сеанс охоты». Если вы хотите, чтобы упражнение было еще и на тренировку памяти, попросите ребенка не выкрикивать сразу, когда вы видите черный, деревянный или какой-то еще нужный предмет, а запомнить их все и назвать уже потом, когда вы вернетесь домой.
Игра 2. Что изменилось?
Расставляем на столе или на полу пять-семь разных предметов. Просим ребенка посмотреть на них внимательно, а затем выйти из комнаты. Совершаем быструю перестановку предметов: убираем медвежонка и вместо него кладем зайчика (такую подмену обычно легко найти) или меняем местами стакан с карандашами и бутылку с водой. Затем снова впускаем ребенка в комнату и просим ответить, что изменилось. Самый глубокий эмоциональный отклик упражнение получает в тот момент, когда дети и родители меняются местами. Вы будете поражены тому, как трудно бывает сосредоточиться на каких-то пяти машинках и двух карандашах. Тем лучше: это поможет с пониманием относиться к трудностям, которые преодолевает в настоящий момент ваш ребенок.
Игра 3. Найди особенное
Нарисуйте на листе бумаги десять яблок в ряд, среди которых пусть окажется одна груша. Как быстро ребенок сможет найти и обвести ее? А если спрятать две груши среди двадцати яблок? А если раскрасить все плоды одинаково — легче станет или тяжелее? Попробуйте поиграть так с ромбами, «затерявшимися» среди треугольников, или с корабликами, которые спрятались за машинками. Особенный предмет может быть особенным по форме, по цвету, по любой незначительной детали (наличие плодоножки у яблока, отсутствие колеса у машинки)
Следите за тем, как ребенок выполняет задание, на какие детали обращает внимание. Не давайте однотипные задания — старайтесь удивить!
Статья предоставлена издательством «Питер»

Отрывок из книги Виктории Шиманской «Эмоциональный интеллект для детей и родителей. Учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими»
Простые игры на развитие пространственного мышления
Игра «Помести кошку»
Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) — пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?
Игра «Расставь правильно!»
Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем), дальше (дальше чем), немного вперед, назад, слева от и т.п.
Игра «Метаморфозы»
Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т.д.
Игра «Спецагент на задании»
Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова — указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице — там уже можно задействовать движущиеся предметы.
Игра «Муха»
В нее играют два человека, плюс один «наблюдатель». Игроки представляют — а наблюдатель расчерчивает — игровое поле: решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху. Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха. Побеждает тот, кто назовет верно.
Игра «Маршрут движения»
Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он — полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите). Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево». Затем «смените роль»: теперь ребенок — диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз».
Игра «Волшебный мешочек»
Сложите в небольшой мешочек различные фигурки — лучше стереометрические (кубик, шарик и др.), но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.). Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке.
Программы, игры и курсы для развития мышления
Шахматы и шашки — классика развивающих игр, которая поможет провести время с пользой. Однако, эти игры помогут развить стратегическое мышление лишь отчасти. Скорее, их можно использовать как дополнение.
Вы можете обыграть соперника, продумать действия на несколько ходов вперед, но решить, например, задачу по масштабированию бизнеса или найти отличную коммерческую идею, шахматы вам едва ли помогут. Только косвенно.
Тем не менее, играя в игры, всегда старайтесь находить новый путь, ход, отходите от накатанных приемов. Этот навык вам пригодится и в игре, и в жизни. К тому же, это прекрасный игровой способ развития памяти и внимания.
— онлайн курс на прокачку всех видов мышления от Викиум. Этот сайт уже радует много лет своими игровыми тренажерами для развития интеллекта. Теперь можно попробовать новинку — онлайн курсы:
видео лекции + полюбившиеся всем онлайн тренажеры + задания и упражнения
от IQclub — хотите, чтобы ваш ребенок думал нешаблонно и максимально эффективно, этот курс из 10 игровых тренажеров поможет
В комплексе он развивает у детей дошкольного и школьного возраста память, внимание, креативность. Ребенок при деле, с пользой для развития. — Мышление этот ресурс, безусловно, развивает + также помогает распланировать и подготовиться к главному школьному экзамену
— Мышление этот ресурс, безусловно, развивает + также помогает распланировать и подготовиться к главному школьному экзамену.
Сначала умный тренажер оценить текущие знания школьника, затем составит индивидуальный план занятий с учетом даты экзамена, которую можно редактировать, тренажер подстроится под новые условия. И все это в интересной, современной квест форме.
