Золотые правила воспитания Макаренко

Макаренко свято верил, что цель настоящего педагога — воспитать достойных граждан. Он видел потенциал в каждом ребенке и в своей практике использовал ряд правил, раскрывающих этот потенциал. Впоследствии их назовут «золотыми».
«Если есть забота о жизни и счастье другого — такие отношения будут всегда прекрасны».
А. С. Макаренко
Образец для детей — поведение родителей
Правильное воспитание предусматривает, что ребенку мало говорить и напоминать «как делать», нужно делать это вместе с ним. Ребенок не слышит слов, он видит поступки. Родитель, который требует того, чего не делает сам, не может рассчитывать на послушание.
Искренность, серьезность и простота в тоне воспитания.
Сам педагог, работая в колонии, всегда был искренним и доброжелательным. С детьми не нужно сюсюкать, считая их маленькими. Каждый ребенок желает быть «большим», хочет, чтобы его понимали
Дети остро реагируют на фальшь, поэтому важно всегда говорить правду. Только общаясь на равных, можно заслужить уважение
Четко осознавать, какие качества нужно привить формирующейся личности
Нельзя действовать приблизительно, наугад, требуя сегодня одно, а завтра — другое.
Знать окружение своего ребенка, что он делает и чем занят
Сыну или дочери нужно предоставлять свободу, чтобы научить самостоятельности, научить разбираться в людях, видеть плохое и хорошее. В парниковых условиях нельзя вырастить личность. Но при этом нужно ненавязчиво следить, с кем дружит ребенок, чем занят и увлечен.
В воспитании важно все
Это значит, что взрослый обязан следить за каждым своим поступком. Нельзя ставить в приоритет что-то одно и при этом упускать из виду другое, игнорировать мелочи. Из мелочей складывается жизнь.
Готовность помочь
Если выполнять за ребенка его обязанности, он вырастет ленивым, инфантильным и безответственным. Маленький человек должен все делать сам, набираться опыта, учиться на собственных ошибках. Но родитель должен быть готов на помощь, когда она действительно потребуется.
Не платить и не наказывать за результаты труда
Если ребенок сделал что-то хорошее, не нужно за это платить, ведь он получил удовлетворение и радость от собственных действий. Тем более не стоит наказывать за несделанную или плохую работу. Нужно добиться, чтобы она была выполнена
Важно указать на ошибки, а не принимать карательные меры
Не приносить себя в жертву ребенку
Если жить исключительно интересами наследника, можно потерять себя как личность с собственными желаниями и потребностями. Это не вызовет со стороны ребенка ни капли уважения. Наоборот, не видя силу родителя, он будет стремиться вырваться из-под надоевшей опеки на свободу.
Целостность процесса воспитания
Это правило подразумевает, что человека невозможно воспитать «по частям», работая над каким-то одним недостатком. Только подходя к проблеме со всех сторон, можно получить положительные результаты.
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Это главное правило в системе воспитания Макаренко. Он потратил большую часть жизни, чтобы сделать своих воспитанников счастливыми. Антону Семеновичу удалось перевоспитать более 3 тыс. подростков, сделать из них настоящих людей.
В современной России, где детей оберегают от малейшего усилия, правила воспитания Макаренко едва ли найдут последователей. Сама мысль заставлять ребенка трудиться кажется шокирующей. Но так ли плохо с юных лет приучать ребенка к обязанностям на пользу себе и окружающим?
Поделиться
Построение воспитательного процесса в семье
Антон Семенович Макаренко не меньшее внимание уделял семейному воспитанию. Педагог считал, что то, каким вырастет малыш, целиком зависит от родителей
Именно они своим личным примером, поведением в быту и на работе, высказываниями о текущей политической ситуации в стране или знакомых людях формируют личность ребенка.
