Обратите взор на себя
Когда ребенок маленький, любые детские проблемы профессиональный психолог будет «лечить» у… мамы с папой!
Да-да, именно мы в ответе за то, что кроха не может научиться выражать свои эмоции, управлять ими, за то, что он чего-то боится, что в 1-2 года уже «профессионально» умеет манипулировать нами с помощью капризов, отказов от сна, еды, и – да, с помощью слез.
В раннем возрасте ребенок всему учится у нас, мы даем пример поведения в той или иной ситуации. Поэтому, если кроха часто плачет, надрывая родителям нервы, вы либо еще не научили его справляться с детскими проблемами и выражать их, либо научили делать это неправильно (возможно, сами того не осознавая).
А теперь давайте отделим зерна от плевел: манипулирование и действительные проблемы малыша.
Итак, ребенок манипулирует вами с помощью слез, если знает, что ради их прекращения:
- возьмут на ручки;
- разрешат сделать то, что хочется, но запрещается;
- дадут или купят вещь, еду или игрушку, которую он хочет.
Во всех остальных случаях имеет место какая-то проблема. Очень часто причиной плача может стать болезнь, вызывающая сильный дискомфорт (либо травма). Здесь нужно просто проявить терпение и выдержку, пока не закончится лечение и не наступит выздоровление.
В других ситуациях вам нужно иметь в виду, что плач – это выражение страха, разочарования, одиночества, нервного напряжения, бессилия перед чем-то.
Слезы – защитная реакция детского организма на эти проблемы, способ разрядки
Поэтому важно не наделать ошибок, успокаивая (или не успокаивая) ребенка. В любом случае помните, что сейчас крохе плохо и взрослые должны ему помочь!
Последствия
Если манипуляции не пресечь в детстве, потакать им, идти на поводу, ребенок может вырасти с неправильными, «нездоровыми» установками на будущее.
Согласитесь, со взрослым опытным и хитрым манипулятором очень страшно иметь дело. Большинство людей умеют распознавать манипуляторов, они чувствуют их шестым чувством, интуитивно, и стараются избегать их. Поэтому таким повзрослевшим психологическим «террористам» будет крайне сложно строить дружеские отношения, обзаводиться семьей, вживаться в трудовые коллективы.
Если манипулятору с самого детства удавалось заставлять людей «плясать под свою дудку», а однажды вдруг случится сбой в работе отлаженного механизма воздействия, это может обернуться для самого манипулятора настоящей катастрофой – крушением жизненных ценностей, тяжелой депрессией и даже психопатией. А это сложный и неприятный диагноз.


Как успокоить истерику и как реагировать на плач малыша
Прежде всего, выясните причину плача, действуя методом исключения. Может быть, у крохи грязный подгузник или он хочет спать? Далее проверьте одежду (возможно, ему холодно или, наоборот, слишком жарко), состояние коляски или спального места: все ли чисто, ровно и удобно, нет ли на детской коже опрелостей или высыпаний? Если малыш заплакал, возьмите его на руки, дайте грудь или бутылочку. Кричит, будучи на руках? Покачайте, нежно поговорите с ним, покажите что-нибудь интересное.
Рецепт «дать проплакаться», когда ребенок закатывает истерику, – далеко не самый эффективный и уж точно не самый лучший. Плач истощает силы малыша и понижает уровень кислорода в крови. Старайтесь не давать крохе реветь больше 10 минут. Во-первых, чем дольше он плачет, тем сложнее его потом успокоить. Во-вторых, это не так уж безопасно: слишком бурный долговременный плач может вызвать респираторный аффективный спазм – остановку дыхания, которая чревата обмороком и даже приступом судорог.
Главное правило, в любой, даже самой непредсказуемой, ситуации: чем увереннее мама, тем спокойнее малыш. Но совершенно другое дело, если вы заметили внезапный или не свойственный вашему ребенку плач. Если никаких очевидных причин беспокойства не обнаружится, а малыш будет продолжать кричать и биться в истерике, лучше перестраховаться и вызвать врача: он сможет обследовать ребенка и дать соответствующие рекомендации. Ведь даже новорожденные могут иметь острую хирургическую патологию (заворот кишечника, ущемившуюся грыжу, аппендицит), воспаления, сдавливающие нервные окончания и вызывающие боль, а также врожденные аномалии, сопровождающиеся болевым синдромом.