— отличный вариант развития гибкости мышления, который также поможет подтянуть нужный предмет или область знаний, подготовиться к олимпиаде, ЕГЭ, ОГЭ
— для тех, кто хочет разогнать мыслительные процессы на 1000% и освоить одну из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий в мире.
, программы саморазвития и все что нужно для материального успеха и самореализации вы найдете на сервисе 4brain. Для начала пройдите тест, который покажет верное направление для саморазвития
— один из самых авторитетных ресурсов для развития мышления и получения новых профессий, которым вас не научат в обычном ВУЗе. Диплом Нетологии имеет большой вес при найме на работу.
Как развивать логическое мышление ребенка с помощью игрушек?
Игра – это основная форма деятельности маленького человека. Сквозь призму игры формируются не только логические цепочки, но и тренируются личностные качества, можно сказать, создается характер.
Среди игрушек, которые развивают логику:
- Обычные деревянные кубики, а также разноцветные кубики. С их помощью можно строить разнообразные башни и дома, они помогают изучить геометрические формы, цвета, а также положительно воздействуют на моторику.
- Пазлы помогают освоить логические понятия «целое» и «часть».
- Сортеры способствуют освоению понятий «большое» и «маленькое», помогают узнать свойства геометрических фигур, их сопоставимость (например, квадратная часть не влезет в круглую и наоборот).
- Конструкторы – это настоящий кладезь для развития логики и интеллекта в целом.
- Игры со шнуровкой помогают развивать мелкую моторику рук, что способствует улучшению и закреплению логических связей.
- Лабиринты – это отличный тренажер для логического мышления.
- Разнообразные головоломки, соответствующие возрасту ребенка, помогут сделать процесс обучения еще более интересным.
Память
На нее принято жаловаться — это делают и школьники, и родители. Забыл тетрадь дома, забыл поесть, забыл дописать работу, забыл, как выполняется такая задача. При этом есть вещи, которые мы помним ясно и четко в течение долгих лет. Помним стихотворение, с которым сорвали аплодисменты на уроке. Помним, как сняли с дерева котенка и как нас потом за это благодарили. Помним, как стыдно было выйти к доске и не решить элементарную задачу. И уж точно на всю жизнь мы запоминаем мчащийся прямо на нас автомобиль или тот ужас, когда мы впервые застряли в лифте и погас свет.
Наверное, уже понятно?
Мы хорошо запоминаем то, что вызвало у нас сильный эмоциональный отклик. То, что было серым, скучным, никаким – сразу сливается с общим фоном, а то, что было очень веселым, удивительным, ярким, страшноватым, возмутительным – остается в памяти надолго.
Для учебы полезно, чтобы на память работали положительные эмоции. Не очень полезно запоминать правила русского языка в сцепке со страхом и тревогой, а математику — в сцепке с гневом и яростью. Лучше, если все это вызывает удивление, воодушевление, радость, гордость. Об этом и постараемся помнить, придумывая ребенку задания на тренировку памяти. Возможно, в этом причина неудач ребенка во время тренировки памяти при помощи обучающих картинок: безликие, ни о чем не говорящие рисунки из книжки запомнить сложно, даже если смотреть на них десять минут и потом вспоминать, закрыв ладонью.
Игра 1. История игрушек
Положите на стол пять любых предметов: зайца, медвежонка, шариковую ручку, маркер, коврик, губную гармошку и т. д. Попросите ребенка составить короткий эмоциональный рассказ, такой, чтобы все предметы были вовлечены в действо и по возможности испытывали какие-то чувства: они поссорились, подружились, были рады друг другу, нарисовали маркером дерево, написали шариковой ручкой письмо турецкому султану и т. д. Затем попросите ребенка выйти из комнаты и назвать все предметы, используя получившийся рассказ. Тренируем речь, осваиваем навыки мнемоники, эмоционально наполняем совершенно случайные предметы и объекты.
