Шаг 3. Рисование — тренировка для ума?
Почему у деток, занимающихся по методике Макото Шичиды наблюдается взрывное умение рисовать? Потому что они играют с картинками, оперируют образами. Они могут мысленно представлять зрительные картины.
Рисуя, ребенок создает образы, меняет их, ищет новые связи между предметами и их изображениями. А создание новых образов и поиск ассоциаций является настоящей тренировкой для ума.
Зрительное восприятие — это мощный фактор, который влияет на развитие детского рисунка. От уровня развития зрительного восприятия зависит то, как видит образ ребенок и как он его переносит на бумагу.
И есть специальные игры, развивающие зрительное восприятие и память, без нее никуда.
1. Видеть целое раньше частей
Какие игры этому помогают? Пазлы, разрезные картинки, пазлы, танграмм.
А еще оптические иллюзии:
Здесь сразу две иллюзии: классическая иллюзия искажения размера (зеленые круги в центре имеют одинаковый размер) и цветовая иллюзия — кружки справа выглядят светлее левых, хотя на самом деле они одного цвета.
Какая из красных линий длиннее?
Иллюзия восприятия глубины и объема.
Перед вами лестница Шредера. Сколько вариантов лестниц вы увидите? А если наклонить голову вправо и чуть подождать?
Ваза Рубина
Вы увидели вазу, а два лица, смотрящие друг на друга?
Картины Эшера
Это настоящий шедевр. Всмотритесь и удивляйтесь.
Стереокартинки
Это отдельная удивительная история. Про стереограммы и как их увидеть читайте мою статью Как научиться смотреть стереограммы новичку — делюсь личным опытом (откроется в новой вкладке).
Игры на распознавание образов
Найдите 13 фей.
Попробуйте найти на картинке 12 тигров.
2. Анализируем и осмысляем образ
Поиграйте с ребенком в игры.
Найди правильную тень белочки.
В капельках спрятаны изображения. Попросите ребенка узнать, что здесь нарисовано?
Игрушки перепутались. Сможешь найти, какие игрушки нарисованы?
Сможешь найти такую же фигуру, как в прямоугольничке слева?
Кто быстрее найдет отличия мама или ты?
Игра «Найди пару». Ребенку нужно найти пару заданному предмету по форме, размеру, цвету, может быть по назначению.
3. Развиваем зрительную память и зрительно-пространственное восприятие
Незаконченные рисунки. Вы можете использовать незаконченные рисунки или вместе с ребенком рисовать друг другу загадки рисунки, по которым догадываться, что нарисовал каждый.
А вот еще:
Найдите, что здесь отражено в зеркале не правильно.
Классификация. Учим ребенка выделять в предметах сходные детали и собирать на этой основе в группы. Основ может быть много. Находите их как можно больше.
Игра «Что пропало?». Играть можно с картинками или с игрушками. Для ребенка 3-4 лет раскладываете 3 — 4 картинки или игрушки, чтобы он их запомнил.
Потом незаметно от него убираете одну игрушку или картинку и просите определить, что пропало. Как в нее играть с картинками подробнее можно посмотреть в нашей статье о развитии памяти, внимания у дошкольников.
Игра «Что изменилось?». Играете с картинками или с предметами. Так же выкладываете картинки для запоминания, только не убираете, а меняете местами игрушки или заменяете картинку или игрушку на новую.
4. Игры на генерирование зрительных образов
Игра «Назови пять». Предложите ребенку назвать 5 предметов, похожих на мяч, 5 предметов больше стула, 5 игрушек больше машинки.
Игра «Что на что похоже?». В такую игру играйте на улице, дома, где угодно. Выбирайте предмет и ищите для него ассоциации, на что он похож.
Например, дорога, похожа на реку, по которой мчатся кораблики-машины.
Игра «Волшебный мешочек»
В непрозрачном мешочке спрятаны предметы: деревянные карандаши, маленькие пластмассовые кубики, резиновые мячики, железные машинки.