Детские истерики: укрощение строптивого Малыш стучит ногами по полу, вопит во все горло, багровеет как свекла… Для детей 2−4 лет истерика – верный способ быть услышанными. Не все родители знают, как вести себя во время спектакля: утешить, накричать в ответ? Так что же нужно делать, как успокоить истерику? Читать далее
Десять рецептов от детских истерик Вспышки гнева, потоки слез, безутешная грусть и резкие перепады настроения − сильные эмоции детей выводят нас из равновесия. Как с ними бороться? Если ребенок закатывает истерики — как реагировать на них? Сердиться, ласкать ребенка, ждать, что это пройдет, или просто уступить? Читать далее
Давай не будем злиться: как справиться с детской истерикой? «Ах, как я зол!» Это восклицание из песенки в мультфильме «Голубой щенок» описывает не только чувства героя Пирата, но порой и вашего малыша. И с этим рано или поздно сталкивается каждый родитель. Детские капризы и истерики объясняются особенностями этапа взросления, меняющимися потребностями ребенка, а значит, и реагировать мы можем по-разному. Как успокоить истерику малыша, не навредив ему и вашим отношениям — читайте далее
Дети так часто плачут. Их плач бывает так сложно выносить, особенно если он повторяется часто. Но, чего ожидают большинство родителей? Чтобы дети:
- Учились на своих ошибках и неудачах, могли извлекать из них пользу;
- Осознавали невозможность добиться чего-то;
- Принимали запреты и ограничения;
- Переставали требовать того, что нельзя;
- Находили обходные пути для компенсации умственных и физических недостатков, если они есть;
- Были находчивыми и психологически устойчивыми;
- Хорошо справлялись со стрессом;
- Не взрывались агрессией, когда раздражены;
- Могли восстанавливаться после тяжелых потерь и травм.
Как же всего этого добиться? К сожалению, ни одному из этих навыков нельзя научить, и они не передаются по наследству. Но в то же время, потенциал стать хорошо адаптивной личностью заложен в каждом из нас. И именно родители (или заботящийся о ребенке взрослый) могут в этом помочь. Чтобы понять, как — нужно сначала разобраться, как же устроен процесс адаптации.
Нам часто кажется, что, когда ребенок что-то назойливо просит, «бъется» в истерике или очень расстроен из-за того, что у него что-то не получилось, наши рациональные доводы, объяснения, могут ему помочь адаптироваться. Но нет.
Адаптация у детей, впрочем, как и у взрослых, — это исключительно эмоциональный процесс. Чтобы наглядно его показать, я приведу пример, который часто рассказываю на своих семинарах.
Представьте, умер очень близкий для вас человек. Конечно, логически вы сразу понимаете, что все, конец. Больше этого человека никогда не будет в нашей жизни. Это навсегда. Все. Вы это прекрасно знаете… Но… адаптация не наступает. Проходит один, второй, третий месяц, год, а может и больше. Вы все оплакиваете потерю, учитесь жить без этого человека, хотя все вокруг напоминает о нем. Вы полны горя, печали, вы никак не можете перестать грустить.
И именно так происходит адаптация! С каждой слезой вы все ближе и ближе к тому, чтобы, наконец, принять эту потерю. И никакие логические доводы не смогут ускорить этот процесс.
А для ребенка многие огорчения в жизни бывают катастрофически важными и значимыми, хоть для нас они и могут показаться пустяками
Если ребенок плачет, если он расстроен, это всегда важно для него, и мы это должны принимать с сочувствием. Никакие объяснения не помогут ему принять ситуацию, смириться и адаптироваться к ней
Усталость
Еще дети достаточно часто плачут от усталости. И если даже они уже знают это слово (в пять лет, я думаю, он его точно знает), то вот отслеживать свое состояние не всегда успевают. Да и будем честны, не все взрослые его могут отследить систематически и знать, что конкретно высасывает из них энергию.
