Куда обращаться?
Если вы стали свидетелем того, что ребенка избивают, и тем более делают это систематически, нужно незамедлительно обращаться в:
- территориальное отделение полиции;
- инспекцию по делам несовершеннолетних;
- социальную службу;
- орган опеки и попечительства.
Довольно часто кроме побоев в семье присутствует и другое негативное воздействие на ребенка: моральное, материальное, и даже сексуальное. Избиение детей родителями часто проходит на фоне антисоциального образа жизни последних: пьянство, употребление наркотических веществ, бродяжничество и мошенничество. Поэтому, оставлять без внимания такие действия нельзя. Родителям, которые занимаются рукоприкладством, нужно осознать следующее: ребенок не является вещью и собственностью и, вне зависимости от его возраста, к нему нужно относится с уважением.
Статья за жестокое обращение с детьми
Наказание за жестокое обращение с ребенком неминуемо. Любые насильственные действия, которые причиняют физическую боль, предусматривают штраф до 30 тыс. руб., арест до 15 суток, обязательные работы до 120 часов. Ответственность за побои из хулиганских побуждений:
- обязательные работы до 360 часов;
- исправительные работы до 1 года;
- ограничение свободы до 2 лет;
- принудительные работы до 2 лет;
- арест до полугода;
- лишение свободы до 2 лет.
Если ребенку причинены телесные повреждения, пусть даже и легкие, то ответственность существеннее. Применяемые статьи УК РФ в этом случае зависят от тяжести повреждений. Степень тяжести телесных повреждений (внешних и внутренних) определяется на основании заключения судебно-медицинского эксперта.
Умышленное причинение физических или психических страданий несовершеннолетнему путем систематического нанесения побоев, насильственных действий наказывается по ст. 117 УК РФ. Мера наказания – лишение свободы на срок от 3 до 7 лет.
Помимо ответственности за боль, истязания, причинение вреда здоровью ребенка его родители или законные представители несут ответственность за жестокое обращение. За это предусмотрено наказание:
- штраф до 100 тыс. руб. или в размере дохода виновного за период до года;
- обязательные работы до 440 часов;
- исправительные работы до 2 лет;
- принудительные работы или лишение свободы до 3 лет с возможным лишением права заниматься определенной деятельностью до 5 лет.
Ошибки — это часть жизни
Почему нельзя шлепать ребенка?
Можно не соглашаться с психологами и сколь угодно долго уверять себя, что легкие шлепки и затрещины идут на благо детям, что таким нехитрым способом они быстрее поймут, что можно делать, а от чего стоит воздержаться. Однако это всего лишь самообман, и вот почему.
1. Ребенок учится через подражание
Если вы регулярно шлепаете свое чадо, подготовьтесь к тому, что однажды он ударит вас, приятеля по песочнице или домашнее животное.
В этом случае ваши слова о том, что «Нельзя драться» или «Не смей бить маму» не возымеют на него никакого действия. Малыш быстро усвоит, что большие могут обижать маленьких, а сильные – слабых.
2. Снижается самооценка
Самоощущение детей создают, прежде всего, их родители.
Маленький ребенок еще не осознает причинно-следств енные связи между шлепком и своим нехорошим поступком.
Шлепнув в сердцах двухлетнего кроху за то, что он сломал машинку, вы не научите его аккуратности при обращении с вещами.
«Меня ударили, я плохой и не заслуживаю любви», – так думают дети. И с каждым ударом их самооценка снижается все сильнее.
3. Ребенок привыкает к шлепкам
Вероятно, после первой взбучки малыш вас послушается и прекратит шалить. Однако не обольщайтесь, это произошло не потому, что он раскаялся и осознал, что поступил неправильно. Попросту ребенок испугался и хочет вернуть ваше хорошее расположение и любовь.
Если физические наказания стали обыденностью, дети начинают воспринимать их как неизбежность и не меняют собственное поведение.
