Разбор полетов
Нет дыма без огня. Если вашего ребенка обидели, значит, он это как-то спровоцировал. Уточните: «Что ты такого сделал?», «Почему опять из-за тебя конфликт?», «Ты должен был повести себя иначе, и тогда бы тебя не ударили»…
На самом деле Так ребенок приучается винить себя в том, что кто-то другой плохо себя повел. Человеку с таким комплексом вины трудно защитить себя. Если ваш малыш слишком скромный, тихий и нерешительный, помогите ему научиться решать конфликтные ситуации через игры.
Выберите пару игрушек и поиграйте в друзей, у которых произошло разногласие из-за того, что один из друзей сегодня был в плохом настроении и сказал/сделал что-то нехорошее по отношению к товарищу. Пусть ребенок побывает по очереди в двух ролях и попробует разрешить ситуацию примирением или отпором. В такой игре можно потренироваться выражать свои чувства, желания, защищать себя или просить прощения за собственные ошибки.
Именно в семье ребенок наблюдает и изучает базовые правила общения. Он видит, понимает и чувствует гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Если же в этой сфере у родителей есть пробелы, то самое время начать воспитание с себя.
Психологический надлом
И вот ребенок подрос, родители готовы «пожинать плоды своих трудов»: еще немного — и он прославится, что-нибудь изобретет, выиграет международный конкурс, попадет в сборную страны. Но после многих лет стараний, самоотречения все неожиданно начинает рушиться: талантливые, трудолюбивые, послушные дети больше ничего не хотят и не могут, катятся по наклонной вниз, превращаются в откровенных лузеров — они даже не «как все», а хуже всех. У одного нервный срыв, у другого глубокая депрессия, третий начинает воровать в магазинах, четвертый подсаживается на наркотики.
Характерный пример — история одной из героинь фильма «Рожденные в СССР». Этот проект режиссер Сергей Мирошниченко начал в 1989 году. Он встречался с одними и теми же детьми каждые семь лет — когда им было 7, 14, 21 и 28.
С девочкой Катей из Вильнюса родители начали заниматься очень рано и интенсивно. В школу она ходила только на выборочные занятия, остальному ее учила дома мама. В семь лет она бегло читала, играла на фортепиано и легко формулировала мечты о будущем на английском языке. В четырнадцать Катя продолжает нас восхищать — автор фильма открыто характеризует ее как «вундеркинда». Она уже заканчивает школу экстерном, свободно говорит по-английски, учит японский.
Но уже в первой серии («Семилетние») можно увидеть признаки неблагополучия — и неврологические (локальные тики лицевой мускулатуры), и психологические. Например, на вопрос: «Есть ли у тебя друзья?» — Катя безо всякой иронии отвечает: «У меня друзей настоящих нет пока. У меня однопланетники и однопланетницы». В 14 лет она так говорит о своих занятиях: «Как на ишака нагрузили этой зубрежки, и вези, сколько у тебя спина выдержит…»
В третьей части цикла, когда Кате 21 год, мы ожидаем увидеть ее молодым перспективным ученым или профессиональным переводчиком. Но нас ждет разочарование. После окончания школы Катя поступила на факультет психологии, а то, что произошло дальше, она объясняет так: «Мне там стало тяжело, и я ушла оттуда. Я себя чувствую виноватой. Я не знаю, из-за чего. Так, на всякий случай. Я психически была нездорова тогда. И это долго чувствовалось, я долго от этого отходила: наверное, года три. И до сих пор у меня бывают моменты, когда я себя чувствую совершенно выжатой и физически, и внутренне».
Катя была яркой и неординарной девочкой, но она не выдержала — в какой-то момент произошел надлом, даже понадобилась помощь специалистов. Позднее она все-таки смогла справиться с этой жуткой ситуацией и поступить в вуз во второй раз.
Ведущий спросил, не слишком ли высокая планка ей была задана. Катя ответила: «Сейчас я стала от этого избавляться. Может, я просто расту и учусь принимать себя такой, какая я есть. И не прыгать так высоко, что я заранее знаю, что я не допрыгну. А раньше, да, это было».
Эта история имела вполне благополучное продолжение: в очередной серии фильма мы видим, как 28-летняя Катя завершает обучение в Вильнюсском университете по специальности «английская филология», работает оператором на телефоне — принимает звонки из Великобритании, пишет книгу вместе с американской подругой. К сожалению, не всем детям удается «перерасти», преодолеть тяжелые ситуации, в которые их загоняют родительские амбиции.
Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение
В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.