Как это контролировать? Могу посоветовать завести дневник и записать, в какие именно моменты дня ребенок наиболее плаксив. Возможно, вы заметите, что всегда после прогулки количество скандалов возрастает, и нужно сократить ее. Или по вторникам вечером наступает полный кошмар постоянно, а именно во вторник у него два кружка подряд. В общем, пытаемся выявить взаимосвязи и менять расписание.
Причины, по которым дети плачут

Существует несколько причин, которые могут спровоцировать у ребенка плач. Они — следующие:
Ребенок хочет добиться с помощью плача желаемого. Слезы — очень мощный инструмент манипуляции, к которым прибегает большинство детей. Если родители не будут пресекать его в детстве, то ребенок будет пользоваться им даже в подростковом возрасте. Когда ему что-то не будет нравиться, он будет начинать плакать. Давить на жалость родителей. И заставлять их тем самым делать то, что ему хочется.
Чаду нравится быть маленьким. Существует мнение о том, что дети в более старшем возрасте используют плач из-за инфантильности. Они еще не переросли тот период, когда определенных компромиссов с родителями можно добиться диалогом. И используют плач всегда, когда им не нравится определенное решение взрослых. Или их поведение. Например, когда папа смотрит по телевизору политическую программу, взрослая дочка может попросить выключить ее. Конечно, отец не будет этого делать. Поскольку ему будет интересно, что скажут участники программы дальше. Тогда дочка начинает рыдать. Говорить маме: «Попроси папу выключить телевизор! Мне не нравится эта программа!». Мама, чтобы успокоить дочь, настоит на выключении телевизора
И девочка начнет манипулировать плачем в дальнейшем.
С помощью плача ребенок старается привлечь внимание. Слезы применяются детьми и в том случае, если родители уделяют им мало внимания
Или не общаются с ними вовсе. Если вы уделяете ребенку мало внимания, то он гарантированно будет плакать. И подобным образом будет пытаться добиться того, чтобы вы проявили по отношению к нему хоть какие-то эмоции. Пусть они даже будут негативными. Например: «Хватит плакать! Ты мне уже надоел!».
С помощью плача ребенок пытается избежать оскорблений со стороны родителей или серьезных наказаний. Этот метод может использоваться малышом как в качестве манипуляции, так и будучи защитной реакцией. Проявляется это следующим образом
К примеру, ребенок разбил мамину любимую кружку из-за своей неосторожности. Он понимает, что мама его накажет
Начинает очень громко плакать, приходит к маме в комнату, говорит: «Мамочка, я разбил твою любимую кружку, прости меня, пожалуйста, я такой неуклюжий». При этом, громко рыдает. Мама видит слезы ребенка и решает простить его только потому, что он плачет. И, якобы, раскаивается. Малыш понимает, что манипуляция сработала, его не наказали, и берет методику на вооружение. Начинает использовать ее в дальнейшем. При том, что он даже может не испытывать чувства вины за содеянное.
Как помочь ребенку, который плачет
Психологи дают четкие рекомендации насчет того, что можно и нужно делать, если вы хотите помочь своему или своей плаксе, а чего делать ни в коем случае нельзя.
Нельзя
- Подавлять, кричать, угрожать, прибегать к физическому насилию. «Если ты сейчас не замолчишь, то я не знаю, что с тобой сделаю!», «Прекрати реветь, я сказала!», «Не перестанешь плакать – тебя вон тот чужой дядя заберет» – знакомые фразы, правда? Но, произнося их, вы сами становитесь манипулятором. Причем весьма агрессивным. А ребенок тем временем замкнется в себе и затаит обиду. И плакать при этом не перестанет.
- Игнорировать слезы. Это все равно, что страусу спрятать голову в песок, а ребенку в случае опасности сложить над головой руки и сказать: «Я в домике». Иллюзия непричастности к проблеме лишь усугубит ее.