4. Порка не учит внутреннему контролю
Дети, получающие от родителей «по первое число», не учатся управлять своими поступками.
Им нужно одобрение, человек, который говорил бы, что правильно, а что, соответственно, нет.
Такие дети живут по принципу: «Не буду это делать, иначе меня ждет наказание». А ведь гораздо важнее этические нормы: «Нельзя так себя вести, потому что это плохо».
5. Бить людей – это преступление
Физическое воздействие является применением силы, то есть действием неправильным и осуждаемым любым обществом, а порой и уголовно наказуемым.
Вы же не будете бить своего коллегу, который что-то сделал не так на рабочем месте? А чем ваше чадо отличается от других людей?
6. Расписывание в собственном бессилии
Главный аргумент взрослых – ребенок попросту неуправляем и не реагирует на другие доводы. Однако в этом случае проблема не в самом чаде, а в ваших взаимоотношениях и неумении справляться с детьми.
Раздавая подзатыльники, мама или папа расписывается в слабости и роняет тем самым свой авторитет в глазах ребенка.
А значит, детские провокации будут продолжаться.
7. Недоверие к родителям
Телесные наказания разрушают доверительные отношения между членами семьи, разбивают привязанность и любовь.
Согласитесь, сложно любить того человека, который вас шлепает.
Такой способ воспитания действенен лишь потому, что дети еще маленькие и не могут противопоставить родителям собственную силу. Иногда детские обиды переносятся во взрослую жизнь, мешая уживаться выросшим детям и постаревшим мамам и папам.
8. Снижение интеллекта
Между тем, американские психологи провели исследование, показавшее, что уровень интеллекта среди детей, которых регулярно шлепают родители, существенно ниже, чем у своих «небитых» сверстников.
Да и дисциплина и послушание лучше в той группе школьников, к которым взрослые относятся более лояльно.
А так — можно?
Ребенок экспериментирует. Еще недавно он был полностью зависим от вас, а теперь может сам одеться, умыться, поесть, взять игрушку или отказаться от игры… Он пытается понять, что еще окружающая среда ему позволит делать, что — нет, на какую силу воздействия согласится, а где поставит барьер. Это не значит, что он бьет вас с холодным любопытством экспериментатора, но рассердившись, малыш понимает, что у него есть выбор, и сознательно идет на экстремальное взаимодействие. Если он не встретит сопротивления, то попробует продвинуться чуть дальше, до тех пор, пока не встретит уверенное противодействие.
Кстати, ваша покладистость в данном случае не идет малышу на пользу — вседозволенность может точно так же стать причиной невроза, как и бесконечные ограничения!
Эмоции «срывают крышу»
В дошкольном возрасте ребенок еще очень плохо умеет контролировать эмоции. А ведь он — живое существо, со своими радостями, горестями, страхами и даже злобой. Малыш еще не может продемонстрировать их корректно, и выражает свой гнев так, как подсказывает ему в данный момент темперамент. А самое простое действие — физическое.
Более того, дело может быть не только в гневе — ребенок 3-4 лет не может точно дифференцировать эмоции, опознавать их, и, бывает, реагирует агрессией на скуку или разочарование. Жесткий запрет на эмоциональные действия может привести к потере ребенком базовых жизненных ориентиров, и он может так и не научиться определять, в каком душевном состоянии находится. То есть, просто запретить бить вас и все — это не выход.
Последствия
Физическое наказание не проходит для ребенка бесследно. Это утверждение особенно верно, если речь идет о систематическом применении силы в воспитании.
Вот несколько фактов, объясняющих, почему нельзя бить детей:
- Постоянный страх перед родителями, возникающий в результате физических наказаний, со временем приводит к развитию невроза. На фоне него ребенок испытывает сложности в общении со сверстниками, становится неуверенным в себе.
- Повзрослев, такие дети имеют сильно заниженную самооценку, что мешает им реализовать себя в карьере и личной жизни.