ЛИЛЯ БРАЙНИС,
социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»
1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.
2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться
Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи. Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка
Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него
Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.
3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей
Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать
К чему приводит воспитание маменькиного сыночка
Отсутствие самостоятельности и низкая самооценка
Если ребенок привык к тому, что мама все решает за него, то ему просто нет смысла напрягаться, что-то делать самостоятельно. Это приводит к тому, что у него нет друзей, учится он тоже кое-как, не доводит начатое дело до завершения. Такой молодой человек постоянно не уверен в своих силах, он не может даже определиться с выбором профессии и поступлением в институт. Подсознательно он привык, что это тоже должна решать мама.
Проблемы в семейной жизни
Маменькиному сыночку практически не удается построить счастливую семейную жизнь. Сначала он долго выбирает вторую половинку, а когда женится, то понимает, что мама все равно лучше. Ведь она всегда знает, чего хочет ее сын, что он любит покушать, какой костюм он хочет надеть. Невестка и свекровь в данной ситуации становятся настоящими конкурентами во многих домашних делах, а если они живут вместе в одном доме, то атмосфера в такой семье всегда напряженная.
Советы психолога, как избавить ребенка от страхов
От того, насколько грамотно реагируют родители на жалобы ребенка, зависит его психическое здоровье. Нельзя относиться несерьезно к детским стpaxaм, какими бы беспочвенными они не казались
Важно, чтобы малыш чувствовал, что его понимают. Ни в коем случае не ругайте и стыдите ребенка за трусость
Тревожные ожидания можно развеять спокойным анализом предмета стpaxa, выражением твердой уверенности в определенности происходящих событий, авторитетным заявлением о полной безопасности ребенка. Объясните малышу причину его стpaxa.
Например, в темноте трудно различить очертания даже хорошо знакомых предметов. Поэтому они кажутся чужими и угрожающими. Можно перебрать вместе все вещи в комнате и запомнить их местоположение. Или поочередно тушить и зажигать свет, чтобы продемонстрировать малышу, что предметы остаются на тех же местах в неизменном виде
Если у ребенка началась паника, постарайтесь отвлечь его внимание разговором, наблюдением за чем-нибудь, игрой
Уважайте растущую потребность малыша в самостоятельности. Произносите «нет» только в самых крайних случаях. Если ребенок думает, что он многое умеет и знает, он ощущает себя гораздо уверенней. Почаще устраивайте для малыша совместные игры со сверстниками. Именно в групповых играх приобретаются необходимые навыки общения, самозащиты, адекватной реакции на неудачу.
Имейте в виду, что совсем маленькие дети еще не способны в силу возраста контролировать свое поведение, поэтому словесные убеждения могут оказаться неэффективными. В таком случае работать со страхом лучше через игру, рисование, рассказывание специальных сказок. Не перегружайте ребенка информацией, не соответствующей его возрасту. Исключите просмотр фильмов и чтение книг со сценами насилия, особенно на ночь.
Не приучайте детей к самостоятельности
Делайте все за ребенка сами — одевайте и раздевайте его, выполняйте домашнее задание, вступайте в конфликты и споры между детьми, чтобы оградить вашего сына или дочь от скандала, не позволяйте кататься на велосипеде, потому что это опасно и не оставляйте дома одного, даже если все сверстники ребенка давно серьезные и самостоятельные. Тогда он точно не поймет, что способен к активным действиям, и будет ждать, когда кто-то что-нибудь для него или за него сделает, а если этого не произойдет, обижаться и злиться.
Ребенку необходимо быть самостоятельным, иначе у него не будет опыта проживания разных ситуаций, а он ему жизненно необходим, чтобы не только найти искренних и близких людей, но и не потерять себя как личность.
Отпускать ребенка от себя, когда приходит время — значит, понимать и принимать его природу, любить его настоящей любовью, а не эгоистичной — оставляя всю жизнь при себе.
Кризис 18-22 лет. Поиск себя, принятие своих достоинств и недостатков
Этот период в жизни молодых людей подразумевает поиск своего места в окружающем мире. В этот период может вернуться неуверенность в себе, страх, что он может не добиться успехов в выбранной деятельности.
Если молодой человек не смог вписаться в социум, он выбирает путь подражания, может позволить себе забыться в наркотической, алкогольной и игровой зависимости. Благодаря последней, он ощущает, что обладает своего рода властью, способностью как угодно выстроить собственную жизнь, в то время как реальном мире не имеет никаких успехов.
Если правильно прожить столь непростой период, можно начать принимать себя со всеми достижениями и неудачами, обрести веру в свои силы и понять, какие истинные ценности существуют в этом мире.