- Запрещать ребенку проявлять свои чувства. Подавление эмоций может привести к нервному срыву.
- Поддаваться на явные слезные провокации и идти на поводу у маленького манипулятора.
Можно и нужно
Разговаривать с ребенком как можно чаще – он должен научиться выражать свои желания словами, а не слезами. Поплакать он сможет потом, после того, как расскажет, что его тревожит. Правда, потом ему, скорее всего, плакать уже не захочется.
Спокойно, без крика реагировать на плач ребенка. Если к детскому плачу присоединится взрослая истерика, то в итоге получится коллективная нервотрепка. Правило тишины и спокойствия будет особенно полезно, если ребенок попытается надавить на вас своими слезами
Как только он поймет, что у него ничего не выходит, то успокоится сам.
Переключать внимание ребенка. Малыша что-то расстроило, обидело, задело? Отвлеките его от этой детской трагедии, найдите повод для детской радости
У детей короткая память. Несколько минут – и он забудет о причинах слез.
Принять чувствительного ребенка таким, какой он есть. Не упрекать его в слабости, а, наоборот, хвалить за доброту и чуткость.
Быть рядом, когда ребенку плохо, и радоваться вместе с ним, когда ему хорошо. Так у него перед глазами будет личный пример адекватного эмоционального реагирования.
Строго, четко, но без злобы каждый раз в случае капризов объяснять ребенку, что плакать допускается только по поводу, а плач без причины – это уже нехорошо.
Придумать систему поощрений для хорошего поведения ребенка. Отмечать каждый день без нытья и капризов.
Пересмотреть свое собственное родительское поведение. В конце концов, детский плач – это реакция на наш взрослый мир, который детям пока что не изменить.
В общем, для того, чтобы научить своего ребенка адекватному восприятию окружающего мира, без истерик и плача, сначала вам самим нужно пройти испытание на родительскую профпригодность. И тогда детский плач уже не будет для вас наказанием, но станет сигналом о том, что маленькому человеку действительно нужна помощь.
Дата: 04.03.2016.
Чаще всего дети используют плач для манипуляции родителями

Бывают ситуации, когда ребенок ударяется о что-либо и начинает плакать по объективным причинам. Или же его слезы провоцирует обида, которая вызвана неправильными действиями со стороны родителей. Например, безразличное их отношение. В этих случаях плач ребенка оправдан.
Однако, когда малыш начинает рыдать без видимых на то причин, скорее всего, он пытается вами манипулировать. Это может проявляться в ситуациях, подобных следующей. Например, вы общаетесь по телефону с подругой
Ребенок пытается завладеть вашим вниманием. Но вы не реагируете, поскольку разговариваете по телефону
Тогда ребенок начинает ни с того ни с сего плакать
Делать вид, что обиделся
И тем самым привлекает ваше внимание. . Тогда ребенок начинает ни с того ни с сего плакать
Делать вид, что обиделся
Тогда ребенок начинает ни с того ни с сего плакать. Делать вид, что обиделся
И тем самым привлекает ваше внимание.
Если мама сразу же положит трубку и начнет успокаивать малыша (хотя сама не будет понимать, почему он плачет), это может негативно повлиять на дальнейшие отношения. Он поймет, что плач – рычаг давления, с помощью которого можно добиваться желаемого. Причем, в любых ситуациях.
Что происходит с мамой и папой?
До тех пор, пока родители имеют дело с младенцем-грудничком, не возникает вопросов: «Слушается ли ребенок?», «Хорошо ли он себя ведет?» и т.д. Если четырехмесячная кроха плачет, значит, ее нужно накормить, поменять памперс или взять на ручки. Но никакому адекватному взрослому не придет в голову запрещать ей плакать или наказывать за плач. Тема «воспитания» всплывает только ближе к году, когда ребенок становится «отдельным человеком» со своей свободной волей.