Позвольте ребенку на ощупь определить свойства предметов (гладкое, шершавое, твердое, мягкое, круглое) и угадать, что ему попалось в руку.
Игра «Что бывает?»
Выбираете любой признак предмета и просите ребенка назвать все предметы, которые он вспомнит с этим признаком. Например, кто больше назовет плоских предметов: тарелка, лист, кисть, ножик, живот, телефон, тетрадь.
Эффективные упражнения для развития воображения и образного мышления
- Оказаться на месте постороннего человека. Займите столик в понравившемся кафе и понаблюдайте за одним из посетителей, за его поведением. Предположите мысленно, о чем он думает, чем занимается, что могло бы измениться, если бы вы оказались на его месте. Как бы вы себя вели, как изменились бы ваши привычки, поступки. Зафиксируйте в своем мозгу историю о том, каким бы вы стали человеком в подобной ситуации.
- «Дорисуй картинку». Расположите на листе бумаги точки, не задумываясь об их местоположении. Потом попробуйте соединить прямыми линиями эти отметины.
Прислушайтесь к ассоциациям, которые вызывает получившийся рисунок. Это упражнение возможно выполнять парой. Кто-то один рисует непонятное изображение, не смотря на бумагу, а второй старается его завершить, дополнив своими штрихами. После этого игроки могут поменяться местами.
- «Излюбленные вещи». Воспроизведите на листе бумаги перечень, состоящий из 10 предметов, окружающих вас. Укажите, какие образы всплывают в голове, глядя на них, — рассказ, эмоциональное состояние, событие, переживание. Не ограничивайте фантазию обыденными стереотипами, дайте волю воображению.
- «Эмоции, вызванные прекрасным». Рассуждения на тему художественных произведений, музыкальных композиций, эталонных образов являются самыми приятнейшими заданиями, направленными на развитие воображения. Сделайте более частыми посещения всевозможных выставок. Рассматривайте картины и старайтесь внутренне с максимальной приближенностью к образу их описать.
- «Саквояж вздора». Собирайте и откладывайте в отдельную емкость креативные картинки, карикатурные изображения, цитаты, частушки, рекламные буклеты. Все, что может показаться вам необычным и вызвать нестандартные ассоциации. При необходимости поиска новой зацепки, выньте из емкости то, что первое попадется, постарайтесь наладить связь между поставленной задачей и случайно выбранным предметом. Порой результат превосходит ожидание!
- Еще одно упражнение на развитие воображения — создание стихотворных форм на задаваемые рифмы. В последнее время буриме стало весьма популярной игрой, которую можно проводить как при тактильном общении, так и сражаться с соперником на просторах сети Интернет.
Игры, способствующие развитию воображения, наиболее часто применяются для детей. Но и для взрослых имеют смысл занятия, построенные в игровой форме:
Игра «Придумай и расскажи». Целью игры становится выдумывание определенной истории одним человеком, которую остальные участники дополняют словесно и с применением рисованных объектов, для полноты картины.
Эти упражнения не просто способствуют развитию фантазии, но и позволяют позитивно провести время.
- Например, играя в «Пантомиму», участники должны угадать, кого или какое действие изображает ведущий. Для ведущего, как и для угадывающих, это служит большим плюсом в развитии воображения. Воображение развивается благодаря вытаскиванию из подсознания образов, которые ассоциируются с названным словом.
- Отличная методика тренировки мозгов — рассказ сказки ребенку перед сном. Причем известные сюжеты знакомых сказок можно дополнять некоторыми вымышленными событиями, героев облекать новыми характеристиками.
- Гимнастические упражнения для мозга. Превосходными заданиями на развитие внимания, памяти, мышления и воображения
являются простые упражнения Андрея Родионова.