- Ребенок на всю жизнь запоминает, что прав тот, кто сильнее. В дальнейшем, этим принципом он будет пользоваться и сам, проявляя жестокость к слабым.
- Дети, которых воспитывали с применением силы, в большинстве случаев повторяют этот сценарий, создав собственную семью.
- Регулярные физические наказания снижают способность детей концентрироваться на учебе. Так нужно ли с ремнем стоять над ребенком, пытаясь повысить его успеваемость в школе?
- Каждый эпизод избиения отдаляет ребенка от родителей, разрушая близость и доверие, лишает самых близких людей взаимопонимания. В итоге, когда малыш вырастет, едва ли он захочет заботиться о постаревшем отце или матери.
- Согласно статистике, более 90% преступников в детстве подвергались физическим наказаниям и насилию со стороны родителей. А вы ведь не хотите воспитать маньяка?
- Последствием унижений в семье становится чувство ненужности и одиночества. В таком состоянии ребенок легко может попасть под влияние сомнительных людей, проявивших к нему интерес. Результат этого – плохие компании, раннее употребление алкоголя, наркомания, втянутость в преступные группировки.
Кроме того, в порыве эмоций легко не рассчитать силы. Попавший под горячую руку ребенок может упасть, удариться об острый предмет и получить тяжелые травмы, иногда несовместимые с жизнью.
Можно ли бить ребенка
Допустимо ли физически наказывать детей за мелкие проступки — разбили вазу, уронили горшок с цветком, отобрали игрушку у другого малыша, оторвали обои, сказали непристойное слово?
Ю
К.: Каким бы ужасным и гадким ни был проступок вашего ребенка, важно не срывать на него свои эмоции, а оставаться холодным и рассудительным. При этом задача родителей состоит в том, чтобы в момент наказания не выбить из ребенка чувство защищенности и безопасности
То есть главный посыл должен быть не «Ты плохой», а «Ты совершил плохой поступок». Чувствуете разницу?
В. Г.: Если вы решили шлепнуть ребенка, то сначала встаньте на его уровень: опуститесь на колени или присядьте, чтобы быть с ним на одной высоте. А потом подумайте, а чем он сможет вам ответить в случае физического воздействия на него, как сможет постоять за себя.
Что происходит с ребенком в момент наказания?
Ю. К.: Самое главное и самое страшное — это потеря чувства защищенности и безопасности. Того самого чувства, которое является фундаментом для здорового психологического развития ребенка. Этот механизм очень похож на строительство дома: без крепкого и устойчивого фундамента невозможно возвести стены и положить крышу.
В. Г.: Если вы замахнулись на ребенка, то у него начинается физиологический процесс: все внутри сжимается — особенно анус, сфинктер. Ему хочется закрыться в «домике». Этот ужас, который направлен на него, он блокирует и создает зажим во всем кровотоке, а это приводит к гипоксии и неспособности правильно реагировать на окружающий мир. Отсюда и задержка развития.
Какой возраст считается наиболее чувствительным, когда насильственные методы приводят к серьезным проблемам?
Ю. К.: В любом возрасте физическое наказание — это огромный стресс. До трех лет ребенок эмоционально еще связан с мамой и, если она причиняет ему физическую боль, это непременно сказывается на психоэмоциональном развитии малыша. Но и после трех лет любые физические воздействия непременно оставляют след в его психике. С помощью таких наказаний можно научить ребенка подчиняться, исполнять желания так, как вам удобно. Но не стоит забывать о том, что, уйдя из родительской семьи, он унесет с собой это умение: а кому он будет подчиняться после вас — большой вопрос!
Причины использования физического наказания в воспитательном процессе
Некоторые родители уверены, что трудным детям очень сложно что-то объяснить, не прибегая к крикам и ремню. Такие люди ограничивают ребёнка в собственной самостоятельности, считая, что это может привести к проблемам.