Проблема в том, что мамы и папы тоже не всегда готовы к этой важной перемене в малыше. Зачастую они по-прежнему пытаются полностью управлять каждым его шагом. Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»
Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»
На самом деле оснований для паники нет: каждый ребенок переживает кризис одного года. Это естественный этап развития. Негативные моменты взросления — капризы, истерики и протесты — рано или поздно уйдут в прошлое, а с малышом останутся только благоприобретения —осознание себя как отдельного от мамы человека, умение ходить и говорить.
Верное направление воспитания
Итак, что же делать и как воспитывать ребенка, на что ориентироваться.
Важно удовлетворять базовые потребности ребенка:
- сон;
- питание;
- безопасность;
- туалетные дела.
Это задача родителя — задача внимательного взрослого.
- Быть в контакте с ребенком, т.е. давать обратную связь на его поведение, на его реакции, на него в целом, как на малыша.
- Следить за своими эмоциями, т.е. если мы в раздражении, то ребенок, не обладающий способностью делиться с мамой, начинает считать, что это все из-за него. И это тоже повышает чувство тревоги у ребенка.
Поэтому стоит следить за своими эмоциями, и если самостоятельно не удается с ними справиться, значит нужно обращаться за помощью к подругам, обсуждать это с мужем, может быть, обращаться к психологу или психотерапевту. Но не держать это в себе, и не проецировать это на своего ребенка.
Ну и, конечно, учиться и развиваться. Читать, смотреть видео и обучающие курсы на нашем сайте.
Счастливого материнства!
- Как отучить ребенка от рук?
- Регресс сна в 4 месяца
- Ребенок постоянно просит грудь
Хотите успокоить ребенка – сохраняйте спокойствие
При появлении детских слез выдохните и попробуйте поставить себя на место малыша. Его неокрепшая психика остро реагирует на любые фразы, а сломанная игрушка становится маленькой трагедией. Он не умеет правильно оценивать ситуацию и с легкостью реагировать на неудачи, не имеет опыта решения проблем.
Подписывайтесь на наш youtube канал!
Советы при детском плаче
Детский плач – это защитная реакция на стрессовую ситуацию. Слезы означают, что малыш находится в зоне дискомфорта, душевного напряжения и переживаний. Поэтому старайтесь сохранять спокойствие, не реагируйте криком, критикой: от вас ребенок ожидает поддержки и помощи.

Для начала постарайтесь успокоить кроху с помощью простых и теплых фраз:
- Я тебя слышу, мой дорогой.
- Не бойся, я рядом, я с тобой.
- Я тебя понимаю, почему ты так расстроился.
Дайте понять ребенку, что вы его услышали, обратили внимание на его проблему. Необходимо понять и выявить причину слез, озвучить ее малышу: «Я знаю, что ты хотел в парк, но мы не поехали сегодня». Это разряжает ситуацию, показывает, чтобы слышите детей и серьезно воспринимаете его маленькое горе
Это разряжает ситуацию, показывает, чтобы слышите детей и серьезно воспринимаете его маленькое горе.
Удерживайте ситуацию в рамках
Когда поймете, что ребенок слышит ваши слова, объясните спокойно и четко, чего вы добиваетесь от него. Мягким тоном скажите, что не можете отпустить на праздник, что ему следует обязательно доделать уроки. В ответ обязательно услышите возражения, на которые отвечайте без раздражения, но настойчиво повторяя просьбу.
Улучшение ситуации в будущем
Чтобы успокоить ребенка и прекратить истерику, дайте понять, что его проблема в скором времени может быть решена: «Я дам тебе сладости, но после съеденного супа». Всегда предлагайте альтернативные варианты. Постепенно малыши привыкают к возможности выбора, вместе слез сами предлагают решение ситуации: «Я съем первое, а потом можно мне пирожное?» Но не давайте обещаний, которые не сможете выполнить, чтобы не подорвать доверие в отношениях.