Малыш впитывает в себя все, что дают ему родители своими поступками, словами, невербальными средствами выражения мировоззрения
Конечно, воспитательные беседы нужны, но еще более важное значение имеет поведение самих родителей. Требовательность и контроль в первую очередь к себе – вот азы семейного воспитания
Родители должны быть предельно честны с детьми, максимально искренни. Не нужно проводить рядом с ребёнком все свое время, контролировать каждый его шаг. Это совершенно излишне и приносит только вред: малыш вырастет в пассивного, не имеющего собственного мнения человека. К тому же постоянное общество взрослых может придать неправильное направление духовному развитию несовершеннолетнего.
Задача родителей – предоставить ребенку допустимую свободу, точно зная, где он и с кем
Влияние окружающей среды не менее важно, чем внутрисемейные отношения и родительский авторитет. Ребенок должен знать, что может столкнуться с враждебным отношением, непростыми обстоятельствами, соблазнами
Детям нужна будет помощь, совет, а иногда и защита – и это тоже важные элементы правильного воспитательного процесса.
Третий важнейший элемент – это организация жизни семьи. Никаких мелочей и пустяков между взрослыми и детьми не бывает: значение имеет все. Собственно, из мелочей и складывается жизнь. При этом Макаренко убежден: у каждого родителя должна быть конкретная воспитательная цель, из которой должна сформироваться воспитательная программа.
Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что воспитание по системе Макаренко и сегодня дает замечательные результаты. Эффективность этой методики позволяет активно использовать ее в организации воспитательного процесса в коллективе и семье.
Приобрести книгу Антона Макаренко под названием:»Правильно воспитывать детей. Как?»
Для реализации концепции Макаренко в коллективе применяются следующие типы воспитательного воздействия
:
-
Коллективное мнение
– коллектив самостоятельно решает, каким образом организовывать свою хозяйственную деятельность, в том числе и в части распределения финансов. -
Организация постоянных и временных групп (отрядов)
. При организации постоянного отряда, в нем назначается лидер, несущий ответственность как за всю группу, так и за каждого ее участника. Во временном отряде колонисты назначаются в порядке очереди – для воспитания ответственности за себя и за всех остальных. -
Трудотерапия
– один из ключевых инструментов воспитания в коллективе. -
Выявление и развитие уникальных способностей воспитанников
. -
Использование поощрений и наказаний
– любой поступок воспитанника, хороший или плохой, не должен остаться без внимания.
В целом, можно сказать, что педагогическая система Макаренко основывается на следующих принципах
:
- ведущую роль в становлении личности воспитанника играет коллектив;
- основным инструментом для полноценного развития личности воспитанников является трудовая деятельность;
- коллектив управляет собой самостоятельно – принцип самоуправления.
Как появилась система Макаренко
Антон Семёнович Макаренко родился в интеллигентной семье в небольшом украинском городе Крюкове (ныне Кременчуг) под Полтавой. С детства он очень любил читать, интересовался социологией, астрономией, естествознанием и художественной литературой. Любимым писателем Макаренко стал Максим Горький. По признанию родных, чтение — единственное, что интересовало юного Антона. Вскоре он изучил все книги в местной библиотеке и стал самым образованным человеком в городе.
В 17 лет Макаренко окончил Крюковское железнодорожное училище и устроился туда преподавателем. В те времена учителя обычно вели по несколько предметов, поэтому энциклопедические знания Антона Семёновича оказались очень кстати. В училище он преподавал все дисциплины, кроме Закона Божьего.
В 1920 году Полтавское управление образованием поручило молодому педагогу возглавить «колонию для дефективных». После войны и двух революций в стране были большие проблемы с преступностью малолетних. По разным оценкам, на территории РСФСР насчитывалось от 4,5 до 7 миллионов детей-беспризорников. Они занимались попрошайничеством и воровством, а те, что постарше, сбивались в банды грабителей. По всей стране чекисты отлавливали их и отправляли в наскоро созданные колонии для перевоспитания. Руководителем одной из них и стал тридцатидвухлетний Макаренко.
