Примечания[]
- Относительно этой даты имеются также несущественные разночтения: в уже упомянутом документе иная — 9 декабря 1730 года («Показание о своём происхождении, данное при допросе в Московской Синодального правления канцелярии» 4 сентября 1734 — ЦГАДА, ф. Московской Синодальной конторы, № 245, лл 16—17); что касается отсутствия единого мнения о самовольном или «дозволенном отцом» уходе, естественно, в официальном документе первый вариант не мог быть указан, и остаётся только верить сведениям самого М. В. Ломоносова о его бегстве; но косвенно документ, воспроизводимый Н. А. Любимовым («в бегах»), это подтверждает. Однако выданный Холмогорской воеводской канцелярией паспорт косвенно же противоречит версии о «бегстве» — документ-то этот выдавался как и сейчас, совершеннолетнему — самостоятельному человеку.
- Мнение о том, что М. В. Ломоносов учился в Киево-Могилянской академии подвергнуто многими исследователямиШаблон:Кем? большому сомнению, мало того, даже факт его присутствия там отрицается некоторыми авторамиШаблон:Какими?.
- ↑ Марбургский государственный архив, отделение «Марбургская родословная книга», т. III, L.
- М. И. Сухомлинов. Ломоносов — студент Марбургского университета. «Русский вестник», т. 31, № 1, СПб., 1861, стр. 163
- Верёвкин М. И. Жизнь покойного Михайла Васильевича Ломоносова. М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1962
- ↑ Марбургский государственный архив, Марбургская родословная книга, т. 14, № 20569
- П. П. Пекарский. История Академии наук. Т. II. СПб.: 1873. С. 671.
- Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова.— М. Л.: Издательство АН СССР, 1961
- «…Канцлер граф Воронцов, высоко уважая его заслуги отечеству, захотел воздвигнуть ему памятник из благородного мрамора и поставить на могиле в невском монастыре; он поручил статскому советнику Штелину сочинить подписи и рисунок к нему в флорентинском размере. То и другое было отослано графом в Ливорно, и на следующий год получен был памятник из каррарского мрамора, сделанный совершенно по рисунку в том виде. как он теперь находится на кладбище вышеупомянутого монастыря» — История Императорской Академии Наук в Петербурге Петра Пекарского. Том второй. Издание отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. 1873
- Поскольку принадлежали М. Ломоносов и Е.-Х. Цильх к разным вероисповеданиям, брак мог быть оформлен только в виде «записи акта гражданского состояния», что и отражает документ «Марбургской родословной книги». Относительно венчания, состоявшегося позднее, то к тому времени, по всей видимости. Елизавета-Христина приняла православие.
- Сборник материалов для истории Академии наук, изд. г. А. Куником, стр. 401; Сборник «Ломоносов», т. IV, стр. 310
- Потомки М. В. Ломоносова (до 8-го колена, фрагмент поколенной росписи) — сайт «Былое России»
- Telum imbelle, sine ictu (лат. Копьё невоинственное, без удара — слова вергилиевской «Энеиды», II, 544) — по родословной традиции оглашал герольд над могилой последнего представителя фамилии, ломая шпагу — род пресёкся…; но, в данном случае, речь идёт только о линии М. В. Ломоносова, а ныне живут и здравствуют представители других линий происходящего из поморов рода Ломоносовых.
Семья[]
Родился 8 ноября 1711 года, в деревне Мишанинской Куростровской области Двинского уезда Архангельской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеича и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор Елены Ивановны Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать Ломоносова умерла очень рано, когда Ломоносову было девять лет.
В 1721 году отец женился на Федоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семёновне .Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».
Деревня Мишанская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове, против города Холмогоры, на одном из девяти островов дельты примерно в 140 км от места её впадения в Белое море. С давних времён эти острова были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное — открытый выход в море.
Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями Курострова. Как и большинство куростровских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел.
В начале 18 века семья Ломоносовых имела средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом — около 67 кв. сажен, но главным источником благосостояния являлся морской промысел.