Как не следует поступать при детской истерике
Большинство родителей стесняется слез детей на публике, поэтому при первых признаках истерики соглашаются на условия маленького шантажиста. Они покупают ему желаемую игрушку или шоколадку, не понимая, что в дальнейшем ситуация будет повторяться. Поэтому психологи советуют работать над проблемой, исключая следующие фразы и действия:
Не пытайтесь отвлекать ребенка и переключать внимание. Этот метод быстро перестает работать, рождая недоверие к родителям
Не развешивайте ярлыки на детские эмоции, старайтесь понять причину и поговорить с малышом. Не стыдите его за слезы: это всего лишь способ получить желаемую игрушку или внимание родителей. Не угрожайте крохе, не ставьте жесткие условия
Это не прекратит истерики, но появится страх и скрытность.
Детские слезы – естественный этап взросления, через которых проходят все семьи. Через плач ребенок учится взаимодействовать с родителями, пытается выстраивать отношения. При правильном подходе можно легко справляться с истерикой без раздражения и вспышек гнева, сохраняя доверие и любовь.опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet
Не показывайте свое раздражение и не смейтесь!
Ваш ребенок поругался с другом или подругой? Не смог слепить что-то? Это не повод позлорадствовать, решив, что его проблемы – пустяк. Дети еще пока маленькие и познают мир, их «пустяковые» проблемы могут иметь большое значение. Вам было бы приятно, если бы кто-то смеялся над вашей неудачей или проблемой?
Отдельные проблемы с родителями и мальчиками. С детства наших мальчишек воспитывают с гневными и раздраженными возгласами: «плачут только девчонки!», «Чего разнылся, как баба! Намотай сопли на кулак, тыж мужик!». Мальчикам активно вдалбливают подобные мысли в голову, из-за чего в будущем они, будучи взрослыми мужчинами, перестают показывать свои эмоции явно. Переживания копятся, делиться ни с кем не хочется, умер родственник – даже слезинку проронить нельзя, он же «мужык». А потом эти переживания отражаются на здоровье в виде инфарктов или нервных срывов. Будьте честны перед детьми обоих полов, если девочке можно показывать свои эмоции, то и мальчику тоже.
Плач от болезни
Плач – это не только каприз, это еще и симптом. Если веселый уравновешенный ребенок внезапно начинает «кукситься» на ровном месте, проверьте, не поднялась ли у него температура! Повышенной плаксивостью с рождения отличаются дети с неврологическими нарушениями; к примеру, повышение внутричерепного давления вызывает головную боль, которую ребенок не в состоянии осознать. И начинает плакать!
Что делать
Обратиться к невропатологу и обязательно рассказать о том, что ваш малыш-плакса. Опишите ситуации, когда он начинает капризничать, подчеркните, что вы не связываете их с педагогическими промахами, расскажите, как именно плачет ваш ребенок.
Если что-то обещаете ребенку, то обязательно это выполняйте

На протяжении всего процесса воспитания ребенка вы должны выполнять свои обещания. Если дали слово что-то сделать, то в обязательном порядке сдержите его. Чтобы в подсознании ребенка отложилось: обещания нужно выполнять.
В качестве примера можем привести следующие ситуации:
-
Сказали, что завтра в 14:00 пойдете в парк аттракционов, отправляйтесь туда в обязательном порядке. Ровно в это же время. Раньше 14:00 идти в парк аттракционов можно. Позже — нет.
-
Сказали, что через неделю купите ребенку конструктор Lego. Обязательно приобретите его.
-
Пообещали, что возьмете ребенка на футбол в субботу, в обязательном порядке сдержите слово.
Это необходимо для того, чтобы ребенок стал более уверенным. Чтобы он чувствовал то, как вы его поддерживаете. И чтобы знал: если родители дали обещание, то они его выполнят. Это позволит избавиться от плаксивости в голосе ребенка за счет того, что он станет уверенным в завтрашнем дне.
Аналогичным образом нужно поступать и в отношении обещаний по поводу наказаний. Если вы сказали, что накажите ребенка, то делайте это. Вне зависимости от того, плачет он или нет.
Если вы решите наказать ребенка, он поплачет и вы его простите, то это будет иметь негативные последствия. В дальнейшем ребенок никогда не будет воспринимать ваши угрозы о наказаниях. Поскольку будет знать: от них можно легко отмахнуться, немного поплакав.