Штат колонии в селе Ковалёвка состоял из трёх учителей (двое из которых — женщины) и завхоза. Никакой охраны не было. В распоряжении руководителя находилось полуразрушенное здание, несколько мешков муки и револьвер с шестью патронами.
В декабре 1920 года прислали первых подопечных — это были крепкие, достаточно взрослые ребята (многие беспризорники занижали свой возраст, чтобы избежать тюрьмы). Они вели себя так, будто приехали на отдых: перезимовать «на казённых щах» представлялось им отличной перспективой. Они ели, когда была еда, а когда не было, воровали по соседним деревням, проводили дни за игрой в карты и ножички, а все попытки привлечь их к учёбе и работе встречали по-воровски вежливым отказом, в котором без труда читалась угроза. Макаренко с отчаянием пришлось признать, что стандартные методы воздействия здесь не работают.
Оставался один способ призвать колонистов к порядку — силовыми методами. Но Макаренко понимал: держать в страхе целую ораву малолетних преступников ему не под силу. Он решился на отчаянный шаг: вызвал к себе местного «авторитета» Семёна Калабалина и попросил его съездить в город за деньгами на содержание колонии. Объяснил, что, если он не вернётся, остальным придётся сидеть впроголодь целый месяц. Выдал доверенность на получение денег, лошадь и, поскольку на дорогах было небезопасно, — свой пистолет.
Макаренко рисковал не только остаться без денег на содержание колонии. Если бы Семён не вернулся — руководителя ждал расстрел. Но парень был глубоко тронут оказанным ему доверием и привёз назад необходимую сумму. Впоследствии Калабалин станет главным сподвижником Макаренко, а колония превратится в преуспевающее предприятие с собственной школой, фермой и цехами на несколько сотен рабочих мест. Позже Макаренко переведут в другое исправительное заведение неподалёку — Коммуну для беспризорников имени Ф. Э. Дзержинского. Там его таланты развернутся на полную: в коммуне будут не только школа, сельскохозяйственные угодья и высокотехнологичный завод, но и оранжерея, театральная труппа и собственный оркестр.
По официальным данным, из более чем трёх тысяч беспризорников, воспитанных под руководством Макаренко, ни один не вернулся в тюрьму. Многие выросли в квалифицированных рабочих, другие получили высшее образование и стали экономистами, управленцами и учителями.
<<Форма демодоступа>>
Как появилась система Макаренко
Антон Макаренко родился 13 марта 1888 года в Белополье в семье рабочего-строителя. Он работал учителем и согласился заведовать колонией для малолетних правонарушителей. Именно это решение определило судьбу педагога.
Макаренко создал в колонии несколько «детских комитетов», назначив каждому ответственного. В соответствии с политикой рабочего класса он учил детей выращивать урожай, шить одежду, убирать территорию колонии, играть на музыкальных инструментах и готовить пищу в дополнение ко многим другим видам трудовой деятельности.
Колония Макаренко дала отличные результаты. Он описал свои действия как «новое слово в педагогике» и привел в качестве доказательства утверждения коммунистической партии, что можно «создать новую породу личности». На самом деле успех системы воспитания был скорее результатом уникальной личности Макаренко, чем применения советской доктрины. После смерти учителя никто не смог добиться таких же успехов.
Основная суть системы Макаренко
Как писалось ранее Антон Макаренко опубликовал множество трудов на тему воспитания и все желающие могут подробно изучить его систему воспитания. Сегодня мы опишем лишь основные принципы, которые на мой взгляд нужно знать любому руководителю.
У каждого должны быть любимые предметы
Макаренко большое внимание уделял поиску любимых предметов в школе. Они должны обязательно быть, возможно это будут кружки или секции
Но главное, чтобы у ребенка были предметы, которые ему нравятся и которые приносят пользу его развитию и совпадают с интересами общества. При этом Макаренко требовал посещения всех предметов, но, если какие-то предметы не давались ребёнку от него требовалось получить только общие знания.