Плавания в суровых северных морях были нелёгким делом. Поморы объединялись в артели. Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов XVIII века жили одной семьёй, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам.
Документы свидетельствуют, что ещё в 1710 году Лука Ломоносов, двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком — старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, т. е. знал навигационное дело. В 1722 году отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34 кв. сажени пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно, по-прежнему занимаясь в основном морским промыслом. Позже, в 1753 году, Ломоносов писал, что отец «довольство кровавым по́том нажил».
Лучшими моментами в детстве Ломоносова были его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания — в Северный Ледовитый океан — к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние — до Соловецких островов.
Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора». Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе немало сохранилось на севере.
Ещё от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нем поморами-старообрядцами. Рано зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности» для него делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.
В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.
Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву.
Личная жизнь и смерть великого человека: Михаил Ломоносов и память о нем в веках
Так как сбежать из дома и пойти учиться сподвигло Михаила Ломоносова история с женитьбой, то он никогда и не стремился попасть в подобную «кабалу». Однако тем не менее, он был женат и вполне успешно. Давайте разберемся более подробно, как складывалась семейная жизнь великого русского ума и ученого мирового значения.
Брак и дети
Осенью 1736 года, во время обучению металлургии в городе Магдебурге, Ломоносов квартировался у вдовы местного пивовара, которая за счет постояльцев кое-как сводила концы с концами. Имя ее не сохранилось, а вот дочка Елизавета Христина Цильх, которая к концу обучения Михаила в 1739 году уже носила под сердцем ребенка Михаила, известна побольше. Она забеременела еще до брака, потому первая дочь его считалась незаконнорожденной. Однако не дожив и до девяти лет, девочка скончалась. Свадьба между молодыми людьми состоялась только 26 мая 1740 года, после чего супруг отправился в Россию.
- Екатерина-Елизавета (8 ноября 1739 года).
- Иван (22 ноября 1741 года, не дожил до года).
- Елена (21 февраля 1749 года).
Первые двое детей были рождены в Магдебурге, а вот последняя дочь Елена появилась на свет уже в родном Петербурге. Причем замечательно, что супруга сама отыскала мужа в России, после двухгодичного отсутствия. Он не стал противиться и забрал жену к себе, с удовольствием воспитывал дочь. Потомком мужского рода он так и не оставил, потому можно сказать, что род его в мужском колене пресекся на нем же.
В память об учёном-первоиспытателе
Только в России имеется масса памятников Михаилу Ломоносову, который показал, что светлый ум способен преодолеть любые трудности. Они установлены в Архангельске, Москве, Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре и многих других городах. Кроме того, имеется памятник в Марбурге, что в Германии, в болгарском местечке Горна-Оряховице, а также на Украине в Харькове. Его имя присвоено различным промышленным, производственным, а также учебным объектом.
Филателисты знают, что почтовые марки в честь Михаила Васильевича выходили с завидной регулярностью, начиная с 1925 года, и до наших дней. Также выпускают памятные монеты в честь великого ученого, последняя из которых была отчеканена в 1986 году. Его образ часто использовали в кино, к примеру, в фильме 1955 года «Михайло Ломоносов».
Смерть энциклопедиста и интересные факты о нем
Весной 1765 года Михаил Ломоносов серьезно заболел, из-за чего его даже лично посетила императрица Екатерина Великая, понимая, какие огромные заслуги для страны и даже всего мира таил в себе этот простой человек. 4 апреля он скончался от воспаления легких, лечить которое на то время было очень сложно, за неимением необходимых препаратов, а уже 8 апреля 1765 года его похоронили на территории Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры. На другой день после его кончины бумаги Ломоносова по приказу царицы были опечатаны
- Чтобы поступить на обучение в «Спасские школы», Михаилу пришлось притворяться настоящим дворянином, что ему с успехом и удалось.
- В 1748 году, за оду в честь воцарения Елизаветы, он был премирован двумя тысячами рублей, которые ему выдали медными монетами. Получилось два воза денег, что и превратилось в настоящий анекдот.