Игра 2. Сенсорная прогулка
Чаще всего, тренируя память, мы используем объекты, только что возникшие перед нами. Специально кладем игрушки, специально открываем картинку. А что, если вызвать в памяти то, что мы видим каждый день, но как будто не замечаем? Сенсорная прогулка — игра на стыке внимания и памяти. Предложите ребенку завязать глаза платком или закрыть плотной маской и пройти привычный путь (в магазин, в детский сад, на занятия, из детского сада домой, в аптеку) вслепую. По дороге вы будете вспоминать, какие объекты вы проходите прямо сейчас, что вас окружает: вывески, дома, дорога, светофор, трамвайные пути, магазины, скверы, детские площадки… Ребенку будут помогать звуки, запахи, сенсорика, координация (где-то нужно шагнуть на тротуар, где-то свернуть налево). Можно устраивать такие прогулки регулярно, раз в две недели, и тогда ребенок будет готовиться к следующей прогулке, стараться запомнить разные детали, которые встречаются ему по дороге.

Объемное, трехмерное, образное мышление, пространственное воображение
Мы постарались немного разобрать отличия в понятиях. Впрочем, если с теорией все понятно, можно сразу перейти к практике.
Пространственное (объемное, трехмерное) мышление — это процесс, при котором человек осознает пространственные характеристики объекта (размер, форму, взаимосвязь компонентов и местоположение) и мысленно совершает действия с этим объектом (например, перемещая или преобразовывая его).
Объемное мышление использует сведения, которые поступают из органов чувств, обрабатывает их, активно используя память и логику. Оно непосредственно связано с образным мышлением, ведь обе разновидности пользуются визуализацией — навыком «нарисовать в уме» картинку. Выдвигать пространственные гипотезы нам помогает воображение.
Что развивать — трехмерное мышление или воображение?
Отличие в деталях. «Картинка» трехмерного мышления — предельно достоверная. «Продукт» образного мышления чаще воображаемый, искаженный, воспринимаемый сквозь призму собственного опыта или эмоционально-окрашенный (например, если объект нравится — он представляется в воображении более привлекательным).
Пространственное мышление тесно связано с воображением: мы задействуем именно его, когда мысленно меняем, поворачиваем, передвигаем в пространстве трехмерные модели объектов. Мы не видим этих преобразований — но фантазируем о них. Развивая трехмерное мышление у ребенка, родители тем самым стимулируют, дают толчок воображению, в том числе творческому.
Человек от природы наделен трехмерным мышлением, но у одних из нас оно развито лучше, чем у других. По мнению ученых, частично это связано с наследственностью, но иногда — с отсутствием соответствующего опыта и «тренировок». Начинать заниматься можно буквально с 3-5 лет, но необходимо ориентироваться на возрастные этапы развития пространственного мышления.
Игры на развитие мышления у дошкольников
Пять игр ниже объединяют навыки логического мышления в игру и усиливают развитие логического мышления у младших школьников. Когда вы вводите новую игру, будьте внимательны к тому, насколько ваш ребенок заинтересован в этой деятельности, и сохраняйте игривый тон и манеру поведения. Если ваш ребенок не совсем готов к занятиям на логика для детей 6 7 8 лет, попробуйте еще раз через несколько недель или месяцев.
Башни-близнецы
Для этой игры вам понадобятся строительные блоки, цветные кубики или Lego. Расположите ребенка напротив вас на полу или за столом и поместите между вами высокий ящик или папку, чтобы ваш ребенок не мог видеть, что вы строите на своей стороне.
Начните с двух блоков двух разных цветов, постройте башню и объясните ребенку игру следующим образом: «Я только что построил башню из двух блоков. Я использовал синий и желтый. Можешь ли ты попытаться построить башню, как моя? Я дам тебе подсказки. Зная уровень понимания вашего ребенка, начните давать подсказки, такие как: «синий блок внизу» и «другой блок вверху».
Если ваш ребенок успешно строит «башню-близнец», попробуйте сделать подсказки более сложными, используя слово «НЕ». Пример: «Синий блок НЕ сверху». Понимание этого вида подсказки требует другого уровня мышления и может быть слишком сложным. Если это так, делайте подсказки простыми и понятными, и вместо этого добавьте трудности, используя больше блоков разных цветов и строя более высокие башни.
Прятки с изюминкой
Большинство дошкольников любят прятки. В этой версии ваш ребенок прячет игрушку или чучело где-то в вашем доме, и вы задаете вопросы о том, где оно спрятано. Ваш ребенок кивает или качает головой, чтобы указать ответы. Задайте вопросы, такие как: «Это спрятано в комнате, в которой кто-то спит?» «Это скрыто, где кто-то сидит?» «Это спрятано возле стены?» Это требует того, чтобы ваш ребенок подумал о каждой подсказке и подумал, истинна она или нет, в зависимости от того, где спрятан объект.