Мужчина маменькин сынок – Тяжелый случай
Маменькин сынок – это, как правило, мальчик, воспитанный в неполной семье. О нем с детства заботятся мама и/или бабушка. Он привык, что все проблемы всегда решает женщина.
Мама улаживает конфликты в школе, ищет репетиторов для поступления в университет, ходит в деканат, чтобы неразумного сынку не выгнали из ВУЗа, находит работу, решает, с какими женщинами ему встречаться мужчина маменькин сынок…
А «мальчик» во всем полагается на свою родительницу. Другой модели поведения маменькин сынок просто не знает. Если перед его глазами нет мужчины-авторитета (соседа родственника, киношного супергероя), которому хочется подражать, – пиши пропало. Диагноз неизлечим если мужчина маменькин сынок.
Психологи утверждают, что есть несколько типов маменькиных сынков. Вот, так сказать, классификация по степени тяжести болезни:
- Третья рука мамы – это забитый мужчина, затерроризированный своей властной мамашей. Впрочем, это его ничуть не тяготит. Его жизнь неотделима от жизни родительницы. Куда она – туда и он. Мама решает, какую ему надеть рубашку, куда пойти гулять в воскресенье (только с ней!), какая девушка ему подходит (да никакая). Подобные мужчины, даже если каким-то чудом найдут спутницу жизни, никогда не уедут от своей мамочки, которую боготворят. Да и зачем отрываться от покровительницы, которая бескорыстно любит его и готова печь для него пирожки даже ночью?
- Псевдосамостоятельный – сложный тип, распознаваемый не сразу. С виду весьма солидный и самостоятельный. Он понимает, что мама, стоит ей дорваться до власти, контролирует всех и вся и способна основательно подпортить жизнь отбившемуся от рук сыну, если тот не будет держать ее на расстоянии. Сопротивляться он не может, поэтому выбирает бегство – съезжает на съемную квартиру, навещая маму по выходным, пытается завести семью и друзей. Однако его главная проблема в том, что во всех женщинах он видит свою мать. И страшно боится стать подкаблучником. Он хотел бы завести семью, но не знает – как. Ибо примера перед глазами не было. Такие мужчины предпочитают до седин жить в одиночестве. Так что, если вы знакомы с мужчиной лет тридцати шести, который ни разу не был женат, знайте – это типичный маменькин сынок, избегающий появления женщины в своем доме.
- Промежуточный тип – мужчины, которые ищут жену по образу и подобию своей матери. С маменькиным сынком подобного рода вполне можно ужиться. Однако он всегда будет сравнивать свою супругу с матерью, разумеется, в пользу второй. А мамочка никогда не оставит семью сына в покое – будет учить, как жить, как вести хозяйство и как воспитывать детей (она-то вон какого замечательного послушного сына вырастила!). Кроме того, такой мужчина привык получать все и ничего не отдавать взамен. То есть, еще тот эгоист …
Какие еще бывают неврозы
Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия.
Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия.
Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:
- невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
- истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
- ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
- невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
- депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
- логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
- энурез – непроизвольное мочеиспускание;
- сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
- анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения.
Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.
Советы мамам, воспитывающим сыновей
Эти советы помогут только тем женщинам, которые сами понимают, что они делают что-то не так, что методы воспитания необходимо менять. Только при желании самой мамы можно все исправить. Невозможно изменить мышление человека с помощью психолога или медицины, если сам человек к этому не готов.
Каждый человек должен учиться на своих ошибках
Никакие нравоучения не помогут, если нет собственного опыта. Это в детстве можно уберечь малыша от раскаленного уголька в костре или острого предмета. Но ребенок должен сам исследовать окружающий мир, чтобы понять, что хорошо, а что плохо. Пусть он делает ошибки, исправляйте его, подбадривая и подсказывая правильное решение. Таким своим поведением вы будете вселять в него уверенность и желание достигать своей цели.
Уделяйте больше времени себе
Такие активные мамы с головой окунаются в жизнь сына и абсолютно забывают о себе. Проводите больше времени со своими подругами, совершайте прогулки по свежему воздуху, читайте книги, вяжите, вышивайте, рисуйте, занимайтесь спортом и, конечно, не оставляйте без внимания свою вторую половинку. Вот мужу оно действительно необходимо, но только без фанатизма.