Зафиксируйте взглядом какой-либо предмет. Теперь закройте глаза и восстановите образ предмета по памяти
После этого снова откройте глаза и вглядитесь в него с повышенным вниманием
Повторите процедуру с закрытыми глазами, визуализируя его с более подробными деталями. Эти действия нужно повторять до тех пор, пока предмет не запомнится со всеми мельчайшими частицами и особенностями.
Другой вариант — начните просмотр видеофильма. Спустя некоторое время убавьте звук до нуля и постарайтесь вникнуть в суть происходящего на экране без участия речевых оборотов актеров. Можно прочесть по губам диалоги актеров, озвучивая сюжетную линию.
Музыкальные упражнения. Выберите несколько известных музыкальных композиций и попробуйте их напеть. Музыкальные произведения необходимо выбирать, не зацикливаясь на каком-то одном жанре. Попеременно напевайте мелодии второму участнику упражнения с целью услышать от него правильный ответ.
Упражнения на развитие мышления и воображения можно выполнять с толком для близких людей. Например, вы захотели сделать что-то малое, но приятное для родного человека. Попробуйте самостоятельно смастерить открытку с аппликацией, напишите оду или стихотворение, свяжите салфетку.
Агрессия и негативный опыт
В игре ребёнок выражает свои мысли и чувства – то, что его волнует или радует, он отразит в игровой деятельности.
Иногда в процессе игры ребёнок ведёт себя агрессивно:
- ломает игрушки;
- пытается ударить других;
- проявляет жестокость по отношению к другим детям.
В сюжетно-ролевой игре им могут воспроизводиться ситуации негативного плана, связанные со смертью, похоронами, убийством или каким-либо видом насилия. Родителей настораживает такая ситуация, особенно если она повторяется и сюжеты каждый раз имеют негативное звучание.
В этом случае необходимо понять, что стало причиной такого поведения. Возможно, ребёнок пытается выразить в игре то, что его беспокоит. Ссоры в семье, конфликтные ситуации со сверстниками, неумение контролировать свои эмоции приводят к тому, что ребёнок ломает игрушки или вредит напарникам по игре.
Родителям необходимо устранить из жизни малыша внешний раздражитель и обеспечить его спокойное взаимодействие с окружающим миром. Не ругайте ребёнка за то, как он играет, лучше помогите ему увидеть мир в более ярких красках.
ОКР — серьезный повод обратиться за помощью
В клинических условиях врач психотерапевт назначает пациентам с таким заболеванием когнитивную терапию и, возможно, медикаментозный курс антидепрессантов, так, как ОКР часто сопровождается бессонницей. Затем обычно могут назначить и препараты для общего укрепления организма.
Чтобы не доводить до крайностей, в случае навязчивых мыслей ты можешь пройти тест на ОКР. Если результат тебя не порадует, не откладывай консультацию специалиста. На первых порах лучше всего обратиться не к психиатру, а к психологу или психоневрологу. Врач поможет тебе восстановить эмоциональное равновесие и скажет, как тебе действовать дальше.
Воображение у детей от 7 до 12 лет
Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения. В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй
Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира. Как это сделать?
Как это сделать?
Советы для родителей, как развить воображение:
- Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
- Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
- Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям, и как их можно было бы воплотить в жизнь?
- Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
- Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
- Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за образное и креативное мышление.
Упражнения
Для творческого мышления важно умение находить связи между уже приобретенным опытом и тем, что мы созерцаем в данный момент, другими словами, строить ассоциации. Приведенные ниже упражнения направлены на развитие воображения и ассоциативного мышления
Упражнение 1. Поворот фигур
Это упражнение направлено на тренировку воображения. Использование его в развитии воображения предложил в 1980-е годы известный психолог Роджер Шепард. В каждом задании вам будут продемонстрированы 2 фигуры: одни получены отражением друг друга, другие – поворотом, а третьи просто похожи и не являются поворотом и отражением друг друга.
Вам нужно прочитать вопрос, внимательно посмотреть на фигуры, постараться в своем воображении мысленно отражать и поворачивать фигуры и понять являются ли они одинаковыми.