Младшие дети не всегда будут давать вам правильные ответы, поэтому следите за задаваемыми вопросами. Когда объект найден, избегайте исправления каких-либо ошибок в подсказках и вместо этого просматривайте их вслух: «О, он был скрыт там, где кто-то сидит, но НЕ БЫЛ скрыт там, где кто-то спит!» Даже если ваш ребенок еще не реагирует должным образом, вы используете словарный запас логического мышления во время веселья!
Линия игрушки
Эта игра требует, чтобы ваш ребенок думал о порядке и атрибутах. Чтобы играть, вам нужно четыре или пять игрушек или маленьких чучел животных и, для дополнительного удовольствия, ваш смартфон. Когда ваш ребенок не смотрит, поместите игрушки или животных в ряд, как будто они выстроены в очередь, чтобы куда-нибудь пойти. Как только игрушки в порядке, сделайте снимок с помощью телефона. Затем отодвиньте игрушки назад со своих позиций.
Теперь спросите у своего ребенка: «Хочешь поиграть в угадайку?» Попросите вашего ребенка расположить игрушки или животных в одну линию в соответствии с вашими указаниями, используя подсказки, которые требуют больше размышлений, чем «первый, следующий, последний …». Например, вы можете сказать: «Я ставлю игрушку на колесиках первой в линию.” «Животное с пятнами является последним в очереди». «Игрушка с длинными ушами за машиной» и т. Д.
Чтобы вознаградить успех, покажите ребенку фотографию, которую вы сделали, и сравните с ее составом. В конце концов, ваш ребенок может с удовольствием поменяться ролями и дать вам указания.
Двусторонняя игра “Форма и цвет”
Эта деревянная головоломка не только усиливает атрибуты формы и цвета. Он требует от игрока использовать навыки секвенирования, причинно-следственной связи и умозаключений и обладает большой универсальностью. Это может быть введено как одно пользовательское занятие, и, когда ваш ребенок готов, в него играют два игрока. Эта игра, также популярная среди детей дошкольного возраста, развлекает все навыки логического мышления в увлекательной игровой форме.
Игра «Красная Шапочка»
Удостоенная наград игра, включающая в себя книжку с картинками и многоуровневые задания, ваш дошкольник будет наслаждаться ею много лет. Цель состоит в том, чтобы проложить путь для Красной Шапочки, чтобы она могла добраться до дома бабушки, и наряду с визуальным восприятием и пространственным мышлением, навыки планирования и решения проблем практикуются и укрепляются. Логические задачи для детей 7 8 лет хорошо описаны во многих книжках для подготовки дошкольников к школе. Ваш ребенок будет использовать многие мыслительные навыки и получит удовольствие от успешного достижения цели!
Тесты для определения уровня развития внимания, памяти, мышления и воображения
Проверить уровень развития познавательных способностей вашего ребенка вы можете с помощью несложных тестов. Не расстраивайтесь, если результат окажется низким. Просто старайтесь больше заниматься с ребенком тем, что у него плохо получается.
Проверка внимания. «Кольца Ландольта»

Нарисуйте таблицу с двумя видами колец — с прорезью сверху и слева. Ребенок должен в течение 5 минут зачеркнуть как можно больше колец одного вида. Детям постарше можно предложить вычеркивать разными линиями оба вида колец. Чем больше символов удалось зачеркнуть правильно, тем выше уровень внимания ребенка. Этот тест подходит для любого возраста и как упражнение для развития внимания.
Проверка памяти
Составьте список из 10 простых, не связанных между собой слов. Медленно прочитайте слова вслух и попросите ребенка повторить все, что он запомнил. Повторяйте чтение до тех пор, пока ребенок не запомнит все 10 слов (но не более пяти раз). Если ребенок с первого раза запоминает 4-5 слов, а все слова — после 3-5 повторов, проблем с памятью нет.
Проверка логического мышления
Выберите слово, нужное по смыслу
1) волк : пасть = птица : ?
а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение
2) библиотека : книга = лес : ?
а) береза б) дерево в) ветка г) бревно д) клен
3) птица : гнездо = человек : ?
а) люди б) рабочий в) птенец г) дом д) разумный
4) школа : обучение = больница : ?