На мой взгляд это важнейший параметр в любом деле. Если вам нравиться хотя бы часть рабочего процесса, то вы будете выполнять весь процесс. В любой рабочей должности есть более интересная и менее интересная работа. Но если человек не видит интереса в выполнении своих функций вообще, то эта работа, не для него.
Воспитание через коллектив
Суть очень простая коллектив оказывает решающее влияние на поведение человека. Если коллектив проповедует правильные ценности, то и все члены коллектива будут им следовать. Против коллектива идти не принято, вне зависимости от возраста человека. Макаренко видел очень важную суть коллектива – должна быть единая цель, которая принята всеми членами коллектива. Тут нужно учитывать — при достижении цели, коллективу нужно сформировать новую цель.
Макаренко создавал трудовые коммуны и через них формировал цели. Удивительно, но благодаря этому коммуны были финансово самодостаточные. Харьковской трудовой коммуной имени Феликса Эдмундовича Дзержинского, созданной Макаренко из бывших беспризорников, выпускался советский дальномерный малоформатный фотоаппарат ФЭД, являвшийся копией немецкого фотоаппарата «Leica II».
Положительный результат труда
Воспитание через труд – это одна из основных идей Макаренко. Сам по себе детский труд для тех времён являлся нормой, по всей стране была развёрнута большая стройка. Но Макаренко выделил очень важный аспект любого труда – дети должны видеть положительный результат своего труда. Вот основные критерии положительного результата:
- Ярко выраженная глобальная цель, идея ради которой стоит жить;
- Развитие и образование в процессе труда. Человек должен видеть, как он развивается;
- Процесс должен быть налажен и у вас должно получаться то чем вы занимаетесь, больше всего разочаровывает провал;
Данные критерии жизненно важны в менеджменте. Так или иначе они все прописаны в учебниках, опыт и успехи Макаренко просто ещё раз доказывают очевидность того что:
- Сотрудник должен видеть высшую цель своего труда;
- Человек всегда должен видеть, как процесс развивает его лично;
- Нельзя долго находиться в состоянии неудач, уныние самый страшный из грехов;
Авторитет через успех
Вот очень правильное высказывание Макаренко про авторитет — «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если всё у вас оканчивается браком или «пшиком», — никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего» .
С вами как с руководителем, наставником или воспитателем должен быть связан успех. Ваша деятельность всегда должна быть успешно оцениваемой со стороны сотрудника. Стоит сотруднику увидеть ваши провалы и неудачи он потеряет в вас веру. Ваш авторитет подкрепляет не суровость наказаний, только лишь успешная деятельность.
«Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.» Антон Макаренко.
Если вы как руководитель избегаете труда и не демонстрируете своим подопечным положительный личный пример. То серьёзных успехов вам не достигнуть, что в бизнесе, что в педагогике.
Дисциплина
Дисциплина — это не метод и не средство воспитания, дисциплина – это результат воспитания. Это суждение очень правильно для взрослых так как им свойственно осознанно нарушать правило и менять своё поведение в зависимости от обстоятельств. Научить человека вести себя правильно на глазах у других людей не трудно. Сложнее сделать так чтобы человек себя правильно вёл вне зависимости от обстоятельств.
Комментарии
Комментариев пока нет
- Собор славянских народов отметил 360-летие Переяславской Рады
- В Тель-Авиве отметили юбилей одного из создателей «Блокадной книги» Даниила Гранина
- Воссоединение Беларуси: взгляд военного историка
- Факты, которые «не замечают»в Институте истории НАН Беларуси
- Битва за Полоцк и Смоленск
- Бородино
- Письма из Беларуси. Уличённые во лжи
- К юбилею легендарного полёта «Буран». Прерванный триумф
- Не повторять роковых ошибок прошедших эпох
- У России украли победу в Первой мировой войне
- 1853 – 1856: не только Крымская война
- Романовский обелиск в Александровском саду
- Городельская уния и её последствия
- К 20-летию государственного флага Российской Федерации Три с половиной века русскому триколору
- Генерал, равный Суворову. Михаил Дмитриевич Скобелев.
- Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда, проживающие за рубежом, приняли участие в городских мероприятиях, посвященных 70-ой годовщине полного освобождения Ленинграда
- 70 лет снятия блокады Ленинграда
- К 70-летию снятия блокады Ленинграда. Они защищали великий город
- К 360-летию Переяславской Рады. «Да будут совершены воедино»
- Единству Руси быть!
- Аркаим как исток европейской цивилизации
- Дорогами Первой мировой войны
- «Дорога жизни» станет музеем
- Лесная – место русской воинской славы!
- Солнечный исток славянской культуры
- Искажение истории и попытки оправдания коллаборационизма на белорусском государственном телеканале
- Герои Отечества времён Первой мировой
- Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг…
- Он мог бы быть нашим современником. На 90-летие Александра Матросова
- Белоруссию ждёт свой Крым?
- Митрополит Павел передал Национальной библиотеке Беларуси факсимильный экземпляр Полоцкого Евангелия
- Первая мировая война на белорусской земле. Новая книга Вячеслава Бондаренко.
- Кровавый след бандеровцев в Белоруссии
- Анатолий Шлыков, белорусский публицист: Теперь наших детей учат, что в 1812 году воевали между собой россияне и французы, а мы, белорусы, тут ни при чем
- Ветераны Великой Отечественной войны просят белорусского президента А.Г.Лукашенко не устанавливать памятник Ольгерду в Витебске
- В Белоруссии есть силы, дискредитирующие партизанское движение
- «Чернобыльская война». Как это было
- В Бресте накануне Дня Победы умудрились повесить портрет Гитлера на улице
- Георгиевская лента — исторический символ Победы
- Три праздника в преддверии Троицы
- Линия Сталина
- А хто там iдзе?
- Прошлое как возможное будущее
- Белорусы и Белорусская Народная Республика (БНР)
- В Витебске поставили памятник, а в Бресте уже давно стоит. Не заметили?
- «Политики принимают решения, но жизнь отдают не они». Суриков и Жадобин призвали извлечь уроки из двух мировых войн Читать полностью: http://news.tut.by/society/409484.html
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть первая
- Тихая революция. “Па-беларуску”. Часть вторая
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть третья
- Первая мировая война – это не только история
- ГосТВ Белоруссии подтвердило приверженность пересмотру итогов Отечественной войны 1812 года
- Осовец: русская слава Великой войны
- К 500-летию битвы под Оршей
- Нет флагу полицаев!
Педагог будущего
В разные годы, под влиянием политических процессов, партократическая элита советского общества, не желая признавать заслуги одного из великих педагогов, вынуждена была признать разработанную им новую систему воспитания. Идеи гуманизма, признание в ребенке личности, уважение к детям остаются приоритетом и для педагогики двадцать первого тысячелетия.
А.С. Макаренко похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. По свидетельствам его современников, на похоронах Антона Семеновича не присутствовали представители педагогической элиты. Но труды Макаренко стали предметом научных исследований во всем мире. Его методика обучения и развития детей, перевоспитания трудных подростков и возвращения их в социум не только полноценными гражданами, но и лучшими представителями общества успешно работает. Сегодня она лежит в основе современных учебников по педагогике для студентов педагогических ВУЗов.
Источники изображений: stuki-druki.com, perunica.ru, ex-introvert.ru
Роль воспитателя
По мысли Макаренко, никакое воспитание невозможно без активного включения чада в жизнь общества. При этом основной воспитательной средой является детский коллектив, частью которого является педагог-воспитатель. Взрослый занимает не авторитарную позицию, но на общих основаниях включается в созидательный трудовой процесс. Так формируется личность – деятельная, самостоятельная, активная.
Педагог постоянно рядом с воспитанниками: в классе, на рабочем месте, на отдыхе.
Тематический материал:
При этом концепция труда является основополагающей. Труд каждый может выбирать себе по душе, исходя из талантов и возможностей.