Cтатистика На весь экран
Упражнение 2. Разгадывание друдлов
Друдлы – это простые картинки, изображение на которых можно интерпретировать разными способами. Чтобы тренировать свое воображение с помощью друдлов, вам нужно дать как можно больше ответов на вопрос: «Что изображено на рисунке?». Также для развития воображения в рамках повышения своей креативности попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум. Все друдлы с ответами и комментариями вы можете посмотреть на данной странице.
Упражнение 3. На букву (тест)
Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?
Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить. Например, на букву «В» можно назвать:
- вещи, вешалка, (предметы),
- винты, введение в книге на полке, (детали предметов),
- вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы),
- ворс на ковре, воск на паркете (покрытие),
- волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело),
- воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия),
- воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).
Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» посложнее.
Упражнение 4. Придумать название и описание
Попробуйте придумать название или подпись для картинки, описать, что на ней происходит:
Как вы уже догадались, это картина Пабло Пикассо. Она называется «Ночная рыбалка на Антибах». Для развития творческого воображения старайтесь чаще описывать окружающие вас интересные вещи: картины, фотографии, музыку, еду и многое другое. Старайтесь чаще ходить в музеи, внимательно смотреть на экспонаты. Загадка «Черного Квадрата» Малевича, к примеру, заключается в том, что при наличии воображения и творческого восприятия мира, в этой картине вы сможете увидеть для себя многое. Если же вы не утруждаете свою креативность, то вы будете видеть только геометрическую фигуру черного цвета, ничего не олицетворяющую. Черный квадрат является зеркалом вашего воображения.
Есть и другая модификация этого упражнения: во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Если вы путешествуете в компании друга, поделитесь своими с ним, а потом предложите ему сделать то же самое, сравните ваши истории.
Другие типы игры
Хотя вышеперечисленные этапы важны и жизненно важны для социального развития вашего ребенка, существуют и другие ключевые типы игр, которые также способствуют развитию ребенка. Эти виды игр обычно проявляются, когда ребенок начинает участвовать в совместной игре, и включают в себя следующее:
- Соревновательная игра . Когда ваш ребенок играет в «Ласточки и лестницы» или в спортивной команде , он участвует в соревновательной игре. Правила, очередность, работа в команде и реальность победы и поражения — вот важные уроки, извлеченные из этого типа игры. Эмоциональная регуляция, обучение хорошему спорту и преодоление поражений также учатся в соревновательной игре.
- Конструктивная игра : Конструктивная игра учит детей манипулировать, строить и соединять вещи. 7 Примеры включают строительство из блоков, лего или магнитных плиток, строительство дороги для игрушечных машинок или строительство крепости из диванных подушек. Когнитивные навыки используются, чтобы выяснить, как заставить что-то работать лучше, будь то блочная башня, которая не устоит, или замок из песка, который постоянно рушится. Эта пьеса также учит силе попытки снова.
- Драматическая/фантастическая игра : когда ваш ребенок играет в переодевание, доктора, шпиона или ресторан, это драматическая или фантастическая игра. С помощью этого типа игры не только тренируется воображение вашего ребенка, но и он учится по очереди, сотрудничать, делиться и работать над развитием речи. С помощью ролевых игр дети также могут узнать о том, как действовать в большом сообществе.
- Физическая игра : крупная и мелкая моторика вступают в игру во время физической игры, независимо от того, бросает ли ваш ребенок мяч, карабкается по игровой конструкции или катается на велосипеде.
- Физическая игра побуждает детей развивать навыки фитнеса и получать удовольствие от физической активности .
- Символическая игра : этот тип игры может включать в себя вокальные действия (пение, шутки или стишки), изобразительное искусство (рисование, раскрашивание или работа с пластилином), счет или создание музыки. Символическая игра помогает детям научиться выражать себя, исследовать и обрабатывать свой опыт, идеи и эмоции.