а) доктор б) больной в) лечение г) учреждение
Если правильных ответов меньше половины — стоит обратить внимание на развитие мышления
Тест на воображение: «нарисуй что-нибудь»
Ребенку предлагают нарисовать все, что он захочет, в течение 4-5 минут.
Обратите внимание, есть ли в рисунках фантазия, эмоциональность, тщательно ли проработаны детали; придумал ли ребенок что-то оригинальное. Если за отведенное время ребенок ничего определенного не нарисовал, стоит заняться развитием воображения
Упражнение 8. Инструкция
Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.
Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.
Итак, инструкция по использованию расчески.
- Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
- Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
- Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
- Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
- Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
- Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
- Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
- Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
- После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
- Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
- Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.
Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!
Развитие логического мышления у младших дошкольников
Дошкольное детство пролетает мгновенно, каких-то 7 лет
Способствует тому и расширение круга собеседников. Если раньше это была только мама, папа, бабушка, то чуть позже – к этому кругу примыкают сверстники во дворе или в детском образовательном учреждении. Известно, что чем больше круг общения, тем быстрее и качественнее формируются навыки, качества, способности, умения ребенка.
При правильном подходе в первую очередь у дошкольников формируются личностные качества:
- инициативность;
- настойчивость;
- общительность;
- организованность.
Важно! Родителям не следует с пеленок начинать развивать в ребенке логическое мышление или торопить его развитие. Все должно проходить естественным путем – от созерцания и рассказа мамы, к совместному анализу и рассуждениям.. В раннем возрасте целесообразно сделать акцент на совершенствование наглядно-действенного мышления, чуть позже — на наглядно-образное мышление
Это станет первыми ступенями у дошколят к формированию логики в разных ее формах: суждений, понятий, умозаключений
В раннем возрасте целесообразно сделать акцент на совершенствование наглядно-действенного мышления, чуть позже — на наглядно-образное мышление. Это станет первыми ступенями у дошколят к формированию логики в разных ее формах: суждений, понятий, умозаключений.
Правила развития у детей
Логика начинает свое формирование у старших дошколят
Логическое мышление как составная психики ребенка основывается на других формах проявления психики:
Речевые навыки и способности.
Внимание.
Память.
Мышление.
Важно! Тесная взаимосвязь всех этих психических процессов и их гармоничное взаимодействие смогут создать прочный фундамент для развития логического мышления.
Логика как высшая форма развития мышления опирается на ряд факторов:
- общий уровень знаний ребенка;
- взаимодействие с окружающей средой;
- уровень знаний о действительности;
- на интеллект ребенка;
- развитость речи.
Подход к каждому ребенку при развитии должен быть строго индивидуальным, в соответствии с возрастом и психикой ребенка. Развить логическое мышление у ребенка можно только в процессе постепенной и последовательной работы.
Тренировки логических операций: понятий, суждений, умозаключений, открытых занятий должны начинаться с младшего дошкольного возраста, как только у ребенка появится определенный опыт и адаптация к окружающей жизни и развитая речь.
Примеры занятий с ребенком для развития математических способностей
Для решения этой задачи не требуется каких-либо изысканных способов, нужно просто в вашу обычную жизнь внести некоторые дополнения.
При прогулке на улице предложите ребенку посчитать какие-либо предметы или объекты (плитку, машины, деревья). Укажите на множество предметов, попросите найти обобщающий признак;
Предлагайте ребенку решать задачи по поиску правильного ответа, ориентируя его. Например, у Маши 3 яблока, а у Кати 5, у Лены на одно яблоко больше, чем у Маши и на одно меньше, чем у Кати. Задачу можно и упростить, спросив, какое число находится между 1 и 3;
Наглядно поясните ребенку, что такое сложение и вычитание. Сделайте это на яблоках, игрушках или любых других предметах. Дайте ребенку пощупать предметы и через добавление или вычитание предмета покажите эти простые операции;
Спрашивайте ребенка о том, в чем отличие предметов;
Покажите, что такое весы и как они действуют
Поясните, что вес можно не только почувствовать, взяв предмет в руки, но можно еще и измерить в цифрах;
Научите пользоваться часами со стрелками;
Уделите особое внимание пространственному расположению предметов;
Формы можно изучать не только на карточках, но и искать их в предметах вокруг;
Покажите вашему ребенку, что математика есть во всем, что окружает его, стоит только присмотреться.