Истоки и перспективы психосоматики
К сожалению, научный прогресс не пошел на пользу данному направлению науки. Общедоступность и «всезнание» Мировой паутины привели к тому, что психосоматике и психосоматическим расстройствам бесконечно и далеко не всегда корректно «перемывают косточки». Более 20 миллионов источников (это только в одной поисковой системе) предоставлено желающим узнать подробнее о психосоматике. К ещё большему сожалению, информация в них в большинстве случаев (переходящая «из рук в руки») переиначенная, искаженная.
Подобное легкомысленное отношение к психосоматике и любительские попытки самолечения чреваты серьезными последствиями. Человек едва ли решится сам себе, к примеру, вырезать аппендицит, но при этом с легкостью (прочитав несколько из тех 20 млн. источников) спешит сам себе, а то и другим, ставить психосоматические диагнозы.
Обидно за психосоматику, когда её ставят в один ранг с астрологией и гороскопами, в то время как она является научным направлением медицинской и психологической науки и достойна такого же серьезного отношения, как терапия или психоанализ. Конечно, эта отрасль сложна, в ней нет однозначных ответов. С данной проблемой сталкивались практически все исследователи взаимосвязи души (psyche) и тела (soma).
Современная психосоматика, как межотраслевая научная дисциплина, имеет несколько подходов:
- Психоаналитический, который за основу принимает внутриличностный конфликт, считаемый главной причиной психосоматических расстройств.
- Сторонники когнитивного подхода описывают телесные недуги как нарушение познавательных процессов и, как следствие, торможение процесса развития личности.
- Поведенческий подход говорит о том, что к соматическим заболеваниям приводят определенные поведенческие стратегии, в первую очередь, избегание.
- Гуманистический же подход корнем психологических проблем считает кризисы и невозможность самовыражения личности.
Наука о слезах
Известный ученый Уильям Фрей (William Frey), изучавший химический состав слез, доказал, что слезы грусти не такие «пустые», как те, которые появляются при нарезке лука. Слезы грусти содержат токсины, которые выделяются организмом с целью восстановления баланса эмоциональной системы . Книга Эда Вингерхотса «Почему плачут только люди» (Ad Vingerhoet «Why Only Humans Weep») объединяет научные знания о слезах и их связях со сложными процессами в организме .
Нервная система управляет процессами плача и перехода в состояние отдыха через специальные нейромедиаторы. Когда в миндалине лимбической системы регистрируется тщетность какого-то изменения, то происходит переключение, и активируется парасимпатическая нервная система. Тогда начинают течь слезы, или переживаются разочарование и грусть.
Эти состояния также сопровождаются выделением окситоцина – гормона привязанности, который ослабляет действие кортизола – гормона стресса. Когда ребенок плачет, то повышение уровня окситоцина и снижение стресса вызывает именно утешение, полученное от взрослого, к которому он привязан. Слезы – это не проблема, а знак, что ребенок получает от нас необходимую ему поддержку и может плакать.
Если ребенок утратил способность выражать грусть, или не проявляет огорчения и разочарования, или никогда не говорит о том, что чувствует одиночество и страх, то такая ситуация должна нас беспокоить. Слезы и переживание грусти являются ключевыми показателями для оценки уязвимых эмоций ребенка и его способности их испытывать.
Если вы не чувствуете грусть, то, возможно, забота и неравнодушие тоже подавлены. Проблема не в ребенке, а в реакции на слишком травмирующую среду, из-за чего мозг выстраивает эмоциональную защиту . Ребенок, у которого застряли слезы, будет накапливать фрустрацию, ее может быть очень много, и часто она будет выходить через атакующее поведение.
В случаях, когда взрослый видит в ребенке только атакующее поведение и реагирует на него наказанием, то это только усугубляет ситуацию: добавляется фрустрация и атакующая эмоциональная энергия. Необходимо посмотреть в корень проблемы и понять, что эмоция, которая движет таким поведением и подпитывает его, – это фрустрация.





