Ассоциативная игра
Ассоциативная игра, немного отличающаяся от параллельной игры, которая обычно начинается в возрасте от трех до четырех лет, также предполагает, что дети играют отдельно друг от друга. Но в этом режиме игры они вовлечены в то, что делает другой — представьте, что дети строят город из кубиков. Когда они строят свои отдельные здания, они разговаривают друг с другом и взаимодействуют друг с другом, но в основном работают самостоятельно. Как правило, эта форма игры постепенно исчезает к пяти годам.
Это важный этап игры, потому что он помогает малышам развивать целый ряд навыков, таких как социализация (что мы должны построить сейчас?), по очереди (можно мне лопату?), решение проблем (как мы можем сделать этот город больше?), сотрудничество (если мы будем работать вместе, мы сможем сделать наш город еще лучше) и развитие языка (учиться тому, что сказать, чтобы донести свои мысли друг до друга). Ассоциативная игра – это то, как многие дети начинают заводить настоящую дружбу.
Совместная игра
Совместная игра — это когда все этапы объединяются, и дети действительно начинают играть вместе. Обычно это происходит в возрасте от четырех до пяти лет, это преобладающий тип игры, наблюдаемый в группах старших дошкольников или младших дошкольников, у которых есть старшие братья и сестры или которые были рядом с большим количеством детей. Тем не менее, более ранние этапы игры будут в той или иной степени использоваться этими детьми и в другое время.
Этот этап игры может охватывать множество различных типов игры (более подробно они описаны ниже). Независимо от того, собирают ли они вместе пазл , играют в настольную игру или наслаждаются групповой деятельностью на свежем воздухе, совместная игра закладывает основу для будущих взаимодействий, когда ваш ребенок становится взрослым.
Фантазии и стремление к творчеству
Без фантазии не появились бы значимые произведения мировой художественной культуры и полезные изобретения, без которых невозможно представить жизнь современных людей. Если взрослые не препятствуют развитию воображения у ребенка, то вполне возможно, что со временем он станет талантливым ученым, изобретателем или педагогом. Существуют даже специальные кружки для развития креативного мышления.
Воображение не обязательно развивать в кружках — родители могут и сами заниматься с ребенком — рисовать, читать, делать поделки. Обсуждение книг или мультфильмов способствует не только развитию креативности, но и критического мышления. Не следует бояться и слишком богатой фантазии и замены реального мира на воображаемый. Ребенок способен осознавать границы между фантазией и реальностью.
Игра помогает получить представление о мире и его устройстве. Эту же функцию в жизни ребенка выполняет и фантазия. И это вовсе не бесполезная трата времени, как думают многие взрослые, а пути к развитию многих полезных навыков. В возрасте 3-4 лет он способен различать понятия «по правде» и «понарошку». Опасаться смешения фантазий и реальности следует только тогда, когда у ребенка наблюдаются некоторые психологические проблемы — неуверенность в себе, навязчивые страхи или повышенная тревожность.
Воображение может способствовать развитию страхов и избавлению от них. Например, ребенок дошкольного возраста может нарисовать монстра, который будто бы находится под кроватью и сделать его веселым — раскрасить яркими красками или пририсовать бантики. Взрослым не следует ругать или критиковать малыша за его страхи. Вместо этого следует поговорить с ребенком о том, что его беспокоит и посидеть рядом с ним.
Развитию «страшных» фантазий способствует просмотр телевизора и компьютерные игры. Поэтому взаимодействие малыша до 5 лет с визуальным контентом следует ограничить. К тому же книги больше способствуют развитию воображения, чем мультики или видеоигры. Не следует ругать или критиковать ребенка за мысли «о розовых слонах» на уроке математики. Возможно, что его интерес вызывают не цифры, а гуманитарные предметы, такие, как история или литература.