Основные педагогические идеи Макаренко
В основу своих методик Антон Семенович заложил принцип параллельного действия. Суть его проста, но и одновременно сложна в понимании. Человек должен являться центральной точкой развития общественной и его собственной жизни, а также стать важнейшей составляющей трудового коллектива. Он выступает творцом успеха во всех аспектах его жизнедеятельности, а принципы и нормы закладываются учителями на первом этапе воспитательного процесса. Так учили нас и наших предков, что сейчас происходит в школах, этого сказать точно не могу.
Человек должен с раннего детства играть в жизнь, но с максимальной ответственностью и уважением к другим участникам процесса, чего не наблюдается в современном обществе. Кратко свои идеи Макаренко выделял через коллектив:
- назначение должностей в органах самоуправления.
- качественная связь с обществом.
- единая цель для команды единомышленников.
- разработка комплекса общих действий для ее достижения.
- контроль, дисциплина и ответственность.
Педагогические идеи Антона Семеновича рассматриваются через призму соблюдения режима, трудового распорядка дня, организации активного отдыха. Через творческую составляющую происходит развитие личности в человеке, его индивидуальные успехи внутри коллектива способствуют росту веры в свои силы и раскрывают оптимально имеющийся потенциал.
Основные идеи Макаренко заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Профессионализм педагога должен заключаться в умении подводить от частностей к общему, точечно и конструктивно. Я понимаю методики легендарного учителя, как умение через конкретные задачи подключать у ребенка максимальный интерес к общественно-полезной жизни.
Что он принес нового в педагогику?
Я ознакомился с принципами системы А.С. Макаренко, в ВУЗе, получая специальность психолог.
Отвечая на вопрос о том, что нового привнёс этот уникальный человек в педагогику, считаю правильным сделать акцент на тех принципах, которыми он руководствовался:
Принцип коллективности или совместной деятельности. Мы знаем, что в коммуне под его руководством, присутствовало разделение обязанностей между проживающими там ребятами. Этот принцип говорит о том, что каждый из них одновременно несёт ответственность за себя и за окружающих его людей.
Совместная деятельность, по моему мнению, – это командное взаимодействие. Именно его элементы Антон Семёнович применял при общении со своими воспитанниками. В его методике ярко виден каждый элемент командного взаимодействия.
Примером, я считаю, способность найти компромисс и наладить продуктивное сотрудничество команды в направлении достижения цели в бесконфликтной атмосфере. Умение работы в коллективе, чёткое знание круга своих обязанностей и полномочий, а также порядок согласования действий и выработки плана поставленной задачи. Для любого человека возможность работы в команде, путь к адаптации в общество.
Принцип самоуправление подразумевает, что участники коммуны А.С. Макаренко распределяли обязанности между собой, отводя Антону Семёновичу роль консультанта и старшего коллеги. Каждый участник коммуны имел возможность побыть в роли руководителя или рядового. Примером полезности принципа считаю свою работу в студенческих проектах во время обучения в ВУЗе. Это подразумевало, что студент, который хотел предложить проект для включения его в студенческую жизнь факультета должен был попробовать себя в роли рядового участника и руководителя проекта – попеременно.
Для этого было необходимо:
- Принять на себя руководство проектом.
- Составить его план.
- Собрать команду для реализации, не менее 3-х человек.
- Представить его на заседании студенческого актива, на котором в качестве научного консультанта присутствовал декан факультета.
- Принятие решения о реализации проекта, проводилось общим голосованием, студентов факультета и студенческого актива.
Принцип трудового воспитания. В наше время его принято называть, принципом адаптации к труду. Во времена А.С. Макаренко, он подразумевал выполнение повседневных обязанностей по функционированию коммуны.
Сегодня, при обучении психологов и других специалистов, помогающих профессий (юрист, врач и другие), приобретение практических навыков во время обучения, приветствуется на волонтёрских началах, помимо учебных практик и в дополнение к ним.



