- Григорием Орловым и доставлены в его дворец, откуда в дальнейшем бесследно исчезли. Не найдены они по сегодняшний день.
- Версия о том, что Ломоносов являлся внебрачным сыном Петра Великого полностью опровергнута, так как царь бывал в тех местах задолго до его рождения в 1702 году, но никак не в 1710-м или 17011-м.
Стоит рассказать еще и о вещем сне Ломоносова, который записан с его слов приятелем и соседом Штелиным. Когда он возвращался с учебы в Германии, то увидел сон, будто отец его попал в крушение и корабль разбился об острые скалы на берегу острова в Ледовитом океане. По приезде он сразу же отправил письмо в родные Холмогоры, но рыбаки еще не возвращались. Тогда он просил отыскать отца и даже точно описывал остров, которой видел во сне. Впоследствии тело его родителя действительно было там найдено и предано земле.
Вопрос-ответ:
Какие были интересы у Михаила Ломоносова в детстве?
По данным источников, Михаил Ломоносов с детства проявлял интерес к науке, литературе и искусству. Он учился игре на музыкальных инструментах, рисовал картины и писал стихи. Кроме того, он заинтересовался математикой и астрономией. В возрасте 13 лет он начал обучаться в академии наук, где продолжил свои научные и литературные исследования.
Какие обстоятельства обусловили трудное детство Михаила Ломоносова?
Михаил Ломоносов потерял мать в детском возрасте, после чего его отец отправил его в Киржачский приход для учебы. Там мальчика ждала тяжелая работа на скотном дворе и учеба в монастырской школе. Эти обстоятельства сделали детство Михаила трудным и несмотря на это, он продолжал заниматься наукой и искусством.
Какие книги читал Михаил Ломоносов в детстве?
Михаил Ломоносов в детстве читал много книг, в том числе «Евангелие», «Псалтырь» и «Хождение за три моря». Он также изучал науку и современную литературу. Одной из его любимых книг была «Размышления о всемирной истории» авторства французского историка Жозефа де Майстре. Эта книга повлияла на его взгляды на историю и политику.
Какую роль играла учеба в академии наук в формировании личности Михаила Ломоносова?
Учеба в академии наук сыграла важную роль в формировании личности Михаила Ломоносова. Он получил широкую научную подготовку в различных областях знаний, таких как химия, физика, астрономия и математика. В академии он также изучал русскую литературу и язык, что помогло ему развить способности к письменной и устной речи. Кроме того, в академии Ломоносов познакомился с знаменитыми учеными и литераторами, что стимулировало его научную и творческую деятельность.
Каким увлечениям Михаила Ломоносова можно удивиться?
Михаил Ломоносов был увлечен не только наукой и литературой, но и другими видами искусства. Он был художником и музыкантом, играл на скрипке, колокольчиках и флейте, а также занимался резьбой по дереву. Кроме того, он был знатоком иконописи и искусства гравюры.
Каким образом Михаил Ломоносов применил свои знания в науке в своей делеательности?
Михаил Ломоносов был автором множества научных трудов в различных областях науки, таких как химия, физика, астрономия и геология. Он также создал новую систему географических координат и работал над усовершенствованием картографии. В своей научной деятельности он применял знания, которые получил в академии наук и самостоятельно приобрел, исследуя окружающий мир и его законы.
Какое влияние на личность Михаила Ломоносова оказали профессиональные успехи?
Профессиональные успехи Михаила Ломоносова оказали положительное влияние на его личность. Он был уверен в своих силах и чувствовал себя коварным ученым и писателем. Его научные достижения принесли ему уважение и признание ученых со всего мира, а его литературные труды стали известными и любимыми читателями. В целом, профессиональный успех также влиял на моральное и материальное благополучие Михаила Ломоносова.
Какие жизненные принципы сформировались у Михаила Ломоносова в детстве?