Если же проанализировать случаи физического наказания, станет ясно, что ребёнок получает телесное наказание не только из-за непослушания. В основном, причиной является плохое настроение взрослого.
Почему же ещё может возникнуть желание ударить ребёнка?
- Мама или папа могут схватиться за ремень, чтобы реализовать какие-то личные обиды из детства, не осознавая этого
- Собственная несостоятельность. У каждого человека могут возникать различные проблемы: на работе, в личной жизни и т.п. Таким образом, родитель может сорваться на своего малыша, даже если он ничего плохого не совершил, просто попался под горячую руку
- Иногда применение физического наказания может быть из-за того, что у взрослого нет времени или желания объяснить крохе, в чем он провинился
- Беспомощность. Иногда родители просто не знают, как себя вести с ребёнком, если тот совершил проступок, и как можно ещё наказать малыша
- Нестабильная психика. В порыве гнева такие люди не могут себя контролировать, справляться с негативными эмоциями. Поэтому они не видят другого выхода, кроме как ударить ребёнка. Зачастую после физического наказания, родитель себя очень винит за это
У детей, которых бьют, хуже развивается речь
Речевые способности ребенка в возрасте 9 лет, которого били и которого не били:
- Бьет мать
- В возрасте 3 лет
- Меньше 2 раз в неделю: 0.30
- Больше 2 раз в неделю: −0.37
- В возрасте 5 лет
- Меньше 2 раз в неделю: 0.22
- Больше 2 раз в неделю: −0.92
- Отец бьет
- В возрасте 3
- Меньше 2 раз в неделю: 26
- Больше 2 раз в неделю: −0.56
- В возрасте 5 лет
- Меньше 2 раз в неделю: −0.79
- Больше 2 раз в неделю: −4.21
- В возрасте 3
- В возрасте 3 лет
Для сравнения: матери, которые бросили среднюю школу, имеют процентное соотношение -2.6, в сравнение с теми матерями, которые окончили университет — 0.
Мозг детей, которых бьют, вырабатывает меньше серого вещества.
Дети, которых били, как минимум, 12 раз в год в течение трех лет, во взрослом возрасте имеют меньше серого вещества, чем дети, которых били минимально или не били вообще.
Под словом «бить» подразумевается бить каким-то предметом, по случаю, в дисциплинарных целях, и с учетом, что это не выходило за рамки, не привело к телесным повреждениям, не было сделано со злостью.
Сокращение серого вещества у взрослых молодых людей, которых били в детстве:
- Правая медиальная лобная извилина: 19.1%
- Способность отличать себя от других объектов.
- Способность распознавать собственные качества и предпочтения.
- Способность понимать точку зрения другого человека (и основная способность решать конфликты)
- Способность оценивать и предсказывать поведение других.
- Левая медиальная лобная извилина: 14.5%
- Правая фронтальная часть поясной извилины: 16.9%
Эти участки связаны с:
- зависимостями
- суицидальным поведением
- депрессией
- ПТСР
- Диссоциативными расстройствами
Эти участки являются частью срединной ростральной префронтальной карты, играющей ключевую роль в социальном познании, а также же в функциональной структуре.
Даже в уровне образования дети, которых били, показали на 10 пунктов меньше в тестах IQ. На 75% это объясняется тем, что их били. Иными словами, перестаньте бить детей, и они получат на 7.5 баллов выше в тестах IQ.
Применение телесных наказаний влияет на задержки в развитии или задержки в развитии (и, следовательно, плохое поведение) вызывает телесные наказания? Лиц, которых опрашивали в рамках этого исследований, били в возрасте до 4 лет – пока эти области головного мозга еще формируются.
Почему серое вещество важно? Серое вещество способствует обработке информации. Особенно в этих областях оно помогает принимать решения и размышлять. Чем больше серого вещества есть в этих участках мозга, тем лучше человек может оценивать последствия и преимущества
Чем больше серого вещества есть в этих участках мозга, тем лучше человек может оценивать последствия и преимущества.