Какие дополнительные материалы помогут обучить ребенка математике
- Карточки и картинки с разным количеством предметов, с цифрами и математическими знаками, геометрическими фигурами;
- Магнитная или меловая доска;
- Часы со стрелкой и весы;
- Палочки для счета;
- Конструкторы и головоломки;
- Шашки и шахматы;
- Лото и домино;
- Настольные игры;
- Книги, в которых есть счет, и позволяющие проводить математические операции;
- Методические пособия на развитие логики и других способностей по возрасту ребенка.
Развитие логического мышления у школьников начальных классов
Даже в первом классе, где и так образовательная программа нацелена на общее развитие ребенка, не стоит откладывать в дальний угол упражнения и практические задания на развитие логики.
Продолжите занятия и внесите в их рацион новые упражнения:
- Соединяем не соединяемое — для развития креативного, творческого, быстрого мышления, к примеру, соедини курицу и столб (ходит вокруг столба, врезалась в столб, столб упал на курицу).
- Слово-разбиватели – в длинном слове найти много коротких ( выключатель – вы, ключ, ель, чат).
- Ребусы – с цифрами, буквами, картинками.
- Анаграммы – переставьте буквы или звуки, а также слова так, чтобы изменился смысл, к примеру, «карета» улетела к звездам, переставляем буквы – «ракета» улетела к звездам.
- Логические задачки – к примеру, «Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?».
- Спичечные головоломки, можно заменить счетными палочками – задания типа — сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника, и з семи палочек — два одинаковых квадрата.
- Правда и ложь – определение ложности или правдивости высказывания для картинок с фигурами, цифрами, животными, растениями, к примеру, поместить на картинку кошку, лису и белку и задать вопросы: эти животные хищники, это домашние животные, они могут лазать по деревьям, у всех есть мех.
- Инструкция – придумать инструкцию к любому предмету, к примеру, инструкцию по использованию расчески.
- Составляем рассказ — по картинке, на заданную тему, по ключевым словам.
- Наведем порядок – расставлять правильно слова в известных пословицах, поговорках, цитатах из сказок или стихов, к примеру, «вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без» — что за пословица?
В начальных классах (1-3) надо продолжать развитие логического мышления у ребенка и закреплять полученные навыки. Эти игры помогут стимуляции мозга ребенка для дальнейшего развития.
В какие игры можно играть всей семьей, показаны на видео:
Какие методы используются для стимуляции когнитивного развития?
Как развивать умственные способности через игры
Игровые методики представляют собой важное и эффективное средство для стимулирования когнитивного развития у детей
Они способствуют развитию различных когнитивных способностей, таких как память, логическое мышление и внимание
Важно заметить, что игры не только приносят удовольствие, но и являются ценным образовательным опытом
Например, игры, направленные на развитие внимания, предлагают детям разнообразные задания, которые требуют активного участия. Такие задания могут включать поиск определенных предметов, сортировку похожих объектов или решение головоломок. Разнообразие задач помогает укрепить навыки внимания, так как дети активно участвуют и приобретают новый опыт.
Такие игры открывают для детей возможность учиться и развиваться через игру, что делает процесс обучения интересным и эффективным. Игровые методики не только пробуждают интерес к учению, но и помогают лучше понимать окружающий мир, развивая важные когнитивные навыки, необходимые для успешного обучения и приспособления.
Какую роль играют родители в стимуляции когнитивного развития?

Родители играют ключевую роль в стимуляции умственного развития у дошкольников. Взаимодействие с родителями через образовательные игры, чтение книг и обсуждение окружающего мира помогает развивать у детей интеллектуальные способности.
Это взаимодействие создает благоприятную обучающую среду, где ребенок может активно учиться и развиваться. Образовательные игры, предлагаемые родителями, не только радуют, но и стимулируют интерес к учению, способствуют формированию умений решать задачи и логически мыслить.
Чтение книг также играет значительную роль в когнитивном развитии. Оно расширяет словарный запас ребенка, развивает его воображение и способствует пониманию различных концепций. Обсуждение окружающего мира помогает детям лучше понимать происходящее вокруг, развивает их любопытство и активно вовлекает в процесс познания.
Таким образом, родители играют существенную роль в развитии когнитивных способностей у дошкольников, создавая образовательную среду, способствующую полноценному развитию и усвоению знаний.

