В детстве Михаил Ломоносов был настойчивым и целеустремленным. Он начал свой путь к науке и литературе, несмотря на трудное детство и отсутствие родительской заботы. Он также проявлял любопытство и интерес к многим областям знаний, что помогло ему получить широкую научную подготовку. Эти жизненные принципы сформировались у Михаила Ломоносова в детстве и сопровождали его на протяжении всей жизни, помогая ему достигать новых высот.
«Удивительный богатырь науки»
В 1741 году, в год восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол, Ломоносов вернулся в Москву
«Дщерь Петра», пришедшая к власти под лозунгом патриотизма, практически сразу обратила свое внимание на талантливого ученого. Именно она способствовала тому, что на небосклоне российской науки загорелась звезда Ломоносова.
Написание одного из первых трудов по грамматике русского языка, строительство завода по изготовлению первых русских мозаик, открытие атмосферы на Венере, предсказание месторождения золота в горах Урала, создание Московского университета — это лишь самые яркие и широкоизвестные успехи Михаила Васильевича. Кроме того, он был одним из лучших поэтов своего времени, разработал новую схему русского стихосложения. Одним словом, за что бы ни брался Ломоносов, везде оставлял заметный след.
Ломоносов показывает Екатерине мозаичные работы. (regnum.ru)
Смерь Елизаветы, низвержение Петра III и возведение на престол Екатерины сильно изменили жизнь Михаила Васильевича. Последняя его не очень жаловала и отправила в отставку. Ломоносов ушел. В 1764 году, за год до кончины ученого, состоялась знаменитая встреча государыни с Ломоносовым. Екатерина лично приехала в дом Михаила Васильевича, три часа беседовала с ним, расспрашивая о его житии-бытии, после чего восстановила во всех должностях и чинах. Но было уже поздно. Ломоносов прожил еще около года и в 1765-м скончался.
Даниэль Дефо. Радости и горести знаменитой Молль Флендерс
которая родилась в Ньюгетской тюрьме и в течение шести десятков лет своей разнообразной жизни (не считая детского возраста) была двенадцать лет содержанкой, пять раз замужем (из них один раз за своим братом), двенадцать лет воровкой, восемь лет ссыльной в Виргинии, но под конец разбогатела, стала жить честно и умерла в раскаянии. Написано по ее собственным заметкам
Предисловие автора
В последнее время публика так привыкла к романам, что история подлинной жизни, в которой от читателя скрыты имена действующих лиц и другие сведения о них, вряд ли будет сочтена былью; но в этом отношении мы должны предоставить читателя его собственному суждению: пусть он принимает эту книгу, как ему будет угодно.
Молль Флендерс , очевидно, описывает здесь собственную жизнь и вначале сообщает причины, заставившие ее скрыть свое настоящее имя, так что прибавить к этому нечего.»
Правда, подлинные записи пересказаны здесь иными словами, и слог замечательной дамы, о которой идет речь, слегка изменен; главное, в ее уста вложены более скромные выражения, нежели те, что стояли у нее; рукопись, попавшая в наши руки, была написана языком, больше похожим на жаргон Ньюгета, чем на язык раскаявшейся и смирившейся женщины, за которую она выдает себя на последних страницах.
Перу, занимавшемуся отделкой повести и превратившему ее в то, что вы видите перед собой, стоило немало труда принарядить ее в приличное платье и заставить говорить приличным языком. Когда развращенная с юных лет женщина, к тому же дитя разврата и греха, повествует о порочной своей жизни, особенно подробно останавливается на обстоятельствах своего совращения и на всех ступенях преступлений, которые она прошла за шестьдесят лет, то автору нелегко так все это скрасить, чтобы не было повода для нареканий, особенно со стороны недоброжелательных читателей.