Играя в игры и проявляя фантазию, ребенок самостоятельно учится отличать реальный мир от воображаемого. Поэтому, в большинстве случаев у взрослых нет повода опасаться, того, что он «уйдет» в него полностью. Безусловная польза детских фантазий заключается в развитии интеллекта и креативности, которые пригодятся ему в различных сферах деятельности.
Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Что такое хорошая история?
- Что ее отличает от других?
- Ясный и понятный сюжет
- Краткость
- Увлекательность
- Способность вызвать эмоциональный отклик
Сюжет истории должен быть понятен слушателю: логика героев должна быть ясна, а путь от обстоятельства, которое дало старт сюжету, к его развязке, — прямым. И чем короче будет история, тем лучше.
Нашему слушателю и читателю будет интересно, если ему близка ситуация, в которую попал герой, или же она вызывает у него сопереживание. Сопереживание у нас обычно возникает, когда у героя есть проблема, которая актуальна для нас самих. Тогда мы действительно будем волноваться, как же герой справится.
Разумеется, это не обязательно проблема поведения в саду или нежелание есть кашу. Даже маленькие дети способны создать ассоциативный ряд и заинтересоваться историей, где обстоятельства — чуждые, но проблема — своя, родная.
Например, история про крокодильчика, с которым не хотела дружить обезьянка, потому что крокодильчик не мог с ней лазить по деревьям, будет прекрасно понята малышом, у которого есть желание дружить, но не очень получается.
Как она отличается от взрослой?
Фантазия у детей и взрослых имеет свои отличительные особенности. У детей фантазия более яркая, свободная и богатая, чем у взрослых. Дети способны с легкостью погрузиться в мир вымысла и создать целые истории в своем воображении.
Одна из главных особенностей фантазии у детей — это ее безграничность. Дети не ограничиваются реальностью и могут придумывать самые невероятные истории, создавать свои миры и персонажей. Они могут играть роли различных профессий, животных или сказочных существ без каких-либо ограничений.
Детская фантазия также характеризуется большой эмоциональностью. Дети могут переживать свои придуманные истории настолько сильно, что иногда впадают в глубокое сопереживание или радость от событий, которых на самом деле не существует. Они видят мир изнутри своих созданных героев и играют в них со всей серьезностью и преданностью.
Еще одной особенностью детской фантазии является ее связь с реальным опытом или наблюдениями. Дети могут придумывать истории, основанные на своих впечатлениях от окружающего мира, играть в роли взрослых людей или повторять действия, которые видели в реальной жизни. Они используют свою фантазию для осмысления и понимания окружающего мира.
В отличие от детей, взрослые часто сталкиваются с ограничениями и рациональностью, что снижает их способность к творчеству и фантазии. Взрослая фантазия часто связана с прошлым опытом и основывается на реальных событиях. Взрослые могут придумывать возможные сценарии для будущих событий, решать проблемы и размышлять о различных вариантах развития ситуации.
Однако, взрослые могут восстановить и развить свою детскую фантазию, если им уделить время и внимание. Это может быть достигнуто через занятия творчеством, чтение фантастической литературы или взаимодействие с детьми
Взрослые также могут использовать фантазию для развития творческого мышления, нахождения новых решений и снятия стресса.
Таким образом, фантазия у детей и взрослых имеет свои уникальные особенности. Детская фантазия яркая, свободная и безграничная, а взрослая фантазия более рациональна и связана с реальным опытом
Важно развивать и поддерживать фантазию у детей, а также восстанавливать ее у взрослых для того, чтобы находить радость, творческие решения и гармонию в своей жизни
Инструменты для развития
1. Сказки и истории. Во многих семьях есть традиция: читать ребенку на ночь любимую сказку, но ведь можно заодно развивать воображение. Дочитайте книгу до определенного момента, предложите малышу подумать, чем закончится история. Сначала это будут просто догадки, потом перерастут в новые сказки, в которых появятся собственные герои, несуществующие страны, удивительные приключения. Преимущество игры «придумай историю» в том, что вы можете играть в нее не только дома перед сном, но и в очереди, в маршрутке или по дороге в садик. Придумывать сказку можно не только с настоящими героями, это могут быть неживые предметы, говорящие животные, вымышленные персонажи – чем больше креатива, тем лучше.