Пример настоящего мужчины – отец ребенка
Как бы не старалась мама сделать из мальчика настоящего мужчину, но папе это удастся лучше. Ребенок всегда берет пример с отца, дяди или дедушки. Не нужно из ребенка делать послушного робота или солдата. Мальчику интересно вместе с папой сходить на футбольный матч, починить мебель, помочь на дачном участке. Чем больше мужчины вашей семьи проводят времени вместе, тем лучше.
Сын не должен слышать критику в адрес папы
Выяснять отношения с мужем в присутствии ребенка вообще недопустимо, а критиковать супруга при сыне – это большая ошибка. Папу нужно ставить в пример, потому что он содержит семью, заботится, он самый сильный и смелый. Ребенок не сможет стать настоящим мужчиной, каким его хочет видеть мама, если она сама сделала из мужа подкаблучника
Лучше осторожно направляйте его действия, чтобы они соответствовали идеалу
Материнская любовь не должна быть предметом шантажа
Как только взрослый сын пытается начать самостоятельную жизнь, так сказать расправляет свои крылья, мама начинает применять запретные приемы, которые часто срабатывают. Она напоминает, сколько бессонных ночей провела у детской кроватки, сколько здоровья отдала, сколько сил и нервов потратила на воспитание и т.д. Она считает сына неблагодарным, потому что он перестал ее беспрекословно слушаться и постоянно советоваться.
Взрослый сын будет всегда любить свою маму и ценить ее за то, что она подарила ему жизнь. Но и свою жизнь он должен тоже построить, своих детей родить и воспитать. И это нормальный жизненный процесс, а не предательство по отношению к своей матери. Все дети когда-нибудь вырастают. Мамам просто нужно вспоминать, что они тоже были детьми до определенного возраста.
Маленькие дети очень быстро становятся взрослыми, а мамы не успевают растратить свою любовь. Но ведь все могут исправить внуки. Для этого нужно просто вовремя отпустить своего сына в свободное плавание. Пусть он сам приобретает бесценный опыт, набивая свои шишки, и строит свою счастливую семью.
Как правильно воспитывать ребенка в 3 года
Трехлетка является довольно серьезным испытанием на прочность для родителей. Ведь кроха уже заметно подросла, начала разговаривать. Малыш уже имеет активную позицию в выражении собственных стремлений. В определенный момент поведенческое реагирование крохи и его поступки начали резко меняться. Ранее послушный карапуз превращается несносного «бандита». Так проявляется трехлетний кризис.
Здесь самым главным является запас терпения со стороны значимых взрослых. Любую возникшую ситуацию непослушания отпрыска следует оценивать предельно трезво. Необходимо понимать чувства малышей и умело использовать детские капризы против них. Например, когда карапуз отказывается складывать игрушки, а наоборот разбрасывает их, то следует попросить ребенка никогда их не собирать.
В описываемом периоде различные требования, запреты неэффективны
Лучше стараться переключать внимание чада на действия, более захватывающие для него
На истеричные припадки не рекомендуется реагировать излишне бурно. Однако и потакать всяким детским прихотям тоже не нужно. Трехлетка проверяет границы дозволенного. Сколько ему могут позволить родители. Если при малейшей истерике давать карапузу желаемое, то у него закрепится привычка начинать истерить по малейшему поводу. Нужно стараться отвлечь отпрыска от провоцирующего фактора, на иную интересную вещь.
Воспитательный процесс в 3 года должен основываться на последовательности. Если мама что-либо запретила малышу, то папе не следует ему разрешать это делать. Данное правило особенно четко следует донести до сердобольных бабушек и добрейших дедушек.
И главное, воспитывать карапузов следует в любви. Необходимо заботиться об отпрысках, обучать их, показывать собственным положительным примером желаемое поведение.
Ошибка 1. Угрозы и обвинения
Такая методика воспитания, при которой присутствуют угрозы, запугивание и пристыжение – это большая ошибка, которая пустила свои корни еще в прошлом. Все прекрасно знают такую фразу «Как же тебе не стыдно!» и применяют ее в разговоре со своими детьми. Опускание глаз, вызванное чувством стыда, всегда отрезает желание проявлять свою инициативу и приостанавливает любую активность. Небольшая промашка совершенно этого не стоит! Ведь эти незначительные ошибки детей не смогут привести к каким-либо крупным проблемам.
Вместе с этим неприятным чувством большинство родителей часто применяют другое чувство – вину. Называя детей виноватыми, эти родители словно пытаются дать некий стимул для достижения целей. Однако, такое благостное намерение никогда не оправдывается и дети при этом замыкаются в себе. Применения чувства вины родителями приводит лишь к тому, что у ребенка совершенно пропадает заинтересованность в чем-либо, и он чувствует себя совершенно бесполезным и ни на что не годным, не способным.