Во всяком случае, были приложены все старания к тому, чтобы не допустить в эту повесть в настоящем ее виде никаких непристойностей, никакого бесстыдства, ни одного грубого выражения героини. С этой целью кое какие подробности порочной части ее жизни, которые нельзя передать в пристойной форме, опущены вовсе, многое же сильно сокращено. То, что оставлено, надо надеяться, не оскорбит самого целомудренного читателя, самого скромного слушателя; и так как даже из самого дурного рассказа можно извлечь пользу, то нравоучение, надо надеяться, удержит читателя от легких мыслей даже в тех случаях, когда сам рассказ может их возбудить. Повесть о порочной жизни, кончившейся раскаянием, непременно требует живого описания порока, иначе потускнеет красота раскаяния, а под умелым пером оно, несомненно, должно выйти ярким и привлекательным.
Говорят, будто раскаяние нельзя изобразить с такой живостью, красотой и блеском, как преступление. Если в таком мнении и есть доля правды, то объясняется это, мне кажется, тем, что при чтении порок и добродетель вызывают неодинаковые чувства; несомненно, различие заключено не в истинных качествах предмета, а во вкусах и склонностях читателя.
Но так как настоящее произведение предназначено главным образом для людей, умеющих читать и извлекать пользу из прочитанного, то, надо надеяться, таким читателям нравоучение понравится гораздо больше, чем содержание, выводы – больше, чем самый рассказ, и намерение писавшей – больше, чем жизнь героини.
Повесть эта изобилует занятными приключениями, и все они содержат в себе назидание. Благодаря соответствующему освещению они всегда так или иначе поучительны для читателя. Распутная жизнь героини с молодым джентльменом в Колчестере содержит столько черточек, изобличающих порок и предостерегающих всех вступающих на этот путь о гибельном конце подобных похождений, нелепость, безрассудство и гнусность поведения обеих сторон так очевидны, что этим с избытком искупается слишком живописное изображение героиней своего беспутства и порочности.
Уроженец Архангелогородской губернии
Василий Дорофеевич Ломоносов и его жена – Елена Ивановна, в девичестве Сивкова, стали счастливыми родителями сына Михаила, благодаря которому их имена и вошли в историю. В ноябре 1711 года 8 числа в семье Ломоносовых появился будущий популяризатор наук в России. Жило семейство в деревне Мишанинской, которая теперь относится к Архангельской области. Достаток Ломоносовых был по тем временам вполне приличным, их можно было бы назвать зажиточными.
Матери Михаил лишился рано, ему было всего 9 лет, а отец женился во второй раз, но и вторая жена не прожила долго. Сыну было 13 лет, когда Василий Дорофеевич решил попытать счастье в третий раз. Его избранницей стала вдова Ирина Семёновна Корельская, которая стала для юного Михаила нелюбимой мачехой. С малых лет мальчик помогал отцу в рыбной ловле, что развило в его пытливом уме интерес к естественным наукам и изучению русского Севера.
Начальное образование Михайло получил не у самого образованного человека в округе – местного дьяка Сабельникова. Он научил мальчика грамоте, благодаря чему к 14-ти годам парень мог писать и читать. Жизнь юного Михаила Васильевича в отцовском доме доставляла ему массу неудовольствия. Мачеха юноши не одобряла его любви к книгам и чтению, а отец хотел женить. Не желая быть закабалённым и ущемляемым в правах, молодой человек решил покинуть отчий дом и отправиться в старую столицу.
Историко-мемориальный музей имени М. В. Ломоносова в селе Ломоносово (бывшая деревня Мишанинская) расположен на том месте, где был родной дом Михаила Васильевича / tonkosti.ru
Дикий блат
Михаил Васильевич Ломоносов
Ранняя биография Ломоносова практически полностью основана на его собственных рассказах. Согласно им, он, бедный крестьянин из Холмогор, очень любил с детства читать книги, за что его ругала злая мачеха; отец желал видеть сына помощником на рыбном промысле. Но Ломоносов так тянулся к знаниям, что в 19 лет не выдержал и ушел пешком в Москву вместе с рыбным обозом. Всю дорогу он ел только соленую рыбу. А уже в Москве оказалось, что у одного из его земляков есть знакомства в Славяно-греко-латинской академии, куда Ломоносов слезно молил его принять, соврав, что он из дворян… В общем, настоящая патриотическая сказка о юном самородке.