Что влияет:
- злоупотребление алкоголем или наркотиками
- ушиб головы
- злоупотребление алкоголем или наркотиками во время беременности
- опыт физического, сексуального или эмоционального насилия
- перинатальные или неонатальные осложнения
- неврологические расстройства
- условия развития и роста
Реакция на наказание
Если родитель, ударивший ребенка, постоянно чувствует свою вину, им очень легко манипулировать. Лишняя шоколадка, еще одна игрушка, третий мультфильм вместо разрешенных двух или час-другой за компьютером – и через несколько дней ребенок превращается в виртуозного манипулятора. Это еще более страшно, чем сам факт родительского срыва.
А вот оплеухи, щедро раздаваемые родительской рукой, а тем более воспитание ремнем, приведут к иным последствиям. Чадо либо превратиться в бессловесное запуганное существо, не имеющее собственного мнения, либо станет транслировать бесконечную агрессию во внешний мир. Сначала будет третировать сверстников в детском саду или в песочнице на детской площадке. Затем превратится в трудного подростка. А там и до свержения родительского авторитаризма разрешенными физическими методами недалеко.
Думается, вопрос о том, можно ли бить детей в целях воспитания, решается сам собой. Прежде чем поднять на ребенка руку, нужно сто раз подумать и… опустить ее. Только гуманные методы воспитания, любовь, доброжелательность, великодушие, готовность помочь, поддержать и утешить, приносят хорошие плоды.
Плохих детей в природе не существует. Есть дети, исковерканные родительской озлобленностью, слабостью, педагогическим непрофессионализмом. Есть дети педагогически запущенные, нуждающиеся в помощи и защите. В любом случае, физическое наказание по отношению к ребёнку неприемлемо. Цель наказания – не оскорбить, не запугать, но помочь, скорректировать путь развития, разъяснить неправильную позицию или способ взаимодействия с окружающим миром.
Альтернативы телесным наказаниям
85% родителей выражают злость в средней или высокой степени, когда бьет своих детей.
54% матерей говорят, что в половине случаев они были не правы, когда ударили ребенка.
85% родителей говорят, что они предпочли бы не бить детей, если бы у них была альтернатива, которая, по их мнению, срабатывала бы.
Здоровая система обучения и воспитания готовит детей достичь в жизни:
- компетентности
- самообладания
- саморегулирования
- заботы о других
Эффективная дисциплинарная система должна содержать в себе три ключевых элемента. Каждый из этих элементов должен адекватно функционировать, чтобы дисциплина была эффективной:
1) Развивать положительные, поддерживающие и любящие отношения между родителями и ребенком:
Поддерживать положительный эмоциональный тон в доме.
Уделять внимание ребенку, чтобы закрепить положительную модель поведения /не уделять внимание, чтобы уменьшить количество случаев с негативной моделью поведения.
Быть последовательным в ежедневных делах, чтобы уменьшить сопротивляемость и сделать негативный опыт менее травмирующим.
Быть последовательным, реагируя на аналогичные примеры поведения ребенка.
Быть гибким, слушая, разговаривая, привлекая ребенка к принятию решений. Подобная методика связана с долгосрочным воздействием на моральную оценку событий и действий.
2) Использовать стратегию поощрений, чтобы увеличить примеры желательного поведения:
2) Использовать стратегию поощрений, чтобы увеличить примеры желательного поведения:
Регулярно уделять положительное внимание или «специальное время».
Внимательно слушать ребенка и помогать ему/ей учиться использовать слова для выражения чувств.
Давать ребенку возможность делать выбор и осознавать последствия этого выбора.
Поощрять желательное поведение частыми похвалами и игнорировать мелкие проступки.
Быть хорошим примером правильного предсказуемого поведения, уважительного общения и разумного разрешения конфликтов.
3) Убирайте поощрения или применяйте наказания, чтобы сократить или устранить нежелательное поведение.