Применение запугиваний и угроз не приведет также ни к чему положительному. Лишь немногие люди способны потом спокойно перебороть в себе чувство страха. В большинстве случаев, применение таких методов не дает толчок к действиям, а наоборот, парализует все ощущения и делает человека несамостоятельным.
Не нужно растить морального калеку и перестаньте запугивать своих детей. Многие родители говорят самую ошибочную фразу своему чаду о том, что больше не будут его любить. Для маленького ребенка это настоящий шок, вызывающий душевную истерику, а для более взрослого – психологическое давление, которое пробуждает делать что-то назло. Все равно вы не сможете выполнить эту угрозу, с возрастом малыш это поймет. Такая пустая и неоправданная угроза будет воспринята им как ложь и перестанет работать. Это грозит потерей доверия к вам, и ребенок просто начнет видеть во всех словах неправду.
Влияние телевизора на ребенка
Можно сколько угодно говорить о вреде просмотра телевизионных передач на ребенка. Отрицательное влияние на зрение никто не отменял, как и отсутствие смысловой нагрузки в большинстве детских мультфильмов. Другой вопрос, что многие родители часто пользуются помощью телевизора, чтобы отвлечь ребенка, а самим заняться домашними делами. Стоит осознать, что до трехлетнего возраста этого делать категорически нельзя, так как психика малыша отличается неустойчивостью. Ко всему прочему, просмотр мультфильмов может сделать ребенка более ленивым, лишить его фантазии, давая готовые шаблоны при попадании в те или иные ситуации. Взрослые фильмы и передачи способны развить в ребенке ненужную агрессивность, а также вызвать испуг и самую настоящую зависимость от телевизора.
Важно! Ребенок может проводить от 15 до 40 минут в возрасте 2-5 лет и не более часа, если старше 5 лет. Детям до 2 лет просмотр телевизора не рекомендуется!
Помогите, защитите, расскажите о себе
Старайтесь везде соблюдать баланс. С одной стороны, ваш ребенок должен учиться справляться со страхами, уметь подчинять их себе. Но, с другой, он также должен чувствовать: родители рядом и в случае необходимости всегда помогут. Помните: у маленьких детей жизненный опыт минимальный! И потому им нужна поддержка с вашей стороны, объясните, почему бояться не стоит. А иногда слов мало – и нужна решительная реакция с вашей стороны. Если вы посидите с ребенком у его постели, пока не заснет после ночного кошмара, если вступитесь за него в серьезном конфликте с другим ребенком, если придержите, когда он, превозмогая страх высоты, карабкается на горку, он поймет главное: родители его защищают, если это действительно нужно. А значит, и бояться он будет меньше и реже.
Ваше поведение вообще один из ключевых факторов в обучении смелости. Ведь дети берут за образец для подражания родителей. Если мама кричит при виде мыши, то почему вы ожидаете иного от маленькой девочки? Если папа не может спокойно и достойно ответить грубияну на улице, впадая в ступор, то как может сын научиться справляться с подобными ситуациями? Помните: ребенок наблюдает за вами! Дети до 2-3 лет не различают плохое и хорошее. Для них всё, что делают родители, является примером, который следует копировать. Только не переусердствуйте – не пытайтесь создать образ бесстрашного человека. Мы же говорили, что страх естественен? Донесите это до малыша на личном примере
Расскажите, как вам было страшно в той или иной ситуации (неважно, был ли ребенок ее свидетелем или она произошла давно) и как из нее вышли, преодолев боязнь и подчинив ее своей силе воли. Поясните, что страшились конкретной опасности, но придумали, как свести риск к минимуму, подстраховавшись от неприятностей — и теперь можете с юмором относиться к тому происшествию, что зря его боялись
Такой опыт (как, кстати, и примеры из сказок и мультфильмов с детальным анализом их сюжета) для ребенка крайне полезен. Если сравнение с детьми может заставить комплексовать, то сравнение с родителями или любимыми персонажами мотивирует – уж на них-то малыш всегда хочет быть похожим!
P.S. Обязательно научите ребенка ощущать границу допустимого! Все-таки страх удерживает нас от излишнего риска. И иногда самым разумным решением будет отказаться от потенциально опасного развития ситуации. Уверенность в своих силах – хорошо, но не нужно путать ее с самоуверенностью, ведь человек, чрез меры верящий в свои силы, подвергает себя и других неоправданному риску.
Расскажите, а как вы учите ребенка быть смелым и храбрым в опасных, стрессовых ситуациях?