Сказка, правда, распадается на части почти сразу же. Прежде всего, семья Ломоносова была довольно богатой. Отец владел гукором «Чайка» — двухпарусным судном грузоподъемностью 5400 пудов (около 90 тонн). И хотя Ломоносов действительно многократно ходил с отцом на промысел, готовили его вовсе не к рыбному делу.
Двухмачтовый гукор
Ломоносова, по его рассказам, грамоте обучал деревенский дьячок; однако для такого образования он оказывается чересчур развит. Посмотрите на его беглую скоропись в 14-летнем возрасте. Для того времени это высший пилотаж — так учили писать в столицах. Кроме того, в хронике жизни ученого есть любопытная запись: в 1728-м он встречается с архимандритом Соловецкого монастыря Варсонофием. Ломоносовы, видимо, имели хорошие связи в духовной среде — сложно иначе объяснить встречу Михайлы с таким крупным духовным лицом. Например, дядя Ломоносова, Иван Дорофеевич, был таможенным подьячим Антониево-Сийского монастыря, крупного культурного центра Поморья. Сохранились также сведения о близости Ломоносова к старообрядцам-беспоповцам — а старообрядцы отличались своей книжной культурой. Стоит предполагать, что так хорошо Ломоносова подготовили в любом случае в духовной среде.
Отъезд в Москву был запланированным — он получил в воеводской канцелярии паспорт сроком на год и заручился согласием отца. Отъезд Ломоносов замыслил, очевидно, после знакомства с Иваном Каргопольским, прибывшим в Холмогоры в 1730 году. Каргопольский учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве, затем 6 лет провел во Франции, в частности, слушая лекции в Сорбонне. В Холмогоры он приехал преподавать языки в Словесную школу, основанную архиепископом Холмогорским и Важеским Варнавой, его бывшим учителем в академии. В регионе были необходимы переводчики — через единственные пока порты шла активная торговля с Западом.
Спустя два месяца Ломоносов отправляется в Москву и сразу же попадает на аудиенцию у ректора Академии, архимандрита Заиконоспасского монастыря Германа. Именно ему Ломоносов якобы «соврал» о том, что он дворянин. Разумеется, «соврать», не предъявляя никаких документов, в разговоре с иерархом такого уровня было невозможно. Ломоносов наверняка был известен Герману, который всего через четыре месяца сменил умершего Варнаву в качестве архиепископа в Холмогорах.
Место на Никольской улице, где находилась Славяно-греко-латинская академия. Заиконоспасский монастырь действует до сих пор
Блат блатом, но Ломоносов, поступив в Академию, начинает демонстрировать бешеные интеллектуальные способности. Первые успехи — в латыни, языке европейской учености. Ломоносов начинает учить его в январе 1731, но к июлю уже говорит и делает переводы, в ноябре 1732 года учит стихосложение по учебнику, написанному на латыни.
В 1734 он готовится к рукоположению в священники — логично для человека, заканчивающего лучшую духовную академию страны. Тут-то и приходится разобраться в происхождении: сначала он говорит, что он сын священника, а на следующий день признается, что из крестьян. Паспорт, выданный ему при отъезде с родины, он «потерял». И это происходит в Московской синодальной конторе, части Синода, «правительства» русской церкви. Контора, как ни в чем не бывало, рекомендует Заиконоспасскому монастырю рукоположить Ломоносова… Никто и ухом не ведет насчет лжи Ломоносова о своем происхождении и того, что у него вообще нет никаких документов — а он живет в Москве уже три года!
Был ли Ломоносов рукоположен? Неизвестно. Когда в следующем же году ректор Академии приказывает ему ехать в качестве священника в Карелию, он «отозвался» (не для того Михайло уехал с Севера, чтобы возвращаться!) Вот так вот, запросто отказался от приказа ректора. Но уже в ноябре 1735 ректор отправляет Ломоносова учиться в Петербургскую Академию наук.
Роль учителей в формировании личности Михаила Ломоносова
Михаил Ломоносов был одаренным учеником с самого детства, но огромную роль в его становлении вели учителя.