- Будьте последовательны, когда вы временно устраняете привилегии (увеличивает послушание от 25% до 80%)
- Четко объясняйте, что такое плохое поведение, и каковы его последствия.
- Демонстрируйте немедленные и сильные последствия плохого поведения, когда оно возникает в первый раз.
- Демонстрируйте соответствующие последствия каждый раз, когда возникает пример плохого поведения.
- Объясняйте и поправляйте спокойно и с симпатией.
- Объясняйте последствия. Это помогает детям научиться вести себя правильно.
- Используйте вербальные замечания редко, и всегда направляйте их на плохое поведение, а не на характер ребенка.
Так что если мой ребенок выбегает на проезжую часть? Я вынуждена шлепнуть ее, чтобы она больше так никогда не делала!
На самом деле самый эффективный сдерживающий фактор для детей в подобных ситуациях – это увидеть, что вы за них боитесь… а не то, что вы их шлепнули.
Перевод Алены Гаспарян
Как в порыве гнева не ударить ребенка?
Даже шлепки по попе – мера, которая должна применяться в последнюю очередь. Рассмотрим несколько приемов, позволяющих сдержаться в стрессовой ситуации и научиться контролировать свой гнев.
Прежде всего, надо постараться понять, почему ребенок плохо себя ведет. Возможно, это связано с возрастными особенностями (кризис возраста) или его что-то спровоцировало. Бить в такой ситуации абсолютно бесполезно.
Нужно делать скидку на то, что дети еще только учатся правильно показывать свои эмоции
Непослушанием они часто выражают протест против каких-либо жизненных обстоятельств, который пока не могут доступно объяснить словами, или привлекают внимание родителей, слишком занятых другими делами
Если вы чувствуете, что уже не можете сдерживаться, нужно взять паузу и переключить внимание на занятия, помогающие справиться с негативом, например:
Попробуйте медленно сосчитать в уме до 5.
Выйдите в другую комнату и скажите ребенку, что вернетесь чуть позже. Оставшись с собой наедине, можно скомкать ненужные бумаги, чтобы освободиться от гнева. Если вас успокаивает наведение порядка, переложите вещи, протрите пыль.
Съешьте что-нибудь вкусное.
Представьте ситуацию со стороны – так ли она важна? Вспомните себя в детстве и свои чувства, когда родители вас наказывали.
Также хорошим способом успокоить нервы станет принятие теплого душа с любимым гелем.
Чаще используете юмор
Любую ситуацию можно разрядить шуткой и проблема уже не будет казаться настолько важной.
Конечно, эти способы помогают не всем. Но, при желании, вам удастся найти подходящее решение.
Что же, не бить никогда? А если шлепнуть и по делу?
Сегодня активно обсуждается проблема телесных наказаний детей. Часто спрашивают: а если шлепнул, а если подзатыльник, а если по памперсу, а если ударить иногда и только за большой проступок? И так далее – вариации самые разные.
Есть проблема в самой попытке провести границу возможного по «телесному» критерию. Важен широкий контекст, в котором наказание осуществляется, о чем говорилось выше. Важна конкретная ситуация – за что, было ли это обговорено заранее, было ли ребенку известно, что за данное нарушение последует такое-то наказание. Важна мотивация ребенка, почему он это сделал.
Не менее важна мотивация родителя – что им движет сейчас, в этот конкретный момент, когда он хочет поднять руку. Важны отношения, внутри которых рождается то или иное наказание (например, это могут быть отношения «тиран – жертва», «сильный носитель власти – бессильный подвластный», «агрессор – преследуемый» и т.п.).
Одно и то же действие (пощечина, шлепок или удар) будет совершенно разным в зависимости от множества факторов, часть из которых были названы. Поэтому, по-видимому, невозможно оценить поступок по его внешнему проявлению. И ведь это так вообще в жизни, в том числе в духовной, почти про все можно сказать. Один есть мясо в пост, потому что он вообще не в курсе, что сейчас пост, другой – потому что у него низкий гемоглобин, третий – потому что ему лень готовить всякие кашки с овощами, четвертый – потому что он строитель и на кашках просто загнется.