2. Наблюдения за людьми. Такая игра как «придумай жизнь» тоже прекрасно развивает фантазию. К примеру, вы увидели на улице мальчика с собакой: предложите ребенку подумать, какое имя подходит ребенку, есть ли у него семья, любимые занятия. Можно использовать для этих целей карточки и фотографии людей, которых ребенок не знает. Даже обычные предметы можно использовать не по назначению: к примеру, обычная палка. Попросите ребенка придумать, что можно сделать с ее помощью? – мы уверены, вы получите несколько неожиданных ответов вроде «играть в рыцарей» или «мерить лужи».
3. Игры по ролям. Что может быть проще чем готовое моделирование реальных ситуаций? К примеру, у врача. Если ваш ребенок хоть раз был в больнице, он уже знает, что делает доктор. Предложите поиграть во врача и больного, сначала пациентом будете вы, а кроха будет вас осматривать и ставить диагноз, потом поменяйтесь. Вариантов ситуаций для игры много: собираемся в путешествие, что ты с собой возьмешь? – ребенок будет перечислять предметы и называть для чего они ему. Играйте с ребенком только в случае, если вы и он хочет этого. Усталость и невнимательность крохи – не лучшие спутники игры, а если мама или папа постоянно отвлекается на свои дела, ребенку это вряд ли понравится. Игра есть игра, время для нее надо находить всегда, тем более, что это путь познания мира.
4. Устройте кукольный театр. Привлекайте родственников и друзей, совместными усилиями организовывайте хотя бы раз в пару недель кукольный театр. Пальчиковые куклы можно купить или сшить из подручных материалов, импровизированную «сцену» организовать из покрывала. Сначала показывайте коротенькие народные сказки, добавляя неожиданные элементы: оригинальные концовки или вовсе неизвестных персонажей. Постепенно усложняйте задачу, вместе с ребенком придумывайте свои истории, позволяйте ему выбрать понравившегося персонажа.
5. Воображаемый друг. Многие психологи практикуют подобные методики: люди, у которых были в детстве воображаемые друзья, более стрессоустойчивые, коммуникабельные. Ребенку воображаемый друг тоже может помочь: справиться с одиночеством, страхами, стрессами. Скажите ребенку, что когда мамы нет рядом, можно будет с другом советоваться перед принятием решений. Придумайте возраст, внешность друга, это будет увлекательная игра и полезное упражнение одновременно.
6. Тяга к прекрасному. С малых лет приобщайте ребенка к прекрасному: картины, раскраски, рисунки – все это развивает воображение. Поощряйте тяготение ребенка: если он лепит из пластилина или что-то рисует, расспросите, кого или что он лепит, как назовет своего героя. Попросите чадо нарисовать любимого сказочного героя или необычное существо, рассказать о нем. Хвалите ребенка, но в то же время иногда говорите, что он может лучше: если малыш будет думать, что он достиг совершенства, его развитие затормозится. Сочинять стихи, музыку, рассказы можно вместе с малышом: это одинаково полезно и взрослым, и крохе.
7. Подручные материалы. Мозаики, пазлы, конструкторы, кубики тоже развивают фантазию. Предложите ребенку собрать игрушку не по инструкции, а самостоятельно, довериться своим инстинктам. С помощью мозаики вместе выложите оригинальный узор, а из кубиков с животными создайте настоящий зоопарк. Интересная игра – «дорисуй рисунок». Можно сделать набросок, контур, или вовсе закорючку на листе бумаги, предложите ребенку самому дорисовать что-то необычное. Покажите на своем примере, как из простого крючка можно нарисовать гриб, машину или бабочку. Можно дорисовывать линии по очереди, описывать получившееся существо или растение – вариантов много.