Первым учителем Михаила стала его мать, которая научила его читать и писать еще до школы.
В школе же Михаил прошел подготовительный курс учебы под руководством опытного учителя, который помог ему получить основы грамотности и принять любовь к знаниям.
Далее Ломоносов обучался в Германии, где его учителями были известные ученые своего времени. Благодаря им Михаил углубил свои знания в различных науках, получил богатый опыт и знания, которые оказались весьма полезными в дальнейшей жизни.
Таким образом, учителя оказали огромное воздействие на формирование личности Михаила Ломоносова, его восприятие знаний и любовь к науке, что позже помогло ему стать гением своего времени.
Мистические истории из семейной жизни Михаила Ломоносова
Карточный обман
Однажды Михаил Ломоносов рассказал своему другу о том, как в детстве его отец обманывал игроков в картишки, меняя карты. Но как только Ломоносов начал детальнее описывать ситуацию, его друг удивился и сказал, что ситуация очень похожа на то, что случилось с его отцом. И оказалось, что отцы обманывали именно друг друга.
Жидкостный огонь
Мать Михаила Ломоносова была известна своим увлечением алхимией. Она проводила эксперименты в лаборатории, которую она сама обустроила в доме. Раз за разом она пыталась создать жидкостный огонь, но так и не добилась успеха. Однако, говорят, после ее смерти Михаил нашел записи матери, которые помогли ему разработать рецепт этого удивительного вещества.
Пророческий сон
Когда Михаил Ломоносов был ребенком, он видел сон, в котором к нему явилась мудрая старушка и предупредила его об опасности. Сон показался Ломоносову таким реалистичным, что он запомнил каждую деталь. И, когда спустя несколько лет случился пожар в школе, где учился Ломоносов, он понял, что это именно тот сон, который он видел, и спас свою жизнь благодаря предупреждению старушки во сне.
«Все испытал и все проник…»
В 1730 году Ломоносов вместе с рыбным обозом отправился в Москву. Отец отпустил его ненадолго. Михаил обещал вернуться. Добравшись до места, он узнал, что в Москве есть великолепная по тем временам школа — Славяно-греко-латинская академия. Ломоносов решил туда поступить. Указав в анкете, что он дворянский сын (дети крестьян в академию не принимались), Михаил по счастливой случайности был принят. Вообще, в его жизни было очень много удачи, ему невероятно везло.
В Славяно-греко-латинской академии Ломоносов учился около пяти лет. Делал это с неукротимой жадностью. За годы учебы он освоил латинский язык, научный язык того времени, увлекся риторикой, историей. Получив образование в области гуманитарных наук, Михаил заинтересовался науками естественными, с которыми в академии дело обстояло намного хуже.
И опять ему повезло: из Петербургской академии наук пришел запрос прислать для продолжения обучения несколько самых толковых учеников, к которым Ломоносов, несомненно, относился.
Петербургская академия наук была основана Петром I в 1724 году. В ней в основном служили немецкие ученые, которые приезжали в Россию на условиях контракта. По плану Петра Великого при академии был создан университет для подготовки студентов. Именно в нем в числе прочих двенадцати лучших учеников Славяно-греко-латинской академии оказался Ломоносов.
Прибыв в Петербург, на новое место учебы, он выяснил, что в академии говорят только по-немецки. Немецкого языка Михаил не знал. Он засел за книги и практически за год устранил и этот пробел. И вдруг опять счастливый случай: открылась вакансия на обучение за границей, в Германии
На Ломоносова, знающего латынь, умеющего объясняться по-немецки, вновь обратили внимание.
В 1736 году в числе лучших студентов Академии наук Михаил был направлен в Марбург для изучения горного дела, физики, химии, а также получения всестороннего европейского образования. Там он выучил французский язык, научился фехтованию, танцам. Три года провел Ломоносов в Марбургском университете, затем переехал во Фрайберг. Здесь он занялся изучением горного дела, химии. Последняя наука натолкнула его на мысль о создании в России химической лаборатории.