Мое частное мнение – лучше телесных наказаний избегать в принципе, то есть не использовать их вообще. Последствий и вреда может оказаться куда больше, чем ситуативной, вроде бы видимой пользы. Не будем забывать, что насилие порождает насилие. «Бьет, значит, любит» – один из мифов, которые нередко используют женщины, которых в детстве били родители, а теперь бьют мужья. Используют для оправдания насилия, потому что сделать с этим ничего не могут, а признать горькую правду, что это может быть никакая не любовь, не хватает мужества.
Последствия физических наказаний для ребенка
Шлепки и удары, призванные воспитать ребенка приводят к росту агрессии. Даже если кажется, что малыш успокоился, обида, злость, разочарование, страх никуда не пропадают.
Малыш боится мамы
Почему никогда нельзя бить детей:
- малыш теряет поддержку в лице родителей;
- он понимает, что слабый всегда подчиняется сильному;
- малыш не может сопротивляться тому, кто выказывает свое превосходство.
Физическое наказание – травма для ребенка. Она останется на всю жизнь, в той или иной мере она проявится.
Несколько мифов о физическом наказании
Есть мнение, что физическое наказание – это способ воспитать сильного и уверенного в себе человека. Но это не так.
Ребенок, которого бьют, медленнее развивается, он сложнее адаптируется к новым условиям, ему трудно искать друзей. Ведь у него не получается доверять людям, он не может на них положиться, потому что когда-то, ударив, его предали родители. Он сторонится незнакомых, особенно тех, кто выше его и сильнее физически. Он знает, что они могут его обидеть и будут правы. В голове сформировалась установка – прав тот, кто сильнее, слабый всегда должен отступать.
Девочка боится и терпит унижения
Родители думают, что подзатыльник или шлепок по попе – единственный и действенный способ заставить сына или дочь слушаться. Но это ошибка. Ребенок только учиться ориентироваться в жизни, он должен знать не только о своих эмоциях, но и о переживаниях родителей.
Мамам и папам надо озвучивать свои чувства. Нет ничего плохо в том, что они злятся, негодуют, но недопустимо выражать свой гнев через рукоприкладство. Лучше описать эмоции, объяснить малышу, с чем они связаны.
Шлепки ведут к тому, что доверие исчезает, кроме боли появляется и ненависть. Родители остаются главными людьми в жизни, но ребенок обижен на них, злится. В итоге все равно негативные эмоции отодвигаются на второй план, малыш игнорирует их. Так он справляется и с другими чувствами, пряча их. Во взрослой жизни такой человек не в состоянии выражать эмоции, плохо понимает, что чувствует сам, а какие переживания навязаны обществом.
Как недовести ситуацию до критической
Если родители дома в течение непродолжительного времени слышат одну и туже фамилию, хотя бы 4 раза в месяц, которая делает то-то и то-то, чтобы не довести ситуацию до критической, созвонитесь с классным руководителем. Выясните ситуацию с его точки зрения, каким образом у обидчика складываются отношения с другими детьми.
Обратите внимание на жалобы ребенка, если его кто-то обижает. Постарайтесь остановить ситуацию на стадии оскорблений
Выясните, «вменяемые» ли у обидчика родители.
Если жалобы со стороны ребенка не прекращаются, он начал приходить из школы с синяками, на уровне классного руководителя разрешить вопрос не удается, то идите бороться за своего ребенка. Но, если уж начали «бой», то «стойте» до конца. Этот путь довольно нервный, требует бюрократической волокиты, поэтому у вас должна быть уверенность, которую придает точное понимание своей цели и алгоритма действий.