В 1740 году материальные трудности и разлад в отношениях с Иоганном Генкелем, его наставником, заставили Ломоносова покинуть Фрайбергский университет. Около года скитался он по Европе, претерпевая всяческие лишения. Судьба завела его даже в прусскую армию, откуда он, прослужив несколько недель, благополучно дезертировал.
Тайны детства Михаила Ломоносова: как формировалась личность будущего гения
Ранние годы будущего гения
Михаил Ломоносов родился в 1711 году в деревне Мишанино, в бедной крестьянской семье. Ещё в раннем детстве он остался без родителей и оказался под опекой бабушки. Бабушка старалась дать Михаилу хорошее образование и воспитать его в традициях русской православной культуры. Она понимала, что единственным выходом из бедности и нищеты для Михаила может стать образование.
Уже в детстве Михаил проявил огромный интерес к наукам. Он с удовольствием изучал математику, астрономию, географию и другие предметы. Он также проявлял талант в лингвистике, хорошо знал несколько иностранных языков, включая латынь, французский и немецкий.
- Михаил был ребёнком необычайно талантливым и усидчивым.
- Он всегда был увлечён наукой и стремился к знаниям.
- В раннем возрасте он проявил способности к изучению языков и естественных наук.
Ранние годы Михаила Ломоносова были небогатыми и трудными, но они также были наполнены любовью, заботой и поддержкой со стороны бабушки. Это помогло Михаилу вырасти в умного, талантливого и амбициозного человека, готового покорять науку и своё место в истории России.
Тайны детства Михаила Ломоносова
Многие факты из детства Михаила Ломоносова остаются загадкой, но их мало – даже из рассказов матери Ломоносова можно сделать выводы о характере будущего ученого.
- Детство на севере. Слухи гласят, что Михаил Ломоносов родился в небольшом северном городке. Жизнь в трудных условиях, суровая природа, необходимость бороться за выживание могли повлиять на формирование стойкости и самостоятельности Михаила.
- Непокорный ребенок. Мать Михаила Ломоносова описывала своего сына как вольного и непослушного ребенка, который не любил правил и ограничений. Эта черта характера могла повлиять на его жизнь и карьеру ученого в будущем.
- Страсть к знаниям. Михаил Ломоносов в юном возрасте проявлял интерес к наукам и читал много. Бесспорно, его любознательность и увлеченность различными областями знаний повлияли на формирование его гениальной личности.
Тайны детства Михаила Ломоносова остаются загадкой, но известно, что его детские годы сыграли важную роль в формировании будущей личности гения, складывая его увлечения и развивая уникальные черты характера.
«На берегах Ледовитого моря…»
Михаил Васильевич Ломоносов был человеком, который, пользуясь современным выражением, сделал себя сам. Его отец, поморский крестьянин Василий Дорофеевич, занимался рыбным промыслом. Нельзя сказать, что он был богатым человеком, но и бедным его не назовешь.
У Ломоносова было трудное детство. Когда ему было 9 лет, умерла мать. Отец привел в дом мачеху, отношения с которой у мальчика не сложились: она постоянно высмеивала привычку Михаила читать книги, а его любовь к знаниям и вовсе считала глупостью. Отец, как позднее писал сам Ломоносов, был добрым, но слабым человеком. Он не мог заступиться за сына, хотя тот был у него единственным.
Юный Ломоносов на пути в Москву. (polzam.ru)
Сложившаяся ситуация не позволяла Михаилу дольше оставаться в родительском доме. Ему нужно было куда-то бежать. В то же время у него, 19-летнего молодого человека, с отрочества были огромная тяга к знаниям и грандиозное чувство любознательности. Он прочитал все книги, которые нашел в родной деревне, добрался до библиотеки Холмогорской епархии. Изучил все. И тогда знающие люди подсказали ему, что если он действительно хочет учиться, то в России для этого есть только три места — Москва, Петербург и Киев. Ломоносов выбрал Москву.