Цель – это то, что вы желаете получить в конечном итоге. Вы хотите, чтобы обидчика поставили на учет по делам несовершеннолетних – это реально. Если хотите, чтобы он учился в другой школе, то здесь будет посложней. Только родители могут решать, в какой школе будет учиться их чадо, особенно, если обидчик учится в школе по месту жительства.
Наиболее реальная цель – это громко заявить о ситуации, зафиксировать ее. В таком случае она будет решаться. Необходимо сделать так, чтобы заинтересованные в разбирательстве конфликта были и внутри школы.
Реальная статистика
Несмотря на строгое отношение закона к вопросу избиения несовершеннолетних, в Российской Федерации десятки тысяч детей подвергаются моральному или физическому насилию в семье. Такая статистика спровоцирована как общественными стереотипами, согласно которым строгое отношение к детям способствует их воспитанию, так и отсутствием реального контроля со стороны общественности, правозащитных и государственных организаций. Как правило, родители привлекаются к ответственности за жестокое обращение с детьми только в том случае, когда ситуация вызывает сильный общественный резонанс.
С другой стороны, в последнее время наблюдается активизация деятельности органов опеки над детьми, которые активно занялись выявлением неблагополучных семей, в которых дети подвергаются домашнему насилию со стороны взрослых. Государственные чиновники не всегда инициируют процесс лишения родительских прав сразу. Если действия по избиению детей не несут системного характера, а семья признается благополучной, сотрудники службы опеки часто ограничиваются профилактической беседой с родителями.
Я в гневе ударила ребенка
Статус вопроса:Закрыт. Получены ответы (6)
Подробнее
Галина (26 лет)
Я молодая мама 24 года, у меня дочь 1.9 я сама педагог. До декрета никогда не срывалась на детей. Очень любила и сейчас люблю детей и свою профессию. Но когда сама ушла в декрет стала замечать что срываюсь на ребенке. а последние месяцы ударила 3 раза не осознано в гневе! Как я до этого опустилась.. Меня в детстве били палками ,проводами.. Я клялась что не буду повторять ошибки своих родителей ! я в итоге до вела ребенка до страхов. Дочка здоровая родилась, мы живем с мужем полноценной семьей. с 9 месяцев на горшок просилась даже ночью! А теперь :писиет по ночам, когда я ругаюсь, боится спать без меня.. Что я натворила , я хочу исправить, и убрать у ребенка травму! муж в шоке, его никогда пальцем не трогали. Помогите! Я в отчаянии
Почему дети плохо себя ведут?
Многие родители свято уверены: их дети ведут себя плохо просто потому что хотят досадить взрослым, из вредности, ради развлечения. На самом деле, у детей множество других, реальных причин вести себя не так, как хочется родителям.
Борьба за самоутверждение. Ребенку хочется быть самостоятельным, хочется познавать мир, делать открытия, праздновать собственные победы и сокрушаться собственным поражениям. Лишая свое чадо такой возможности, вы лишаете его возможности развиваться.
Способ привлечь внимание. Если родители постоянно на работе или в делах и уделяют ребенку мало времени, то актом непослушания малыш может попытаться привлечь к себе внимание мамы или папы
Только подумайте, как обидно ему будет, если он хотел провести с вами время, а вы его за это наказываете.
Чувство неуверенности, заниженная самооценка также могут быть причиной плохого поведения. Если родители одергивают малыша по любому поводу, постоянно указывая на малейшие ошибки и провинности и пытаясь воспитывать, ребенок, защищаясь, рано или поздно просто абстрагируется от замечаний и обвинений в свой адрес.
Непоследовательность в воспитании — исключительно родительская вина. Возможно, ребенок просто не понимает, почему что-то нельзя, плохо или опасно.
Завышенные требования к малышу также нередко становятся причиной непослушания. Поэтому, прежде чем наказывать ребенка, задумайтесь: а был ли он в состоянии выполнить ваши требования, учитывая его возраст и физическое, интеллектуальное и психическое развитие?